Научная статья на тему 'Теоретико-методологическое обоснование организации и развития формирующе-развивающей среды вуза'

Теоретико-методологическое обоснование организации и развития формирующе-развивающей среды вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / UNIVERSITY / ФОРМИРУЮЩЕ-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / FORMING A DEVELOPING ENVIRONMENT / ТЕОРИИ: ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЛИЧНОСТИ / КУРРИКУЛУМА / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / SYSTEM-ACTIVITY APPROACH / ACTIVITY THEORY / PERSONALITY THEORY / CURRICULUM THEORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ени Валентина Вячеславовна

Предметом исследования в научной статье выступают вопросы обоснования психолого-педагогических теорий и теоретических подходов, отражающих глубинную сущность процессов интеграции научной, учебной, внеучебной деятельности как фактора создания формирующе-развивающей среды вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and Methodological Justification of Organisation and Development of the Forming and Developing Environment of a High School

The subject of study in a scientific paper are the questions of justification of psycho-pedagogical theories and theoretical approaches that reflect the essence of the deep integration of scientific, academic, extra-curricular activities as a factor in the creation of the forming and developing environment of a high school

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологическое обоснование организации и развития формирующе-развивающей среды вуза»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.18

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ФОРМИРУЮЩЕ-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ВУЗА

Ени Валентина Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент,

Государственное образовательное учреждение «Приднестровский государственный университет им. Т. Г. Шевченко», г. Тирасполь, Приднестровская Молдавская Республика

Аннотация: Предметом исследования в научной статье выступают вопросы обоснования психолого-педагогических теорий и теоретических подходов, отражающих глубинную сущность процессов интеграции научной, учебной, внеучеб-ной деятельности как фактора создания формирующе-развивающей среды вуза. Ключевые слова: вуз, формирующе-развивающая среда, теории: деятельности, личности, куррикулума, системно-деятельностный подход.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL JUSTIFICATION OF ORGANISATION AND DEVELOPMENT OF THE FORMING AND DEVELOPING ENVIRONMENT OF A HIGH SCHOOL

Eni Valentina Vyacheslavovna, PhD (Cand. Ped. Sci.), associate professor,

Pridnestrovian State University, Tiraspol, Pridnestrovian Moldavian Republic

Summary: The subject of study in a scientific paper are the questions of justification of psycho-pedagogical theories and theoretical approaches that reflect the essence of the deep integration of scientific, academic, extra-curricular activities as a factor in the creation of the forming and developing environment of a high school. Keywords: university; forming a developing environment; activity theory; personality theory; curriculum theory; system-activity approach.

Представляя формирующе-разви-вающую среду вуза мы говорим о совокупности условий и факторов профессионально-личностного развития студента как субъекта образовательного процесса, которая функционирует в процессе интеграции научной, учебной и внеучебной деятельности. Высокое качество формирующе-развивающей среды способствует подготовке компетентного и конкурентоспособного специалиста и удовлетворяет потребность личности в успешной социализации в обществе.

Можно говорить о том, что интеграция научной, учебной и внеучеб-ной деятельности представляет собой процесс и результат, направленный на организацию и развитие целого - фор-мирующе-развивающей среды вуза посредством раскрытия их внутренних потенций.

Это дает возможность представить среду вуза как живой развивающийся организм, управляющий своими частями, которым одновременно присущи, как определенная специализация, так и функциональная взаимозависимость. Целое задает цель, программирует необходимые и достаточные связи между частями, проектирует и конструирует порядок их взаимодействия. Целое придает закономерный преднамеренный характер движению частей, которые сами по себе, сколько бы ни взаимодействовали, не могут создать целое. Части играют роль активного начала, а характер процесса, предполагаемое качество результата задается целым, но обеспечивается взаимодействием составляющих.

Отсюда следует вывод о необходимости использования при рассмотре-

нии интеграции научной, учебной и внеучебной деятельности как фактора создания формирующе-развивающей среды вуза положений, вытекающих из самой сути процесса интеграции:

а) приоритетность и первичность целого по отношению к своим частям;

б) представление о целом как исходном и одновременно конечном пункте интеграционного процесса;

в) целое определяет каждую отдельную составляющую, исходя из самого себя, в соответствии со своей сущностью. Данное положение порождает идеи первичности целого в ходе осуществления интеграции, позволяющую представить последнюю как живой, развивающийся организм, управляющий своими частями, которым одновременно свойственна как определенная специализация, так и функциональная взаимозависимость от целого.

В качестве фундаментальных психолого-педагогических теорий, лежащих в основе и отражающих глубинную сущность процессов интеграции научной, учебной и внеучебной деятельности как фактора создания формирую-ще-развивающей среды вуза выступают теории: деятельности, личности, кур-рикулума. Рассмотрим их (табл. 1).

