Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ'

ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
730
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЕНОК / ДЕТИ-СИРОТЫ / ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / АДАПТАЦИЯ / РЕАДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кузьмин В.П., Быканова В.М.

Статья рассматривает анализ социологического исследования, по изучению технологий системы социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, применяемой в Курской области. В статье рассматриваются теоретико-методологические особенности социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей; изучается технология сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Изучены особенности регионального опыта реализации технологии сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации. Исследованы проблемы, с которыми чаще всего, обращаются за получением социальной помощи дети-сироты и дети, оставшиеся без сопровождения родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кузьмин В.П., Быканова В.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF SOCIAL SUPPORT OF ORPHANCED CHILDREN AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL SUPPORT: REGIONAL ASPECTS

The article considers the analysis of a sociological study on the study of technologies of the system of social support for orphans and children left without care, used in the Kursk region. The article examines the theoretical and methodological features of social work with orphans and children left without parental care; the technology of accompanying orphans and children left without parental care is studied. The features of the regional experience of implementing the technology of accompanying orphans and children left without parental care in the Russian Federation are studied. The problems with which orphans and unaccompanied children most often apply for social assistance are investigated.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

tccn 2500 3585

peer-reviewed • open access journal

DOI: 10.21626/j-chr/2021-2(27)/2 Социологические науки

УДК: 364.42/.44

Технология социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: региональный аспект

© В.П. Кузьмин, В.М. Быканова

Кузьмин В.П.— кандидат социологических наук, доцент; доцент кафедры социальной работы и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации E-mail: kuzmin.vya4eslav@yandex.ru

14

Быканова В.М.— бакалавр социальной работы ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Адрес: 305041, г. Курск, ул. К. Маркса, 3. Российская Федерация.

АННОТАЦИЯ

Статья рассматривает анализ социологического исследования, по изучению технологий системы социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, применяемой в Курской области.

В статье рассматриваются теоретико-методологические особенности социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей; изучается технология сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Изучены особенности регионального опыта реализации технологии сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации.

Исследованы проблемы, с которыми чаще всего, обращаются за получением социальной помощи дети-сироты и дети, оставшиеся без сопровождения родителей.

№2 (27) 2021 Ключевые слова: ребенок; дети-сироты; дети, оставшиеся без по-www.j-chr.com печения родителей; технология социального сопровождения; адаптация; реадаптация; социальная поддержка.

ВВЕДЕНИЕ

В Конвенции о правах ребенка, закреплен тот факт, что дети относятся к одной из менее незащищенных групп населения, что свидетельствует о необходимости предоставления им достаточного внимания и как, в первую очередь, к личностям, и как членам общества, которые наделены разного рода правами. В Конвенции устанавливается необходимость обеспечения ребёнку социальной защиты, которая необходима для его благополучия. Конституция РФ в ст. 7 провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Федеральный закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 1996 г., а также редакции 1998 и 2002 гг., которые определяют, обобщают и закрепляют общие принципы, содержание, меры государственной социальной поддержки детей [1].

На развитие системы постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей направлена Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 г. [2].

Но, несмотря на все меры, по обеспечению экономических, правовых, педагогических, социальных и иных мер по официальным данным Федеральной службы государственной статистики, в период с 2016 по 2019 годы количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 18 лет, в Российской Федерации увеличилось почти на 12 тысяч человек.

Также, по данным, предоставленным на Всероссийском съезде руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей заместителем министра просвещения России Т. Ю. Синюгиной в 2019 году, несмотря на увеличение количества приёмных семей в РФ, ежегодно выпускниками детских домов становятся порядка 9 тысяч детей. В своём выступлении она обратила внимание на то, что выпускники детских домов — это

особый контингент, требующий пристального внимания, ведь большинство из них не могут успешно адаптироваться к самостоятельной жизни, не способны решать многие проблемы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни [8].

Обозначенные обстоятельства определили актуальность и необходимость глубокого теоретического и практического исследования процедуры устройства и защиты прав детей-сирот, а также разработке возможных предложений по дальнейшему совершенствованию технологии социального сопровождения, регламентирующего правовое положение детей-сирот в современной России.

