Научная статья на тему 'Технология системного развития физических качеств молодежи на основе мобильного обучения'

Технология системного развития физических качеств молодежи на основе мобильного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / МОЛОДЕЖЬ / МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наговицын Р. С., Рассолова Е. А., Сокольникова Э. И., Сенатор С. Ю., Торбина И. И.

Модернизация физкультурной деятельности молодежи на основе нетрадиционных и инновационных подходов, таких как мобильное обучение, обеспечит современные запросы и потребности подрастающего поколения. В этом аспекте создание технологии целостного развития физических качеств молодежи на основе мобильного обучения позволит обеспечить эффективность физкультурно-спортивного процесса. Цель исследования разработать структурную модель и технологию системного развития физических качеств молодежи на основе мобильного обучения. Технология системного развития физических качеств пользователя на основе мобильного обучения, основанная на содержании представленной структурной модели, формирует молодежь всесторонне и гармонично развитой личностью в физическом аспекте. Самостоятельные занятия по физической культуре во внеучебной деятельности дополняют физкультурно-спортивную подготовку современной молодежи. Модернизация физкультурной деятельности школьников, студенческой и рабочей молодежи на основе инновационных подходов, таких как мобильное обучение, обеспечит современные запросы и потребности данной группы населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наговицын Р. С., Рассолова Е. А., Сокольникова Э. И., Сенатор С. Ю., Торбина И. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология системного развития физических качеств молодежи на основе мобильного обучения»

ТЕХНОЛОГИЯ СИСТЕМНОГО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ МОЛОДЕЖИ НА ОСНОВЕ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

УДК/UDC 796.011

Информация для связи с автором: [email protected]

Поступила в редакцию 10.06.2015 г.

Доктор педагогических наук, доцент Р.С. Наговицын1 Доктор педагогических наук Е.А. Рассолова2 Доктор педагогических наук, профессор Э.И. Сокольникова3 Доктор педагогических наук, профессор С.Ю. Сенатор3 Кандидат педагогических наук, доцент И.И. Торбина3

1 Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко», Глазов

2 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, Москва

3 Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, Москва

TECHNOLOGY OF SYSTEM DEVELOPMENT OF PHYSiCAL QUALiTiES OF YOUNG PEOPLE WiTH REGARD TO MOBiLE LEARNiNG

Associate Professor, Dr.Hab. R.S. Nagovitsyn1 Dr.Hab. E.A. Rassolova2

Professor, Dr.Hab. E.I. Sokolnikova3 Professor, Dr.Hab. S.Yu. Senator3 Ph.D., Associate Professor I.I. Torbina3

1 Glazov State Pedagogical Institute named after V.G. Korolenko, Glazov

2 Judicial Division for Civil Cases of the Supreme Court of the Russian Federation, Moscow

3 Moscow State Humanitarian University named after M.A. Sholokhov, Moscow

Аннотация

Модернизация физкультурной деятельности молодежи на основе нетрадиционных и инновационных подходов, таких как мобильное обучение, обеспечит современные запросы и потребности подрастающего поколения. В этом аспекте создание технологии целостного развития физических качеств молодежи на основе мобильного обучения позволит обеспечить эффективность физкуль-турно-спортивного процесса. Цель исследования - разработать структурную модель и технологию системного развития физических качеств молодежи на основе мобильного обучения. Технология системного развития физических качеств пользователя на основе мобильного обучения, основанная на содержании представленной структурной модели, формирует молодежь всесторонне и гармонично развитой личностью в физическом аспекте. Самостоятельные занятия по физической культуре во внеучебной деятельности дополняют физкультур-но-спортивную подготовку современной молодежи. Модернизация физкультурной деятельности школьников, студенческой и рабочей молодежи на основе инновационных подходов, таких как мобильное обучение, обеспечит современные запросы и потребности данной группы населения.

Ключевые слова: система, молодежь, мобильное обучение, физическая подготовленность.

