УДК 378-052:612.886:796.8 DOI 10.14526/2070-4798-2019-14-1-191-197
Развитие вестибулярного аппарата студентов с использованием физических упражнений из единоборств
Зиамбетов В.Ю.*
Оренбургский государственный университет г. Оренбург, Россия ORCID: 0000-0002-0151-3671, [email protected]*
Аннотация: Специалисты в области физической культуры и спорта проводят постоянную работу по совершенствованию физкультурно-спортивной деятельности, направленной на развитие вестибулярного аппарата и координации движений. Востребованность и значимость этого направления исследований в физкультурном образовании на современном этапе, а также незначительное внимание, уделяемое этому вопросу на практике, обусловливают актуальность данной статьи. Среди современной студенческой молодежи единоборства приобрели большую популярность, поскольку соответствуют их потребностям и современным тенденциям в молодежной среде. Материалы. В данной статье рассматриваются способы и средства повышения эффективности процесса развития вестибулярного аппарата в физкультурном образовании студентов вузов. Разработан комплекс упражнений из единоборств, направленный на эффективное развитие координации движений. Методы исследования. Анализ и систематизация научной и научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, обработка статистических данных. Результаты. Первоначальные данные показали низкий уровень развития вестибулярной сенсорной системы и развития координационных способностей студентов. Применение комплекса физических упражнений из единоборств способствовало снижению симптомов раздражения вестибулярной сенсорной системы при изменении положения тела в пространстве относительно опоры. Повысились показатели координационных способностей и равновесия. Заключение. Исследование показало, что на современном этапе в процессе учебно-воспитательной работы по физической культуре со студентами развитию вестибулярного аппарата и координации движений уделяется незначительное внимание. Использование результатов нашего исследования поможет восполнить некоторые пробелы в физкультурном образовании студентов.
Ключевые слова: вестибулярный аппарат, физические упражнения, единоборства, студенты, координация движений, равновесие, сенсорная система.
Для цитирования: Зиамбетов В.Ю.* Развитие вестибулярного аппарата студентов с использованием физических упражнений из единоборств. Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(1): 191-197. DOI 10.14526/2070-4798-2019-14-1191-197
Students' vestibular apparatus development using physical exercises from
combat sports
Vadim Yu. Ziambetov*
Orenburg State University Orenburg, Russia ORCID: 0000-0002-0151-3671, [email protected]
Abstract: Physical culture and sport specialists always improve physical-sports activity, directed toward vestibular apparatus and movements coordination development. This direction importance and urgency in sports education nowadays and insufficient attention paid to it in practice, condition the relevance of this article. Combat sports are very popular among modern students, as they correspond with their needs and
ФИЗИОЛОГИЯ
modern tendencies in youth sphere. Materials. This article considers the ways and means of vestibular apparatus development effectiveness increase in sports education among students of higher educational establishments. We created the complex of exercises taken from combat sports. This complex is directed toward movements coordination development. Research methods. Information sources analysis and summarizing, pedagogical experiment, testing, statistical data handling. Results. The initial results showed a low level of students' vestibular sensory system and coordinating abilities development. The complex of physical exercises use from combat sports provided symptoms decrease of vestibular sensory system stimulation during body position change in space in terms of the support. Coordinating skills and balance indices increased. Conclusion. The research showed that nowadays not much attention is paid to students' vestibular apparatus and coordination of movements development during educational-upbringing work in the sphere of physical culture. Our research results will help to address any gaps in sports education of students.
Keywords: vestibular apparatus, physical exercises, combat sports, students, coordination of movements, balance, sensory system.
For citation: Vadim Yu. Ziambetov*. Students' vestibular apparatus development using physical exercises from combat sports. The Russian Journal of Physical Education and Sports. 2019; 14(1): 191-197. DOI 10.14526/2070-4798-2019-14-1-191-197
Введение
Вопрос стабильности равновесия тела человека в пространстве постоянно занимал важное место в исследованиях в области физической культуры и спорта [1,7,8]. На современном этапе ставятся новые задачи относительно изучения вестибуломоторных, вестибуловегетатив-ных, вестибулосенсорных реакций, управление которыми позволит влиять на систему физической подготовленности занимающихся физической культурой с одновременным повышением координационных характеристик физических упражнений и снижением уровня травматизма.
