Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРИНЦИПУ ДИАЛОГА КУЛЬТУР ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРИНЦИПУ ДИАЛОГА КУЛЬТУР ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕННОСТИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / РОДНАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА СТРАНЫ ИЗУЧАЕМОГО ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимчик Оксана Александровна, Головина Полина Александровна

В статье рассматривается вопрос патриотического воспитания школьников основного общего и среднего общего образования при обучении иностранному языку. Мы обосновываем необходимость формирования патриотических чувств у подрастающего поколения; отмечаем патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений образовательной и воспитательной политики России; подчеркиваем актуальность развития патриотического сознания в условиях современной школы. Принцип диалога культур, под которым мы понимаем совокупность отношений предметов и явлений, свойственных различным культурам (родной культуре и культуре носителя языка), в их взаимосвязи и взаимодействии, рассматривается как инструмент патриотического воспитания при обучении иностранному языку в основной и средней школах. Мы отмечаем, что использование принципа диалога культур в обучении иностранному языку способствует более эффективному освоению культуры страны изучаемого языка, а также формирует более осознанное отношение к родной культуре. В качестве примера реализации патриотического воспитания средствами английского языка мы представляем ряд упражнений различной типологической направленности, разработанных на основе принципа диалога культур России и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Упражнения включают задания на проверку знания таких аспектов рассматриваемых культур, как история, традиции, культура, наука и символика. Мы делаем вывод о том, что приведенные упражнения имеют междисциплинарный характер и обладают воспитательным потенциалом в контексте повышения патриотического сознания школьников, так как способствуют воспитанию чувства ценности истории и культуры своей Родины, своего великого народа и уважения к стране изучаемого языка и его представителям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC EDUCATION WHILE TEACHING FOREIGN LANGUAGES AT SCHOOL: DIALOGUE OF CULTURE APPROACH

The article deals with the problem of patriotic education of students of basic general and secondary general education when teaching a foreign language. It discusses the necessity of the formation of patriotic feelings among the younger generation; patriotic education is noted as one of the priority directions of Russia’s educational policy; the relevance of the development of patriotic consciousness in the conditions of modern school is indicated. The principle of dialogue of cultures, by which we mean the totality of relations of objects and phenomena peculiar to different cultures (native culture and the native speaker’s culture) in their interrelation and interaction, is considered as an instrument of patriotic education when teaching a foreign language in schools. We note that the use of the principle of dialogue of cultures when teaching a foreign language both contributes to more effective acquisition of the culture of the country of the studied language and forms a more conscious attitude to native culture. We present a series of exercises of various typological character, developed on the principle of dialogue of cultures of Russia and the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland, as an example of the implementation of patriotic education by means of the English language. The exercises include tasks on such aspects of the cultures in question as history, traditions, culture, science and symbols. The article discloses the educative value of the exercises as they contribute to the young generation’s patriotic consciousness, the sense of national pride in Russia’s history and culture and the feeling of respect towards the country of the studied language.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРИНЦИПУ ДИАЛОГА КУЛЬТУР ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

УДК 372.881.111.1

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРИНЦИПУ ДИАЛОГА КУЛЬТУР ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

PATRIOTIC EDUCATION WHILE TEACHING FOREIGN LANGUAGES AT SCHOOL: DIALOGUE OF CULTURE APPROACH

© 2022

О.А. Максимчик, П.А. Головина О.А. Maximtchik, P.A. Golovina

В статье рассматривается вопрос патриотического воспитания школьников основного общего и среднего общего образования при обучении иностранному языку. Мы обосновываем необходимость формирования патриотических чувств у подрастающего поколения; отмечаем патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений образовательной и воспитательной политики России; подчеркиваем актуальность развития патриотического сознания в условиях современной школы. Принцип диалога культур, под которым мы понимаем совокупность отношений предметов и явлений, свойственных различным культурам (родной культуре и культуре носителя языка), в их взаимосвязи и взаимодействии, рассматривается как инструмент патриотического воспитания при обучении иностранному языку в основной и средней школах. Мы отмечаем, что использование принципа диалога культур в обучении иностранному языку способствует более эффективному освоению культуры страны изучаемого языка, а также формирует более осознанное отношение к родной культуре. В качестве примера реализации патриотического воспитания средствами английского языка мы представляем ряд упражнений различной типологической направленности, разработанных на основе принципа диалога культур России и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Упражнения включают задания на проверку знания таких аспектов рассматриваемых культур, как история, традиции, культура, наука и символика. Мы делаем вывод о том, что приведенные упражнения имеют междисциплинарный характер и обладают воспитательным потенциалом в контексте повышения патриотического сознания школьников, так как способствуют воспитанию чувства ценности истории и культуры своей Родины, своего великого народа и уважения к стране изучаемого языка и его представителям.