Объектом исследования выступают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в Курской области.

Предметом исследования является технология социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, применяемая в Курской области.

Цель исследования - совершенствование системы социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, применяемой в Курской области.

В практике реализации данной технологии из всех регионов Российской Федерации, особых успехов в реализации технологии сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выделяется, на первый взгляд, совсем неприметная Тамбовская область. Феномен ускоренного развития именно данного направления работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в возрасте от 17 до 23 лет, являющиеся выпускниками учреждения интернатного типа, обуславливается печальной статистикой, которая наблюдается в данном субъекте РФ. Последние опубликованные данные, касаемые количества данной категории граждан говорит о резком увеличении их количества, более того, в период с 2016 года резко возросла статистика, об увеличении количества правонарушений, совершенных выпускниками интернатных учреждений. Также, центрами социальной адаптации и органами опеки и попечительства было от-

15

16

мечено, что возросло количество суицидов и суицидальных попыток среди данной категории населения [4].

Все работники данных центров являются квалифицированными специалистами и ежегодно повышают свою квалификацию и знания, совершенствуют навыки оказания технологии социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ими проводится работа, направленная на успешную социализацию воспитанников и будущих выпускников детских домов, с применением, в большей степени, технологии социального сопровождения. Все центры начинают активную подготовку к выпуску еще за два года, организуется проведение длительной и систематизированной развивающей деятельности, направленной на формирование навыков самостоятельности, принятию решений и несению ответственности за них, регулированию и обучению навыкам общения и взаимодействия с обществом, реализуются программы по моральному, духовному и нравственному воспитанию детей, поиск и раскрытие талантов и способностей [3].

Особую эффективность продемонстрировала программа «Живем по-настоящему», реализованная на базе одного из Центров социального сопровождения выпускников детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей совместно с Некоммерческой организацией города Москва «Новые технологии развития», в рамках которого детьми были самостоятельно разработаны и реализованы благотворительные проекты и акции, направленные на улучшение жизни жителей Тамбовской области. Основной целью данного проекта является знакомство с окружающим их миром за пределами интернатного учреждения, развитие организационных и управленческих навыков детей-сирот, налаживание позитивных и полезных социальных связей. В процессе реализации данной программы перед наставниками стояла задача - создание оптимальных условий для успешной социализации и интеграции в общество детей из числа будущих выпускников интернатно-

го учреждения путем осуществления социально полезной деятельности. Данный опыт является уникальным и единственным в своем роде, а также отражает реализацию технологии социального сопровождения в полной мере [6].

Переходя к рассмотрению деятельности по реализации технологии социального сопровождения в нашем регионе, в Курской области, основным нормативно-правовым актом, ее реализующем выступает Постановление Администрации Курской области от 02.02.2015 N 41-па «Порядок межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти курской области при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения». Данный нормативный акт закрепляет порядок для предоставления медицинских, психологических, педагогических, юридических, консультативных и иных услуг, которые не имеют прямого отношения к социальным услугам, а реализуются в процессе использования технологи социального сопровождения. В перечень служб и государственных структур, в функционал которых входит реализация вышеуказанной технологии относят комитет социального обеспечения Курской области, комитет здравоохранения Курской области, комитет образования и науки Курской области, комитет по делам молодежи и туризму Курской области, комитет по физической культуре и спорту Курской области, департамент по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области, отдел Администрации Курской области по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

МЕТОДЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для изучения эффективности реализации технологии социального сопровождения в Курской области нами были проведено социологическое исследование в два этапа, в первом из которых объектом выступили специалисты социальных учреждений и служб, занимающихся реализацией и предоставлением данной технологии, а также нами была изучена потребность в видах социальной помощи детей-сирот и

детей, оставшихся без попечения родителей в получении данных услуг. Таким образом, мы старались рассмотреть аспект социальной технологии как со стороны объекта, которые его предоставляет, так и со стороны субъекта, которому они предоставляются.

Метод исследования - анкетирование.

