Научная статья на тему 'Конструирование образовательной реальности: куррикулярные реформы в странах постсоветского пространства'

Конструирование образовательной реальности: куррикулярные реформы в странах постсоветского пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
353
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / INTERDISCIPLINARY APPROACH / КОНСТРУКТИВИЗМ / CONSTRUCTIVISM / ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА КУРРИКУЛУМА / THEORY AND PRACTICE OF THE CURRICULUM / ПРИЁМЫ И СПОСОБЫ ВЕРИФИКАЦИИ / METHODS AND METHODS OF VERIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долгая Оксана Игоревна, Тагунова Ирина Августовна, Шапошникова Татьяна Дмитриевна

В статье куррикулярные реформы рассматриваются как опыт конструирования образовательной реальности в нашей стране и в странах постсоветского пространства. Авторы представляют исследование проблемы с позиций существующих в образовании теорий куррикулума, в формате междисциплинарной системы знаний, формирования практических умений и компетенций учащихся. В статье приводятся примеры современных концепций и теорий куррикулумов, их основных моделей, анализируется практика создания и реализации национальных куррикулумов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DESIGN OF THE EDUCATIONAL REALITY: CURRICULAR REFORM IN POSTSOVIET COUNTRIES

The article considers the curricular reforms as the experience of constructing the educational reality in our country and in the post-Soviet countries. The authors present the study of the problem from the standpoint of existing in education theories of curriculum, in the format of an interdisciplinary system of knowledge, the formation of practical skills and competencies of students. The article provides examples of modern concepts and theories of curriculum, their basic models, analyzes the practice of creation and implementation of national curriculum.

Текст научной работы на тему «Конструирование образовательной реальности: куррикулярные реформы в странах постсоветского пространства»

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ: КУРРИКУЛЯРНЫЕ РЕФОРМЫ В СТРАНАХ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА1

Долгая Оксана Игоревна,

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», Москва, e-mail: dolgaya@yandex.ru

Тагунова Ирина Августовна,

доктор педагогических наук, доцент, руководитель Центра педагогической компаративистики ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», e-mail: tagunovair@mail.ru

Шапошникова Татьяна Дмитриевна,

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», e-mail: tatianashap@inbox.ru

В СТАТЬЕ КУРРИКУЛЯРНЫЕ РЕФОРМЫ РАССМАТРИВАЮТСЯ КАК ОПЫТ КОНСТРУИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В НАШЕЙ СТРАНЕ И В СТРАНАХ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА. АВТОРЫ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ С ПОЗИЦИЙ СУЩЕСТВУЮЩИХ В ОБРАЗОВАНИИ ТЕОРИЙ КУРРИКУЛУМА, В ФОРМАТЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ, ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ. В СТАТЬЕ ПРИВОДЯТСЯ ПРИМЕРЫ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ И ТЕОРИЙ КУР-РИКУЛУМОВ, ИХ ОСНОВНЫХ МОДЕЛЕЙ, АНАЛИЗИРУЕТСЯ ПРАКТИКА СОЗДАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУРРИКУЛУМОВ.

• образование • междисциплинарный подход • конструктивизм • теория и практика курри-кулума • приёмы и способы верификации

Сегодня, в условиях быстро меняющегося мира, образование выступает тем социальным институтом общества, который призван обеспечивать наиболее безболезненную адаптацию личности к различного рода изменениям. При этом и само образование подвергается реформированию, стараясь гибко реагировать на риски и вызовы современности. Реформы образования, обновление его содержания, методов и структур осуществляются тогда, когда они не соответствуют новым социальным запросам общества, отстают от глобальных тенденций становления информационного, постиндустриального общества в условиях постоянных культурных, политических и технологических перемен. Особый вы-

1 Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017-1019 годы (номер проекта № 27.8520.2018/БЧ).

зов в современных условиях составляет поиск баланса между необходимостью быстро и одновременно реагировать на локальные и глобальные изменения, такой образовательной модели, которая позволяет эффективно решать возникающие проблемы и может быть взята за основу реформирования образования. К одной из таких моделей относится конструктивизм, идеи использования которого в образовании до сих пор вызывают неоднозначное отношение к ним и дискуссию в научном мире (М. Мэтьюз, Т. Даффи, Д. Йохансен, Дж. Канселаар, К. Герген, С. Роулендс, Р. Карсон). Для сторонников конструктивизма он представляет собой стройную систему мировоззренческих и образовательных идей; важнейшая среди них заключается в том, что процесс обучения воспринимается как конструирование мира с опорой на эмпирический опыт участ-

Ношщ.......шиш,.......mm

ников учебного процесса, в котором обучать следует при активном взаимодействии учителей и учеников, преподавать, используя интерсубъективный диалог взрослого и ребёнка (П. Бергер, Т. Лукман, К. Джерджен) [1, 2].

Отечественные учёные, рассуждающие о конструктивизме как педагогической модели и его влиянии на образование и развитие общества в целом (Н. Бабич, О.Е. Басканский, Е.Г. Виноградов, О.Ю. Гла-дилина, Н.Н. Плужникова, С.А. Цоколов, М.В. Фаликман и др.), также считают, что в процессе обучения при конструктивизме формируется новая образовательная среда, учащиеся создают свою собственную модель мира, которую они обязательно должны попытаться объяснить [3; 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10]. Целью педагога является предоставление обучающимся возможности использовать и развивать собственный опыт в построении ими своих картин мира [11, с. 4]. В целом конструктивизм в итоге работает на изменение окружающей действительности, образование влияет на развитие общества, создавая новую образовательную реальность, среду.

Не случайно ведущие идеи конструктивизма, или социального конструкционизма, по мнению российского учёного А.Г. Асмоло-ва, легли в основу реформирования отечественного образования - на них опирались при выдвижении и разработке целого ряда идеологических конструктов, оказавших определённое влияние на развитие отечественной системы образования [12]. Применение педагогической парадигмы конструктивизма при конструировании новой образовательной среды характерно и для реформ, проводимых в странах постсоветского пространства. Примером могут служить куррикулярные реформы в Молдове, Украине, Азербайджане и других странах.