Ключевые слова: воспитание; образование; ценности; духовно-нравственное развитие; патриотизм; патриотическое воспитание; патриотическое сознание; воспитательный потенциал; иностранный язык; английский язык; иноязычное образование; диалог культур; родная культура; культура страны изучаемого языка.

The article deals with the problem of patriotic education of students of basic general and secondary general education when teaching a foreign language. It discusses the necessity of the formation of patriotic feelings among the younger generation; patriotic education is noted as one of the priority directions of Russia's educational policy; the relevance of the development of patriotic consciousness in the conditions of modern school is indicated. The principle of dialogue of cultures, by which we mean the totality of relations of objects and phenomena peculiar to different cultures (native culture and the native speaker's culture) in their interrelation and interaction, is considered as an instrument of patriotic education when teaching a foreign language in schools. We note that the use of the principle of dialogue of cultures when teaching a foreign language both contributes to more effective acquisition of the culture of the country of the studied language and forms a more conscious attitude to native culture. We present a series of exercises of various typological character, developed on the principle of dialogue of cultures of Russia and the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland, as an example of the implementation of patriotic education by means of the English language. The exercises include tasks on such aspects of the cultures in question as history, traditions, culture, science and symbols. The article discloses the educative value of the exercises as they contribute to the young generation's patriotic consciousness, the sense of national pride in Russia's history and culture and the feeling of respect towards the country of the studied language.

Keywords: moral education; school education; values; moral consciousness, moral development; patriotism; patriotic education; patriotic consciousness; educative value; a foreign language; the English language; foreign language education and culture study; dialogue of cultures; native culture; the culture of the country of the studied language.

В современных условиях понятия «патриотизм», «патриот», «патриотическое воспитание» становятся все более значимыми и ценными, занимая важное место в жизни как отдельной личности, так и целого общества. В России проблема патриотического воспитания не теряет актуальности, поскольку разобщенность ценностей и взглядов, отсутствие идейного единства ведут к нарастанию духовного кризиса общества. Именно поэтому обращение к патриотическим чувствам и формирование гражданственности со школьных лет с каждым годом приобретают все большее значение. Необходимость укреплять воспитательную составляющую в системе школьного образования происходит от понимания того, что от воспитания молодого поколения зависит будущее нашего народа и нашей Родины.

Для современного общества характерна проблема утраты подлинной высокой культуры, разрушения устоявшихся ценностей и идеалов, что особенно сказывается на подрастающем поколении, которому требуются нравственные ориентиры. Возрождение патриотизма является главным условием возрождения государства, а потому патриотическое воспитание школьников и молодежи является одним из приоритетных направлений образовательной и воспитательной политики нашей страны.

В контексте задач современной школы патриотическое воспитание становится неотъемлемой частью всего образовательного процесса, а формирование толерантной, духовно-нравственной личности, осознающей собственную историческую, культурную, национальную принадлежность, готовой и способной к осуществлению своих гражданских обязанностей, являясь актуальной потребностью общества, становится одной из первостепенных задач современной системы образования.

Согласно статье № 3 Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации», патриотизм является одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования [1]. Более того, в июле

2020 года были внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся, направленные на усиление патриотического воспитания в школах и вузах [2]. Цель воспитания - развитие гармоничной личности, разделяющей принятые в российском обществе духовно-нравственные ценности и нормы поведения, действующей в интересах семьи и общества, патриотично настроенной, уважительной к родной истории, бережно относящейся к окружающей среде и культурному наследию.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) третьего поколения одним из первостепенных направлений воспитания является гражданско-патриотическое воспитание. ФГОС ООО обеспечивает «формирование российской гражданской идентичности обучающихся, сохранение и развитие культурного разнообразия, овладение духовными ценностями многонационального народа Российской Федерации» [3]. Необходимость укрепления воспитательного компонента системы образования влечет пересмотр содержания образовательных программ, учебно-методической литературы, планов внеурочной деятельности и дополнительного образования. В настоящих условиях невозможно переоценить дидактический потенциал гуманитарных дисциплин в качестве основы для патриотического воспитания подрастающего поколения, в связи с чем нам представляется важным рассмотреть воспитательные возможности иноязычного образования, что и определяет проблематику исследования.

Изучение научно-методической литературы показывает, что в настоящее время вопросу развития патриотического воспитания в современной школе посвящено достаточно большое количество исследований [4-6 и др.], при этом отмечаются такие средства, как историко-краеведческая работа [7], музейное краеведение [8], изобразительное и декоративно-прикладное искусство [9], проектные технологии [10]. Формирование

патриотизма рассматривается в процессе изучения таких школьных дисциплин, как окружающий мир [11], физическая культура [12], обществознание [13] и др., а также в рамках внеурочной деятельности [14 ; 15]. Предметная область «иностранный язык» не стала исключением.

