Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЕСТИБУЛЯРНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТУРИЗМОМ'

ТЕХНОЛОГИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЕСТИБУЛЯРНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТУРИЗМОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ТУРИЗМ / ВЕСТИБУЛЯРНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панова Ирина Петровна, Панов Сергей Федорович, Чеботарев Андрей Викторович, Косенков Даниил Викторович

В статье дана оценка эффективности технологии совершенствования вестибулярной устойчивости, проявившейся в положительных и достоверных адаптивных сдвигах сердечно-сосудистой системы к вращательным нагрузкам у студентов, занимающихся туризмом. Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что авторская технология совершенствования вестибулярной устойчивости в дальнейшем может быть рекомендована к использованию в учебнотренировочном процессе спортсменов-туристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панова Ирина Петровна, Панов Сергей Федорович, Чеботарев Андрей Викторович, Косенков Даниил Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY FOR IMPROVING VESTIBULAR STABILITY AMONG THE STUDENTS INVOLVED IN TOURISM

The article evaluates the effectiveness of the technology for improving vestibular stability, which manifested itself in positive and reliable adaptive shifts of the cardiovascular system to rotational loads among students involved in tourism. The practical significance of this research lies in the fact that the author's technology for improving vestibular stability in the future can be recommended for use in the educational and training process of sportsmen-tourists.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЕСТИБУЛЯРНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТУРИЗМОМ»

ference, April 30, 2018, Smolensk, pp. 67-76.

7. Pavlov, V.A. and Rogov, O.S. (2018), "Correlations of impedance studies of the cardiovascular system with changes in the number of amino acids-adaptogens in the blood of athletes of different sports", Actual problems in the field ofphysical culture and sports: Materials of the All-Russian Scientific and practical conference with international participation dedicated to the 85th anniversary of the Federal State Budgetary Institution SPbNIIFK. In 2 volumes, St. Petersburg, pp. 220-223.

8. Pavlov, V.A. and Doronin, A.I (2015), "The role of dicarboxylic amino acids in the formation of an athlete", Problems of physical education: content, methodology, organization: materials of the IV International Scientific Congress dedicated to the 45th anniversary of the Ural State University of Physical Culture (Chelyabinsk, November 13-14, 2015): in 2 vols., Publishing Center Ural Academy, Chelyabinsk, Vol. 1, pp. 413-416.

Контактная информация: end@sport-ural.ru

Статья поступила в редакцию 12.02.2021

УДК 796.524+796.011.3

ТЕХНОЛОГИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЕСТИБУЛЯРНОЙ

УСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТУРИЗМОМ Ирина Петровна Панова, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Федорович Панов, доктор биологических наук, доцент, Андрей Викторович Чеботарев, кандидат педагогических наук, Даниил Викторович Косенков, студент, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского

Аннотация

В статье дана оценка эффективности технологии совершенствования вестибулярной устойчивости, проявившейся в положительных и достоверных адаптивных сдвигах сердечно-сосудистой системы к вращательным нагрузкам у студентов, занимающихся туризмом. Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что авторская технология совершенствования вестибулярной устойчивости в дальнейшем может быть рекомендована к использованию в учебно-тренировочном процессе спортсменов-туристов.

Ключевые слова: студенты, туризм, вестибулярная устойчивость, учебно-тренировочный процесс.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p244-248

TECHNOLOGY FOR IMPROVING VESTIBULAR STABILITY AMONG THE STUDENTS INVOLVED IN TOURISM Irina Petrovna Panova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Sergey Fedo-rovich Panov, the doctor of biological sciences, senior lecturer, Andrey Viktorovich Chebotar-ev, the candidate of pedagogical sciences, Daniil Viktorovich Kosenkov, the student, Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University

Abstract

The article evaluates the effectiveness of the technology for improving vestibular stability, which manifested itself in positive and reliable adaptive shifts of the cardiovascular system to rotational loads among students involved in tourism. The practical significance of this research lies in the fact that the author's technology for improving vestibular stability in the future can be recommended for use in the educational and training process of sportsmen-tourists.

Keywords: students, tourism, vestibular stability, educational and training process.

ВВЕДЕНИЕ

Рациональная поза тела спортсмена является главным при выполнении такого типа двигательных действий, в основе которых лежит уровень развития сенсомоторной коор-

динации (в частности показателей вестибулярной устойчивости и чувствительности, пространственной ориентировки, статодинамической устойчивости) [1, 3, 4].

