Научная статья на тему 'Технология содержательной визуализации © (ТСВ)'

Технология содержательной визуализации © (ТСВ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
291
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сознание человека / образ / модель / идентификация / понятийный резонанс / human consciousness / image / model / identification / notional resonance

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тузов Константин Борисович, Стрелков Владимир Иванович

В статье рассматриваются вопросы, посвящённые современным визуальным видам искусств, в частности, кино и телеиндустрии, в аспекте последних научных достижений в области исследования процессов, происходящих в сознании человека. Безусловно, наблюдая за тем или иным экранным героем, зритель идентифицирует себя с ним – именно таким образом происходит вовлечение в происходящее на экране на психологическом уровне. Как в таком случае придать современным экранным героям необходимой психологической глубины, которая позволит «приблизить» их к зрителю и заставить искренне сопереживать за них? Ответы на эти и многие другие насущные вопросы, призвана дать Технология Содержательной Визуализации (ТСВ), которая разрабатывалась на протяжении 20 лет международным научным творческим коллективом на основе новейших исследований и открытий в области человеческого сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT VISUALIZATION TECHNOLOGY © (CVT)

This article considers the issues related to contemporary film and television industry in terms of the latest discoveries in modern psychology. Observing this or that screen hero, the viewer identifies himself with him thus there is involving in the event on the screen at psychological level. How in that case to give necessary psychological depth to modern screen heroes which will allow to "approach" them to the spectator and to force to empathize them sincerely? Answers to this and many other vital issues urged to give Content Visualization Technology © (CVT) which was being developed by international scientific creative collective on the basis of newest researches and discoveries in the field of human consciousness.

Текст научной работы на тему «Технология содержательной визуализации © (ТСВ)»

Я • 7universum.com

JUL UNIVERSUM:

/W\ ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

ТЕХНОЛОГИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ © (ТСВ)

Тузов Константин Борисович

психолог, сценарист,

НОЧУВПО «Столичная Академия малого бизнеса (институт)», 111524, РФ, г. Москва, Измайловский проезд д.11, стр. 2

E-mail: phsecurity2008@gmail. com

Стрелков Владимир Иванович

д-р психол. наук, профессор, член-корреспондент РАЕН (Москва, Россия), НОЧУ ВПО «Столичная Академия малого бизнеса (институт)» 111524, РФ, г. Москва, Измайловский проезд д.11, стр. 2

E-mail: arbsvi@mail.ru

CONTENT VISUALIZATION TECHNOLOGY © (CVT)

Konstantin Tuzov

Master of Psychology, screenwriter, Metropolitan Academy of Small Business (Institute), 111524, Russia, Moscow, Izmailovo passage 11, b. 2

Vladimir Strelkov

Doctor of Psychology, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Natural Sciences, Metropolitan Academy of Small Business (Institute), 111524, Russia, Moscow, Izmailovo passage 11, b. 2

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы, посвящённые современным визуальным видам искусств, в частности, кино и телеиндустрии, в аспекте последних научных достижений в области исследования процессов, происходящих в сознании человека. Безусловно, наблюдая за тем или иным

Тузов К.Б., Стрелков В.И. Технология содержательной визуализации © (ТСВ) // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2016. № 6 (24) . URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/3274

экранным героем, зритель идентифицирует себя с ним - именно таким образом происходит вовлечение в происходящее на экране на психологическом уровне. Как в таком случае придать современным экранным героям необходимой психологической глубины, которая позволит «приблизить» их к зрителю и заставить искренне сопереживать за них? Ответы на эти и многие другие насущные вопросы, призвана дать Технология Содержательной Визуализации (ТСВ), которая разрабатывалась на протяжении 20 лет международным научным творческим коллективом на основе новейших исследований и открытий в области человеческого сознания.

ABSTRACT

This article considers the issues related to contemporary film and television industry in terms of the latest discoveries in modern psychology. Observing this or that screen hero, the viewer identifies himself with him - thus there is involving in the event on the screen at psychological level. How in that case to give necessary psychological depth to modern screen heroes which will allow to "approach" them to the spectator and to force to empathize them sincerely? Answers to this and many other vital issues urged to give Content Visualization Technology © (CVT) which was being developed by international scientific creative collective on the basis of newest researches and discoveries in the field of human consciousness.

Ключевые слова: сознание человека, образ, модель, идентификация, понятийный резонанс.

Keywords: human consciousness, image, model, identification, notional resonance.

