Научная статья на тему 'Технология социальной маршрутизации студентов-инвалидов в условиях высшего учебного заведения'

Технология социальной маршрутизации студентов-инвалидов в условиях высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
31
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Высшее образование / инклюзивное образование / инвалидность / социальные технология / маршрутизация студентов-инвалидов. / Higher education / inclusive education / disability / social technologies / routing of disabled students

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кокорева Марина Евгеньевна, Стражиц Анастасия Александровна

В современных условиях деятельности высших учебных заведений, актуальным и значимым остается вопрос инклюзивного образования. Стоит признать, что за последние годы значительно расширены возможности для студентов-инвалидов при предоставлении образовательных услуг. Однако каждый вуз имеет как собственную специфику, так и потенциал для инклюзивного образования. Сохраняется ряд проблем, что и является предметом рассмотрения в данной статье, на основе анализа технологии социальной маршрутизации студентов-инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кокорева Марина Евгеньевна, Стражиц Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF SOCIAL ROUTING OF DISABLED STUDENTS IN A HIGHER EDUCATION INSTITUTION

In modern conditions of activity of higher educational institutions, the issue of inclusive education remains relevant and significant. It is worth recognizing that in recent years, opportunities for students with disabilities in the provision of educational services have been significantly expanded. However, each university has both its own specifics and potential for inclusive education. A number of problems remain, which is the subject of consideration in this article, based on an analysis of the technology for social routing of students with disabilities.

Текст научной работы на тему «Технология социальной маршрутизации студентов-инвалидов в условиях высшего учебного заведения»

Технология социальной маршрутизации студентов-инвалидов в условиях высшего учебного заведения

Кокорева Марина Евгеньевна,

к.с.н., доцент кафедры социальной работы ИКПСР ФГАОУ ВО Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова E-mail: malinka7171@mail.ru

Стражиц Анастасия Александровна,

магистрант кафедры социальной работы ИКПСР ФГАОУ ВО Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова E-mail: nastya1806@rambler.ru

В современных условиях деятельности высших учебных заведений, актуальным и значимым остается вопрос инклюзивного образования. Стоит признать, что за последние годы значительно расширены возможности для студентов-инвалидов при предоставлении образовательных услуг. Однако каждый вуз имеет как собственную специфику, так и потенциал для инклюзивного образования. Сохраняется ряд проблем, что и является предметом рассмотрения в данной статье, на основе анализа технологии социальной маршрутизации студентов-инвалидов.

Ключевые слова: высшее образование, инклюзивное образование, инвалидность, социальные технология, маршрутизация студентов-инвалидов.

В современном мире образование стало одной из самых главных сфер жизнедеятельности человека. Это связано с достаточно высокой социальной ролью образования в обществе. Конституцией Российской Федерации провозглашается принцип доступности российского образования. В ст. 43 устанавливается право на образование [3].

Государственный уровень (центральный) образовательной политики является ответственным за разработку стратегии развития системы образования России, координацию стратегий развития региональных систем образования, разработку государственных образовательных стандартов, принятие решений о создании и закрытии образовательных учреждений государственного уровня и координацию их работы [9, с. 45].

Инвалидизация населения - одна из проблем, влияющих на социальный и экономический потенциал общества. Изменение масштабов инвалидизации населения России связывают с тенденциями естественного движения населения, в частности, увеличением доли инвалидов (с более серьёзными и стойкими нарушениями здоровья), состоянием окружающей среды, организацией системы здравоохранения и социально-экономическими условиями жизнедеятельности населения в целом. Инвалидность приводит к большому количеству изменений как физиологического, так и социального порядка.

В рамках, существующих в науке подходов, к понятию инвалида, стоит выделять: медицинский, социальный и правовой подходы. Исходя из медицинского понимания инвалидности, под инвалидами понимаются лица, которые имеют тот или иной, как «дефект - психический, физический, анатомический (постоянный или временный), что приводит к стойкой дезадаптации лиц с особыми потребностями» [15, с. 194].

С медицинской точки зрения, как отмечают исследователи, инвалид - это субъект, имеющий инвалидность, которая обусловлена «теми диагнозами, на основе которых она установлена» [14, с. 319]. Между тем, огромные различия между лицами на основе диагнозов, очевидны: и объективные «медицинские», и субъективные.

Таким образом, инвалидность относится к функциональным расстройствам физического, психического или психического характера человека, которые требуют специальных компенсационных мер, чтобы иметь возможность жить полноценной жизнью наравне с другими гражданами.

