СПОРТ
УДК 796.966 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-10209
ФОРМИРОВАНИЕ ВЕСТИБУЛЯРНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У ХОККЕИСТОВ 12-13 ЛЕТ
А.Р. Даянова, Е.И. Яшина, А.М. Банников
Предложена методика формирования вестибулярной устойчивости с применением технических приемов, выполняемых в условиях, затрудняющих равновесие и связанных с вращением в разных плоскостях. Доказана ее эффективность, подтверждающая достоверное снижение способности к произвольному управлению вестибулярной устойчивости и длительности вестибулярной реакции.
Ключевые слова: хоккей, технические приемы, вестибулярная устойчивость, спортсмен, тренировка, вестибулярный анализатор.
Современный уровень спортивных достижений в хоккее, интенсивность действий хоккеистов на льду, связанных с движениями и перемещениями спортсмена в пространстве подвергают вестибулярный аппарат постоянным воздействиям различного рода ускорений [1, 3].
Вестибулярный анализатор формируется и развивается одним из первых и в дальнейшем оказывает влияние на развитие других анализаторных систем. В этом отношении понятен большой интерес, вызываемый у исследователей вопрос о развитии вестибулярной устойчивости, прежде всего, в видах спорта, требующих высокой координации движений, к которым относится хоккей [4, 8].
В то же время уровень технического мастерства игрока во многом зависит от способности быстро набирать скорость и маневрировать без ее снижения. Поэтому столкновение с бортами, воротами и другими игроками достаточно часто приводит к повреждениям различной степени тяжести [5-7].
Прогресс в спорте требует неустанного поиска неиспользованных резервов, новых более эффективных средств и методов подготовки. Одним из недостаточно изученных вопросов в спортивной практике является вопрос о значении и влиянии вестибулярной устойчивости на многолетнем этапе овладения спортивным мастерством [5, 8].
Вместе с тем, трудно переоценить роль вестибулярного анализатора в овладении и совершенствовании техники, в развитии физических качеств. Однако в тренировочном процессе юных хоккеистов недоста-точно уделено внимания специальной тренировке вестибулярного анализатора [1, 3, 4].
Цель исследования: обосновать эффективность разработанной методики, направленной на формирование вестибулярной устойчивости хоккеистов 12-13 лет.
Методы и организация исследования. Для достижения поставленной цели в работе использовались следующие методы исследования: тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики. С целью выявления эффективности использования разработанной методики, направленной на формирование вестибулярной устойчивости хоккеистов 12-13 лет, на базе МАУ СШ №3 им. М.М. Азаматова ГО г. Уфы был проведен педагогический эксперимент. В исследовании принимали участие 24 хоккеиста 12-13 лет, которые были разделены на 2 группы - экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) по 12 чел. в каждой [2].
Педагогическое тестирование проводилось для определения уровня вестибулярной устойчивости у хоккеистов 12-13 лет до и после педагогического эксперимента посредством динамического стабиллографического теста «Эвольвента» - оценка способности к произвольному управлению вертикальной позой в ответ на зрительные воздействия, пробы Ромберга с открытыми и закрытыми глазами - оценка вестибулярной устойчивости, определения длительности вестибулярной иллюзии противовращения (ВИП) по методике Б.В. Толоконникова - вестибулосенсорная реакция.
Для достижения цели нашего исследования была разработана методика, направленная на формирование вестибулярной устойчивости в процессе совершенствования технических действий у хоккеистов 12-13 лет, применяемая в экспериментальной группе.
Структура отдельного тренировочного занятия соответствовала общепринятой в теории и практике спортивной тренировки и включала в себя подготовительную, основную и заключительную части. Основная часть занятия экспериментальной группы составляла 70 % времени, в начале основной части занятия была включена разработанная методика, направленная на формирование вестибулярной устойчивости в процессе совершенствования технических действий у хоккеистов 12-13 лет.