В теории и практике физкультурно-спор-тивной деятельности в последние годы возрос интерес к проблеме повышения функциональных возможностей вестибулярного анализатора как системы, играющей важную роль в ориентации занимающегося в пространстве и выполнении высококоординированных двигательных действий [2,9,10,19,20].
К настоящему времени в теории спорта и физической культуры накоплено достаточно научных данных, касающихся влияния занятий единоборствами на соматические и вегетативные системы организма, а также возможностей использования этих данных с целью оптимизации тренировочного процесса. По данным В.А. Кислякова (1975 г.), В.И. Орлова (1976 г.), В.Н.
Болобана (1990 г.), важную роль в управлении движениями принадлежит вестибулярной сенсорной системе, при этом в безопорном состоянии или при усложненных условиях эта сенсорная система является ведущей. В дальнейшем работы А.С. Ровного (2001 г.), Н.В. Люлиной (2008 г.) расширили понимание статокинетиче-ского постоянства и внесли коррективы в структуру организационного обеспечения физической культуры путем повышения устойчивости вестибулярного аппарата [11,12,13,14].
Вестибулярный анализатор совместно с мышечно-суставным, кожным и зрительным анализаторами обеспечивает равновесие тела, точную координацию и анализ движений [16,17,18].
Как правило, устойчивость вестибулярного анализатора повышается с ростом физической подготовленности, причем уровень соревновательных достижений во многих видах спорта тесно взаимосвязан с уровнем устойчивости вестибулярного анализатора [3,15,21,22].
Целью работы авторов данной публикации является исследование влияния устойчивости вестибулярной сенсорной системы на физические способности студентов при использовании упражнений по развитию координации из единоборств на занятиях физической культурой в вузе.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
1) выявление динамики изменений вести-булоспинальных рефлексов в процессе физкультурного образования студентов с использованием упражнений по развитию координационных способностей из единоборств;
2) снижение симптомов раздражения вестибулярного аппарата (головокружение, тошнота, рвотные позывы и др.) при выполнении физических упражнений с изменением положения тела в пространстве;
3) повышение эффективности развития координационных способностей студентов на занятиях по физической культуре.
Материалы и методы
Предметом исследования явились специальные упражнения из единоборств для повышения устойчивости вестибулярной сенсорной системы.
За объект исследования приняты студенты-юноши Оренбургского государственного университета. В исследованиях участвовало 100 человек с одинаковым уровнем физической подготовленности. Экспериментальную группу (ЭГ) составляли 50 человек, контрольную группу (КГ) - 50 человек.
Методы исследования: анализ научной литературы и метод независимых экспертных оценок, статистическое наблюдение, опрос, физиологические пробы на испытание устойчивости в позициях Ромберга, пробы фланговой походки и походки по прямой линии.
Результаты и обсуждение
Со студентами КГ занятия по физической культуре проходили в соответствии с общепринятой рабочей программой, в которой не было акцента на развитие вестибулярной сенсорной системы.
В ЭГ занятия проходили по разработанной методике с комплексом упражнений из единоборств, направленных на совершенствование вестибулярного анализатора.
Функция вестибулярной системы рассматривалась в двух аспектах: как орган равно-
весия и ориентации тела в пространстве и как орган, непосредственно участвующий в регулировании обменных процессов для оптимального энергетического режима активного движения в данный момент времени. Большое внимание уделялось способности вестибулярного аппарата быстро восстанавливать свои функции после воздействия на него определенных раздражителей в виде специфических упражнений из единоборств [4].