Наблюдая за процессами, происходящими в современной кино-и телеиндустрии трудно не отметить тот факт, что сценарная база, которая лежит в основе любого видеопроизведения, находится в последнее время в достаточно кризисном состоянии. Огромное количество ремейков, сиквелов и приквелов, эксплуатирующих одни те же экранные образы, только

в различных комбинациях («Мстители», «Люди Х», «Бэтмен против Супермена» и т.п.) свидетельствует о том, что «вертикальная», глубинная, психологическая проработка героя сегодня уступает место визуальной составляющей, превращая кино из искусства в массовый развлекательный аттракцион.

Это не хорошо и не плохо. Это так есть. Ремейки и сиквелы (приквелы) свидетельствуют о кризисе достойных экранизации идей, а увлечение визуальной составляющей, выходящей на передний план, идёт в ущерб драматической составляющей, исторически призванной раскрывать образы героев в художественном и психологическом смыслах.

Тем не менее, доходы Голливуда продолжают расти из года в год, поэтому такая стратегия, по крайней мере, с точки зрения прибыльности бизнеса (а Голливуд - это, прежде всего, мощная бизнес-организация), пока себя оправдывает. Но, как удержать в кресле зрителя, когда тот в скором времени банально устанет от непрерывной мельтешни фантастических летающих и ползающих по стенам персонажей, не имеющих с его жизнью и его взглядами на вещи уже практически ничего общего? Как и чем «объединить» его, зрителя, и выдуманных экранных персонажей?

Безусловно, наблюдая за тем или иным экранным героем, зритель идентифицирует себя с ним - именно таким образом происходит вовлечение в происходящее на экране на психологическом уровне. Как в таком случае придать современным экранным героям необходимой психологической глубины, которая позволит «приблизить» их к зрителю и заставить искренне сопереживать за них? Ответы на эти и многие другие насущные вопросы, которые возникают в голове, прежде всего, у думающего человека призвана дать Технология Содержательной Визуализации (ТСВ), которая разрабатывалась на протяжении 20 лет международным научным творческим коллективом на основе новейших исследований и открытий в области человеческого сознания.

Ключевое понятие ТСВ:

Сознание человека - это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.

Человек (с точки зрения ТСВ) - это особый биологический механизм, предназначенный для получения, переработки, усвоения и использования информации, которая поступает к нему из окружающей среды благодаря органам чувств. (Здесь надо отметить, что наше зрение стремится занять в этом процессе ведущее положение, предоставляя до 90% всей получаемой информации).

В конечном итоге эта информация преобразуется в электромагнитные волны, беспрерывно поступающие в наш мозг. Эта информация формируется в сознании человека (а мозг и сознание - это разные вещи, мозг - это орган, а сознание - это форма) в виде особых информационных блоков - моделей, каждая из которых отвечает за полный и всесторонний анализ конкретного объекта, попавшего в поле «зрения» сознания. Эти объекты могут быть как конкретные (например, какой-то прибор, агрегат), либо другой человек (наш собеседник), так и абстрактные, например, наука (математика, физика). Для сознания это не важно. Для него гораздо важнее факт наличия полной информационной модели данного объекта, которую можно проанализировать с целью дальнейшего его использования для собственных целей. Эти информационные модели сознание формирует в течение всей жизни человека начиная с его рождения. Во многом, богатый профессиональный и личный опыт, хорошее образование, постоянное самосовершенствование способствуют с течением времени образованию «полноценных» моделей, однако у абсолютного большинства людей жизненноважные модели так и остаются до конца с «валентыми ячейками», то есть с неосознанным содержимым. Получается, что если у нас на руках будет информационная модель какого-либо интересующего нас объекта, мы сможем проследить по пунктам весь алгоритм

работы сознания с нею. Информационная модель - совокупность информации, характеризующая существенные свойства и состояния объекта, процесса, явления, а также взаимосвязь с внешним миром. Если мы сможем смоделировать (т.е. постичь, досконально изучить) объект, тогда мы сможем постичь его психологическую «суть», а значит, научится применять эти знания для его более эффективного использования [7].

Как же работает сознание человека?