Анализ научно-методической литературы в области спортивного туризма показывает, что достаточно глубоко раскрываются вопросы совершенствования технической и физической подготовленности и лишь косвенно затрагиваются вопросы тренировки вестибулярного анализатора спортсменов [2, 5].

Специфика прохождения маршрута в спортивном туризме требует у спортсмена наличие высокой устойчивости вестибулярного аппарата и высокого уровня развития ко -ординационной подготовки, которые связаны с удержанием равновесия в сложных условиях различного рельефа местности и меняющихся природных катаклизм. В частности основной причиной аварийных ситуаций в походах является слабая техническая подготовленность, низкий уровень устойчивости вестибулярного анализатора и координационных способностей. Несмотря на все вышесказанное, исследований, специально направленных на изучение состояния вестибулярного анализатора, а также технологий его развития недостаточно и данная проблема пока еще не нашла должного отражения в литературе и практике спорта.

Данная проблема возникает и при занятиях спортивным туризмом со студентами высших учебных заведений, где группы комплектуются на добровольных началах из желающих разного пола и возраста и разного уровня физической подготовленности. Для студентов, занимающихся спортивным туризмом, также необходимо уверенно владеть балансированием и иметь хорошую вестибулярную устойчивость, что в свою очередь создает предпосылки для успешного освоения техники передвижения по различным рельефам местности [5].

Цель исследования - изучить эффективность технологии совершенствования вестибулярной устойчивости у студентов 1-У курсов педагогического университета, занимающихся туризмом.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского». Для формирования исследовательской группы (ИГ) было проведено «входное» тестирование по пробе Минь-ковского, в которую вошли студенты обоих полов (п=13), имевших нарушение функционального состояния вестибулярного анализатора. У остальных 5 студентов не было выявлено «шаткой» походки после выполнения пробы, что говорит о нормальном функциональном состоянии вестибулярного анализатора.

Учебно-тренировочный процесс по спортивному туризму состоял из 3-х занятий в недельном микроцикле длительностью по 1,5 часа, которые проходили в спортивном зале по традиционной методике тренировочного процесса, на основе рекомендаций рабочих программ по спортивному туризму. Испытуемые ИГ стали посещать 1 раз в неделю гимнастический зал, где с ними поводились занятия по экспериментальной технологии длительностью 60 минут.

В подготовительной части тренировки по экспериментальной технологии разминка в движении проходила по периметру всего гимнастического зала. Например, беговые шаги по поролоновой яме - выполнение 3-5 вращений (каждый по 360°) - беговые шаги по батуту - выполнение на гимнастическом ковре 8-10 вращений вокруг горизонтальной оси - беговые шаги по гимнастической скамейке. Общеразвивающие упражнения в положении стоя выполнялись на гимнастической скамье, на низком, среднем и высоком бревнах.

В основной части тренировки выполнялись акробатические упражнения и упражнения на батуте. В заключительной - асаны йоги, выполняемые вниз головой или с наклоном головы и с удержанием позы 15-60 с.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

После выполнения исходного тестирования мы получили данные, показывающие, что уровень развития вестибулярной устойчивости студентов ИГ находился на очень низком уровне. Исходя из опроса испытуемых после выполнения данных проб, мы выяснили, что все они испытывали головокружение и даже тошноту.

Проведенный нами педагогический эксперимент позволил получить определенную картину изменения функционального состояния вестибулярной устойчивости студентов (таблица).

Таблица - Динамика показателей уровня развития вестибулярной устойчивости студентов (п=13) в ходе эксперимента_

№ п/п Тесты Показатели в среднегрупповом значении

До эксперимента После эксперимента Достоверность различий

1 Проба Яроцкого, с 13,3±3,7 25,1±2,3 p<0,01

2 Проба Шлёмина, балл 2,7±0,2 4,2±0,1 p<0,01

3 Проба Воячека, балл 3,3±0,2 2,0±0,3 p<0,05

4 Проба Ромберга, с 10,1±2,9 15,1±2,9 p<0,05

5 Проба Бирюк, с 4,6±0,3 9,7±0,2 p<0,01

6 Проба Болобана, см 33,7±3,2 16,4±2,3 p<0,01

Примечание: р - достоверность различий по 1-критерию Стьюдента (для зависимой группы); п - количество участников

Из данных, приведенных в таблице, установлено, что результаты по всем показателям вестибулярной устойчивости студентов ИГ изменились в сторону улучшения (при р<0,01-0,05). В частности при исследовании функционального состояния вестибулярного анализатора по пробе Яроцкого, мы наблюдаем ярко выраженную, позитивную картину в приросте показателей. Если до начала эксперимента наши испытуемые после выполнения круговых вращений головой в одну сторону сохраняли устойчивое равновесие всего лишь 13,3±3,7 с, то после эксперимента данный показатель улучшился практически в 2 раза и составил 25,1±2,3 с.

