Научная статья на тему 'ПОСТИНТЕРНАТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ'

ПОСТИНТЕРНАТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / ДЕТСКИЙ ДОМ / ПОСТИНТЕРНАТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметшина Ирина Анатольевна, Юсупова Хадрия Геннадьевна, Двараковская Татьяна Васильевна

В представленной статье рассматривается проблема постинтернатного сопровождения студентов учреждения среднего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахметшина Ирина Анатольевна, Юсупова Хадрия Геннадьевна, Двараковская Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POST-INTERNET SUPPORT OF STUDENTS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTION FROM ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE

The article deals with the problem of post-international support for students of secondary vocational education institutions from among orphans and children left without parental care.

Текст научной работы на тему «ПОСТИНТЕРНАТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»

что это начало очень скоро стало привычным для учащихся. Впоследствии мы даже практиковали такой приём: приступая к чтению или после чтения текста задавали детям вопрос: «О чём я сейчас спрошу вас?». Первоклассники уверенно отвечали: «Про что (про кого) будем читать! Прочитали!». Этот вопрос перед чтением ещё раз побуждает учащихся попытаться представить то, о чём они будут читать (а предмет чтения, как уже отмечалось, они могут определить, основываясь на информации, полученной из букварной страницы и дополнительных данных, предложенных учителем), т.е. дети постоянно приучаются думать над текстом до чтения. После чтения ответ на этот вопрос требует от учащихся утверждения или отрицания предположительно определённой темы/идеи текста и нового обдумывания того, что узнали из текста.

Литература:

1. Азбука / В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин. - М.: Просвещение, 2021. - 128 с.

2. Ахметшина И.А., Балакирева Н.А. Литературное развитие младших школьников в условиях обучения грамоте, нацеленного на формирование типа правильной читательской деятельности // Проблемы педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. 66-4. - С. 11-14.

3. Русская азбука: учебник для 1 кл. / В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, А.Ф. Шанько, В.Д. Берестов. - М.: Просвещение, 2010. - 239 с.

4. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников: Теоретико-экспериментальное исследование. - М.: Педагогика, 1980. - 160 с.

5. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Методика обучения творческому чтению. - М.: Юрайт, 2017. - 290 с.

6. Сыромицкая-Синенко В.П. Чему и как учить на уроках обучения грамоте в XXI веке // Русский язык в Туве. - 2017. - №1 (12). - С. 28-33.

7. Телина И.А., Синенко В.П. Литературное развитие первоклассников в период обучения грамоте // Молодежь. Наука. Инновации: материалы Международной научно-практической конференции (18 марта 2014 г.). - Орск: ОГТИ (филиал ОГУ), 2014. - С. 159-165.

Педагогика

УДК 377

кандидат педагогических наук, доцент Ахметшина Ирина Анатольевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат педагогических наук, доцент Юсупова Хадрия Геннадьевна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); старший преподаватель Двараковская Татьяна Васильевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ПОСТИНТЕРНАТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ

БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация. В представленной статье рассматривается проблема постинтернатного сопровождения студентов учреждения среднего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ключевые слова: дети-сироты, детский дом, постинтернатное сопровождение, педагог-психолог, социальный педагог, среднее профессиональное образование.

Annotation. The article deals with the problem of post-international support for students of secondary vocational education institutions from among orphans and children left without parental care.

Keywords: orphans, children's home, post-international support, teacher-psychologist, social teacher, secondary vocational education.

Введение. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в частности, выпускникам детских домов, приходится вступать во взрослую жизнь раньше, чем обычному ребенку из семьи. Их жизнь делится на две половины: жизнь в государственном учреждении и после его окончания. Теперь постоянный контроль и забота со стороны воспитателей, учителей, психологов, социальных педагогов сменяется самостоятельным распределением своих материальных возможностей, организацией быта и решением жизненных проблем.

