Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ СКРЫТОГО КУРРИКУЛУМА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ'

ТЕХНОЛОГИЯ СКРЫТОГО КУРРИКУЛУМА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
7
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СКРЫТЫЙ КУРРИКУЛУМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / БУДУЩИЙ ЭКОНОМИСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мишина Светлана Викторовна

В статье рассматривается технология скрытого куррикулума. Скрытый куррикулум позволяет на уровне содержания и методики решать дополнительные задачи образования, в частности, усиления образовательной деятельности по формированию профессионально значимых качеств будущих экономистов в разрезе быстроменяющихся требований к профессиональной деятельности специалистов на рынке труда. Скрытый куррикулум представляет собой некое наложение на образовательную деятельность, формализованную посредством образовательной программы и учебного плана. Скрытый куррикулум позволяет использовать в формате высшего образования ресурс учебной и воспитательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIDDEN CURRICULUM TECHNOLOGY IN THE PROCESS OF TRAINING FUTURE ECONOMISTS

The article deals with the technology of the hidden curriculum. The hidden curriculum allows, at the level of content and methodology, to solve additional tasks of education, in particular, strengthening educational activities to form professionally significant qualities of future economists in the context of rapidly changing requirements for the professional activity of specialists in the labor market. The hidden curriculum is a kind of overlay on educational activities, formalized through the educational program and curriculum. The hidden curriculum makes it possible to use the resource of educational and educational activities in the format of higher education.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ СКРЫТОГО КУРРИКУЛУМА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ»

УДК 378

ТЕХНОЛОГИЯ СКРЫТОГО КУРРИКУЛУМА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ

С.В. Мишина1

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Россия, 399770, Липецкая область, Елец, ул. Коммунаров, д. 28.

В статье рассматривается технология скрытого куррикулума. Скрытый куррикулум позволяет на уровне содержания и методики решать дополнительные задачи образования, в частности, усиления образовательной деятельности по формированию профессионально значимых качеств будущих экономистов в разрезе быстроменяющихся требований к профессиональной деятельности специалистов на рынке труда. Скрытый куррикулум представляет собой некое наложение на образовательную деятельность, формализованную посредством образовательной программы и учебного плана. Скрытый куррикулум позволяет использовать в формате высшего образования ресурс учебной и воспитательной деятельности.

Ключевые слова: высшее образование; скрытый куррикулум; профессионально значимые качества; будущий экономист.

HIDDEN CURRICULUM TECHNOLOGY IN THE PROCESS OF TRAINING FUTURE

ECONOMISTS

S.V. Mishina

Bunin Yelets State University, Russia, 399770, Lipetsk region, Yelets, st. Kommunarov, 28.

The article deals with the technology of the hidden curriculum. The hidden curriculum allows, at the level of content and methodology, to solve additional tasks of education, in particular, strengthening educational activities to form professionally significant qualities of future economists in the context of rapidly changing requirements for the professional activity of specialists in the labor market. The hidden curriculum is a kind of overlay on educational activities, formalized through the educational program and curriculum. The hidden curriculum makes it possible to use the resource of educational and educational activities in the format of higher education.

Keywords: higher education; hidden curriculum; professionally significant qualities; future economist.

Одним из ключевых направлений развития высшего образования является поиск эффективных путей профессиональной подготовки конкурентоспособных специалистов. Однако для современного рынка труда характерны стремительные изменения атласа востребованных профессий и набора компетенций конкурентоспособного специалиста. В частности, отмечается трансформация требований к современному профессионалу в связи с цифровизацией мировой и отечественной экономики. Решение проблемы формирования профессионально значимых качеств будущих экономистов сопряжено с определенными ограничениями и требованиями к инструментальной части вопроса. Данные требования и ограничения детерминированы прежде всего природой предметной стороны проблемы: сущностью профессионально значимых качеств.

Во-первых, концепт профессионально значимых качеств объединяет комплекс личностных качеств, профессиональных способностей, установок, способов и видов мышления.

Это качества-отношения и качества-способности. Известно, что сфера личностных качеств менее подвержена изменениям, чем когнитивная сфера. Следовательно, требованием к инструменту формирования профессионально значимых качеств является его действенность и масштабность охвата. В данном случае масштабность может обеспечить эффективность данного инструмента. Формирование профессионально значимых качеств происходит в образовательном процессе вуза. Содержание образования реализуется через учебный план, учебные дисциплины, курсы по выбору, практики. Поскольку профессионально значимые качества как комплекс различных качеств-отношений и качеств-способностей представляют собой систему особенностей поведения и сознания индивида, приобретаемых под влиянием внешних факторов, их формирование представляется возможным во всем образовательном процессе вуза, в том числе посредством задействования всего контекста содержания образования.

1Мишина Светлана Викторовна - старший преподаватель кафедры экономики и управления им. Н.Г. Нечаева, ЕГУим. И.А. Бунина, тел.: +7 960-140-02-29, e-mail: svmishina20n@mail.ru.

