Научная статья на тему 'Государственная политика управления стратегическими отраслями экономики: методы, инструменты, технология'

Государственная политика управления стратегическими отраслями экономики: методы, инструменты, технология Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1319
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ОТРАСЛЬ / РАЗВИТИЕ / ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT / SECTOR / DEVELOPMENT / MANAGEMENT TOOLS / MANAGEMENT TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Анна Александровна

Данное исследование посвящено обзору основных методов, инструментов и технологии управления стратегическими отраслями экономики и анализу их применимости в современных условиях. Автором дается дефиниция стратегической отрасли в контексте ее влияние на развитие социально-экономической системы, исследуются возможности управления развитием отрасли. В качестве результатов исследования представлена графическая модель технологии государственного управления развитием стратегических отраслей экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванова Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State policy for management of strategic sectors of economy: methods, tools, technology

The article is devoted to the review of the main methods, tools and technology of management of strategic sectors of economy and to the analysis of their applicability in modern conditions. The author gives the definition of strategic sector in the context of its impact on the development of socio-economic system. We study the opportunities for managing the development of the sector. We present a graphical model of state management technology for the development of strategic sectors of the economy as the research results.

Текст научной работы на тему «Государственная политика управления стратегическими отраслями экономики: методы, инструменты, технология»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 18 • Номер 18 • сентябрь 2017 ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

^^^^ издательство

Креативная экономика

Государственная политика управления стратегическими отраслями экономики: методы, инструменты, технология

Иванова А.А. 1' 2

1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Липецкий филиал, Липецк, Россия

2 Елецкий государственный университет имени И.А.Бунина, Елец, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Данное исследование посвящено обзору основных методов, инструментов и технологии управления стратегическими отраслями экономики и анализу их применимости в современных условиях. Автором дается дефиниция стратегической отрасли в контексте ее влияние на развитие социально-экономической системы, исследуются возможности управления развитием отрасли. В качестве результатов исследования представлена графическая модель технологии государственного управления развитием стратегических отраслей экономики.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: управление, отрасль, развитие, инструменты управления, технология управления

state policy for management of strategic sectors of economy: methods, tools, technology

Ivanova A.A. 1' 2

1 The Financial University under the Government of the Russian Federation, Lipetsk branch, Russia

2 Yelets state University named after I. A. Bunin, Russia

введение

Государство с момента своего возникновения в качестве института влияет на протекание экономических процессов. Совокупность мер (инструментария, методов) воздействия на экономические процессы, протекающие внутри государства, называется государственной экономической политикой. Вопросы реализации государственной политики в различных сферах экономики исследовались в следующих работах [1-5, 8, 10] (Borodin, 2015; Vidyapin, 2002; Zasko, Dontsova, 2016; Koptev, Kutakhov, Rusinov, 2015; Lobas, 2011; Samorodova, Marchenkova, Kuznetsova, 2017; Sher, 2012).

Наша задача провести анализ инструментария и перспектив реализации эффективной государственной политики именно применительно к стратегическим отраслям отечественной экономики. Цель данной

работы заключается в выявлении оптимальных методов государственного управления развитием стратегических отраслей экономики.

Государственная политика включает в себя государственное управление любыми экономическими процессами и осуществляется посредством применения определенных механизмов, методов, инструментов и технологий. Рассмотрим данный инструментарий с позиции его применимости в управлении стратегическими отраслями экономики в нашей стране.

Под стратегическими отраслями экономики, или стратегическими отраслями народного хозяйства, мы будем подразумевать такие отрасли, от стабильного функционирования и (или) развития которых существенно зависят экономическая, военная, продовольственная и иная безопасность общества и государства, его существование в качестве единого целого, территориальная целостность государства, его независимость и обороноспособность. В состав стратегически важных отраслей экономики, как правило, включаются: оборонно-промышленный комплекс (влияет на обороноспособность страны), сельскохозяйственное производство (влияет на продовольственную безопасность и физическое выживание населения страны), транспорт (влияет на территориальную целостность, обороноспособность и потенциал экономического развития), топливно-энергетический комплекс (влияет на обороноспособность, безопасность, потенциал экономического развития страны).

Под методом государственного управления мы предполагаем «способ осуществления управленческого воздействия, в результате которого достигаются цели управления».