Актуальность исследования обусловлена вынесением воспитания в качестве стратегического приоритета национального образования и связанным с этим переосмыслением содержания предметов гуманитарного цикла, в том числе иноязычного образования. Вопросы патриотического воспитания школьников, студентов СПО и вузов средствами иностранного языка находятся в фокусе современных исследований [16-21 и др.]. При этом рассматривается воспитательный потенциал предмета «Иностранный язык» [22 ; 23]; патриотическое воспитание посредством проектной деятельности [24 ; 25]; работы с текстом [26]; использования календаря памятных дат [27]; формата литературной гостиной [28]; краеведческого [29] и регионального материала [30]; современных технологий [31]. Ряд исследований освещает вопросы подготовки будущих учителей иностранных языков к осуществлению патриотического воспитания [32 ; 33 и др.]. При этом в контексте военно-патриотического воспитания [34-36] А.Г. Балабанова говорит о необходимости включения россиеведческого компонента иноязычной коммуникативной компетенции в программу обучения иностранным языкам с целью воспитания «высокой нравственности, гражданской солидарности, чувства гордости за исторические и современные достижения страны, уважения к культуре, традициям и истории населяющих Россию народов» [36, с. 24]. Таким образом, в контексте патриотического воспитания подобные знания на иностранном языке о родной стране, включающие ее политические, географические, экономические, исторические, социокультурные, культурологические аспекты, необходимы как часть содержательной стороны предмета «Иностранный язык» или

в идеале как отдельный предмет / курс Russian Studies.

Однако на данный момент, несмотря на интерес исследователей к иностранному языку как средству формирования патриотического сознания, детальное рассмотрение принципа диалога культур как инструмента патриотического воспитания при обучении иностранному языку в основной и средней школах [37 ; 38] по-прежнему остается малоизученной темой.

Цель статьи - рассмотреть иноязычное образование в аспекте патриотического воспитания и представить разработанные упражнения патриотической направленности на основе диалога культур как инструмента реализации задач патриотического воспитания школьников основного и среднего общего образования в процессе обучения английскому языку.

Сегодня дисциплина «Английский язык» занимает особое, значимое место среди учебных дисциплин, преподаваемых в основной и средней школе, ведь в процессе ее освоения учащиеся приобретают знания иностранного языка как средства общения, позволяющего осуществлять обмен информацией между представителями разных культур. Изучение иностранного языка (ИЯ) направлено не только на развитие иноязычной коммуникативной компетенции, одной из составляющих которой является межкультурная (социокультурная) компетенция, подразумевающая приобщение к культуре страны (стран) изучаемого языка, но и реализацию воспитательного потенциала иностранного языка, способствующего формированию качеств гражданина и патриота, развитию национального самосознания и гражданской идентичности личности, лучшего осознания собственной культуры и толерантного отношения к другим культурам и их представителям, что создает возможность для развития граждан-ско-патриотической позиции обучающихся в процессе изучения ИЯ.

Однако изучение иноязычной культуры становится невозможным без совокуп-

ности знаний национально-культурной составляющей родного языка, культурных особенностей, свойственных родине, ведь все знания культуры, быта, истории, географии, традиций, символики и достопримечательностей страны изучаемого языка, получаемые в ходе изучения ИЯ, осваиваются учащимися через призму знаний о своей стране, в связи с чем, помимо возможности развития патриотического сознания личности учащихся с целью реализации патриотического воспитания, в ходе изучения иностранного языка возникает также необходимость формирования базы знаний об особенностях родной страны.

Поскольку освоение учащимися культуры страны изучаемого языка осуществляется тем эффективнее, чем большим объемом знаний о культуре, истории и традициях своей страны они владеют, целесообразно строить обучение иностранному языку с учетом принципа диалога культур, изучать культуры в их сравнении и взаимосвязи. Под диалогом культур понимаем совокупность отношений предметов и явлений, свойственных различным культурам (родной культуре и культуре носителя языка) в их взаимосвязи и взаимодействии. Принцип диалога культур предполагает познание чужой культуры через образы собственной с учетом толерантного отношения и уважения к иной культуре, понимания ее самобытности и уникальности, что формирует более глубокое и осознанное отношение как к родной культуре, так и к культуре страны изучаемого языка.

