Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА В КОНТЕКСТЕ ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЯ'

ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА В КОНТЕКСТЕ ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
онлайн образование / технология сотрудничества / информатизация образования / обучение в команде / метод проектов. / online education / cooperative learning / education computerization / team learning / project-based method.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нехороших А.А.

В статье рассмотрены подходы к применению технологии сотрудничества в рамках электронного обучения. Освещены способы организации работы в группах, которые могут повысить эффективность применения обучения в сотрудничестве в дистанционном образовании. Изложены принципы обучения в команде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нехороших А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATIVE LEARNING WITHIN THE CONTEXT OF ONLINE EDUCATION

The article reviews approaches to using cooperative learning within e-learning. It also covers organizational methods of group work which can increase effectiveness of cooperative learning practice within online education. The principles of team learning are also explained.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА В КОНТЕКСТЕ ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЯ»

2017г.; Харьковский национальный университет городского хозяйства имени А.Н. Бекетова. - Харьков: ХНУГХ им. А.Н. Бекетова, 2017. - С.247.

9. Рыжова, И.М., Юдин, Г.В., Красовская, С.В. Роль инновационного педагогического консалтинга в адаптации студентов Красногорского колледжа - залог управления качеством учебного процесса // Избранные научные труды: Девятнадцатая Международная научно-практическая конференция «Управление качеством» 12-13 марта 2020 года / ФГБОУ ВО Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет). -М.: Пробел-200, 2020. - 328с.

10. Рыжова, И.М., Сергеева, И.А., Юдин, Г.В. Дуальность целевой контрактной системы обучения - резерв менеджмента качества // Избранные научные труды пятнадцатой Международной научно-практической конференции «Управление качеством», 10-11 марта 2016 года/ ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) - М.: МАИ, 2016. - С.269-272.

11. Рыжова, И.М., Сергеева, И.А., Юдин, Г.В. Результаты экспериментальных исследований по обеспечению дуальности целевой системы обучения в Красногорском колледже // Избранные научные труды пятнадцатой Международной научно-практической конференции «Управление качеством», 10-11 марта 2016 года/ ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) - М.Ж ПРОБЕЛ-2000, МАИ, 2016. С. 272-276.

12. Рыжова, И.М., Горохова, О.С., Умеренков, Д.Д., Юдин Г.В., Красовская, С.В., Волхонский А.Е. Деловое содружество социальных партнеров -колледжа и завода в воспитании и подготовке кон-курентноспособного специалиста для современного рынка труда в РФ Sciences of Europe vol 3, №44/44 (2019) (Praha, Crech Republic), 155№ 31622364 The journal is registered and published in Crech Republic, 10-21c.

ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА В КОНТЕКСТЕ ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЯ

Нехороших А.А.

Магистрант

Донской государственный технический университет (ДГТУ)

Россия, г. Ростов-на-Дону

COOPERATIVE LEARNING WITHIN THE CONTEXT OF ONLINE EDUCATION

Nekhoroshikh A.

Master student Don State Technical University (DSTU) Russia, Rostov-on-Don

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены подходы к применению технологии сотрудничества в рамках электронного обучения. Освещены способы организации работы в группах, которые могут повысить эффективность применения обучения в сотрудничестве в дистанционном образовании. Изложены принципы обучения в команде.

ABSTRACT

The article reviews approaches to using cooperative learning within e-learning. It also covers organizational methods of group work which can increase effectiveness of cooperative learning practice within online education. The principles of team learning are also explained.

Ключевые слова: онлайн образование, технология сотрудничества, информатизация образования, обучение в команде, метод проектов.

Keywords: online education, cooperative learning, education computerization, team learning, project-based method.

В современном мире пандемия диктует свои правила. Все чаще учебные заведения вынуждены переходить на дистанционный формат обучения во избежание распространения вируса. В связи с этим является актуальной проблема организации обучения с применением социальных сервисов Web 2.0. Использование онлайн сервисов способно повысить эффективность электронного обучения (e-Learning).