Переходя непосредственно к результатам исследования, мы получили следующие данные:

I. На базе Отдела опеки и попечительства администрации Сеймского округа г. Курска, ОКУСО «Курский социально - профессиональный реабилитационный центр» и ОКУ «Центр замещающий семей и граждан из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» проведен социологический опрос, объектом которого выступили специалисты данных учреждений.

Нами была предпринята попытка выяснить с помощью анкетного опроса проблемы, с которыми чаще всего обращаются за получением социальной помощи дети-сироты и дети, оставшиеся без сопровождения родителей. Всего в опросе приняли участие 42 специалиста в возрасте от 22 до 55 лет, 91% опрошенных составили женщины, 9% составили мужчины.

По мнению специалистов проблема реализации технологии социального сопровождения является очень актуальной в Курской области, такого мнения придерживается 97% респондентов.

По мнению опрошенных специалистов, к проблемам, с которыми чаще всего сталкиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте от 17 до 23 лет, из категории выпускников интернатных учреждений выступают: получение жилья - 57%, поиск работы - 64%, налаживание контактов с другими людьми, а также поддержание связей и контактов с родственниками - 47%, получения социальной, психологической и педагогической помощи и поддержки - 40%. Реже всего, приходится оказывать поддержку в разрешении таких проблемы как организация досуга и отдыха, разрешении проблем со здоровьем, оказанием консультаций по вопросам создания

семьи и информирование о получении материальной помощи в форме различных льгот, пособий, пенсии, компенсаций.

После обращения за оказанием социальных услуг, по мнению специалистов, первоочередными в разрешении выступают такие проблемы, как: получение жилья и помощь в поиске и получении работы -64%, оказание социально-психологической помощи и поддержки - 52%, получение образования - 31% и получения материальной помощи в виде разного вида льгот, пособий, пенсии, компенсаций - 26%.

По мнению опрошенных специалистов, в большей степени программы по реализации технологии социального сопровождения реализуются социальными учреждениями - 64%, далее следуют образовательные организации - 20%, органы опеки и попечительства - 10%, интернатные учреждения - 6%.

Респондентам был задан вопрос о наиболее результативных формах реализации технологии социального сопровождения, ответы распределились следующим образом, наиболее популярными вариантами ответы выступили технология постинтернатного патроната - 40%, центры и учреждения постинтернатного сопровождения -40% и Социальные гостиницы - 19%, менее популярными оказались ряд программ и технологий постинтернатного сопровождения в образовательных учреждениях - 11%, семейные формы, а также технологии, реализуемые с их помощью - 9%, программы сопровождения выпускников, базирующиеся на основе интернатных -учреждений- 8%.

65% опрошенных респондентов уверены, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в достаточной степени информированы о возможности и необходимости сопровождения, действующего в Курской области, 23% считают уровень их информированности недостаточным, 12% респондентов затруднились дать ответ.

Респондентам был задан вопрос об источниках информации из которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, выпускающиеся из интернатных учреждений получают информацию

17

18

о действующих программах и технологиях социального сопровождения. Ответы распределились следующим образом: СМИ -21%, Интернет, официальные сайты учреждений, социальные сети - 61%, специалисты интернатных учреждений- 59%, специалисты социальной работы - 66%, работники образовательных учреждений - 23%, справочные, горячие линии, телефоны доверия

- 16%, органы опеки и попечительства - 7% .

На вопрос об эффективности работы в области социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускающиеся из интернатных учреждений Курской области 1/3 респондентов отметили ее эффективность, 1/3 респондентов считают ее недостаточно эффективной и 1/3 затрудняется дать однозначный ответ.

Изучая вопрос об основных причинах неэффективного социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ответы респондентов распределились следующим образом: отрицательное воздействие и влияние социального окружения - 59%, отсутствие семейного воспитания - 54%, личностная незрелость и эмоциональная неустойчивость выпускников интернатных учреждений- 54%, неэффективность существующей системы постинтернатного сопровождения

- 42 %, легкодоступность наркотических веществ и алкоголя -26%, ограниченность общественных контактов и социальных связей

- 21%, отсутствие воспитательной работы с выпускниками интернатных учреждений и детских домов -16%.