Теоретико-методологическим обоснованием организации и развития формирующе-развивающей среды вуза на основе интеграции научной, учебной, внеучебной деятельности, интегрирующим представленные выше психолого-педагогические теории выступает системно-деятельностный подход. Системно-деятельностный подход наиболее полно описывает основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учеб-

Таблица 1

Идеи интеграции научной, учебной и внеучебной деятельности как фактора создания формирующе-развивающей среды вуза с позиции функциональных психолого-педагогических теорий

Теория Сущностные характеристики Значение для формирующе-развива-ющей среды в контексте интеграции

Деятельности • Деятельность определяет сознание; • Деятельность это активный, целенаправленный процесс, а не простая реакция на среду; • Деятельность - процесс, направленный на реализацию цели; • Деятельность - сознательное проявление активности человека [6]. Целенаправленная активность студента по освоению основных видов деятельности: научной, учебной и внеучебной определяет результаты его профессионально-личностного становления как компетентного специалиста и качество формирующе-развивающей среды вуза

Куррику-лума Дидактика как теория куррикулума (содержания образования) или куррикулярная дидактика (теория учебных программ) заслуживает подробного рассмотрения потому, что это и планирование учения и обучения, и разработка общих и частных целей, и оптимизация процесса обучения. Она касается разработки основных научно-практических проблем обучения: содержания, форм, методов, соотношения теории и практики, взаимоотношений субъектов и объектов учебного процесса. При этом теоретические подходы опираются на экспериментальные разработки и практические рекомендации. Все выстраивается на основе научно обоснованной координации всех «куррикулум-элементов»: учебных целей, учебного материала, форм его подачи, методов, средств передачи информации и проверки знаний. Помимо этого, куррику-лум предполагает также такую организацию учебного процесса, которая оставляла бы место для формирования ценностных суждений личности и расширения социального контекста обучения [5]. Куррикулум предусматривает непрерывную рационализацию образовательного процесса в условиях формирую-ще-развивающей среды вуза. Идеи интеграции научной, учебной и внеучебной деятельности с точки зрения теории куррикулума проявляются через следующие положения, значимые для формирующе-развивающей среды вуза: • обеспечивает куррикулярную последовательность уровней образования; • отражает межпредметные связи, поэтапные и поуровневые цели; • оценивание основано на компетенциях; • образовательный процесс основан на конкретных целях, достижение которых поддаётся оцениванию и этот процесс сосредоточен на студенте; • студент рассматривается как субъект образовательного процесса.

Личности Современная психология считает, что личность бисоциальна. Вся психическая деятельность личности определяется единством общих факторов, взаимодополняющих и определяющих друг друга. Наряду с биологическими и социальными факторами чрезвычайно важное значение имеет активность самой личности. Именно активность обеспечивает взаимодействие с окружающим миром, приспособление к окружающей среде и ее изменение, стимулирует участие личности в жизни и деятельности [3]. Человек, имеющий интенцию к освоению научной, учебной и внеучебной деятельности и формирующе-разви-вающей среды вуза в целом, способен достигнуть профессионально-личностного становления, в противном случае погружение в формирующе-развиваю-щую среду не принесет для личности позитивных изменений.

ной деятельности студентов в условиях формирующе-развивающей среды вуза, в соответствии с современными приоритетами высшего образования. Следование этому подходу при рассмотрении интеграции научной, учебной и внеучебной деятельности предполагает глубокий анализ этих видов деятельности в целях выделения универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и ценностные ориентации. При этом теории деятельности, личности, куррикулума не только не противоречат системно-дея-тельностному подходу к организации формирующе-развивающей среды вуза, но и органично сочетаются с ним.

Связь системно-деятельностного подхода с теорией деятельности исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных изменений. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие обучающихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной [1].

Связь системно-деятельностного подхода с теорией личности проявляется в том, что в контексте системно-де-ятельностного подхода сущностью образования является развитие личности. В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с окружающей средой, он строит сам себя. Активно осваивая окружающую его среду, он самоопределяется в системе жизненных отношений, происходят саморазвитие и самоактуализация его личности. И

хотя главным фактором развития личности остается учебная деятельность, она выступает «инструментом» духовного развития личности. По мнению А. Г. Асмолова, «процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «системно-деятельностный» подход в образовании!» [5]. В теоретико-методологическом плане теория личности имеет чрезвычайно важное значение, поскольку утверждает в педагогике в качестве базовых «представления о социальной, деятельной и творческой сущности личности обучающегося» [6], что с неизбежностью меняет традиционную парадигму образования, построенную на принципе трансляции знаний педагогом и воспроизведение его учениками на постмодернистскую.

Акцентируя системно-деятельност-ный подход, в период перехода на ком-петентностную модель обучения, мы ориентированы на осознанность самоопределения студентов в условиях фор-мирующе-развивающей среды вуза, на выбор занятий для профессионального роста с ощущением чувства успеха и уверенности в себе и собственной деятельности. Сочетание системно-де-ятельностного подхода с теорией кур-рикулума мы видим в том, что каждая деятельность, а тем более образовательная должна иметь «дорожную карту», которой выступает куррикулум. Куррикулум вошел в дидактику в трех основных своих значениях: 1) как поле исследовательской деятельности; 2) как система организации учебного процесса; 3) как дидактический официальный (директивный) документ, определяющий конкретное направление образо-

