что это начало очень скоро стало привычным для учащихся. Впоследствии мы даже практиковали такой приём: приступая к чтению или после чтения текста задавали детям вопрос: «О чём я сейчас спрошу вас?». Первоклассники уверенно отвечали: «Про что (про кого) будем читать! Прочитали!». Этот вопрос перед чтением ещё раз побуждает учащихся попытаться представить то, о чём они будут читать (а предмет чтения, как уже отмечалось, они могут определить, основываясь на информации, полученной из букварной страницы и дополнительных данных, предложенных учителем), т.е. дети постоянно приучаются думать над текстом до чтения. После чтения ответ на этот вопрос требует от учащихся утверждения или отрицания предположительно определённой темы/идеи текста и нового обдумывания того, что узнали из текста.
Литература:
1. Азбука / В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин. - М.: Просвещение, 2021. - 128 с.
2. Ахметшина И.А., Балакирева Н.А. Литературное развитие младших школьников в условиях обучения грамоте, нацеленного на формирование типа правильной читательской деятельности // Проблемы педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. 66-4. - С. 11-14.
3. Русская азбука: учебник для 1 кл. / В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, А.Ф. Шанько, В.Д. Берестов. - М.: Просвещение, 2010. - 239 с.
4. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников: Теоретико-экспериментальное исследование. - М.: Педагогика, 1980. - 160 с.
5. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Методика обучения творческому чтению. - М.: Юрайт, 2017. - 290 с.
6. Сыромицкая-Синенко В.П. Чему и как учить на уроках обучения грамоте в XXI веке // Русский язык в Туве. - 2017. - №1 (12). - С. 28-33.
7. Телина И.А., Синенко В.П. Литературное развитие первоклассников в период обучения грамоте // Молодежь. Наука. Инновации: материалы Международной научно-практической конференции (18 марта 2014 г.). - Орск: ОГТИ (филиал ОГУ), 2014. - С. 159-165.
Педагогика
УДК 377
кандидат педагогических наук, доцент Ахметшина Ирина Анатольевна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат педагогических наук, доцент Юсупова Хадрия Геннадьевна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); старший преподаватель Двараковская Татьяна Васильевна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)
ПОСТИНТЕРНАТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ
БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Аннотация. В представленной статье рассматривается проблема постинтернатного сопровождения студентов учреждения среднего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ключевые слова: дети-сироты, детский дом, постинтернатное сопровождение, педагог-психолог, социальный педагог, среднее профессиональное образование.
Annotation. The article deals with the problem of post-international support for students of secondary vocational education institutions from among orphans and children left without parental care.
Keywords: orphans, children's home, post-international support, teacher-psychologist, social teacher, secondary vocational education.
Введение. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в частности, выпускникам детских домов, приходится вступать во взрослую жизнь раньше, чем обычному ребенку из семьи. Их жизнь делится на две половины: жизнь в государственном учреждении и после его окончания. Теперь постоянный контроль и забота со стороны воспитателей, учителей, психологов, социальных педагогов сменяется самостоятельным распределением своих материальных возможностей, организацией быта и решением жизненных проблем.
Как отмечают И.А. Бобылева, С.В. Кривых и Н.Н. Кузина, навыков жизненного опыта у выпускников интернатных учреждений зачастую недостаточно, чтобы полностью перейти к самостоятельной жизни. Вследствие чего им необходимо оказывать поддержку в виде постинтернатного сопровождения, которое будет способствовать успешной адаптации к новой социальной среде, выстраиванию конструктивной стратегии самостоятельной жизни, созданию новых общественных контактов, как с близким окружением, так и с государственными структурами [5; 7].
Дети, которые не имеют положительного опыта семейной жизни и были лишены родительского внимания, после выпуска из социальных учреждений остаются социально уязвимыми. В следствии чего они подвержены негативным реакциям на общественные процессы - потребительскому отношению к жизни, алкоголизации, наркотизации и другим видам девиантного и делинквентного поведения. Многие из них в последствии не умеют жить самостоятельно, испытывают трудности в создании и сохранении собственной семьи. Их представления о жизни в реальности, зачастую отличается от знаний, полученных в интернатном учреждении.
Несмотря на развитую в России систему государственной поддержки, процент успешной адаптации остается критически низким, выпускники не в состоянии пользоваться предоставленными им правами. В связи с этим в современных условиях необходимо найти такие механизмы социально-педагогической помощи, которые позволят выпускнику в решении возникающих тяжелых жизненных ситуаций. Одним из выходов из сложившейся ситуации мы видим создание системы социально-педагогической работы по
постинтернатному сопровождению студентов учреждения среднего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Изложение основного материала статьи. Впервые понятие постинтернатное сопровождение появилось в трудах отечественных педагогов ХХ века. Исследованием проблемы постинтернатного сопровождения детей-сирот занимались такие отечественные педагоги и психологи, как A.M. Аксенов [1], Л.В. Байбородова [4], И.А. Бобылева [5], Л.О. Ильина [6], С.В. Кривых [7], О.В. Летяева [8], К.В. Носова [9], А.В. Федоров [10] и др.