Как отмечают учёные, идеи куррикулума, куррикулярных реформ, куррикулярной дидактики далеко не новы (впервые о научном подходе в разработке куррикулумной теории в 1902 году написал Джон Дьют), но они до сих пор являются предметом научного дискурса и споров. Даже в определении куррикулума не существует единой точки зрения, единого мнения о том, что под ним

точно подразумевается: всё или почти всё, что связано с процедурой обучения и становления личности человека в процессе обучения (Е.В. Овчаренко, И.С. Нечитайло, С.А. Смирнов). Трактовку термину давали многие учёные (Дж. Дьюи, Ф. Боббит, С. Браславски, В. Келли, Дж. Керр, К. Ко-риблес, Х. Меллер, З. Робинсон, Л. Стенха-ус, Р.У. Тейлор, К. Фрей и др.). Важной нам представляется точка зрения американских учёных Ф. Боббита и Р.У. Тейлора, которые указывали, что центральная теория куррикулума проста: человеческая жизнь, во всём её разнообразии, состоит в осуществлении разнообразной и специфической деятельности. Образование, подготавливающее к жизни, должно готовить соответственно и для всех этих видов деятельности. Несмотря на их многочисленность и многообразие, они, тем не менее, могут быть обнаружены. Важно, чтобы знания, которые ученик получил в ходе образования, были релевантны тем способам деятельности, которые поджидают молодого человека на выходе из школы, когда он вступает в мир действий и поступков. Они могут быть представлены способностями, отношениями, привычками, оценками и формами знания, которые нужны человеку. Они и будут главными целями и задачами куррикулума [13, p. 42]. (Перевод наш. — О.Д., И.Т., Т.Ш.)

Тейлор в своей книге «Основные принципы куррикулума» (1949) теоретически обосновал идеи куррикулярной дидактики, раскрыл алгоритм подготовки педагогов к разработке и созданию куррикулума и инструктажу обучающихся в процессе его внедрения. В своей теории куррикулума Тейлора выделял четыре фундаментальных конструкта: 1) образовательные цели, к которым должна стремиться школа; 2) выбор образовательного опыта для их достижения; 3) организация образовательной деятельности по эффективному достижению целей; 4) определение конченых результатов в достижении целей [14, p. 111] (Перевод наш. — О.Д., И.Т., Т.Ш.)

Для измерения результатов в тейлоровской теории куррикулума выделены поведенческие задачи, которые дают ясное понимание результата, при этом процедура формулировки этих задач представлена в виде определённых последовательных шагов - эта-

пов: 1) диагностика потребности; 2) формулировка задачи; 3) выделение содержания; 4) организация содержания; 5) выбор обучающих упражнений; 6) организация их реализации и 7) определение способов оценивания и путей осуществления контроля за результатами. Преимущество такого подхода, основанного Тейлором на аналогии с трудовой деятельностью, делимой на трудовые операции и учитывающей все элементы для её эффективного осуществления, заключалось, по мнению специалистов, в том, что при нём обеспечивалось исследование и детализация всех факторов, значимых для достижения целей. Конкретные примеры такого подхода нашли отражение в большинстве учебных программ-тренажёров, в которых все виды работ, специфические задачи были проанализированы, разбиты на составные элементы и вошли в перечень компетенций, необходимых для их выполнения [15]. Особое внимание в современных теориях куррикулума уделяется социальному контексту образования, который получил название «скрытый куррикулум», - тому, что может не быть отражено в официальных документах школы (официальная документация учебного учреждения), но воплощено в многообразии взаимодействия всех участников учебного процесса, системах ценностей, отношениях, традициях и привычках - в том образе жизни учебного заведения, его укладе, который оказывает огромное влияние на формирование личности (М.К. Смитт) [16].

Учёные отмечают, что сегодня куррикулум воспринимается в трёх основных значениях: пространство исследования, система организации учебного процесса, дидактический официальный директивный документ, определяющий деятельность современного образовательного учреждения или системы образования в целом. Куррикулум подразумевает обязательное непрерывное эмпирическое исследование и такую же непрерывную рационализацию учебного процесса: планирование учения и обучения; разработку общих и частных целей; оптимизацию процесса обучения Е.В. Овчаренко, И.С. Не-читайло) [17]. В нём обучение - это субъективный процесс, в котором материал каждого отдельного предмета призван последовательно развивать не только способности и учения обучающихся, но и способствовать овладению ими способами

поведения и деятельности. При этом важным выступает научно обоснованная точная и конкретная координация всех элементов куррикулума (учебные цели, учебный материал, методы, средства, проверка знаний). Серьёзное значение в куррикулуме придаётся такой организации учебного процесса, в которой существует пространство и среда для формирования ценностей, просматриваемых через систему ценностных суждений обучающихся, и расширения социального контекста обучения. Постановка такой цели требует точной и конкретной разработки шкалы способностей и умений на основе научно обоснованной координации всех элементов куррикулума. Помимо этого, куррикулум предполагает также такую организацию учебного процесса, которая оставляла бы место для формирования ценностных суждений личности и расширения социального контекста обучения.

Стратегически связанные важнейшие компоненты куррикулума (цели образования, задачи, содержание образования, результаты и т.д.), увязанные друг с другом, построенные «по одной черте», - требование современного этапа развития теории. В результате должна получиться единая сетевая структура.

В документах Международного бюро по образованию ЮНЕСКО отмечается, что сегодня термин «куррикулум» в образовании фактически используется для обозначения существующего договора между обществом, государством и специалистами в области образования по курсу обучения обучающихся [18].

На современном этапе своего развития куррикулум основывается на компетентност-ном подходе к структурированию: при таком подходе он определяется учёными как «спланированный и управляемый учебный опыт и заранее определённые учебные достижения, сформулированные в формате систематической реконструкции знаний и опыта в рамках школьного обучения с целью постоянного развития у учащихся личностной и социальной компетенции (Даниэль Таннер) [19].