ABSTRACT:_

The article is devoted to the review of the main methods, tools and technology of management of strategic sectors of economy and to the analysis of their applicability in modern conditions. The author gives the definition of strategic sector in the context of its impact on the development of socioeconomic system. We study the opportunities for managing the development of the sector. We present a graphical model of state management technology for the development of strategic sectors of the economy as the research results.

KEYWORDS: management, sector, development, management tools, management technology.

JEL Classification: L50, L52, 025 Received: 11.09.2017 / Published: 30.09.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Ivanova A.A. (anyuta.puchnina@yandex.ru )

CITATION:_

Ivanova A.A. (2017) Gosudarstvennaya politika upravleniya strategicheskimi otraslyami ekonomiki: metody, instrumenty, tekhnologiya [State policy for management of strategic sectors of economy: methods, tools, technology]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (18). - 2615-2624. doi: 10.18334/rp.18.18.38312

необходимость дифференциации методов государственного управления стратегическими отраслями

Традиционно государственное регулирование экономических процессов и систем осуществляется с помощью следующих основных групп форм и методов:

• прямых и косвенных;

• административных, социально-экономических и смешанных;

• правовых и силовых.

Доминирующие методы функционирования и управления сельскохозяйственным производством связаны с системными доминантами экономической политики государства - так, даже при системе управления развитием стратегических отраслей в условиях Советского Союза (особенно, в период НЭПа и за исключением военного периода, а также предприятий оборонного комплекса) административные методы управления были доминирующими, но не единственными, что предопределяется самой природой системы государственного управления и человеческим фактором -человек не может вести эффективную трудовую деятельность, особенно если она связана с научно-изобретательской и иной креативной деятельностью, исключительно из страха применения административных и иных мер наказания либо принуждения -здесь в качестве примера можно привести существенное материальное стимулирование участников стахановского движения, значительные выплаты за достижения в научной деятельности, за рационализаторские предложения в процессе работы на предприятиях народного хозяйства.

Под экономическими методами воздействия государства на экономическую систему и в частности на развитие стратегических отраслей народного хозяйства подразумеваются методы, при использовании которых государство, будучи включенным в оборот денежных средств, товаров и факторов производства, выступает в качестве внутреннего агента этой экономической системы, формируя стимулы для развития организаций/предприятий стратегических отраслей.

Применительно к большинству стратегических отраслей народного хозяйства экономические методы воплощаются в основном в налоговое регулирование и стимулирование рынков опекаемых благ, реже используется прямое государственное финансирование (как правило, с целью обеспечения необходимой доходности хозяйственной деятельности организации, позволяющей ей устойчиво функционировать).

ОБ АВТОРЕ:_

Иванова Анна Александровна, специалист по учебно-методической работе, аспирант (anyuta.puchnina@ yandex.ru )

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Иванова А.А. Государственная политика управления стратегическими отраслями экономики: методы, инструменты, технология // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 18. - С. 2615-2624. doi: 10.18334/rp.18.18.38312

При этом под стимулированием отраслевых рынков в данном случае подразумевается искажение структуры рыночного спроса или спроса и предложения на отраслевом либо смежных рынках за счет создания условий, изменяющих реакции потребителей и производителей отрасли (стратегически значимой продукции).

В данном случае необходимо отметить принципиальную значимость дифференциации методов воздействия государства на экономику и связанной с этим дифференциации целевого множества государственной политики управления развитием предприятий стратегических отраслей на мезоуровне, что обусловлено существенной неоднородностью данных отраслей, возникающей вследствие существенной отраслевой специфики производства (например, высокой цикличностью сельскохозяйственного производства, секретностью и высокотехнологичностью производства в военно-промышленном комплексе, высокой подверженностью влиянию погодных условий транспортного комплекса) и отраслевых рынков, а также крайне высокой неоднородностью экономического пространства и региональных экономических систем, характерной даже для унитарных стран с небольшой территорий, и приобретающей существенную, а иногда даже критическую значимость в случае федеративно устроенных и обладающих существенной территорией и значимой региональной дифференциацией государств, к которым относится Российская Федерация.

