Научная статья на тему 'Технология социального творчества учащихся'

Технология социального творчества учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
321
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛЬНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ОПЫТ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ИГРА / СИТУАЦИОННЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС / МЕТОД ПРОЕКТОВ / СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ / ТВОРЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ / SCHOOL SELF-MANAGEMENT / EDUCATIONAL OPPORTUNITIES / SOCIO-CULTURAL EXPERIENCE / ORGANIZATION AND ACTIVITY GAME / SITUATIONAL CLASS HOUR / METHOD OF PROJECTS / SOCIAL AND MORAL POSITION / CREATIVE ACHIEVEMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белобородов Николай Викторович

Мотивы, побуждающие учащихся к социальному творчеству. Воспитательные возможности общеобразовательного учреждения для развития социального творчества подростков. Расширение социокультурного опыта учащихся. Совершенствование школьного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология социального творчества учащихся»

ТЕХ НОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО творчества учащихся

Николай Викторович Белобородое,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе Центра образования № 1678 «Восточное Дегунино» г. Москва, кандидат педагогических наук

Определяющий признак современной школы — развитие способности личности к самосовершенствованию на основе учёта её возрастных особенностей, внутренних ресурсов, возможностей. Во взаимодействии участников педагогического процесса определяющей линией должна быть оптимистическая гипотеза в понимании возможности достижения успеха каждым ребёнком, которая заключается в вере, что успех возможен, если помочь ребёнку раскрыть потенциал; обеспечить личностный рост; помочь найти дело, которое ему интересно и лучше всего удаётся.

• школьное самоуправление • воспитательные возможности • социокультурный опыт • организационно-деятельностная игра • ситуационный классный час

• метод проектов • социально-нравственная позиция • творческие достижения

Воспитательные возможности школы

Поэтому педагогический процесс сегодня необходимо строить таким образом, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребёнка, организуя его активное самовоспитание путём совершения самостоятельных и ответственных поступков. Сочетание взаимоответственности, с одной стороны, и необходимости проявления самостоятельности — с другой обеспечивает условие для развития подлинной самодеятельности в различных областях социального творчества.

Социальное творчество учащихся, на мой взгляд, — это социально значимая деятельность по созданию новых материальных и духовных ценностей в интересах социу-

ма и фактор самореализации личности в процессе достижения ею успеха в этой деятельности, завоевания лидерских позиций в личностно значимой деятельности.

Анализ практики воспитательной деятельности позволяет выделить различные мотивы, побуждающие учащихся к социальному творчеству. Среди них: непосредственно-побуждающие (связаны с желанием получить сиюминутный результат, взять на себя решение проблемы — «если не я, то кто?»); перспективно-побуждающие (связаны с получением знаний, умений, завоеванием лидерских позиций — «на что я гожусь, чем ценен для людей?»); моральные (связаны с пониманием творческой деятельности как нравственного долга перед обществом и собой — «спеши делать добро»); мотивы общения (связаны с потребностью быть в коллективе, творить среди других — «возьмёмся за руки, друзья»); творческие мотивы (связаны

с потребностью придумывать, создавать, когда интересен не только результат, но и сам процесс творчества — «есть жажда творчества, уменье созидать»). Опираясь на ту или иную мотивацию, педагог может эффективно использовать возможности коллектива в развитии школьников с помощью индивидуального подхода, обеспечивающего каждому благоприятное для его развития положение в системе коллективных отношений.

Воспитательные возможности общеобразовательного учреждения реализуются в результате развития социального творчества подростков поэтапно. Технология их использования включает:

• создание системы разноплановых дел, обеспечивающей каждому учащемуся в течение учебного года ситуацию успеха;

• включение учащихся в планирование, коллективное обсуждение и решение актуальных проблем;

• выявление лидеров в различных областях социального творчества;

• обеспечение развития детского самоуправления;

• организация индивидуальной, групповой

и коллективной проектной деятельности (обеспечение возможности свободного, ответственного выбора учащимися конкретного дела и степени участия в нём);

• реализация для каждого ребёнка индивидуальной траектории развития (определение ступени, на которой находится учащийся в какой-либо области социального творчества, и перспектив его роста);

• расширение сферы деятельности классного коллектива, взаимодействие его с другими детскими объединениями, институтами современного социума.

Технология реализуется по нескольким основным направлениям, на которых следует остановиться подробнее.

