ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Редактор раздела:
ЮННА ВАЛЕРЬЕВНА СОРОКОПУД - доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин АНОВО "Московский Международный университет"
(г. Москва)
УДК 376.564
Bogdanov V.A., senior teacher, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia), E-mail: [email protected]
Mavrina I.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia), E-mail: [email protected]
THE TECHNOLOGY OF SOCIO-PEDAGOGICAL DESIGN AS THE BASIS OF ACTIVITIES WITH MINORS IN A SOCIALLY DANGEROUS SITUATION IN CONDITIONS OF A COMPREHENSIVE SOCIAL SERVICE CENTER FOR THE POPULATION. The article studies a problem of organizing socio-pedagogical activities with minors who are in a socially dangerous situation and are registered in territorial integrated social service centers of the population. Due to the fact that currently a secondary role is assigned to the implementation of social and pedagogical activities in these institutions, there is a weak regulatory regulation, the absence of the position of a social teacher in the organizational and staff structure, as well as the institute of teachers as such, there is a number of difficulties regarding the consistency and purposefulness of its implementation. To quickly overcome the existing difficulties, it is proposed to use the technology of socio-pedagogical design - an innovative tool for organizing socio-pedagogical activities in social service institutions. The results of the research presented in the article confirm the effectiveness of the use of this technology in working with minors, as well as the realism of its regular use in conditions of integrated social service centers of the population.
Key words: technology of socio-pedagogical design, socio-pedagogical project, minors in socially dangerous situation, socio-pedagogical activity, comprehensive center for social services of population.
В.А. Богданов, ст. преп., Омский государственный педагогический университет, г. Омск, E-mail: [email protected]
И.А. Маврина, д-р пед. наук, проф., Омский государственный педагогический университет, г. Омск, E-mail: [email protected]
ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ, В УСЛОВИЯХ КОМПЛЕКСНОГО ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Статья посвящена проблеме организации социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и состоящими на учете в территориальных комплексных центрах социального обслуживания населения. В силу того, что в настоящее время осуществлению социально-педагогической деятельности в данных учреждениях отводится второстепенная роль, наблюдается ее слабая нормативная регламентированность, отсутствие в организационно-штатной структуре должности социального педагога как, впрочем, и института педагогов как такового, возникает ряд трудностей относительно системности и целенаправленности ее проведения. Для оперативного преодоления имеющихся затруднений предлагается использовать технологию социально-педагогического проектирования - инновационный инструмент организации социально-педагогической деятельности в учреждениях социального обслуживания населения. Представленные в статье результаты проведенного исследования подтверждают результативность применения данной технологии в работе с несовершеннолетними, а также реалистичность ее регулярного использования в условиях комплексных центров социального обслуживания населения.
Ключевые слова: технология социально-педагогического проектирования, социально-педагогический проект, несовершеннолетний в социально опасном положении, социально-педагогическая деятельность, комплексный центр социального обслуживания населения.
Актуальность исследования обусловлена рядом факторов. Комплексные центры социального обслуживания населения (далее - КЦСОН) сегодня являются базовой территориальной единицей социального обслуживания населения. Выполняемые ими функции характеризуются большим объемом и разнообразием направлений деятельности. Одним из них является предоставление социально-педагогических услуг и оказание другой социальной помощи и поддержки несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении (далее -несовершеннолетние в СОП). Под несовершеннолетними в СОП законодатель подразумевает лиц, жизнь и здоровье которых находятся или могут находиться в опасности вследствие их безнадзорности, беспризорности, неудовлетворительных условий содержания и воспитания, а также из-за совершения данными лицами правонарушений или антиобщественных действий [1]. Предоставление социально-педагогических услуг в КЦСОН регламентировано статьей 20 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ и обусловлено необходимостью оказания помощи семье в воспитании несовершеннолетних в СОП, их культурного и нравственного развития, проведения среди них профилактического и просветительской работы [2].