На основании выше сказанного нами выявлены противоречия между: актуальностью проблемы организации постинтернатного сопровождения и возможностью учреждений среднего профессионального образования в организации работы по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Опытно-экспериментальная работа была организована нами в Профессионально-педагогическом колледже ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» г.о. Орехово-Зуево Московской области. В исследовании приняли участие студенты 1-4 курсов (21 чел.) из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Социальный педагог Т.Н. Кондратюк.
Первый этап опытно-экспериментальной работы - констатирующий. Его цель - выявить затруднения и потребности выпускников интернатных учреждений в условиях среднего профессионального образования.
На констатирующем этапе нашего исследования определили трудности самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при вступлении в новый коллектив образовательного учреждения - колледж. Для этого были использован ряд диагностических методик.
1. Тест «Оценка уровня общительности» (В.Ф. Ряховский). Использование теста помогло нам выявить, что среди студентов: 5% (1 чел.) респондентов явно некоммуникабельны; 14% (3 чел.) опрошенных замкнуты, неразговорчивы, предпочитают одиночество, поэтому у них мало друзей; 9% (2 чел.) общительны, в незнакомой обстановке чувствуют себя вполне уверенно, новые проблемы их не пугают; 38% (8 чел.) любознательны, охотно слушают только интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, обладают навыками отстаивания своей точки зрения без вспыльчивости; 20% (4 чел.) весьма общительны, любопытны, разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам; 9% (2 чел.) «рубаха-парень», общительность бьет из них ключом, всегда в курсе всех дел; 5% (1 чел.) коммуникабельность носит болезненный характер, говорливы, многословны, вмешиваются в дела, которые не имеют к ним никакого отношения.
2. Опросник «Оценка самоконтроля в общении» (М. Снайдер). С его помощью были выявлены следующие уровни самоконтроля в общении студентов колледжа из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: низкий коммуникативный контроль присущ 23% (5 чел.), средний коммуникативный контроль 57% (12 чел.), высокий коммуникативный уровень 20% (4 чел.).
3. Методика диагностики направленности личности (Б. Басса. Опросник Смекала-Кучера). Нами были получены следующие результаты: направленность на себя свойственна 45% (9 чел.) респондентов, у них отмечается ориентация на прямое вознаграждение безотносительно от содержания работы, склонность к соперничеству; направленность на общение - у 35% (7 чел.) опрошенных студентов, им свойственно стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность; направленность на дело - 20% (5 чел.) студентов проявляют заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентацию на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, что весьма значимо для достижения общей цели.
Обобщив результаты констатирующего этапа исследования, нам удалось выявить некоторые трудности, с которыми встречаются в колледже вновь прибывшие студенты-сироты:
- перемена места жительства, и, вместе с этим, адаптация к новому социуму (знакомства и контакты с новыми сверстниками, вхождение в неформальные группы общения, проживание в общежитии, приспособление к инфраструктуре колледжа);
- налаживание коммуникативных связей со сверстниками, педагогами и воспитателями;
- рациональное распределение денежных средств (грамотное использование социальных гарантий для детей-сирот, приобретение продуктов питания, одежды, обуви, канцелярских принадлежностей и др.);
- хронические заболевания детей-сирот (как правило, они связаны с отклонениями в соматическом развитии и усугубляются употреблением алкоголя и курением);
- неустойчивое психологическое состояние, связанное с новым социальным статусом вхождением в новый коллектив колледжа (равнодушие, инфантильность, синдром иждивенца);
- проявление ответственности и самостоятельности;
- реализация своих возможностей и способностей во внеурочной деятельности посредством участия в различного рода мероприятиях в коллеже, общежитии и учреждениях дополнительного образования.
Полученные результаты послужили основой для разработки Программы постинтернатного сопровождения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в учреждениях среднего профессионального образования «Шаг за шагом».
Основные исполнители программы: администрация, педагогический коллектив колледжа. В рамках программы колледж осуществляет взаимодействие с управлением социальной защиты населения, отделом опеки и попечительства, ГКОУ Московской области для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Семья и дом», центром занятости населения, Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами здравоохранения, отделом межведомственного взаимодействия по молодежной политике, физической культуре и спорту администрации Орехово-Зуевского муниципального района.
Целевая группа: студенты в возрасте 15-20 лет.