Расширение социокультурного опыта учащихся в результате успешной самореализации личности

Условия решения проблемы. Самореализация личности ребёнка в социальном творчестве может быть успешной, когда: • ему есть из чего выбирать;

• обеспечено пространство для самостоятельного выбора форм и видов деятельности;

• предоставлены образцы успешной самореализации;

• лично для каждого ребёнка создана ситуация успеха;

• каждому школьнику оказана поддержка в проектировании личностного роста;

• интересы коллектива и личности не противоречат друг другу, а личность ребёнка — одна из основных ценностей и целей коллективной деятельности наряду

с решениями актуальных проблем социума.

Содержание воспитательного процесса по направлению и формы работы:

а) организационно-деятельностные игры, в ходе которых организуется процесс вовлечения учащихся в коллективное планирование, обсуждение школьных проблем, реализуется педагогический принцип «Каждый имеет право голоса!».

Эту игру можно рассматривать как:

• один из типов системообразующей деятельности;

• структурный компонент воспитательной системы;

• способ организации всей жизни школы;

• фон, на котором ребята учатся делать свободный и ответственный выбор;

• особую нишу воспитания.

Основная характеристика этой игры — активная включённость в работу, когда основной акцент делается на рефлексию участниками собственной деятельности и той ситуации, в которой эта деятельность реализуется. Причём учащийся делает собственную деятельность объектом своего активного воздействия, в ходе игры он изменяет, совершенствует или заново выстраивает её. Уровень притязаний и самооценка становятся более адекватными, беспристрастно анализируется собственная деятельность, на первое место выходит идея достижения общего

социального успеха в результате индивидуального и коллективного социального творчества.

Эта игра вошла в ежегодную практику Центра образования № 1678 «Восточное Дегунино» г. Москвы и под разными названиями проводится в начале каждого учебного года.

Практическим результатом игры становится создание плана работы детского коллектива школы — цепочка конкретных дел, направленных на реализацию воспитательных программ. Непременное условие игры — не только предложение идеи проведения какого-либо дела или создание объединения, но и осознанный выбор одного или нескольких дел, организацию и проведение которых класс берёт на себя, то есть класс сам выбирает и проводит дело для учащихся школы или микрорайона. Так удаётся вовлечь ребят в процесс социального творчества и реализацию различных программ.

Самое важное условие проведения игры — участие каждого класса, начиная с пятого, поэтому игра проводится в несколько «заходов» по параллелям. Это создаёт дополнительные трудности для организаторов, но зато каждый может быть услышан.

Все важнейшие вопросы жизни школы, проблемы, требующие решения, обсуждаются именно здесь. Так, например, одна из игр почти полностью была посвящена деятельности школьного парламента. Идеи, мысли, мнения ребят составили новую законодательную и нормативную базу этого органа.

На этапе «Расписание на послезавтра» при проведении игры «Мост в будущее» в 2008 году ребятам было предложено составить идеальное расписание одного дня учебного года. Здесь завучи услышали, что гимназические классы, несмотря на существующую нагрузку, хотят иметь уроки труда (технологии), а образовательные классы мечтают изучать МХК, учащиеся 10—11-х классов предлагают проводить в старших классах

спаренные уроки (пары, как в институте) для улучшения учебного процесса. Эти предложения в дальнейшем были воплощены в жизнь.

Главное во всех играх то, что каждый имеет право голоса, может высказать свои возражения, альтернативные мнения, а уж если промолчал, то в дальнейшем не сможет сказать: «А меня на этот счёт не спрашивали». Просто он воспользовался правом молчаливо согласиться с предложениями, высказанными другими ребятами.

В практике ЦО № 1678 используются две модели проведения игры, которые, как правило, чередуются. Первая — это игра по этапам, когда класс движется по «станциям», где высказывается по различным проблемам. Эта модель сплачивает коллектив класса, повышает ответственность за принятие решения у ребят. Но, с другой стороны, в ходе подготовки игры в классе уже выработана точка зрения, предложения по обсуждаемым вопросам, и активность ребят направлена на «отражение атак» ведущих этапов. Вторая модель — игра по раундам (каждый раунд — проблема). Суть её в том, что каждый класс на игре делится на четыре группы и действует в соответствии с предназначенной ему ролью:

• Генераторы идей вносят предложения в заявленные проекты, программы, идеи с целью их улучшения.

