Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ ПОСРЕДСТВОМ СКРЫТОГО КУРРИКУЛУМА'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ ПОСРЕДСТВОМ СКРЫТОГО КУРРИКУЛУМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
10
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / БУДУЩИЕ ЭКОНОМИСТЫ / СКРЫТЫЙ КУРРИКУЛУМ / HIGHER EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES / FUTURE ECONOMISTS / HIDDEN CURRICULUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мишина С. В.

Скрытый куррикулум позволяет на уровне содержания и методики решать дополнительные задачи образования, в частности, усиления образовательной деятельности по формированию профессионально значимых качеств будущих экономистов. Скрытый куррикулум представляет собой некое наложение на образовательную деятельность, формализованную посредством образовательной программы и учебного плана. Скрытый куррикулум позволяет эффективно использовать в высшем образовании ресурс учебной и воспитательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF FUTURE ECONOMISTS BY MEANS OF THE HIDDEN CURRICULUM

The hidden curriculum allows solving additional educational problems at the level of content and methodology, in particular, enhancing educational activities to form professionally significant qualities of future economists. Hidden curriculum is a kind of overlap on educational activity, formalized through an educational program and curriculum. Hidden curriculum makes it possible to effectively use the resource of educational and educational activity in higher education.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ ПОСРЕДСТВОМ СКРЫТОГО КУРРИКУЛУМА»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 378 МИШИНА С.В.

старший преподаватель, кафедра бухгалтерского учета и аудита, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина E-mail: dmkornienko@mail.ru

UDC 378 MISHINA S.V.

Senior Teacher, Department of Accounting and Auditing of the Accounting and Auditing Department, Bunin Yelets State

University

E-mail: dmkornienko@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ ПОСРЕДСТВОМ СКРЫТОГО КУРРИКУЛУМА

DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF FUTURE ECONOMISTS BY MEANS OF THE HIDDEN CURRICULUM

Скрытый куррикулум позволяет на уровне содержания и методики решать дополнительные задачи образования, в частности, усиления образовательной деятельности по формированию профессионально значимых качеств будущих экономистов. Скрытый куррикулум представляет собой некое наложение на образовательную деятельность, формализованную посредством образовательной программы и учебного плана. Скрытый куррикулум позволяет эффективно использовать в высшем образовании ресурс учебной и воспитательной деятельности.

Ключевые слова: высшее образование, профессиональная компетентность, профессионально значимые качества, будущие экономисты, скрытый куррикулум.

The hidden curriculum allows solving additional educational problems at the level of content and methodology, in particular, enhancing educational activities to form professionally significant qualities of future economists. Hidden curriculum is a kind of overlap on educational activity, formalized through an educational program and curriculum. Hidden curriculum makes it possible to effectively use the resource of educational and educational activity in higher education.

Keywords: higher education, professional competence, professionally significant qualities, future economists, hidden curriculum.

Одним из ключевых направлений развития высшего образования является поиск эффективных путей профессиональной подготовки конкурентоспособных специалистов. Однако для современного рынка труда характерны стремительные изменения атласа востребованных профессий и набора компетенций конкурентоспособного специалиста. В частности, отмечается трансформация требований к современному профессионалу в связи с цифровизацией мировой и отечественной экономики.

В данном контексте актуален вопрос подготовки конкурентоспособного специалиста в области так называемых «профессий-пенсионеров», к которым во многих атласах профессий будущего, разработанных в ходе форсайтов Агентства стратегических инициатив, Московской школы управления Сколково «Атлас новых профессий», делового журнала «Инвест-форсайт» и пр., относят профессии в сфере экономики.

В этой орбите противоречивых фактов актуальным является поиск решений двух проблем: чем должен обладать будущий экономист, чтобы быть конкурентоспособным, и как сделать образовательный процесс вуза более эффективным и гибким, чтобы качество высшего образования было релевантным требованиям современ-

ного рынка труда? В разрезе настоящего исследования поиск решений данных проблем был сужен локусом профессионально значимых качеств будущего экономиста как основы его профессиональной компетентности.

Теория профессионально важных / значимых качеств активно вошла в научный тезаурус в 30-х годах XX века. В основу современных теорий профессионально важных / значимых качеств, которые разрабатывались учеными Е.А. Климовым [3], В.Д. Шадриковым [8], положен системный подход. В зарубежной психологии и педагогике также есть аналог теории профессионально значимых качеств, представленный в исследованиях и публикациях аббревиатурой KSAO - Knowledge, Skills, Aptitudes, Other characteristic.

