5. Закон «Об образовании» Донецкой Народной Республики, принятый Народным Советом Донецкой Народной Республики 19.06.2015г., Постановление № 1-233П-НС).
6. Нормы времени для планирования и учета объема учебной работы педагогических и научно-педагогических работников образовательных организаций высшего и дополнительного профессионального образования (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 412 от 20.08.2015 г.)
7. Третьяков П. И. Адаптивное управление педагогическими системами: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / П. И.Третьяков, С. Н. Митин, Н. Н. Бояринцева; под ред. П. И. Третьякова. - Москва : Издательский центр Академия, 2003. - 368 с.
8. Корзникова Г. Г. Менеджмент в образовании: практический курс / Г. Г Корзникова. -Москва : Академия, 2008. - 345 с.
Халимонова Елена Николаевна
учитель начальных классов, учитель- методист МОУ «Школа № 94 г. Донецка» (г. Донецк, ДНР)
УДК 37.013
ТЕХНОЛОГИЯ САМОРАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ TECHNOLOGY OF SELF-DEVELOPMENT TRAINING
Технология саморазвивающего обучения включает в себя все технологии развивающего обучения и дополняет их целым рядом других потребностей саморазвития личности: в самоутверждении, в самовыражении, в самоопределении, в саморегуляции, в самоактуализации. Это позволяет сформировать у учащегося доминанту на самосовершенствование - постоянный нравственный рост, обогащение себя знаниями и опытом.
Ключевые слова: самовыражение, самоопределение, саморегуляция, самоактуализация.
The technology of self-developing learning includes all the technologies of developmental learning and supplements them with a series of other needs for self-development of the individual: in self-assertion, in self-expression, in self-determination, in self-regulation, in self-actualization. This makes it possible to form the pupil's dominant self-improvement - constant moral growth, enriching oneself with knowledge and experience.
Key words: self-expression, self-determination, self-regulation, self-actualization.
Всё из жизни, всё для жизни!
Начальная школа формирует основы учебной деятельности, формирует личность ребёнка. Учитель должен дать каждому учащемуся не только определённую сумму знаний, но и вооружить их в процессе обучения такими умениями, которые позволяли бы им определить свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.
В своей работе использую и комбинирую традиционные и современные технологии: методику опережающего обучения, развитие критического мышления, технологии развивающего и саморазвивающего обучения.
Развивающее обучение - это новый, активно- еятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.
Технология обучения, основанная на использовании мотивов самосовершенствования личности, представляет собой новый уровень развивающего обучения и называется саморазвивающим обучением. Автор технологии саморазвивающего обучения - Селевко Герман Константинович - кандидат педагогических наук, научный руководитель авторской «Школы доминанты самосовершенствования личности».
Особенностями методики саморазвивающего обучения являются:
- основная мотивация: нравственно-волевая плюс познавательная. Позиция учителя: деловой партнер, старший товарищ, знающий более высокую истину. Позиция учащегося: свобода выбора, самоопределение;
- сверхзадачей частных методик в самостоятельной работе учащегося является формирование у учащихся доминанты (психологической установки) на самосовершенствование;
- межличностные отношения «учитель-учащийся» определяются гуманно-личностным подходом («любить, понимать, принимать, сострадать, помогать»).
Опора на положительное стимулирование (педагогика успеха), отрицание внешнего принуждения, партнерские отношения сотрудничества создают условия для удовлетворения потребностей самосовершенствования, ориентируют учащегося на воспитание в себе положительных творческих доминант поведения;
Организация учебного процесса по предметам основана на:
- перенесение акцента с преподавания на учение;
- превращение педагогического руководства в самовоспитание и самообразование личности при приоритете организации учебно -воспитательного процесса;
- использовании нравственно-волевой мотивации деятельности (наряду с познавательной);
- приоритете самостоятельных методов и приемов.
Для создания условий самоопределения (возможностей самопроб) ребенка в различных стилях и методах деятельности в самостоятельной работе учащегося используется система планирования методик, применяемых в учебных предметах. Каждый школьник на протяжение периода обучения должен поработать во всех важнейших методических режимах (технологиях).
Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и ряда других потребностей саморазвития
личности: в самоутверждении, в самовыражении, в защищенности, в самоактуализации.
Данная технология ставит перед собой следующие цели:
- формирование человека самосовершенствующегося;
- развитие СУМ - самоуправляющих механизмов личности;
- воспитание доминанты самосовершенствования, саморазвития личности;
- формирование индивидуального стиля учебной деятельности.
При использовании технологии саморазвивающего обучения учащийся является субъектом, а не объектом обучения. Обучение становится приоритетным по отношению к развитию и направлено на всестороннее развитие личности.
Ведущая роль отводится теоретическим, методологическим знаниям и является практикоориентированным обучением, то есть обеспечивает системно-деятельностный подход в обучении.
