Научная статья на тему 'Технология реализации системы профессиональной восстановительно-профилактической подготовки педагогов по физической культуре'

Технология реализации системы профессиональной восстановительно-профилактической подготовки педагогов по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИИ / СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМА / ВОССТАНОВИТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / STRUCTURE OF TECHNOLOGY / CONTENTS OF TECHNOLOGY / SYSTEM / RESTORATIVE-PROPHYLACTIC TRAINING / PEDAGOGICAL DESIGNING / PHYSICAL TRAINING TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пешков В. Ф.

В статье представлено использование педагогического проектирования в качестве инструментария создания и внедрения технологии реализации системы профессиональной восстановительно-профилактической подготовки педагогов по физической культуре. Дана ее структура, содержание частей технологии: концептуальной части; перспективной; организационной; методической; диагностической части. Особое внимание уделено построению технологической карты методической части технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пешков В. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the use of pedagogical designing as instruments of creation and installation of technology of realization of system of professional restorative-prophylactic training of physical training teachers. The article gives the structure and the contents of parts of the technology: conceptual part; perspective; organizational; methodical and diagnostic parts. Special attention is given to the construction of technological chart of methodical part of the technology.

Текст научной работы на тему «Технология реализации системы профессиональной восстановительно-профилактической подготовки педагогов по физической культуре»

УДК 378.02:378.8

В. Ф. Пешков

ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВОССТАНОВИТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Томский государственный педагогический университет

Для реализации в практике системы профессиональной восстановительно-профилактической подготовки использована педагогическая технология. В качестве технологического инструментария может быть использовано педагогическое проектирование [1; 2], внедряемое в современную педагогику. Проектирование позволило спланировать рациональную последовательность реализации системы подготовки, выделить технологические элементы, разработать содержательно-процессуальные и диагностические аспекты технологии. При разработке структуры технологии был использован подход Г.К. Селевко и представления диссертанта о педагогической технологии, включающей в себя все составные необходимые, целесообразные части, обеспечивающие целостный педагогический процесс в рамках созданной педагогической системы.

Структура технологии реализации системы профессиональной восстановительно-профилактической подготовки педагогов по физической культуре.

1. Концептуальная часть, опирающаяся на теоретические подходы.

2. Перспективная часть включает разработку модели современного педагога по физической

культуре, ориентируемого на восстановительнопрофилактическую деятельность.

3. Реорганизационная часть предусматривает совершенствование структуры ФФК, управления, создание специальной образовательной и научной среды, комплекса учебно-образовательных учреждений для обеспечения непрерывной профессиональной восстановительно-профилактической подготовки.

4. Методическая часть предусматривает разработку вариантов многопрофильной и полифункци-ональной профессиональной подготовки и в их структуре создание методики профессиональной восстановительно-профилактической подготовки в учебно-воспитательном процессе, включающей содержание, методы обучения, формы организации.

5. Диагностическая часть оценивает эффективность функционирующей педагогической системы.

I. Концептуальная часть технологии построена:

1. На системном, технологическом, проблемнорефлексивном подходах.

2. На идеях непрерывного образования.

3. На представлениях диссертанта о том, что профессиональная восстановительно-профилактическая подготовка требует не локальных действий,

Вестник ТГПУ. 2008. Выпуск 3 (77)

а развертывания целостного педагогического процесса в рамках:

- гуманистической профессионально-этической парадигмы подготовки на основе восстановительно-профилактической направленности физкультурно-спортивного образования;

- реорганизации статуса и структуры ФФК;

- включения профессиональной восстановительно-профилактической подготовки в структуру многопрофильной подготовки на базе специальности «Физическая культура и спорт» с дополнительной специальностью «Валеология» и в структуру полифункциональной подготовки на базе специальности «Физическая культура и спорт» со специализацией «Спортивная подготовка»;

- комплексного функционирования восстановительно-профилактической среды и научно-исследовательской среды;

- специфики реализации восстановительно-профилактической подготовки в учебно-воспитательном процессе, предполагающей двухуровневую методику обучения: рефлексивно-личностный и ди-дактико-интеграционный уровни;

- комплексного подхода к подбору показателей и критериев диагностики эффективности системы подготовки, определяющих педагогическую и социальную результативность.

II. Перспективная часть. Данная часть технологии включает выстраивание педагогических процессов, обеспечивающих разработку модели педагога по физической культуре, ориентируемого на восстановительно-профилактическую деятельность.

1. Изучение прогностических характеристик развития отрасли физической культуры и спорта, профессионального физкультурно-спортивного образования.

2. Исследование профессиональных восстановительно-профилактических аспектов характеристик педагогов по физической культуре, работающих в разных типах образовательных, спортивных и оздоровительных учреждений.

3. Установление комплекса профессиональных и личностных качеств, ценностей, ориентирующих на профессиональную восстановительно-профилактическую подготовку и практическую деятельность.

4. Выявление специфики задач, должностных обязанностей, содержания практической восстановительно-профилактической деятельности педагогов по физической культуре.