На вопрос о том, являются ли эффективными мероприятия, проводимые в Курской области, направленные на осуществление социальной адаптации детей-сирот и детей, 23% выбрали вариант ответа «да», такое же количество респондентов затрудняются дать ответ, а 54% респондентов считают мероприятия, проводимые в Курской области, направленные на осуществление социальной адаптации детей-сирот неэффективными.

Изучая необходимость назначения детям-сиротам и детям, оставшимся без

попечения родителей после выпуска из интернатного учреждения куратора, который будет оказывать им поддержу в процессе их адаптации к новым условиям и обстоятельствам, 54% уверены в необходимости его участия в жизни сироты, 23% не видят необходимости, 23% затруднились дать ответ.

В курской области и городе Курске достаточно широко реализуется технология социальной реабилитации несмотря на то, что большой процент респондентов не считает деятельность учреждений, оказывающих услуги по социальному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в достаточной мере эффективной, поскольку мы можем наблюдать тот факт, что специалисты оказывают такого рода услуги.

Объектом второго социологического исследования выступили дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 17 до 23 лет. Основной целью является изучение необходимости получения ими услуг технологии социального сопровождения, направленные на помощь в социализации в постинтернатный период. Количество опрошенных респондентов - 18 человек.

В первую очередь, мы выяснили насколько проблема сопровождения в период адаптации к самостоятельной жизни актуальной для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 55% сталкиваются с разного рода социальными проблемами после выпуска из учреждения интернатного типа, не сталкиваются 27%, затрудняются ответить 18% респондентов.

Из 55%, которые ответили положительно на вопрос № 1, нуждающиеся в оказании им услуг социального сопровождения в период адаптации к самостоятельной жизни объясняют свой выбор тем, что они недавно начали вести самостоятельную жизнь и мне иногда требуется помощь в разрешении повседневных проблем - 54%, выпускник не знает о мерах социальной поддержки и гарантиях, на которые имеют право категория граждан, к которой я отношусь - 33% и не знают, куда обратиться за помощью при возникновении у меня проблем - 43%.

На вопрос о том, с какими проблемами будущие выпускники могли столкнуться сразу после выпуска из интернатного учреждения, ответы распределились следующим образом: проблемы с получением положенных мне услуг - 44%, проблемы с получением образования и последующим трудоустройством - 61%, связанные с получением материальной помощи в виде льгот, пособий, пенсии, компенсаций - 61%, проблемы с получением положенных мне услуг - 44%, необходимость получения психологической помощи и поддержки - 16%, установлением социальных связей и отношений с другими людьми, поддержание связей с родственниками (в случае, если таковые имеются) - 11%, трудности в процессе организация своего досуга и разрешение проблем со здоровьем, обращением в организации здравоохранения - 5%.

Мы задали вопрос о том, куда бы респонденты обратились за помощью, нами были получены следующие данные: центры постинтернатного сопровождения выпускников Курской области - 55%, органы опеки и попечительства Курской области и близкие родственники (в случае, если таковые имеются) - 33%, воспитатель - 22%, центры помощи семье и детям Курской области -16%, друзья, знакомые (в случае, если таковые имеются) - 11%.

На вопрос о том, знакомы ли опрошенные с мероприятиями и программами, проводимыми в Курской области, направленными на помощь в адаптации к самостоятельной жизни в виде социального сопровождения 55% выбрали ответ «да», 40% затрудняются ответить и 5% выбрали ответ «нет».

По мнению опрошенных детей-сирот, 38% считают мероприятиями, проводимыми в Курской области, направленные на помощь Вам в адаптации к самостоятельной жизни в виде социального сопровождения эффективными, 12% не считают их эффективными, а 50 % респондентов затрудняются ответить.

Мы попросили респондентов оценить по шкале от 1 до 10 качество проведения мероприятий, проводимых в Курской области,

направленные на помощь Вам в адаптации к самостоятельной жизни в виде социального сопровождения, при условии, что 1 -минимальный уровень удовлетворенности, 10 - максимальный уровень. Мы получили среднее значение равное 6, 4, что говорит о достаточном уровне удовлетворенности.