Во-вторых, следует учитывать определенные ограничения, связанные с содержанием профессионально значимых качеств будущих специалистов. Данные ограничения вызваны частичной корреляцией с компетенциями, предписываемыми ФГОС ВО в качестве результата образовательной деятельности, а также их потенциальной изменчивостью в зависимости от изменений рынка труда. Следовательно, гибкость и управляемость являются важными требованиями к инструменту формирования профессионально значимых качеств студентов.

В-третьих, качества-отношения и качества-способности формируются не только посредством присвоения индивидом определенного содержания, но и посредством их применения в опыте деятельности. В данном аспекте требованием к инструменту формирования профессионально значимых качеств является обеспечение активности деятельности студентов, или обеспечение их субъектности.

С учетом выявленных ограничений и требований можно определить базовые контуры инструментария, позволяющего эффективно формировать профессионально значимые качества будущих экономистов. Прежде всего, речь идет о гибком управлении содержанием образования и методикой его трансляции. Мы считаем, что лучше всего данным требованиям отвечает инструмент скрытого куррикулума.

Понятие куррикулума нехарактерно для отечественной педагогической науки в силу достаточно неявных причин [12]. Впервые в научный обиход понятие куррикулума было введено Ф. Боббитом [29] в первой четверти XX столетия. В работах Ф. Боббита куррикулум представлял собой комплексный документ, определяющий содержание образования посредством перечня принципов и правил его разработки, а также инструкции по его реализации учителями.

В середине XX века куррикулум был применен для детализации всех элементов труда работников (R. W. Tyler [36]). Е. В. Овчаренко отмечает, что данная интерпретация куррику-лума лежала у истоков формирования перечней компетенций, трудовых действий, фиксируемых в различные рода квалификационных справочниках, а также нашла отражение в профессио-графическом подходе, представляя одну из первых таксономий трудовых действий и необходимых умений и навыков [15]. Впоследствии Р. У. Тейлор сделал перенос своих идей на образовательную практику: согласно идеям ученого куррикулум должен давать конкретные ответы на такие вопросы, как таксономия целей обуче-

ния, содержания образования, методов достижения этих целей и перечня диагностических процедур [36, р. 1].

М. Елич, В. Зорич отмечают разноплановость в определении понятия куррикулума. Ученые выделили следующие виды, которые были реализованы или реализуются в западной образовательной практике: рекомендуемый куррикулум, предписанный (официальный) курри-кулум, формальный куррикулум, неформальный куррикулум, открытый куррикулум, интегрированный куррикулум, скрытый куррику-лум, национальный куррикулум, школьный куррикулум [37].

Особый интерес у отечественных и зарубежных исследователей был вызван явлением скрытого куррикулума. В этом смысле куррику-лум, как отмечает Е. В. Овчаренко, реализован, во-первых, как система организации образовательного процесса, во-вторых, - как конкретный документ [15]. В отечественной педагогической семантике куррикулум в этом значении синонимичен понятиям учебный план, образовательный стандарт. Именно данная синонимичность выступила одной из причин неприятия идеи кур-рикулума в отечественной педагогической мысли.

Понятие скрытого куррикулума разрабатывается в европейской и российской социологии образования (М. Аппл [27], Б. Бернстайн [28], П. Бурдье [30], Ф. Джексон [5], Дж. Дуглас [32], Е. С. Заир-Бек [6], И. С. Нечитайло [14], О. В. Топоркова [23], А. Н. Тубельский [24], М. Янг [25], Е. Р. Ярская-Смирнова [26 и др.). Дословно под скрытым куррикулумом подразумевается скрытая, неявная программа, учебный план. Скрытый куррикулум является каналом распространения образовательных воздействий, выходящих за рамки образовательных стандартов, учебных планов. В качестве предмета распространения выступают ценности, социальные установки, традиции, определенные инновации и пр., которые определяют, прежде всего, личностное развитие, специфику протекания процессов социализации и профессиональной идентификации обучающихся.

М. К. Смит, соглашаясь в целом с трактовкой куррикулума как учебного плана или образовательного стандарта, отмечает социальный контекст, реализующийся через образовательный процесс, в действующем скрытом куррику-луме. По его мнению, скрытый куррикулум призван через содержание образования и образовательный процесс оказать решительное влияние на мировоззрение, систему ценностей, привычки обучающихся [35].

К. Кокс отмечает, что скрытый куррикулум является неким общественным договором между государством и индивидом, синхронизирующим личные и общественные цели [31].

А. А. Полонников определяет скрытый куррикулум как активный социальный контекст, который накладывается на содержание образования и образовательный процесс. Именно благодаря этим качествам - активности и привлечению социального контекста - скрытый куррикулум может быть мощнейшим механизмом формирования мировоззрения личности [19].