Осуществление социального сопровождения несовершеннолетних в СОП и оказание им социально-педагогических услуг в КЦСОН возложено на специалистов отделения профилактики безнадзорности и семейного неблагополучия (далее - ОПБСН). Данная работа носит плановый характер и имеет значительный объем. Мероприятия проводятся в разных формах с учетом возрастных особенностей и образовательно-воспитательных потребностей и запросов несовершеннолетних получателей социальных услуг.
Вместе с тем в осуществлении социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними в СОП в КЦСОН наблюдается ряд проблем организационного и методического характера. Во-первых, несмотря на значительное количество плановых мероприятий, данное направление деятельности специалистов КЦСОН остается мало систематизированным. Включение мероприятий социально-педагогической направленности в общий годовой план работы ОПБСН как бы «растворяет» их в общей массе запланированных действий, делает их слабозаметными среди себе подобных. Это приводит не только к ослаблению педагогического воздействия на несовершеннолетних в СОП, но и не позволяет делать это воздействие целенаправленным, предполагающим решение конкретной задачи на пути к достижению заявленной цели. Невозможность пла-
нового решения поставленных задач ведет к значительному снижению вероятности результативной систематической социально-педагогической деятельности в КЦСОН.
Во-вторых, применяемые в ходе социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними в СОП методы являются, как правило, теоретическими, в то время как практические методы используются крайне редко. Обычно к этим методам относятся беседа, лекция, различные способы информирования (показ фотопрезентаций, видеороликов, тематических фильмов и др.). Однако, несмотря на всё разнообразие, указанные методы очень редко предполагают проявление активной позиции со стороны несовершеннолетних в СОП, что также ведет к снижению потенциала педагогического воздействия на них.
В-третьих, сама социально-педагогическая деятельность не воспринимается специалистами ОБПСН КЦСОН как отдельное направление практики и науки, требующее специфического подхода и необходимой подготовки. В их понимании социально-педагогическая деятельность является составной частью социальной работы, лишенной к тому же какого-либо приоритета. Проявлениями такой позиции являются отсутствие у подавляющего большинства специалистов ОПБСН профильного социально-педагогического образования и неимение представления о вариантах организации результативного социально-педагогического взаимодействия с несовершеннолетними в СОП.
В-четвертых, современная практика деятельности КЦСОН по социализации несовершеннолетних в СОП характеризуется совершением некоторых малопродуктивных действий, в число которых входит возложение на специалистов КЦСОН обязанности по разработке и ведению развивающих программ, а также отсутствие четкого механизма обоснования и контроля за их реализацией. Итогом этого является малая результативность подобных мероприятий, незаинтересованность специалистов ОПБСН в их проведении, следствием чего выступают нежелание специалистов ОПБСН заниматься планомерной социально-педагогической деятельностью и появление у них по этому поводу психологического дискомфорта.
В-пятых, указанные трудности говорят об отсутствии в КЦСОН системы оценки результативности осуществления социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними в СОП, что не позволяет делать последовательные шаги в создании организационно-педагогических условий и устойчивой системы социально-педагогической деятельности в КЦСОН.
Выявленные проблемы говорят о наличии противоречия между необходимостью осуществления в КЦСОН социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними в СОП и недостаточными организационно-методическими условиями для её осуществления. Данное противоречие обусловлено обстоятельствами нормативного и административного порядка и является характерным для современного этапа работы КЦСОН по социализации несовершеннолетних в СОП. Дело в том, что действующие нормативные рамки социального обслуживания несовершеннолетних в СОП не предполагают наличия в системе КЦСОН института педагогических работников в целом и института социальных педагогов в частности. Следовательно, функция социально-педагогической деятельности является для специалистов ОПБСН факультативной, в силу чего со стороны последних ей уделяется незначительное внимание. Руководство КЦСОН, в свою очередь, также не акцентирует внимание специалистов ОБПСН не необходимости планомерной и постоянной, построенной на технологической основе социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними в СОП, сосредотачивая внимание на оказании им помощи в решении проблем бытового и правового характера.
