2017г.; Харьковский национальный университет городского хозяйства имени А.Н. Бекетова. - Харьков: ХНУГХ им. А.Н. Бекетова, 2017. - С.247.
9. Рыжова, И.М., Юдин, Г.В., Красовская, С.В. Роль инновационного педагогического консалтинга в адаптации студентов Красногорского колледжа - залог управления качеством учебного процесса // Избранные научные труды: Девятнадцатая Международная научно-практическая конференция «Управление качеством» 12-13 марта 2020 года / ФГБОУ ВО Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет). -М.: Пробел-200, 2020. - 328с.
10. Рыжова, И.М., Сергеева, И.А., Юдин, Г.В. Дуальность целевой контрактной системы обучения - резерв менеджмента качества // Избранные научные труды пятнадцатой Международной научно-практической конференции «Управление качеством», 10-11 марта 2016 года/ ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) - М.: МАИ, 2016. - С.269-272.
11. Рыжова, И.М., Сергеева, И.А., Юдин, Г.В. Результаты экспериментальных исследований по обеспечению дуальности целевой системы обучения в Красногорском колледже // Избранные научные труды пятнадцатой Международной научно-практической конференции «Управление качеством», 10-11 марта 2016 года/ ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) - М.Ж ПРОБЕЛ-2000, МАИ, 2016. С. 272-276.
12. Рыжова, И.М., Горохова, О.С., Умеренков, Д.Д., Юдин Г.В., Красовская, С.В., Волхонский А.Е. Деловое содружество социальных партнеров -колледжа и завода в воспитании и подготовке кон-курентноспособного специалиста для современного рынка труда в РФ Sciences of Europe vol 3, №44/44 (2019) (Praha, Crech Republic), 155№ 31622364 The journal is registered and published in Crech Republic, 10-21c.
ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА В КОНТЕКСТЕ ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЯ
Нехороших А.А.
Магистрант
Донской государственный технический университет (ДГТУ)
Россия, г. Ростов-на-Дону
COOPERATIVE LEARNING WITHIN THE CONTEXT OF ONLINE EDUCATION
Nekhoroshikh A.
Master student Don State Technical University (DSTU) Russia, Rostov-on-Don
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены подходы к применению технологии сотрудничества в рамках электронного обучения. Освещены способы организации работы в группах, которые могут повысить эффективность применения обучения в сотрудничестве в дистанционном образовании. Изложены принципы обучения в команде.
ABSTRACT
The article reviews approaches to using cooperative learning within e-learning. It also covers organizational methods of group work which can increase effectiveness of cooperative learning practice within online education. The principles of team learning are also explained.
Ключевые слова: онлайн образование, технология сотрудничества, информатизация образования, обучение в команде, метод проектов.
Keywords: online education, cooperative learning, education computerization, team learning, project-based method.
В современном мире пандемия диктует свои правила. Все чаще учебные заведения вынуждены переходить на дистанционный формат обучения во избежание распространения вируса. В связи с этим является актуальной проблема организации обучения с применением социальных сервисов Web 2.0. Использование онлайн сервисов способно повысить эффективность электронного обучения (e-Learning).
Наибольший интерес для электронного образования представляют технологии, которые ориентированы на обучение в сотрудничестве. Технология обучения в сотрудничестве относится к лич-ностно ориентированным технологиям. Её главными характеристиками являются: субъект -субъектные отношения между обучающимся и преподавателем, а также то, что во главе образовательного процесса стоит личность обучающегося и ори-
ентация на индивидуальный вектор обучения. Данная технология позволяет организовать работу студентов в группах с различными источниками информации, что способствует активной познавательной деятельности. Так технология обучения в сотрудничестве способны обеспечить решение проблем, возникающих в ходе исследовательской деятельности, применить знания, полученные в ходе совместной или индивидуальной деятельности, способствуют развитию критического мышления, а также прививают культуру общения и развивают навыки работы в команде. Технология обучения в сотрудничестве нацелена на наиболее эффективное решение проблем процесса личностно-ориентиро-ванного обучения. Так, обучающиеся получают реальные возможности восприятия материала в соответствии с индивидуальными способностями достичь высоких результатов в различных областях знаний и сформировать собственный аргументированный взгляд на различные проблемы окружающей действительности.
Главная идея обучения в сотрудничестве - познавать вместе, а не просто что-то делать совместно. Перед каждым обучающимся, находящимся в группе, стоит задача осмыслить и донести материал до других студентов таким образом, чтобы ни у кого не осталось пробелов в знаниях. Обучение с использованием технологии сотрудничества проходит в малых группах по 3-5 человек. Перед занятием преподаватель обычно заранее формирует группы, стараясь скомпоновать сильных и слабых студентов так, чтобы получились равносильные группы. Преимуществом данной технологии является то, что несмотря на коллективную деятельность и взаимодействие между участниками, каждый студент также решает индивидуальную задачу. Технология сотрудничества нацелена на обучение без принуждения. Работа должна быть выстроена таким образом, чтобы у студентов возник интерес к самостоятельному исследованию темы и связанных с ней проблем.
Одним из распространенных методов организации обучения в сотрудничестве в e-Learmng является проектная деятельность. [3] Так Е.С. Полат считает, что данный метод - способ достижения дидактической цели путем детальной разработки анализируемой проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным в виде конкретного продукта. Проект предусматривает исследовательскую, поисковую деятельность, дискуссии, мозговой штурм, ролевую игру. Работа над любым проектом состоит из замысла и определения проблемы, планирования результатов исследования, реализации и представления конечных результатов для оценивания.