«Инвалид - это лица, имеющие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты» [8, с. 26].

Если рассматривать инвалида с точки зрения социального подхода, то инвалид - это лицо, у которого в связи с инвалидностью происходит уменьшение способности «социально функционировать в обществе», что приводит к «ограничению его жизнедеятельности» [15, с. 194]. Правовой подход опирается на понимание инвалида, в рамках определения данного в законодательстве.

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

<п

I_

и

Таким образом, основными признаками инвалидов являются следующие.

1. Наличие устойчивых нарушений функций организма. Для их установления необходимо проведение медицинского освидетельствования и принятие решения специальной комиссией. Законодательством определен перечень основных функций организма человека, нарушение которых влечет инвалидность: психические, языковые и речевые, сенсорные, статодинамические функции и функции кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения т.п.

2. Возникновение барьеров, препятствующих реализации прав инвалидов в различных сферах жизнедеятельности общества. Перечень таких барьеров сформулирован в специальной научной литературе. К ним относятся: пространственно-средовой, организационный, социально-статусный, образовательный, медицинский, психологический, информационный, экономический, правовой и политический барьеры.

3. Ограничение возможности участия инвалида в жизни общества наравне с другими гражданами [16, с. 292].

В Конституции Российской Федерации устанавливается, что нормы международного права являются частью право России (ст. 15). В Саламанской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями [1] устанавливается не только право на образование людей с ограниченными возможностями, но и возможность получения знаний, а также поддержке определенного уровня знаний. В документе подчеркивается роль выработки программ, не разграничивая и не выделяя субъектов с ограниченными особенностями как отличающихся от остальных. В Декларации о правах инвалидов указывается, что «инвалид - означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его или ее физических или умственных способностей» [2].

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 04.08.2023) устанавливает, как равные возможности в получении образования, а также организацию получения образования инвалидами (ст. 79) на основе адаптированных программ [4].

В российском законодательстве, «инвалид, - как устанавливается в Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 11.06.2021) - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты» [5].

На сегодняшний день инклюзивное образование внедрено в практику деятельности российских высших учебных заведений (далее по тексту - вуз). Однако как отмечают современные исследователи «в процессе внедрения инклюзивного образования в высшие учебные заведения обнаруживается ряд проблем, к которым можно отнести недостаточную безбарьерную и доступную среду; отсутствие специальных условий для процесса адаптации лиц с инвалидностью; слабую готовность преподавателей к инклюзивному обучению; низкую инклюзивную культуру всех участников образовательного процесса и др.» [11, с. 168].

«Доступная среда - это такое физическое окружение, где не существует барьеров, которые могли бы воспре-

пятствовать безопасному и уверенному использованию среды людьми с умственными, физическими, сенсорными и двигательными нарушениями» [12, с. 208]. Прежде всего о доступной среде говорят, когда подразумевают доступность среды для инвалидов, потому что им наиболее сложно перемещаться в пространстве. Поэтому считается, что если среда доступна им, то она доступна и другим маломобильным группам населения, к которым относятся не только инвалиды, а, например, люди с ограниченными (временно или постоянно) возможностями здоровья и т.п. [13].

Особое место среди методов, применяемых для анализа степени доступности элементов инфраструктуры того или иного вуза, занимает анализ ресурсной базы конкретного образовательного учреждения. Особенностью социальной политики того или иного вуза является то, что к инвалидам могут применяться различные технологии. «Вуз - открытое пространство для большинства категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, где должны быть созданы образовательные и социокультурные условия для развития инклюзии» [10, с. 14].

Технология социальной маршрутизации предполагает фактически сопровождение инвалидов, что понимается в широком значении и выражается в обеспеченности информацией о доступности среды в вузе, о доступе к конкретным видам деятельности в вузе, использования в вузе инвалидами тех или иных ресурсов и др.

Одной из основных задач специалиста, предоставляющего услуги по социальной маршрутизации, заключается в том, чтобы понять студента-инвалида и его потребности, мысли, которые под влиянием психотравми-рующих, стрессовых ситуаций в различных сферах жизни, делают невозможным самостоятельное преодоление трудной жизненной ситуации.

