В соответствии с признаками педагогической технологии важно выяснить ряд первостепенных вопросов: разрешить проблему диагностической постановки цели; в силу ограниченности времени необходимо обеспечить оптимизацию труда преподавателя; обеспечить промежуточный контроль на различных этапах обучения и коррекцию результатов на пути к достижению цели обучения. В дидактике известны различные способы постановки цели. В данном случае цели определяются через развитие профессиональной направленности личности студента и носят диагностический характер, то есть цели формулируются как предполагаемый результат усвоения опыта педагогической деятельности, которого могут достичь студенты. Выражается этот результат в виде конкретных профессиональных качеств или умений. Затем представлены задачи, в соответствии с которыми определяются этапы усвоения профессиональных знаний.
Овладение изучаемым материалом начинается с его восприятия, поэтому важнейшим звеном обучения является организация деятельности студентов по осмыслению полученной информации. Трудности, которые испытывают студенты на этом этапе обучения, характеризуются индивидуально-психологическими особенностями выполнения мыслительных операций, поэтому необходима разработка технологий конструирования и решения задач с учетом рассмотренных особенностей.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН И ПУТИ ЕГО РАЗВИТИЯ
© Токарева А.В/
Сургутский государственный университет, г. Сургут
В данной статье раскрываются основные понятия педагогического дизайна и пути его развития в образовательном процессе. Рассматриваем педагогический дизайн - как область науки и практической деятельности.
Сегодня повсюду активно ведутся дискуссии о модернизации образования в России. На сайте федерального образовательного портала можно найти следующее определение данной центральной задачи российской образовательной политики: модернизация образования - это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отече-
♦ Ассистент кафедры Теории и методики профессионального образования
ственного образования. Это масштабные изменения в содержании, технологии и организации самой образовательной деятельности [1].
Информатизация образования предполагает развитие существующих и создание новых средств обучения, способствующих повышению уровня обучения, как в школьной, так и в вузовской практике. Это порождает появление новых методов, форм и целых систем обучения, которые влекут за собой развитие различных форм обучения.
Термин «педагогический дизайн» заимствован из иностранной литературы конца ХХ в. Сам термин достаточно интересен, так как в англоязычном варианте он звучит как «instructional design», т. е. разработка, дизайн инструкций. Наиболее удачный вариант - это «learning activities' design», т.е. дизайн учебной деятельности учащихся. Согласно англо-русскому словарю, слово instructional переводится, как образовательный, воспитательный, учебный [2], а слово design: 1) замысел, план, стратегию; 2) цель, намерение; 3) замысел, план, проект; 4) чертеж, эскиз, конструкция, рисунок, узор; 4) произведение искусства; 5)творческий проект композицию; 6) внешний вид, исполнение; 7) проектирование внешнего (эстетического) облика предмета или среды. [2]. И это намного точнее отражает суть современного педагогического дизайна, реализуемого в условиях личностно ориентированного обучения.
В настоящее время лишь некоторые отечественные исследователи уделяют внимание педагогическому дизайну. В частности, целесообразно упомянуть труды А.Ю. Уварова, И.С. Кузнецовой. Уваров А.Ю. - рассматривает данное понятие, как «систематическое (приведенное в систему) использование знаний (принципов) об эффективной учебной работе (учении и обучении) в процессе проектирования, разработки, оценки и использования учебных материалов» [3].
Сегодня, немногие учителя и преподаватели чётко представляют, что же такое «педагогический дизайн», нет ещё до сих пор однозначного толкования смысла и содержания данного понятия. По мере того, как педагогический процесс все больше усложняется, особенно, в результате использования технологий, педагогический дизайн приобретает все большее значение.
Мы рассматриваем педагогический дизайн - как область науки и практической деятельности, основывающуюся на теоретических положениях педагогики, психологии и эргономики, занимающуюся вопросами разработки учебного материала, в том числе, на основе информационных технологий, так же разработками организации учебного пространства учреждения - интерьера, и обеспечивающую наиболее рациональный, эффективный и комфортный образовательный процесс.
Педагогический дизайн в целом способствует развитию творческого потенциала обучающегося, так как создание комфортных условий стиму-
лирует восприятия и процессы переработки информации и побуждает к творческой деятельности. Так же отметим здоровье-сберегательные функции гармонично организованного образовательного процесса.
Например, особенности развития педагогического дизайна автоматизированных обучающих систем позволяют говорить о нём, как об особом виде творческой деятельности, основная часть которой - функциональная организация коммуникативной образовательной среды. Педагогический дизайн информационных образовательных технологий оказывает самое непосредственное влияние на мотивацию обучающихся, скорость восприятия материала, утомляемость и ряд других важных показателей. При использовании информационных технологий в образовании роль педагогического дизайна многократно возрастает, поскольку многие функции преподавателя заменяются информационными технологиями. Насколько педагогически обоснованно, рационально и комфортно будет организована образовательная среда на основе информационных технологий, настолько эффективным и будет саморазвитие обучающихся [6].
Таким образом, одной из областей применения педагогического дизайна является - технология создания учебных ресурсов, как для традиционных форм обучения, так и для новых, например, дистанционного обучения, в котором основными средствами и методами обучения являются Internet-ресурсы типа ОВР (образовательный Web-ресурс).