Реализация принципа диалога культур в контексте патриотического воспитания способствует не только усвоению содержательной базы знаний истории, достопримечательностей, символики, культуры своей страны и страны изучаемого языка, но и формированию чувственного отношения к изучаемым явлениям и объектам, мировоззрения, основанного на нравственных ценностях и идеалах. Патриотическое воспитание в рамках обучения ИЯ на основе диалога культур возможно реализовать следующими способами:

- путем знакомства с биографиями и достижениями исторических личностей, деятелей искусства, героев Отечества, правителей, общественных деятелей и выдающихся ученых, внесших вклад в историю, науку и культуру родной страны, в их сравнении и со-изучении с представителями страны изучаемого языка;

- путем сравнения исторических фактов и событий, свойственных рассматриваемым культурам, поиска сходств и различий в исторических этапах государств;

- путем рассмотрения культурных и экономических связей между странами;

- путем изучения достопримечательностей, памятников и географических объектов, символов, являющихся отражением родной страны, с сопутствующим изучением известных объектов и образов страны изучаемого языка;

- путем изучения произведений литературы, искусства, поиска сходств в системе ценностей и взглядов на мир писателей, поэтов, представителей мира искусства рассматриваемых культур.

В качестве примера реализации патриотического воспитания на основе диалога культур средствами английского языка нами был разработан ряд упражнений различных типов, предназначенных для школьников основного общего и среднего общего образования в качестве дополнительных заданий к определенной теме, изучаемой в рамках урока. Следует отметить, что упражнения способствуют не только развитию патриотических чувств, но и формированию иноязычной коммуникативной компетенции, включающей овладение новой лексикой, знакомство с реалиями собственной культуры и культуры страны изучаемого языка. Кроме того, упражнения имеют междисциплинарный характер, так как базируются на знаниях учащихся, приобретаемых в процессе изучения других школьных предметов: географии, истории, литературы и пр.

Упражнения составлены на основе диалога культур России и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ир-

ландии как страны, являющейся родиной английского языка, отражением культуры, истории и быта народа - носителя языка. Сопоставление страны изучаемого языка и родной страны позволяет приобрести навык выделения общих и отличительных черт, что способствует развитию гордости за свою страну и свой народ и толерантного отношения к стране изучаемого языка, ее культуре, обычаям и традициям.

Приведем примеры упражнений различных типов (с ключами). Первым типом упражнений являются задания на соотнесение. Один из вариантов упражнений данного типа, пример которого представлен ниже (упражнение 1), - это задание на соотнесение

Упражнение 1. Match the ш and UK writers with

выдающихся российских и британских писателей с названиями их произведений. Следует отметить, что произведения русских писателей соответствуют обозначенному возрасту и входят в школьную программу по литературе, из произведений британских писателей выбраны наиболее популярные и известные, также рекомендованные к прочтению, отрывки из которых встречаются на страницах учебников английского языка. Данное задание способствует не только формированию базы знаний представителей мира литературы и их произведений, ставших мировой классикой, но и развитию патриотических чувств, уважения к собственному культурному наследию и наследию народа страны изучаемого языка.

Таблица 1

s of the outstanding Russian

titles of their works

1. Mikhail Lermontov a. "The History of a Town"

2. William Shakespeare b. "The Adventures of Sherlock Holmes"

3. Ivan Turgenev c. "Taras Bulba"

4. Anton Chekhov d. "The Jungle Book"

5. Sir Arthur Conan Doyle e. "Romeo and Juliet"

6. Nikolay Gogol f. "A Hero of Our Time"

7. Rudyard Kipling g. "The Canterville Ghost"

8. Daniel Defoe h. "Crime and punishment"

9. Mikhail Bulgakov i. "The Cherry Orchard"

10. Lewis Carroll j. "Robinson Crusoe"

11. Fyodor Dostoevsky k. "The Heart of a Dog"

12. Oscar Wilde l. "War and Peace"

13. Maxim Gorky m. "Fathers and Sons"

14. Leo Tolstoy n. "My Childhood"

15. Mikhail Saltykov-Shchedrin o. "Alice's Adventures in Wonderland"

Keys: 1 - f; 2 - e; 3 - m; 4 - i; 5 - b; 6 -14 - l; 15 - a.

Другой вариант упражнения данного типа - это задание на соотнесение изображений достопримечательностей рассматриваемых стран с их названиями. Пример упражнения включает наиболее известные памят-

с; 7 - с1; 8 - ]; 9 - к; 10 - о; 11 - к; 12 - g; 13 - п;

ники архитектуры (упражнение 2), в качестве других вариантов данного задания возможно включение природных объектов, ставших символами России и Соединенного Королевства.

Рис. 1. Упражнение 2. Match the names of the Russian and British sights with their images

1. Mamayev Kurgan. 2. Edinburgh Castle. 3. Big Ben. 4. The Peterhof Palace. 5. Tower Bridge. 6. The Kul Sharif Mosque. 7. The Collegiate Church of St Peter at Westminster (Westminster Abbey). 8. Buckingham Palace. 9. The Swallow's Nest. 10. The Cathedral of Vasily the Blessed (Saint Basil's Cathedral).