Технология социальной маршрутизации студентов-инвалидов - деятельность по оказанию содействия студентам, имеющим инвалидность и обучающимся в том или ином вузе посредством предоставления различных условий доступности инклюзивного образования, включая и цифровую доступность. По Б. Уэллману, «сети оказывают структурное влияние, поскольку предоставляют возможности и устанавливают ограничения благодаря влиянию на доступ индивидов к ресурсам [7, с. 31].

Сущность и содержание применения технологии социальной маршрутизации студентов инвалидов, раскрывается через особенности деятельности конкретного вуза и его возможностей в создании безбарьерной среды. В некоторых вузах осуществляется не только создание безбарьерной среды, но и осуществляется подготовка и переподготовка преподавателей, в рамках осуществления технологии социальной маршрутизации студентов инвалидов [6].

Технологии социальной маршрутизации студентов инвалидов в вузе может включать:

- проведение паспортизации доступности объектов образовательной организации и услуг, оказываемых на них;

- актуализацию информации на официальном сайте образовательной организации в подразделе «Доступная среда» раздела «Сведения об образовательной организации»;

- совершенствование доступной образовательной среды (материально-технической базы, системы навигации (контрастные/тактильные направляющие) образовательной организации в сфере развития доступности объектов и услуг;

- создание (или наличие) необходимых условий для лиц с соматическими заболеваниями и иными забо-

леваниями, требующими особых условий организации режима занятий, питания, проживания и другие меры.

Доступная среда для инвалидов вузе - это комбинация требований и условий к инклюзивному образованию, инфраструктуре объектов вуза, которые имеют все шансы предоставить возможность людям с ограниченными возможностями свободно передвигаться и при этом получать нужную информацию с целью реализации образования.

На сегодняшний день, в вузах сформирована система правового и организационного обеспечения социальной маршрутизации, а также разработаны конкретные инструменты для ее реализации. Основное назначение инструментов в объективизации и систематизации информации о доступности объектов и услуг. Анализ существующих проблем показывает, что следует указать на проблему информативности студентов-инвалидов, проблемы инфраструктуры вузов в рамках создания безбарьерной среды, существует недостаточный уровень оборудованности вузов для создания доступной среды студентов-инвалидов. Эффективным направлением для повышения эффективности социальной маршрутизации является разработка и внедрение современных технологий организации и расширения спектра возможностей вузов для инклюзивного образования.

Литература

1. Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями 7-10.06.1994. - URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declara-tions/pdf/salamanka.pdf

2. Декларация прав инвалидов. Принята Резолюцией ГА ООН 3447 от 09 декабря 1975. - URL: https://www. un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/disabled. shtml

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета, 1993, 25 декабря.

4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 04.08.2023) // Собрание законодательства РФ 2012. № 53 (ч. 1), ст. 7598.

5. Федеральный закон от 24.11. 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (в ред. от 28.04.2023) // СЗ РФ. 1995. № 48. ст. 4563.

6. Дорожная карта (план мероприятий) ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России по организации деятельности в сфере развития инклюзивного образования во взаимодействии с отраслевым ресурсным учебно-методическим центром по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России на 2023 г. - URL: https://rsmu.ru/fileadmin/ templates/DOC/Local_Acts_Education/Dorozhnaja_ karta_RNIMU_2023.pdf

7. Безбарьерная среда в организациях и общественных местах. - URL: https://www.istok-audio.com/info/ articles/bezbarernaya_sreda/Bezbarernaja-sreda-v-organizacijah-i-obshhestvennyh-mestah/

8. Wellman B. Network Analysis: From Method and Metaphor to Theory and Substance // Social Structures: A Network Approach / eds. B. Wellman, S.D. Berkow-itz. - N.Y.: Cambridge University Press, 1988. P. 31-35.

9. Денисова О.А., Леханова О.Л. Цифровая толерантность информационной среды: средства обеспе-

чения в период пандемии // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-4. С.131-138.

10. Зюкина А.В. Особенности трудоустройства инвалидов в Российской Федерации // В сборнике статей Международной научно-практической конференции «Закон, государство, общество: актуальные вопросы, достижения и инновации». - Пенза, 2022. С. 26-28.

11. Иванова А.Н. Уровни образовательной политики в современной России // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. 2020. № 2(21). С. 45-49.

12. Каштанова С.Н., Кудрявцев В.А. Карьерная маршрутизация как стратегическая линия профессионально-личностного развития лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Вестник Мининского университета 2018. Т. 6. № 2(23). С. 13-15.