• Критики отмечают слабые стороны выступающих и высказываемых идей.

• Реалисты оценивают реалистичность предложенных проектов, идей, лозунгов.

• Эксперты дают заключение по ценности услышанных предложений.

Все пришедшие на игру распределяются по четырём «столам», в соответствии с предназначением. Таким образом, «генераторы», «критики», «реалисты», «эксперты» разных классов оказываются в одной «команде»

и вместе, выполняя роль, работают на общую идею. К тому же, обсуждая предложения разных классов и, естественно, отдавая приоритет своему, ребята учатся искать аргументы в свою пользу, слушать и слышать других, признавать достоинство чужих идей, а главное, переключаются на общие, нужные для всех дела. Так развивается социальное творчество учащихся.

В ходе игр уровень притязаний и самооценка становятся более адекватными, беспристрастно анализируется собственная деятельность, формируется чувство ответственности, на первое место выходит идея достижения общего успеха в результате индивидуального и коллективного социального творчества. К тому же, как правило, игре предшествует проведение ситуационных классных часов по соответствующей тематике. Например, ситуационный классный час «Я и моя школа».

Проводится после анкетирования по следующим вопросам:

• хочу, чтобы в школе, в нашем классе были организованы и проведены следующие дела ...;

• могу для этого сделать ... (что, как, когда);

• чтобы дело было доведено до конца, необходимы следующие этапы

• для реализации идеи проекта класса надо начать с..

Цель (1 мин.) Самоанализ готовности к активному участию в организации жизни класса и школы (для всех классов), конкретизация идеи проекта класса и составление наказа депутатам школьного парламента делегируемым от класса (для 6—11-х классов).

Информация (2—3 мин). Анкетирование, проведённое в классе, выявило большой спектр разнообразных дел, которые востребованы учащимися класса. Среди них. (можно выделить по сферам: интеллектуальная, досуговая, оздоровительная и т.п.). Организацию и проведение ряда дел, судя по анкетам, вы можете взять на себя. Это.

Я — позиция: причины (10 мин. по кругу).

С чем связан большой разброс в предложениях по содержанию деятельности класса и школы?

Может ли каждый учащийся внести свою леп ту в организацию того или иного дела (проек та) в классе?

В каких из предложенных дел вы готовы принять участие как организатор?

Я — позиция: выработка норм (10 мин. по 4 группам из 6—8 человек). Подготовка ответов на вопросы:

Какие дела будет трудно провести в классе и почему?

Что должен сделать депутат ШП от класса для того, чтобы наши идеи по организации интересных дел в классе и школе воплотить в жизнь?

Что может помешать нам реализовать свой проект (свои идеи)?

Какие этапы помогут довести запланированный проект до конца?

Дискуссия (10 мин.). Четыре группы, каждая по очереди, выступают по одной из позиций, остальные высказывают свою точку зрения — дополняют.

Рефлексия (3 мин.). Ответить всем:

Как сегодняшнее обсуждение помогло вам определить степень своего участия в проекте класса, классных и школьных делах?

Согласны ли вы, что если мы хотим сделать жизнь в классе интересной и можем этого добиться, так как знаем, как это сделать, то должны это сделать сами?

Кто из учащихся класса должен стать депутатом ШП, чтобы мнение и идеи класса были защищены и реализованы?

Свободный выбор (3 мин.). Советы классного руководителя: рефлексия, наблюдение, фиксация.

б) организация проектной деятельности.

-

Использование метода проектов в области воспитания: позволяет сочетать познавательные задачи с практическими;

содействует развитию самостоятельности и организаторских качеств детей; может использоваться индивидуально, группой и коллективом; предполагает реализацию основных этапов организаторской деятельности — постановка задачи, разработка проекта, организация выполнения, оценка результата. В ходе реализации классом проекта индивидуальное социальное творчество учащихся становится элементом коллективного социального творчества, требующего разноплановой деятельности, позволяющего найти каждому то дело, которое он может сделать.

В ЦО № 1678 в течение ряда лет проводится конкурс проектов классов и объединений «Лидер года» Конкурс «Лидер года» проводится по четырём номинациям, отражающим направления, сферу социального творчества, в которой реализуется проект:

• «Маленький принц» (проекты «для и вместе с начальной школой»);

• «Алые паруса» (проекты в области романтики, творчества, для создания единого школьного коллектива);

• «Обыкновенное чудо» (проекты дел, которых никогда не было в школе);

• «Крепкий орешек» (проекты в области знаний, развития познавательной активности).