Keys: 1 - c; 2 - g; 3 - j; 4 - a; 5 - e; 6 - i; 7 - b; 8 - f; 9 - d; 10 - h.

Второй тип предлагаемых упражне- представлено в упражнении 3. Знание соб-

ний - это задания на упорядочение - восста- ственной истории является одной из важ-

новление хронологического порядка собы- нейших составляющих патриотического со-

тий. Такие упражнения включают наиболее знания. Данное упражнение позволяет про-

значимые события родной страны и страны следить исторические этапы развития рас-

изучаемого языка в их совокупности, как сматриваемых стран в их взаимосвязи и со-

поставлении.

Упражнение 3. Arrange the events of the Russian and British history in chronological order:

a) The Great Fire of London; b) The Great Northern War; c) the War(s) of the Roses; d) The Great Patriotic War; e) The Hundred Years' War; f) The Great Depression in the United Kingdom; g) The Battle on the Ice; h) The First World War; i) The Time of Troubles, or Smuta; j) The Battle of Austerlitz.

Keys: 1 - g (The Battle on the Ice, 1242); 2 - e (The Hundred Years' War, 1337-1453); 3 - c (The War(s) of the Roses, 1455-1487); 4 - i (The Time of Troubles, or Smuta, 1598-1613); 5 - a (The Great Fire of London, 1666); 6 - b (The Great Northern War, 1700-1721); 7 - j (The Battle of Austerlitz, 1805); 8 - h (The First World War, 1914-1918); 9 - f (The Great Depression in the United Kingdom, 1929-1933); 10 -d (The Great Patriotic War, 1941-1945).

Одним из типов упражнений патриотической направленности может стать решение кроссвордов, которые способствуют развитию логики и мышления. Тематика кроссвордов может включать знаковые события в истории России и Великобритании, национальную символику

10

8

стран, объекты культурного наследия, географические достопримечательности и пр. В качестве примера представлен кроссворд, включающий названия национальных праздников и фестивалей России и Соединенного Королевства (упражнение 4).

Рис. 2. Упражнение 4. Solve the crossword puzzle that includes the names of the Russian and British national holidays and festivals

Across:

1. The holiday which originated on the territory of Ireland and Scotland and which is international now and is celebrated on the 31st of October is called...

4. The number on which three holidays in Russia are celebrated in different months is.

6. ".holidays" is the term for all public holidays in the UK.

8. In which month did Queen Elizabeth II celebrate her birthday for the whole country?

9. The name of the patron saint of Wales, whose feast day is celebrated on the 1st of March.

Down:

2. The holiday that is celebrated annually on the 9th of May is ... Day.

3. The national holiday in Scotland in honour of the famous poet's birthday is called ... Night.

5. Cosmonautics Day is a national holiday of Russia which is celebrated every year on the 12th of.

7. An ancient Russian folk holiday which is celebrated on the border of winter and spring, and is called Pancake Day in the UK, is called ... in Russia.

10. The national holiday in Russia which is celebrated on the 4th November is called the ... Day.

Keys: 1. Halloween. 2. Victory. 3. Burns. 4. Cosmonautics Day; 12th of December -Constitution vid. 10. Unity.

К следующему типу упражнений относятся задания на заполнение пропущенных в тексте частей предложения, слов и словосочетаний. Пример упражнения данного типа представлен ниже (упражнение 5),

Twelve (12th of June - Russia Day; 12th of April -Day). 5. April. 6. Bank. 7. Maslenitsa. 8. June. 9. Da-

он содержит имена известных ученых России и Соединенного Королевства, совершивших выдающиеся открытия в науке, чьи достижения являются не только национальным, но и общемировым вкладом.

Упражнение 5. Complete the sentences matching the names of the outstanding Russian and UK scientists with the descriptions of their discoveries and inventions:

Dmitry Mendeleyev; Sofya Kovalevskaya; Mikhail Lomonosov; Nikolay Pirogov; Nikolay Lo-bachevsky; Konstantin Tsiolkovsky; Alexander Popov; Ivan Pavlov; Nikolay Sklifosovsky.

Isaac Newton; Charles Darwin; Michael Faraday; Ernest Rutherford; James Maxwell; Alexander Fleming; Joseph Thomson; Stephen Hawking; Alexander Graham Bell.

Electromagnetic; cosmonautics; periodic; antibiotic; achievements; law; evolution; reflexes; atom; receiver.

1) ... is a microbiologist, the creator of the world's first_.

