Научная статья на тему 'Технология социальной реабилитации'

Технология социальной реабилитации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2152
320
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Куликова Н. И.

В статье рассматривается одна из технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями раннее вмешательство как система мер, стимулирующая развитие малыша с момента его рождения. Описан опыт работы российских служб ранней помощи по внедрению технологий раннего вмешательства, в частности описан опыт, результаты Алтайского краевого центра социально-психологической реабилитации населения по применению данной технологии с детьми от 0 до 4 лет и их родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Куликова Н. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология социальной реабилитации»

Куликова Н.И.

Алтайский государственный университет

ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

В статье рассматривается одна из технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями - раннее вмешательство как система мер, стимулирующая развитие малыша с момента его рождения. Описан опыт работы российских служб ранней помощи по внедрению технологий раннего вмешательства, в частности описан опыт, результаты Алтайского краевого центра социально-психологической реабилитации населения по применению данной технологии с детьми от 0 до 4 лет и их родителей.

В настоящее время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Многие специалисты: психологи, философы, педагоги, социологи, социальные работники и т.д. - вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы, факторы и технологии социальной реабилитации.

Актуальна на сегодняшний день проблема ранней помощи детям с особыми потребностями. Необходимо отметить, что доля здоровых новорожденных в период с 1991 по настоящее время снизилась с 48 до 36%. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% - имеют перинатальную патологию. Кроме того, необходимо отметить постоянный рост числа детей из социально неблагополучных семей и детей с нарушениями в психическом и физическом развитии.

Ранняя помощь (раннее вмешательство) -это система мер, стимулирующая развитие малыша с момента его рождения. Значение ранней помощи трудно переоценить, если принять во внимание тот факт, что первые три года жизни оказывают решающее влияние на развитие ребенка.

Ранняя комплексная помощь - это новая быстро развивающаяся область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и практические основы комплексного обслуживания детей первых лет жизни из групп медицинского, генетического и социального риска, отставания в развитии.

Современные научные исследования доказывают, что определяющими для развития ребенка являются первые два-три года жизни. Именно поэтому ранний опыт социального окружения, отношения с матерью очень важны для формирования личности ребенка и его развития.

В связи с этим программы ранней помощи детям являются семейно-центрированными, направленными на помощь всей семье, а не только ребенку с особыми потребностями.

Имеющийся отечественный опыт ранней помощи основан на данных многолетней исследовательской и практической деятельности психолого-медико-педагогического консультирования детей дошкольного возраста в Институте коррекционной педагогики РАО. Они убедительно доказывают, что грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала, а для значительной части детей открываются возможности включения их в общий образовательный поток (интегрированное обучение) на более раннем этапе возрастного развития, что исключает для этих детей необходимость дорогостоящего специального образования. Этот факт подтверждают и зарубежные исследования.

Ранняя комплексная помощь ребенку позволяет, во-первых, эффективно компенсировать отклонения в психическом и физическом развитии малыша из группы риска (в результате коррекции в раннем возрасте от 30% детей к 6 месяцам достигают показателей нормы, у 90% детей наблюдается стойкий положительный эффект [1]). Во-вторых, позволяет сократить долю детей, которые по достижении школьного возраста будут нуждаться в образовании в условиях специализированных учреждений. Своевременная помощь и коррекция дают возможность «сгладить» имеющиеся недостатки и проблемы в развитии ребенка, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное его развитие.

Результаты отечественных и зарубежных научных исследований, а также практический

опыт показывают, что раннее выявление и ранняя комплексная коррекция отклонений в развитии ребенка с первых дней его жизни позволяют предупредить появление отклонений в развитии вторичной и третичной природы, скорректировать уже имеющиеся трудности и в результате - значительно снизить степень социальной «недостаточности» детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии; достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, степени интеграции в общество.