Часто в трудах зарубежных философов и социологов образования скрытый куррикулум маркирован отрицательной смысловой нагрузкой, поскольку выступает механизмом воздействия на содержание личностного развития без «уведомления» обучающихся, тем самым предполагается нарушение свобод личности (М. Аппл [27], Б. Бернстайн [28], П. Бурдье [30], Ф. Джексон [5], Дж. Дуглас [32], М. Янг [25] и др.). Чтобы проиллюстрировать данную трактовку скрытого куррикулума, процитируем А. А. Полонникова: «Анализ советских школьных учебников, апеллирующих к представлениям о труде, обнаружил, что в них содержится повышенная оценка физического труда и пониженная - умственного, акцентирование общественной полезности производственной деятельности и принижение значимости предпринимательской деятельности вкупе с мотивацией получения прибыли и заработка. Скрытое действие содержания учебников в исследовании трактуется как информационный протекционизм, предрасполагающий учеников к определенному трудовому поведению» [18, с. 166-167].

Следует отметить, что, как уже было сказано, негативная оценка скрытого куррикулума характерна для исследований, осуществленных в русле социологии образования. Данный негатив обусловлен тем, что скрытый куррикулум как инструмент обладает потенциалом менять личностные установки обучающихся, в том числе и без их ведома, что расценивается как покушение на свободу личности. Это вторая причина умалчивания скрытого куррикулума в отечественной педагогической мысли.

В отечественной философско-образова-тельной мысли представлена позиция (работы А. А. Полонникова [18], В. Г. Калашникова [9]), согласно которой скрытый куррикулум представляет собой метафору, объединяющую инновационную деятельность, выходящую за рамки предписанных образовательных воздействий: «С учетом каналов распространения информации о «hidden curriculum» позволяет нам рас-

сматривать данную категорию как продуктивную метафору, кросскультурная трансмиссия которой породила многочисленные и качественно отличные образовательные инновации, выходящие в ряде случаев за рамки собственно педагогического производства. В этом качестве она не является простым добавлением к педагогическому лексикону, частным лингвистическим новообразованием, а выступает в роли специфической номинации образовательной реальности, иначе, чем это было принято раньше, организующей педагогический порядок» [18, с. 168].

В современной образовательной теории и практике присутствует и другая точка зрения на природу и функционал скрытого куррику-лума. В педагогических исследованиях, прежде всего, зарубежных авторов скрытый куррику-лум лишен как позитивной, так и негативной коннотаций. Данную позицию отчетливо подчеркивает И. С. Нечитайло: «Специфика скрытой учебной программы, ее действенная сила никак не связана с тем, какое именно знание (историческое, социологическое, философское и прочее) с ее помощью транслируется. Приемы, применяемые (сознательно или неосознанно) с целью скрытого программирования, универсальны» [14, с. 35].

Н. Паустович трактует скрытый курри-кулум как учебный план, противоположный формальному куррикулуму (в российской интерпретации - учебный план, образовательная программа, образовательный стандарт) [34, с. 134-135]. Р. Крофлич отмечает, что это обусловлено инертностью формальных (официальных) учебных планов, программ, стандартов, поскольку они очень медленно реагируют на социально-экономические изменения. С другой стороны, Р. Крофлич считает, что поскольку данные изменения касаются в большей степени воспитательного процесса, чем учебного, именно скрытый куррикулум обладает тем потенциалом, который реализует изменения, сложно поддающиеся планированию [33, с. 7].

Скрытый куррикулум - это вполне технологическое и методическое решение задач, выходящих за рамки формальных государственных стандартов, планов, программ. В качестве примера можно привести подход, используемый в современном российском школьном образовании в связи с развитием системы воспитания. На уровне содержания образования в структуру основной образовательной программы входит рабочая программа воспитания по уровням образования, также воспитательная деятельность прописывается в рабочих программах учебных

предметов, указывается воспитательный потенциал каждого урока. Данный подход представляет собой реализацию принципов системности и целостности педагогического процесса.

Другой пример применения скрытого куррикулума можно проследить на примере воспитания лидерских качеств у американских школьников и студентов в системе образования США (А. П. Гулов [4]). Фактически в данном случае скрытый куррикулум представляет собой учебный план, который содержит указание на реализацию тех или иных аспектов формируемого новообразования в структуре учебных предметов, содержание которых определено традиционным учебным планом. Особенностью данной версии скрытого куррикулума выступает четкая детализация и системность: в рамках какого предмета, при изучении какой темы должен быть озвучен аспект формируемого новообразования.

Не отрицая значимость и научную обоснованность философско-образовательной и социологической трактовки скрытого куррику-лума, более перспективным в технологическом и методическом плане применительно к проблеме настоящего исследования мы рассматриваем вторую трактовку. Поскольку система формирования профессионально значимых качеств будущих экономистов является сверхнормативной задачей (ФГОС ВО предполагает частичную реализацию данной задачи профессиональной подготовки), решение которой требует системности и длительного характера образовательного воздействия, наиболее эффективным механизмом в настоящей работе рассматривается именно скрытый куррикулум в его технологическом и методическом значении.

Понимание скрытого куррикулума как потенциально эффективного механизма продвижения определенного содержания образования совместно с содержанием, предписываемым учебными планами и образовательными программами, в разрезе педагогического исследования ведет к проблеме его идентификации.

