Научная статья на тему 'Технология развития творческой индивидуальности студента'

Технология развития творческой индивидуальности студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сушкин К. Ю.

Эффективное развитие творческой индивидуальности в процессе обучения невозможно без педагогической технологии, которая может учесть многочисленные условия, обеспечивающие формирование качественных характеристик усвоения ответа профессиональной деятельности. Известно, что в педагогической науке технологии служат эффективности образовательного процесса, осуществляют связь теории и практики, служат моделью описания конкретных действий преподавателя по управлению учебно-познавательной деятельностью студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология развития творческой индивидуальности студента»

76

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

уровень усвоения материала не только по всей дисциплине, но и по отдельным темам.

Список литературы:

1. Интернет-экзамен в сфере профессионального образования. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fepo.ru.

2. Нейман Ю.М., Хлебников В.А. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов. - М.: Прометей, 2000. - 168 с.

3. Пермяков О.Е. Руководство по разработке кодификаторов - содержательной структуры учебной дисциплины при создании банка тестовых заданий. - Томск 2004.

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТА

© Сушкин К.Ю/

Таганрогский государственный педагогический институт,

г. Таганрог

Эффективное развитие творческой индивидуальности в процессе обучения невозможно без педагогической технологии, которая может учесть многочисленные условия, обеспечивающие формирование качественных характеристик усвоения ответа профессиональной деятельности. Известно, что в педагогической науке технологии служат эффективности образовательного процесса, осуществляют связь теории и практики, служат моделью описания конкретных действий преподавателя по управлению учебно-познавательной деятельностью студентов. Идеи многовариантности систем учебного процесса получают широкое признание, но в реальной жизни процесс подготовки специалиста в вузе остается неудовлетворительным, так как условия обучения рассчитаны на среднего студента. Поэтому для выполнения требования совершенствования качеств профессиональной подготовки с учетом диапазона индивидуальных различий личности, прежде всего, необходимо разработать алгоритмическую модель полного усвоения знаний и отыскать средства осуществления учебных процедур, которые представляли бы собой своеобразный технологический процесс обучения. При правильно организованном обучении знания, как предмет усвоения, интеллектуально обогащают личность, развивают ее творческие способности и выступают средством воспитания,

♦ Старший преподаватель кафедры Общей физики

Современные педагогические технологии

77

формируют отношение, потребности, оценки к научным знаниям, активную позицию к самому процессу учения. Следовательно, процесс обучения понимается как специфический способ воспитания и важнейшее условие развития личности. Зачастую же реально в процессе обучения студент выполняет роль интеллектуального потребителя, так как большую часть знаний он усваивает в репродуктивной деятельности - запоминает готовые истины, факты и результаты соответствующих выводов.

В условиях творческого характера труда общественная потребность учебной деятельности сводится к вооружению специалиста научными знаниями и опытом педагогической деятельности как важнейшей основой обладания функциями трудовой деятельности. Подготовку к творческой учительской деятельности характеризует развитие креативных способностей личности в процессе учения, ее личностных специфических качеств, которые опосредованы изменениями в интеллектуальной деятельности студента при усвоении знаний (от деятельности воспроизведения к творческой деятельности), разнообразием способов предметной деятельности. Просматривается очевидная взаимосвязь качественных характеристик усвоения профессиональных знаний, представленных в цели обучения, и элементов структуры учебной деятельности. Управление учебным процессом путем конструирования педагогической технологии характеризуется, прежде всего, последовательной ориентацией на конкретные определенные цели. Специфика их выражается в том, что они максимально уточняются по этапам учебного процесса, постоянно коррелируются в результате достижения поставленных целей. Способ постановки целей тоже отличается от традиционного и носит диагностический характер. Промежуточные цели обучения формулируются через те результаты обучения, которых достигает студент путем интеллектуального действия в процессе использования общепедагогических знаний, что характеризует определенный уровень их усвоения и возможность точной диагностики. В этом случае характер изменения результатов практического применения профессиональных знаний студентом соответствует определенному сдвигу его психического развития.

Заслуживает внимания вопрос поэтапного развития творческой активности ввиду успешного формирования свойственных ей отдельных качеств. Сущность творческой активности студента в обучении заключается в том, что он прилагает усилия для преодоления трудностей в учении, усвоении знаний, осмысления опыта работы учителей, целенаправленно развивает в себе потребность в практическом применении знаний. Следует иметь в виду, что творческая активность тесно связана с индивидуальностью и психическими возможностями личности, которые в своем единстве обеспечивают успешность усвоения знаний.

78

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

В соответствии с признаками педагогической технологии важно выяснить ряд первостепенных вопросов: разрешить проблему диагностической постановки цели; в силу ограниченности времени необходимо обеспечить оптимизацию труда преподавателя; обеспечить промежуточный контроль на различных этапах обучения и коррекцию результатов на пути к достижению цели обучения. В дидактике известны различные способы постановки цели. В данном случае цели определяются через развитие профессиональной направленности личности студента и носят диагностический характер, то есть цели формулируются как предполагаемый результат усвоения опыта педагогической деятельности, которого могут достичь студенты. Выражается этот результат в виде конкретных профессиональных качеств или умений. Затем представлены задачи, в соответствии с которыми определяются этапы усвоения профессиональных знаний.

Овладение изучаемым материалом начинается с его восприятия, поэтому важнейшим звеном обучения является организация деятельности студентов по осмыслению полученной информации. Трудности, которые испытывают студенты на этом этапе обучения, характеризуются индивидуально-психологическими особенностями выполнения мыслительных операций, поэтому необходима разработка технологий конструирования и решения задач с учетом рассмотренных особенностей.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН И ПУТИ ЕГО РАЗВИТИЯ

© Токарева А.В/

Сургутский государственный университет, г. Сургут

В данной статье раскрываются основные понятия педагогического дизайна и пути его развития в образовательном процессе. Рассматриваем педагогический дизайн - как область науки и практической деятельности.

Сегодня повсюду активно ведутся дискуссии о модернизации образования в России. На сайте федерального образовательного портала можно найти следующее определение данной центральной задачи российской образовательной политики: модернизация образования - это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отече-

♦ Ассистент кафедры Теории и методики профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.