Высокая эффективность психолого-меди-ко-педагогической помощи детям грудного возраста с отклонениями в развитии доказана мировой практикой. За рубежом эту область реабилиталогии чаще называют «раннее вмешательство», реже «абилитация», что означает «содействие» развитию новых способностей. В историческом плане раннее вмешательство в большинстве развитых стран выделилось из сферы медицины и перешло в сферу образования. Такое организационное перемещение было связано с развитием международного права в области защиты детей и вытеснением медицинского термина «абилитация» психоло-го-педагогическими понятиями.

В последние годы проводятся углубленные исследования самых сложных аспектов ранних степеней онтогенеза - особенностей раннего аффективного развития. Проанализированы особенности эмоционального развития ребенка первого-второго годов жизни, среди них выделены наиболее диагностически значимые; показана необходимость динамического наблюдения и лонгитюдного изучения патологических тенденций в эмоциональной сфере, их преобразование в наиболее характерные симптомы раннего детского аутизма, которые со всей очевидностью обнаруживаются у аутич-ного ребенка после 3 лет. Проанализированы и описаны наиболее характерные поведенческие проблемы ребенка с ранним детским аутизмом, а главное - предложен дифференцированный подход к смягчению аффективных трудностей аутичного ребенка.

В России на фоне демократических преобразований и изменения федерального закона «Об образовании» среди специалистов в области педиатрии, детской неврологии,

детской психологии и дефектологии появляется интерес к достижениям зарубежных коллег в указанной области и возникает желание создавать аналогичные службы.

По результатам мониторинга за период с 1999 по 2003 год было создано свыше 40 центров и служб ранней помощи детям с проблемами развития [4]. Интересный опыт получен в Санкт-Петербурге. В 1992 году был основан Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства. Специалистами института разработана программа «Абилитация младенцев», которая является составной частью медико-социальной программы Санкт-Петербурга «Дети-инвалиды». Нам представляется, что модель ранней помощи семье и детям группы писка с возможными отставаниями в развитии, включенная в Санкт-Петербургскую городскую социальную программу «Аби-литация младенцев», является достаточно разработанной и может использоваться в других больших городах.

В Москве в течение 8 лет действует служба ранней помощи, где накоплен значительный опыт по консультированию семьи с проблемным ребенком раннего возраста. Кроме того, отдельные методы аби-литации уже внедряются в рамках существующих и вновь создаваемых учреждений здравоохранения и образования в различных регионах страны.

В целях создания условий, обеспечивающих полноценную комплексную реабилитацию детей с проблемами в развитии и их успешную интеграцию в общество, департамент образования и науки Самарской области инициировал разработку межведомственной областной целевой программы «Реабилитация» (утверждена Законом Самарской области №44-ГД 15 июня 2001г.), одним из важных разделов которой стал раздел ранней помощи ребенку. В настоящее время в Самарской области организована деятельность областной лаборатории ранней помощи и нескольких территориальных служб. Предполагается, что к окончанию программы в области будет сформирована система, состоящая из 12 территориальных служб, обеспечивающих потребности населения всей Самарской области.

Комитетом образования Новгородской области при разработке областной программы развития системы образования на 20012005 гг. было предусмотрено создание региональной системы служб помощи детям с особыми потребностями, проживающим не только в Великом Новгороде, но и в районных центрах. В настоящее время на территории Новгородской области функционирует 7 учреждений, осуществляющих раннюю помощь детям [3].

Региональная практика и опыт отдельных учреждений позволяют оценить эффективность результатов работы служб ранней помощи с точки зрения:

- снижения показателя количества детей в возрасте 3-4 лет с проблемами в развитии, нуждающихся в специальном (коррекционном) дошкольном обучении;

- увеличения количества детей, интегрированных в общеобразовательные учреждения;

- значительного улучшения процесса социальной адаптации детей-инвалидов в социум;

- возможности создания адекватной информационной среды для проведения профилактической работы с семьями групп социального и медицинского риска;

- возможности активного включения родителей и всей семьи в процесс коррекционной помощи ребенку;

- возможности гармонично выстраивать процесс интеграции детей с отклонениями в развитии через систему ранней помощи.