Скрытый куррикулум в философско-об-разовательном и социально-образовательном значении трактуется как идеологическое содержание культурно-образовательной среды, активный социальный контекст.

В педагогическом значении скрытый куррикулум по формальным признакам может быть идентифицирован с носителем содержания образования наряду с образовательной программой, учебным планом, программой дисциплины и т.д. В данном значении скрытый куррикулум представляет собой формализацию содержания

образования, являющегося наслоением на основное содержание, регламентируемое государственными образовательными стандартами. Это содержание ни в коем случае не противоречит установкам, содержащихся в государственных документах. Оно имеет функцию расширения отдельных ракурсов содержания, как правило, относится к сфере воспитания или развития. Примеры наслоения дополнительного содержания можно проследить во многих авторских педагогических системах, артикулирующих воспитательную работу (например, школа «диалога культур» B. C. Библера, С. Ю. Курганова, модель «Русская школа», школа «живой культуры» В. Д. Шадрикова), социально-педагогическое партнерство (модели «Школа - координатор воспитательной деятельности социальных институтов», «Содружество школы и производства») и т.д.

Вместе с тем, трактовка скрытого курри-кулума как носителя содержания образования применительно к проблеме формирования профессионально значимых качеств будущих экономистов, как, впрочем, и относительно любой другой проблематики, представляется недостаточно. Поясним данную позицию. Носители содержания образования в современной российской системе образования, с одной стороны, являются предметом разработки, с другой стороны, предметом адаптации и реализации. Также носители содержания образования в отечественной системе образования на сегодняшний день обладают качествами иерархичности и соподчиненности. Это проявляется в существовании следующих иерархических цепочек: ФГОС ВО - ОПОП - учебный план - рабочая программа дисциплины (для высшего образования) и ФГОС НОО (ООО, СОО) - примерная ООП (ООП) - примерный учебный план (учебный план) - примерная рабочая программа предмета (рабочая программа дисциплины) (для общего образования). Фактически, на федеральном уровне компетентные органы выполняют функцию разработки содержания образования и контроля соответствия федеральным требования, на институциональном уровне реализуются функции разработки и адаптации (для высшего образования) и адаптации (для общего образования) федеральных требований к содержанию образования с последующей реализацией и контролем.

Поскольку скрытый куррикулум нацелен на решение дополнительных задач образования, содержание образования, формируемое в рамках скрытого куррикулума, не определяется федеральным уровнем, однако, в соответствие с

современным образовательным законодательством, не может ему противоречить, как в части ФЗ РФ «Об образовании», так и в части федеральных государственных образовательных стандартов. Кроме того, в рамках ФГОС ВО 3++, перечень профессиональных компетенций устанавливается образовательной организацией высшего образования самостоятельно, что открывает определенные возможности по форсированию и управлению содержанием и методикой высшего образования. Фактически, использование скрытого куррикулума предполагает исполнение на всех этапах функций разработки, адаптации, реализации и контроля содержания образования.

Также следует иметь ввиду, что при разработке, адаптации и реализации носителей содержания образования используются часто вполне конкретные технологии, точнее, данную мысль можно сформулировать иначе: применение конкретной педагогической технологии может отражаться в том числе на уровне содержания образования, в частности, на уровне носителей содержания образования. Например, Г. К. Селевко выделяет целую группу педагогических технологий, объединенных общим классификационным признаком: дидактическое усовершенствование и реконструирование материала [21]. К данным технологиям автор относит технологии поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, М. Б. Волович), модульного обучения (П. И. Третьяков, И. Б. Сениовский, М. А. Чошанов), интегральную образовательную технологию В. В. Гузеева, а также технологии интеграции содержания в учебных дисциплинах, концентрированного обучения. Отметим, что технология модульного обучения достаточно востребована в дидактике высшей школы.

В данном прочтении скрытый куррику-лум можно рассматривать как педагогическую технологию, ключевой сферой применения которой является дидактическое усовершенствование содержания образования. Область педагогических технологий в отечественной науке является достаточно проработанной как на теоретическом, так и на практическом уровнях. Вместе с тем, масштабность освоения данной сферы педагогического знания порождает многослой-ность трактовок и смыслов. В частности, это проявляется в том числе и в отношении идентификации педагогической технологии как категории. В самом общем виде педагогическую технологию трактуют как раздел педагогической науки, содержащий исследования специфических конструктов педагогического процесса (Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байдаков

[2]). Значительно чаще педагогическая технология интерпретируется как целенаправленное движение к запланированному результату, причем данное движение должно быть в той или иной степени алгоритмизировано, то есть алгоритм действий позволяет не только тиражировать успешные педагогические практики, но и обеспечивает устойчивость результата (Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина [17]). Наиболее распространенной трактовкой педагогической технологии является соотнесение ее с педагогической системой, как следствие, определение механизмов функционирования всех элементов данной системы. В данном случае речь идет о некой модели педагогического процесса (Г. К. Селевко [21], В. С. Кукушин [16], В. С. Зайцев [7, 8]).