Цель программы: самореализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их успешная социальная адаптация (трудоустройство, создание полноценной семьи, снижение числа совершаемых лицами указанной категории, а также в их отношении правонарушений и преступлений).
Задачи программы:
- оказание комплексной психолого-педагогической, социальной и правовой помощи обучающимся категории дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа;
- осуществление индивидуальной и групповой работы с обучающимися, направленной на подготовку их к самостоятельной жизни, формирование психологической готовности к взрослой жизни, навыков межличностного общения, навыков самоорганизации и самообеспечения;
- поддержка обучающихся из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в решении проблем их самореализации.
Общие компоненты программы включают себя психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение студентов с целью создания благоприятных психоэмоциональных условий, которые способствуют повышению социального статуса обучающихся, разностороннего развития личности и интересов, профилактики дезадаптации и девиантного поведения, формирования основ ценности здоровья и культуры здорового образа жизни, стойкой положительной мотивации к обучению и будущей профессиональной деятельности, обеспечения психолого-педагогической поддержки в успешном вхождении в новый учебный коллектив и др.
Программа включает в себя как предупредительные меры, так и кризисное вмешательство широкого профиля специалистов для разрешения возникающих у студентов проблем.
Этапы реализации программы:
A) Подготовительный этап:
- анализ психолого-педагогической литературы и нормативно-правового обеспечение;
- сбор информации об обучающихся (анализ информации из личного дела; беседы с социальным педагогом учреждения, направившего воспитанника на обучение; информация, полученная в органах опеки и попечительства, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; обследование жилищно-бытовых условий студентов проживающих в общежитии или самостоятельно; индивидуальные беседы с обучающимися, его законным представителем);
- составление общих сведений об обучающихся, ведение базы данных (заключение и подписание договора о предоставлении социальных услуг постинтернатного сопровождения между обучающимся и колледжем; заполнение социального паспорта; составление индивидуального плана сопровождения; ведение дневника психолого-педагогического наблюдения);
- психолого-педагогическая диагностика индивидуальных особенностей, личностных качеств обучающегося, коммуникативных навыков, социально-бытовых и трудовых умений, готовности к самостоятельной жизни, отклонений в социальном поведении и причин, их вызывающих, изучение уровня развития социального поведения (отклонения от социальных норм и правил);
- организация работы со студентами по ознакомлению с системой жизнедеятельности колледжа;
- сопровождение процесса социальной адаптации обучающихся (посещение учебных занятий в группах; контроль за соблюдением правил проживания в общежитии; ориентация обучающихся на рациональное использование свободного времени посредством функционирующих на базе колледжа спортивных секций, театрального, танцевального и художественного кружка, волонтерских объединений).
Б) Практический этап:
- организация и проведение педагогом-психологом и социальным педагогом бесед, тренингов, психотерапевтических упражнений, коррекционных занятий со студентами;
- сотрудничество с городскими организациями в рамках осуществления мероприятий по Программе;
- формирование у обучающихся конструктивных взаимоотношений с участниками образовательного процесса;
- консультирование студентов по личным, жилищным, имущественным, профессиональным и учебным проблемам;
- содействие в реализации творческого потенциала студентов во внеучебной деятельности;
- воспитание у студентов нравственных качеств личности и ценностей.
B) Заключительный (обобщающий этап):
- анализ работы согласно плана мероприятий;
- подведение результатов;
- коррекция содержания программы с целью дальнейшей ее реализации.
Ожидаемые результаты:
1. Юридически грамотная, социально-адаптированная, профессионально-ориентированная личность студентов учреждения среднего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Высокий уровень подготовки студентов колледжа из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни и успешной интеграции в современном обществе (в том числе, сформированные навыки продуктивного и бесконфликтного межличностного общения, реализация мероприятий по социально-бытовой ориентации, формирование и отработка навыков по организации самостоятельной жизни и деятельности, профессиональное самоопределение, психологическая готовность к самостоятельной жизни в обществе (развитое чувство самоуважения, волевых качеств, духовно-нравственных принципов), сформированный индивидуальный стиль здорового образа жизни).
Выводы. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о том, что успешной социализации и социальной адаптации студентов учреждения среднего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей способствует специально разработанная программа социально-педагогической работы по формированию у обучающихся умений по самоорганизации своей жизнедеятельности, профессиональному самоопределению и самоорганизации свободного времени.
Литература:
1. Аксенов A.M. Ступени становления: из опыта работы по подготовке к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник университета Российской академии образования. - 2004. - №4. - С. 60-69.
2. Ахметшина И.А., Петрова Е.А., Лосева А.А., Филина Н.А. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: учебное пособие / под общей ред. И.А. Ахметшиной. - М.: Изд-во «Экон-Информ», 2020. - 250 с.