В современных научных источниках проблема организации социального сопровождения несовершеннолетних в СОП представлена с различных позиций. Например, И.В. Жданова [3, с. 42], анализируя опыт реализации технологий социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями в КЦСОН Калининского района г. Новосибирска, выделяет причины преступности несовершеннолетних, определяет основные направления профилактической работы с данной категорией лиц, описывает ряд технологий социального сопровождения указанного контингента, которые могут быть использованы в ходе рабочего взаимодействия с несовершеннолетними правонарушителями специалистами КЦСОН независимо от их территориальности.
С.Н. Испулова [4, с. 63], рассуждая об использовании кейсов в работе с семьями, состоящими на учете в учреждениях социального обслуживания населения, констатирует наличие позитивных изменений в сфере социального обслуживания граждан и, наряду с этим, говорит о необходимости построения взаимодействия с ними на технологической основе. В качестве возможного варианта организации такого взаимодействия автор предлагает использовать кейс-технологии, что не только будет способствовать повышению эффективности социальной работы с семьями, но и позволит оптимизировать рабочую нагрузку сотрудников учреждений социального обслуживания населения.
Н.Н. Касьянова [5, с. 248], обращаясь к теме социального сопровождения несовершеннолетних, подвергшихся жестокому обращению со стороны близких родственников, и их последующей реабилитации, считает необходимым введение специального алгоритма для эффективной работы с указанными лицами, включающего в себя систему специальных показателей и сроков процесса социальной реабилитации, что позволит минимизировать риски возможных рецидивов подобных проблем в будущем.
Т.В. Фурляева [6, с. 41], исследуя региональный опыт социально-педагогической поддержки семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, отмечает наличие кризиса института семьи как средства воспитания и всестороннего развития подрастающего поколения, указывает на необходимость введения системного социально-педагогического сопровождения семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе посредством применения разработанной и опробованной на региональном уровне специализированной модели социально-педагогической поддержки.
Разделяя мнение Т. В. Фурляевой, С.Э. Крамская [7, с. 33], в ходе проведения анализа опыта социального сопровождения несовершеннолетних в учреждениях социального обслуживания населения приходим к выводу о перспективности применения в качестве инновации метода социального проектирования: построение рабочего взаимодействия с несовершеннолетними на основе пакета социальных проектов будет способствовать их социальной адаптации, нравственному и физическому развитию.
Е.А. Морозова [8, с. 82] при проведении теоретического обзора состояния социальной работы по социальной реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении, делает многоаспектный анализ ситуаций семейного неблагополучия, причин их возникновения, определяет направления работы по социальной реабилитации таких семей, дает оценку ресурсному потенциалу учреждений социального обслуживания населения в решении этих задач.
Заслуживает внимания взгляд Н.Е. Кузьминой [9, с. 127] на проблему применения в учреждениях социального обслуживания населения профессиональных технологий, в частности - организационных технологий управления, таких как профессиональные службы в структуре означенных учреждений. Автор уделяет особое внимание процессам назначения, организации и содержания деятельности профессиональных социальных служб, поскольку эффективность их выстраивания оказывает прямое воздействие на результативность работы по социальной реабилитации и социальной адаптации разных категорий населения, в том числе несовершеннолетних в СОП и их семей.
Другой, весьма перспективной технологией социального обслуживания несовершеннолетних в СОП, по мнению О.В. Логуновой [10, с. 11], является технология социального партнерства. Анализируя плюсы и минусы данной технологии, О.В. Логунова приходит к выводу, что применение последней способствует вовлечению в процесс социально-реабилитационной деятельности многих дополнительных субъектов, физических и юридических лиц, что значительно расширяет возможности учреждений социального обслуживания населения в вопросах оказания социальной, психологической, педагогической и иной помощи нуждающимся в ней лицам.
Л.Н. Лобченко [11, с. 126], анализируя деятельность региональных структур по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, приходит к выводу об обязательности применения комплексных мер, направленных на решение этих проблем, и как можно большего вовлечения в эту деятельность различных государственных и общественных структур: КЦСОН, некоммерческих организаций, учреждений культуры и др. При этом все прилагаемые усилия должны быть направлены на укрепление и популяризацию института семьи.