К основным принципам отбора содержания, закладываемым в современные курри-

Ношщ.......мшу,.......\\жт

кулумы, относятся такие как: проблемный подход, реализовывающийся в формате междисциплинарной системы знаний, формирование практических умений в противовес устоявшимся традициям, трансляция знаний при помощи упражнений, объединение обучения с игровой и проектной деятельностью. Исследования румынских и молдавских учёных акцентируют процессуальный аспект современного куррикулума. Так, В. Гуцу и А. Кришан в работе «Проектирование базового куррикулума. Методическое пособие» (2004) подчёркивают, что в широком процессуальном смысле курри-кулум является «...комплексом дидактических ситуаций и техник учения, включая способы организации учебной деятельности» [20, с. 157].

Указанная процессуальная четырёхкомпо-нентная модель куррикулума (цели, задачи, содержание, результаты) характеризует теорию и практику образования практически во всех странах ЕС и служит ориентиром для разрабатываемых документов Национальных куррикулумов в странах бывшего Союза. Так, современная теория куррикулума в Молдове, Украине, Азербайджане, странах Балтии базируется на классической модели, которая состоит из четырёх «куррикулум-элементов»: учебных целей, учебного материала, методов и средств передачи учебного материала и оценки уровня усвоения знаний; в документах выделяется также базовый элемент куррикулума; современная концепция кур-рикулума является целеориентированной, при этом она чётко определяет результаты обучения в формате компетенций и содержит положения о непрерывном оценивании усвоения куррикулярного содержания, которое включает всё разнообразие современных оценочных технологий; рассматривает его как форму общественного договора. Сегодня куррикулум, по мнению учёных, - это специальный документ, охватывающий содержание ещё и различных деятельностей в области образования. Поскольку в условиях глобализации куррикулум начинает рассматриваться как инструмент подготовки молодёжи к жизни и работе в индустриальном обществе, важным провозглашается установление соотношения учебной деятельности с запросами рынка труда, а не только с трансляцией

культуры через традиционные учебные предметы [21, 22, 23, 24, 25].

В современные документы куррикулумов большинства стран постсоветского пространства включается и компонент воспитания (концепции духовно-нравственного развития личности, предметная область «Духовно-нравственная культура народов России», «Основы религиозных культур и светской этики» - Россия, курсы изучения религии и этики - страны Прибалтики, Казахстан, Украина, Беларусь, курс «Культура добрососедства» - куррикулум по межкультурному раннему воспитанию детей - Республика Молдова). Так, например, куррикулум по межкультурному раннему воспитанию детей на факультативах реализуется в рамках проекта «Межкультурное образование на обоих берегах Днестра» при содействии Программы «Поддержка мер по укреплению доверия», финансируемой Европейским союзом и Программой развития ООН (ПРООН). Софинансистами её выступают Шведское общество мира и арбитража, Восточно-Европейская Сеть GP - РАС, Информационно-исследовательский центр «Интеграция и развитие». При разработке куррикулума по межкультурному образованию «Культура добрососедства» в Молдавии, рассчитанного на детей дошкольного возраста (детские сады), использовалась и Региональная Программа и методические рекомендации по межкультурному образованию детей дошкольного возраста Крыма «Крымский веночек». Формирование культуры межэтнического общения, воспитание гражданина мира и гражданина своей страны, толерантного, уважительно относящегося к иным культурам, стремящегося к диалогу - задачи, актуальные для большинства стран мира. В разных странах к их решению подходят по-разному, выбор подхода зависит от конкретных исторических и социально-политических условий, систем ценностей, принятых в обществе. Для Молдавии, как полиэтнического государства, важным является межкультурное образование, формирование у детей во время учебно-воспитательного процесса толерантного поведения и поликультурной компетентности - интегративного качества личности ребёнка (система поликультурных знаний, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, качеств, опыта, социальных норм

и правил поведения), необходимого для жизнедеятельности в современном обществе, проявляющегося в доброжелательном отношении к любой культуре и её носителям и выступающего наиболее эффективным средством снятия напряжённости в обществе, предупреждения нетерпимости как этнической, так и религиозной. Таким образом, знакомство с национальной культурой республики начинается с раннего возраста - в большинстве детских садов Молдовы существуют группы с обучением/ воспитанием детей на русском, украинском, болгарском, гагаузском языках, на иврите. В содержание учебно-воспитательной работы изучаемых курсов вводится этнокульту-роведческий материал. С учётом возраста младших детей, их эмоциональных особенностей педагогами предлагаются для изучения те произведения, в которых говорится о мирном сосуществовании разных народов, национальностей, этносов, дружбе представителей разных культур. Образ мира как целостного, единого конструкта, включающего в себя многогранные формы существования разных культур, языков, идей, взглядов, формирует в сознании младших детей понимание важности и значимости каждой культуры для целого миропорядка, воспитывает в детях такие человеческие качества, как толерантность и уважение к иным культурам, взглядам, что, в свою очередь, обусловливает и рост приоритета общечеловеческих ценностей, и осознание себя гражданином своей страны. Приобщение к ценностям мировой культуры посредством национальной способствует формированию у детей способности жить и работать не только в своём национальном государстве, но и в любом другом.

Вот как сформулированы цель и задачи курса: цель - воспитание у детей уважения к родителям, знание культурной самобытности их жизни, языка и национальных ценностей страны проживания и страны происхождения; уважительное отношение к другим культурам, отличным от той, к которой они принадлежат по происхождению; подготовка детей к жизни в демократическом обществе в мире и добрососедстве со всеми людьми, проживающими в Республике Молдова. Эта цель созвучна содержанию и идеям, заложенным в международных и молдавских законодательных документах о

правах ребёнка и об образовании, Концепции приоритетных направлений воспитательной работы в государственных учебных заведениях страны.

Задачами курса являются:

1. Знакомство с основами духовной культуры, морально-этическим отношением: к семье, родному дому, городу (селу, посёлку), родине; к природе родного края; к языку, истории и культурному наследию своего народа и людей страны.