2)

.. is a physicist and astronomer who discovered the .. is a chemist scientist who discovered the

.. is an experimental physicist who discovered the law of

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_of universal gravitation.

law of chemical elements. induction.

^ of living organisms, creator

3)

4)

5) .is a biologist who discovered conditional and unconditional

6) .is a naturalist scientist, founder of the idea of the_

of the theory of natural selection.

7) .is one of the first prominent scientists with icist, chemist, encyclopedist.

8) .is a physicist, an electrical engineer who invented the first radio

9) .is a physicist, creator of the theory of the structure of the_

10) .is the founder of_, a self-taught scientist who developed the project of a cargo

airship.

in many sciences, a naturalist, phys-

. and radioactivity.

Keys: 1) Alexander Fleming - antibiotic; 2) Isaac Newton - law; 3) Dmitry Mendeleyev - periodic; 4) Michael Faraday - electromagnetic; 5) Ivan Pavlov - reflexes; 6) Charles Darwin - evolution; 7) Mikhail Lomonosov - achievements; 8) Alexander Popov - receiver; 9) Ernest Rutherford - atom; 10) Konstantin Tsiolkovsky - cosmonautics.

Еще один тип упражнений - это задание, направленное на выделение общего признака среди представленных элементов и их разделение по парам. Пример упражне-

ния, включающего официальные и неофициальные национальные символы России и Соединенного Королевства, представлен ниже (упражнение 6).

Рис. 3. Упражнение 6. Divide the presented elements reflecting the national symbols of Russia and the UK into pairs, highlighting a common feature

Keys: 1 - j; 2 - b; 3 - c; 4 - a; 5 - e; 6 - i; 7 - g; 8 - d; 9 - f; 10 - h.

Следующим типом упражнений, построенных по принципу диалога культур, может стать задание на упорядочение, которое состоит в проверке знаний об исторических

личностях, политических деятелях, представителях мира спорта, искусства и культуры путем разделения на группы и заполнения предложенной таблицы (упражнение 7).

Таблица 2

Упражнение 7. Divide the proposed famous Russian and British people into groups by completing the table

British Russian

Historical political figures (rulers, kings and queens, prime ministers) [Keys: 3, 6, 13, 19, 21] [Keys: 1, 9, 15, 18, 27, 30]

Art figures (artists, writers, musicians) [Keys: 2, 11, 17, 20, 25, 28] [Keys: 5, 12, 16, 24, 26, 29]

Sports figures [Keys: 4, 7, 22] [Keys: 8, 10, 14, 23]

1. Catherine the Great. 2. John Lennon. 3. Alfred the Great. 4. Martin Johnson. 5. Ilya Repin. 6. Richard the Lionheart. 7. Sir Henry Cooper. 8. Lev Yashin. 9. Nicholas II. 10. Valery Kharlamov. 11. William Turner. 12. Modest Mussorgsky. 13. Anne Stuart. 14. Maria Sharapova. 15. Elizabeth Petrovna. 16. Isaac Levitan. 17. Geoffrey Chaucer. 18. Anna Ioannovna. 19. Margaret Hilda Thatcher. 20. Charlotte Bronte. 21. Sir Winston Churchill. 22. Sir Lewis Hamilton. 23. Olga Korbut. 24. Nikolay Rimsky-Korsakov. 25. Paul McCartney. 26. Ivan Bunin. 27. Ivan IV the Terrible. 28. Thomas Gainsborough. 29. Ivan Aivazov-sky. 30. Vladimir Lenin.

Одним из типов упражнений, которое способствует развитию внимания и умения концентрироваться, является задание на восстановление названия из перемешанных

букв (анаграммы). Пример упражнения включает природные объекты, ставшие символами двух стран (упражнение 8).

Упражнение 8. Restore the names of the Russian and British natural objects from the mixed letters:

1. alkiBa. 2. Sdnonwo. 3. ekaBhul. 4. sulrEb.

Keys: 1. Baikal. 2. Snowdown. 3. Belukha. 4.

Таким образом, мы привели примеры некоторых возможных типов упражнений для использования на уроках английского языка, которые построены по принципу диалога культур и которые помимо обучающей функции имеют воспитательный потенциал и нацелены на повышение патриотического сознания школьников. Приведенные и подобные им задания не только проверяют уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции, имеют междисциплинарный характер, но и содействуют решению воспитательных задач, так как, обращаясь к системе знаний о родной стране, повышают чувство патриотизма

5. hoLc sesN. 6. Teh htiWe isfCfl fo rDove.

Elbrus. 5. Loch Ness. 6. The White Cliffs of Dover.

и гордости за свою великую Родину и свой народ, способствуют духовно-нравственному и гражданско-патриотическому развитию учащихся. Надеемся, что примеры заданий могут быть востребованы начинающими учителями, в том числе студентами факультета иностранных языков, осуществляющими педагогическую практику в школах, лицеях и гимназиях.