На вопрос о том, какие факторы могут поспособствовать повышению уровня эффективности Вашей адаптации к новым жизненным обстоятельствам и условиям мы получили следующие результаты:

1. Наличие социальных гарантий - 55%;

2. Юридическая помощь - 50%;

3. Воспитательная работа - 38%;

4. Помощь специалистов социальных служб - 27%;

5. Создание условий для самореализации - 22%;

6. Проведение мероприятий по формированию норм поведения в обществе - 16%;

7. Доступность культурных мероприятий - 5%.

Актуальными источниками респондентов для получения информации о действующих программах социального сопровождения детей-сирот и детей являются Интернет, официальные сайты учреждений, социальные сети - 77%, специалисты интернатных учреждений - 50%, СМИ - 22%, справочные, горячие линии, телефоны доверия - 5%.

Респондентами были выбраны формы социального обслуживания, с которыми они лучше всего знакомы. Ответы респондентов распределились следующем образом:

1. Социальный патронат - 22%;

2. Социальные гостиницы - 27%;

3. Семейные формы - 50%;

4. Центры социального сопровождения - 5%;

5. Программы сопровождения выпускников - 61%;

6. Программы сопровождения в образовательных учреждениях - 11%.

На вопрос о том, хотели бы респонденты, чтобы после выпуска из интернатного учреждения им оказывал поддержку специально обученный человек - Куратор мы получили следующие ответы: 61% хотели бы

19

20

иметь наставника, 21% справились бы самостоятельно и 12 % затрудняются дать ответ.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современной России выстроена логичная, взаимосвязанная система в области социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, успешно реализуется возможность для обеспечения выполнения государством своих обязанностей по предоставлению возможности здорового, гармоничного и полноценного развития всех его граждан без исключения. Несмотря на это, на пути нормальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей зачастую стоит ряд проблем и факторов. Необходимость уделения большего внимания вопросу улучшения качества работы современной системы сиротских учреждений и детских домов очевидна. Особенно ее значение возросло в плане повышения уровня подготовки воспитанников к выпуску из детских домов. Именно поэтому в Российской Федерации функционирует огромное количество субъектов, целью которых является сопровождение и помощь в адаптации к новым условиям жизни лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Они всесторонне оказывают медицинскую, социальную, психологическую, педагогическую, юридическую, консультативную и иную поддержку. Особенно эффективна их работа, когда она происходит с использованием межведомственного формата взаимодействия оказания помощи.

На основании эмпирического исследования, проведенного с помощью социологического опроса, нами была произведена попытка разработать ряд нижеследующих практических рекомендаций:

1. Необходимо разработать единую программу для обеспечения возможности увеличения количества предоставляемых социальных услуг, направленных на оказание социальной помощи и поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, увеличение количества проводимых мероприятий, направленных на улучшение их жизнедеятельности, а так-

же сопутствующих их успешной адаптации и социализации в обществе.

2. Формирование у клиента положительных, одобряемых обществом ценностных ориентаций, приобретение и усвоение социально приемлемых моделей поведения, предоставление информации и новых общечеловеческих и специфических знаний, другими словами, организация полноценного социального воспитания личности.

3. Своевременное предоставление медицинской, психологической, педагогической, социальной, юридической, и иных видов помощи посредством организации посреднической деятельности в процессе решения затруднений клиента.

4. Обеспечение возможности предоставления каждому из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей индивидуального помощника в лице куратора, основной целью деятельности которого будет являться социальное сопровождение ребенка в возрасте от 17 до 23 лет в процессе его адаптации к новым условиям, ведению нормального образа жизни, превенции негативных привычек, совместный поиск источников и возможности решения жизненных затруднений путем получения консультаций.

5. Помощь в достижении поставленных целей на всех этапах реализации технологии социального сопровождения, раскрытие и использование внутренних ресурсов и потенциала человека.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выполнение всех вышеуказанные рекомендаций обеспечит возможность улучшения и ускорения процесса социальной адаптации и интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Особенно они актуальны относительно выпускников организаций интернатного типа, которые, зачастую, прожили большую часть своей жизни в учреждении закрытого типа, и не всегда знакомы с нормами, традициями и правилами нового общества, в которое они вступают.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации. -М.: Эксмо, 2018. - 32 с.

2. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // Консультант Плюс. - URL: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_76459 (дата обращения: 12.05.2021). - Текст: электронный.

3. Закон Курской области от 22.11.2007 №117-ЗКО «Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Курской области» // ГАРАНТ. Информационно-правовое обеспечение. - URL: http://base. garant.ru/21312244/ (дата обращения: 07.02.2021). - Текст: электронный.

4. Постановление Администрации Курской области от 18.12.2012 года №1090-па «Об утверждении порядка выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации» // ГАРАНТ. Информационно-правовое обеспечение. - URL: http://base.garant. ru/21340046/ (дата обращения: 25.03.2021). - Текст: электронный.

5. Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года // Консультант Плюс. - URL: http://www.consultant.ru/ law/hotdocs/36787.html (дата обращения: 25.02.2021). - Текст: электронный.

6. Аксенов, А.М. Межведомственное взаимодействие как условие защиты прав выпускников сиротских учреждений на этапе их профессионального самоопределения / А. М. Аксенов, Н. А. Шайденко, С. Н. Кипурова. - Тула: Тульское производственное полиграфическое объединение, 2018. - 172 с.

7. Алибаева, Д. С. Постинтернатное сопровождение выпускников государственных учреждений в России / Д. С. Алибаева, О. С. Маметьева // Международный студенческий научный вестник. - 2018. - № 1. - С. 83.

8. Бикмаева, А. В. Обобщение опыта социально-психологического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях образовательного учреждения / А. В. Бикмаева, Н. И. Смаковская // Фундаментальные и прикладные разработки естественных и гуманитарных наук: современные концепции, последние тенденции развития: материалы XV Всероссийской научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону: Южный университет (ИУБиП), 2018. - С. 131-136.

9. Бахвалова, Е. В. Модель социально-психологического сопровождения интеграции воспитанников детского дома в образовательное пространство школы / Е. В. Бахвалова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Т. 9. - № 3 (32). - С. 316-32.

10. Клюева, А. В. Основные проблемы социального сопровождения в формировании готовности к самостоятельной жизни выпускников интернатных учреждений с ограниченными возможностями здоровья / А. В. Клюева // Вопросы науки и образования. - 2020. - № 19 (103). - С. 36-42.

11. Кузина, Н. Н. Индивидуальный план развития учащегося-сироты учреждения профессионального образования / Н. Н. Кузина, Н. В. Панова // Академия профессионального образования. - 2018. -№ 10. - С. 58-68.

12. Носова, К. В. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей / К. В. Носова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 31 (269). — С. 115-118. — Режим доступа: Ы^://то1исЬ га/агсЫуе/269/61906/ (дата обращения: 10.04.2021). Текст: электронный.

21

TECHNOLOGY OF SOCIAL SUPPORT OF ORPHANCED CHILDREN AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL SUPPORT: REGIONAL ASPECTS

© Vyacheslav P. Kuzmin, Victoria M. Bykanova

Vyacheslav P. Kuzmin — Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor; Associate professor of the Department of Social Work and Life Safety Kursk State Medical University E-mail: kuzmin.vya4eslav@yandex.ru

Victoria M. Bykanova — Bachelour of Social Work, Kursk State Medical University.

Address: 305041, Kursk, st. K. Marx, 3. Russian Federation

ABSTRACT

The article considers the analysis of a sociological study on the study of technologies of the system of social support for orphans and children left without care, used in the Kursk region.

The article examines the theoretical and methodological features of social 22 work with orphans and children left without parental care; the technology of ac-

companying orphans and children left without parental care is studied.

The features of the regional experience of implementing the technology of accompanying orphans and children left without parental care in the Russian Federation are studied.

The problems with which orphans and unaccompanied children most often apply for social assistance are investigated.

Keywords: child; orphans; children left without parental care; technology of social support; adaptation; readaptation; social support.

REFERENCE

1. Konstitucija Rossijskoj Federacii. -M.: Jeksmo, 2018. - 32 s.

2. Federal'nyj zakon ot 24.04.2008 № 48-FZ «Ob opeke i popechitel'stve» [Jele-ktronnyj resurs]: Federal'nyj zakon ot 24.04.2008 № 48-FZ // Konsul'tantPljus.

