Научная статья на тему 'Технология симуляции как эффективный метод обучения иностранному языку'

Технология симуляции как эффективный метод обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
853
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / СИМУЛЯЦИЯ / КОМПЕНСАТОРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ДРАМАТИЗАЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБЩЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / МОДЕЛЬ / ИНИЦИАТИВНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раптанова И. Н.

В статье рассматриваются проблемы использования технологии симуляции как метода обучения иностранному языку. Автор подчеркивает, что использование технологии симуляции позволяет значительно повысить эффективность процесса иноязычного образования, повысить как языковую, так и профессиональную подготовку студентов, подготовить их к участию в межкультурной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология симуляции как эффективный метод обучения иностранному языку»

Коллекция «Мумидол» выполнена студентами 2-ого курса под руководством преподавателей В.В. Люгай и В.Н. Пановой.

Список литературы:

1. Бердник Т.О. Архитектоника костюма: учебное пособие / Т.О. Берд-ник. - Ростов-н/Д: Институт архитектуры и искусств ЮФУ, 2010. - 240 с.: ил.

2. Саяпина Л.Ю., Саяпин В.В. Интеграция компетентностного и культурно-исторического подходов при обучении студентов-бакалавров // Обра-зотворче мистецтво, дизайн, педагопчний досввд: проблеми та гх виршен-ня: матерiали IV Всеукр. наук.-практ. 1нтернет-конф., 5 листоп. 2012 р. -Дтпропетровськ. - С. 21-24.

ТЕХНОЛОГИЯ СИМУЛЯЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

© Раптанова И.Н.*

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

В статье рассматриваются проблемы использования технологии симуляции как метода обучения иностранному языку. Автор подчеркивает, что использование технологии симуляции позволяет значительно

* Старший преподаватель кафедры Иностранных языков гуманитарных и социально-экономических специальностей.

повысить эффективность процесса иноязычного образования, повысить как языковую, так и профессиональную подготовку студентов, подготовить их к участию в межкультурной коммуникации.

Ключевые слова технология, симуляция, компенсаторная компетенция, драматизация, коммуникация, иноязычное общение, мотивация, модель, инициативность, самостоятельность.

Современное общество характеризуется открытостью границ, расширением международных контактов, развитием сотрудничества во многих отраслях промышленности, созданием совместных предприятий, совершенствованием информационных технологий. От уровня информационно-технологического развития и его темпов зависят состояние экономики, качество жизни людей, роль государства в мировом сообществе. В таких условиях конкурентоспособность молодых специалистов напрямую связана с умением осуществлять профессиональное общение на иностранном языке.

В связи с этим в настоящее время главной целью обучения иностранному языку является коммуникация, т.е. студенты должны уметь извлекать достаточно полную информацию при чтении иноязычных текстов, уметь понять собеседника, а также уметь выражать свои мысли, вести дискуссию. Кроме того, не исключается необходимость развития компенсаторной компетенции как способности использовать вербальные и невербальные стратегии при нехватке языковых и речевых средств. Сформированная компенсаторная компетенция позволяет студентам видеть в иностранном языке богатое средство коммуникации, с помощью которого можно выражать одно коммуникативное намерение различными способами.

Однако, как показывает практика, недостаточно просто сформировать компенсаторную компетенцию, необходимо также стимулировать использование компенсаторных стратегий в речи, поскольку существует ошибочное мнение, что изменить высказывание посредством применения компенсаторных стратегий, значит, в некоторой степени, показать свое невежество. В этом многим видится причина того, что независимо от уровня владения языком, студенты боятся выражать коммуникативные намерения. Кроме того, многие преподаватели концентрируют свое внимание на исправлении ошибок, что также влияет на нежелание студента участвовать в иноязычном общении.

Преодоление проблемы боязни совершить ошибку видится в выборе соответствующей формы работы, максимально комфортной в психологическом отношении, способствующей самовыражению студента, мотивирующей к общению. В качестве такого средства рассматривается технология симуляции или как ее еще называют - метод глобального подражания (les simulations globales).

Впервые технология симуляции появилась во Франции в конце 70-х годов и получила там широкое распространение. Франсис Дебизер (F. Deby-ser), один из ее основателей, дает следующее определение симуляции: «си-

муляция применительно к языку - это подражательное, выдуманное и разыгранное воспроизведение межличностных контактов, организованных вокруг проблемной ситуации: изучение какого-либо случая, разрешение проблемы, принятие решения и т.д.».

