Научная статья на тему 'Технология реализации государственной политики России по укреплению обороноспособности, суверенитета и технологическому развитию промышленности'

Технология реализации государственной политики России по укреплению обороноспособности, суверенитета и технологическому развитию промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ / TECHNOLOGY FOR STATE POLICY REALIZATION / ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗУЕМОСТИ / ECONOMIC FEASIBILITY EVALUATION / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / FEDERAL TARGET PROGRAM / ГЛОНАСС / GLONASS / АЛГОРИТМ / ALGORITHM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коптев Юрий Николаевич, Кутахов Владимир Павлович, Русинов Александр Александрович

Статья посвящена тому, как государственная политика России по укреплению обороноспособности, поддержанию суверенитета и технологическому развитию промышленности, осуществляемая на основе развития системы координатно-временного и навигационного позиционирования, реализовывается на основе технологии, заложенной в федеральной целевой программе «Поддержка, развитие и использование системы ГЛОНАСС в 20122020 годах». Особое внимание уделено рассмотрению методического подхода к оценке экономической реализуемости этой программы. Статья предназначена для ученых-экономистов и специалистов-практиков в области менеджмента в высокотехнологичных отраслях экономики, развитие которых осуществляется на основе технологий федеральных целевых программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коптев Юрий Николаевич, Кутахов Владимир Павлович, Русинов Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The technology of Russia’s state policy implementation as for the defense potential and sovereignty strengthening, and for the industry technological development

The article is dedicated to the implementation of Russia’s state policy as for the defense potential strengthening, sovereignty maintenance and technological development of the industry. This implementation is performed on the basis of the development of the system of coordination and navigation positioning. The basis of this implementation is the technology of the Federal Target Program “Support, Development and Use of the GLONASS system in 2012-2020”. Special attention is paid to the consideration of the methodical approach to the evaluation of the economic feasibility of this program. This article can be of interest for the economists and managers working in the economy’s high-tech sectors that are developed on the basis of Federal Target Programs.

Текст научной работы на тему «Технология реализации государственной политики России по укреплению обороноспособности, суверенитета и технологическому развитию промышленности»

ИССЛЕДОВАНИЕ

Коптев Ю.Н., Кутахов В.П., Русинов А.А.1

1 Российский университет дружбы народов, г. Москва

Технология реализации государственной политики России по укреплению обороноспособности, суверенитета и технологическому развитию промышленности

АННОТАЦИЯ:

Статья посвящена тому, как государственная политика России по укреплению обороноспособности, поддержанию суверенитета и технологическому развитию промышленности, осуществляемая на основе развития системы координатно-временного и навигационного позиционирования, реализовывается на основе технологии, заложенной в федеральной целевой программе «Поддержка, развитие и использование системы ГЛОНАСС в 2012-2020 годах». Особое внимание уделено рассмотрению методического подхода к оценке экономической реализуемости этой программы. Статья предназначена для ученых-экономистов и специалистов-практиков в области менеджмента в высокотехнологичных отраслях экономики, развитие которых осуществляется на основе технологий федеральных целевых программ.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: технология реализации государственной политики, оценка экономической реализуемости, федеральная целевая программа, ГЛОНАСС, алгоритм

JEL: F52, H56, O38

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Коптев, Ю.Н., Кутахов, В.П., Русинов, А.А. (2015). Технология реализации государственной политики России по укреплению обороноспособности, суверенитета и технологическому развитию промышленности. Российское предпринимательство, 16(21), 3649-3658. doi: 10.18334/rp.16.21.2016

Коптев Юрий Николаевич, доктор технических наук, председатель научно-технического совета -экспертного совета, Государственная корпорация «Ростех», г. Москва

Кутахов Владимир Павлович, доктор технических наук, главный инженер проекта, Государственная корпорация «Ростех», г. Москва

Русинов Александр Александрович, ведущий специалист Института прикладных технико-экономических исследований и экспертиз, Российский университет дружбы народов, г. Москва (aleks.rusinov@gmail.com)

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 15.10.2015 / ОПУБЛИКОВАНО: 20.11.2015

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.16.21.2016

(с) Коптев Ю.Н., Кутахов В.П., Русинов А.А. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

3650 Коптев, Ю.Н., Кутахов, В.П., Русинов, А.А. (2015). Технология реализации государственной

политики России по укреплению обороноспособности, суверенитета и технологическому развитию промышленности. Российское предпринимательство, 16(21), 3649-3658. doi: 10.18334/rp.16.21.2016

Введение

Государственная политика Российской Федерации по развитию, укреплению обороноспособности и суверенитета и технологическому развитию обусловливают острую необходимость в создании современной технологии обеспечения государственных нужд и потребностей в системе координатно-временного и навигационного позиционирования. Данная потребность реализуется за счет федеральной целевой программы «Поддержка, развитие и использование системы ГЛОНАСС в 2012-2020 годах» (далее Программа) (Родионова, Гордеева, Кокуйцева, 2010).