Тренировочные занятия в обеих группах проходили по программе групп тренировочного этапа первого года обучения - недельный объем нагрузки 12 часов.
Форма, характер нагрузки, средства и методы формирования вести -булярной устойчивости в процессе совершенствования технических действий у хоккеистов 12-13 лет в контрольной и экспериментальной группах были относительно одинаковыми, но в экспериментальной группе использовалась разработанная методика. Перед началом каждой тренировки в группах в обязательном порядке сообщались задачи тренировки и конкретизировалось ее содержание (какие, в какой последовательности, количество выполняемых упражнений). Исследование было спланировано и проведено с соблюдением основных принципов его выполнения, на
специально-подготовительном и соревновательном этапах и длилось с сентября по декабрь 2019 г. в течение 16 недель.
Занятия в экспериментальной группе проводились по расписанию четыре раза в неделю продолжительностью по три учебных часа. Разработанная методика, направленная на формирование вестибулярной устойчивости в процессе совершенствования технических действий, применялась три раза в недельном микроцикле в начале основной части тренировочного занятия:
1-й день недельного микроцикла - формирование вестибулярной устойчивости хоккеистов 12-13 лет и совершенствование технического действия - повороты;
2-й день недельного микроцикла - формирование вестибулярной устойчивости хоккеистов 12-13 лет и совершенствование технического действия - ведение;
3-й день недельного микроцикла - формирование вестибулярной устойчивости хоккеистов 12-13 лет и совершенствование технического действия - торможение.
Ход научного исследования. При помощи корреляционного анализа нами выявлены статистически достоверные взаимосвязи между техниче -скими действиями (силовое единоборство, торможение, ведение) и вестибулярной устойчивостью юных хоккеистов. На основе полученных результатов исследования и данных научно-методической литературы обосновано включение в тренировочный процесс, направленный на формирование вестибулярной устойчивости в процессе совершенствования технических действий у хоккеистов 12-13 лет, технических действий, выполняемых в условиях, затрудняющих равновесие и связанных с вращением в разных плоскостях. Далее разработана и внедрена в тренировочный процесс методика формирования вестибулярной устойчивости в процессе совершенствования технических действий у хоккеистов 12-13 лет, включающая технические действия, выполняемые в условиях, затрудняющих равновесие и связанные с вращением в разных плоскостях.
Результаты исследования и их обсуждение. До проведения исследования показатели уровня вестибулярной устойчивости у хоккеистов 12-13 лет контрольной и экспериментальной групп достоверных различий не имели. Результаты представлены в табл. 1.
Тест «Эвольвента» в контрольной группе находился на уровне MidErrY - 9,8±0,68 мм, а в экспериментальной - 9,9±0,57 мм; на уровне MidErrX - 8,21±0,48 и 8,37±0,36 мм ф>0,05) соответственно.
Показатель пробы Ромберга в контрольной группе составлял 223,7±4,8 раза, а в экспериментальной - 225,6±5,1 раза ф>0,05).
Данные теста ВИП в контрольной группе находились на уровне 17,1±0,7 с, а в экспериментальной - 17,3±0,5 с ф>0,05).
Таблица 1
Показатели вестибулярной устойчивости у хоккеистов 12-13 лет контрольной и экспериментальной групп до эксперимента, М±т
Показатель КГ ЭГ Р
Тест «Эвольвента», мм MidErrY 9,8±0,68 9,9±0,57 >0,05
MidErrX 8,21±0,48 8,37±0,36 >0,05
Проба Ромберга, кол-во раз 223,7±4,8 225,6±5,1 >0,05
ВИП, с 17,1±0,7 17,3±0,5 >0,05
Примечание: р - достоверность различий до и после эксперимента (<0,05);
М - среднее арифметическое значение; ±т - ошибка среднего арифметического значения.
По окончании педагогического эксперимента было проведено повторное исследование показателей вестибулярной устойчивости, в результате которого было выявлено, что данные теста «Эвольвента» у хоккеистов 12-13 лет контрольной и экспериментальной групп имели положительную динамику (табл. 2).