III. Реорганизационная часть предполагает выстраивание следующей технологической карты (цепочки):

1. Перевод ФФК в статус ИФК в составе педагогического университета.

2. Реорганизация структуры ИФК на основе создания трех учебных отделений: педагогического,

валеологического, спортивного и включения в них соответственно специальных кафедр: теории и методики физической культуры и спорта; валеологии; спортивной и оздоровительной гимнастики, силовых и национальных видов спорта, спортивных циклических дисциплин.

3. Реорганизация управления ИФК в структуре педагогического университета на основе введения новых должностей, разработки квалификационных должностных полномочий и обязанностей.

4. Создание и функционирование комплекса учебно-образовательных учреждений на базе учреждений довузовского, вузовского и послевузовского образования, обеспечивающего непрерывную восстановительно-профилактическую подготовку.

5. Создание и обеспечение функционирования восстановительно-профилактической среды, включающей научно-образовательный валеологический центр ИФК ТГПУ, восстановительно-профилактический центр, учебно-методическую лабораторию, спортивный клуб ИФК, федерации по видам спорта.

IV. Методическая часть технологии предполагает построение следующей технологической карты (цепочки):

1. Проектирование содержательно-процессуального компонента методической части технологии:

1) разработка учебных планов по специальности «Физическая культура и спорт» со специализацией «Спортивная подготовка», по специальности «Физическая культура и спорт» с дополнительной специальностью «Валеология»:

- определение перечня инновационных дисциплин в структуре основной и дополнительной специальности и специализации;

2) разработка учебных программ по инновационным и традиционным дисциплинам восстановительно-профилактического характера, разделов «Восстановительно-профилактические средства» в дисциплинах, представленных в ГОС ВПО:

- научно-практическое обоснование выбора базовых тем, уровней интеграции знаний, умений;

- наполнение учебных тем дисциплин содержанием теоретического и практико-методического характера по семестрам пятилетнего цикла обучения;

3) планирование организационных форм образовательного процесса:

- аудиторных форм (лекции, аналитические обзоры, тематические и проблемные, практические занятия, организация демонстрации, практическое освоение восстановительно-профилактической технологии, семинары, дискуссии);

- внеаудиторных форм (организация восстановительно-профилактической деятельности в системе учебно-тренировочных занятий и методических занятий в восстановительном и валеологическом центрах).

Н.В. Полева. Один из аспектов формирования готовности борцов к соревнованиям..

2. Планирование интеграции учебной и научноисследовательской работы студентов:

- функционирование научно-образовательного валеологического центра на основе интеграции научно-исследовательской, учебной работы и практической восстановительно-профилактической деятельности студентов;

- организация и проведение международных, региональных и городских научных конференций по проблеме сбережения здоровья, формирования здоровья и совершенствования подготовки педагогов по физической культуре;

- организация и проведение научной работы студентов в научно-исследовательском отделе детско-юношеского клуба по физической культуре при департаменте образования администрации г. Томска по проблеме интеграции оздоровительно-физкультурных и спортивно-массовых мероприятий школьников.

3. Планирование социально-психологического регулирования в учебной группе:

- разработка учебных личностно-ориентированных ситуаций по стимулированию студентов к познавательной деятельности на основе выделения в содержании обучения акцентов на формирование профессиональных позиций о подготовке восстановительно-профилактического характера, ключевых ценностей, гуманизирующих профессиональную подготовку, актуализирующих создание обстановки сотрудничества, погружения в состояние психофизиологического комфорта;

- планирование проведения в учебном процессе коррекции и разрешения конфликтов в учебных группах по причине психофизиологического утомления (вызванного интенсификацией учебного и тренировочного процессов) посредством использования тех-

нологии психологической защиты в условиях созданной диалогической среды, основанной на рефлексии, компромиссе, сотрудничестве, толерантности.

4. Планирование диагностики качества реализации методики профессиональной восстановительно-профилактической подготовки в учебно-воспитательном процессе.

V. Диагностическая часть технологии требует проектирования комплексной диагностики результативности функционирующей педагогической системы профессиональной восстановительно-профилактической подготовки.

1. Анализ современных научных подходов к диагностированию педагогических систем.

2. Выявление структурных компонентов профессиональной восстановительно-профилактической подготовки.

3. Определение комплексов параметров диагностики эффективности функционирования системы, разработка их характеристик.

4. Определение критериев, показателей и количественных оценок уровней компонентов восстановительно-профилактической подготовленности студентов.

5. Разработка программы мониторинга на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы с целью установления эталонных характеристик модели современного педагога по физической культуре, ориентированного на восстановительно-профилактическую деятельность.

6. Диагностика эффективности реализации педагогической системы профессиональной восстановительно-профилактической подготовки на формирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы.

Поступила в редакцию 25.09.2008

Литература

1. Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования: Логико-методологические проблемы. СПб., 2001.

2. Маркова С.М. Теоретические основы проектирования образовательных систем в условиях многоуровневого профессионального образования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.