2. Формирование у детей чувства сострадания, заботливого и внимательного отношения к окружающему миру, родным и близким людям, к друзьям и сверстникам, среди которых есть много представителей различных национальностей и религий, к окружающим их людям, к тем, кто о них заботится в детском саду, дома, к тем, кто сам нуждается в их заботе и помощи.

3. Воспитание уважительного отношения к результатам их труда людей, к родной земле, государственной символике и этническим символам, традициям страны, к государственным и религиозным праздникам.

4. Воспитание уважительного отношения не только к своей национальности, но и уважения, симпатии, добрых чувств к людям других национальностей, а также толерантности и чувства собственного достоинства.

5. Знакомство с особенностями языка и быта, нормами поведения и с традициями всех народностей, которые проживают в республике, с семейными и религиозными обычаями, традициями гостеприимства и добрососедства.

6. Знакомство с этикой межнационального общения, с основами диалогового общения.

7. Формирование гражданственности, патриотизма и национальной гордости.

8. Пробуждение интереса к краеведению и изучению народных традиций.

Итак, на что следует обратить внимание, рассматривая примеры куррикулярных реформ в сфере образования стран постсоветского пространства как основы для конструирования новой образовательной реальности? Если внимательно проанали-

Ношщ.......мшу,.......\\жт

зировать нормативные документы, касающиеся образования, в них можно отметить все вышеперечисленные нами особенности и структурные компоненты куррикулумов (куррикулум как документ/договор между обществом, государством и специалистами в области образования по курсу обучения и самими обучающимися и их родителями, расширение социального контекста обучения, учёт соотношения учебной деятельности и запросов рынка труда, наличие воспитательного компонента, комплекс методов и технологий и др.).

Важнейшим направлением в национальных куррикулумах является реформирование содержания образования. Прежде всего, общим для всех стран выступает изменение целей и задач образования - переориентация на приоритетное развитие личности, на удовлетворение её интересов и возможностей, на гибкую систему образования, позволяющую реализовать способности каждой личности, на внедрение в содержание и технологии образовательного процесса общечеловеческих ценностей. В основу образования во всех странах постсоветского пространства положены принципы гуманизации, гуманитаризации, деидеологиза-ции, дифференциации, что соответствует общемировым тенденциям. Также общей чертой для образования во всех бывших республик Союза стали задачи воспитания в духе национальных и общечеловеческих ценностей.

Во многих странах, например на Украине, в Кыргызстане, Грузии, Армении и др., подчёркивается светский характер образования и его независимость от политических партий и движений, кроме Армянской Республики, единственной из всех постсоветских стран, в законе об образовании которой упоминается, что в образование молодёжи свой вклад вносит Армянская Церковь [26]. В других республиках, напротив, уделяется внимание идеологическим ориентирам, например в Белоруссии; практически везде в той или иной мере в образовании присутствует сегодня религиозный компонент, чаще всего - в культурологическом контексте, в плане использования его как потенциального для снятия напряжённости в обществе, формирования доверия и согласия между этническими, националь-

ными, религиозными общностями (Россия, Украина, страны Прибалтики, Таджикистан), профилактики терроризма и экстремизма (Казахстан).

В Рамочном национальном куррикулуме общего среднего образования Кыргызской Республики, принятом в 2010 году, цель образования определена как «готовность личности к гражданской и профессиональной деятельности, обеспечивающей личное и общественное благополучие в многообразном меняющемся мире» [27]. Цель школьного образования Кыргызской Республики определена исходя из потребностей личности и современного общества, с учётом тенденций развития мировых образовательных систем. В стратегических документах, определяющих развитие Кыргызской Республики в сфере образования, заявлено создание саморазвивающейся, эффективной системы образования, которая будет способствовать экономическому подъёму страны, совершенствованию человеческих ресурсов, подготовке самодостаточного, продуктивного члена общества. Исходя из цели образования, в Рамочном национальном куррикулуме сформулированы задачи образования: создание условий для развития у учащихся самостоятельности, инициативности и способности к самоорганизации, умения брать на себя ответственность за свои поступки и свою жизнь; социализация посредством формирования высокого уровня гражданской культуры, толерантности, умения отстаивать свои права; формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы; формирование навыков ориентации и работы в открытом информационно-образовательном пространстве; освоение фундаментального опыта, накопленного человечеством; предоставление равных прав на получение образования каждому ребёнку вне зависимости от социального, религиозного и т.д. положения. Развитие инклюзивного образования [27].

Лаконично звучит цель образования Туркменистана: «общее среднее образование должно обеспечивать глубокое освоение общих базовых знаний, развитие умственных и творческих способностей, а также надлежащий уровень культуры и физиче-

ской подготовки» [28]. Цели образования Республики Таджикистан не были прописаны в Законе об образовании 2004 г. Однако из принципов, на которых строится образовательная государственная политика, можно сделать вывод о том, что целью образования в Республике Таджикистан является свободное развитие личности, у которой сформированы любовь к родине, к семье, к окружающей среде; воспитанной в духе национальных и общечеловеческих ценностей. В законе «Об образовании» 2013 года цель общего образования уже прописана: «Общее образование в Республике Таджикистан организуется для получения общих сведений о природе, обществе, национальных и общечеловеческих культурно-исторических ценностях» [29].

В законе «Об образовании» Республики Армения (1999г., ред. 2004г.) цель всеобщего образования - создание благоприятных условий для проявления гражданами своих интеллектуальных, духовных и физических способностей, их воспитания и развития.

Основными задачами всеобщего образования являются:

1) освоение обучающимися фундаментальных знаний о природе, обществе, технике, производстве и экологии, создание необходимых условий для их самообразования и саморазвития в системе непрерывного образования;

2) формирование личности и гражданина, приобщённого к общечеловеческим и национальным ценностям, носителя национально-культурного и морально-психологического наследия с активной гражданской позицией;

3) реализация комплексной программы военно-патриотического воспитания и начальной военной подготовки обучающихся [26]. Одной из задач образования в Армении, так же как и в Белоруссии, является военно-патриотическое воспитание и начальная военная подготовка - их нет в задачах образования в других постсоветских странах.