«Доминанты» и «примеси» в государственном управлении стратегическими отраслями

Если рассматривать в сочетании с предложенным К. Марксом принципом «преобладания» (в соответствии со сформулированным К. Марксом принципом «преобладания», «каждая форма общества имеет определенное производство, которое определяет место и влияние всех остальных производств и отношения которого точно также определяют место и влияние всех остальных отношений», «это то общее освещение, в сферу действия которого попали все другие цвета и которое модифицирует их в их особенностях», «это тот особый эфир, который определяет удельный вес всего того, что в нем имеется» [6, с. 99] (Makarov, Mescheryakov, 2010)) применительно к системе управления стратегическими отраслями принцип «примесей», то в ней необходимо выделить преобладающие (доминирующие) и дополнительные элементы (выступающие в качестве «примесей»).

В свою очередь, если рассматривать частоту и основные комбинации применения вышеперечисленных методов государственного управления развитием стратегических отраслей, то, основываясь на сформулированном Дж. Ходжсоном принципе «примесей» (в соответствии с терминологией Дж. Ходжсона, «примесями» мы будем считать «разнообразные экономические структуры, вторгающиеся в экономическую систему того или иного типа: рынок или государство в классической античности, рынок или церковь при феодализме, рынок в централизованной плановой экономике» [9, с. 365] (Khodzhson., 2003)), мы полагаем, что в настоящее время доминирующие методы

управления данными отраслями в большинстве развитых стран носят смешанный характер.

В качестве преобладающих элементов в системе государственного управления функционированием и развитием стратегических отраслей экономики в соответствии с ранее выявленными определениями в качестве «преобладающих» или «базисных» элементов мы можем выделить те элементы, которые конституируют данную систему в соответствии с государственной экономической политикой, доминирующими методами управления экономикой, основными параметрами системы государственной власти (демократическая, плановая, смешанная или иная).

В качестве «примесей» в системе государственного управления стратегическими отраслями (предприятиями стратегических отраслей) экономики мы выделяем элементы, обусловленные наличием мезоуровня в данной системе, учитывающие отраслевую специфику, а также условия, существующие в каждом конкретном регионе расположения предприятий отрасли.

С методами оказания воздействия на поведение экономических агентов непосредственно связан инструментарий этого воздействия, или, применительно к системе государственного управления стратегическими отраслями, инструменты этого управления. При этом необходимо учитывать, что «в различных условиях один и тот же метод может быть реализован с помощью разнообразных инструментов» [7, с. 11].

В целях определения инструментария, который может быть применен в системе государственного управления стратегическими отраслями, рассмотрим традиционный инструментарий государственного управления и государственного регулирования экономики в развитых государствах, который может быть использован в процессе реализации государственной политики (табл.).

Поскольку ранее в системе государственного управления стратегическими отраслями были выделены доминирующая составляющая («доминанты») и «примеси», мы полагаем, что совокупность целей данного управления должна состоять из стратегической компоненты и тактической компоненты (рис.).

Состав стратегической компоненты целевого множества системы государственного управления стратегическими отраслями должен формироваться исходя из той роли, которую данная отрасль играет в экономической, социальной, политической и иных системах государства, а также в его взаимодействиях с другими государствами. Таким образом, в качестве стратегической компоненты целевого множества системы государственного управления стратегическими отраслями выделим достижение системной эффективности функционирования социально-экономической системы государства, а также иных систем и подсистем соответствующего уровня, включающее обеспечение:

• оптимального и достаточного для воспроизводства и развития социально-экономической системы объема производства и обеспечения соответствующего уровня (конкурентоспособности, инновационности и иных качественных характеристик) продукции предприятиями отрасли;

Таблица

основные инструменты воздействия на развитие предприятий стратегических

отраслей экономики

вид среды, на которую осуществляется воздействие применяемые инструменты государственного управления экономикой

Национальные и отраслевые рынки - система отраслевых стандартов безопасности и качества продукции; - система государственных закупок продукции социально значимого и стратегического характера - информационная и финансовая поддержка организаций и предприятий (прежде всего, системообразующих)

Национальная, региональная и отраслевая бизнес-среда - формирование промышленных, агропромышленных и иных кластеров, особых экономических зон; - формирование системы промышленных парков, технопарков и бизнес-инкубаторов; - стимулирование трансферта технологий и диффузии инноваций

Финансовая среда - финансовая поддержка предприятий/организаций отрасли; - налоговое стимулирование; - система венчурных и иных фондов поддержки инновационных разработок

Институциональная среда - снижение или увеличение административных барьеров и иных барьеров входа на национальные или отраслевые рынки; - система антимонопольного законодательства; - формирование сетевых структур на отраслевых и межотраслевых рынках; - координация действий экономических агентов и индикативное планирование

Источник: составлено автором по результатам исследования.