Анализируя состояние вестибулярного анализатора и умения управлять своими движениями по пробе Шлёмина, мы наблюдаем похожую картину в достоверном при р<0,01 приросте показателей. Перед экспериментом показатель составил всего 2,7±0,2 балла, тогда как после эксперимента данный показатель улучшился практически в 2 раза и составил 4,2±0,1 балла. Отклонение от линии при выполнении кувырков в среднем составило 10-13 см. Выполнение прыжка было более с точным приземлением лишь с небольшим отставлением ноги в сторону.

Далее мы рассмотрим степень реакции сердечно-сосудистой системы у студентов ИГ на вращение по пробе Воячека. Мы получили следующие результаты: 3 участника эксперимента перешли из III в I степень реакции; 4 - из IV в III; 6 - из III во II. Такие данные свидетельствуют об адаптации сердечно-сосудистой системы испытуемых к вращательным движениям.

Анализ показателя координации движений, основанной на определении способности человека, сохранять равновесие при отсутствии коррекции со стороны зрительного анализатора по тесту «проба Ромберга» указывают на положительные достоверные изменения в нашей группе. Если до начала эксперимента у наших испытуемых данная способность составила 10,1±2,9 с, то после эксперимента данный показатель улучшился на 1,3 балла и составил 15,1±2,9 сек, с демонстрацией твердой устойчивой позы при отсутствии тремора пальцев и век.

Анализ динамики показателей по пробе Болобана показал отклонения от линии при ходьбе после выполнения 5 поворотов в положении наклона вперед за 5 с в круге диаметром 70 см - 16,4±2,3 см, тогда как до эксперимента результат был в 2 раза хуже (33,7±3,2 см). Сравнивая полученные нами данные по всем тестам с нормативными показателями, мы наблюдаем их сближение, а в пробе Яроцкого и пробе Ромберга - даже пре-

вышение (рисунок).

балл; с; см 35

33,7

30 25 20 15 10 5 0

25,1 25

13,3

20

15,1 15

10,1

2,7

4,2 5

3,3

0,1

9,7

4,6

16,4

проба проба проба Воячека проба проба Бирюк проба

Яроцкого Шлемина Ромберга Болобана

□ до □ после □ норматив

Рисунок - Динамика показателей вестибулярной устойчивости у студентов, занимающихся туризмом, в ходе

эксперимента

Материалы наших исследований свидетельствуют о том, что при направленной вестибулярной тренировке специальными физическими упражнениями координационной направленности прирост результатов по всем тестам в процентном отношении в ИГ составил 65,8%. Самый значимый прирост в показателях наблюдается при тестировании по пробе Яроцкого и пробе Бирюк. По нашему мнению данный факт можно объяснить достаточной простотой и доступностью исполнения данных проб.

ВЫВОДЫ

Таким образом, перспективным направлением спортивной подготовки студентов, занимающихся туризмом, является внедрение экспериментальной технологии совершенствования вестибулярной устойчивости в учебно-тренировочный процесс.

Целесообразно и в дальнейшем продолжать исследования по изучению влияния вестибулярной тренировки специальными физическими упражнениями координационной направленности на показатели вестибулярной устойчивости.

ЛИТЕРАТУРА

1. К вопросу диагностики координационных способностей и вестибулярной устойчивости высококвалифицированных горнолыжников / Н.Д. Алексеева, Н.А. Зиновьев, А.Н. Зиновьев, М.В. Давыдов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 3 (181). - С. 10-12.

2. Магомедов Р.Р. Техническая подготовка горных туристов на основе целенаправленного развития функции вестибулярного аппарата : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Магомедов Руслан Расулович. - Ставрополь, 1998. - 24 с.

