Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ'

ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иностранный язык / воспитание патриотизма / социокультурная компетенция / национально-региональный компонент / педагогическая технология

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колядная Юлия Сергеевна

в настоящее время всё большую актуальность приобретает воспитательный процесс в школе, огромную роль играет патриотическое воспитание. В данной статье представлены формы, методы, способы – педагогическая технология внедрения регионального компонента в учебно-воспитательный процесс по иностранному языку в школе. Введение регионального компонента на уроках иностранного языка – это один из способов развития патриотического воспитания школьников. Использование регионального компонента помогает формировать у обучающихся основы гражданской идентичности, развивать коммуникативную компетенцию (социокультурную компетенцию). В статье описан практический опыт работы учителя и методические рекомендации по работе с региональным компонентом на уроках английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колядная Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ

Колядная Ю.С.

Колядная Юлия Сергеевна - учитель английского языка,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени А.А. Первенцева станицы Новопокровской муниципального образования Новопокровский

район

ст. Новопокровская

Аннотация: в настоящее время всё большую актуальность приобретает воспитательный процесс в школе, огромную роль играет патриотическое воспитание. В данной статье представлены формы, методы, способы - педагогическая технология внедрения регионального компонента в учебно-воспитательный процесс по иностранному языку в школе. Введение регионального компонента на уроках иностранного языка - это один из способов развития патриотического воспитания школьников. Использование регионального компонента помогает формировать у обучающихся основы гражданской идентичности, развивать коммуникативную компетенцию (социокультурную компетенцию). В статье описан практический опыт работы учителя и методические рекомендации по работе с региональным компонентом на уроках английского языка. Ключевые слова: иностранный язык, воспитание патриотизма, социокультурная

компетенция, национально-региональный компонент, педагогическая технология.

УДК 372.881.111.1

В настоящее время в образовательных организациях приоритетным стало не только обучение, но и воспитание. Педагогические работники организуют свою работу в соответствии с программой воспитания.

Одним из результатов реализации программы воспитания должно стать приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС, одним из которых является формирование у обучающихся основ российской идентичности [1, с. 2].

Возникает вопрос: как связано формирование основ российской идентичности с предметной областью «Иностранный язык»?

В примерных программах учебного предмета «английский язык» данная связь подробно описана. Изучение иностранного языка направлено на формирование коммуникативной культуры обучающихся, осознание роли языков как инструмента межличностного и межкультурного взаимодействия, способствует их общему речевому развитию, воспитанию гражданской идентичности... [2, с. 5].

Одной из целей изучения учебного предмета «иностранный язык» является формирование коммуникативной компетенции обучающихся, в нее входит несколько составляющих, и одна из них - социокультурная компетенция. Социокультурная компетенция - это приобщение к культуре и традициям не только стран изучаемого языка, но и формирование умения представлять свою страну и её культуру в условиях межкультурного общения [2, с. 6].

Для реализации социокультурной компетенции в обучение включается национальнорегиональный компонент.

В словаре социолингвистических терминов В.Ю. Михальченко этому понятию даётся следующее определение: национально-региональный компонент учебного плана - часть содержания образовательного процесса, которая отражает национальное или региональное

и своеобразие культуры, особые потребности и интересы в области образования народов нашей страны в лице субъектов Федерации... [3, с. 144].

В учебно-методических комплектах национальный компонент реализуется в достаточном объёме: представлено большое количество заданий о России, региональный компонент представлен в меньшей степени: единичные задания общего содержания, подходящие для любого региона. В рамках регионального компонента можно условно выделить ещё один элемент - местный компонент, это изучение достопримечательностей, традиций не всего региона, а конкретного места проживания - города, станицы, села...

Целостный подход и педагогическая практика предполагают изучение природы, культуры, истории по линии - «Мир - Отечество -родной край», а учащийся осваивает мир в обратном порядке: для него опыт знакомства и с природой, и с хозяйственной деятельностью человека, и с памятниками истории и культуры происходит именно там, где он живет [5, с. 6].

Разумное включение регионального компонента в базовую и дополнительную части обучения иностранному языку школьников представляется делом общественно значимым, а главное - актуальным. Ведь «живое слово земляков и о земляках на уроках иностранного языка, также воспитывает интерес к тому, что называется малой родиной, рассказывает о ее истории и сегодняшнем дне, что, в конечном счете, способствует общей гуманизации школьного образования». [4, с. 107].

