Научная статья на тему 'Изменение содержания образовательной деятельности в условиях нового федерального государственного стандарта дошкольного образования'

Изменение содержания образовательной деятельности в условиях нового федерального государственного стандарта дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1371
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CONTENT OF EDUCATIONAL ACTIVITIES / EDUCATIONAL PRACTICE / JOINT EDUCATIONAL ACTIVITY / TARGETS / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА / СОВМЕСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОТКРЫТОЕ СОВМЕСТНОЕ ДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Токарева Татьяна Алексеевна

Рассматривается проблема современного состояния содержания образовательной деятельности в условиях реализации нового Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Анализируются педагогические технологии, наиболее часто применяемые педагогами-практиками дошкольных образовательных организаций для изменения образовательной деятельности в условиях детского сада. Выделяется открытое совместное действие педагога и ребенка как важная единица содержания дошкольного образования. Объясняется необходимость изменения образовательной деятельности старших дошкольников. В качестве значимой выделяется переориентация от знаний, умений, навыков как основных образовательных составляющих на новые образовательные единицы: совместное действие педагога и ребенка. Приводятся доводы о значимости свободы выбора ребенка при участии в образовательной деятельности: обеспечение ребенка возможностью проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, самостоятельно и осознанно делать выбор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Токарева Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGING OF EDUCATIONAL ACTIVITY IN CONDITIONS OF THE NEW FEDERAL STATE STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION

The article focuses on the current state of the content of educational activity in the conditions of implementation of the new federal state standard of preschool education. The author analyzes educational technologies, most commonly used by teachers of preschool educational institutions to change the conditions of the educational activities in kindergarten. Emphasizes the open joint activity of the teacher and the child as an important unit of the content of preschool education. Explaines the necessity of changing educational activity of the senior preschool children. Shows the significance of reorientation of knowledge and skills as the main educational components to the new educational units: the joint action of the teacher and the child. Provides the arguments about the importance of free choice of the child with participation in educational activities: the ability of the child to take the initiative and independence in different activities, independently and consciously make the choice.

Текст научной работы на тему «Изменение содержания образовательной деятельности в условиях нового федерального государственного стандарта дошкольного образования»

К 373.2.02 (14.23.09)

Т. А. Токарева

ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматривается проблема современного состояния содержания образовательной деятельности в условиях реализации нового Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Анализируются педагогические технологии, наиболее часто применяемые педагогами-практиками дошкольных образовательных организаций для изменения образовательной деятельности в условиях детского сада. Выделяется открытое совместное действие педагога и ребенка как важная единица содержания дошкольного образования. Объясняется необходимость изменения образовательной деятельности старших дошкольников. В качестве значимой выделяется переориентация от знаний, умений, навыков как основных образовательных составляющих на новые образовательные единицы: совместное действие педагога и ребенка. Приводятся доводы о значимости свободы выбора ребенка при участии в образовательной деятельности: обеспечение ребенка возможностью проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, самостоятельно и осознанно делать выбор.

Ключевые слова: содержание образовательной деятельности, образовательная практика, совместная образовательная деятельность, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, открытое совместное действие.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) требует от современных педагогов изменения образовательной деятельности. Меняются цели, задачи, меняется и содержание. Изменения эти необходимы в связи с необходимосттью перехода от «общезнаниевого» образования к образованию позитивной социализации и индивидуализации развития личности ребенка. Основной целью становятся не знания, умения, навыки, а проявления интереса, владения, стремления, выраженные в целевых ориентирах. Целевые ориентиры, с одной стороны, планируемые результаты, с другой - отражение содержания образования. В центре целевых ориентиров способности ребенка: проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; договариваться, учитывать интересы и чувства других; выражать свои мысли и желания; следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности; проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам и так далее [1].