3. Ахметшина И.А., Балакирева Н.А., Брекина О.В., Дюпина С.А., Зеленкова Т.В., Озерова С.А., Соколовская И.Э., Филина Н.А. Психолого-педагогические аспекты социально-коммуникативной
деятельности педагога: учебное пособие / под общей ред. И.А. Ахметшиной. - М.: Изд-во «Экон-Информ», 2021. - 158 с.
4. Байбородова Л.В. Профориентация и самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: учебное пособие. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2019. - 247 с.
5. Бобылева И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений. - М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2017. - 176 с.
6. Ильина Л.О. Диагностика делинквентного поведения в подростковом возрасте // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. 66. -Ч. 1. - 365 с. - С. 97-102.
7. Кривых С.В., Кузина Н.Н. Постинтернатное сопровождение учащихся-сирот и выпускников профессионального образовательного учреждения // Социальная педагогика. - 2017. - №4-5. - С. 91-100.
8. Летяева О.В., Баткова О.И. Постинтернатное сопровождение и социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к условиям образовательного процесса // Образование. Карьера. Общество. - 2019. - №2 (61). - С. 34-35.
9. Носова К.В. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей // Молодой ученый. - 2019. -№31 (269). - С. 115-118.
10. Федоров А.В. О проблеме постинтернатного сопровождения выпускников детского дома // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск №25. - ART 14797. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14797.htm
Педагогика
УДК 372.854
кандидат химических наук, доцент Бахарева Светлана Владимировна
Оренбургский государственный педагогический университет (г. Оренбург); кандидат биологических наук, доцент Ширяева Ольга Юрьевна
Оренбургский государственный педагогический университет (г.Оренбург)
ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ
Аннотация. В статье рассматриваются возможности применения компьютерных технологий в школьном курсе обучения химии, их особенности, описываются электронные приложения, которые можно рекомендовать для повышения заинтересованности учащихся.
Ключевые слова: компьютерные технологии, информационные технологии, электронные приложения.
Annotation. The article is told how to use computer technologies in school chemistry curriculum, some electronic applications are described.
Keywords: computer technologies, information technologies, electronic applications.
Введение. В современном обществе широкое распространение и значение имеют информационные технологии. Данные технологии используются во всех сферах деятельности, в том числе и в образовании. По одному из определений, «технология - это способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления». Для информационных технологий основным в данном понятии является преобразование информации. Человеческое общество использует информационные технологии с того момента, как они только появились, но как отдельное понятие «информационные технологии» появилось сравнительно недавно, в 80-х годах XX века, примерно в это же время появилось понятие «компьютерные технологии». Информационные технологии включают в себя все способы обработки данных и знаний, такие как телевидение, печатная машинка, разговор, компьютеры и т.д. Можно сделать вывод, что любая методика обучения является информационной, так как обучение является процессом передачи информации.
Данное понятие является более общим и включает в себя такие понятия как «компьютерные технологии», «новые информационные технологии», «информационно-коммуникационные технологии». Относительно образования ближе всего понятия «современные информационные технологии» или «компьютерные технологии».
Компьютерные технологии внесли огромный вклад в современное образование. Появление компьютеров позволило упростить и улучшить качество, объем информации, предоставляемой в учебном процессе. Компьютерные технологии - это разновидность информационных технологий, в которых все методы и средства реализации информационных процессов осуществляются с помощью средств микропроцессорной компьютерной техники [1].
Все новшества в технологиях особенно нравятся и привлекают молодое поколение, поэтому нужно в полной мере использовать интерес и высокую познавательную активность учеников для логического, целенаправленного развития их личности. Но без помощи педагога учащиеся не смогут научиться правильному использованию компьютерных технологий именно в учебной деятельности, для решения учебных задач, а так же впоследствии использовать технологии и полученные навыки в дальнейшем образовании. Можно наблюдать, что в последние годы у учеников пропадает интерес к естественным наукам, в том числе к химии, это является проблемой для современного обучения. Проанализировав причины данного явления, можно сказать, что курс химии перегружен для учеников новой и совершенно незнакомой информацией, которую нужно не только понять, но и запомнить, а так же учитывать взаимосвязь между химическими процессами, классами соединений и различными понятиями. Для решения данной проблемы, по нашему мнению, необходимо использование компьютерных технологий.
Изложение основного материала статьи. Современное образование позволяет использовать ресурсы, предоставляемые компьютерными технологиями, которые значительно расширяют возможности учителя, в том числе на уроках химии.
Применение компьютерных технологий в образовательном процессе дает возможность ускорить и упростить передачу накопленных знаний, умений и навыков, собранных человечеством за долгий период времени. Именно современные информационные технологии изменили структуру образования, способы и методы преподавания и проведения уроков, что позволяет добиваться более высокого уровня развития в