Реализация государственной политики России на основе системы координатно-временного и навигационного позиционирования происходит в условиях усложнения геополитической и экономической ситуации в России и в мире, смены приоритетов промышленного развития государства в сторону острой необходимости интенсификации процессов импортозамещения, наращивания конкурентных преимуществ, концентрации усилий на приоритетных направлениях развития экономики. В связи с динамично меняющимися экономическими условиями реализации государственной политики по укреплению обороноспособности, суверенитета и технологическому развитию актуальным становится вопрос о технологии ее реализации.

Ключевым вопросом технологии реализации государственной политики Российской Федерации в области укрепления обороноспособности, суверенитета и технологического развития на основе координатно-временного и навигационного позиционирования становится вопрос о выборе методического инструментария, который позволит оценить влияние внутренних и внешних факторов рисков, сопутствующих реализации мероприятия Программы ГЛОНАСС в 2012-2020 годах. Технология реализации государственной политики РФ в обозначенной области включает решение вопросов об идентификации и мониторинге сопутствующих реализации мероприятия Программы ГЛОНАСС факторов внешней среды и рисков.

Технология реализации государственной политики по укреплению обороноспособности, суверенитета и технологическому развитию промышленности России представляет собой сложный пошаговый многоэтапный процесс, конечной целью которого является практическое решение поставленных задач по развитию системы координатно-временного и навигационного позиционирования с учетом

Коптев, Ю.Н., Кутахов, В.П., Русинов, А.А. (2015). Технология реализации государственной 3651

политики России по укреплению обороноспособности, суверенитета и технологическому развитию промышленности. Российское предпринимательство, 16(21), 3649-3658. doi: 10.18334/rp.16.21.2016

экономической реализуемости федеральной целевой программы «Поддержка, развитие и использование системы ГЛОНАСС в 2012-2020 годах».

Рассмотрим содержание основных этапов аналитического исследования, которое должно предшествовать реализации федеральной целевой программы «Поддержка, развитие и использование системы ГЛОНАСС в 2012-2020 годах» (далее Программы) и обосновывать ее экономическую реализуемость (рис. 1).

Этап 1. Определение целей и задач формирования механизмов сценки реализуемости

Этап 2. Определение факторов риска, влияющих на реализуемость мероприятий Программы, формирование концепции механизма оценки реализуемости мероприятий

Этап 3. Определение и описание характеристик и экономических инструментов, применяемых в формируемом механизме оценки реализуемости мероприятий

Этап 4. Определение критериев и разработка методики оценки экономической реализуемости мероприятий Программы на основе использования разработанных ранее

Этап 5. Определения ресурсов, необходимых для использования механизмов оценки

Этап 6. Определения ресурсов, необходимых для использования механизмов оценки

Этап 7. Определение сценариев работы механизма оценки экономической

Этап 8. Определение методов отчетности о работе механизмов оценки экономической реализуемости мероприятий Программы для руководящих лиц организации.

Рисунок 1. Схема оценки экономической реализуемости мероприятий федеральной целевой программы «Поддержка, развитие и использование системы ГЛОНАСС в 2012-2020 годах». Источник: составлено авторами.

Дадим характеристику содержанию этапов экономической оценки как важного элемента технологии реализации государственной политики России по укреплению обороноспособности, суверенитета и технологическому развитию промышленности России на основе

3652 Коптев, Ю.Н., Кутахов, В.П., Русинов, А.А. (2015). Технология реализации государственной

политики России по укреплению обороноспособности, суверенитета и технологическому развитию промышленности. Российское предпринимательство, 16(21), 3649-3658. doi: 10.18334/ф.16.21.2016

развития системы координатно-временного и навигационного позиционирования) (Кокуйцева, Ковков, 2014).

Этап 1. Определение целей и задач формирования механизмов оценки реализуемости мероприятий Программы

На данном этапе необходимо определить целесообразность разработки и внедрения механизмов оценки экономической реализуемости мероприятий Программы, а также обозначить цели и задачи, которые будут решаться за счет использования этих механизмов. Цели этапа:

— определить и формализовать задачи оценки экономической реализуемости мероприятий Программы;

— определить ожидаемые результаты оценки экономической реализуемости мероприятий Программы;

— определить критерии оценки экономической реализуемости мероприятий Программы.