13. Кислова И.В., Савченко С.Л. К вопросу об инклюзивном образовании в вузе // Социально-педагогическая и психолого-педагогическая деятельность: актуальные проблемы, достижения, инновации. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Костромской государственный университет. -Кострома, 2022. С. 168-171.

14. Кобзева Е.И., Моргунов М.В., Романов А.В. Доступная среда для маломобильных групп населения на примере транспорта Москвы и ее окрестностей (теоретико-правовой аспект) // Транспортное право и безопасность. 2021. № 1(37). С. 175-179.

15. Лукина О.В. Организация доступной среды для инвалидов в средствах размещения туристов // Омские социально-гуманитарные чтения - 2020. Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Отв. редактор Л.А. Кудринская. -Омск, 2020. С. 208-210.

16. Марголис А.А., Рубцов В.В., Панюкова С.В., Сергеева В.С. Концепция формирования и распространения цифрового контента для высшего инклюзивного образования // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 2. С. 102-110.

17. Панюкова С.В., Сергеева В.С. Организационное и методическое обеспечение дистанционного обучения студентов с инвалидностью // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11. № 3. С. 72-83.

18. Санпитер Ю.П. Реализация принципа доступности информации на сайтах специальных библиотек для слепых и слабовидящих // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 3(19). С. 128132.

19. Олейник О.В. Доступная среда как явление социальной жизни: отражение в СМИ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 11. С. 1256-1260.

20. Синьковская И.Г., Логунова О.В. Доступная среда для людей с инвалидностью как показатель качества жизни: социологический аспект // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией А.Г. Миронова. 2019. С. 267-269.

21. СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». - М.: Стандартинформ, 2017.

22. Строганов М.В. Инвалидность - понятие и исследовательская терминология: дискуссионные заметки // QuaestioRossica 2020. Т. 8. № 1. С. 319-325.

СЗ

о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

23. Шаипова Я.А. Трактовка понятия «инвалидность» // Инновационные механизмы решения проблем научного развития. Сборник статей международной научно-практической конференции. - Уфа, 2021. -С.193-195.

24. Ярмолович О.О. Определение понятия «инвалид» и его признаки // В сборнике: Научный поиск курсантов. Сборник материалов Международной научной конференции. - Могилев, 2022. - С. 292-293.

TECHNOLOGY OF SOCIAL ROUTING OF DISABLED STUDENTS IN A HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Kokoreva M.E., Strazhits A.A.

Russian National Research Medical University named after N.I. Pirogov

In modern conditions of activity of higher educational institutions, the issue of inclusive education remains relevant and significant. It is worth recognizing that in recent years, opportunities for students with disabilities in the provision of educational services have been significantly expanded. However, each university has both its own specifics and potential for inclusive education. A number of problems remain, which is the subject of consideration in this article, based on an analysis of the technology for social routing of students with disabilities.

Keywords: higher education, inclusive education, disability, social technologies, routing of disabled students.

References

1. Salamanca Declaration on Principles, Policies and Practices in Special Needs Education 7-10.06.1994. - URL: https://www.un-.org/ru/documents/decl_conv/declarations/pdf/salamanka.pdf

2. Declaration of the Rights of Disabled Persons. Adopted by the Resolution of the UN General Assembly 3447 of December 09, 1975. - URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/dec-larations/disabled.shtml

3. Constitution of the Russian Federation (adopted by the national vote on 12.12.1993 with changes, approved during the all-Russian vote on 01.07.2020) // Rossiyskaya Gazeta, December 25, 1993.

4. Federal Law of 29.12.2012 No. 273-FZ (as amended on 04.08.2023) "On Education in the Russian Federation" // Code of Laws of the Russian Federation, 2012. No. 53 (part 1), art. 7598.

5. Federal Law of 24.11. 1995. No. 181-FZ (as amended on 28.04.2023) "On Social Protection of Disabled People in the Russian Federation" // SZ RF. 1995. № 48. p. 4563.

6. Roadmap (action plan) of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education of the Russian National Research Medical University named after N.I. Pirogov of the Ministry of Health of Russia on the organization of activities in the field of development of inclusive education in interaction with the sectoral resource educational and methodological center for teaching disabled people and persons with disabilities of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education of the RyazSMU of the Ministry of Health of Russia for 2023. - URL: https://rsmu.ru/fileadmin/templates/DOC/Local_ Acts_Education/Dorozhnaja_karta_RNIMU_2023.pdf

7. Barrier-free environment in organizations and public places. -URL: https://www.istok-audio.com/info/articles/bezbarernaya_ sreda/Bezbarernaja-sreda-v-organizacijah-i-obshhestvennyh-mestah/

8. Wellman B. Network Analysis: From Method and Metaphor to Theory and Substance // Social Structures: A Network Approach / eds. B. Wellman, S.D. Berkowitz. - N.Y.: Cambridge University Press, 1988. - P. 31-35.