Цель данной технологии - использовать активные методы обучения при изучении иностранного языка, развивать инициативность и самостоятельность студентов в осуществлении общения на изучаемом языке, расширить кругозор при решении разнообразных познавательных заданий. Преимущество данной технологии в том, что она нацелена на студента как на личность, учитывает его интересы, возраст, опыт.

Основной задачей является не передача знаний, а организация собственной деятельности студентов по овладению способами анализа и обобщения учебного материала с помощью симуляции.

Учебная симуляция - компонент содержательного анализа объекта. Несомненным достоинством его является то, что данная технология позволяет преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность студентов. Содержание и форма зависят от того, что именно является предметом симуляции на конкретном рассматриваемом этапе обучения.

Симуляция основана на приеме драматизации, поэтому по своей сути близка к таким упражнениям как инсценировка и ролевая игра. Однако отличие симуляции от инсценировки заключается в том, что под последней, как правило, подразумевается воспроизведение межличностных отношений в соответствии с текстом художественного произведения, т.е. с использованием заданных языковых средств и заданного сюжета.

Главное отличие симуляции от ролевой игры заключается в том, что ролевая игра - это создание ситуации на занятии, а симуляция - это создание ситуации в ситуации. Принимая участие в ролевой игре, студенты воспроизводят реальные отношения в рамках той или иной ситуации, а участвуя в симуляции, они не только воспроизводят отношения в той или иной ситуации, но также при помощи преподавателя меняют ситуацию самого занятия. Данное понимание симуляции соответствует определению К. Джонса: симуляция - это реальность функции в смоделированной и структурированной среде. Реальность функции означает, что участники симуляции должны психологически вжиться в свою функцию (роль), для того чтобы выполнять обязанности в соответствии с ситуацией. В процессе симуляции они должны забыть о том, что они студенты, решая все возникающие проблемы самостоятельно, без помощи преподавателя. Смоделированная среда - это создаваемая преподавателем и учащимися среда, которая является схематичным изображением реальной среды общения, достаточным для осуществления коммуникации; при этом участники должны вести себя так, как будто эта искусственная среда и есть настоящая окружающая их действительность [3].

Симуляция является относительно новой и достаточно интересной технологией. В научной литературе существует множество различных ее трактовок, как среди отечественных, так и зарубежных ученых.

Так, например, GP. Landousse характеризует технологию симуляции как сложную, продолжительную, не допускающую никаких изменений, в то время как ролевую игру он рассматривает, как простой и легко адаптируемый прием. Симуляция создает ситуации реальной жизни, в то время как в ролевой игре участник становится каким-либо общеизвестным персонажем. По мнению Landousse GP. симуляция содержит в себе элемент ролевой игры [4].

Ученые J.C. Richard и T.S. Rodgers в своем труде «Approaches and methods in language teaching» пишут, что симуляция исходит от интерактивного аспекта лингвистики, при котором язык выступает как средство реализации межличностных отношений с целью решения социальных задач между людьми. Содержание языкового обучения, согласно данному подходу, может определяться с помощью моделей обмена и взаимодействия в соответствии с наклонностями студентов [5].

Другие ученые E. Christopher и L. Smith в своих работах исследуют то, насколько содержание языкового материала в симуляции может быть точно определенным, либо же остаться неопределенным, из-за различия между «конвергентными» и «дивергентными» моделями. Характер взаимодействия определен при конвергентной модели, в то время когда используется дивергентная модель, он остается неопределенным [2].

Scarcella R. и Crockoll D. в своих исследованиях пытались выяснить как использование технологии симуляции способствует более быстрому овладению иностранным языком. Ими были предложены три теории обучения, способствующие овладению языком: 1) погружение в большое количество информации; 2) активное вовлечение в учебный процесс; 3) нахождение в благоприятной атмосфере [6].

Педагог Е.М. Нарбут выделяет в технологии симуляции следующие этапы: ориентировка, тренировка, практика и анализ.

На этапе ориентировки происходит ознакомление с новым средством компенсации. Студентам предлагаются ознакомительно-поисковые упражнения, ориентированные на поиск и анализ средств компенсации в предложенной смоделированной симуляции. При анализе предложенной симуляции, с одной стороны, актуализируется внимание на компенсаторной стратегии, с другой стороны, студенты знакомятся с понятием симуляции, учатся присваивать чужую роль и действовать при этом от своего имени, что подготавливает их к созданию собственной симуляции.