Наибольший интерес для электронного образования представляют технологии, которые ориентированы на обучение в сотрудничестве. Технология обучения в сотрудничестве относится к лич-ностно ориентированным технологиям. Её главными характеристиками являются: субъект -субъектные отношения между обучающимся и преподавателем, а также то, что во главе образовательного процесса стоит личность обучающегося и ори-

ентация на индивидуальный вектор обучения. Данная технология позволяет организовать работу студентов в группах с различными источниками информации, что способствует активной познавательной деятельности. Так технология обучения в сотрудничестве способны обеспечить решение проблем, возникающих в ходе исследовательской деятельности, применить знания, полученные в ходе совместной или индивидуальной деятельности, способствуют развитию критического мышления, а также прививают культуру общения и развивают навыки работы в команде. Технология обучения в сотрудничестве нацелена на наиболее эффективное решение проблем процесса личностно-ориентиро-ванного обучения. Так, обучающиеся получают реальные возможности восприятия материала в соответствии с индивидуальными способностями достичь высоких результатов в различных областях знаний и сформировать собственный аргументированный взгляд на различные проблемы окружающей действительности.

Главная идея обучения в сотрудничестве - познавать вместе, а не просто что-то делать совместно. Перед каждым обучающимся, находящимся в группе, стоит задача осмыслить и донести материал до других студентов таким образом, чтобы ни у кого не осталось пробелов в знаниях. Обучение с использованием технологии сотрудничества проходит в малых группах по 3-5 человек. Перед занятием преподаватель обычно заранее формирует группы, стараясь скомпоновать сильных и слабых студентов так, чтобы получились равносильные группы. Преимуществом данной технологии является то, что несмотря на коллективную деятельность и взаимодействие между участниками, каждый студент также решает индивидуальную задачу. Технология сотрудничества нацелена на обучение без принуждения. Работа должна быть выстроена таким образом, чтобы у студентов возник интерес к самостоятельному исследованию темы и связанных с ней проблем.

Одним из распространенных методов организации обучения в сотрудничестве в e-Learmng является проектная деятельность. [3] Так Е.С. Полат считает, что данный метод - способ достижения дидактической цели путем детальной разработки анализируемой проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным в виде конкретного продукта. Проект предусматривает исследовательскую, поисковую деятельность, дискуссии, мозговой штурм, ролевую игру. Работа над любым проектом состоит из замысла и определения проблемы, планирования результатов исследования, реализации и представления конечных результатов для оценивания.

Обучение посредством сотрудничества считается одной из успешных педагогических технологий интерактивного обучения в мировой практике, она является альтернативой по отношению к традиционным методам реализации обучения и воспитания. Эта технология имеет разные варианты и методы, позволяющие решать прикладные задачи в

области обучения и достигать истинно высоких результатов [2]. Помимо достижения целей овладения знаниями и умениями, данная технология развивает коммуникативные навыки и умения, способствует социализации, что является весьма важным в современной жизни.

Существуют разнообразные методы обучения в сотрудничестве (cooperative learning), например: обучение в команде (Student Team Learning - STL), метод «Пилы» (Jigsaw) и различные его модификации, обучение под девизом «Учимся вместе» (Learning Together), исследовательский метод, метод проектов и др. [2].

Представим варианты реализации технологии сотрудничества.

1) Обучение в команде (STL - student team learning) имеет следующие характеристики:

— Успех группы (team success);

— Цели группы (team goal);

— Успех команды зависит от работы каждого участника;

— Успех достигается в результате совместного рассмотрения и анализа проблемы и способов ее решения

Обучение в команде подчиняется определенным принципам. Это:

— Награда одна на всех

— Индивидуальная ответственность - успех группы зависит от работы каждого из участников

— Каждый действует в равных условиях для достижения успеха, так как оценивается работа всей группы.

В процессе работы в группе у обучающихся повышаются коммуникативные навыки, развивается критическое мышление в ходе анализа данных для решения поставленной проблемы.