Результаты этапа:

— формализованные цели и задачи оценки экономической реализуемости мероприятий Программы;

— формализованные критерии оценки экономической реализуемости мероприятий Программы;

— формализованные критерии оценки реализуемости мероприятий Программы.

Этап 2. Определение факторов, влияющих на экономическую реализуемость мероприятий Программы, формирование концепции оценки экономической реализуемости мероприятий Программы

На данном этапе необходимо провести формализацию факторов, влияющих на экономическую реализуемость мероприятий Программы. То есть возникает задача формального описания и обобщения информации о мероприятии Программы, его структуре, рисках и т.д. (Кокуйцева, Ковков, 2014). Цели этапа:

— сформировать перечень характеристик, оказывающих влияние на экономическую реализуемость мероприятий Программы;

— определить алгоритм и регламент получения значений характеристик, оказывающих влияние на экономическую реализуемость мероприятий Программы.

Коптев, Ю.Н., Кутахов, В.П., Русинов, А.А. (2015). Технология реализации государственной 3653

политики России по укреплению обороноспособности, суверенитета и технологическому развитию промышленности. Российское предпринимательство, 16(21), 3649-3658. doi: 10.18334/ф.16.21.2016

РезультатыI этапа:

— набор характеристик, поддающихся численному или логическому измерению, оказывающих влияние на экономическую реализуемость мероприятий Программы;

— регламент получения значений характеристик, оказывающих влияние на экономическую реализуемость мероприятий Программы.

Этап 3. Определение и описание характеристик и экономических инструментов, применяемых в формируемом механизме оценки экономической реализуемости мероприятий Программы

На экономическую реализуемость мероприятий Программы влияют различные группы факторов, каждая из которых обладает своими особенностями. Поэтому для оценки влияния каждой из групп факторов необходимо рассмотреть возможность использования специальных инструментов оценки влияния на экономическую реализуемость мероприятий Программы. Также необходимо определить порядок и последовательность использования инструментов оценки влияния на экономическую реализуемость мероприятий Программы для различных групп факторов. Цели этапа:

— определение групп факторов, влияющих на экономическую реализуемость мероприятия Программы;

— определение инструментов для оценки влияния групп факторов на экономическую реализуемость мероприятия Программы;

— определение порядка использования инструментов для оценки влияния групп факторов на экономическую реализуемость мероприятия Программы;

Результаты1 этапа:

— блок-схема оценки экономической реализуемости мероприятий Программы;

— формализованное описание групп факторов, влияющих на экономическую реализуемость мероприятия Программы;

— формализованное описание функциональности инструментов, влияющих на экономическую реализуемость мероприятия Программы.

3654 Коптев, Ю.Н., Кутахов, В.П., Русинов, А.А. (2015). Технология реализации государственной

политики России по укреплению обороноспособности, суверенитета и технологическому развитию промышленности. Российское предпринимательство, 16(21), 3649-3658. doi: 10.18334/rp.16.21.2016

Этап 4. Определение критериев и разработка методики оценки экономической реализуемости мероприятий Программны на основе использования разработанных ранее инструментов

На данном необходимо определить критерии экономической реализуемости мероприятий Программы исходя из поставленных целей и задач, а именно определить, на основе каких показателей и каким образом будет определяться экономическая реализуемость мероприятий Программы.

Цели этапа:

- сформулировать принципы и порядок оценки экономической реализуемости мероприятий Программы;

- определить набор показателей, необходимых для оценки экономической реализуемости мероприятий Программы;

- разработать методику оценки экономической реализуемости мероприятий Программы.

Результаты этапа:

- набор показателей, необходимых для оценки экономической реализуемости мероприятий Программы;

- набор положений по получению и проведению измерений показателей, необходимых для оценки экономической реализуемости мероприятий Программы;

- методика оценки экономической реализуемости мероприятий Программы.

Этап 5. Определения ресурсов, необходимых для оценки экономической реализуемости мероприятий Программы

На данном этапе необходимо определить, какие информационные ресурсы и из каких источников необходимы для оценки экономической реализуемости мероприятий Программы. Цели этапа:

- определить и описать ресурсы, необходимые для функционирования оценки экономической реализуемости мероприятий Программы.

Результаты этапа:

- информационная структурированная база данных о ресурсах, необходимых для функционирования оценки экономической реализуемости мероприятий Программы.