С учетом вышеизложенного предлагаем идентифицировать скрытый куррикулум как педагогическую технологию, представляющую собой целенаправленную алгоритмизированную деятельность по преобразованию педагогического процесса посредством внесения изменений в педагогическую систему или в определенные ее компоненты. Ключевыми структурами скрытого куррикулума как педагогической технологии являются изменяемые компоненты педагогической системы и алгоритм деятельности как последовательность этапов. Рассмотри данные структуры.

Как уже было отмечено, скрытый курри-кулум представляет собой наслоение на существующее содержание образования. Тем самым определяется идентификация скрытого курри-кулума с группой педагогических технологий на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала (по классификации Г. К. Селевко).

Ранее было установлено противоречие социального заказа в виде требований рынка труда к качествам и профессиональной компетентности экономиста содержанию вузовского образования в части недостаточной проработанности проблемы формирования актуальных профессионально значимых качеств [11]. Тем самым фиксируется цель технологии скрытого куррикулума: формирование актуальных профессионально значимых качеств будущего экономиста.

Также были выявлены качества-отношения и качества-способности, составляющие основу профессионально значимых качеств будущего экономиста. Данные качества представляют собой и целевые установки, и планируемые результаты технологии скрытого куррикулума. Вместе с тем, конкретные профессионально значимые качества указывают на содер-

жание образования, которое в качестве ключевого элемента педагогической системы должно быть усовершенствовано в рамках технологии скрытого куррикулума. Преобразование содержания образования осуществляется на основе ряда принципов, которые в комплексе характеризуют концептуальные особенности технологии скрытого куррикулума.

Принцип масштабности предполагает, что технология скрытого куррикулума реализует определенное содержание образования во всем педагогическом процессе, охватывая аудиторную и самостоятельную деятельность по всем учебным дисциплинам, практику, воспитательную деятельность в вузе, научно-исследовательскую работу студентов. Данный принцип имеет как общеметодологическое, так и частно-методологическое значение. Общеметодологическое значение принципа масштабности проявляется в том, что скрытый куррикулум, соотносясь со смысловой нагрузкой учебного плана как носителя содержания образования, охватывает большинство дисциплин. В частнометодо-логическом значении масштабность внедрения содержания образования в рамках скрытого куррикулума объясняется специфичностью задачи формирования профессионально значимых качеств будущих экономистов.

Принцип интеграции требует не просто наслоения содержания образования, позволяющего формировать профессионально значимые качества будущего экономиста, на содержание учебной, воспитательной и научно-исследовательской деятельности студентов, а интеграции на предметно-содержательном уровне. Данная интеграция может быть обеспечена как за счет глубокой проработки предметного содержания дисциплин, так и за счет использования определенных методов обучения и воспитания.

Безусловно, деятельность по преобразованию содержания образования должна быть легитимной, то есть не противоречить установкам нормативного правового образовательного пространства Российской Федерации. Также легитимность преобразования содержания образования должна производиться с согласия всех участников образовательного процесса.

Скрытый куррикулум подразумевает гибкость образовательного конструкта, следовательно, конструируемое содержание образования должно быть управляемым. Данное качество обеспечивается, с одной стороны, высокой степенью вовлеченности профессорско-преподавательского состава в образовательную деятельность, с другой стороны, мониторинговыми и диагностическими процедурами, которые позволяют отследить изменения и на рынке труда,

и в образовательном процессе студентов - будущих экономистов.

Итак, компонент педагогической системы - содержание образования - в рамках технологии скрытого куррикулума приобретает качества масштабности, интегрируемости, ком-плементарности с так называемым основным содержание образования, легитимности и управляемости на уровне всех субъектов образовательного процесса.

Еще одним значимым элементом педагогической системы, изменение которого имеет методологическое значение для разработки и реализации технологии скрытого куррикулума, являются методы обучения и воспитания. Данный компонент должен отвечать также ряду требований.

Рассмотрим прежде всего требование контекстности. Как уже отмечалось выше, содержание образования в разрезе технологии скрытого куррикулума представляет собой активный социальный контекст. Для того, чтобы содержание образования трансформировалось в активный социальный контекст, требуется использование специфических методов и приемов. Наиболее близким по целевым ориентациям технологии скрытого куррикулума в данном отношении выступает теория и практика контекстного образования (А. А. Вербицкий [3], [20], Г. В. Каныгин [10], Е. Н. Сухоленцева [22] и др.). Контекстное образование использует комплекс игровых, ситуационных, проблемных методов обучения, которые, по мысли А. А. Вербицкого, могут обеспечить приобретение студентом профессионального опыта деятельности в трех моделях: семиотической, имитационной и социальной [3]. Основная задача, которую решает контекстное образование - это совмещение внутреннего и внешнего контекстов профессиональной деятельности.