В своей работе стараюсь создать развивающую среду на уроке, при этом меняется и моя позиция: выступаю в роли консультанта и помощника. Для создания развивающей среды использую в работе следующие приёмы:
- поощрение за попытки что-то сделать самостоятельно;
- создание ситуации успеха;
- коллегиальность целеполагания;
- побуждение к выражению своей точки зрения, отличной от мнения окружающих;
- апробирование других способов мышления и поведения;
- включение учащихся в разные виды деятельности;
- умение слушать и понимать точку зрения собеседника;
- умение определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе;
- умение осуществлять самооценку своей деятельности;
- позволение учащимся брать на себя ответственность за конечный результат;
- осознание учащимися того, что я чего-то «не знаю», «не умею», «не понимаю» - первый шаг к «знаю», «умею» и «понимаю».
На уроках включаю учащихся в разные виды деятельности: частично -поисковую деятельность, исследование, самостоятельный поиск доказательств с использованием дополнительных источников информации, конструирование задачи, создание игровых ситуаций, создание проблемных ситуаций и их решение.
Учащимся предоставляется самостоятельный выбор (темы, способа деятельности, уровня сложности задания), они определяет своё место и результаты работы в группе, учатся умению слушать, задавать вопросы и высказывать предложения.
У них формируется осознанность цели работы, ответственность за результат, понятия и организация своих действий на их основе, самооценка.
Перед нами стоит задача - воспитание человека нового типа, человека, способного самостоятельно добывать знания, производить и творчески их применять. В современном мире, где доступ к любой информации не ограничен, меняется роль учителя. Развитие задатков, способностей и интеллекта зависит от развития логического мышления учащихся. Хорошее логическое мышление, развитая способность рассуждать, собственная точка зрения сориентируют ребёнка в любой жизненной ситуации. В своей работе использую также технологию интеллект-карт, которые способствуют развитию универсальных логических действий учащихся. Другими словами, это - технология развития эффективного мышления, которая, в свою очередь, является гармонично развивающей:
- логическое мышление, воображение;
- зрительную память;
- системное и целостное мышление, способствующее максимальному запоминанию материала учебников;
- умение анализировать, систематизировать и структурировать
большие объемы информации;
- использовать знания в разных областях деятельности: обучении,
повседневной жизни, процессе саморазвития.
Для создания интеллект-карт использую как свой собственный материал, так и материал, который нахожу в Интернет-ресурсах. Подача учебного материала в виде интеллект-карт сокращает время обучения, способствует развитию логического мышления, стойкости внимания и устойчивого запоминания, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Выделяют следующие разновидности интеллект-карт:
- карта памяти;
- карта текста;
- карта правила;
- карта учебника;
- мнемоническая карта;
- конспект-карта;
- вопрос-карта;
- карта мышления;
- плей-карта;
- трафарет-карта.
Целью и средством в педагогическом процессе становится доминанта самосовершенствования личности, включающая в себя установки на самообразование, на самовоспитание, на самоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию обучающихся.
В технологии «самостоятельная работа учащегося» большое значение имеет организация взаимосогласованного просвещения учащихся, учителей и родителей, координация функционирования всех трех подсистем: теории, практики и методики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бардин К.В. Как научить детей учиться / К.В. Бардин. - Москва, 1987.
2. Берне Р. Развитие Я - концепции и воспитание / Р. Берне. - Москва, 1986.
3. Селевко Г.К. Доминанта в развитии личности / Г.К. Селевко // Народное образование. -1995. - №8.
4. Селевко Г.К. Саморазвивающее обучение Г.К. Селевко. - Ярославль: ИПК, 1996. |
5. Ухтомский А.Л. Собрание сочинений. Т 1. Учение о доминанте. - Ленинград, 1950.
6. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров - Москва : Интерпракс, 1995.
Шелепова Светлана Владимировна
старший преподаватель ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 378
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА
DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES BY MEANS OF DECORATIVE AND APPLIED CREATIVITY
В данной статье основное внимание автор уделяет освещению особенностей творчества как одному из ведущих видов деятельности на современном этапе развития общества. Особое внимание уделяется творческой деятельности на занятиях творческо-конструкторской деятельностью и декоративно-прикладным творчеством, где студенты проявляют и реализуют способности и потребности в творчестве, учатся мыслить креативно, у них возникает большой спектр интересных идей, следствием чего является повышение уровня развития творческих способностей.
Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, взаимодействие, творческо-конструкторская деятельность, декоративно-прикладное творчество.
In this article the author focuses on highlighting the features of creativity as one of the leading activities at the present stage of the development of society. Particular attention is paid to creative activity in creative design activities and Arts and crafts where students demonstrate and realize the abilities and needs for creativity, learn to think creatively, they have a wide range of interesting ideas, resulting in the increase of creative abilities.
Key words: creativity, creative activity, interaction, creative and constructive activity, decorative and applied creativity.
Развитие культуры, культурный прогресс, происходит за счет таких двигателей, как гениальные личности, талантливые люди. Их уникальное сознание способно придумывать новые формы искусства, новые стили и оттенки уже созданного. Изначально таким людям не доверяют, их не слушают, но позже к ним обязательно приходит признание, и их имена,