Обновление содержания образования является сутью реформы образования. Усилия правительств многих стран направлены на реформу и качественное обновление

общего среднего образования, что особенно важно для формирования нового поколения работающих людей, которые смогут адаптироваться и реализовываться в условиях быстрых изменений во всех сферах жизни современного общества. Содержание образования должно реагировать на быстрые социальные изменения с целью оснащения учащихся навыками справляться с вызовами, а также вносить вклад в дальнейшее развитие общества. Цель обновления содержания образования может выступать как процесс социальной адаптации или ответ на изменения, происходящие в самой системе образования и в обществе в целом.

Анализ процессов реформирования содержания образования на постсоветском пространстве позволяет выявить общие и отличительные тенденции в этом процессе. Так, к общим тенденциям можно отнести разработку государственных образовательных стандартов, что, несомненно, связано с возникшим во всех этих странах пониманием необходимости ограничения предоставляемых школой знаний. В условиях формирующегося в большинстве стран информационного общества, развития экономики, базирующейся на знаниях, накопления огромного массива различного рода информации, овладение которой требует выработки умения её искать и отбирать, определять её ценность, требует внесения существенных корректив в отбор и структурирование содержания школьного образования. Возникла реальная необходимость определить общественно значимое содержание образования - стандарт, который гарантируется государством. Упор делается на реформирование содержания образования, суть которого состоит в переходе от количества информации к её качеству, от школы, где доминировало запоминание, к обучению, направленному на приоритетное развитие мышления. Кроме того, важной общей чертой при разработке стандартов в образовании стала ориентация на результаты обучения, формирование различного вида компетенций у учащихся. Основными задачами государственных образовательных стандартов являются: обеспечение качества образования через организацию процесса обучения, основанного на нормах, строго определяющих каждую ступень обучения;

Ношщ.......мшу,.......\\жт

обеспечение возможности оценки качества образования и уровня подготовки педагогов; обеспечение единого образовательного пространства в стране и таким образом увеличения возможности для дальнейшего образования.

Основными принципами образовательных стандартов выступают: разгрузка содержания образования, создание условий для дифференцированного обучения, соответствующего местным запросам; обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании для субъектов образовательного процесса при соблюдение баланса между центральными и местными органами власти в обеспечении качества образования; обеспечение целостности образовательной практики на основе единства педагогического образования, обучающих материалов и практики оценивания [30].

Наличие стандартов в общеобразовательных учреждениях должно гарантировать выпускникам школ необходимый уровень (минимум) знаний, который обеспечит им возможность дальнейшего образования и работы. Однако любая система, в основу которой кладутся стандарты, должна давать и пространство для различных педагогических подходов, программ, путей достижения результатов, а также методов организации и управления школой. Процесс разработки, обсуждение и внедрение государственных образовательных стандартов в постсоветских странах находится на разном уровне, имея при этом ряд похожих черт. Во всех странах представлены государственные стандарты образования, на основе которых затем осуществляется разработка образовательных программ или национальных куррикулумов (Молдова, Казахстан, Кыргызстан, Азербайджан).

Реформирование содержания образования нашло отражение в изменении учебных планов и образовательных программ, что также явилось общей чертой для всех постсоветских стран. Современный учебный план во всех рассматриваемых странах состоит из государственного компонента, включающего языки (государственный, иностранные), математику, естественные и общественные дисциплины, информатику; регионального компонента, предназначенного для различ-

ных этнических и языковых групп (что особенно важно в многонациональных странах): национальные языки и литературу, историю, географию; школьного компонента, включающего как обязательные школьные предметы, так и дополнительные предметы, которые учреждение образования определяет самостоятельно. Школы разрабатывают, и утверждают содержание образования в соответствии с национальными и местными особенностями и потребностями, также учитывая требования и нужды учащихся и школьные возможности для мониторинга и оценки. Изменилась и структура учебного плана: теперь он содержит инвариантную и вариативную часть, что даёт возможность дифференцировать обучение на уровне школы. Учебный план является основным структурным компонентом программы, отражающим содержание определённого уровня образования. Учебный план определяет перечень конкретных предметов и учитывает уровень образования по классам. Он является общим конструктом содержания.

Например, вот как выглядели учебные планы в Республике Беларусь на начало реформ (2002-2003 г.) - они подразделялись на:

• типовой учебный план общего среднего образования, является техническим нормативным правовым актом и состоит из типовых учебных планов учреждений общего среднего образования каждого вида, каждый из которых включает в себя перечень обязательных для изучения учебных предметов и количество учебных часов для их изучения, количество учебных часов на проведение факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий и консультаций, обязательную и максимальную допустимую учебную нагрузку в неделю на одного учащегося в каждом классе и общее количество учебных часов, финансируемых из республиканского и (или) местных бюджетов на проведение учебных занятий;

• учебные планы учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования; разрабатывается учреждением образования ежегодно на основе типового учебного плана учреждения общего среднего образования соответствующего ви-

да и утверждается его руководителем по согласованию с учредителем;

• экспериментальные учебные планы учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования; апробируется в учреждении образования, на базе которого осуществляется экспериментальная деятельность;

• индивидуальные учебные планы [31].

«Родной язык», «Азербайджанский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика», «История Азербайджана», «Общая история», «Физика», «Химия», «Биология», «География», «Физическая культура», «Допризывная подготовка».

Структура учебных планов по отдельным предметам:

Учебный план общеобразовательных учреждений на 2002/2003 учебный год включал 17 учебных предметов (а на старшей ступени школы - 12 обязательных учебных предметов) при установлении обязательного государственного компонента содержания образования.

Максимальная продолжительность учебной недели в начальной и средней школе составляет 28-32 часа, что соответствует мировым стандартам. Особое внимание обращалось на интеграцию отдельных учебных предметов, содержания образования в интегрированные учебные курсы в целях устранения перегрузки и формирования целостной картины мира.