Из принципа контекстности вытекает принцип субъектности деятельности. Субъект-ность подразумевает такой способ организации образовательной среды, при которой студент становится активным участником образовательной деятельности. Причем активность опять-таки должна быть реализована во всех трех моделях: семиотической, имитационной и социальной.

Семиотическая модель представляет собой систему знаний и представлений, связанных в данном случае с профессионально значимыми качествами: психические процессы, управляющие дисциплинированностью, объективностью, честностью личности, гибкостью мышления, эмоциями, саморазвитием и самообразованием, профессиональной мобильностью личности;

теории критического мышления, проектного управления, бережливого производства, коман-дообразования, клиентоориентированности и т.д. Активность студента как субъекта образовательной деятельности обеспечивается, как правило, использованием проблемных, задачных методов, метода анализа конкретных ситуаций, кейс-метода и др.

Имитационная модель выступает контекстом приобретения квазипрофессиональной (имитационной) деятельности. Фактически, применяемый в рамках имитационной модели обучения методический инструментарий позволяет «пережить» студенту в имитационном пространстве ситуации, связанные с проявлением тех или иных профессионально значимых качеств. Наиболее адекватны данным задачам игровые и ситуационные методы обучения.

Социальная модель позволяет студенту погрузиться в реальный профессиональный контекст деятельности. Основными инструментами реализации данной модели является производственная практика, стажировки, участие в совместных проектах с представителями сектора экономики. В ходе реализации практик целесообразно использовать различные формы наставничества.

Как отмечалось выше, признаком технологии является алгоритмизация образовательной деятельности. Технология скрытого курри-кулума представляет собой технологию усовершенствования содержания образования по пути трансформации его в активный социальный контекст [13]. Если рассмотреть скрытый куррику-лум как педагогический процесс, то в нем очевидно выделяются две составляющие деятельности: управление содержанием образования и реализация содержания образования в контексте образовательного процесса в вузе. В этом отношении алгоритмизация технологии скрытого куррикулума в большей степени представляет собой задействование контура управления, в меньшей - контура образования.

Изучив различные модели алгоритмизации образовательного процесса в рамках педагогических технологий, мы пришли к выводу, что наиболее оптимальным вариантом является модель, разработанная В. П. Беспалько [1]. На основании данной модели мы выделяем следующие этапы.

Контур управления содержанием образования - представляет собой этапизированную деятельность по разработке скрытого куррику-лума. Данный контур чрезвычайно важен в контексте решения основной цели - формирования профессионально значимых качеств будущих экономистов. Его значимость заключается в

том, что от реалистичности, актуальности и научной проработанности модели профессионально значимых качеств зависит жизнеспособность социального контекста, который планируется создать посредством технологии скрытого куррикулума. Контур управления содержанием образования включает в себя 4 этапа.

Этап 1. Анализ профессионально значимых качеств экономистов. На данном этапе необходимо провести мониторинг профессиональной деятельности экономиста в разрезе современных требований рынка труда. Источниками мониторинга выступают взаимодействие с работодателями, анализ научных публикаций, экспертный анализ. Результатом данного этапа можно рассматривать научно обоснованную матрицу профессионально значимых качеств будущего экономиста.

Этап 2. Анализ образовательного процесса. Сопоставительный анализ учебных планов, рабочих программ дисциплин, практик, планов работы кураторов, общественных объединений, планируемых НИРС позволяет выявить, насколько актуальные профессионально значимые качества будущих экономистов формируются в контексте существующего содержания образования. На данном этапе исследуются возможности учебной, научно-исследовательской и воспитательной деятельности студентов на предмет формирования профессионально значимых качеств будущих экономистов.

Этап 3. Диагностика готовности. На данном этапе выявляется готовность всех участников образовательного процесса - студентов и преподавателей - реализовывать содержание образования в рамках скрытого куррикулума.

Этап 4. Проектирование скрытого куррикулума. Данный этап в процессе реализации контура управления является ключевым и наиболее трудоемким, поскольку требует задействования и консолидации большого количества человеческих ресурсов. На этапе планирования разрабатывается скрытый куррикулум - документ, в котором отражаются все содержательные элементы, позволяющие сформировать профессионально значимые качества будущих экономистов, в разрезе учебных дисциплин, практик, воспитательной и научно-исследовательской деятельности. Скрытый куррикулум детализируется в содержании рабочих программ и планов работ. То есть, прописывается определенное содержание, которое может быть реализовано в рамках конкретной темы конкретной учебной дисциплины с предписываемым методом обучения.

Фактически, на этапе проектирования решаются последовательно следующие задачи.

Во-первых, разрабатывается содержание скрытого куррикулума и определяются методы и формы его реализации для включения в контекст учебного плана, учебных дисциплин, содержания научно-исследовательской и воспитательной деятельности. Во-вторых, преподавателями разрабатывается система заданий и материалов. В-третьих, разрабатывается диагностический инструментарий для оценки эффективности формирования профессионально значимых качеств.

Контур реализации содержания образования - это контур внедрения разработанного куррикулума в образовательный процесс. Он представлен 1 этапом.