Структура проведения конкурса такова:

На I этапе «Твой выбор» коллективы классов выбирают проект и приступают к его разработке, заявляют идею наобщешкольной организационно-деятельностной игре в сентябре. Здесь «депутаты» и представители других классов высказывают замечания, дополнения по проекту, которые помогут лучше подготовиться ко второму этапу.

На II этапе «Защита проекта» в октябре участники конкурса проводят презентацию проектовподготовки и проведения дел или проектов решения какой-то проблемы для жюри конкурса и других номинантов, отвечают на их вопросы. Лучшие проекты (по одному в номинации) получают грант, даю-

щий право на организационную, финансовую и правовую поддержку со стороны школьного парламента.

Ш этап «Слово и дело» (ноябрь — апрель) — самый важный, это этап организации выполнения проектов. Все проекты открыты, и увидеть их реализацию могут не только члены жюри и непосредственные участники, но и все желающие, в том числе, конкуренты по номинации.

На IV этапе «Пресс-бой» в апреле происходит демонстрация результатов, оценка участников, организаторов проекта. На нём присутствуют члены жюри, номи-нанты и их группы поддержки, и все желающие. Победители конкурса по итогам всех этапов награждаются на общешкольном празднике «Хочу сказать спасибо» в мае.

Внедрение метода проектов в воспитательную деятельность школы существенно повышает эффективность воспитательного процесса, расширяет возможности самореализации личности, так как метод обеспечивает:

• возможность решения проблем и реализации идей, личностно значимых для учащихся;

• реальную включённость учащихся не только в осмысление социокультурного окружения, но и его преобразование;

• социальную направленность проектной деятельности, позволяющую реализовы-вать проекты, изменяющие облик школы и микрорайона;

• свободное творческое самовыражение учащихся разных возрастов;

• более высокую творческую атмосферу в детских и учительском коллективах;

• ощущение реальной пользы, которую принесёт реализованный проект школе и микрорайону;

• освоение опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности;

• большую свободу выбора тем и идей проектов, возможность их «отрыва» от традиционного учебно-воспитательного процесса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в) «крупные дозы воспитания» (термин В.А. Караковского). Создание системы разноплановых дел (познавательных, спортивных, трудовых), обеспечивающей каждому учащемуся в течение учебного года ситуацию успеха хотя бы в одном деле.

Практический результат этого направления — приобретение следующих основных видов социокультурного опыта ребёнка:

• принятия самостоятельных решений в ситуациях нравственного выбора;

• реализации различных уровней социально-нравственной позиции в коллективной деятельности (активный участник, генератор идей, мастер, знаток и другие);

• применения полученных знаний, умений и навыков в социальном творчестве;

• сотрудничества со сверстниками и педагогами;

• общения и ролевого взаимодействия;

• самооценки, сверяемой с оценками окружающих;

• самоорганизации, проектирования собственной деятельности, прогнозирования и последующего анализа её результатов.

Основная ценность социального творчества состоит в том, что учащимися приобретается опыт проектирования деятельности. Причём эта деятельность для них актуальна (затрагивает их существенные интересы), свободна (даёт возможность испытания способностей и самореализации в выбранной области социального творчества), трудоёмка (успешность достижения результата должна требовать серьёзных усилий), выполнима (предполагает возможность самостоятельного достижения поставленной цели).

Совершенствование школьного самоуправления

Опыт самоуправления показывает, что учащиеся могут самостоятельно организовать деятельность, включая постановку цели, планирование, организацию, согласование, анализ, построение перспектив. Однако этого недостаточно. Деятельность должна носить общественно-значимый, воспитывающий и развивающий характер. Необходимо, чтобы ребята-организаторы чувствовали, что их деятельность нужна одноклассникам, школе, социуму, при этом осознавали ответственность за её выполнение. Роль педа-

гогов заключается в том, чтобы создать условия для развития творческой инициативы ребят в обсуждении насущных проблем и перспектив жизнедеятельности классного коллектива, школы; в проявлении желаний самим подготовить творческие дела, значимые как для них самих, так и других.