Изменение целей и результатов требует от педагогов изменения содержания дошкольного образования, точнее, содержания образовательной деятельности в ДОО. С одной стороны, менять содержание деятельности вынуждает образовательный «заказ» родителей детей. Проведенные нами анкетирования родителей детей, посещающих подготовительные группы детского сада, а также групп подготовки к школе, организуемых при общеобразовательных школах и детских центрах, показали, что 90 % родителей считают главным в готовности к школе - умение читать, писать. Основным показателем работы педагогов видят исключительно умение вложить в ребенка знания, умения, навыки; 30 % кроме знаниевых ориентиров определяют значимым общение со сверстниками и педагогами. Лишь 3 % видят приоритетными любовь, уважение к ребенку, к его желаниям и позиция «друга» взро-

слого по отношению к воспитаннику. Это можно объяснить возросшей тревожностью родителей перед обучением в школе.

Если раньше для обеспечения усвоения программ начальной школы родители обращались к коммерческой помощи репетиторов, то сегодня образовался спрос на репетиторство как индивидуальную подготовку ребенка к школе, где главным выступают умения читать и писать. Конечно, родители хотят, чтобы этому научили педагоги ДОУ, в связи с чем педагоги проводят различную разъяснительную работу с родителями с целью снижения перегруженности ребенка (кроме детского сада дети посещают подготовку к школе на базе гимназий, школ, детских центров) с целью сбережения их психофизического развития. Разъяснение, что детей научат писать и читать в школе, не всегда успокаивает родителей. Из высказывания Марии К., мамы 35 лет, у которой первый ребенок закончил начальную школу, а второй на пороге поступления: «У меня нет сейчас возможности бросить все и заниматься уроками в первом классе. Как это было со старшим. Пусть он всему не торопясь научится до школы, чем потом такая нагрузка сразу». Олеся Д., 27 лет, первый ребенок поступает в школу: «Не верю, что будут учить добросовестно. Большинство детей умеют читать, кто с моим возиться будет?»

С другой стороны, наставления руководства и требования к аттестации вынуждают изменять образовательную деятельность, чтобы соответствовать современному уровню образования. Оказавшись втянутыми в изменения, педагоги осуществляют самостоятельный выбор содержательных изменений, используют различные технологии.

Популярные в дошкольном образовании педагогические технологии

Название технологии Цель Вид

Здоровьесбережение Обеспечить возможность сохранения здоровья ребенку, сформировать привычки здорового образа жизни Медико-профилактические (создание здоровьесберегаю-щей среды, обеспечение сохранения здоровья детей в ДОУ в сотрудничесте педагогов и медицинского персонала). Физкультурно-оздоровительные (укрепление здоровья детей и обеспечение условий для нормального физического развития). Социально-психологические (обеспечение нормального психического развития ребенка и позитивного эмоционально комфортного общения со взрослыми и сверстниками). Сенсорно-развивающие (обеспечение условий развития восприятия и формирования представлений о цвете, форме, величине, пространстве и т. д.)

Проектная деятельность Целенаправленная, спланированная деятельность для решения поисковых, исследовательских, практических задач образовательной деятельности Ролево-игровые (организация творческих игр, где дети входят в образ персонажей и принимают решения поставленной проблемы). Творческие (обеспечение возможности ребенку проявлять творчество в театрализованной, художественной, дизайнерской и другой деятельности). Исследовательско-творческие (организация различных экспериментов детей и оформление результатов в виде газет, драматизаций, книг, стендов и т. п.). Информационно-практико-ориентированные (организация сбора и реализации различной информации с ориентацией на социальные интересы)

Исследовательская деятельность Формирование интереса к поэтапному решению творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением Опыты и экспериментирование (исследование состояния и превращения веществ, движения воздуха, воды, свойства почвы и минералов, условий жизни растений). Классифицирование (различных видов растений, животных, строительных сооружений, профессий, транспорта и т. п.). Путешествия (изучение по карте в различных сторонах света, ландшафтов и их обитателей, частей света и их природных и культурных особенностей и т. п.). Путешествия во времени (изучение истории прошлого и настоящего человечества)