Annotation

Modernization of sports activity of young people on the basis of unconventional and innovative approaches such as mobile learning, will satisfy the modern needs and the requirements of the rising generation. In this context, designing a technology of integral development of physical qualities of young people with regard to mobile learning will ensure the effectiveness of the physical culture and sports process. The purpose of the research was to develop a structural model and a technology of system development of physical qualities of young people in the context of mobile learning. The technology of system development of user's physical qualities with regard to mobile learning, based on the content of the provided structural model, helps form a full and harmoniously developed individual in the physical aspect. Independent extracurricular physical training activities complement the physical culture and sports training of young people of today. Modernization of physical culture activity of pupils, students and young employees through innovative approaches such as mobile learning will meet the modern needs and requirements of this population group.

Keywords:

Введение. Возрастание темпов научно-технического прогресса, активизация социальных перемен, влияющих на подрастающее поколение, которому необходимо адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности, требует поиска новых методов организации такой важнейшей сферы, как физическая культура, ответственная за подготовку человека к жизни, за формирование его физического и оздоровительного потенциала. Одной из важнейших выступает необходимость внесения принципиальных изменений в ее

традиционное содержание, которое во многих случаях оказывается невостребованным у молодежи.

В сложившейся ситуации обнаруживается противоречие между широким спектром научных физкультурных изысканий, ориентирующих на самосовершенствование физкультурной подготовки, и недостаточной разработанностью технологических основ данного процесса. Целый ряд фундаментальных методических проблем, связанных с проектированием педагогических технологий в физкультурно-спортивной среде, на-

сыщенной мобильными устройствами, остается за пределами интереса исследователей и разработчиков. В настоящее время следует организовать физкультурно-спортивный процесс, направленный на совершенствование физического развития подрастающего поколения через модернизацию занятий физической культурой. Реализация данного процесса на основе дидактических возможностей использования мобильных устройств и технологий повысит его эффективность путем улучшения показателей физических качеств, повышения уровня функциональных возможностей обучающихся и мотивация

молодежи к физкультурной деятельности. Отсутствие необходимой материально-технической базы информатизации, кадровых ресурсов в каждом отдельном учреждении актуализирует проблему интеграции информационных и педагогических технологий, ориентированных на применение мобильных устройств, что позволит эффективно использовать ресурсы сети Интернет и мобильного контента [4].

Модернизация физкультурной деятельности молодежи на основе нетрадиционных и инновационных подходов, таких как мобильное обучение, обеспечит современные запросы

Пользовательский блок

Показатели Физические качества (Фк) Уровень физического развития Пол Недельная двигательная активность

Быстрота Выносливость Ловкость Сила Гибкость

Индивидуальный уровень развития физических качеств В ВС с нс н В ВС с нс н в ВС С НС н в ВС с нс н В ВС С НС н вен м ж В ВС с н

к

Программный блок

Уровень физического развития Высокий Средний Низкий

Недели цикла 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6

Уровень недельного цикла с В с в в с н с в с в н н с и с в н

Направленность тренировки (физическое качество (н) / физическое качество (не))

1. Быстрота / выносливость 2. Быстрота / ловкость 3. Быстрота /сила 4. Быстрота / гибкость

5. Выносливость / быстрота 6. Выносливость / ловкость 7. Выносливость / сила 8. Выносливость / гибкость

9. Ловкость / быстрота 10. Ловкость / выносливость 11. Ловкость /сила 12. Ловкость / гибкость

13. Сила / быстрота 14. Сила/выносливость 15. Сила / ловкость 16. Сила / гибкость

17. Гибкость / быстрота 18. Гибкость / выносливость 19. Гибкость / ловкость 20. Гибкость / сила

Мобильный блок

Физическое качество (Фк) Быстрота Выносливость Ловкость Сила Гибкость Общая

Муж Жен

№ тренировки 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

Уровень интенсивности тренировки С ВС В НС н С ВС В НС н С ВС В НС н С ВС В НС н С ВС В НС Н Н н

Т

Тренировочный блок

Недельная двигательная активность Высокая Выше среднего Средняя Низкая

Уровень недельного цикла в с н в с н в с н в с н

Пн/Вт Фк(н)-вс Фк(н)-с* Фк(нс)-с* Фк(н)-вс Фк(н)-с Фк(нс)-с Фк(н)-вс

Вт/Ср Фк(н)-в Фк(н)-вс Фк(н)-в Фк(нс)-вс Фк(нс)-в Фк(нс)-в Фк(н)-в Фк(нс)-вс Фк(н)-вс