Комплекс упражнений разрабатывался на основе гипотезы, что даже при действии незначительных угловых и прямолинейных ускорений хорошо тренированный вестибулярный анализатор, посылая в мозг информацию о движении, позволяет избежать возникновения неприятных вегетативных нарушений и тем самым позволяет выполнять двигательную задачу в заданных пространственных и временных параметрах.
Большое значение при проведении данной работы приобретает обеспечение безопасности на занятиях, а также способность исследователя (преподавателя) мотивировать студентов на выполнение этих сложнокоординационных, не всегда приятных, но полезных физических упражнений [5,6].
По нашему мнению, наиболее эффективный комплекс для тренировки (и контроля) вестибулярной сенсорной системы включал следующие упражнения:
1 - Перекаты боком в быстром темпе по 7 раз вправо, влево и вращение обруча (или ходьба с имитацией ударов ногами по линии).
2 - Кувырки вперед - 10 в медленном темпе, 2 в быстром, после перерыва 12 секунд - 5 кувырков назад в медленном темпе и бег с ускорением по линии 18 м.
3 - Ходьба по шесту (гимнастическим палкам) на расстояние 10 м, со сменой положения рук по команде (или имитация различных ударов руками).
4 - Стойка на лопатках - 60 секунд, гимнастический мостик (борцовский) - 15 секунд, затем резко встать в стойку на одной ноге руки в стороны («ласточка»).
5 - Круговые движения вправо и влево с
ФИЗИОЛОГИЯ
закрытыми глазами в быстром темпе - 10-12 раз, дующим разделением на периоды в одну неде-
бросок баскетбольного мяча в кольцо (или «бой лю. Комплекс упражнений внедрялся на втором
с тенью»); этапе. Были разработаны критерии оценок вы-
6 - Повороты прыжком вправо и влево полнения упражнений, и каждое упражнение
по 12 раз на 90°, 180° и 360°, с метанием мяча оценивалось по пятибалльной шкале. Баллы,
в цель. полученные каждым студентом за выполненное
Исследование проводилось в четыре упражнение в группе, суммировались. Результа-
этапа, начиная с начала учебного года с после- ты исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Результаты выполнения комплекса упражнений на различных этапах
Номер упражнения ЭГ КГ
I II III IV Всего I II III IV Всего
Упражнение 1 134 167 183 204 688 153 162 148 160 623
Упражнение 2 94 102 140 154 490 87 91 83 79 340
Упражнение 3 143 148 179 198 568 139 140 138 153 570
Упражнение 4 152 171 195 213 731 160 164 158 161 643
Упражнение 5 86 112 143 167 508 81 73 75 91 320
Упражнение 6 159 151 177 199 686 170 165 173 171 679
Итого: 768 851 1017 1135 3771 790 795 775 815 3175
Динамика изменения показателей по в КГ - лишь 25 баллов. Небольшое повышение
контрольным упражнениям в группах более показателей в КГ мы объясняем развивающим
наглядно представлена на рисунке, из которого характером занятий по физической культуре и
видно, что повышение показателей ЭГ к концу самих тестовых заданий. эксперимента составило 367 баллов в сумме, а
Рисунок - Динамика изменения показателей экспериментальной и контрольной групп
В качестве методик исследования вести-булоспинальных рефлексов, отражающих функцию равновесия и позы, обеспечивающих точное выполнение статической задачи, применялись проба Ромберга, состоящая из четырех позиций,
а также походка по прямой линии и фланговая походка. Полученные на четырех этапах исследования данные позволили выявить положительные изменения в технических показателях испытуемых ЭГ (таблица 2).
Таблица 2 - Результаты пробы Ромберга
Номер позиции ЭГ КГ
I II III IV I II III IV
I позиция, с 12 15 20 22 12 13 15 18
II позиция, с 11 17 22 23 10 12 18 18
III позиция, с 16 25 30 33 15 26 28 28
IV позиция, с 10 18 22 25 10 15 16 17
Первая позиция: стойка руки вперед, пальцы рук выпрямлены и разведены.