На этапе тренировки происходит поэтапное формирование компенсаторного навыка, посредством языковых и условно-речевых упражнений, содержащих опоры и организующих многократные повторения. Происходит осознанное формирование языкового компенсаторного навыка как способ-

ности пользоваться конкретным языковым материалом для построения высказывания в условиях коммуникативного затруднения. Условно-речевые упражнения совершенствуют компенсаторные речевые навыки и характеризуются ситуативностью, наличием речевой задачи и направленностью на тренировку учебного материала в рамках учебной коммуникации.

Этап практики направлен на развитие речевого компенсаторного умения, предполагающего формирование способности общаться в новых условиях в соответствии с развитием ситуации общения при неподготовленной речи и свободном выборе языковых средств. Для создания ситуации общения, провоцирующей использование компенсаторных умений для решения коммуникативного затруднения, в качестве речевого упражнения студентам предлагается симуляция, в которую вовлекается вся группа. Используемая технология основывается на проблемном задании, стимулирующем интерес студентов и побуждающем к общению. Кроме того, проблемный характер симуляции реализуется через наполняемость определенным лингвистическим и текстовым материалом.

На этапе анализа происходит дискуссия, закрепление отрабатывающего материала, исправление допущенных ошибок, соотнесение результатов с поставленной целью. Аналитические упражнения направлены на самоанализ личностного, поведенческого и чувственного опыта, на обобщение полученных знаний, рассмотрение возможности использования полученного опыта в реальной жизни [1].

Таким образом, использование технологии симуляции позволяет значительно повысить эффективность процесса иноязычного образования, повысить как языковую, так и профессиональную подготовку студентов, подготовить их к участию в межкультурной коммуникации. Кроме того, явно видны преимущества использования данной технологии:

- мотивированное изучение профессиональной лексики на иностранном языке;

- грамотное создание речевой ситуации;

- междисциплинарная интеграция знаний;

- расширение кругозора.

Список литературы:

1. Нарбут Е.М. Использование технологии симуляции при обучении общению на иностранном языке / Е.М. Нарбут // Материалы VIII международной научно-практической конференции «Образование и наука без границ». - Польша: Przemysl Nauka i studia, 2012. - С.36-39.

2. Christopher E.M. Shaping the content of simulation/games / E.M. Christopher, L.E Smith // The Internet TESL Journal. - 1990. - Р. 47-54.

3. Jones K. Simulation in language teaching / K. Jones // The Internet TESL Journal. - 2002. - Р. 145-148.

4. Landousse G.P. Role play / GP. Landousse. - Oxford: Oxford University Press, 2005. - 136 p.

5. Richards J.C., Rodgers T.S. Approaches and methods in language teaching / J.C. Richards, T.S.Rodgers. - Cambridge: Cambridge University Press, 2003. -147 p.

6. Scarcella R., Crookall D. Simulation / gaming and language acquisition. -New York: Newbury House, 1990. - P. 223-230.

ОБОСНОВАНИЕ ПЕРВОГО ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ К РАННЕЙ ПРОФИЛАКТИКЕ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

© Романова Л.Л.*

Амурский государственный университет, г. Благовещенск

Данная статья посвящена обоснованию одного из организационно-педагогических условий профессиональной подготовки бакалавров социальной работы к ранней профилактике семейного неблагополучия. А именно - введению в учебный план направления подготовки 040400.62 «Социальная работа» дисциплины «Основы фамилистики».

Ключевые слова: профессиональная подготовка бакалавров социальной работы, семейное неблагополучие, этапы профессиональной подготовки, фамилистика.

Ранее нами была разработана модель профессиональной подготовки бакалавров социальной работы к ранней профилактике семейного неблагополучия (рис. 1). Целью которой является профессиональная подготовка бакалавров социальной работы к ранней профилактике семейного неблагополучия.

Исходя из особенностей процесса профессиональной подготовки социальных работников в вузе, были выделены следующие принципы профессиональной подготовки бакалавров социальной работы к ранней профилактике семейного неблагополучия: объективности и научности, связи теории с практикой, активности обучаемых, междисциплинарной дополняемости, личностной ориентации.

Учитывая выделенные принципы профессиональной подготовки бакалавров социальной работы к ранней профилактике семейного неблагополучия, были выделены следующие этапы:

* Ассистент кафедры Медико-социальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.