В Алтайском крае, как и на общероссийском уровне, за последние годы число детей в возрасте от 0 до 3 с проблемами в развитии значительно увеличилось.

Решением этой проблемы, реабилитации и коррекции детей от 0 до 3 лет, занимается Краевой центр социально-психологической реабилитации населения (КЦСПРН), где в комплексе работают психологи, педагоги, медики, социальные работники и др. специалисты. Успех реабилитационной работы и обеспечивается этим совместным спланированным сотрудничеством и партнерством.

Основным содержанием деятельности КЦСПРН является реабилитация различных групп населения. Причем реабилитация рас-

сматривается достаточно широко - от привития элементарных навыков до полной интеграции в общество. В то же время реабилитация может рассматриваться как результат воздействия на личность и на отдельные психические и физические функции. Поэтому концептуально деятельность Центра основывается на том, что социально-психологическая реабилитация - это система мероприятий, направленных на морально-психологическую адаптацию, восстановление.

Деятельность КЦСПРН базируется на следующих принципах:

- гуманности, т.е. на признании приоритетной ценности человеческой жизни;

- комплексности реабилитации, т.е. предполагающей одновременно предоставление различных видов реабилитации (спортивной, творческой, психологической, медицинской, социальной);

- приоритетности, т.е. последовательном выделении групп населения, наиболее нуждающихся в социально-психологической реабилитации на определенном жизненном этапе и оказании им адресной помощи;

- преемственности, т.е. последующее взаимодействие специалистов Центра и социальных служб в рамках социального патронирования клиентов и их семей.

В Центре создано и функционирует отделение раннего вмешательства, в структуре которого находится стационар на 24 места и группы кратковременного пребывания на 20 человек. Деятельность этого отделения основывается на Концепции развития службы ранней помощи.

Специалисты Центра, прошедшие обучение, апробируют и внедряют новые технологии и методы реабилитационной работы. Комплексные программы, разработанные для детей в возрасте от 0 до 3 лет и их родителей, являются семейно-центрированными, направленными на помощь всей семье, а не только ребенку с особыми потребностями.

Целью отделения раннего вмешательства является предоставление междисциплинарной, семейно-центрированной помощи ребенку для содействия его оптимальному развитию и адаптации в обществе.

Основными задачами отделения раннего вмешательства являются:

- методическое обеспечение выявления детей раннего возраста с отставанием в коммуникативном, двигательном, когнитивном и социально-эмоциональном развитии с подозрением на нарушение слуха, зрения, а также детей, входящих в группы социального и биологического риска возникновения перечисленных нарушений;

- междисциплинарная оценка основных областей развития ребенка (познавательной, социально-эмоциональной, двигательной, речевой, области самообслуживания); определение состояния психического здоровья ребенка, качественных особенностей его отношений с родителями и другими членами семьи.

Ранняя помощь ребенку и семье предполагает следующие этапы:

1. Создание программы индивидуального сопровождения ребенка, семьи.

2. Междисциплинарное обслуживание ребенка и семьи в соответствии с разработанной программой.

3. Отслеживание эффективности ранней помощи и в случае необходимости внесения дополнений и изменений в разработанную программу.

4. Информационная и социально-психологическая поддержка родителей и семьи, а именно:

- раннее сопровождение и поддержка родителей и членов семьи при рождении ребенка с проблемами развития;

- консультирование родителей по вопросам, связанными с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития;

- предоставление информации о законодательных актах, защищающих права ребенка и семьи, о социальных гарантиях, об общественных и государственных организациях, оказывающих необходимую помощь и услуги;

- информирование родительских, общественных и профессиональных организаций о работе отделения раннего вмешательства.