Как отмечают И.А. Бобылева, С.В. Кривых и Н.Н. Кузина, навыков жизненного опыта у выпускников интернатных учреждений зачастую недостаточно, чтобы полностью перейти к самостоятельной жизни. Вследствие чего им необходимо оказывать поддержку в виде постинтернатного сопровождения, которое будет способствовать успешной адаптации к новой социальной среде, выстраиванию конструктивной стратегии самостоятельной жизни, созданию новых общественных контактов, как с близким окружением, так и с государственными структурами [5; 7].

Дети, которые не имеют положительного опыта семейной жизни и были лишены родительского внимания, после выпуска из социальных учреждений остаются социально уязвимыми. В следствии чего они подвержены негативным реакциям на общественные процессы - потребительскому отношению к жизни, алкоголизации, наркотизации и другим видам девиантного и делинквентного поведения. Многие из них в последствии не умеют жить самостоятельно, испытывают трудности в создании и сохранении собственной семьи. Их представления о жизни в реальности, зачастую отличается от знаний, полученных в интернатном учреждении.

Несмотря на развитую в России систему государственной поддержки, процент успешной адаптации остается критически низким, выпускники не в состоянии пользоваться предоставленными им правами. В связи с этим в современных условиях необходимо найти такие механизмы социально-педагогической помощи, которые позволят выпускнику в решении возникающих тяжелых жизненных ситуаций. Одним из выходов из сложившейся ситуации мы видим создание системы социально-педагогической работы по

постинтернатному сопровождению студентов учреждения среднего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Изложение основного материала статьи. Впервые понятие постинтернатное сопровождение появилось в трудах отечественных педагогов ХХ века. Исследованием проблемы постинтернатного сопровождения детей-сирот занимались такие отечественные педагоги и психологи, как A.M. Аксенов [1], Л.В. Байбородова [4], И.А. Бобылева [5], Л.О. Ильина [6], С.В. Кривых [7], О.В. Летяева [8], К.В. Носова [9], А.В. Федоров [10] и др.

На основании выше сказанного нами выявлены противоречия между: актуальностью проблемы организации постинтернатного сопровождения и возможностью учреждений среднего профессионального образования в организации работы по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Опытно-экспериментальная работа была организована нами в Профессионально-педагогическом колледже ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» г.о. Орехово-Зуево Московской области. В исследовании приняли участие студенты 1-4 курсов (21 чел.) из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Социальный педагог Т.Н. Кондратюк.

Первый этап опытно-экспериментальной работы - констатирующий. Его цель - выявить затруднения и потребности выпускников интернатных учреждений в условиях среднего профессионального образования.

На констатирующем этапе нашего исследования определили трудности самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при вступлении в новый коллектив образовательного учреждения - колледж. Для этого были использован ряд диагностических методик.

1. Тест «Оценка уровня общительности» (В.Ф. Ряховский). Использование теста помогло нам выявить, что среди студентов: 5% (1 чел.) респондентов явно некоммуникабельны; 14% (3 чел.) опрошенных замкнуты, неразговорчивы, предпочитают одиночество, поэтому у них мало друзей; 9% (2 чел.) общительны, в незнакомой обстановке чувствуют себя вполне уверенно, новые проблемы их не пугают; 38% (8 чел.) любознательны, охотно слушают только интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, обладают навыками отстаивания своей точки зрения без вспыльчивости; 20% (4 чел.) весьма общительны, любопытны, разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам; 9% (2 чел.) «рубаха-парень», общительность бьет из них ключом, всегда в курсе всех дел; 5% (1 чел.) коммуникабельность носит болезненный характер, говорливы, многословны, вмешиваются в дела, которые не имеют к ним никакого отношения.

2. Опросник «Оценка самоконтроля в общении» (М. Снайдер). С его помощью были выявлены следующие уровни самоконтроля в общении студентов колледжа из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: низкий коммуникативный контроль присущ 23% (5 чел.), средний коммуникативный контроль 57% (12 чел.), высокий коммуникативный уровень 20% (4 чел.).