Ср/Чт Фк(н)-в Фк(нс)-в Фк(нс)-в

Чт/Пт Фк(нс)-в Фк(нс)-вс Фк(н)-ве Фк(н)-в Фк(н)-вс Фк(нс)-ве Фк(н)-в Фк(нс)-в

Пт/Сб Фк(нс)-в Фк(нс)-нс Фк(н)-нс Фк(н)-нс* Фк(нс)-нс Фк(н)-нс Фк(н)-нс

Сб/Пн Фк(н)-н + 27** Фк(н)-н + 27** Фк(н)-н + 27** Фк(н)-н Фк(н)-н

Модель системного развития физических качеств пользователя на основе мобильного обучения. Примечания:

в - высокий, вс - выше среднего, с - средний, нс - ниже среднего, н - низкий;

Фк(Х)^ - тренировочное занятие, соответствующее Х-уровню интенсивности, направленное на развитие физического качества пользователя на соответствующем Y-уровне;

* - тренировку следует выполнить на академическом занятии физической культурой (при невозможности выполнения тренировки на занятии реализовать ее необходимо в любой день в течение недели);

** - занятие состоит из двух тренировок, после реализации первой осуществляется переход в специализированный зал по виду спорта и выполняется вторая тренировка;

- если Фк(нс) или Фк(н) - гибкость, тогда вне зависимости от уровня подготовленности выполняется Фк(н) - н, затем осуществляется переход в специализированное помещение или подготавливается место и выполняется 26-я тренировка

в поисках нового прорыва

и потребности подрастающего поколения. В этом аспекте создание технологии целостного развития физических качеств молодежи на базе мобильного обучения позволит обеспечить эффективность физкультурно-спортивного процес-

Цель исследования - разработать структурную модель и технологию системного развития физических качеств молодежи с привлечением мобильного обучения.

Методика и организация исследования. Методологические основы технологии базируются: на научных трудах по теории и методике физического воспитания В.К. Бальсе-вича [1], М.Я. Виленского, В.С. Кузнецова, Л.И. Лубышевой [3], Л.П. Матвеева, С.Д. Неверковича, Ю.М. Николаева [5], Ж.К. Холодова, В.А. Щеголева, K. Green); теории формирования физической культуры молодежи С.С. Аганова, Л.Н. Акуловой, Н.В. Барышевой, Ю.И. Евсеева, В.Ю. Карпова, А.В. Ло-тоненко [2], В.А. Петькова, Т.В. Скобликовой, В.Н. Соловьева, Г.М. Соловьева, В.В. Становова, Н.Х. Хакунова, В.Г. Шилько [6], Г.А. Ямалетдиновой; технологических основах внедрения информационных технологий в физкультурно-спортив-ный процесс В.В. Зайцевой, П.К. Петрова, И.С. Сырвачевой, М.М. Чубарова; теоретических основах системного подхода В.Г. Афанасьева, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунского, Ю.А. Ко-наржевского, Б.Ф. Ломова, Ю.П. Сокольникова.

В процессе поэтапного внедрения Всероссийского физ-культурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», направленного на популяризацию физкультурно-спортивно-го движения страны через реализацию мониторинга уровня физического развития населения, разработана и внедрена экспериментальная технология системного развития физических качеств пользователя на основе мобильного обучения. Для комплексного раскрытия процесса реализации экспериментальной технологии разработана структурная модель системного развития физических качеств пользователя с привлечением мобильного обучения. С помощью моделирования образно показан процесс целостного развития физических качеств молодежи на базе мобильного обучения.

Модель системного развития физических качеств пользователя в условиях мобильного обучения включает в себя взаимосвязь следующих компонентов: пользовательского, программного, мобильного и тренировочного (см. рисунок).

Пользовательский блок представлен системой показателей пользователя и их уровней, которые ему необходимо учитывать для получения комплекса индивидуальных тренировок: относительный уровень развития (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий) физических качеств (быстрота, выносливость, сила, гибкость, ловкость), уровень общего физического развития (высокий, который соответствует уровню золотого или серебряного значка ГТО, средний - бронзовый значок ГТО, низкий - без значка), пол (мужской и женский), уровень недельной двигательной активности (высокий, который соответствует недельному объему в 4-5 занятий по виду спорта, выше среднего -2-3 занятия по виду спорта, средний - 3 занятия физической культурой, низкий - 1-2 занятия физической культурой).