Сознание рассматривается авторами Технологии с точки зрения бинарной оппозиции «речь-мышление», где на речь в целостной деятельности сознания возлагаются функциональные обязанности, а мышление выполняет поддерживающую роль, обеспечивая непрерывность и интенсивность умственного процесса [2]. То есть сначала мы получаем и перерабатываем информацию, затем думаем и говорим. (Здесь надо отметить, что «оппозиция» заключается в том, что говорим мы всегда вовсе не то, что на самом деле думаем). Если речь при этом разложить на внутреннюю (диалог с «самим собой») и внешнюю (диалог с собеседником), а мышление на абстрактное и конкретное, что оправдано с точки зрения академической психологии, то из определённых сочетаний речи и мышления можно вывести четыре разновидности сознания - рефлексивное, предметное, эгоцентрическое и общественное [5].

"слово"

Схема №1: «Виды речи и мышления, возникающие в сознании человека при поступлении информации из окружающей среды»

Исходя из данной схемы можно убедиться, что бинарная оппозиция «речь-мышление» на пересечении их подвидов формирует 4 вида сознания человека:

1 вид - образуется на пересечении «внутреннее абстрактное» - условно назовём это «рефлексивное» сознание

2 вид - «внутренне конкретное» - предметное

3 вид - «внешнее абстрактное» - эгоцентрическое

4 вид - «внешнее конкретное» - общественное, конечным «общественным» продуктом которого и является слово (слова).

Таким образом, весь процесс умственной деятельности (от поступления информации из окружающей среды с помощью органов чувств, до выхода уже обработанной информации в виде набора исторически сформированных универсальных символов - букв, слагающих слова) разбивается на 4 этапа, представляющих собой последовательное включение каждого из четырёх режимов работы сознания, работающих всегда строго в определённой последовательности:

1. рефлексивное - 2. предметное - 3. эгоцентрическое -4. общественное.

Положительная информация (та, которая представляет для конкретного человека его «личный интерес») «расширяет», т.е. включает его сознание в работу. Отрицательная - «сужает», нейтральная или непонятная -игнорируется. То есть сознание выступает в роли «живой», «дышащей» структуры, чутко и моментально реагирующей на внешние «раздражители».

Нас, с точки зрения «визуализации» интересует, прежде всего, первоначальный интерес зрителя, который «включает» рефлексивное сознание в работу, т.е. пробуждает интерес. Рефлексивное сознание работает в режиме обнаружения интереса (в результате мгновенного сравнения поступающей информации с собственным, эмпирическим опытом).

Внутренняя речь Абстрактное мышление Реакция сознания

1. Услышанное = Опыту ^ согласие (низкая активность)

2. Услышанное < Опыта ^ отвержение (низкая активность)

3. Услышанное > Опыта ^ интерес

Только в этом варианте - высокая активность, вовлечённость

в происходящее. Этот вариант важен в качестве этапа формирования

соответствующих зрительных образов, «визуализации».

4. Услышанное > > Опыта ^ безразличие (нулевая активность) (много больше)

Общим итогом работы сознания всегда на выходе будет «слово», как результат суммы работы двух слагаемых: смысла и значения, приобретаемых на предыдущих этапах работы сознания. Сознание работает между услышанным и сказанным, а в случае с «внутренним» диалогом (например, во время просмотра кинофильма, когда говорить не разрешается) -между увиденным и пережитым. Стимулируя работу сознания, можно создать зрительное переживание.

Но сознание человека в конечном итоге оперирует не «словами», а более крупными морфологическими и психологическими единицами -понятиями [3].

Понятие - это логически оформленная мысль об общих существенных свойствах, связях и отношениях предметов или явлений объективной действительности.

Этапы, предшествующие формированию «понятия»:

• звук - это морфологическая «база» для приматов

• слог - для дикарей

• слово - для первобытных людей

• понятие (объединение «слов» по общим признакам) - для более-менее «современного» (5-10 тыс. лет) человека.

Рассмотрим место понятия в общей программе алгоритма работы сознания человека. Для этого необходимо учитывать, что сознание человека изначально включается в работу в режиме разрешения базового конфликта между полученной «из вне» информацией и собственного опыта по конкретному вопросу.

Сознание

1. рефлексивное

2. предметное

3. эгоцентрическое

4. общественное

Конфликт Я - Я Я - Они Я - Оно Я - Мы

Уровень взаимодействия Я сам

окружающий мир

культура

общество

Я + Окружающий мир + Культура + Общество = Вселенная

В свою очередь культура состоит из рационального (наука) и иррационального (искусство).