А.В. Чичулин [12, с. 145] в ходе исследования организации предоставления социальных услуг несовершеннолетним на муниципальном уровне пришел к аналогичными заключениям. Несмотря на имеющиеся характерные особенности и отдельные нюансы функционирования учреждений социального обслуживания для несовершеннолетних, социальные услуги последним должны носить не разрозненный, а строго системный характер. Это, по мнению автора, будет способствовать оперативному решению проблем социальной реабилитации и социальной адаптации данных лиц.
Поскольку социальная работа с несовершеннолетними в СОП бессмысленна без оказания педагогического воздействия на них, то одним из направлений социальной работы обязательно должна быть социально-педагогическая деятельность с данной категорией лиц. Т.Н. Отделкина [13, с. 141] в ходе анализа организации производственной практики студентов педагогических вузов указывает, что привлечение студентов-практикантов в качестве основного контингента социально-педагогической деятельности будет способствовать выстраиванию системы социально-педагогической деятельности в КЦСОН.
Разделяя ее мнение, Л.И. Савинов [14, с. 88] подтверждает необходимость практической педагогической подготовки студентов, получающих образование по направлению подготовки «Социальная работа», «Психология», «Социальная педагогика» для последующей успешной работы в учреждениях социального обслуживания населения и применения в них различных педагогических технологий.
Вместе с тем, несмотря на содержательное разнообразие представленных научных изысканий, за последние пять лет в научных источниках нам не удалось найти ни одного исследования, посвященного применению социально-педагогических технологий в социально-педагогической деятельности КЦСОН.
Цель и задачи исследования связаны с тем, что идея осуществления социально-педагогической деятельности в КЦСОН на технологической основе весьма перспективна. Одной из таких технологий является технология социально-педагогического проектирования. В широком смысле социально-педагогическое проектирование понимается как система создания и реализации социально-педагогических проектов в целях развития разных сфер и сторон общества и его
отдельных сегментов [15, с. 28]. Следовательно, с точки зрения системного подхода технология социально-педагогического проектирования представляет собой алгоритм взаимоувязанных действий, конечной целью которых является содействие успешной социализации индивида с помощью педагогических средств. В ходе применения данной технологии учитываются особенности социального окружения индивида, его образовательно-воспитательный уровень, а также психологические особенности. При этом необходимой составляющей технологии социально-педагогического проектирования выступает возможность её воспроизводства в специфических организационно-методических и ресурсных условиях различных организаций: общеобразовательных школ, КЦСОН, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, учреждений дополнительного образования.
Например, в условиях КЦСОН технология социально-педагогического проектирования включает в себя ряд последовательных этапов и процедур, выполнение которых позволяет обеспечить определенный уровень организации и результативности социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними в СОП. Так, в ходе предпроектного этапа производятся следующие процедуры:
- предпроектное исследование;
- проблематизация;
- целеполагание;
- разработка концепции социально-педагогической проектной деятельности;
- форматирование, программирование и планирование социально-педагогического проекта;
- определение ожидаемых результатов, критериев и показателей оценки успешности социально-педагогического проекта;
- определение ресурсной обеспеченности социально-педагогического проекта.
На проектном этапе происходит реализация всех запланированных мероприятий, направленных на социальную реабилитацию и социальную адаптацию несовершеннолетних в СОП. Именно этот этап считается основным в технологии социально-педагогического проектирования, поскольку в его ходе происходит непосредственное взаимодействие сотрудников КЦСОН и несовершеннолетних в СОП и последние оказываются в специфической социально-педагогической среде, которая призвана оказывать на них устойчивое педагогизирующее воздействие.
Затем в ходе рефлексивного этапа производится анализ реализации социально-педагогического проекта, делается вывод о его результативности, степени достижения поставленных целей.
Целью завершающего, послепроектного этапа является принятие решения о повторении или завершении социально-педагогического проекта, а также о его трансляции в другие учреждения, осуществляющие работу по социализации несовершеннолетних.