3. Zakon Kurskoj oblasti ot 22.11.2007 №117-ZKO «Ob organizacii dejatel'nosti organov opeki i popechitel'stva v Kurskoj oblasti» [Jelektronnyj resurs]: Zakon Kurskoj oblasti ot 22.11.2007 №117-ZKO // Konsul'tant Pljus.

4. Postanovlenie Administracii Kur-№2 (27)2021 skoj oblasti ot 18.12.2012 goda №1090-

vww.j-chr.com J °

pa «Ob utverzhdenii porjadka vyjavleni-

ja obstojatel'stv, svidetel'stvujushhih

o neobhodimosti okazanija licam iz chisla detej-sirot i detej, ostavshihsja bez popechenija roditelej, sodejstvija v preodolenii trudnoj zhiznennoj situacii» [Jelektronnyj resurs]: Postanovlenie Administracii Kurskoj oblasti ot 18.12.2012 goda №1090-pa // Konsul'tantPljus.

5. Ob utverzhdenii Koncepcii gosudarst-vennoj semejnoj politiki v RF na period do 2025 goda [Jelektronnyj resurs]: raspor-jazhenie Pravitel'stva RF ot 25.08.2014 № 1618-r // Konsul'tantPljus.

6. Aksenov, A. M. Mezhvedomstvennoe vzaimodejstvie kak uslovie zashhity prav vypusknikov sirotskih uchrezhdenij na jetape ih professional'nogo samoopre-

delenija / А. М. Aksenov, N. А. Shajdenko, S. N. Kipurova. - Ти1а: Tul'skoe proizvod-stvennoe poligraficheskoe ob#edinenie. - 2018. - 172 s.

7. Alibaeva, D. S. Postinternatnoe so-provozhdenie vypusknikov gosudarstven-nyh uchrezhdenij v Rossii / D. S. Alibaeva,

0. S. Mamet'eva // Mezhdunarodnyj stu-dencheskij nauchnyj vestnik. - 2018. - №

1. - S. 83.

8. Bikmaeva, А. V. Obobshhenie ору-ta social'no-psihologicheskogo so-provozhdenija detej-sirot i detej, os-tavshihsja bez popechenija roditelej v uslovijah obrazovatel'nogo uchrezh-denija / А. V. Bikmaeva, N. I. Smakovs-kaja // Fundamental'nye i prikladnye razrabotki estestvennyh i gumanitarnyh паик: sovremennye koncepcii, poslednie tendencii razvitija : Materialy XV Vseros-sijskoj nauchno-prakticheskoj ко^егеп-сп. V 4-h chastjah, Rostov-na-Donu, 24 sentjabrja 2018 goda. - Rostov-na-Donu: Juzhnyj universitet (IUBiP), 2018. - S. 131136.

9. Bahvalova, Е. V. Model' social'no-psihologicheskogo soprovozhdenija т-

tegracii vospitannikov detskogo doma v obrazovatel'noe prostranstvo shkoly / Е. V. Ва^уа^а // Azimut nauchnyh issle-dovanij: pedagogika i psihologija. - 2020. - Т. 9. - № 3(32). - S. 316-32 '

10. Kljueva, А. V. 0snovnye ргоЬ1ету social'nogo soprovozhdenija v formirova-nii gotovnosti к samostojatel'noj zhizni vypusknikov internatnyh uchrezhdenij s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorovja / А. V. Kljueva // Voprosy nauki i obrazovanija. - 2020. - № 19(103). - S. 36-42.

11. К^та, N. N. Individual'nyj р1ап razvitija uchashhegosja-siroty uchrezh-denija professional'nogo obrazovanija / N. N. К^та, N. V. Panova // Akademija professional'nogo obrazovanija. - 2018. -№ 10. - S. 58-68.

12. Nosova, К. V. Deti-siroty i deti, os-tavshiesja bez popechenija roditelej / К. V. Nosova. — Tekst: neposredstvennyj // Molodoj uchenyj. — 2019. — № 31 (269).

S. 115-118. — URL: https://moluch.ru/ archive/269/61906/ (data obrashhenija: 08.05.2021).

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.