• соответствующих внешних эффектов, возникающих в результате функционирования и развития стратегической отрасли и входящих в целевое множество системы управления стратегическими отраслями;

• максимальной эффективности использования ресурсов экономики в ходе развития стратегических отраслей, в том числе в результате замены технологий производства в отраслях и замены одних производств другими, более эффективно выполняющими те же функции в экономической и иных системах государства.

В качестве тактической компоненты целевого множества системы государственного управления развитием стратегических отраслей, обусловленной наличием «примесной» составляющей, в свою очередь, мы выделим элементы, связанные отраслевой спецификой и пространственной неоднородностью экономического и иных подпространств Российской Федерации:

• выполнение задач и достижение экономических результатов, ради которых создавались предприятия стратегических отраслей экономики (то есть, например, разработка новых систем вооружения и достижение при этом заданных параметров

ТЕХНОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОТРАСЛЕЙ

ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Доминирующие

Стратегические

Примесные (отраслевые)

Тактические

Примечание:

X

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

Формирование институциональной среды

Налоговое регулирование

Стимулирование отраслевых рынков

Метод целеполагания

Прямое перераспределение ресурсов

Планирование

Контроль

Соответствуют институциональным элементам государственного управления Соответствуют организационным элементам государственного управления

ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ

Общие

Создание специальных хозяйственных и юридических режимов

Система нормативно-правовой документации

Налоговая политика

Гранты, дотации, субсидии

Санкции

Специфические (отраслевые)

Создание специальных отраслевых институтов

Система отраслевых индикаторов

Проведение государственных торгов на продукцию предприятий отрасли

Использование инструментария проектного _финансирования_

Рисунок. Основные формы, методы, инструменты государственного управления развитием стратегических отраслей Источник: составлено автором по результатам исследования.

го о го

бюджетной эффективности, если предприятие существует за счет государственного финансирования, либо, например, производство определенного объема сельскохозяйственных машин и оборудования и достижение необходимого уровня прибыли и рентабельности, если это предприятие относится к сфере сельскохозяйственного производства и принадлежит частному сектору экономики);

• обеспечение устойчивого функционирования и инновационного развития предприятий отрасли;

• обеспечение необходимого уровня конкурентоспособности продукции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• иные частные задачи, стоящие перед предприятиями стратегических отраслей.

заключение

Таким образом, на основе вышеприведенного материала мы можем сформулировать следующие выводы.

В современных условиях в развитых государствах используются сложные системы управления развитием стратегических отраслей экономики, включающие административные, смешанные и экономические методы. При этом использование исключительно административных методов регулирования в мировой практике характерно почти исключительно для тоталитарных государств и является неэффективным в силу человеческой природы. Поэтому в большинстве случаев наряду с административными используются и иные методы регулирования, требующие больших затрат ресурсов на осуществление управленческих воздействий, однако являющиеся более эффективными в долгосрочном периоде.

ИСТОЧНИКИ:

1. Бородин Д.В. Управление структурными преобразованиями экономики промыш-

ленных отраслей России с точки зрения институционального подхода на современном этапе // Российское предпринимательство. - 2015. - № 3. - с. 389-402. - doi: 10.18334/rp.16.3.87.

2. Видяпин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. - М.: Путь

России: Экономическая литература, 2002. - 590 с.

3. Засько В.Н., Донцова О.И. Особенности государственной политики в сфере управле-

ния инновационно-промышленными кластерами // Креативная экономика. - 2016.

- № 11. - с. 1253-1262. - doi: 10.18334/ce.10.11.36989.

4. Коптев Ю.Н., Кутахов В.П., Русинов А.А. Технология реализации государственной

политики России по укреплению обороноспособности, суверенитета и технологическому развитию промышленности // Российское предпринимательство. - 2015.

- № 21. - с. 3649-3658. - doi: 10.18334/rp.16.21.2016.

5. Лобас И.В. Государственная инновационно-инвестиционная политика развития на-

циональной экономики // Проблемы развития инновационно-креативной эконо-

мики: Материалы конференции. 2011. - с. 110-115.