Коптев, Ю.Н., Кутахов, В.П., Русинов, А.А. (2015). Технология реализации государственной 3655

политики России по укреплению обороноспособности, суверенитета и технологическому развитию промышленности. Российское предпринимательство, 16(21), 3649-3658. doi: 10.18334/ф.16.21.2016

Этап 6. Определение информационно-аналитических методов сбора и хранения, изменения и дополнения информации, необходимой для оценки экономической реализуемости мероприятий Программы

Цели этапа:

на данном этапе необходимо осуществить выбор методов сбора, хранения и обработки информации, необходимой для оценки экономической реализуемости мероприятий Программы. Процесс формализации требований к практической реализации формируемого механизма для оценки экономической реализуемости мероприятий Программы необходим для:

— анализа структуры и объема информации, циркулирующей в системе;

— выявления излишков информации;

— избавления от дублирования;

— сжатия информации;

— снижения трудоемкости.

Требования, предъявляемые к оценке экономической реализуемости мероприятий Программы:

— минимальная избыточность;

— использование для максимального числа приложений или задач;

— независимость от программы обработки;

— достоверность данных;

— секретность информации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— защита от искажения и уничтожения;

— минимальная стоимость обработки;

— способность к развитию и адаптации.

Этап 7. Определение сценариев оценки экономической реализуемости мероприятий Программы

На данном этапе необходимо провести моделирование и описать возможные сценарии оценки экономической реализуемости мероприятий Программы. Должны быть определены варианты действий в случае различных вариантов значений оценки вероятности реализации мероприятия Программы (например: не реализуемой — маловероятной — средне вероятной - весьма вероятной - максимально вероятно реализуемой) (Данилюк, Чурсин, Островская, 2014). Цели этапа:

— определить и описать сценарии оценки экономической реализуемости мероприятий Программы;

3656 Коптев, Ю.Н., Кутахов, В.П., Русинов, А.А. (2015). Технология реализации государственной

политики России по укреплению обороноспособности, суверенитета и технологическому развитию промышленности. Российское предпринимательство, 16(21), 3649-3658. doi: 10.18334/rp.16.21.2016

- разработать инструкции и регламенты принимаемых действий в случае различных вариантов значений оценки вероятности реализации мероприятия Программы;

- определить и описать возможные нештатные ситуации в работе механизма оценки экономической реализуемости мероприятий Программы;

- разработать инструкции и регламенты для всех участников работы механизма в случае возникновений нештатных ситуаций.

Результаты этапа:

- набор возможных сценариев оценки экономической реализуемости мероприятий Программы, а также документы, регламентирующие порядок действий каждого из участников механизма.

Этап 8. Определение методов отчетности об оценке экономической реализуемости мероприятий Программы для руководящих лиц Программы

На данном этапе необходимо разработать формы и регламенты предоставления отчетности о работе механизма оценки экономической реализуемости мероприятий Программы. Такие отчеты должны будут генерироваться в специальной форме, утвержденной руководством Программы, на основе актуальной информации баз данных с постоянной периодичностью.

Цели этапа:

- определение набора документов различного типа, необходимых для составления отчетности об оценке экономической реализуемости мероприятий Программы;

- разработка и определение форм и макетов отчетов об оценке экономической реализуемости мероприятий Программы.

Результаты этапа:

- утвержденные наборы форм отчетности об оценке экономической реализуемости мероприятий Программы;

- алгоритмы составления отчетов об оценке экономической реализуемости мероприятий Программы.

Для оценки рисков, влияющих на реализуемость мероприятий Программы, на практике существуют и широко применимы несколько методов качественного анализа и количественной оценки рисков (Чурсин, Васильев, 2011

- вероятностный анализ. Построение и расчеты осуществляются в соответствии с принципами теории вероятностей и математической статистики. Вероятность возникновения потерь определяется на основе

Коптев, Ю.Н., Кутахов, В.П., Русинов, А.А. (2015). Технология реализации государственной 3657

политики России по укреплению обороноспособности, суверенитета и технологическому развитию промышленности. Российское предпринимательство, 16(21), 3649-3658. doi: 10.18334/ф.16.21.2016

статистических данных предшествовавшего периода с установлением области (зоны) рисков, достаточности инвестиций, коэффициентов риска и т.д.;

— экспертный анализ рисков применяется в случае отсутствия или недостаточного объема исходной информации и состоит в привлечении экспертов для оценки рисков. Отобранная группа экспертов оценивает проект (программу) и его отдельные процессы по степени рисков;

— метод аналогов предполагает использование базы данных осуществленных аналогичных проектов для переноса их результативности на разрабатываемый проект или программу;

— имитационные методы базируются на пошаговом нахождении значения результирующего интегрального показателя за счет проведения многократных опытов с моделью.