Подводя итог, мы приходим к пониманию, что в настоящий момент вопросы патриотического воспитания, бесспорно, актуальны, а иноязычное обучение, построенное по принципу диалога культур, в их сравне-

нии и взаимосвязи, через средства дисциплины «Английский язык», обладающей значительным воспитательным потенциалом, с использованием традиционных и инновационных форм работы при сочетании учебной и внеурочной деятельности, имеет широкие воспитательные возможности и способствует формированию у подрастающего поколения чувства патриотизма и гордости за историю и культуру родной страны, а также уважения к стране изучаемого языка. Перспективу исследования мы видим в дальнейших изысканиях с целью

разработки концепции иноязычного образования в условиях усиления его воспитательного потенциала. Пересмотр содержательной стороны предмета «Иностранный язык» за счет увеличения учебных материалов, посвященных истории и культуре родной страны, усиление россиеведческого компонента в школьных учебниках - также интересное и перспективное направление. Кроме этого, необходимо обосновать воспитательные возможности внеучебных мероприятий, способствующих повышению патриотизма подрастающего поколения средствами иностранного языка.

* * *

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 3.07.2022).

2. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 № 304-Ф3 (последняя редакция). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310075 (дата обращения 3.07.2022).

3. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (дата обращения 3.07.2022).

4. Кизима Е.Г. Патриотическое воспитание как фактор формирования активной гражданской позиции школьника // Развитие современного образования: теория, методика и практика. 2016. №3(9). С. 130-132.

5. Шеманаев В.А. Воспитание патриотического сознания школьников в процессе изучения своего родного края // Проблемы и перспективы развития образования в России : сборник материалов XLVII всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск : Центр развития научного сотрудничества, 2017. С. 89-99.

6. Говорухина Л.В. Теоретические основы патриотического воспитания школьников // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2019. № 2. С. 9-12.

7. Черняева Н.Н. Историко-краеведческая работа как одно из приоритетных направлений гражданско-патриотического воспитания школьников // Образование и воспитание. 2020. № 4(30). С. 33-37.

8. Ковалева Н.С., Лехновская Т.Н. Патриотическое воспитание школьников средствами музейного краеведения // Modern science. 2021. № 4-2. С. 203-206.

9. Омаров М.М. Условия, формы и методы патриотического воспитания школьников средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020. № 2. С. 75-81.

10. Абдурашидова Э.Р., Салманова Д.А. Проектные технологии как средство патриотического воспитания школьников // Воспитание патриотизма, дружбы народов и веротерпимости у современной молодежи : материалы VIII международной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося ученого, педагога и патриота России, д-ра пед. наук, проф. З.Т. Гасанова. Махачкала : ДГПУ, 2018. С. 117-122.

11. Свигуненко О.В. Патриотическое воспитание младших школьников в процессе изучения окружающего мира // Вопросы педагогики. 2019. № 5-1. С. 186-189.

12. Шмарин С.И., Дибиров М.И., Моисеев А.В. Реализация задач патриотического воспитания школьников средствами физической культуры и спорта // Проблемы теории и практики развития физической культуры и спорта на современном этапе : материалы VIII всероссийской научно-практической конференции. Махачкала : ДГПУ, 2018. С. 26-28.

13. Андрюнина А.С. О патриотическом воспитании школьников при помощи домашних заданий в курсе обществознания // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020. № 3(47). С. 15-19.

14. Головнева Е.В., Хакиева Р.М. К вопросу о патриотическом воспитании младших школьников во внеурочной деятельности // Аллея науки. 2019. Т. 2. № 1(28). С. 873-876.

15. Макарова Д.В., Лупандина Е.А. Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности // Наука и молодежь - 2020: взгляд в будущее : международный научно-практический форум. Оренбург : Сфера, 2020. С. 161-166.

16. Стоколяс Н.В., Куликова И.В. Гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках английского языка // Педагогический форум. 2021. № 2(8). С. 66-67.

17. Шматова В.В. Решение задач патриотического воспитания в современном образовании и на уроках иностранного языка // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт : сборник статей XXXI международной научно-практической конференции. Белгород : ГиК, 2020. С. 210-214.

18. Записных О.В., Свиридова Е.В. Пути реализации патриотического воспитания на уроках иностранного языка // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2019. № 4(41). С. 34-38.

19. Сычева М.Н. Патриотическое воспитание студентов СПО на занятиях по английскому языку и во внеурочной деятельности // Актуальные вопросы гуманитарных и социальных наук : материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Чебоксары : Среда, 2022. С. 211-212.