В целом интерес к познанию материала о родном крае естественен, ибо знание его необходимо для комфортности и жизнедеятельности в регионе. Целенаправленное взаимодействие учителя и учащихся в этой области позволяет в детях формировать чувство патриотизма, с помощью материала о родном городе и крае шире охватывать картину содержащего мира, развивать культуру знаний и приблизить уровень образованности учащихся к требованиям современной школы, что и влияет на качество обучения. Главной своей задачей в введении регионального компонента на уроках иностранного языка является задача научить учащихся не только любить свою «малую» Родину, но и уметь пользоваться региональным материалом на иностранном языке в нужной ситуации [5, с. 8].

Учителю необходимо иметь прочную методическую базу для того, чтобы реализовать в достаточном объёме региональный и местный компоненты. Следует использовать краеведческие материалы с включением языкового материала, отражающего специфику региона и места проживания, обучающегося для усиления обучающего и воспитательного эффекта.

Если у учителя достаточно материала, можно организовать отдельный учебный курс внеурочной деятельности.

Но можно не нарушать целостность занятий и вводить элементы краеведения фрагмертарно, в соответствии с темой урока.

Одним из самых эффективных методик для реализации регионального, местного компонентов является метод проектов. Для этого обучающимся необходимо организовывать поисково-исследовательскую деятельность, результаты которой они должны представить в конечном продукте. Младшие школьники выполняют рисунки, после чего устраивается выставка. Старшие школьники задействуют ИКТ-компетентность, оформляют презентации, короткие видео, буклеты и пр. Защита проектов происходит так же на конкурсной основе. Для лучших проектов я организую публикацию работ в СМИ. Для обучающихся очень важно, что их труд может выходить за рамки школы. Они очень гордятся тем, что их проекты размещены на авторитетных площадках в сети Интернет. Это мотивирует детей заниматься и иностранным языком, и исследовательской деятельностью.

В рамках реализации регионального, местного компонентов учитель может использовать возможности учебно-методическом комплекта. Так, например, можно использовать тексты об иноязычных странах: выбирать, ничего не изменяя, те фразы из текста, которые подходят под описание места проживания обучающихся. Тексты с географическими данными стран изучаемого языка можно изменять так, чтобы они соответствовали данным региона. Таким образом, обучающиеся работают с лексико-

25

грамматической стороной речи, а так же могут увидеть сходства и различия иноязычных стран и своей страны, своего региона. Данный вид работы помогает развивать смысловое чтение, развивает коммуникативную компетенцию в части представления своей страны и стран изучаемого языка.

В своей работе я наметила эффективную методику преподавания регионального, местного компонентов, это - предложение обучающимся заданий, которые составляются учителем самостоятельно. Такие задания максимально удобны для работы, так как учитель может организовать дифференциацию образовательно процесса, можно менять или дополнять задания с учетом познавательных возможностей конкретного класса, или, в индивидуальной работе, конкретного обучающегося.

Мною был создан сборник заданий о станице Новопокровской, Новопокровского района Краснодарского края на английском языке (далее - сборник). В сборнике представлены разноуровневые, дифференцированные задания, которые отражают информацию о месте проживания обучающихся, культурных мероприятиях, достопримечательностях, выдающихся людях станицы. Обучающиеся являются непосредственными участниками описанных событий, поэтому такие задания вызывают особый интерес школьников.

Задания сборника, помимо реализации регионального и местного компонентов, направлены на развитие смыслового чтения, здесь представлены тексты для чтения, в том числе несплошные, с заданиями к ним.

Первое задание в сборнике - это задание на чтение несплошного текста. В задании представлена таблица с данными о станице Новопокровской, по которым обучающимся нужно составить монологическое высказывание. Здесь же представлена диаграмма численности населения c 1939 по 2021 год. Работа с диаграммой помогает формировать и развивать познавательные универсальные учебные действия, позволяет добиться качественных предметных результатов. Данное задание развивает не только коммуникативные умения в части говорения (монологическое высказывание, сравнение с опорой на данные), а так же языковые знания и умения в грамматической стороне речи (количественные числительные, числительные для обозначения дат).

Далее в сборнике представлены задания, которые можно включать в темы уроков.

Например, при изучении темы “Famous people” ребятам я предлагаю задание, в котором представлены краткие описания выдающихся людей станицы, в том числе и современников, людей с которыми обучающиеся знакомы лично.