В российской науке используются две дефиниции: профессионально важные качества и профессионально значимые качества личности. Ряд авторов рассматривают данные понятия как синонимичные (Э. Ф. Зеер [2], В.Д. Шадриков [8]). Некоторые авторы дифференцируют понятия «профессионально важные качества» и «профессионально значимые качества».

А.К. Маркова профессионально важные качества определяет как необходимые качества и способности для выполнения профессиональной деятельности.

© Мишина С.В. © Mishina S.V.

Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (85), 2019 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 85. 2019

Например, коммуникабельность является профессионально важным качеством для всех профессий, относящихся к типу «человек - человек». Профессионально значимые качества - это качества и способности, желательные для эффективного выполнения профессиональной деятельности [4].

Другая точка зрения содержится в работах А.А. Деркача, Н.В. Кузьминой. Ученый под профессионально важными качествами понимает качества, определяющие результативность и эффективность профессиональной деятельности, однако профессионально значимые качества позволяют личности эффективно осуществлять профессиональное развитие [1].

В настоящем исследовании мы разделяем точку зрения А.К. Марковой [4], согласно которой понятие «профессионально важные качества личности» объединяет качества, способности и направленности личности, являющиеся базовыми, необходимыми для выполнения конкретного вида профессиональной деятельности. В этом смысле их наличие или отсутствие коррелирует с профессиональной пригодностью. Для описания профессионально важных качеств характерно использование модуса долженствования. Профессионально важные качества обеспечивают результативность профессиональной деятельности, то есть ее выполнимость: результат в заданном качестве будет достигнут.

Под профессионально значимыми качествами будущего экономиста в настоящем исследовании понимается система личностных качеств, профессиональных способностей, установок, способов и видов мышления, являющихся фактором эффективности и успешности в различных видах экономической деятельности.

Анализ структурных компонентов профессионально значимых качеств будущих экономистов с учетом действующих профессионального и образовательного стандартов, а также в контексте требований цифровой экономики, что выражается в усилении значения soft skills, позволил выделить кластеры качеств-отношений, индивидуально-личностных качеств и способностей, специальных качеств и способностей, а также социально-личностных качеств и способностей. В рамках каждого кластера конкретные качества и способности дифференцируются по нормативному и сверхнормативному признакам. Нормативные качества обеспечивают профессиональную деятельность будущего экономиста на достаточном уровне, который соотносится с предписываемыми ему должностными обязанностями. Сверхнормативные качества способствуют успешной и эффективной профессиональной деятельности.

Качества-отношения являются контекстными (или периферийными) профессионально значимыми качествами будущего экономиста. Они включают в себя профессиональную мотивацию, отношение к профессии экономиста (профессиональные ценности), гражданскую позицию индивида.

Индивидуально-личностные качества включают в себя качества психики и личности, которые

характеризуют профессиональную пригодность индивида относительно предмета профессиональной деятельности - в данном случае, экономической. Нормативными индивидуально-личностными качествами будущего экономиста являются эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, дисциплинированность, объективность, честность. Сверхнормативные индивидуально-личностные качества обеспечивают профессиональный и карьерный рост будущего экономиста, следовательно, способствуют повышению эффективности его профессиональной деятельности. К данным качествам относятся: гибкость мышления, профессиональная мобильность, способность к самообразованию, саморазвитию.

Специальные способности и качества обусловлены особенностями профессиональной деятельности. В частности, профессия экономиста в первую очередь относится к типу профессий «человек - знаковая система», во вторую очередь - к типу «человек - человек». Специальные способности и качества обусловлены расчетно-экономической, аналитической, учетной, расчетно-финансовой, банковской и страховой видами профессиональной деятельности. Следовательно, основой нормативных специальных способностей и качеств будущего экономиста выступают аналитические способности (умение аналитически мыслить, способность из общего выделять детали и составляющие), синтетические способности (абстрагирование, обобщение), прогностические способности (стратегическое планирование, предвидение дефицитов, проблем и ошибок и пр.). К сверхнормативным специальным способностям и качествам на современном этапе развития экономической сферы в нашей стране следует отнести критическое мышление, проектные навыки и бережливое мышление.