Вторая позиция: исходное положение как в первой позиции, но стопы расположены по прямой так, что носок одной стопы касается пятки другой.
Третья позиция: стойка на одной ноге, другая согнута в коленном суставе и касается ко-
Четвертая позиция: положение «ласточ-
ка».
Обследуемый в каждой позиции стоит с закрытыми глазами в течение 30 секунд. В таблице подсчитаны и показаны средние временные показатели в группе.
Результаты проб по прямой и фланговой линиям представлены в таблице 3.
ленной чашечки опорной ноги.
Таблица 3 - Результаты проб по прямой и фланговой линиям
Походка ЭГ КГ
I II III IV I II III IV
По прямой линии Число с нарушением вестибулярного анализатора 4 4 40 40 4 4 44 43
Число с нарушением мозжечка 1 1 9 8 9 9 8 8
Флан-го-вая Число с нарушением вестибулярного анализатора 4 4 38 36 4 3 39 38
Число с нарушением мозжечка 5 6 4 4 6 6 5 5
Оценка вестибулярного анализатора по походке по прямой линии заключалась в следующем. Студент с закрытыми глазами делает 5 шагов по прямой линии вперед и, не поворачиваясь, 5 шагов назад. Неточность выполнения двигательных действий указывает на низкий уровень координационных способностей.
При оценке по фланговой походке студент делает пять приставных шагов вправо, затем пять приставных шагов влево.
Полученные результаты характеризуют-
ся возрастанием устойчивости вестибулярной системы, а именно вестибулосенсорных и ве-стибуломозжечковых реакций, что характеризуется положительной динамикой тренировки поддержания положения тела в пространстве при воздействии ускорений на организм во время активных движений и устойчивостью к риску чувства головокружения. Данные результаты показывают эффективность тренировочных воздействий занятий с применением физических упражнений из единоборств для развития ве-
ФИЗИОЛОГИЯ
стибулярного аппарата. Студенты со временем перестают жаловаться на явную тошноту и головокружение после выполнения упражнений.
Заключение
Таким образом, проведенная работа позволяет сделать вывод о том, что активное использование на занятиях по физической культуре специфических физических упражнений из единоборств повышает устойчивость вестибулярной сенсорной системы студентов, развивая координацию и точность движений, способность удерживать равновесие в условиях раздражения вестибулярного аппарата. Применение комплексов специальных упражнений физической подготовки из единоборств, направленных на тренировку вестибулярной сенсорной системы, позволило снизить число негативных соматических реакций на раздражение данной системы. Данный аспект имеет большое прикладное значение в развитии физической культуры личности студента как специалиста и повышает роль физической культуры в сфере высшего образования [6].
Список литературы
1. Голова Е.В. Средства корригирующей гимнастики на занятиях по физической культуре в вузе для профилактики деятельности вестибулярного аппарата учащихся. Современные исследования: материалы Междун. науч.-практ. конф. Нефтекамск. 2017: 884-889.
2. Чертихина Н.А., Шевчук Н.А. Поиск нетрадиционных средств совершенствования вестибулярной устойчивости у юных гимнасток. Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2012; 1(3): 34-38.
3. Васюкевич А.А. К вопросу тренировки статокинетической устойчивости в спортивной аэробике. Спорт и туризм: администрирование и развитие: материалы Междун. науч.-практ. конф.,13-15 окт. 2017 г. Калининград. 2017: С. 2129.
4. Зиамбетов В.Ю. Самооборона, ее правовые основы и методика ее применения. Оренбург: ООО ИПК «Университет». 2016: 105.
5. Зуб И.В., Король Ф.В. Развитие стато-
кинетической устойчивости как один из аспектов профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов флота. Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры: материалы V Всеросс. науч.-практ. конф., 18 апреля 2018 г. Санкт-Петербург. 2018: 346-349.
6. Белокрылов Н.М., Шарова Л.В., Ще-палов А.В. Анненкова С.В. Тренажер для формирования правильной ходьбы и тренировки вестибулярного аппарата. Педагогико-психо-логические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2016; 11(4): 203209. DOI: 10.14526/01_1111_168.