3. Методика диагностики направленности личности (Б. Басса. Опросник Смекала-Кучера). Нами были получены следующие результаты: направленность на себя свойственна 45% (9 чел.) респондентов, у них отмечается ориентация на прямое вознаграждение безотносительно от содержания работы, склонность к соперничеству; направленность на общение - у 35% (7 чел.) опрошенных студентов, им свойственно стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность; направленность на дело - 20% (5 чел.) студентов проявляют заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентацию на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, что весьма значимо для достижения общей цели.

Обобщив результаты констатирующего этапа исследования, нам удалось выявить некоторые трудности, с которыми встречаются в колледже вновь прибывшие студенты-сироты:

- перемена места жительства, и, вместе с этим, адаптация к новому социуму (знакомства и контакты с новыми сверстниками, вхождение в неформальные группы общения, проживание в общежитии, приспособление к инфраструктуре колледжа);

- налаживание коммуникативных связей со сверстниками, педагогами и воспитателями;

- рациональное распределение денежных средств (грамотное использование социальных гарантий для детей-сирот, приобретение продуктов питания, одежды, обуви, канцелярских принадлежностей и др.);

- хронические заболевания детей-сирот (как правило, они связаны с отклонениями в соматическом развитии и усугубляются употреблением алкоголя и курением);

- неустойчивое психологическое состояние, связанное с новым социальным статусом вхождением в новый коллектив колледжа (равнодушие, инфантильность, синдром иждивенца);

- проявление ответственности и самостоятельности;

- реализация своих возможностей и способностей во внеурочной деятельности посредством участия в различного рода мероприятиях в коллеже, общежитии и учреждениях дополнительного образования.

Полученные результаты послужили основой для разработки Программы постинтернатного сопровождения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в учреждениях среднего профессионального образования «Шаг за шагом».

Основные исполнители программы: администрация, педагогический коллектив колледжа. В рамках программы колледж осуществляет взаимодействие с управлением социальной защиты населения, отделом опеки и попечительства, ГКОУ Московской области для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Семья и дом», центром занятости населения, Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами здравоохранения, отделом межведомственного взаимодействия по молодежной политике, физической культуре и спорту администрации Орехово-Зуевского муниципального района.

Целевая группа: студенты в возрасте 15-20 лет.

Цель программы: самореализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их успешная социальная адаптация (трудоустройство, создание полноценной семьи, снижение числа совершаемых лицами указанной категории, а также в их отношении правонарушений и преступлений).

Задачи программы:

- оказание комплексной психолого-педагогической, социальной и правовой помощи обучающимся категории дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа;

- осуществление индивидуальной и групповой работы с обучающимися, направленной на подготовку их к самостоятельной жизни, формирование психологической готовности к взрослой жизни, навыков межличностного общения, навыков самоорганизации и самообеспечения;

- поддержка обучающихся из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в решении проблем их самореализации.

Общие компоненты программы включают себя психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение студентов с целью создания благоприятных психоэмоциональных условий, которые способствуют повышению социального статуса обучающихся, разностороннего развития личности и интересов, профилактики дезадаптации и девиантного поведения, формирования основ ценности здоровья и культуры здорового образа жизни, стойкой положительной мотивации к обучению и будущей профессиональной деятельности, обеспечения психолого-педагогической поддержки в успешном вхождении в новый учебный коллектив и др.

Программа включает в себя как предупредительные меры, так и кризисное вмешательство широкого профиля специалистов для разрешения возникающих у студентов проблем.