Учебный план в Азербайджане [32] включал:

Предметы, изучаемые на этапе начального образования (1-4 кл.):

«Родной язык», «Азербайджанский язык», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика», «Познание мира», «Технология», «Физическая культура», «Музыка», «Изобразительное искусство».

Предметы, изучаемые на этапе базового образования (5-9 кл.):

«Родной язык», «Азербайджанский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика», «История Азербайджана», «Общая история», «Физика», «Химия», «Биология», «География», «Познание мира», «Технология», «Физическая культура», «Музыка», «Изобразительное искусство».

Предметы, изучаемые на этапе среднего образования (10-11 кл.):

• Вступительная часть.

• Цель и задачи предмета, обоснование значимости предмета.

• Характерные особенности предмета.

• Содержание предмета.

• Общие результаты обучения на отдельных этапах образования.

• Содержательные линии отдельного предмета и логическое обоснование этих линий.

• Общие результаты обучения для каждого класса (основные стандарты содержания).

• Определение и логическое обоснование необходимого минимума и более высокого уровня подстандартов на основании общих результатов обучения.

• Внутрипредметная и межпредметная интеграция.

• Описание минимальных требований, предъявляемых к достижениям учащихся и основанных на общих достижениях обучения.

• Стратегии обучения.

• Описание основных требований, предъявляемых к организации обучения отдельному предмету.

• Рекомендации, касающиеся совершенствования форм и методов обучения.

• Образцы планирования преподавательской деятельности.

• Составление образцов средств оценивания.

• Средства оценивания на основании учебной программы.

• Средства итогового оценивания этапов образования.

Наряду с изменениями в структуре и количестве учебных планов образовательных учреждений общей чертой для всех постсоветских стран стало появление новых учебных дисциплин: экономики, гражданского воспитания (граждановедения), валеоло-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ношщ.......мшу,.......\\жт

гии, познания окружающего мира, компьютерного обучения, технологии, искусства, нравственного воспитания (это может быть этика или история религий), воспитания в духе здорового образа жизни и т.д. Содержание всех предметов было основательно пересмотрено. Особое внимание было уделено гуманитарным, общественным наукам и искусству. Наибольшим изменениям подверглось содержание образования курсов истории, обществоведения, литературы с целью широко представить все многообразие истории и жизнедеятельности собственного народа. В отдельных странах существует ряд предметов, где рассматривается история страны в контексте европейской и мировой истории: «Моя Родина - Беларусь», «Я и Украина», «Россия и мир», «Моя родина - Казахстан».

В рамках предметов, посвящённых изучению права, рассматриваются конституция страны, основные международные документы, такие как Всеобщая декларация прав человека и др., а также фундаментальные демократические принципы и нормы. Такие курсы, как религиоведение, экология, экономика, введение в экономику, основы бизнеса, всемирные религии, ценности Европейской цивилизации и современный мир, фольклор, хореография и т.п., введены во многих странах как дополнительные предметы по выбору.

Большое внимание при реформировании содержания образования на постсоветском пространстве уделяется оцениванию результатов обучения учащихся, которое, как правило, осуществляется мониторингом -одним из существующих методов верификации результатов. В Азербайджане, например, оценивание достижений учащихся проводится на трёх уровнях: внутришкольное, общенациональное и международное оценивание. Внутришкольное оценивание включает 3 компонента.

— Мониторинг продвижений учащихся проводится в масштабе школы учителями и директорами школы. На этом уровне достижения учащихся оцениваются в устном и письменном виде, в формативной (регулярной, беспрерывной), микросум-мативной (по параграфам и разделам) и макросуммативной (полугодичной) фор-

ме. Оценивание на основании учебной программы проводится с целью выявления соответствия учебных достижений учащегося установленным содержательным стандартам.

— Итоговое оценивание отдельных этапов образования (базовое и среднее образование) осуществляется в виде централизованных выпускных экзаменов и завершается выдачей соответствующего документа об образовании. Соответствие достижений учащихся стандартам отдельных отраслей специализации или минимальным стандартам определяется на основании результатов итогового оценивания среднего образования. Общенациональное оценивание проводится, как правило, каждые 4-5 лет с целью оценивания качества учебных программ и изменений, происходящих в системе общего образования, на основании собранной информации об организации, планировании и среде осуществления учебного процесса.

— Международное оценивание проводится, как правило, каждые 3 года с целью получения представления о состоянии системы образования на основании информации о достижениях учащихся, выявления проблем путём анализа соответствующей информации, определения путей решения проблем, прогнозирования перспективных направлений развития, и сравнения текущего положения в системе образования с соответствующими достижениями других стран [32].

Выводы. Проведённое исследование процессов реформирования содержания образования на постсоветском пространстве, осуществляемое методом всестороннего анализа литературы, государственных документов, позволило выявить общие тенденции реформирования образования стран постсоветского пространства:

• признание на государственном уровне необходимости реформирования содержания образования с учётом кардинально изменившихся условий жизни в странах и во всём мире;

• изменение в целях и задачах образования: акцент на приоритетное развитие

личности, способной адаптироваться в изменяющемся мире, конкурентоспособной на рынке труда, воспитанной в духе гуманистических, демократических, национальных и общечеловеческих ценностей;

• проведение государственной стандартизации образования;

• ориентация на вариативность учебных планов и образовательных программ, дифференциацию образования;

• разработка проблемы измерения качества образования.

В качестве отличительных черт можно назвать различную степень документальной разработанности и внедрения в практику образования. Кроме того, есть некоторые отличия в формировании содержания образования: как говорилось выше, не во всех странах идёт распределение содержания образования по областям, а применяется предметный принцип его организации. Есть отличия в организации дифференциации обучения и в системах оценивания результатов. Однако направления проведения реформ содержания образования одинаковы для всех стран постсоветского пространства. □

Литература

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: Медиум, 1995. - 323 с.