Клиентами отделения раннего вмешательства являются дети от 0 до 4-х лет, которые:

- имеют подтвержденное по нормативным шкалам отставание в развитии;

- имеют медицинские диагнозы, с высокой вероятностью приводящие к отставанию в развитии;

- проживают в условиях социального риска, подвергались серьезному стрессу или насилию;

- входят в группу биологического риска;

- члены семей таких детей или люди, заменяющие родителей.

Комплексный подход при реабилитации детей на ранних сроках развития достигается за счет реализации нескольких направлений.

Во-первых, психолого-педагогическое направление, которое является ведущим в структуре раннего вмешательства, т.к. данные, полученные в результате реализации этого направления, служат базисом для составления программы реабилитации детей и их родителей. Основой данного направления является диагностика реального уровня развития ребенка психологом, логопедом, дефектологом, преподавателем по творчеству, специалистом по социальной работе, социальным работником и др.

Психокоррекция направлена на создание условий для удовлетворения особых потребностей социально-эмоционального развития детей раннего возраста. Нарушения межличностных отношений в диаде «мать - дитя» гораздо более успешно поддаются коррекции в ходе занятий, проводимых одновременно с родителями и ребенком.

Педагогическое вмешательство ориентировано на удовлетворение особых потребностей в образовании и социализации детей раннего возраста.

Во-вторых, медицинское направление -предполагает анализ медицинской документации, включающей сбор данных о раннем психомоторном развитии ребенка, о состоянии двигательной сферы ребенка на момент коррекции и осложняющих его расстройств. Состоит в выявлении структуры ведущего нарушения и осложняющих его расстройств, специфики течения данного патологического процесса. Прогнозируются сроки и методы медицинской коррекции.

В-третьих, социальное направление, которое предполагает:

- диагностику внутрисемейных отношений и оценку педагогической компетентности родителей, определение места ребенка в семье;

- определение социального статуса семьи, который включает изучение жизнедеятельности и качества жизни семьи и подразделяется на социально-бытовой, социально-средовой и социально-экономические аспекты.

В-четвертых, информационное направление - предполагает:

- информирование родителей об особенностях развития ребенка на ранних стадиях;

- распространение информации о работе отделения через привлечение внимания общественности и СМИ;

- проведение обучающих семинаров для специалистов, работающих по данной теме;

- обмен опытом со специалистами других учреждений.

Комплексная программа реабилитации детей от 0 до 4 лет предполагает следующие этапы обслуживания ребенка и семьи:

- первичное обращение по направлениям из учреждений города, края или самостоятельно;

- включение семьи в число потенциальных клиентов и первичный прием;

- проведение первичной диагностики командой специалистов;

- проведение первичного психолого-ме-дико-педагогического консилиума, определение сроков и форм реабилитации;

- зачисление ребенка в мини-группу или на индивидуальные занятия;

- прохождение реабилитационного этапа (работа групп кратковременного пребывания), осуществление работы с родителями;

- вторичный психолого-педагогический консилиум: подведение итогов работы минигрупп и индивидуальных занятий, определение дальнейших реабилитационных мероприятий;

- домашнее визитирование;

- осуществление преемственности с другими учреждениями (специализированными детскими садами и пр.).

С детьми отделения проводится междисциплинарная оценка основных областей развития ребенка, диагностируются состояние

психического здоровья ребенка, качественных особенностей его взаимоотношений, на основании которых проводится комплексная коррекционно-реабилитационная работа по направлениям:

- психокоррекция;

- логокоррекция;

- творческая реабилитация.

Дополнительно оказывается медико-социальная помощь, направленная на физическое развитие детей, такая как:

- занятия на мягком модульном оборудовании;

- занятия по развитию мелкой и грубой моторики;

- занятия по развитию конструктивной деятельности и т. д.;

- водолечение;

- теплолечение;

- массаж;

- ЛФК.

По необходимости детям организуются и проводятся консультации узких специалистов в краевых клиниках (сурдолога, хирурга, генетика и т.д.).