7. Худяков Г.Г., Костенок П.И., Белоедов А.В. Совершенствование спортивной тренировки юных баскетболистов за счет повышения функциональных возможностей вестибулярного аппарата. Фундаментальные исследования. 2014; 1: 79-81.
8. Чертихина Н.А., Шевчук Н.А. Методика комплексного развития вестибулярной устойчивости у юных гимнасток. Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2013; 1(5): 34-38.
9. Шевчук Н.А., Чертихина Н.А. Использование тренажерных устройств в художественной гимнастике для повышения вестибулярной устойчивости. Культура физическая и здоровье. 2011; 4: 79-81.
10. Хабирова З.З., Бекмансуров Р.Х. Комплекс вестибулярной гимнастики. Приоритетные научные направления: от теории к практике: материалы XXXIX Междун. науч.-практ. конф., 30 мая 2017 г. Новосибирск. 2017: 57-61.
11. Фролова С.В. Варианты игр и упражнений со спортивными балансировочными подушками. Физическая культура, спорт и здоровье: современное состояние и пути развития: материалы Всеросс. науч.-практ. конф., 21 апреля 2017 г. Мурманск. 2017: 5-15.
12. Беляков А.А., Дахин А.Н. Основы методики контроля вестибулярной устойчивости. Физическая культура и спорт в структуре профессионального образования: ретроспектива, реальность и будущее: сборник материалов межведомственного круглого стола. Иркутск. 2017: 266-270.
13. Дробот В.Е., Коско Н.П., Косова Т.А. Влияние вестибулярного аппарата на точность движения. Научные труды Дальневосточного государственного технического рыбохозяй-ственного университета. 2009; 21: 147-148.
14. Исроилов Ш.Ш., Хусаинова Д.Т. Значимость развития функций сохранения равновесия тела при занятии теннисом. Образование и пед. науки в XXI веке: актуальные вопросы, достижения и инновации: материалы Междун. науч.-практ. конф., 25 янв. 2017 г. Пенза. 2017: 126-129.
15. Пащенко Л.Г., Хазиева Р.Ф., Калашников А.А. Изучение координационных способностей детей, занимающихся прыжками на батуте. Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы VI Международной научно-практической конференции, 13-15 февраля 2017г. Нижневартовск. 2017: 347-349.
16. Brandt Th., Bartenstein P., Janck A., Dictcrich M. Reciprocal inhibitory visual vestibular interaction: Visual motion stimulation deactivates the parieto-insular vestibular cortex. 1998; 121: 1749-1758.
17. Brctz K., Lee C., Kcskinen K.L., Komi P.,
Статья поступила в редакцию: 09.01.2019
Mcro A. Static balance and motor coordination in elderly. Ann. Rev. Physiology. 1998; 75: 128-129.
18. Johnston R.B., Howard M.E., Cawlcy P.W, Losse G.M. Effect of lower extremity muscular fatigue on motor control performance. J. Medicine and Science in Sports and exercise. 1998; 30(12): 17031707.
19. Kallinen M., Marklcu A. Aging Physical activity and Sports injuries. An overview of common injuries in the elderly. Sports Medicine. 1995; 20(1): 41-52.
20. Zlatev K. Research of stability of equilibrium in an early selection in a sporting gymnastics. J. Questions of physical culture. 1984;
1: 32-39.
21. Vardar S.A., Tezel S., Ozturk L., Kaya O. The relationship between body composition and anaerobic performance of elite young wrestlers. Journal of Sports Science and Medicine. 2007; 6(CSSI): 34-38.
22. Yoon J. Physiological profiles of elite senior wrestlers. Sports Medicine. 2002; 32: 225233.
Зиамбетов Вадим Юсупович* - кандидат педагогических наук, доцент, Оренбургский государственный университет, 460018, Россия, г. Оренбург, проспект Победы дом 13, e-mail: [email protected]*