Социально-личностные качества детерминируют основные сферы профессионального взаимодействия будущего экономиста: взаимодействие с клиентами, коллегами, руководством и управление коллективом. В качестве нормативных социально-личностных качеств рассматриваются коммуникативные способности (умение работать в команде, устанавливать эффективные модели межличностного взаимодействия, способность к кооперации) и умения разрешать конфликты. К сверхнормативным социально-личностным качествам относятся навыки командообразования и клиентоориентированность.

На основе анализа трудов И.С. Нечитайло [5], А.А. Полонникова [6], А.Н. Тубельского [7] в качестве релевантного механизма формирования профессионально значимых качеств будущих экономистов на уровне управления содержанием образования был определен скрытый куррикулум.

Понятие куррикулума нехарактерно для отечественной педагогической науки в силу достаточно неявных причин. М. Елич, В. Зорич отмечают разноплановость в определении понятия куррикулума. Ученые выделили следующие виды куррикулума, которые были реализованы или реализуются в западной образовательной

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

практике: рекомендуемый куррикулум, предписанный (официальный) куррикулум, формальный куррикулум, неформальный куррикулум, открытый куррикулум, интегрированный куррикулум, скрытый куррикулум, национальный куррикулум, школьный куррикулум [9].

Однако особый интерес у российских и зарубежных исследователей был вызван явлением скрытого курри-кулума. М.К. Смит, соглашаясь в целом с трактовкой куррикулума как учебного плана или образовательного стандарта, отмечает социальный контекст, реализующийся через образовательный процесс, в действующем скрытом куррикулуме. По его мнению, скрытый курри-кулум призван через содержание образования и образовательный процесс оказать решительное влияние на мировоззрение, систему ценностей, привычки обучающихся [10].

А.А. Полонников определяет скрытый куррикулум как активный социальный контекст, который накладывается на содержание образования и образовательный процесс. Именно благодаря этим качествам - активности и привлечение социального контекста - скрытый куррикулум может быть мощнейшим механизмом формирования мировоззрения личности [6].

Скрытый куррикулум позволяет на уровне содержания и методики решать дополнительные задачи образования, в частности, усиления образовательной деятельности по формированию профессионально значимых качеств будущих экономистов в разрезе быстроменяющихся требований к профессиональной деятельности специалистов на рынке труда. Скрытый куррикулум представляет собой некое наложение на образовательную деятельность, формализованную посредством образовательной программы и учебного плана. Скрытый куррикулум позволяет использовать в формате высшего образования ресурс учебной и воспитательной деятельности.

В этой связи в настоящем исследовании под скрытым куррикулумом понимается контекстная образовательная технология, функционирование которой основано на погружение обучающихся в активный социальный контекст через систематическое внедрение в содержание образования определенного социально-воспитательного содержания, а также через форсированное использование определенного набора методов и средств организации образовательного процесса.

На инструментальном уровне скрытый куррикулум проектируется на уровне содержания и методики обучения студентов - будущих экономистов. На уровне содержания представляется эффективным формализация скрытого куррикулума посредством его разработки на основе существующего учебного плана и содержания учебных дисциплин. Содержание скрытого куррикулу-ма как бы наслаивается на формализованное содержание. В то же время, содержание срытого куррикулума может быть также формализовано через его разработку в качестве детализированного учебного плана, в котором конкретно указывается, в рамках какой темы какое содержание должно быть реализовано. Формализация

скрытого куррикулума позволяет произвести таксономию его содержания согласно принципам системности и согласованности, избежав тем самым неправомерного перераспределения содержательных блоков. В качестве последних в работе рассматриваются качества-отношения, индивидуально-личностные качества и способности, специальные качества и способности, социально-личностные качества и способности в разрезе их нормативности и сверхнормативности.

Эффективность формирования профессионально значимых качеств будущих экономистов посредством скрытого куррикулума проверялась в ходе опытно-экспериментальной работы.

Данная работа была проведена в период 20172019 годов на базе института права и экономики ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина». В эксперименте приняли участи 62 человека (44 студента, 11 преподавателей, 7 работодателей). Опытно-экспериментальная работа включала в себя констатирующий и формирующий эксперименты. В ходе констатирующего эксперимента был разработан диагностический инструментарий оценки профессионально значимых качеств будущих экономистов, включающий в себя критерии, показатели, уровни, методики диагностики, оценочные шкалы.