Иррациональное Рациональное

1. образ 5. план

2. понятие 6. программа

3. речь

4. мышление

7. деятельность (алгоритм действий)

8. результат

Сценаристы (драматурги) должны работать в «обратном» направлении, то есть через мышление, обговаривая это (речь), в том числе и через «внутренний диалог» с самим собой, дойти до понятийного уровня, который нужно трансформировать в образы, которые в конечном итоге в каждом конкретном эпизоде создают актёры и антураж. Чем ярче в художественном смысле автор раскроет психологическую суть понятия, описывая её в отдельных сценах (эпизодах), а хороший актёр умело воплотит её в своём образе, тем сильнее будет вовлечён зритель в происходящее на экране.

В основе формирования культуры - а в вопросах визуализации нас в первую очередь интересует именно она - изначально находится образ - живое, наглядное представление о ком-либо, о чём-либо. Огромная совокупность образов, полученных человеком в течении жизни, объединённых по общему существенному признаку, в свою очередь образуют понятие. Далее подключается речь, которая в свою очередь активирует мышление -этот процесс уже был рассмотрен выше. Из этого следует, что объект визуализации (например, кинофильм), для максимальной эффективности с точки зрения возникновения интереса со стороны зрителя должен включать в себя последовательную совокупность определённых образов, которые изначально «включат» рефлексивный режим и будут удерживать его в таком состоянии до момента окончания процесса видеотрансляции (фильма). При этом интерес зрителя будет строиться по такой формуле:

Для создания таких условий необходимо точно знать - какие именно понятия и в какой последовательности необходимо визуализировать с помощью образов. То есть как писать сценарий согласно реальным этапам работы сознания человека? Как попасть в «понятийный резонанс»? В целом, можно сказать, что каждый видит только то, про что знает и что хочет видеть.

Переживание + Осознание = Интерес.

Так мы создаем каждый свою картину мира: сценарист - отдельно, зритель -отдельно. Иногда это называют «тоннель реальности». У каждого он свой -у кого-то шире, у кого-то уже. И поэтому, когда вы с кем-то общаетесь (в том числе посредством визуальных искусств), вы просто рассказываете другому про правила жизни в «своем тоннеле». А у другого (зрителя) может быть совершенно свой, иной тоннель. И, если они у вас сильно различаются, вам будет трудно найти «общий язык» понимания [8]. Иначе диалог (в нашем случае - зрительский интерес) вообще не проявится, не состоится.

Для решения поставленной задачи был разработан специальный метод, названный «Технологией содержательной визуализацией», который позволяет конструировать модель любого объекта для его дальнейшей «дешифровки». Суть метода заключается в распределении понятийного содержимого по блокам, описывающим:

1- Структуру данного объекта (значимые составляющие его части);

2 - его Генезис («генетическую совокупность всех его структур»);

3 - Функциональную организацию (принципы организации «внутренних» процессов);

4 - Операционный состав (минимальные операции, на которых базируется функциональная организация объекта).

Если для наглядности сравнивать информационную модель объекта с автомобилем, то можно сказать, что его структура - это совокупность его видимых физических элементов (кузов, колёса, мотор, багажный отсек, фары и т.д.). Генезис автомобиля (его «генетика») - это совокупность структур, которые предшествовали его созданию в нынешнем виде (начиная с изобретения колеса, затем все модификации различных тачек, телег, карет, повозок, первых автомобилей и т.д.). Каждый из этих видов, безусловно, присутствует в элементах современной структуры в том или ином виде. Функция - это двигатель автомобиля. Функционирование его агрегатов обеспечивает передвижение системы в целом. И операция - это процесс

заливки, хранения, подачи и сгорания топлива, операции преобразования веществ на молекулярном уровне. Все четыре системы настолько тесно взаимосвязаны между собой, что не могут существовать и функционировать отдельно. Так как при этом информационная модель «Автомобиль» - одна и едина для всех автомобилей, то все они по своей сути одинаковы, различаются только форма кузова, внутренняя отделка и электронная начинка. И уж тем более все они объединены своим «базовым» предназначением: перемещать пассажиров и груз на заданное расстояние в заданное место. И не более. Всё остальное - это фантазии и комплексы их владельцев.