Информационно - коммуникативные технологии Сформировать основы информационной культуры ребенка Использование в организации занятий: - компьютера (программы с целью развития воображения, мышления, памяти; говорящие словари иностранных языков; простейшие графические редакторы; игры-путешествия; обучающие; использование мультимедийных презентаций т. п.); - интерактивной доски (создание и пользование флипчар-тов, использование ее для демонстрации творческой деятельности в области ИКТ); - принтера (печать и сканирование изображений для реализации творческой задумки детей); - фото- и видеоаппаратуры (фото- и видеозапись наблюдений и демонстрация экспериментов детей)

Портфолио дошкольника Общее представление и обобщение личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности Ознакомительное (фото ребенка, его фамилия, группа, родители, домашние любимцы, увлечения); рейтинговое (достижение побед и участие в определенной или всесторонней деятельности)

Рассмотрим на конкретном примере, как реализуются воспитателями технологии. Мы посетили итоговое мероприятие проекта «Планета Океан» (МАДОУ № 61, г. Томск, Марина Петровна К.), которым стало проведение открытого совместного мероприятия с участием детей, педагогов, родителей с одноименным названием. Итоговое мероприятие показало масштабность проделанной работы. Дети продемонстрировали знания по теме, которые они приобрели от реализованного проекта. Совместность педагогов, детей и родителей была заявлена основной целью. Но основной, на наш взгляд, выступила демонстрация родителям знаний детей.

Пример № 1 фрагмента занятия:

Дети и родители расположились отдельно. Родители на детских стульчиках в зоне ковра, а дети в центре группы, полукругом, перед ними мольберт и рядом стоящий педагог, держащий в руках глобус.

Марина Петровна задает детям вопросы: «Почему называют планету голубой? Какие океаны знаете на нашей планете? Какие крупные реки вы знаете? А есть ли дно у океанов?» Дети высказывают свое мнение, подняв руку; отвечают дети после того, как педагог назовет имя ребенка. Взрослый дает оценку: «Правильно! Молодец! Отлично!»

В данной ситуации можно наблюдать позицию педагога-руководителя [2-4], который предъявляет задание и впоследствии оценивает знание в ответе. Взаимодействие основано на монологовых приемах. Педагог говорит, дети и родители слушают, выполняют.

Пример № 2 фрагмента занятия:

Педагог читает сказку про воду, о ее значимости в жизни на планете Земля. По содержанию сказки проводится беседа в вопросно-ответной форме. Педагог спрашивает, ребе-

нок, имя которого назвала педагог, отвечает. В результате этой беседы взрослый подводит к согласию, что у воды нет вкуса, цвета, формы, запаха. У воды есть состояния: жидкая, твердая и газообразная. Высказывания детей отмечаются похвалой за проявленные знания: «Как много вы знаете. Молодцы!»

Другая позиция, которую мы наблюдали в данном случае, - это педагог-лидер. Взрослый инициирует деятельность, а дети являются ее соисполнителями, но не могут влиять на нее. Во взаимодействии используются приемы коллективного диалога. Дети и родители слушают и слышат друг друга. Имеют возможность установить невербальный контакт (же-стовый, мимический). Дети и взрослые чаще выполняют задания не совместно, а одновременно, одинаковые задания, но каждый выполняет самостоятельно. При работе в паре часто возникают ссоры, трудно дается и самостоятельный выбор партнера, поэтому педагог не предоставляет возможности выбора партнера (дети выполняют каждый самостоятельно или со своими родителями).

Пример № 3 фрагмента занятия:

«А можно изменить цвет, вкус, запах? Давайте проверим». Педагог дает карточки детям с изображением носа (запах), глаза (цвет), рта (вкус). Дети подходят к лабораторному столу, и каждый самостоятельно выполняет задание исходя из содержания карточек. Изменяют цвет, вкус или цвет и запах и т. п., добавляя различные ингредиенты (сахар, соль, перец, пищевые красители, специи). Выполнив, подходят к педагогу для оценки правильности выполнения. Оценивает педагог с привлечением родителей. Они пробуют на вкус, нюхают.