Недостаточный уровень сформированности профессионально значимых качеств демонстрируют 38,10% студентов контрольной группы и 21,74% студентов экспериментальной группы, достаточный - 61,90% студентов контрольной группы и 78,26% студентов экспериментальной группы. Сверхдостаточный уровень не обнаруживается ни у кого из студентов обеих групп. Эти данные свидетельствуют об относительно устойчивом влиянии традиционного образовательного процесса на формирование нормативных профессионально значимых качеств, однако вызывает обеспокоенность наличие достаточно высокой доли студентов, имеющих недостаточный уровень сформированности профессионально значимых качеств. Кроме того, отмечается ненаправленность традиционного образовательного процесса на формирование сверхнормативных профессионально значимых качеств.

Формирующий эксперимент предполагал организацию образовательного процесса в контрольной группе традиционным способом, а в образовательный процесс экспериментальной группы был внедрен скрытый куррикулум.

В контексте настоящего исследования были задействованы следующие резервы учебной деятельности студентов: учебные дисциплины «Менеджмент», «Финансы», «Эконометрика», «Маркетинг», «Экономика труда», «Деньги, кредит, банки», «Экономика фирмы», «Бухгалтерский финансовый учет», «Макроэкономическое планирование и прогнозирование», «Налоги и налогообложение», «Комплексный анализ хозяйственной деятельности».

Органичной частью учебной деятельности студентов в рамках скрытого куррикулума выступила практика

Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (85), 2019 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 85. 2019

по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. В частности, с социальными партнерами - предполагаемыми работодателями был согласован план практики, в рамках которого предполагалось частичное выполнение студентами обязанностей помощника руководителя компании. На данном уровне подобная практика позволяет тренировать такие социально-личностные качества, как коммуникативные и управленческие способности, умения разрешать конфликты, уверенность в себе, независимость, лидерские качества. В ходе практик был осуществлен тренинг специальных способностей и качеств: аналитических и синтетических способностей, критического мышления, прогностических способностей.

В разрезе воспитательной деятельности в ходе реализации скрытого куррикулума был задействован потенциал кураторских часов, а также просоциальной деятельности студентов. Работа, осуществляемая в ходе кураторских часов, была ориентирована на формирование качеств-отношений и социально-личностных качеств. В частности, в процессе активного применения игровых, тренинговых, а также ситуативных технологий подверглись воздействию профессиональная мотивация, инициативность, мобильность, способность к самообразованию, умения разрешать конфликты, лидерские качества. В рамках кураторских часов были организованы переговорные площадки с представителями экономической профессии, добившихся профессионального успеха. В рамках движений волонтерства и добровольчества, куда активно вовлекались студенты, проводились просоциальные акции: обучение финансовой грамотности пожилого населения, воспитанников детских садов, школьников. Участие студентов в про-социальных акциях способствовало формированию индивидуально-личностных качеств: эмоциональной уравновешенности и стрессоустойчивости, настойчивости, самостоятельности, гибкости, инициативности.

В целом динамика развития профессионально значимых качеств студентов контрольной группы показывает следующее: произошло уменьшение доли студентов с недостаточным уровнем и увеличение доли студентов с достаточным уровнем на 19,05%. Это означает, что традиционный образовательный процесс оказывает несомненное влияние на формирование нормативных профессионально значимых качеств, не затрагивая сверхнормативные качества. Динамика развития профессионально значимых качеств студентов экспериментальной группы подтверждает гипотезу исследования:

разработанные модель и педагогические условия позволяют эффективно формировать не только нормативные, но и сверхнормативные профессионально значимые качества. Динамика профессионально значимых качеств студентов следующая: уменьшение доли студентов, демонстрирующих недостаточный и достаточный уровни, на 8,70% и 17,39% соответственно при увеличении доли студентов со сверхдостаточным уровнем на 26,09%.