При изучении темы “Amazing creatures” мы обсуждаем животных региона, а так же читаем в сборнике о животных, которые проживают непосредственно в станице.

В рамках темы “Special days” ребята вспоминают международный фестиваль искусств "Степная лира", благодаря которому в 2019 году был подписан договор о побратимстве между Новопокровским сельским поселением и Итальянским городом Каманья-Монферрато. Фестиваль проходит с 2017 года, и ежегодно учащиеся школы становятся непосредственными его участниками. В сборнике представлен текст, который следует прочитать и ответить на вопросы на понимание прочитанного.

Благодаря поисково-исследовательской работе обучающихся и совместной деятельности с учителем, информация на английском языке о Краснодарском крае и станице Новопокровской постоянно пополняется, и в перспективе планируется выпустить ещё сборник в соавторстве с обучающимися, что повысит их заинтересованность в данном виде работы.

Эффективность данного педагогического опыта представлена на практике. Обучающиеся стали предлагать тематику для работы в данном направлении: актуальные культурные мероприятия, события, выбирать себе темы проектов по английскому языку, связанные с региональным компонентом. Обучающиеся усвоили и научились использовать в своей иноязычной речи новые лексические и грамматические структуры.

Использование национально-регионального и местного компонентов в обучении иностранному языку повышает эффективность образовательного процесса, формирует

26

доброжелательное и заинтересованное отношения обучающихся к стране изучаемого языка, ее культуре и народу, развивает творческие способности обучающихся в процессе активной познавательной деятельности, но от учителя требует разработки методики, программ использования явлений региональной, местной культуры при обучении иностранному языку, современных творческих методов, техник, приемов обучения и развития личности школьников.

Список литературы

1. Государственная информационная система «Реестр примерных основных общеобразовательных программ». Примерная программа воспитания. [Электронный ресурс] URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaja-programma-vospitanija (дата обращения: 17.07.2023).

2. Государственная информационная система «Реестр примерных основных общеобразовательных программ». Примерная рабочая программа основного общего образования «Иностранный язык» (английский) [Электронный ресурс] URL: https://fgosreestr.ru/oop/primemaia-rabochaia-programma-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia-inostrannyi-iazyk-angliiskii_(дата обращения: 17.07.2023).

3. Словарь социолингвистических терминов. М.: Российская академия наук. Институт языкознания. Российская академия лингвистических наук. Ответственный редактор: доктор филологических наук В.Ю. Михальченко. 2006.

4. Фаткуллина З.Р. Использование национально-регионального компонента в обучении, для повышения интереса к иностранному языку // МНИЖ. 2013. №11-2 (18). URL: https ://cyberleninka. ru/article/n/ispolzovanie -natsionalno -regionalnogo -komponenta-v-obuchenii-dlya-povysheniya-interesa-k-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 25.08.2023).

5. Бейзеров В.А. Использование регионального компонента в обучении иностранному языку. Методические рекомендации: учебно-методическое пособие / В.А. Бейзеров; М-во образования РБ, Гомельская государственная лингвистическая гимназия. - Гомель: ГГЛГ, 2008. - 35 с.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И

ПРЕОДОЛЕНИЮ ЗРР Меркучева В.В.

Меркучева Вероника Валерьевна - магистрант, кафедра педагогики и психологии,

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Пермь

Аннотация: в статье говориться о проблеме предупреждения и выявления задержки речевого развития у детей раннего возраста, которая на сегодняшний день одна из важнейших направлений логопедической работы. Очень важно выявить и установить причины задержки речевого развития детей как можно раньше, это даст возможность предупредить дальнейшие речевые нарушения и вторичные отклонения у ребенка.

Речь ребенка в возрасте 2 лет активно формируется на фоне развития основных психических процессов. Мышление помогает ему сравнивать вещи друг с другом, устанавливая простые связи. По мере того как вы повышаете устойчивость внимания, вы можете рассказы или совместно смотреть развивающие видео. Память и восприятие все больше улучшаются и позволяют с большим успехом осваивать нормы родного языка. Прослушивание коротких рассказов уже имеет смысл, ребенок может повторять сложные слова, простые фразы и самостоятельно пересказывать небольшой фрагмент вслед за взрослым. На втором году жизни ребенок интересуется всем, что происходит

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.