6. Макаров И.Н., Мещеряков Д.А. Механизм государственно-частного партнер-

ства в условиях трансформации российской экономики. / Монография. - М.: Издательство «Современная экономика и право», 2010. - 175 с.

7. Методы государственного регулирования экономики. / Учебное пособие. - М.:

ИНФРА-М, 2008. - 300 с.

8. Самородова Е.М., Марченкова Л.М., Кузнецова Л.М. Особенности управления пред-

приятиями государственного сектора экономики: совершенствование организационно-экономического механизма // Российское предпринимательство. - 2017. - № 12. - с. 1949-1964. - doi: 10.18334/rp.18.12.37987.

9. Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты: Манифест современной институ-

циональной экономической теории. - М.: Дело, 2003. - 403 с.

10. Шер М.Л. Стратегии государственной макроэкономической политики на рынке посреднических услуг в сфере высокотехнологичных продуктов переработки зерна // Креативная экономика. - 2012. - № 5. - с. 39-44.

REFERENCES:

Metody gosudarstvennogo regulirovaniya ekonomiki [Methods of state regulation of

the eranomy] (2008). Mosraw: INFRA-M. (in Russian). Borodin D.V. (2015). Upravlenie strukturnymi preobrazovaniyami ekonomiki promyshlennyh otrasley Rossii s to^ki zreniya institutsionalnogo podkhoda na sovremennom etape [On Management of Strudtural Transformations of the Eranomy of Russian Industries from the Standpoint of the Institutional Approa^ at the Present Stage]. Russian Entrepreneurship. 16 (3). 389-402. (in Russian). doi: 10.18334/rp.16.3.87.

Khodzhson Dzh. (2003). Ekonomkheskaya teoriya i instituty: Manifest sovremennoy institutsionalnoy ekonomkheskoy teorii [Eranomks and Institutions: A Manifesto for a Modern Institutional Eranomks] Mosraw: Izdatelstvo "Delo". (in Russian). Koptev Yu.N., Kutakhov V.P., Rusinov A.A. (2015). Tekhnologiya realizatsii gosudarstvennoy politiki Rossii po ukrepleniyu oboronosposobnosti, suvereniteta i tekhnologkheskomu razvitiyu promyshlennosti [The te^nology of Russia's state polky implementation as for the defense potential and sovereignty strengthening, and for the industry te^nologkal development]. Russian Entrepreneurship. 16 (21). 3649-3658. (in Russian). doi: 10.18334/rp.16.21.2016. Lobas I.V. (2011). Gosudarstvennaya innovatsionno-investitsionnaya politika razvitiya natsionalnoy ekonomiki [State innovation and investment polky of development of national eranomy] Problems of development of innovative and CTeative eranomy. 110-115. (in Russian).

Makarov I.N., Mescheryakov D.A. (2010). Mekhanizm gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v usloviyakh transformatsii rossiyskoy ekonomiki [The mechanism of public-private partnership in the context of transformation of Russian economy] Moscow: Izdatelstvo «Sovremennaya ekonomika i pravo». (in Russian).

Samorodova E.M., Marchenkova L.M., Kuznetsova L.M. (2017). Osobennosti upravleniya predpriyatiyami gosudarstvennogo sektora ekonomiki: sovershenstvovanie organizatsionno-ekonomicheskogo mekhanizma [Features of management of enterprises of the public sector of the economy: improving organizational and economic mechanism]. Russian Entrepreneurship. 18 (12). 1949-1964. (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.12.37987.

Sher M.L. (2012). Strategii gosudarstvennoy makroekonomicheskoy politiki na rynke posrednicheskikh uslug v sfere vysokotekhnologichnyh produktov pererabotki zerna [Strategies of State Macroeconomic Policy on Intermediary Service Market of High-Tech Products of Grain Processing]. Creative economy. (5). 39-44. (in Russian).

Vidyapin V.I. (2002). Gosudarstvennoe regulirovanie rynochnoy ekonomiki [State regulation of market economy] Moscow. (in Russian).

Zasko V.N., Dontsova O.I. (2016). Osobennosti gosudarstvennoy politiki v sfere upravleniya innovatsionno-promyshlennymi klasterami [Features of the governmental policy in the field of innovative and industrial cluster administration]. Creative economy. 10 (11). 1253-1262. (in Russian). doi: 10.18334/ce.10.11.36989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.