В качестве примера, где была реализована описанная выше технология социально-педагогического проектирования в социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними в СОП, выступает бюджетное учреждение Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения «Любава» Советского административного округа» города Омска (далее - БУ «КЦСОН «Лю-бава»). Решение о применении данной технологии было принято в силу ряда обстоятельств:
- недостаточного числа специалистов ОПБСН, непосредственно осуществляющих социально-педагогическую деятельность с несовершеннолетними в СОП;
- отсутствие у специалистов ОПБСН профильного образования по направлению «Социальная педагогика»;
- отсутствие системной социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними в СОП при одновременном наличии плана мероприятий социально-педагогической направленности.
Поясним, что технология социально-педагогического проектирования в БУ «КЦСОН «Любава» была реализована при активном участии студентов факультета психологии и педагогики Омского государственного педагогического университета, получающих образование по профилю «Психология и социальная педагогика». Это выступило одним из ключевых условий кадровой и методической обеспеченности проводимой социально-педагогической деятельности.
Привлечение студентов, получающих профильное социально-педагогическое образование, в качестве волонтеров (далее студенты-волонтеры) стало результатом длительного социального партнерства между учреждениями. Именно студенты-волонтеры выполнили основную часть организационно-методической работы в ходе реализации предпроектного этапа технологии социально-педагогического проектирования в БУ «КЦСОН «Любава». Ими были разработаны четыре социально-педагогических проекта профилактической и пропагандистской направленности, направленные на решение наиболее актуальных проблем социализации несовершеннолетних в СОП. Для реализации данных социально-педагогических проектов было сформировано четыре волонтерские команды. Каждая такая команда состояла из 4-6 человек, включая руководителя команды, его заместителя и остальных исполнителей. Такое комплектование позволило избежать возможных организационных рисков: недостаточного числа волонтеров для
проведения мероприятий вследствие болезней или пропусков по разным причинам, некорректного распределения нагрузки внутри волонтерской команды, ресурсной необеспеченности, нарушения плановой реализации социально-педагогических проектов и т.д.
Проектный этап технологии социально-педагогического проектирования в условиях КЦСОН заключался в непосредственной реализации мероприятий социально-педагогических проектов, которые были направлены на профилактику противоправного поведения, пропаганду здорового образа жизни, формирование навыков бесконфликтного общения с окружающими, а также выработку активной жизненной позиции. Его продолжительность составила три месяца. Все запланированные мероприятия были реализованы в срок, в них принял активное участие 41 несовершеннолетний в СОП. Особый акцент студентами-волонтерами был сделан на вовлечении в мероприятия тех, кто старался уклониться от участия. Посредством бесед, личного примера, создания творческой обстановки указанное затруднение удалось преодолеть.
При этом специалисты ОПБСН, курировавшие ход социально-педагогической деятельности студентов-волонтеров с несовершеннолетними в СОП, практически не вмешивались в этот процесс. Необходимые коррективы они вносили в ходе регулярного совместного обсуждения со студентами-волонтерами уже завершившихся мероприятий. Построенное таким образом рабочее взаимодействие позволяло обеим сторонам эффективно расходовать рабочее время, находить и распределять необходимые организационно-методические и материально-технические ресурсы, управлять ходом социально-педагогических проектов.
На последовавшим за этим аналитическом этапе были подведены итоги мероприятий социально-педагогических проектов, дана их оценка. В результате реализации социально-педагогических проектов у несовершеннолетних в СОП, принявших в них участие, были выявлены положительные сдвиги в их социализации. Они выгодно отличали несовершеннолетних в СОП - участников социально-педагогических проектов (далее - участники проектной деятельности) -от остальных несовершеннолетних в СОП, находящихся на учете в ОПБСН БУ «КЦСОН «Любава» (далее - остальные несовершеннолетние).
Во-первых, число участников проектной деятельности, обладающих способностью к устойчивому бесконфликтному общению, составило более 70%, в то время как число остальных несовершеннолетних, обладающих этой способностью, равнялось 21%.
Во-вторых, участниками проектной деятельности по сравнению с остальными несовершеннолетними было совершено в 12 раз меньше правонарушений - 25 против 300.
В-третьих, участники проектной деятельности более ориентированы на достижение жизненного успеха (75%) по сравнению с остальными несовершеннолетними (65%): получение образования, выбор профессии, создание семьи. Это позволяет говорить о более выраженном наличии у первых по сравнению со вторыми активной жизненной позиции и стремления к самореализации.