<n ■_

u

CM

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

CM

9. Denisova O.A., Lekhanova O.L. Digital Tolerance of the Information Environment: Means of Ensuring the Pandemic // Problems of Modern Pedagogical Education. 2020 № 67-4. P. 131138.

10. Zyukina A.V. Features of employment of disabled people in the Russian Federation // In the collection of articles of the International Scientific and Practical Conference "Law, State, Society: Current Issues, Achievements and Innovations". - Penza, 2022. - P. 26-28.

11. Ivanova A.N. Levels of Educational Policy in Modern Russia. Russia XXI century. 2020. № 2(21). P. 45-49.

12. Kashtanova S.N., Kudryavtsev V.A. Career Routing as a Strategic Line of Professional and Personal Development of Persons with Disabilities // Bulletin of Minin University, 2018. T. 6. № 2(23). P. 13-15.

13. Kislova I.V., Savchenko S.L. K voprosu o klyuzivnom obra-zovaniya v vuze [On the question of inclusive education in the university]. Proceedings of the I All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation. Kostroma State University. - Kostroma, 2022. - P. 168-171.

14. Kobzeva E.I., Morgunov M.V., Romanov A.V. Dostupnaya sre-da dlya malomobil'nogo gruppy naseleniya na primere transporta Moskvy i ee okrugnosti (teoretiko-pravovoy aspekt) [Accessible environment for low-mobility groups of the population on the example of transport of Moscow and its surroundings (theoretical and legal aspect)]. 2021. № 1(37). P. 175-179.

15. Lukina O.V. Organization of an accessible environment for disabled people in the means of tourist accommodation // Omsk Social and Humanitarian Readings - 2020. Proceedings of the XIII International Scientific and Practical Conference. Holes. Editor L.A. Kudrinskaya. - Omsk, 2020. - P. 208-210.

16. Margolis A.A., Rubtsov V.V., Panyukova S.V., Sergeeva V.S. Kontseptsiya formirovaniya i rasproshleniya tsifrovoy contenta dlya vysshego klyuzivnogo obrazovaniya [The concept of formation and distribution of digital content for higher inclusive education]. 2018. T. 23. № 2. P. 102-110.

17. Panyukova S.V., Sergeeva V.S. Organizatsionnoe i metodich-eskoe obespecheniye distantsionnogo obucheniya studentov s disability [Organizational and methodological support of distance learning of students with disabilities]. 2019. T. 11. № 3. P. 72-83.

18. Sanpiter Y.P. Implementation of the Principle of Accessibility of Information on the Sites of Special Libraries for the Blind and Visually Impaired // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. 2015. № 3(19). P. 128-132.

19. Oleynik O.V. Dostupnaya sreda kak yavlenie sotsial'noy zhizni: otrazhenie v SMI [Accessible environment as a phenomenon of social life: reflection in the media]. 2016. T. 11. P. 1256-1260.

20. Sinkovskaya I.G., Logunova O.V. Accessible environment for people with disabilities as an indicator of the quality of life: sociological aspect // Professional self-determination of the youth of the innovative region: problems and prospects. Collection of articles based on the materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Edited by A.G. Mironov. 2019. P. 267269.

21. SP 59.13330.2016 "Accessibility of Buildings and Structures for People with Limited Mobility". - Moscow: Standartinform Publ, 2017.

22. Stroganov M.V. Disability Concept and Research Terminology: Discussion Notes // QuaestioRossica 2020. T. 8. № 1. P. 319325.

23. Shaipova Y.A. Interpretation of the Concept of "Disability" // Innovative Mechanisms for Solving the Problems of Scientific Development. Collection of articles of the international scientific and practical conference. - Ufa, 2021. - P. 193-195.

24. Yarmolovich O.O. Definition of the Concept of "Disabled" and Its Signs // In the Collection: Scientific Search of Cadets. Proceedings of the International Scientific Conference. - Mogilev, 2022. - P. 292-293.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.