2) Метод «Пилы» (Jigsaw) включает следующие этапы:

— разделение нового материала на равные части;

— организация разделения студентов на группы (3-5 человек)

— работа в экспертной группе

— освещение вопроса в своей группе

— контрольный опрос

Плюсы при организации работы с помощью метода «Пилы» заключаются в следующем:

— обучающиеся лучше усваивают материал, так как от индивидуальной работы каждого зависит успех команды;

— возможность заменить объяснение нового материала, так как обучающиеся сами посредством работы в сотрудничестве открывают новые знания;

— метод «Пилы» способствует взаимопомощи среди студентов в получении новой информации;

— возможность выступить в роли преподавателя и примерить новую роль в образовательном процессе;

— повышение мотивации к получению новой информации.

Главными задачами преподавателя при организации электронного обучения являются:

1. Предоставить (организовать) условия, при которых каждый обучающийся сможет получить индивидуальный опыт, а также качественные знания и навыки по определенной теме;

2. Помочь всем обучающимся осознать свой вклад в получение результата при создании продукта;

3. Направить группу для правильной организации своей деятельности, в ходе которой будут реализованы поставленные задачи.

Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что создание качественного учебного продукта является целью работы в электронном обучении в ходе реализации технологии сотрудничества.

В ходе реализации технологии сотрудничества в e-Learning важен не только аспект индивидуальной работы участников, но также совместное обсуждение полученных результатов с помощью информационно -коммуникативных технологий (Information and Communication Technologies). В группе может прослеживаться неформальный лидер, который и будет координировать работу команды посредством ИКТ.

На практике могут применяться различные способы организации малых групп для получения знаний.

- Формальная основа (компоновка групп по алфавитному списку);

- Обучающиеся самостоятельно организуют группы перед занятием;

- Преподаватель сам распределяет студентов в группы, исходя из их успеваемости и психологической совместимости;

- Выбираются лидеры групп, которые после выбирают остальных участников;

- Преподаватель предлагает круг проблем, после чего студенты самостоятельно выбирают понравившуюся тему и формируют группы.

Группы имеют как внешнюю структуру управления, которая устанавливается преподавателем или самими участниками на время работы, так и может иметь внутреннюю (неформальную) структуру, что немаловажно для развития коммуникации. В наиболее выгодных условиях взаимодействуют обучающиеся, которые самостоятельно сформировали группы без участия преподавателя, так как в таких группах совпадают структуры, что способствует эффекту синергии.

Немаловажную роль в процессе работы над проектом играет взаимодействие не только между участниками группы, но и между студентами и преподавателем, которое позволяет скорректировать

направление работы, поведение и принимаемые решения относительно реализации учебного проекта.

Эффективно реализовать обратную связь в электронном обучении можно с помощью широкого применения социальных сервисов Web 2.0, разработки и внедрения персональных учебных сред и сетей как для студентов, так и преподавателей, участников дистанционных курсов.

Следует заметить, что согласно мнению, одного из мировых экспертов в области проектного менеджмента, Гарольда Керцнера, использование «лучших практик» позволяет существенного снизить риски и сократить путь к успеху, так как они должны [1]:

— обеспечить стандартизацию;

— увеличить результативность;

— улучшить эффективность;

— привести к качеству и стабильности выполнения задач.

Как показывает практика, методы обучения работе студентов в группах с использованием веб-инструментов и технологии сотрудничества и есть те самые «лучшие практики», которые способны доказать свою эффективность в сфере образования.

Подводя итог вышесказанному, можем прийти к выводу, что обучение в сотрудничестве в настоящее время является одной из наиболее эффективных современных технологий. В процессе реализации технологии сотрудничества происходит не только работа над проблемой исследования и получение новых знаний и умений, но и формирование и развитие коммуникативных навыков. Следует также отметить, что в связи изменчивыми условиями обстановки в мире существует вероятность, что формы электронного обучения будут превалировать.

Литература

1. Керцнер Г. Стратегическое планирование для управления проектами с использованием модели зрелости. - М.: ДМК Пресс, Компания АйТи, 2003. - 320 с.

2. Лопатухина Т. А. Педагогика для лингвистов: учеб. пособие / Т.А. Лопатухина; Донской гос. техн. ун-т. - Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2018. - 140 с.

3. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы по-выш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухар-кина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - М.: Издат. центр «Академия», 2002. - 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.