Этапы реализации программы:

A) Подготовительный этап:

- анализ психолого-педагогической литературы и нормативно-правового обеспечение;

- сбор информации об обучающихся (анализ информации из личного дела; беседы с социальным педагогом учреждения, направившего воспитанника на обучение; информация, полученная в органах опеки и попечительства, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; обследование жилищно-бытовых условий студентов проживающих в общежитии или самостоятельно; индивидуальные беседы с обучающимися, его законным представителем);

- составление общих сведений об обучающихся, ведение базы данных (заключение и подписание договора о предоставлении социальных услуг постинтернатного сопровождения между обучающимся и колледжем; заполнение социального паспорта; составление индивидуального плана сопровождения; ведение дневника психолого-педагогического наблюдения);

- психолого-педагогическая диагностика индивидуальных особенностей, личностных качеств обучающегося, коммуникативных навыков, социально-бытовых и трудовых умений, готовности к самостоятельной жизни, отклонений в социальном поведении и причин, их вызывающих, изучение уровня развития социального поведения (отклонения от социальных норм и правил);

- организация работы со студентами по ознакомлению с системой жизнедеятельности колледжа;

- сопровождение процесса социальной адаптации обучающихся (посещение учебных занятий в группах; контроль за соблюдением правил проживания в общежитии; ориентация обучающихся на рациональное использование свободного времени посредством функционирующих на базе колледжа спортивных секций, театрального, танцевального и художественного кружка, волонтерских объединений).

Б) Практический этап:

- организация и проведение педагогом-психологом и социальным педагогом бесед, тренингов, психотерапевтических упражнений, коррекционных занятий со студентами;

- сотрудничество с городскими организациями в рамках осуществления мероприятий по Программе;

- формирование у обучающихся конструктивных взаимоотношений с участниками образовательного процесса;

- консультирование студентов по личным, жилищным, имущественным, профессиональным и учебным проблемам;

- содействие в реализации творческого потенциала студентов во внеучебной деятельности;

- воспитание у студентов нравственных качеств личности и ценностей.

B) Заключительный (обобщающий этап):

- анализ работы согласно плана мероприятий;

- подведение результатов;

- коррекция содержания программы с целью дальнейшей ее реализации.

Ожидаемые результаты:

1. Юридически грамотная, социально-адаптированная, профессионально-ориентированная личность студентов учреждения среднего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Высокий уровень подготовки студентов колледжа из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни и успешной интеграции в современном обществе (в том числе, сформированные навыки продуктивного и бесконфликтного межличностного общения, реализация мероприятий по социально-бытовой ориентации, формирование и отработка навыков по организации самостоятельной жизни и деятельности, профессиональное самоопределение, психологическая готовность к самостоятельной жизни в обществе (развитое чувство самоуважения, волевых качеств, духовно-нравственных принципов), сформированный индивидуальный стиль здорового образа жизни).

Выводы. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о том, что успешной социализации и социальной адаптации студентов учреждения среднего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей способствует специально разработанная программа социально-педагогической работы по формированию у обучающихся умений по самоорганизации своей жизнедеятельности, профессиональному самоопределению и самоорганизации свободного времени.

Литература:

1. Аксенов A.M. Ступени становления: из опыта работы по подготовке к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник университета Российской академии образования. - 2004. - №4. - С. 60-69.

2. Ахметшина И.А., Петрова Е.А., Лосева А.А., Филина Н.А. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: учебное пособие / под общей ред. И.А. Ахметшиной. - М.: Изд-во «Экон-Информ», 2020. - 250 с.

3. Ахметшина И.А., Балакирева Н.А., Брекина О.В., Дюпина С.А., Зеленкова Т.В., Озерова С.А., Соколовская И.Э., Филина Н.А. Психолого-педагогические аспекты социально-коммуникативной

деятельности педагога: учебное пособие / под общей ред. И.А. Ахметшиной. - М.: Изд-во «Экон-Информ», 2021. - 158 с.

4. Байбородова Л.В. Профориентация и самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: учебное пособие. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2019. - 247 с.

5. Бобылева И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений. - М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2017. - 176 с.

6. Ильина Л.О. Диагностика делинквентного поведения в подростковом возрасте // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. 66. -Ч. 1. - 365 с. - С. 97-102.

7. Кривых С.В., Кузина Н.Н. Постинтернатное сопровождение учащихся-сирот и выпускников профессионального образовательного учреждения // Социальная педагогика. - 2017. - №4-5. - С. 91-100.

