Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

К ВОПРОСУ О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / КРАЕВЕДЕНИЕ / МЕТОД ПРОЕКТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимофеева Елена Викторовна, Косачева Татьяна Александровна

Преподавание иностранного языка в современной российской школе даёт учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности, патриотизма, правовой культуры, высоких нравственных качеств личности. В статье представлены формы, методы и приёмы учебной и внеклассной работы по патриотическому воспитанию молодого поколения в процессе изучения иностранного языка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF PATRIOTIC UPBRINGING IN THE PROCESS OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

Teaching a foreign language in a contemporary Russian school reveals broad opportunities for upbringing civic consciousness, patriotism, legal culture, moral qualities in individuals. The article gives forms, methods and techniques of training and out-of-school activities for patriotic upbringing of youth in the process of a foreign language learning.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

2. Do you know someone who always tries to find a scapegoat?

3. What ideas, do you think, are dead ducks now?

4. What in other people's behavior makes you smell a rat?

5. Do you know somebody who thinks he/she's cats' whiskers?

В завершение занятия либо в начале следующего можно выполнить еще несколько игр с использованием изученного материала. Игра типа «пойми меня», когда аудитория делится на две или более команды, и представитель каждой команды объясняет загаданную идиому своим партнерам по игре, не прибегая к словам. Можно сыграть в особенные «крестики-нолики», когда по игровому полю передвигаются, объяснив значение идиомы по-английски или придумав предложение, в котором она бы употреблялась. Игровое поле составляется произвольно.

В качестве домашнего задания или задания для самостоятельной работы студентам предлагается найти несколько примеров употребления изученных выражений в текстах статей современных изданий, посвященных экономике и политике. Как правило, список выражений несколько расширяется, когда студенты ведут наблюдение за функционированием идиом в медийных текстах. В ходе работы с неадаптированными текстами политической и эконмической тематики происходит активизация словарного запаса, увеличение пассивного словарного запаса, осуществляется практика поискового и просмотрового

чтения специальной литературы. Практика показала, что такое задание вызывает у обучающихся активный интерес вне зависимости от уровня подготовки. На данном этапе на первый план выходит самостоятельность в освоении учебного материала и готовность практически применять усвоенное.

Метапредметный характер работы обусловлен как самим материалом, так и связью задания по дисциплине «Иностранный язык» с политологией, социологией, экономикой. В связи иностранный язык - лингвистика происходит опосредованное усвоение понятий «идиома», «текст», «дискурс». Освоение языковых явлений перестает быть целью, а иноязычная речевая деятельность становится средством дальнейшего раскрытия познавательного потенциала обучающихся.

Для дальнейшего исследования в рамках студенческих самостоятельных научных исследований можно выделить такие проблемы, как корпус идиом с зоонимами в современном английском языке; этимология английских и/или русских идиом с зоонимами, использующихся для описания и характеристики человека; функционирование подобных идиом в различных типах дискурса.

Список литературы

1. Cambridge International Dictionary of Idioms. - CUP -1998, 608p.

2. Oxford Dictionary of Idioms ed. by Siefring J., - OUP -2004, 352p.

К ВОПРОСУ О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Елена Викторовна Тимофеева, Косачева Татьяна Александровна,

кандидаты педагогических наук, доценты, Алтайский государственный аграрный университет

г. Барнаул

TO THE QUESTION OF PATRIOTIC UPBRINGING IN THE PROCESS OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE Timofeeva Elena, PhD. ped. sciences, associate professor, Altai state agricultural university, Barnaul Kosatscheva Tatjana, PhD. ped. sciences, associate professor, Altai state agricultural university, Barnaul

АННОТАЦИЯ

Преподавание иностранного языка в современной российской школе даёт учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности, патриотизма, правовой культуры, высоких нравственных качеств личности.

В статье представлены формы, методы и приёмы учебной и внеклассной работы по патриотическому воспитанию молодого поколения в процессе изучения иностранного языка.

ABSTRACT

Teaching a foreign language in a contemporary Russian school reveals broad opportunities for upbringing civic consciousness, patriotism, legal culture, moral qualities in individuals. The article gives forms, methods and techniques of training and out-of-school activities for patriotic upbringing of youth in the process of a foreign language learning.