Этап 5. Апробация. На данном этапе решаются задачи апробации технологии скрытого куррикулума и диагностики (входной, промежуточной и итоговой) сформированности профессионально значимых качеств будущих экономистов. Также на данном этапе может осуществляться корректировка скрытого куррикулума в части содержания и / иле методов обучения.

В этой связи в настоящем исследовании под скрытым куррикулумом понимается контекстная педагогическая технология, функционирование которой основано на погружении обучающихся в активный социальный контекст через систематическое внедрение в содержание образования определенного социально-воспитательного содержания, а также через форсированное использование определенного набора методов и средств организации образовательного процесса.

Таким образом, скрытый куррикулум позволяет на уровне содержания и методики решать дополнительные задачи образования, в частности, усилить образовательную деятельность по формированию профессионально значимых качеств будущих экономистов в разрезе быстроменяющихся требований к профессиональной деятельности специалистов на рынке труда. Скрытый куррикулум представляет собой некое наложение на образовательную деятельность, формализованную посредством образовательной программы и учебного плана. Скрытый куррикулум позволяет использовать в формате высшего образования ресурс учебной и воспитательной деятельности.

Как уже было отмечено, скрытый курри-кулум, с одной стороны, интегрируется в содержание образования, с другой стороны, определяет перечень методов и технологий, обеспечивающих движение содержания образования в образовательном процессе от обучающего к обучающемуся, с третий стороны, использует контекстные механизмы, такие как традиции

учебного заведения, дисциплинарные аспекты и прочее.

В разрезе рассматриваемой проблематики использование скрытого куррикулума представляется актуальным решением, поскольку профессионально значимые качества будущих экономистов, с одной стороны, детерминированы социально-экономическим контекстом, быстроменяющимся по своей ключевой характеристике, с другой стороны, отсутствием релевантного содержания в учебном плане и ФГОС ВО.

Реализация скрытого куррикулума по формированию профессионально значимых качеств будущих экономистов является, прежде всего, преобразованием образовательной деятельности. На инструментальном уровне скрытый куррикулум проектируется на уровне содержания и методики обучения студентов - будущих экономистов. На уровне содержания представляется эффективным формализация скрытого куррикулума посредством его разработки на основе существующего учебного плана и содержания учебных дисциплин. Содержание скрытого куррикулума как бы наслаивается на формализованное содержание. В то же время содержание срытого куррикулума может быть также формализовано через его разработку в качестве детализированного учебного плана, в котором конкретно указывается, в рамках какой темы какое содержание должно быть реализовано. Формализация скрытого куррикулума позволяет произвести таксономию его содержания согласно принципам системности и согласованности, избежав тем самым неправомерного перераспределения содержательных блоков.

Литература

1. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. - М., 1989. - 190 с.

2. Борытко, Н. М., Соловцова, И. А., Байдаков, А. М. Педагогические технологии / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байдаков. - Волгоград, 2006. - 59 с.

3. Вербицкий, А. А. Теория и технологии контекстного образования: учебное пособие / А. А. Вербицкий. - Москва: МПГУ, 2017. - 266 с.

4. Гулов, А. П. Нравственное воспитание школьников в системе образования США / А. П. Гулов // Интерактивный научно-методический журнал «Сообщество учителей английского языка». - 2014. - № 5. - Режим доступа: http://tea4er.ru/home/volume5/3554-2014-03-31-16-01-05 (дата обращения: 09.03.2022)

5. Джекон, Ф. Жизнь в классе / Ф. Джексон; пер. с англ. Р. Устьянцева, Т. Соколовой; под науч. ред. А. Сидоркина, Т. Соколовой. - Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. - 248 с.

6. Заир-Бек, Е. С., Кондракова, И. Э. Методология построения научных исследований для выявления воздействий социокультурной модернизации образования на изменения в школьной практике / Е. С. Заир-Бек, И. Э. Кондракова // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2014. - № 2. - С. 18-25.

7. Зайцев, В. С. Современные педагогические технологии: учебное пособие / В. С. Зайцев. - В 2-х книгах.

- Книга 1. - Челябинск, ЧГПУ, 2012. - 424 с.

8. Зайцев, В. С. Современные педагогические технологии: учебное пособие / В. С. Зайцев. - В 2-х книгах.

- Книга 2. - Челябинск, ЧГПУ, 2012. - 496 с.

9. Калашников, В. Г. Явные и скрытые контексты образования в образовательной среде / В. Г. Калашников // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2015. - Т. 12. - № 1. - С. 90-104.

10. Каныгин, Г. В. Контекстно-ориентированный подход к построению теории / Г. В. Каныгин. -Санкт-Петербург: Норма, 2006. - 266 с.

11. Мишина, С. В. Исследование содержания и структуры профессионально значимых качеств будущих экономистов / С. В. Мишина // Вестник Нижневартовского государственного университета. - 2019

- № 4. - С. 122-129.