В данном примере ребенок опять в позиции исполнителя: что, как, зачем он делает, ему не совсем понятно. Главное - сделать все правильно и заслужить одобрение взрослых.

Приведенные примеры говорят о том, что изменение содержания дошкольного образования понимается как применение различных технологий, но цель их применения все та же - сформировать знания, умения, навыки. Реализация новых технологий, на наш взгляд, - это оболочка, внутри которой ничего не меняется: не меняется позиция ребенка, который отвечает на вопросы взрослого и выполняет его задания. Хотя согласно новому стандарту ребенок должен стать активным в выборе содержания своего образования, при содействии и сотрудничестве детей и взрослых ребенок - полноценный участник (субъект) образовательных отношений [5, 6].

Влиять на совместную деятельность дети могут только в открытом совместном действии педагога и ребенка. Только в открытом совместном действии дети сознательно проявляют инициативу, имея возможность пробовать, обсуждать, оформлять, участвовать, таким образом влиять на совместную деятельность. Дети вслушиваются в высказывания друг друга, реализуют позитивное общение, уважительное отношение друг к другу. Физически дети могу свободно передвигаться, их пространство для реализации образовательной деятельности расширено в пределах групповой комнаты. Педагог, учитывая интересы, желания, мнения ребенка, становится его партнером, равным участником.

Принципиальным вектором, который может изменить образовательную практику, - это выделение открытого совместного действия как единицы содержания образования. Когда совместность педагога и ребенка становится единицей образования, меняется вся образовательная практика. Когда педагоги держат совместность как ценность, прислушиваются к инициативе детей, родителей, они не задают направления деятельности «сверху»: «Завтра у нас праздник, оденьтесь красиво и принесите поделки из природного материала». При таком понимании совместной деятельности меняются формы ее организации [7]. Формы создаются всеми участниками совместной деятельности, по их личной инициативе, их

создание предполагает, что ты уже участник, так как что-то разрабатываешь, отслеживаешь, что-то создаешь.

Анализ ситуации изменения целей и результатов сегодняшнего дошкольного образования показал проблемы изменения содержания образования. Во-первых, переориентация от знаний, умений, навыков как от основных образовательных составляющих на новые образовательные единицы: совместное действие педагога и ребенка. Во-вторых, свобода выбора ребенка при участии в образовательной деятельности: обеспечение ребенка возможностью проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, самостоятельно и осознанно делать выбор.

Список литературы

1. Буравлева Н. А., Грицкевич Н. К. Личностное развитие дошкольников, школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта нового поколения // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 1 (142). С. 21-26.

2. Поздеева С. И. Открытое совместное действие педагога и ребенка: содержание, признаки, результаты // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 4 (119). С. 198-202.

3. Поздеева С. И. Начальная школа - пространство совместной деятельности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2003. Вып. 2 (34). С. 58-67.

4. Поздеева С. И. Открытое совместное действие педагога и ребенка как образовательная инновация // Переход к открытому образовательному пространству: колл. монография / под ред. Г. Н. Прозументовой. Ч. 2. Типологизация образовательных инноваций. Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 2009. С. 213-241.

5. Прозументова Г. Н. Педагогика совместной деятельности: смысловые контексты и образовательная реальность // Школа совместной деятельности: разработка образовательных программ в развивающейся школе / под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск: Дельтаплан, 2002. С. 4-16.

6. Прозументова Г. Н. Образование субъекта совместной деятельности - проблема изменения содержания образования в школе // Школа совместной деятельности: изменение содержания образования в развивающейся школе. Кн. 3 / под ред. Г. Н. Прозументовой, Е. Н. Ковалевской. Томск: UFO-press, 2001. 136 с.