«Исследуемый» сознанием объект в целом, таким образом, разбивается на четыре блока, в которых отражается только наиболее существенная информация, представленная в виде понятий. Блоки чётко взаимосвязаны между собой. Ввод информации в них производится по определённым законам, обусловленным структурой сознания человека. Эти блоки образуют базовый модуль для изучения объекта. Количество элементов в каждом блоке (их двенадцать) производно от четырёхуровневой структуры сознания и добавления трёхкомпонентного модуса времени (прошлое, настоящее, будущее). (Прим: вот этой самой «временной добавки» долгое время не хватало для полного понимания картины происходящего в сознании человека)

Таким образом, используя ТСВ, как особый метод «раскодирования» исходного объекта, попавшего в «область интереса» сознания человека, мы получаем полную цикличную информационную модель объекта в виде матрицы, состоящей из четырёх блоков по 12 элементов каждый, т.е. 48 элементов (понятий), по которым происходило, происходит и будет происходить функционирование исследуемого сознанием объекта. Эта матрица и называется «Информационная модель объекта».

Сознание человека работает именно с такими моделями. Это они «запечатляются» в нём на всю жизнь и всю жизнь обогащаются

психологическим содержимым. Вот как выглядит информационная модель объекта «Личность» (в частности, блоки «Структура» и «Генезис»):

Таблица 1.

«Информационная модель понятия «Личность».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Личность Структура личности

Самосознание Я смысл самовыражение

1. физическое 1. внешность 3. самоконтроль 2. здоровье

2. ценностное 2. убеждение 3. самооценка 1. воля

3. интеллектуальное 1. мировоззрение 2. самопознание 3. разум

4. историческое 3. идеал 1. самоанализ 2. мораль

Генезис личности

Цивилизация общество развитие ступень

4. современная 1. партия 3.технология 2. искусство

3. новейшая 2. демократия 3. образование 1. наука

1. античная 1. аристократия 2.эстетика 3. мифология

2. средневековая 3. духовенство 1. нравственность 2.религия

В каждом блоке выделяется ключевое понятие (в рамках одной модели их четыре), которое заносится в левую верхнюю клетку, после чего производится его дальнейший анализ с точки зрения четырёх уровней сознания и модуса времени с учётом собственного временного режима каждого из них.

По горизонтали справа от ключевого понятия обозначается временная организация в характеристике исследуемого понятия, при этом «будущее», учитывая целесообразный характер человеческой жизнедеятельности, ориентированной именно на него, становится в центр между предшестовавшими ему интервалами прошлого и настоящего времени. Для удобства иллюстрации порядок уровневого анализа и анализа в рядах обозначен цифрами.

После формирования понятий внутри каждого из четырёх блоков, переходим к дальнейшему анализу модели. Он разбивается на две части: структурно-генетический и функционально-операционный.

Структурно-генетический анализ проводится путём сопоставления в порядке очерёдности каждого из 12 понятий блоков «Структура» и «Генезис» в таком порядке:

1.1. из блока «Структура» - 1.1. из блока «Генезис»

1.2 из блока «Структура» - 1.2 из блока «Генезис»

и т.д.

В случае с моделью «Личность» он выглядит следующим образом:

1. внешность - аристократия

2. здоровье - эстетика

3. самоконтроль - мифология

4. воля - нравственность

5. убеждение - религия

6. самооценка - духовенство

7. мировоззрение - наука

8. самопознание - демократия

9. разум - образование

10. самоанализ - партия

11. мораль - искусство

12. идеал - технология

Функционально-операционный анализ формируется подобным образом, только состоит из понятий блоков «Функция» и «Операция» (в данной статье он не приводится).

Объединение этих двух видов анализа представляет собой полную информационную картину объекта, в которой внешний (объектный) план неразрывно связан с внутренним (субъектным) [1]. При этом формирование больших понятийных групп происходит в такой последовательности:

операция - структура - функция - генезис, т. е. Генезис «замыкает» каждый понятийный ряд, поскольку именно он отвечает за дальнейшее развитие объекта в целом.

Таким образом, хронологический порядок взаимосвязи понятий внутри информационной модели (на примере модели объекта «Личность») в конечном итоге выглядит в виде двенадцати блоков по четыре понятия в каждом (всего 48 понятий). Первый из которых выглядит так:

1. навык - внешность - питание - аристократия.

Далее следуют ещё 10 блоков, и завершает общую картину «Личности» такой блок:

12. университет - идеал - продукт - технология.

Именно поэтому все фильмы в пределах одного жанра примерно схожи (сценарно) между собой (например, боевики или детективы) - потому что их сюжет всегда развивается в рамках одной и той же информационной модели. С другой стороны, все фильмы в пределах одного жанра различаются между собой - потому что представление о модели у их авторов различно. Некоторые понятия в их собственных моделях могут быть вообще валентны (не заполнены ни чем, никаким смыслом, пропущены), либо заполнены «чем-нибудь», руководствуясь интуицией, что тоже негативно сказывается на зрительском интересе (скучно, непонятно, «не совпадает»).