вательной деятельности. Он стал символом обновления системы высшего образования изнутри. Интересную трактовку куррикулума дает современный американский исследователь М. К. Смит в статье «Теория куррику-лума и его практическое применение». Он рассматривает теорию куррикулу-ма с четырех сторон: как основы знаний, которые передаются в процессе обучения; как попытки достичь конечного результата деятельности студента в виде учебного продукта; как процесса; как практической деятельности [7]. Особое внимание автор уделяет социальному контексту образования - «скрытому куррикулуму», который, не будучи формально отраженным в официальной документации образовательного учреждения, воплощается во всем многообразии взаимодействий субъектов образовательного процесса, в отношениях, привычках, ценностях и традициях и в действительности оказывает значительное воспитательное воздействие на формирование личности. Опираясь на эмпирические исследования, куррикулум предусматривает непрерывную рационализацию учебного процесса: это движение вперед в обучении и учении по точно предписанному пути. Теория куррикулума - это и планирование учения и обучения, и разработка общих и частных целей, и оптимизация процесса обучения.

В целом системно-деятельностный подход в контексте интеграции научной, учебной и внеучебной деятельности означает, что в этом процессе ставится и решается основная задача высшего образования - создание условий для развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной,

профессионально компетентной и саморазвивающейся личности через активизацию внутренних резервов. Для реализации системно-деятельностного подхода необходимо перейти от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных ситуаций реальной жизни. Соответственно, специфические для каждого учебного предмета действия и операции должны быть дополнены универсальными (метапредметными) учебными действиями [8].

Последовательная реализация си-стемно-деятельностного подхода способствует повышению мотивации к учению, обеспечению условий для общекультурного и личностного развития студентов на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и ценностных ориентаций, но и формирование системной картины мира, компетенций в различных предметных областях познания. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный (мета-предметный) характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности обучающегося независимо от ее специально-предметного содержания. В основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательного процесса положены универсальные учебные действия студентов.

Системно-деятельностный подход как определяющее, стратегически значимое методологическое основание подготовки студентов в формирую-ще-развивающей среде вуза предполагает системную организацию целостного образовательного процесса как единства ведущих видов деятельности студентов: научной, учебной, внеучеб-ной, целенаправленно организованных и скоординированных для достижения главной цели - профессионально-личностного становления студентов как компетентных специалистов.

Теоретико-методологическим обо-

снованием организации и развития формирующе-развивающей среды вуза на основе интеграции научной, учебной, внеучебной деятельности, обобщающим представленные выше психолого-педагогические теории выступает системно-деятельностный подход, ключевая идея которого - формирование универсальных учебных действий рассматривается как формирование (освоение) компетенций, необходимых образованному человеку для реализации эффективной профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М. : Политиздат, 1977.

2. Болотина Л. А., Ильина Е. А. Психология и педагогика. Конспект лекций. -М. : Московский институт экономики, менеджмента и права. Кафедра истории и философии, 2005. - 45 с.

3. Овчаренко О. В. Концепция школьного куррикулума: у истоков теории и практики. // Сучасний соцюкультурний прос^р 2016. XIII Miжнародна наукова ш-тернет-конференщя, 2016.

4. Психология: тесты, тренинги, словарь, статьи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://azps.ru/.

5. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения. // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 18-22.

6. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования / Отв. ред. М. А. Ушакова. - М. : Сентябрь, 2000. - 276 с.

7. Smith M. K. Currilculum theory and practice [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.infed.org/biblio/b-curric.htm/.

8. Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов. // Теория и практика образования в современном мире. Материалы междунар. науч. конф. Санкт-Петербург: Реноме, 2012. - С. 140-142.

REFERENCES

1. Leont'yev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. - M. : Politizdat, 1977.

2. Bolotina L. A., Il'ina E. A. Psikhologiya i pedagogika. Konspekt lektsiy. - M. : Moskovskiy institut ekonomiki, menedzhmenta i prava. Kafedra istorii i filosofii, 2005. - 45 s.

3. Ovcharenko O. V. Kontseptsiya shkol'nogo kurrikuluma: u istokov teorii i praktiki.

// Suchasniy sotsiokul'turniy prostir 2016. XIII Mizhnarodna naukova internet-konferentsiya, 2016.

4. Psikhologiya: testy, treningi, slovar', stat'i [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://azps.ru/.

5. Asmolov A. G. Sistemno-deyatel'nostnyy podkhod v razrabotke standartov novogo pokoleniya. // Pedagogika. - 2009. - № 4. - S. 18-22.

6. Yakimanskaya I. S. Tekhnologiya lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya / Otv. red. M. A. Ushakova. - M. : Sentyabr', 2000. - 276 s.

7. Smith M. K. Currilculum theory and practice [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.infed.org/biblio/b-curric.htm/.

8. Aksenova N. I. Sistemno-deyatel'nostnyy podkhod kak osnova formirovaniya metapredmetnykh rezul'tatov. // Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire. Materialy mezhdunar. nauch. konf. Sankt-Peterburg: Renome, 2012. - S. 140-142.

Материал поступил в редакцию 13.02.2017

© Ени В. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.