7. Токарева Т. А. Эмоционально-игровой общий круг как форма организации совместной образовательной деятельности в условиях нового Федерального государственного стандарта дошкольного образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 7 (160). С. 9-15

Токарева Т. А., ст. преподаватель.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 18.02.2016. Т. А. Tokareva

CHANGING OF EDUCATIONAL ACTIVITY IN CONDITIONS OF THE NEW FEDERAL STATE STANDARD OF

PRESCHOOL EDUCATION

The article focuses on the current state of the content of educational activity in the conditions of implementation of the new federal state standard of preschool education. The author analyzes educational technologies, most commonly used by teachers of preschool educational institutions to change the conditions of the educational activities in kindergarten. Emphasizes the open joint activity of the teacher and the child as an important unit of the content of preschool education. Explaines the necessity of changing educational activity of the senior preschool children. Shows the significance of reorientation of knowledge and skills as the main educational components to the new educational units: the joint action of the

teacher and the child. Provides the arguments about the importance of free choice of the child with participation in educational activities: the ability of the child to take the initiative and independence in different activities, independently and consciously make the choice.

Key words: content of educational activities, educational practice, joint educational activity, targets, federal state educational standard of preschool education.

References

1. Buravlyeva N. A., Gritskevich N. K. Lichnostnoye razvitiye doshkol'nikov, shkol'nikov v usloviyakh realizatsii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta novogo pokoleniya [Personality development of pupils in the implementation of the federal state educational standard of the new generation]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, no. 1 (142), pp. 21-26 (in Russian).

2. Pozdeeva S. I. Otkrytoye sovmestnoye deystviye pedagoga i rebenka: soderzhaniye, priznaki, rezul'taty [Open joint programme of teacher and child: content, evidence, results]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2012, no. 4 (119), pp. 198-202 (in Russian).

3. Pozdeeva S. I. Nachal'naya shkola - prostranstvo sovmestnoy deyatel'nosti [Elementary school is the field of joint activity]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2003, no. 2 (34), pp. 58-67 (in Russian).

4. Pozdeeva S. I. Otkrytoye sovmestnoye deystviye pedagoga irebenka kak obrazovatelnaya innovatsiya. Perekhod k otkrytomu obrazovatel'nomu prostranstvu: kollektivnaya monografiya / pod red. G. N. Prozumentovoy. Ch. 2. Tipologizatsiya obrazovatelnykh innovatsiy [An open joint action of the teacher and a child as an educational innovation. Transition to open educational space: collective monograph. Ed. by G. N. Prozumentova. Part 2. Tipologization of educational innovations]. Tomsk, Tomskiy gos. un-t Publ., 2009. Pp. 213-214 (in Russian).

5. Prozumentova G. N. Pedagogika sovmestnoy deyatelnosti: smyslovye konteksty i obrazovatel'naya real'nost [Pedagogics of a joint activity: semantic contexts and educational reality]. Shkola sovmestnoy deyatelnosti: razrabotka obrazovatelnykh programm v razvivayushcheysya shkole /pod red. G. N. Prozumentovoy [School of joint activity: the development of educational programs at the developing school. Ed. by G. N. Prozumentova]. Tomsk, Del'taplan Publ., 2002. Pp. 4-16 (in Russian).

6. Prozumentova G. N. Obrazovaniye sub"ekta sovmestnoy deyatel'nosti - problema izmeneniya soderzhaniya obrazovaniya v shkole [Education of subject of joint activities as the problem of changing the content of education at school]. Shkola sovmestnoy deyateknosti: izmeneniye soderzhaniya obrazovaniya v razvivayushcheysya shkole. Kn. 3 / pod red. G. N. Prozumentovoy, E. N. Kovalevskoy [School of joint activities: content changing of education in developing school. Book 3. Ed. by G. N. Prozumentova, E. N. Kovalevskaya]. Tomsk, UFO-press Publ., 2001. 136 p. (in Russian).

7. Tokareva T. A. Emotsional'no-igrovoy obshchiy krug kak forma organizatsii sovmestnoy obrazovatel'noy deyatel'nosti v usloviyakh novogo federal'nogo gosudarstvennogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya [Emotional and game general range as a form of organization of a joint educational activity in the conditions of recent federal state standard of preschool education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, no. 7 (160), pp. 9-15 (in Russian).

Tokareva T А.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.