Указанные результаты позволяют утверждать, что построение социально-педагогической деятельности в КЦСОН на основе применения технологии социально-педагогического проектирования является более результативным способом педагогического воздействия на несовершеннолетних в сОп.
Ещё одним результатом применения данной технологии стало увеличение числа лиц, получивших значительный практический опыт социально-педагогической деятельности в системе КЦСОН и, таким образом, повысивших уровень своих профессиональных и универсальных компетенций. Полученные навыки вкупе с качественной теоретической подготовкой позволяют рассматривать студентов-волонтеров в качестве кадрового ресурса КЦСОН.
Указанные результаты на послепроектном этапе были представлены руководству БУ «КЦСОН «Любава». После их обсуждения было принято решение о продолжении осуществления социально-педагогической деятельности с несовершеннолетним в СОП на основе технологии социально-педагогического проектирования и продолжении сотрудничества в этих целях с Омским государственным педагогическим университетом.
Научная новизна обосновывается рядом факторов. Оценивая итоги внедрения технологии социально-педагогического проектирования в социально-педагогическую деятельность КЦСОН уместно отметить следующее. Применение социально-педагогических технологий в социально-педагогической деятельности КЦСОН является необходимой составляющей работы по социализации несовершеннолетних в СОП. Реализация этих технологий предполагает вовлечение в этот процесс социальных партнеров, участие которых способствует значительному нивелированию трудностей кадрового, организационно-методического и материально-технического порядка. Практический характер предлагаемых социально-педагогических проектов позволяет оказывать активное педагогическое воздействие на их участников - несовершеннолетних в СОП. Результатом этого воздействия является сокращение числа правонарушений, ориентированность на достижение жизненного успеха и получение профессионального образования, понимание важности ведения здорового образа жизни. В целом проведенное нами исследование показало возможность использования данного опыта в условиях других КЦСОН при проведении качественной и всесторонней предварительной подготовки.
Организация социально-педагогической деятельности в КЦСОН на основе технологии социально-педагогического проектирования, определение условий
реализации этой технологии, которые будут способствовать социализации несовершеннолетних в СОП, составляют научную новизну данного исследования.
Теоретическую значимость исследования определяют сегменты и содержательное наполнение этапов реализации технологии социально-педагогического проектирования в КЦСОН, в то время как практическую - предложенные для реализации социально-педагогические проекты, направленные на социализацию несовершеннолетних в СОП.
Таким образом, можно сделать вывод, что социально-педагогическая деятельность в КЦСОН является необходимой частью социальной работы с несовершеннолетними в СОП. С другой стороны, данная составляющая социальной работы находится лишь на второстепенных, факультативных ролях в общей структуре социальной работы в КЦСОН. Во многом именно поэтому социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними в СОП не имеет системного строения.
Вместе с тем обзор научных источников показал, что если вопросу применения социальных технологий в учреждениях социального обслуживания населения сегодня уделяется большое внимание, то проблема осуществления социально-педагогической деятельности на технологической основе освещается
Библиографический список
крайне слабо. Тем не менее, проведенное нами исследования показало, что применение социально-педагогических технологий в деятельности с несовершеннолетними в СОП вполне реалистично.
Результаты данного исследования носят многоплановый характер. Во-первых, они наглядно демонстрируют результативность применения технологии социально-педагогического проектирования в социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними в СОП. Во-вторых, доказывают, что построение социально-педагогической деятельности в КЦСОН на основе технологии позволяет решить широкий круг проблем кадрового, организационного и методического порядка. В-третьих, такая организация социально-педагогической деятельности в КЦСОН в определенной степени позволяет оптимизировать работу специалистов ОБПСН КЦСОН.
Всё это в конечном итоге говорит о том, что осуществление социально-педагогической деятельности в КЦСОН на основе технологии социально-педагогического проектирования не только позволяет сделать данную деятельность более результативной, но и делает технологию социально-педагогического проектирования инновационным инструментом в работе по преодолению проблем социализации несовершеннолетних в СОП.
1. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ: редакция от 2б.07.2019. Собрание законодательства Российской Федерации. Москва, 1999; № 2б, ст. 3177.
2. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. Москва, 2013, N 52, ст. 7007.
3. Новохатская А.С., Жданова И.В. Опыт реализации технологий социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями в КЦСОН Калининского района города Новосибирска. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: материалы VI Международной научно-практической конференции. Махачкала: ДагНЦ РАН, 2020: 42 - 45.
4. Вагапова Д.А., Испулова С.Н. Применение кейсов в социальной работе с семьями различных типов. Социальная политика и социальное партнерство. 2021; № 1: бЗ - 74.
5. Мартюхина А.Г, Касьянова Н.Н. Организация социально-реабилитационного сопровождения детей, пострадавших от жестокого обращения в семье, на базе кризисного центра «Орловский». Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии: материалы VII Международной научно-практической конференции. Орел: ОГУ, 2020: 248 - 252.
6. Суворова Е.В., Фурляева Т.В. Социально-педагогическая поддержка семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации: региональный опыт. Alma Mater (Вестник высшей школы). 2018; № 10: 41 - 45.
7. Бастрыкина Н.А., Кулабухова Л.Н., Крамская С.Э. Социальное проектирование как инновационная технология в работе с детьми-инвалидами. Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики: проблемы детей и молодежи в контексте социально-гуманитарных исследований: сборник научных статей Xi Международной научно-практической конференции, посвященной Десятилетию детства в России. Белгород: Эпицентр, 2019: 33 - 35.
8. Морозова Е.А., Козлова О.В. Социальная реабилитация неблагополучных семей учреждениями социального обслуживания (теоретический обзор). Перспективы развития социальной работы и социальной педагогики в Смоленском регионе с позиции будущих специалистов: сборник научных трудов преподавателей и студентов. Киров: МЦ ИТО, 2019; Т. 4: 82 - 88.
9. Кузьмина Н.Е. Профессиональная служба как системно-содержательный компонент и организационная технология управления в учреждениях социального обслуживания. Отечественный журнал социальной работы. 2020; № 3 (82): 127 - 133.
10. Логунова О.В. Социальное партнерство в практике социального обслуживания граждан. Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. 2019; № 31: 11.
11. Лобченко Л.Н., Васильева В.Н. Деятельность региональных органов власти и учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: нормативно-правовой аспект Актуальные проблемы юридической деятельности в органах государственной и муниципальной власти: сборник материалов регионального научно-исследовательского семинара. Мурманск: МАГУ, 2020: 12б - 145.
12. Никитина А.П., Чичулин А.В. Специфика деятельности «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних» в Тарском районе Омской области. Сборник материалов региональной научно-практической конференции «Наука и образование: проблемы и перспективы - 2017». Тара: Амфора, 2017: 145 - 148.
13. Отделкина Т.Н. Организация практики как одно из основных направлений деятельности межкафедральной учебно-исследовательской лаборатории по социальной работе. Отечественный журнал социальной работы. 2017; № 1 (б8): 141 - 147.
14. Савинов Л.И., Лазарева З.Н. Педагогическая подготовка студентов магистратуры по направлению «Социальная работа»: учебно-методическое пособие. Саранск: ИП Афанасьев, 2017.
15. Торохтий В.С. Актуальные проблемы современной социальной педагогики: избранные статьи. Москва: МГППУ 2011.
References
1. Ob osnovah sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 24 iyunya 1999 g. № 120-FZ: redakciya ot 2б.07.2019. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. Moskva, 1999; № 2б, st. 3177.
2. Ob osnovah social'nogo obsluzhivaniya grazhdan v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 28 dekabrya 2013 g. № 442-FZ. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. Moskva, 2013, N 52, st. 7007.
3. Novohatskaya A.S., Zhdanova I.V. Opyt realizacii tehnologij social'noj raboty s nesovershennoletnimi pravonarushitelyami v KCSON Kalininskogo rajona goroda Novosibirska. Tehnologii social'noj raboty v razlichnyh sferah zhiznedeyatel'nosti: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Mahachkala: DagNC RAN, 2020: 42 - 45.