Вся работа проводится под наблюдением педиатра развития, невролога, микропсихиатра.

Родители ребенка являются непосредственными участниками коррекционно-реабилитационного процесса, «работая» вместе со специалистами, они научаются моделям взаимодействия с ребенком; учатся понимать особенности поведения ребенка в той или иной ситуации, овладевают некоторыми методическими приемами работы по формированию специфических умений и навыков, начинают реально оценивать уровень развития ребенка и его возможности.

Для родителей отделения работает клуб «Надежда». На занятиях клуба проводятся тематические консультации-занятия педиатра, логопеда, психолога и других специалистов. С целью поддержания физического здоровья родителей для них проводится «Школа здоровья», в рамках культурно-игровой деятельности дети и родители совместно участвуют в различных мероприятиях, таких как: «Праздник большой картины», «Праздник воздушных шаров», спортивных кон-

курсах, эстафетах и т.д. Два раза в месяц служители Никольского собора проводят в Центре воскресную школу.

Результатом работы специалистов данного отделения явилось то, что:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- дети охотнее идут на контакт со сверстниками и взрослыми;

- дети проявляют интерес к совместной деятельности;

- отмечается тенденция к стабилизации эмоциональной сферы, стали менее агрессивны.

В развитии речи отмечаем:

- активизировался импрессивный словарь;

- в экспрессивном словаре появились ле-петные слова, аморфные слова, соотносимые с предметами;

- улучшилась мелкая и артикуляционная моторика;

- у некоторых детей появилась фразовая речь.

После прохождения курса реабилитации всем родителям выдаются рекомендации по продолжению работы дома с целью непрерывности реабилитационного процесса, составленные специалистами Цент-

ра. Для осуществления социального патронажа и преемственности в работе второй экземпляр высылается в адрес комитетов по социальной защите населения городов и районов края или в Центры социальной помощи. Детям, которым рекомендовано пройти повторный курс реабилитации, назначается срок прохождения и отслеживается специалистами консультативного отделения Центра.

Внедрение комплексных программ реабилитации позволит уменьшить вероятность отставания в развитии детей раннего возраста из групп риска, повысит компетенцию членов семьи в удовлетворении их особых потребностей, уменьшит вероятность сегрегации детей (изоляции в специальных учреждениях в отрыве от семьи и общества), повысит возможность их социальной адаптации, полноценной интеграции в общество и впоследствии даст шанс к независимой самостоятельной жизни.

Создавая систему ранней помощи, необходимо учитывать, что это не изолированная, замкнутая система, а часть большого целого, т.е. системы специального обучения, реабилитации, осуществляемой через социальные структуры.

Список использованной литературы:

1. Джонсон-Мартин Н.М., Дженс К.Г., Аттермиер С.М., Хакер Б.Дж. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями. - СПб., 2005. - 336 с.

2. Если ваш ребенок не такой как другие... / Под ред. О.И. Волжиной. - М., 1997.

3. Иванов В.А. Социальные технологии в современном мире. - М.; Н.Новгород, 1996.

4. Методическое руководство службами раннего вмешательства // Негосударственное образовательное учреждение повышения квалификации «Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства». - СПб., 2001.

5. Павлова Л.И., Пилюгин Э.Г., Волосова Е.Б. Раннее детство: позитивное развитие от 1 до 3. - М., 2003.

6. Социальная работа / Под. ред. В.И. Курбатова. - Ростов-на-Дону, 1999.

7. Хорош С.М. Влияние позиции родителей на ранее развитие ребенка // Дефектология. - 1991. - №3.

8. Штрасмайер В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста. 260 упражнений в помощь тем, кто воспитывает детей 1-3 лет с проблемами в развитии / Пер. с нем. А.А. Михлина, Н.М. Назаровой. - М., 2002.

9. Эльконин Д.Б. Детская психология: Развитие ребенка от рождения до семи лет. - М., 1960.

Статья рекомендована к публикации 15.02.07

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.