2. Джерджен К. Социальный конструкцио-низм: знание и практика. - Минск: БГУ, 2003. - 232 с.

3. Бабич Н. Конструктивизм: обучение и преподавание // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2013. -№ 3. - С. 6-30.

4. Басканский О.Е., Кучер Е.Н. Когнитивные науки: от познания к действию. -М.: КомКнига, 2005. - 184 с.

5. Виноградов Е.Г. Конструктивизм, плюрализм и онтология // Кентавр: Методологический и игротехнический альманах. - 2000. - № 24. - С. 32-38.

6. Гладилина О.Ю. Среда Scratch как опыт синтеза философско-педагогических концепций и компьютерных технологий в свете образовательных стандартов

нового поколения // Современные проблемы науки и образования. - 2014. -№ 1. - С. 30-39.

7. Касавин И.Т. Конструктивизм. // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. - М.: Канон+, 2009. - С. 373-377.

8. Климец И.П., Кетко С.И. Конструктивистский подход к обучению. Веб-квест как образовательная технология / И.П. Климец // Нар. Асвета. - 2015. -№ 4. - С. 43-47.

9. Цоколов С.А. Дискурс радикального конструктивизма: Традиции скептицизма в современной философии и теории познания. - München, 2000. - 324 с.

10. Фаликман М.В. Методология конструктивизма в психологии познания // Психологические исследования. - 2016. -Т. 9. - № 48. - С. 3-17.

11. Плужникова Н.Н. Радикальный конструктивизм как методология исследования культуры: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Волгоград, 2008. - 25 с.

12. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. - 2008. -№ 1. - С. 65-86.

13. Kliebard, H.M. The Struggle for the American Curriculum. - New York : Routledge, 1987. - 300 + xvii p.

14. Tyler, R.W. Basic Principies of Curriculum and Instruction. - Chicago : University of Chicago Press, 1949. - 128 p.

15. Овчаренко Е.В. Концепция школьного куррикулума: у истоков теории и практики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://intkonf.org/ovcharenko-ov-kontseptsiya-shkolnogo-kurrikuluma-u-istokov-teorii-i-praktiki/.

16. Smith, Mark K. Curriculum theory and practice. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.infed.org/biblio/ b-curric.htm/.

17. Виклик для УкраУни: розробка рамкових основ змюту (нацюнального курикулу-му) загальноУ середньоУ осв™ для 21-го стол^тя. Матерiали ВсеукраУнськоУ нау-ково-практичноУ конференци 26-27 червня 2007 р., м. КиУв. - К. : ТОВ УВПК «Ексоб», 2007. - 428 с.

18. Браславски Сесилия. Куррикулум. -ЮНЕСКО, Международное Бюро Образования, 2003. - 125 с.

Ношщ.......мшу,.......mm

19. Daniel Tanner, Laurel N. Tanner Curriculum development: theory into practice. -Macmillan, 1980. - 776 p.

20. Гуцу Владимир, Кришан Александр. Проектирование базового куррикулума. Методическое пособие / Вызов для Украины: разработка рамочных основ содержания (национального куррикулума) общего среднего образования для 21-го века. Материалы Всеукраинской научно-практической конференции 2627 июня, 2007 г. Киев. - Украина - Проект «Равный доступ к качественному образованию», Академия педагогических наук Украины, Государственное учреждение «Директорат программ развития образования» Министерства образования и науки Украины, 2007. -С. 153-221.

21. Климец И.П., Кетко С.И. Конструктивистский подход к обучению. Веб-квест как образовательная технология // Нар. Асвета. - 2015. - № 4. - С. 43-47.

22. Кот В.И. Реши, если силён, или Подружись с математикой. - Минск: Белорус. ассоц. «Конкурс», 2012. - 336 с.

23. Доцюк С.А. Горизонты конструктивизма. [Электронный ресурс]. - Киев, 2010. - 466 с. - Режим доступа: http:// dialogs.org.ua/ru/project/page22792.html.

24. Абрахматова Г.А., Орынбекова Д.С. Приоритеты современного образования // Девятые Ковалевские чтения / Материалы научно-практической конференции 14-15 ноября 2014 года / Отв. редактор: Ю.В. Асочаков. - СПб.: Скифия-принт, 2014. - С. 32-34.

25. Галинен Ирмели. Процессы становления финского курикулума // Вызов для Украины: разработка рамочных основ содержания (национального курикулу-ма) общего среднего образования для 21-го века // Материалы Всеукраинской научно-практической конференции 2627 июня, 2007 г. - Киев. - Украина. -Проект «Равный доступ к качественному образованию», Академия педагогических наук Украины, Государственное учреждение «Директорат программ развития образования» Министерства образования и науки Украины, 2007. - С. 26-36.

26. Закон Республики Армения «Об образовании» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.parliament.am/

legislation.php?sel=show&ID = 1494& lang=rus.

27. Рамочный национальный куррикулум общего среднего образования Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://soros.kg/ wp-content/uploads/2011/02/Kurikulum_ russ_isprav..pdf.

28. Закон Туркменистана «Об образовании» от 15.08.2009 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base. spinform.ru/show_doc.fwx?rg.

29. Закон Республики Таджикистан об образовании 2013г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mmk. tj/ru/legislation/legislation-base/250/.

30. Вызовы в обновлении содержания образования в Беларуси, Молдове, России и Украине [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.ibe.unesco. org/cops/russian/Comp_study_Bel_Mol_ Ru_Uk04.pdf.

31. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: edu.gov.by/ sm.aspx?guid=52533.

32. Концепция (национальный куррикулум) общего образования Азербайджанской республики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edu.gov.az/upload/ file/milli_kurikulum-rus.pdf.

References

1. Berger P., luckmann T. the Social construction of reality. Treatise on the sociology of knowledge. - Moscow: Medium, 1995. - 323 p.

2. Gergen K. Social constructionism: knowledge and practice. - Minsk: BSU, 2003. -232 p -

3. Babich N. Constructivism: education and teaching // Bulletin of Krasnoyarsk state pedagogical University. V. P. Astafieva. -2013. - № 3. - S. 6-30.