Таблица 2
Показатели вестибулярной устойчивости у хоккеистов 12-13 лет контрольной и экспериментальной групп после эксперимента, М±т>
Показатель КГ ЭГ Р
Тест «Эвольвента», мм MidErrY 9,3±0,53 8,18±0,29 <0,05
MidErrX 7,8±0,32 6,92±0,35 <0,05
Проба Ромберга, кол-во раз 210,5±5,9 209,3±5,6 >0,05
ВИП, с 16,6±0,6 15,1±0,7 <0,05
Примечание: р - достоверность различий до и после эксперимента (<0,05);
М - среднее арифметическое значение; ±т - ошибка среднего арифметического значения.
Так, у хоккеистов 12-13 лет показатель MidErrY в контрольной группе находился на уровне 9,3±0,53 мм, а в экспериментальной -8,18±0,32 мм; показатель MidErrX в контрольной группе - 7,8±0,32 мм, а в экспериментальной - 6,92±0,35 мм (р<0,05).
Данные пробы Ромерга в контрольной группе составляли 210,5±5,9 раза, а в экспериментальной - 209,3±5,6 раза (р<0,05).
Показатель теста ВИП в контрольной группе находился на уровне 16,6±0,6 с, а в экспериментальной - 15,1±0,7 с (р<0,05).
Таким образом, установлена эффективность разработанной методики, направленной на формирование вестибулярной устойчивости у хоккеистов 12-13 лет, обусловленная достоверным снижением способности к произвольному управлению вестибулярной устойчивости и длительности вестибулярной реакции (р<0,05).
Список литературы
1. Ахмедзянов М.Г. Сравнительный анализ динамики подготовки и тренировочных нагрузок как предпосылка управления спортивным совершенствованием юных хоккеистов 15-16-летнего возраста в соревновательном периоде: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск: СибГУФК, 2014. 26 с.
2. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие. М.: Академия, 2002. 264 с.
3. Лукшин С.Н. Особенности физической подготовки хоккеистов в 15-16 лет на этапах подготовительного периода: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.: РГУФКСМТ, 2012. 24 с.
4. Масляков А.В. Специфика совершенствования координационных способностей при занятиях хоккеем // Теория и практика физической культуры. 2003. № 4. С. 33-34.
5. Назаренко А.С. Влияние вестибулярного раздражения на двигательную функцию в различных видах спорта: автореф. дис. ... канд. биол. наук. Набережные Челны, 2010. 24 с.
6. Павлова Н.В., Харитонова Л.Г., Русакова Н.Г. Особенности формирования пространственного воспитания и статического равновесия у хоккеистов 11-18 лет // Вопросы функциональной подготовки в спорте высших достижений. 2014. Т.2. С. 11-18.
7. Худяков Г.Г., Белоедов А.В., Ярушин С.А. Развитие вестибулярного анализатора спортсменов 14-15 лет посредством игровой деятельности // Вестник ЧГУ. 2014. № 4(33). С. 105-109.
8. Шестаков М.П., Назаров А.П., Черенков Д.Р. Специальная физическая подготовка хоккеиста: учеб. пособие. М.: СпортАкадемПресс, 2000. 141 с.
Даянова Альбина Ривгатовна, канд. биол. наук, доц., зав. кафедрой, акЪепа05@, mail.ru, Россия, Уфа, Башкирский институт физической культуры (филиал) Уральского государственного университета физической культуры,
Яшина Елена Ивановна, старший преподаватель, е. i.yashina@ mail.ги, Россия, Уфа, Башкирский институт физической культуры (филиал) Уральского государственного университета физической культуры,
Банников Андрей Михайлович, магистрант, dron2244@yandex. т. Россия, Уфа, Башкирский институт физической культуры (филиал) Уральского государственного университета физической культуры
FORMATION OF VESTIBULAR STABILITYHOCKEYERS 12-13 YEARS OLD A.R. Dayanova, E.I. Yashina, A.M. Bannikov
A technique is proposed for the formation of vestibular stability on the basis of techniques performed in conditions that impede equilibrium and are associated with rotation in different planes. Its effectiveness is proved, confirming a significant decrease in the ability to voluntarily control vestibular stability and the duration of the vestibular reaction.