3. Совершенствование пространственной ориентировки курсантов как один из факторов обучения техники борьбы / С.Ф. Панов, А.В. Березнев, П.В. Кравцевич, И.П. Панова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2017. - №1. - С. 69-76.

4. Совершенствование защитного элемента в волейболе - «падение на грудь», как развернутого психомоторного акта / А.А. Ржанов, А.И. Несмеянов, И.С. Загородникова, Е.А. Власов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 9 (187). - С. 319-323.

5. Роледер Л.Н. Особенности занятий спортивным туризмом в вузе / Л.Н. Роледер // Молодой ученый. - 2016. - №5. - С. 772-774.

REFERENCES

1. Alekseeva, N.D., Zinovyev, N.A., Zinovyev, A.N. and Davydov, M.V. (2020), "On the issue of diagnostics of coordination abilities and vestibular stability of highly qualified skiers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 181, No. 3, pp. 10-12.

2. Magomedov, R.R. (1998), Technical training of mountain tourists on the basis ofpurposeful development of the function of the vestibular apparatus, dissertation, Stavropol.

3. Panov, S.F., Bereznev, A.V., Kravtsevich, P.V. and Panova, I.P. (2017), "Improving the spatial orientation of cadets as one of the factors in teaching wrestling techniques", Bulletin of the Tula State Uni-

5

versity. Physical education. Sport, No. 1, pp. 69-76.

4. Rzhanov, A.A., Nesmeyanov, A.I., Zagorodnikova, I.S. and Vlasov, E.A. (2020), "Improving the protective element in volleyball - "falling on the chest" as a deployed psychomotor act", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 187, No. 9, pp. 319-323.

5. Roleder L.N. (2016), "Features of sports tourism at the university", Young Scientist, No. 5, pp. 772-774.

Контактная информация: kafedrasporta@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.02.2021

УДК 796.011.3:796.015.68

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СОВРЕМЕННЫМИ ЭЛЕКТРОННЫМИ ПРИЛОЖЕНИЯМИ И УСТРОЙСТВАМИ

Николай Юрьевич Патаркацишвили, старший преподаватель, Сибирский федеральный университет, Красноярск; Дмитрий Александрович Завьялов, доктор педагогических наук, профессор, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Красноярск; Роман Самирович Исаев, преподаватель, Сибирский федеральный университет, Красноярск; Андрей Владимирович Бикбулатов, старший преподаватель, Сибирский федеральный университет, Красноярск, Красноярский институт железнодорожного транспорта - филиал Иркутского государственного университета путей сообщения; Светлана Александровна Михайлова, старший преподаватель, Сибирский федеральный университет, Красноярск

Аннотация

Целью исследования было, изучить влияние мобильных, интерактивных, электронных и другие современные компьютерные устройства, способствующие для мотивации учащихся к физической активности. Для данного изучения был проведен опрос и анкетирование студентов Сибирского федерального университета в г. Красноярск, всех учебных групп занимающихся прикладной физической культурой в двух учебных корпусах, гуманитарные науки и юриспруденция. Так же студенты проявили целевой интерес к совершенствованию и дальнейшему продвижению современных средств и устройств, для занятий физической культурой в высших учебных заведениях. Исследование показало, что использование студентами электронных гаджетов в виде устройств и приложений во время физической активности в вузе хорошо развито, но недостаточно широко распространено использование в группах по прикладной физической культуре. Однако рекомендации по их правильному использованию и предназначению вызывают интерес у значительной части респондентов, выразивших доверие и необходимость внедрения современных устройств в учебный процесс в высшем образовательном учреждении на дисциплине «Прикладная физическая культура и спорт».

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, выносливость, работоспособность, мотивация, общая физическая подготовка, физическая активность, физическая культура, мобильные устройства, электронные приложения, смартфоны, гаджеты, эффективность, интеграция в учебный процесс.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p248-253

STUDENTS' MOTIVATION FOR PHYSICAL EDUCATION WITH MODERN ELECTRONIC APPLICATIONS AND DEVICES

Nikolay Yurievich Patarkatsishvili, the senior teacher, Siberian Federal University, Krasnoyarsk; Dmitry Alexandrovich Zavyalov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev; Roman Samirovich Isaev, the teacher, Siberian Federal University Krasnoyarsk; Andrey Vladimirovich Bikbulatov, the senior teacher, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Krasnoyarsk Institute of Railway Transport - branch of the Irkutsk State University ofRailways; Svetlana Alexandrovna Mi-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.