Условия решения проблемы. Работа органов самоуправления только в том случае будет актуальной и важной, если вся жизнь воспитательного учреждения так построена, что замирание деятельности того или иного органа сейчас же отражается на работе учреждения и ощущается коллективом как недостаток. Педагогам необходимо помнить: важно, чтобы:

• педагоги не подменяли орган самоуправления, самостоятельно решая вопросы, подлежащие ведению этого органа;

• каждое решение органа самоуправления было выполнено;

• в случае, если педагог считает невозможным выполнение ошибочного решения — не отменять его, а апеллировать к общему собранию;

• основным методом работы педагога было его влияние в самом органе самоуправления;

• работа в органе самоуправления не отнимала чересчур много времени (не стоит загружать сбор органа самоуправления мелочами, которые могут быть разрешены в рабочем порядке);

• учёт работы был точно поставлен, а все решения записаны.

Содержание заключается в реализации механизма моделирования процесса развития детского самоуправления. Эта деятельность должна удовлетворять познавательные интересы, увлекать, включать ребят в социальное творчество, причём;

1) в процессе деятельности обеспечено достижение реальных результатов;

2) творческие достижения ведут к личностному росту каждого в результате самореализации и саморазвития;

3) в процессе деятельности обогащается социальный опыт учащихся, формируется их просоциальная субъектная позиция;

4) задачи, решаемые в процессе деятельности органов самоуправления и социального творчества, носят социально значимый, общественно-полезный характер, стимулируют стремление к интеграции со сверстниками, проявление лидерских черт.

За время существования школьного парламента в ЦО № 1678 мы убедились в том, что его деятельность может быть успешной, если:

• ребята разных возрастов вместе выполняют отдельные части общей задачи;

• значимые цели деятельности парламента имеют для депутатов не только общественный, но и личностный смысл;

• обеспечивается равноправная инициативная творческая позиция каждого депутата (от планирования до оценки результатов);

• обеспечивается непрерывность и усложнение совместной деятельности, причём не только по содержанию, но и с позиции личностного роста по ступеням «лестницы успеха» в различных областях социального творчества;

• деятельность направлена на благо другим людям, обществу, то есть носит социальный характер.

В то же время тем, кто лишь вступает на этот путь, следует осознать, что создание органа самоуправления — это определённая стадия развития школьного коллектива, готового сообща решать наиболее важные вопросы школьной жизни. Поэтому прежде чем приступать к организации самоуправления, целесообразно оценить реальную ситуацию, существующее положение дел в школе, выделить проблемы, которые позволит решить будущая модель.

Для воспитания социальной ответственности важно применение выборной модели органов самоуправления, когда кандидаты в этот орган предлагают пути решения различных школьных проблем, берут это решение на себя и избираются на альтернативной основе (хотя на первых порах возможно и использование представительской модели).

После выборов целесообразно (как это происходит в ЦО № 1678) провести встречу

директора и вновь избранного органа самоуправления, где коллегиально обсуждаются первоочередные проблемы, требующие решения. Подобные встречи по мере необходимости проходят и в течение года, а когда директор серьёзно относится к мнению парламента (и это видят учителя), то и весь педколлектив считается с избранным органом самоуправления. Проблема взаимоотношений «учителя — ученики» является главной в работе любого органа самоуправления. Здесь можно выделить следующие аспекты:

• Не всегда учителя готовы обсуждать

с учениками на равных проблемы школы и оставлять им право на собственное мнение (пусть иногда и неправильное, но ведь убеждать всегда труднее, чем запрещать).

• Работа депутатов (заседания, школьные дела) иногда проходит во время консультаций, и учителя негативно реагируют на отсутствие депутатов на них, хотя это

и оговорено в Положении о школьном парламенте.

• Ряд учителей относится к парламенту как к игре, а ребята, особенно старшеклассники, не хотят играть в самоуправление, они хотят или жить по этим законам, или не тратить свободное время на пустые разговоры, когда они что-то обсуждают, решают,

а впоследствии с их мнением никто не считается.

К сожалению, очень часто ребята хотят решить всё сразу и быстро, но так не бывает, и нужно уметь грамотно ставить проблему, принять конкретные и реальные решения, определить пути, этапы и сроки их выполнения. Именно в решении долговременных задач таится главная опасность для выборного коллектива: кропотливая работа зачастую не видна детям (отсюда чувство неудовлетворённости, а то и ненужности), и педагогам-депутатам надо уметь показать движение вперёд по этим проблемам, с одной стороны, а с другой — параллельно проводить конкретные творческие дела в конкретные сроки. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.