Надо заметить, что ТСВ при этом не отрицает и не противоречит абсолютно никаким достижениям и сценарным технологиям, которыми обогатилось сценарное мастерство (особенно Голливуда) за последние 100 лет. Все перипетии, все схемы «герой-антогонист», все поворотные моменты, трёхактная структура (кстати, по наблюдению авторов, с психологической точки зрения - всё-таки четырёхактная, и это можно показать и объяснить; можно даже указать, на каком именно понятии должна происходить смена актов) - всё это работает и никуда не исчезает. ТСВ призвана работать с моделью, которая касается главного героя (или группы героев). Она насыщает каждую сцену с его участием (а их должно быть, как мы знаем 48) глубочайшим психологическим смыслом, который находит свой отклик в сознании зрителя. Раскрытию одного понятия посвящается одна сцена (максимум две). Получается около 50 сцен с участием главного героя в одном полнометражном фильме. Это примерно 50-60 минут экранного времени. Всё остальное время может быть заполнено сценами с участием антагонистов (или его союзников), теми, в которых главный герой не участвует, и техническими сценами (они все в модель не входят).

Главный герой по своему «психотипу» может относится только к одному из четырёх базовых психологических психотипов:

Индивид

Индивидуальность

Субъект

Личность. Больше других не существует в природе и не будет существовать пока, по крайней мере, не изменится структура человека.

Индивид - это физиологическая «база» человека. Индивид - это человек с точки зрения биологических предпосылок его развития. Это - «человек-организм», биологическая сущность человека. Это - «базовый» человек, основа без интеллектуальной надстройки. Его «задача» - поддержание биологического рода (базовые инстинкты являются ведущими: еда и секс). Это, напрмер, герои боевиков, привыкшие решать проблемы с помощью физической силы (Джон Рэмбо и т. п.) Или интеллектуально не развитые герои (опять же Джон Рэмбо. Или, например, Форрест Гамп, Индеец «Лапа Ягуара» из «Apocalipto» и т. п.).

Индивидуальность. Это уже следующая «надстройка». Главным признаком Индивидуальности является дезадаптивное поведение. Проблема (индивидуальности) в том - нравится ли окружающим такое поведение? Это, например, подростки-бунтари, преступники, панки, хиппи, музыканты и т. п. Это индивид, который решил «выделится» из толпы. Примеры ярких индивидуальностей - Мохаммед Али, Рэй Чарльз, Джим Моррисон, Эдди «Орёл» Эдвардс и т.п.

Субъект. Главным признаком Субъекта является не просто дезадаптивное, а рискованное поведение, намеренное и сознательное. Субъект - это человек, который умеет управлять своим поведением (приспосабливать его к окружающим) благодаря знаниям. Отсюда, Субъект (умный человек) -начинает что-то скрывать от окружающих. Субъект - человек, вступающий в контакт с миром, изменяющий предметную обстановку своего бытия и самого себя (свои качества и силы) в процессе решения практических и духовно-теоретических задач. Это Индивидуальность, которая «поумнела». Например,

профессор Роберт Лэнгдон («Код да Винчи»), Итан Хант, Джейсон Борн, Зигмунд Фрейд, Бобби Фишер и т. п.

Личность - социально-значимый человек, влияющий на других. «Вершина» всей психологии. Личность - особое качество человека, приобретаемое им в социо-культурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Личность - есть живая активность самотворчества, коммуникативности и единения с другими личностями, которая реализуется и познаётся в действии, коим является опыт персонализации. Это Субъект, который способен создать свою организацию (партию, армию и т. п.) Это, например, различные (но не все) цари, короли, полководцы, императоры, президенты, религиозные, духовные лидеры наций и т.п. Например, Стив Джобс - сценарий про его жизнь, безусловно, нужно писать по модели «Личность».

Остаётся только определить психотип своего главного героя и начать писать сценарий по «его» информационной модели.