4. Baskan O.E., Kucher E.N. Cognitive science: from knowledge to action. - Moscow: Komkniga, 2005. - 184 p -

5. Vinogradov E.G. Constructivism, pluralism and ontology // centaur: Methodological and game almanac. - 2000. - № 24. -P. 32-38.

6. Gladilina, O.Yu. Environment Scratch as an experience of synthesis of philosophical

and pedagogical concepts and computer technology in light of educational standards of new generation // Modern problems of science and education. - 2014. -№ 1. - P. 30-39.

7. Kasavin I.T. Constructivism. // Encyclopedia of epistemology and philosophy of science. - Moscow: Canon+, 2009. - P. 373377.

8. Klimets I.P., Ketko S.I. Constructivist approach to learning. Web quest as an educational technology / I. p. klimets // Nar. Of light. - 2015. - № 4. - P. 43-47.

9. Sokolov S.A. the Discourse of radical constructivism: a Tradition of skepticism in modern philosophy and theory of knowledge. - München, 2000. - 324 p.

10. Falikman M.V. The Methodology of constructivism in the psychology of cognition // Psychological research. - 2016. - Vol. 9. -№48. - S. 3-17.

11. Pluzhnikova N.N. Radical constructivism as a methodology of cultural research: au-toref. dis. ... kand. philos. sciences'. - Volgograd, 2008. - 25 p.

12. Asmolov A.G. the Strategy of socio-cultural modernization of education: on the way to overcome the crisis of identity and the construction of civil society // education. -2008. - № 1. - P. 65-86.

13. Klieboard, H.M. the Struggle for the American Curriculum. - New York : Routledge, 1987. - 300 + xvii p.

14. Tyler, R.W. Basic Principles of Curriculum and Instruction. - Chicago: University of Chicago Press, 1949. - 128 p.

15. Ovcharenko E.V. the concept of the school curriculum: at the origins of the theory and practice. [Electronic resource.] - Mode of access: http://intkonf.org/ovcharenko-ov-kontseptsiya-shkolnogo-kurrikuluma-u-is-tokov-teorii-i-praktiki/.

16. Smith, Mark K. Curriculum theory and practice. - [Electronic resource.] - Mode of access: http://www.infed.org/biblio/b-curric. htm/.

17. Call for Ukraine: development of rankovich foundations MSTU (national curriculum) zagalna serednia osti for the 21st century. Materials Vseukrainska Naukovo-praktich-na Konferenz 26-27 June 2007, m. Kyiv. -K.: TOV UVPK "Exob", 2007. - 428 p.

18. Cecilia Braslavski. Curriculum. - UNESCO, International Bureau of Education, 2003. - 125 p.

20.

21

22.

23.

24.

25.

26.

27.

Daniel Tanner, Laurel N. Tanner Curriculum development: theory into practice. -Macmillan, 1980. - 776 p. Gutu Vladimir, Krishna Alexander. Design of the basic curriculum. Methodological guide / Challenge for Ukraine: development of the framework of content (national curriculum) of General secondary education for the 21st century. Materials of the all-Ukrainian scientific-practical conference June 26-27, 2007, Kiev. - Ukraine-project "Equal access to quality education", Academy of pedagogical Sciences of Ukraine, state institution "Directorate of education development programs" of the Ministry of education and science of Ukraine, 2007. -P. 153-221.

Klimets I.P., Ketko S.I. Constructivist approach to learning. Web quest as an educational technology // Nar. Of light. -2015. - № 4. - P. 43-47. Cat VI Decide if strong, or make Friends with mathematics. - Minsk: Belarusian. Assoc. "Competition", 2012. - 336 p. Dochuk S.A. Horizons of constructivism. [Electronic resource.] - Kiev, 2010. -466 p. - access Mode: http://dialogs.org. ua/ru/project/page22792.html Oh? Abrahmatova G.A., Orynbekova D.S. Priorities of modern education // Ninth Kova-lev readings / Materials of scientific-practical conference 14-15 November 2014 / Resp. editor: Yu. V. Asochakov. - SPb.: Scythia-print, 2014. - P. 32-34. Halinen Irmeli. The processes of formation of the Finnish curriculum // Challenge for Ukraine: development of the framework of the content (national curriculum) of General secondary education for the 21st century // Materials of the all-Ukrainian scientific and practical conference June 26-27, 2007-Kiev. - Ukraine. - Project "Equal access to quality education", Academy of pedagogical Sciences of Ukraine, state institution" Directorate of education development programs " of the Ministry of education and science of Ukraine, 2007. -P. 26-36.

Law of the Republic of Armenia "on education" [Electronic resource]. - Access mode: http://www.parliament.am/legislation. php?sel=show&ID=1494&lang=rus Oh? Framework national curriculum of General secondary education of the Kyrgyz Republic [Electronic resource]. - Access mode:

Ношщ.......мшу,.......mm

http://soros.kg/wp-content/uploads/2011/ 02/Kurikulum_russ_isprav..pdf Oh?

28. The law of Turkmenistan "on education" of 15.08.2009 [Electronic resource]. - Access mode: http://base.spinform.ru/show_doc. fwx?rg Oh?

29. Law of the Republic of Tajikistan on education 2013. [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.mmk.tj/ru/legislation/ legislation-base/250/.

30. Challenges in updating the content of education in Belarus, Moldova, Russia and Ukraine

[Electronic resource]. - Access mode: http:// www.ibe.unesco.org/cops/russian/Comp_ study_Bel_Mol_Ru_Uk04.pdf Oh?

31. Code of the Republic of Belarus on education of 13.01.2011 [Electronic resource]. -Access mode: edu.gov.by/sm.aspx?guid= 52533 Oh?

32. Concept (national curriculum) of General education of the Republic of Azerbaijan [Electronic resource]. - Access mode: http://edu.gov.az/upload/file/milli_kuriku-lum-rus.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.