4. Vagapova D.A., Ispulova S.N. Primenenie kejsov v social'noj rabote s sem'yami razlichnyh tipov. Social'naya politika isocial'noe partnerstvo. 2021; № 1: бЗ - 74.
5. Martyuhina A.G., Kas'yanova N.N. Organizaciya social'no-reabilitacionnogo soprovozhdeniya detej, postradavshih ot zhestokogo obrascheniya v sem'e, na baze krizisnogo centra «Orlovskij». Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie obrazovatel'nogo processa: problemy, perspektivy, tehnologii: materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Orel: OGU, 2020: 248 - 252.
6. Suvorova E.V., Furlyaeva T.V. Social'no-pedagogicheskaya podderzhka sem'i, nahodyaschejsya v trudnoj zhiznennoj situacii: regional'nyj opyt. Alma Mater (Vestnik vysshej shkoly). 2018; № 10: 41 - 45.
7. Bastrykina N.A., Kulabuhova L.N., Kramskaya S.'E. Social'noe proektirovanie kak innovacionnaya tehnologiya v rabote s det'mi-invalidami. Social'naya rabota v sovremennom mire: vzaimodejstvie nauki, obrazovaniya i praktiki: problemy detej i molodezhi v kontekste social'no-gumanitarnyh issledovanij: sbornik nauchnyh statej XI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj Desyatiletiyu detstva v Rossii. Belgorod: Epicentr, 2019: 33 - 35.
8. Morozova E.A., Kozlova O.V. Social'naya reabilitaciya neblagopoluchnyh semej uchrezhdeniyami social'nogo obsluzhivaniya (teoreticheskij obzor). Perspektivy razvitiya social'noj raboty i social'noj pedagogiki v Smolenskom regione s pozicii buduschih specialistov: sbornik nauchnyh trudov prepodavatelej i studentov. Kirov: MC ITO, 2019; T. 4: 82 - 88.
9. Kuz'mina N.E. Professional'naya sluzhba kak sistemno-soderzhatel'nyj komponent i organizacionnaya tehnologiya upravleniya v uchrezhdeniyah social'nogo obsluzhivaniya. Otechestvennyj zhurnal social'noj raboty. 2020; № 3 (82): 127 - 133.
10. Logunova O.V. Social'noe partnerstvo v praktike social'nogo obsluzhivaniya grazhdan. Vestnik Vostochno-Sibirskojotkrytojakademii. 2019; № 31: 11.
11. Lobchenko L.N., Vasil'eva V.N. Deyatel'nost' regional'nyh organov vlasti i uchrezhdenij po profilaktike beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih: normativno-pravovoj aspekt. Aktual'nye problemy yuridicheskoj deyatel'nosti v organah gosudarstvennoj i municipal'noj vlasti: sbornik materialov regional'nogo nauchno-issledovatel'skogo seminara. Murmansk: MAGU, 2020: 12б - 145.
12. Nikitina A.P., Chichulin A.V. Specifika deyatel'nosti «Social'no-reabilitacionnogo centra dlya nesovershennoletnih» v Tarskom rajone Omskoj oblasti. Sbornik materialov region-al'noj nauchno-prakticheskoj konferencii «Nauka i obrazovanie: problemy i perspektivy - 2017». Tara: Amfora, 2017: 145 - 148.
13. Otdelkina T.N. Organizaciya praktiki kak odno iz osnovnyh napravlenij deyatel'nosti mezhkafedral'noj uchebno-issledovatel'skoj laboratorii po social'noj rabote. Otechestvennyj zhurnal social'noj raboty. 2017; № 1 (б8): 141 - 147.
14. Savinov L.I., Lazareva Z.N. Pedagogicheskaya podgotovka studentov magistratury po napravleniyu «Social'naya rabota»: uchebno-metodicheskoe posobie. Saransk: IP Afa-nas'ev, 2017.
15. Torohtij V.S. Aktual'nye problemy sovremennoj social'noj pedagogiki: izbrannye stat'i. Moskva: MGPPU, 2011.
Статья поступила в редакцию 24.12.21
s