Анализируя, например, фильм «Храброе сердце» (Braveheart, 1995) по модели «Личность» (а главный герой - Уиллям Уоллес, безусловно, является личностью) можно отметить «попадание» автора сценария в 41 понятие из 48, но 7 из них так и остались нераскрытыми. При этом надо отметить, что понятие № 1 «навык», с которого начинается анализ (это «визитная карточка» Уоллеса -его умение метко кидать камни, которое не раз пригодится ему впоследствии) показано зрителю только на седьмой минуте (чесно говоря, можно было и раньше). Затем идёт реализация следующего понятия «внешность» (22 минута, здесь Уоллес впервые показан нам уже взрослым сформировавшимся мужчиной), «питание» (24 минута, здесь имеется в виду необходимая моральная «подпитка» от общения с земляками его духа после возвращения в разорённый дом). Затем «аристократия» (28 минута, когда в сцене заявляется право барона на первую брачную ночь). Затем переходим ко второму блоку: понятие № 5 «семья» (29 минута, когда Уоллес приезжает впервые знакомится с родителями будущей невесты), затем понятие № 6 и т. д.

При этом для более простого понимания «психологического содержания» сцены героя можно идентифицировать с самим понятием, т. е. в этой сцене Уоллес - это его «навык», здесь Уоллес - это его «внешность», в этой сцене Уоллес - это необходимое ему «питание», здесь Уоллес - это «семья» (т. е. он мечтает создать семью) и т.д. Заканчивается анализ модели понятием № 48 «технология» (2 ч 48 мин.) Что здесь имеется в виду? Технология - это то, что герою удаётся «поставить на конвеер», т.е. то, что остаётся даже после его смерти, его проверенные способы и приёмы действия. В данном случае -это продолжение борьбы шотландцев за независимость уже после его смерти (сцена, когда роберт Брюс на поле боя решает продолжить противостояние с англичанами). «Технология» Уоллеса продолжает приносить свои плоды. Образное раскрытие этого финального понятия просто великолепно (номинация на «Оскар» за лучший сценарий).

Картина «Гладиатор» (Gladiator, 2000) была проанализирована по той же модели «Личность» (полководец Максимус, также, безусловно, является личностью). В ней 40 понятий раскрыто (правда, не всегда в нужной последовательности), 8 остались нераскрытыми. Здесь понятие № 1 «навык» демонстрируется нам на 5 минуте («визитная карточка» Максимуса -это привычка разминать землю в ладони перед решающими событиями. Она также будет продемонстрирована не раз впоследствии). «Внешность» (8 мин.) -его мы видим его перед битвой в облике командира, где он вдохновляет сослуживцев (12 минута). Понятие «питание» - чем «питается» дух воина? Уничтожением врагов и победами. Они поддерживают его в «боевом» состоянии (11-12 минуты). Затем «аристократия» (15 мин.) - здесь мы видим, как Максимус на равных общается с императором, который благодарит его, и сын императора говорит, что «обнимает его как брата» (в данной сцене Максимус - это есть «аристократия», и психологическая суть этого понятия передана очень точно). Затем идёт второй блок. Первое понятие опять «семья» (18 мин.), когда Максимус сообщает сослуживцам, что самое главное для него семья, с которой он стремится, наконец, воссоединится (т.е. здесь Максимус -

это уже «семья», «семьянин»). Заканчивается анализ картины понятием № 48 «технология» (2 ч. 27 мин.), когда сестра императора, стоя над телом погибшего Максимуса призывает присутствующих продолжить его дело («Чтите его») и передаёт власть лояльному к Максимусу сенатору, как тот и планировал при жизни. Автор точно раскрыл и передал смысл этого финального понятия (номинация на «Оскар» за лучший сценарий).

Любопытно, что некоторые кинокартины можно анализировать (соответственно, писать сценарии для них, либо редактировать), используя для этого достаточно оригинальную информационную модель. Таким образом, например, была проанализирована картина «Лицо со шрамом» (Scareface, 1983) согласно информационной модели «Менеджмент». Поскольку продвижение главного героя - Тони Монтана - от «мелкой сошки» до практически CEO внутри крупной организации очень наглядно демонстрирует карьерный путь для любого современного менеджера. Здесь всё начинается с понятия №1 «задание» (9 мин.) - в данной картине Тони и его другу впервые поручают устранить неугодного мафии человека. За это им обещано «зачисление в штат». Затем идёт понятие «член» (16 мин.), когда Тони становится уже законным членом преступной организации и т. д. шаг за шагом реализовываются понятия в рамках общего сюжета. Заканчивается модель финальным понятием №48 «одухотворение» (2 ч. 43 мин.), когда Тони, уже изрешечённый пулями, практически мёртвый, кричит нападающим: «Давайте! Я приму все ваши пули!», что, безусловно, очень ярко символизирует победу духа над бренным телом. В этой картине совпало 38 понятий (хотя некоторые из них раскрыты достаточно поверхностно, «вскользь»), совсем не раскрыто 10. Кроме этого в картине достаточно много моментов, не имеющих к модели никакого отношения, это буквально «бросается» в глаза, из-за чего она выглядит явно затянутой и перегруженной сценами, не имеющими отношения к главной линии сюжета - «карьере» главного героя. При этом некоторые из понятий, такие, например, как «ассоциация», «корпорация» или «директор» раскрыты в соответствующих сценах на образном уровне просто великолепно.