Для сравнения результатов итоговой диагностики контрольной и экспериментальной группы применялся ^критерий Стьюдента для несвязных выборок. В результате применения данного критерия было установлено, что t находится в зоне значимости (0,05)

^ эмп у кру ^ '

< t (0,01) < t (0,001)< t при t =3,68; t (0,05)=2,13;

кр4' ' кр4' ' эмп А эмп ' 7 кр4 ' ' 7

^(0,0^=2,95; у(0,001)=3,55; при к = 42), следовательно, гипотеза Н0 о сходстве результатов итоговой диагностики контрольной и экспериментальной групп отклоняется, принимается альтернативная гипотеза Н1 о различии между контрольной и экспериментальной группами. Обнаруженные различия статистически значимы более, чем на 0,1% уровне, что подтверждает основную гипотезу исследования: скрытый куррикулум оказывает влияние на формирование профессионально значимых качеств.

Исследование сущности и структуры профессионально значимых качеств будущих экономистов в системе профессиональной подготовки является актуальной задачей реализации компетентностного подхода в современном высшем образовании. Профессионально значимые качества будущего экономиста выступают одной из ключевых составляющих качества и эффективности экономической деятельности.

В ходе проведения формирующего эксперимента было установлено, что скрытый куррикулум оказывает влияние на формирование профессионально значимых качеств, в то время как традиционный образовательный процесс вуза не оказывает решающего воздействия на формирование профессионально значимых качеств будущих экономистов.

Анализ результатов формирующего эксперимента позволил установить две тенденции: показатели аксиологического и социально-личностного критериев развивались равномерно, среди показателей индивидуально-личностного и профессионально-личностного критериев отмечено интенсивное развитие только тех показателей, которые отражают сверхнормативные качества.

Библиографический список

1. Деркач А. А., КузьминаН. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУ 1993. 654 с.

2. Зеер Э. Ф. Развитие профессионального образования. Екатеринбург. 2000. 196 с.

3. Климов Е. А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во Московского университета. 1988. 196 с.

4. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд Знание. 1996. 312 с.

5. Нечитайло И. С. Исследование приемов реализации скрытой учебной программы с использованием метода «экспериментальной лекции» // Наукж пращ. Сощолопя. 2015. Випуск 246. Том 258. С. 31-37.

6. ПолонниковА. А. «Скрытая программа» как предмет образовательных исследований и практик // Relga. Научно-культурологический журнал. 01.04.2011 №6 (224). URL: http://www.relga.ru/Environ/Webobjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=2875 (дата обращения: 25.07.2018).

7. Тубельский А. Н. Уклад школьной жизни - скрытое содержание образования // Вопросы образования. 2007. № 4. С. 177-180.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

8. Шадриков В. Д. Профессиональные способности: монография. М.: Университетская книга. 2010. 328 с.

9. JmuhМ., ЗорипВ. Савремене концепцще курикулума предшколског васпиташа у Црно] Гори // Иновацще у настави. 2017. XXX. №4. С. 14-34.

10. Smith M. K. Curriculum theory and practice // Infed. 1996, 2000. URL: http://www.infed.org/biblio/b-curric.htm/ (дата обращения: 18.05.2018)

References

1. DerkachA. A., KuzminaN. V. Acmeology: the ways to achieve professional heights. Moscow: RAPA, 1993. 654 p.

2. ZeerE. F. Development of professional education: study guide. Yekaterinburg, 2000. 196 p.

3. KlimovE. A. Introduction to the psychology of labor: a studying guide. Moscow: Moscow University Press, 1988. 196 p.

4. MarkovaA. K. Psychology of professionalism. Moscow: International Humanitarian Fund Znanie, 1996. 312 p.

5. Nechitaylo I. S. Research methods of implementation of a hidden curriculum through the method of "experimental lecture". // Scientific Works. Sociology, 2015, № 246, Volume 258. Pp. 31-37. _

6. Polonnikov A. A. "Hidden curriculum" as a subject of educational research and practice. // Relga. Scientific and Cultural Journal, 01.04.2011, №6 (224), URL: http://www.relga.ru/Environ/Webobjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=2875 (Access date: 25.07.2018).

7. TubelskyA. N. The way of school life — the hidden content of education // Educational issues, 2007, No. 4. Pp. 177-180.

8. Shadrikov V. D. Professional competences: monograph. Moscow: Universitetskaya kniga, 2010. 328 p.

9. JelichM., Zorich V. Current concept of curriculum in preschool education system in Montenegro // Innovations in Education, 2017, XXX, №4. Pp. 14-34.

10. Smith M. K. Curriculum theory and practice // Infed, 1996, 2000, URL: http://www.infed.org/biblio/b-curric.htm/ (Access date: 18.05.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.