Ключевые слова: патриотизм; патриотическое воспитание; личность; иностранный язык; краеведение; метод проектов.

Key words: patriotism; patriotic upbringing; individual; foreign language; regional study; project-based learning.

В Концепции модернизации российского образования определены приоритетные направления, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у учащихся гражданской ответственности

и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация образовательных учреждений не только

на сообщение определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.

Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, потому что без патриотизма вообще не может быть никого духовного становления личности. Личность - категория социальная, это человек, развивающийся в лоне истории и культуры своего народа. Человек вне патриотизма - это и человек вне истории, вне духовного бытия, т.е. человек, лишенный человеческих свойств.

Патриотизм (от греч. «patпs» - Родина) - это осознание конкретным человеком своего особого, любовно-возвышенного, преданного отношения к Отечеству, проявляющегося в целенаправленной деятельности по его прогрессивному развитию и процветанию. Патриотическое воспитание - это воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает в себя беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу и его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству [1, с. 22].

Сущность любви к Родине определил когда-то очень хорошо М.Е. Салтыков-Щедрин: «Отечество есть тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчётливо определить, но которого прикосновение к тебе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывной пуповиной. Он, этот таинственный организм, был свидетелем и источником первых впечатлений твоего бытия, он наделил тебя способностью мыслить и чувствовать, он создал твои привычки, дал тебе язык, верования, литературу, он обогрел и приютил тебя, словом сказать - сделал из тебя существо, способное жить...» Из этих верных определений вытекает мысль о необходимости формировать у учащихся такие направления патриотического воспитания, как любовь к Родине, к «малой» Родине, интерес к истории России, родному слову, языку, литературе и культуре [2, с. 182185].

Образовательные учреждения играют огромную роль в патриотическом становлении человека. Они должны быть учреждениями, зарождающими в молодом поколении чувство державности, возвышающим юную душу гордостью за Отечество, воспитывающим национальное достоинство, готовящим гражданина и патриота. Это необходимо уже потому, что по меткому выражению одного известного русского публициста и историка Михаила Меньшикова, будущее есть только у того государства, молодое поколение которого выбирает патриотизм. И здесь, наверно, не очень важно, какой предмет изучают учащиеся, проблемы патриотизма должны найти свое достойное место.

Среди множества учебных дисциплин предмет «иностранный язык» занимает особое место. И его своеобразие заключается в том, что в ходе его изучения учащиеся приобретают не знания основ науки, а формируют умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения новой и полезной информации.

Преподавание ИЯ в современной российской школе даёт учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности, патриотизма, правовой культуры, высоких нравственных качеств личности. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращённость к изучению быта, обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа. Изучение чужой культуры посредством языка становится возможным только на сформированной национально-культурной базе родного языка. Любые знания, приобретаемые с помощью иностранного языка, будут восприниматься только через призму знаний, сформированных в процессе овладения родной культурой.

Воспитание патриотизма представляет собой целенаправленный процесс включения учащихся в различные виды учебной и внеучебной работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотических чувств, стимулированию их активности по выработке у себя этих моральных качеств.

Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит рефлексивным путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. В процессе изучения иностранного языка происходит своеобразный диалог культур устами учащихся. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, знакомясь со страной изучаемого языка, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, нравам, обычаям и традициям. Для достижения этих целей при обучении иностранному языку используются самые разнообразные формы и приёмы учебной и внеклассной работы. Учащиеся имеют возможность участвовать в моделировании и решении проблемных ситуаций, викторинах, составлении кроссвордов, написании сообщений и докладов, заочных экскурсиях по историческим местам, они работают с печатными материалами, проводят «круглые столы». Познавательным аспектом на занятиях по иностранному языку является увеличение объёма знаний об особенностях культуры родной страны, знакомство с достопримечательностями Москвы, Санкт-Петербурга, своего родного города, села, края. Это позволяет учащимся более глубокое осознать понятия «Родина», «Моя малая Родина», ведь как известно: «Мира не узнаешь, не зная края своего».

Большую роль в патриотическом воспитании школьников играет использование краеведческого материала. Обращение к материалам краеведческого характера приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся, позволяет им оперировать в учебной беседе теми фактами и сведениями, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, в условиях бытия в родной для них культуре. Знакомясь с иноязычной культурой, учащиеся постоянно сравнивают её с родной культурой. Поэтому, чем обширнее та область знания фактов родной культуры, которой оперируют учащиеся, тем продуктивнее работа по ознакомлению с иной культурой. [3, с.11-15.].