Суть ТСВ: именно в таком, установленной научным путём, последовательности (хронологическом порядке) должно происходить преобразование понятий в визуальные образы в любом виде визуального искусства. Сначала сознание исследует («подбирает») первое понятие (которое является валентным), «насыщает» его психологическим смыслом, затем переходит ко второму и т.д. пока все понятия не будут «пройдены» один за одним для получения общей, цельной «психологической» картины объекта. Если следовать в указанном порядке последовательно от одного понятия к другому (а не подбирая «сценарные пазлы» наугад), визуализируя («расшифровывая») их в виде высокохудожественных образов, сознание воспринимающего информацию человека будет работать в режиме непрекращающегося «поглощения» (интереса), поскольку эта информация будет подаваться ему согласно его собственной информационной модели, вызывая понятийный «резонанс» вплоть до генетического уровня. Это происходит потому, что сознание человека имеет два феноменальных плана - внешний, объектный и внутренний, субъектный. Объектный план обеспечивает фукционирование генезиса и деятельности процесса познания, тогда как внутренний, субъктный, обуславливает построение отдельных действий и структуру познаваемого материала. Если оба они будут объединены в рамках одной общей информационной модели, по которой происходит построение и развитие сюжета внутри визуального произведения искусства, это будет гарантировать постоянный высокий уровень интереса со стороны зрителя. И кроме этого - способствовать его общему интеллектуальному и эмоциональному развитию, как массового потребителя современных визуальных видов искусств.

Где можно использовать Технологию содержательной визуализации:

• при написании кино и телесценариев, начиная от сериалов (даже видеоклипов) и заканчивая полнометражными картинами

• при редактировании и коррекции сценариев (для script doctors)

• для режиссёров, особенно если они авторы (соавторы) сценария

• для актёров, которые хотят максимально глубоко постичь психологическую «изнанку» актёрского мастерства

• при написании романов и других крупных литературных форм

• при съёмках малых визуальных форм - видеоклипов. Когда требуется показать некую короткую историю, либо составить визуальный ряд, очень сильно сжатый по времени до размера нескольких минут.

А также в следующих направлениях:

• при планировании и внедрении в обучение (т.е. в сознание) образовательных программ любого уровня (от школы до университета) для любого уровня подготовленности ученика. Внедряя ТСВ в образовательную систему, есть твёрдая гарантия того, что «производство гениев» (мечта всех просветителей всех времён) можно реально поставить практически «на конвеер», поскольку владение Технологией раскрывает и актуализирует у учащихся колоссальные «внутренние» собственные знания, вплоть до генетического уровня, реализовывая их на практике под руководством опытного наставника-корректора. Учащемуся даётся уникальный «инструмент» для самостоятельного освоения выбранной науки.

• при составлении учебных программ различной направленности и любого уровня сложности

• при моделировании и создании искусственного интеллекта.

Список литературы:

1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модек», 1996, - 768 с.

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. Мышление и речь. - М.: Педагогика, 1982.

2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.

3. Пиаже Ж. Избранные психологические труды: Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. - М.: Педагогика, 1969.

4. Стрелков В.И. Психология персонального образования. Архангельск: Поморский государственный университет, 2003. с. 428.

5. Стрелков В.И., Тузов К.Б. Психологическая экспертиза семейных отношений. Межрегиональная научно-практ. конференция «Семья в российском социуме: проблемы, опыт, перспективы»: Тезисы докладов и выступлений. 2000. с. 26-29

6. Стрелков В.И., Сафошин А.В., Баранкин С.Ю. Воля: инновационный подход. Saarbruken: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. p. 180.

7. Robert Anton Wilson. Квантовая психология. Управление сознанием. Изд-во «София», 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.