Заключение

Описанный в статье механизм оценки мероприятий федеральной целевой программы «Поддержка, развитие и использование системы ГЛОНАСС в 2012—2020 годах» является ключевым методическим элементом технологии реализации государственной политики России по укреплению обороноспособности, суверенитета и технологическому развитию промышленности России, который позволит принимать обоснованные управленческие решения и оценивать возможности и риски.

ИСТОЧНИКИ:

Данилюк, А.Ю., Чурсин, Р.А., Островская, А.А. (2014). К вопросу о некоторых аспектах оценки эффективности проектов, реализуемых в наукоемких отраслях промышленности. Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал, 4, 148-151.

Кокуйцева, Т.В., Ковков, Дж. (2014). Инновационное развитие высокотехнологических отраслей промышленности государств - участников СНГ (на примере ракетно-космической промышленности). В книге Эволюция научной мысли: Сборник статей Международной научно-практической конференции 5 октября 2014 г. (С. 71-77). Уфа: Аэтерна.

Родионова, И.А., Гордеева, А.С., Кокуйцева, Т.В. (2010). Новые технологии: возрастающая роль в конкурентоспособности стран мира. Известия Уральского государственного экономического университета, 5, 119-126.

Чурсин, А.А. Васильев, С.А. (2011). Конкуренция, инновации и инвестиции (нелинейный синтез). М.: Машиностроение.

Васильев, С.А., Пинчук, В.Н., Чурсин, А.А. (2012). Модель оптимизации проектов при внедрении информационных систем с учетом рисков (на примере

3658 Коптев, Ю.Н., Кутахов, В.П., Русинов, А.А. (2015). Технология реализации государственной

политики России по укреплению обороноспособности, суверенитета и технологическому развитию промышленности. Российское предпринимательство, 16(21), 3649-3658. doi: 10.18334/rp.16.21.2016

телекоммуникационной составляющей Федерального информационного центра). В книге Оборонная техника (№ 12; С. 45-54). М.: ФГУП «Научно-технический центр «Информтехника».

Методические рекомендации (исходные данные) по подготовке предложений в проекты концепции Федеральной космической программы России и Федеральной космической программы России на 2016-2025 годы. // Сайт Федерального космического агентства.

Мильковский, А.Г., Чурсин, А.А. (2014). Анализ устойчивости наукоемких производств в условиях возникновения случайных факторов риска. Экономика и предпринимательство, 12-4, 549-552.

Островская, А.А. (2012). Теоретические основы формирования конкурентных преимуществ предприятий наукоемких отраслей промышленности. В книге Оборонная техника (№ 12; С. 72-78). М.: ФГУП «Научно-технический центр «Информтехника».

Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2005 № 635 (ред. от 31.03.2011).

Федеральная целевая программа «Поддержка, развитие и использование системы

ГЛОНАСС на 2012-2020 годы», утв. постановлением Правительства Российской Федерации № 189 от 03.03.2012.

Чурсин, А.А., Пинчук, В.Н., Окатьева, Н.В. (2012). Методика отбора инновационно-

коммуникационных технологий, способствующих повышению эффективности и конкурентоспособности деятельности организации. В книге Оборонная техника (№ 8-9; С. 67-72). М.: ФГУП «Научно-технический центр «Информтехника».

Yuri N. Koptev, Doctor of Science, Engineering, Head of Science and Engineering Board -Expert Board, State corporation "Rostec", Moscow

Vladimir P. Kutakhov, Doctor of Science, Engineering, Chief Project Engineer, State corporation "Rostec", Moscow

Aleksandr A. Rusinov, Leading Specialist of the Institute of Applied Feasibility Studies and Expert Evaluations, The Peoples' Friendship University of Russia, Moscow

The technology of Russia's state policy implementation as for the defense potential and sovereignty strengthening, and for the industry technological development

ABSTRACT:

The article is dedicated to the implementation of Russia's state policy as for the defense potential strengthening, sovereignty maintenance and technological development of the industry. This implementation is performed on the basis of the development of the system of coordination and navigation positioning. The basis of this implementation is the technology of the Federal Target Program "Support, Development and Use of the GLONASS system in 20122020". Special attention is paid to the consideration of the methodical approach to the evaluation of the economic feasibility of this program. This article can be of interest for the economists and managers working in the economy's high-tech sectors that are developed on the basis of Federal Target Programs.

KEYWORDS: technology for state policy realization, economic feasibility evaluation, federal target program, GLONASS, algorithm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.