При обучении ИЯ используется в основном материал географического характера (природа, достопримечательности, внешний вид города и т.д.). Материалы, связанные с историческими, экономическими, социальными

фактами, находят применение гораздо реже и, в основном, на старшей ступени обучения. Однако значимость краеведческих материалов такой направленности гораздо выше при использовании их в среднем звене, когда происходит активное становление личности учащегося, формируется его мировоззрение, вырабатывается социальная позиция. В подростковом возрасте учащиеся обладают в определенной степени гуманитарными и социокультурными знаниями, что позволяет им:

- устанавливать и применять различные межязыко-вые и межпредметные связи, используя свои знания и опыт;

- переходить от простого усвоения учебного материала, предлагаемого или рекомендуемого учителем, к активному приобретению знаний, к самостоятельному определению своих языковых потребностей и целенаправленному поиску необходимого материала.

- При выборе краеведческого материала учитываются:

- реальность материалов для учащихся, т.е. учащиеся должны точно представлять, о чем идёт речь;

- заинтересованность учащихся в данном материале;

- привязанность данного материала к программной теме;

- социализирующая ценность данного материала. [4]

Именно исходя из этих критериев в апреле 2013 года в АКПЛ была организована и проведена научно-практической конференции на немецком языке «Наша Родина - Алтай». Воспитательная цель конференции - формирование разносторонне развитой поликультурной личности, её мировоззрения, чувство патриотизма и национального достоинства. В ходе подготовки к конференции лицеисты

проделали огромную исследовательскую работу: изучение интернет-ресурсов, газетных и журнальных публикаций, архивных материалов, буклетов, посвященных нашему краю.

Наиболее эффективным в реализации задач граж-данско-патриотического воспитания определен метод проектов - как способ достижения дидактической и воспитательной цели. Метод проектов позволяет учащимся выразить свои идеи через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом, в процессе проведения которого решаются интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры нашей страны и страны изучаемого языка и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.

Таким образом, формирование разносторонне развитой поликультурной личности, её мировоззрения, чувства патриотизма и национального достоинства возможно при системном освоении национальной культуры через учебную и внеклассную работу с учащимися. Включение этнокультурного материала в содержание занятий по иностранному языку способствует реализации воспитания российского патриотизма подрастающего поколения.

Список литературы

1. Вартанов А.В. От обучения иностранным языкам к преподаванию иностранных языков и культ // Иностранные языки в школе. - 2003. - № 2. - С. 22.

2. Калыбекова А.А. Теория и практика образования в современном мире // Материалы международной заочной научной конференции (г. Санкт-Петербург, 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 182-185.

3. Миролюбов А.А. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 5. - С. 11-15.

4. Интернет-ресурс: www.art-education.ru/AE-magazine/ № 4, 2010.

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИЙ И НОВАЦИЙ

Фадеева Светлана Александровна,

доктор пед. наук, доцент, зав. кафедрой теории и практики воспитания и дополнительного образования ГБОУДПО НИРО, г. Нижний Новгород

PЕRSONIFICATION OF EDUCATION

Fadeeva Svetlana Alexandrovna, Doctor of Education, Associate Professor, Head of the Department of Theory and Practice of Education and Upbringing and Post-secondary Education, Nizni Novgorod Institute of Education Development АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается проблема персонификации образования и воспитания в историческом контексте; предлагаются пути актуализации персонифицированного подхода в педагогическом образовании. ABSTRACT

The article tackles the problem of personification of education and upbringing in the historical context and suggests ways of realization of personified approach in pedagogical education.

Ключевые слова: персонификация, индивидуальность, саморазвитие, субъектность, традиция. Key words: personification, individuality, self-development, subjectivity, tradition.

В истории развития образовательных систем всегда, хотя и в различной степени, проблематизировалось стремление человека к проявлению себя, своей индивидуальности. Необходимость развития в человеке персо-

нифицированного начала в числе других образовательных смыслов то выходила на первый план, то отодвигалась в тень как не заслуживающая особого внимания в социокультурном контексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.