Key words: hockey, techniques, vestibular stability, athlete, training, vestibular analyzer.
Danova Albina Rishatovna, candidate of biological sciences, associate professor, head Department, akhena()5 amail. ru, Russia, Ufa, Bashkir Institute of Physical Culture (branch) of Ural State University of Physical Culture,
Yashina Elena Ivanovna, senior lecturer, e. i.\>ashina amail. ru, Russia, Ufa, Bashkir Institute of Physical Culture (branch) of Ural State University of Physical Culture,
Bannikov Andrey M., undergraduate, dron2244@yandex. ru, Russia, Ufa, Bashkir Institute of Physical Culture (branch) of Ural State University of Physical Culture
References
1. Ahmedzyanov M.G. Sravnitel'nyj analiz dinamiki podgotovki i trenirovochnyh nagruzok kak predposylka upravleniya sportivnym sovershenstvovaniem yunyh hokkeistov 15-16-letnego vozrasta v sorevnovatel'nom periode [A comparative analysis of the dynamics of training and training loads as a prerequisite for managing the sports development of young hockey players 15-16 years of age in the competitive period]: author. dis. ... cand. ped. sciences. Omsk: SibGUFK, 2014. 26 p.
2. Zheleznyak Yu.D., Petrov P.K. Osnovy nauchno-metodicheskoj deyatel'nosti v fizicheskoj kul'ture i sporte [Fundamentals of scientific and methodological activities in physical education and sports]: textbook. allowance. M.: Academy, 2002. 264 p.
3. Lukshin S.N. Osobennosti fizicheskoj podgotovki hokkeistov v 15-16 let na etapah podgotovitel'nogo perioda [Features of physical training of hockey players in 15-16 years at the stages of the preparatory period]: abstract. dis. ... cand. ped. sciences. M.: RGUFKSMT, 2012. 24 p.
4. Maslyakov A.V. Specifika sovershenstvovaniya koordinacionnyh sposobnostej pri zanyatiyah hokkeem [The specifics of improving coordination abilities in hockey classes] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture]. 2003. No. 4. P. 33-34.
5. Nazarenko A.S. Vliyanie vestibulyarnogo razdrazheniya na dvigatel'nuyu funkciyu v razlichnyh vidah sporta [The effect of vestibular irritation on motor function in various sports]: abstract. dis. ... cand. biol. sciences. Naberezhnye Chelny, 2010. 24 p.
6. Pavlova N.V., Haritonova L.G., Rusakova N.G. Osobennosti formirovaniya prostranstvennogo vospitaniya i staticheskogo ravnovesiya u hokkeistov 11-18 let [Features of the formation of spatial education and static equilibrium among hockey players 11-18 years] // Voprosy funkcional'noj podgotovki v sporte vysshih dostizhenij [Issues of functional training in sports of the highest achievements]. 2014.V.2. P. 11-18.
7. Hudyakov G.G., Beloedov A.V., Yarushin S.A. Razvitie vestibulyarnogo analizatora sportsmenov 14-15 let posredstvom igrovoj deyatel'nosti [The development of the vestibular analyzer of athletes aged 14-15 through playing activities] // Vestnik ChGU [Bulletin of ChSU]. 2014. No. 4(33). P. 105-109.
8. Shestakov M.P., Nazarov A.P., Cherenkov D.R. Special'naya fizicheskaya podgotovka hokkeista [Special physical training of a hockey player]: textbook. allowance. M.: SportAkademPress, 2000. 141 p.