Обучение посредством сотрудничества считается одной из успешных педагогических технологий интерактивного обучения в мировой практике, она является альтернативой по отношению к традиционным методам реализации обучения и воспитания. Эта технология имеет разные варианты и методы, позволяющие решать прикладные задачи в
области обучения и достигать истинно высоких результатов [2]. Помимо достижения целей овладения знаниями и умениями, данная технология развивает коммуникативные навыки и умения, способствует социализации, что является весьма важным в современной жизни.
Существуют разнообразные методы обучения в сотрудничестве (cooperative learning), например: обучение в команде (Student Team Learning - STL), метод «Пилы» (Jigsaw) и различные его модификации, обучение под девизом «Учимся вместе» (Learning Together), исследовательский метод, метод проектов и др. [2].
Представим варианты реализации технологии сотрудничества.
1) Обучение в команде (STL - student team learning) имеет следующие характеристики:
— Успех группы (team success);
— Цели группы (team goal);
— Успех команды зависит от работы каждого участника;
— Успех достигается в результате совместного рассмотрения и анализа проблемы и способов ее решения
Обучение в команде подчиняется определенным принципам. Это:
— Награда одна на всех
— Индивидуальная ответственность - успех группы зависит от работы каждого из участников
— Каждый действует в равных условиях для достижения успеха, так как оценивается работа всей группы.
В процессе работы в группе у обучающихся повышаются коммуникативные навыки, развивается критическое мышление в ходе анализа данных для решения поставленной проблемы.
2) Метод «Пилы» (Jigsaw) включает следующие этапы:
— разделение нового материала на равные части;
— организация разделения студентов на группы (3-5 человек)
— работа в экспертной группе
— освещение вопроса в своей группе
— контрольный опрос
Плюсы при организации работы с помощью метода «Пилы» заключаются в следующем:
— обучающиеся лучше усваивают материал, так как от индивидуальной работы каждого зависит успех команды;
— возможность заменить объяснение нового материала, так как обучающиеся сами посредством работы в сотрудничестве открывают новые знания;
— метод «Пилы» способствует взаимопомощи среди студентов в получении новой информации;
— возможность выступить в роли преподавателя и примерить новую роль в образовательном процессе;
— повышение мотивации к получению новой информации.
Главными задачами преподавателя при организации электронного обучения являются:
1. Предоставить (организовать) условия, при которых каждый обучающийся сможет получить индивидуальный опыт, а также качественные знания и навыки по определенной теме;
2. Помочь всем обучающимся осознать свой вклад в получение результата при создании продукта;
3. Направить группу для правильной организации своей деятельности, в ходе которой будут реализованы поставленные задачи.
Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что создание качественного учебного продукта является целью работы в электронном обучении в ходе реализации технологии сотрудничества.
В ходе реализации технологии сотрудничества в e-Learning важен не только аспект индивидуальной работы участников, но также совместное обсуждение полученных результатов с помощью информационно -коммуникативных технологий (Information and Communication Technologies). В группе может прослеживаться неформальный лидер, который и будет координировать работу команды посредством ИКТ.
На практике могут применяться различные способы организации малых групп для получения знаний.
- Формальная основа (компоновка групп по алфавитному списку);
- Обучающиеся самостоятельно организуют группы перед занятием;
- Преподаватель сам распределяет студентов в группы, исходя из их успеваемости и психологической совместимости;
- Выбираются лидеры групп, которые после выбирают остальных участников;
- Преподаватель предлагает круг проблем, после чего студенты самостоятельно выбирают понравившуюся тему и формируют группы.
Группы имеют как внешнюю структуру управления, которая устанавливается преподавателем или самими участниками на время работы, так и может иметь внутреннюю (неформальную) структуру, что немаловажно для развития коммуникации. В наиболее выгодных условиях взаимодействуют обучающиеся, которые самостоятельно сформировали группы без участия преподавателя, так как в таких группах совпадают структуры, что способствует эффекту синергии.
Немаловажную роль в процессе работы над проектом играет взаимодействие не только между участниками группы, но и между студентами и преподавателем, которое позволяет скорректировать
направление работы, поведение и принимаемые решения относительно реализации учебного проекта.
Эффективно реализовать обратную связь в электронном обучении можно с помощью широкого применения социальных сервисов Web 2.0, разработки и внедрения персональных учебных сред и сетей как для студентов, так и преподавателей, участников дистанционных курсов.
Следует заметить, что согласно мнению, одного из мировых экспертов в области проектного менеджмента, Гарольда Керцнера, использование «лучших практик» позволяет существенного снизить риски и сократить путь к успеху, так как они должны [1]:
— обеспечить стандартизацию;
— увеличить результативность;
— улучшить эффективность;
— привести к качеству и стабильности выполнения задач.
Как показывает практика, методы обучения работе студентов в группах с использованием веб-инструментов и технологии сотрудничества и есть те самые «лучшие практики», которые способны доказать свою эффективность в сфере образования.
Подводя итог вышесказанному, можем прийти к выводу, что обучение в сотрудничестве в настоящее время является одной из наиболее эффективных современных технологий. В процессе реализации технологии сотрудничества происходит не только работа над проблемой исследования и получение новых знаний и умений, но и формирование и развитие коммуникативных навыков. Следует также отметить, что в связи изменчивыми условиями обстановки в мире существует вероятность, что формы электронного обучения будут превалировать.
Литература
1. Керцнер Г. Стратегическое планирование для управления проектами с использованием модели зрелости. - М.: ДМК Пресс, Компания АйТи, 2003. - 320 с.
2. Лопатухина Т. А. Педагогика для лингвистов: учеб. пособие / Т.А. Лопатухина; Донской гос. техн. ун-т. - Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2018. - 140 с.
3. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы по-выш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухар-кина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - М.: Издат. центр «Академия», 2002. - 272 с.