12. Мишина, С. В. Скрытый куррикулум как образовательная технология высшей школы (на примере профессиональной подготовки будущих экономистов) / С. В. Мишина // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2019 - № 4 (38). - С. 614-622.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Мишина, С. В. Формирование профессионально значимых качеств будущих экономистов посредством скрытого куррикулума / С. В. Мишина // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2019 - № 4 (84). - С. 253-257.

14. Нечитайло, И. С. Исследование приемов реализации скрытой учебной программы с использованием метода «экспериментальной лекции» / И. С. Нечи-тайло // Науковi пращ. Соцюлопя. - 2015. - Випуск 246. - Том 258. - С. 31-37.

15. Овчаренко, Е. В. Концепция школьного куррику-лума: у истоков теории и практики / Е. В. Овчаренко // Сощум. Наука. Культура. - 24-26 ачня 2011 р. -Режим доступа: http://intkonf.org/ovcharenko-ov-kontseptsiya-shkolnogo-kurrikuluma-u-istokov-teorii-i-praktiki/ (дата обращения: 17.04.2018).

16. Педагогические технологии / под общей редакцией В. С. Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ»: -Ростов н/Д: «МарТ», 2006. - 334 с.

17. Полат, Е. С., Бухаркина, М. Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - М., 2009.

- 268 с.

18. Полонников, А. А. «Hidden curriculum» и продуктивность образования / А. А. Полонников // Вестник Томского государственного университета. - 2012. -№ 6. - С. 165-169.

19. Полонников, А. А. «Скрытая программа» как предмет образовательных исследований и практик / А. А. Полонников // Relga. Научно-культурологический журнал. - 01.04.2011 - №6 (224). - Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ7W ebobjects/tgu-

www.woa/wa/Main?textid=2875 (дата обращения: 25.07.2022).

20. Психология и педагогика контекстного образования: коллективная монография / А. А. Вербицкий, Е. Г. Трунова, В. Г. Калашников и др.; под науч. ред. А. А. Вербицкого. - Москва: Нестор-История; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2018. - 413 с.

21. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

22. Сухоленцева, Е. Н. Технологии активного обучения (контекстный подход): учебно-методическое пособие / Е. Н. Сухоленцева. - Орел: ФГБОУ ВО «Орловский гос. ун-т им. И. С. Тургенева», 2016. - 160 с.

23. Топоркова, О. В. Понятие «куррикулум» в системе британского дополнительного образования / О. В. Топоркова // Известия Волг. ГТУ. - 2008. - № 5. - Т. 5. - С. 95-97.

24. Тубельский, А. Н. Уклад школьной жизни - скрытое содержание образования / А. Н. Тубельский // Вопросы образования. - 2007. - № 4. - С. 177-180.

25. Янг, М. Возвышение меритократии / М. Янг // Утопия и утопическое мышление. - Москва: Прогресс, 1991. - С. 317-346.

26. Ярская-Смирнова, Е. Р. Скрытый учебный план как традиция социологических исследований /

E. Р. Ярская-Смирнова // Меняющаяся молодежь в меняющемся мире: невидимая повседневность / Под ред. Е. Омельченко, Н. Гончаровой. - Ульяновск: Изд-во Ульяновского государственного университета, 2006. - C. 195-204.

27. Apple, M. W. Ideology and Curriculum / M. W. Apple. - New York and London: Psychology Press, 1990. -203 p.

28. Bernstein, B. B. Pedagogy, Symbolic Control, and Identity: Theory, Research, Critique / B. B. Bernstein. -Rowman & Littlefield, 2000. - 229 p.

29. Bobbitt, F. The Curriculum / F. Bobbitt. - Boston: Houghton Mifflin, 1918. - 48 p.

30. Bourdieu, P. Homo academicus / P. Bourdieu. -Paris: Minuit, 1984. - 302 p.

31. Cox, C. Cecilia Braslavsky and the Curriculum / C. Cox // Prospects. - December 2005. - Volume 35, Issue 4. - Pp. 415-427.

32. Douglas, J. The Sociology of Deviance / J. Douglas,

F. Waksler. - Boston: Allyn and Bacon, 1982. - 632 p.

33. Krofic, R. Teorijski pristupi planiranju i obnovi ku-rikuluma / R. Krofic. - Ljubljana: Centar za razvoj uni-verziteta, 1992. - 228 с.

34. Pastuovic, N. Edukologija / N. Pastuovic. - Zagreb: Znamen, 1999. - 600 с.

35. Smith, M. K. Curriculum theory and practice / M. K. Smith // Infed. - 1996, 2000. - Access mode: http://www.infed.org/biblio/b-curric.htm/ (date of the application: 18.05.2022).

36. Tyler, R. W. Basic Principles of Curriculum and Instruction / R. W. Tyler. - Chicago: University of Chicago Press, 1949. - 128 p.

37. Jелиh, М., ЗориЬ, В. Савремене концепцще кури-кулума предшколског васпитааа у Црно] Гори / М. Jелиh, В. Зориh // Иновацще у настави. - 2017 -XXX, №4. - С. 14-34. - doi: 10.5937/ino-vacije1704014J.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.