8. Летяева О.В., Баткова О.И. Постинтернатное сопровождение и социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к условиям образовательного процесса // Образование. Карьера. Общество. - 2019. - №2 (61). - С. 34-35.

9. Носова К.В. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей // Молодой ученый. - 2019. -№31 (269). - С. 115-118.

10. Федоров А.В. О проблеме постинтернатного сопровождения выпускников детского дома // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск №25. - ART 14797. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14797.htm

Педагогика

УДК 372.854

кандидат химических наук, доцент Бахарева Светлана Владимировна

Оренбургский государственный педагогический университет (г. Оренбург); кандидат биологических наук, доцент Ширяева Ольга Юрьевна

Оренбургский государственный педагогический университет (г.Оренбург)

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ

Аннотация. В статье рассматриваются возможности применения компьютерных технологий в школьном курсе обучения химии, их особенности, описываются электронные приложения, которые можно рекомендовать для повышения заинтересованности учащихся.

Ключевые слова: компьютерные технологии, информационные технологии, электронные приложения.

Annotation. The article is told how to use computer technologies in school chemistry curriculum, some electronic applications are described.

Keywords: computer technologies, information technologies, electronic applications.

Введение. В современном обществе широкое распространение и значение имеют информационные технологии. Данные технологии используются во всех сферах деятельности, в том числе и в образовании. По одному из определений, «технология - это способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления». Для информационных технологий основным в данном понятии является преобразование информации. Человеческое общество использует информационные технологии с того момента, как они только появились, но как отдельное понятие «информационные технологии» появилось сравнительно недавно, в 80-х годах XX века, примерно в это же время появилось понятие «компьютерные технологии». Информационные технологии включают в себя все способы обработки данных и знаний, такие как телевидение, печатная машинка, разговор, компьютеры и т.д. Можно сделать вывод, что любая методика обучения является информационной, так как обучение является процессом передачи информации.

Данное понятие является более общим и включает в себя такие понятия как «компьютерные технологии», «новые информационные технологии», «информационно-коммуникационные технологии». Относительно образования ближе всего понятия «современные информационные технологии» или «компьютерные технологии».

Компьютерные технологии внесли огромный вклад в современное образование. Появление компьютеров позволило упростить и улучшить качество, объем информации, предоставляемой в учебном процессе. Компьютерные технологии - это разновидность информационных технологий, в которых все методы и средства реализации информационных процессов осуществляются с помощью средств микропроцессорной компьютерной техники [1].

Все новшества в технологиях особенно нравятся и привлекают молодое поколение, поэтому нужно в полной мере использовать интерес и высокую познавательную активность учеников для логического, целенаправленного развития их личности. Но без помощи педагога учащиеся не смогут научиться правильному использованию компьютерных технологий именно в учебной деятельности, для решения учебных задач, а так же впоследствии использовать технологии и полученные навыки в дальнейшем образовании. Можно наблюдать, что в последние годы у учеников пропадает интерес к естественным наукам, в том числе к химии, это является проблемой для современного обучения. Проанализировав причины данного явления, можно сказать, что курс химии перегружен для учеников новой и совершенно незнакомой информацией, которую нужно не только понять, но и запомнить, а так же учитывать взаимосвязь между химическими процессами, классами соединений и различными понятиями. Для решения данной проблемы, по нашему мнению, необходимо использование компьютерных технологий.

Изложение основного материала статьи. Современное образование позволяет использовать ресурсы, предоставляемые компьютерными технологиями, которые значительно расширяют возможности учителя, в том числе на уроках химии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Применение компьютерных технологий в образовательном процессе дает возможность ускорить и упростить передачу накопленных знаний, умений и навыков, собранных человечеством за долгий период времени. Именно современные информационные технологии изменили структуру образования, способы и методы преподавания и проведения уроков, что позволяет добиваться более высокого уровня развития в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.