20. Дмитриева В.А., Жеребцова Т.В. Об актуальности и возможностях патриотического воспитания средствами иностранного языка в вузе // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 75-4. С. 44-50.

21. Маслова Т.А., Сергунова А.С. Реализация воспитательной функции при обучении иностранному языку в вузе (патриотический аспект) // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-3. С. 267-270.

22. Матвеева И.А. Воспитательный потенциал дисциплины «Иностранный язык» // Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты. Лингвометодические проблемы и тенденции преподавания иностранных языков в неязыковом вузе : материалы VIII международной научно-методической конференции. Омск : ОАБИИ, 2022. С. 244-246.

23. Зелевская Н.А. Воспитательный потенциал дисциплины «иностранный язык» (на примере изучения английского языка на нелингвистических направлениях вуза) // Инновации. Наука. Образование. 2022. № 53. С. 334-339.

24. Голощапова Е.В., Павлова О.А. Метод проектов в обучении иностранному языку как инструмент патриотического воспитания суворовцев // Молодежь в меняющемся мире: мировоззренческие основания человека в «текучей современности» : материалы XII всероссийской научно-практической конференции / под науч. ред. Н.А. Симбирцевой. Екатеринбург : УрГПУ, 2020. С. 140-143.

25. Тенякова Е.А., Воробьева И.В., Афанасьева И.В. Воспитательная проектная деятельность в вузе (на примере кафедры иностранных языков) // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2018. № 1(97). С. 147-154.

26. Шуверова Т.Д. Формирование ценностных установок студентов при работе с текстами на занятиях по иностранному языку как фактор формирования социально-нравственного патриотического сознания // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация : материалы V международной научной конференции. М. : Московский художественно-промышленный институт, 2021. С. 426-431.

27. Малыхина Н.И., Шишкина Н.М. Использование календаря памятных дат как способ воспитания патриотизма в иноязычном образовательном процессе // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2020. № 4(39). С. 52-58.

28. Пронина Е.Н., Пузырева О.И. Патриотическое воспитание на уроках иностранного языка // Актуальные вопросы изучения иностранного языка в вузе : материалы всероссийской научно-методической конференции. Рязань : Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище, 2019. С. 269-273.

29. Денисова М.А. Использование краеведческого компонента на уроках иностранного языка как средства духовно-нравственного воспитания кадетов // Немецкий язык в современном мире: исследования статуса и корпуса и вопросы методики преподавания : материалы II международного научного форума. Томск : Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2019. С.157-161.

30. Лихачева О.Н. Региональный компонент на занятиях по иностранному языку в вузе как средство воспитания современной молодежи // Молодежь в трансформирующемся обществе: настоящее и будущее : материалы всероссийской научно-практической конференции, посвященной 80-летию Адыгейского государственного университета / отв. ред. Р.Д. Хунагов. Майкоп : Электронные издательские технологии, 2020. С. 134-136.

31. Мизюрова Э.Ю. Роль современных технологий в патриотическом воспитании студенческой молодежи // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 76-2. С. 35-38.

32. Ходыко Т.И. Содержание и структура компетентности будущего учителя иностранного языка в области патриотического воспитания учащихся // Социально-психологические проблемы современного общества и человека: пути решения : сборник научных статей / под науч. ред. А.П. Орловой. Витебск : ВГУ им. П.М. Машерова, 2018. С. 194-198.

33. Ежова Т.В. Ориентация будущего учителя иностранного языка на национально-патриотические ценности // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета : электронный научный журнал. 2016. № 4(20). С. 262-267.

34. Карташова Е.А., Юренская С.А. Реализация задач военно-патриотического воспитания в процессе обучения иностранным языкам курсантов военных вузов // Современный ученый. 2020. № 2. С. 121-126.

35. Шулинина И.Н. Военно-патриотическое воспитание при обучении иностранным языкам: из опыта работы в кадетском корпусе // Человечество против фашизма: люди, народы, государства : материалы IV международной научно-практической конференции, посвященной 77-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Омск : Военная академия материально-технического обеспечения им. А.В. Хрулева, 2022. С. 364-367.

36. Балобанова А.Г. Формирование россиеведческого компонента иноязычной коммуникативной компетенции курсантов военного вуза // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации : сборник научных статей XII межвузовской научно-практической конференции с международным участием. Новосибирск : Новосибирский военный институт им. И.К. Яковлева, 2020. С. 23-26.

37. Горохова Н.Э. «Иностранный язык»: патриотическое воспитание студентов через диалог культур // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. Воронеж : Научная книга, 2015. № 3(7). С. 37-47.

38. Шакирова Т.И. Моделирование процесса патриотического воспитания через диалог культур при обучении иностранному языку // Lingua mobilis. 2013. № 2(41). С. 167-171.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.