Программный блок отражает 6-недельную программу тренировок по уровням в зависимости от общего физического развития пользователя и содержание комплекса, состоящего из 20 различных тренировочных циклов по направленности на развитие двух физических качеств (на низком/ниже среднего уровнях).

Мобильный блок представлен системой из специально разработанного мобильного контента в сети Интернет, состоящего из 27 мобильных тренировок, каждая из которых ориентирована на развитие определенного физического качества (быстроты, выносливости, силы, гибкости, ловкости)

и имеет индивидуальный уровень интенсивности (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий).

Тренировочный блок показывает предлагаемый пользователю индивидуальный комплекс дифференцированных тренировочных циклов для самостоятельных занятий пользователя по дням, состоящий из специальных тренировок, предлагаемых ему с учетом уровневых показателей и недельной двигательной активности.

Результаты исследования и их обсуждение. Результат внедрения в практическую деятельность технологии системного развития физических качеств молодежи на основе мобильного обучения с помощью сети Интернет, реализованной с помощью структурной модели, был выявлен экспериментальным исследованием. Для осуществления мониторинга реализовано тестирование по нормам Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Диагностика уровня физического развития респондентов, организованная с помощью сети Интернет, показала, что в экспериментальной группе, в которой самостоятельные занятия физической культурой осуществлялись по разработанной технологии, по сравнению с контрольной, занимающейся самостоятельно по традиционным методикам, показатели физических качеств улучшены в среднем на 20 %. В экспериментальной группе выявлено увеличение количества пользователей по сравнению с контрольной, готовых к получению золотого значка ГТО на 5 %, серебряного - на 12 %, и бронзового - на 19 %. Зафиксировано уменьшение на 35 % численности респондентов экспериментальной группы по сравнению с контрольной, не готовых к получению значка ГТО.

Вывод. Технология системного развития физических качеств пользователя на основе мобильного обучения, основанная на содержании представленной структурной модели, формирует молодежь всесторонне и гармонично развитой личностью. Самостоятельные занятия физической культурой во внеучебное время дополняют физкультурно-спортивную подготовку современной молодежи. Модернизация физкультурной деятельности школьников, студенческой и рабочей молодежи на основе инновационных подходов, таких как мобильное обучение, обеспечит современные запросы и потребности данной группы населения.

Литература

1. Наговицын Р.С. Программа подготовки обучающихся к сдаче норм всероссийского комплекса «ГТО» на основе мобильного обучения / Р.С. Наговицын, И.В. Владыкина, С.Ю. Сенатор // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 1. - С. 46-48.

2. Николаев Ю.М. От теории физического воспитания - к теории физической культуры в контексте формирования нового типа мышления // Теория и практика физ. культуры. - 2012. - № 10.

- С. 94-100.

3. Шилько В.Г. Методология построения личностно ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности студентов / В.Г. Шилько // Теория и практика физ. культуры. - 2003.

- № 9. - С. 45-49.

References

1. Nagovitsyn, R.S. Programma podgotovki obuchayushchikhsya k sdache norm vserossiyskogo kompleksa «GTO» na osnove mobil'no-go obucheniya (Training program for students studying to pass the standards of All-Russian «GTO» complex based on mobile learning) / R.S. Nagovitsyn, I.V. Vladykina, S.Yu. Senator // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2015. - № 1. - P. 46-48.

2. Nikolaev,Yu.M. Ot teorii fizicheskogo vospitaniya - k teorii fizicheskoy kul'tury v kontekste formirovaniya novogo tipa myishleniya (From theory of physical education to theory of physical culture in context of new mindset formation) // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. -2012. - № 10. - P. 94-100.

3. Shil'ko, V.G. Metodologiya postroeniya lichnostno orientirovannogo soderzhaniya fizkul'turno-sportivnoy deyatel'nosti studentov (Technology of personality-centered physical education and sports activity of students) / V.G. Shil'ko // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. -2003. - № 9. - P. 45-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.