Определение: «педагогический дизайн - область, в рамках которой предписываются конкретные педагогические действия для достижения желаемых педагогических результатов; процесс принятия решений о наилучших педагогических методах для осуществления желаемых изменений в знаниях и навыках с учетом конкретного содержания курса и целевой аудитории» [4]. Сущность педагогического дизайна заключается, прежде всего, в разработке и реализации педагогических стратегий в процессе обучения, т. е. педагогический дизайн, представляет собой процесс, через который педагог определяет лучшие формы и методы обучения, для достижения поставленной цели.
Изучая зарубежные ресурсы, посвященные instructional design, представленные в сети Интернет, можно встретить ряд определений, рассматривающих педагогический дизайн. 1) Педагогический дизайн как процесс: Педагогический дизайн представляет собой систематическую разработку педагогических средств с использованием учебных и педагогических теорий для обеспечения высокого качества преподавания. Он охватывает весь процесс анализа потребностей и целей обучения, а также разработки системы преподавания для удовлетворения этих потребностей. Он предусматривает разработку педагогических материалов и видов деятельности, а также тестирования и оценки эффективности всех педагогических и учебных видов деятельности. 2) Педагогический дизайн как дисциплина:
Педагогический дизайн представляет собой отрасль знаний, в рамках которой проводятся исследования, и разрабатывается теория о педагогических стратегиях, в том числе, о процессе разработки и реализации указанных стратегий. 3) Педагогический дизайн как наука: Педагогический дизайн представляет собой науку создания детальных спецификаций для разработки, реализации, оценки и сохранения ситуаций, которые облегчают процесс изучения как крупных, так и малых предметных блоков всех уровней сложности. 4) Педагогический дизайн как реальность: Педагогический дизайн может начинаться в любой момент процесса дизайна. Часто работа начинается с появления первоначальной идеи, которая впоследствии закладывает основы педагогической ситуации. Ко времени завершения всего процесса дизайнер проводит анализ и проверяет, действительно ли все компоненты «науки» были учтены. Затем дается описание всего процесса, как если бы он произошел систематическим образом. Уолтер Дик и Лу Карей представили модель педагогического дизайна, которая, базируясь на определениях, интерпретированных И.С. Кузнецовой, обеспечивает систематический, постепенный подход к педагогическому проектированию [5].
В отечественных источниках, стадии педагогического дизайна представлены как этапы разработки - проектирования педагогических программных средств. Педагогический дизайн рассматривается как процесс проектирования учебных материалов, и его можно определить как технологию, набор процедур, состоящих из определенных этапов: анализ, проектирование, разработка, применение, оценка.
Оценка потребности в обучении - первая стадия педагогического дизайна. Нужно определить, есть ли потребность в методике, которую преподаватель намеревается предложить. Кроме того, в зависимости от дидактической цели и содержания курса следует разграничивать, что обучающиеся знают до изучения курса и что они должны знать после.
Анализ личностей учеников целесообразен для достижения наибольшего результата обучения. Эффективность модели педагогической деятельности повышается, если она разрабатывается с учетом конкретной аудитории обучающихся. В связи с этим преподаватели должны иметь необходимую информацию о своих учениках. Однако фактор времени не всегда позволяет полностью реализовать этот этап.
Характеристики учеников - выявление и учет познавательных, психосоциологических, физиологических характеристик обучающихся помогает преподавателю при разработке курса и отборе учебного материала.
Выбор педагогической стратегии - педагогическая деятельность преподавателя по определению ее этапов, построенная на функциональной зависимости от характера субъектов образования и выражающаяся в сле-
дующих этапах: мотивации, выбора учебной стратегии, постановки цели и представления содержания.
Разработка дидактического материала - формирование дидактического пакета, который обычно состоит из комплекса заданий и упражнений, самостоятельных, лабораторных и контрольных работ, компьютерных обучающих программ, аудио-, видео материалов. Оценивание - процедура, с помощью которой можно удостовериться, что разработанная методика эффективна. Безусловно, ученики - это лучшая испытательная аудитория; однако есть и другой способ: попросить коллег по предмету оценить разработку с целью выявить ее недостатки и изъяны до того, как она будет применяться в педагогической деятельности.
Педагогический дизайн основывается на следующих основных принципах:
- научности - использование теоретически обоснованных и проверенных на практике приёмов и методов организации учебного материала;
- наглядности - оправданное задействование при обучении максимального числа каналов восприятия информации обучающимся;
- доступности науки - обеспечение доступности научных знаний и используемости их обучающимися; уровень сложности знаний должен находились в зоне ближайшего развития обучающихся;
- зримости мышления - максимальный учет психологии восприятия и обучения, обеспечение отражения хода процесса познания;
- непрерывности и преемственности - обеспечение согласованности учебных курсов, порядков, правил и средств их освоения;
- комфортности - обеспечение для обучающихся удобства и эргоно-мичности восприятия.
Основная цель педагогического дизайна - создавать и поддерживать для обучающегося среду, в которой, на основе наиболее рационального представления, взаимосвязи и сочетания различных типов образовательных ресурсов, обеспечивается психологически комфортное и педагогически обоснованное развитие субъектов образования.
Не менее важна роль педагогического дизайна в организации учебного пространства и здесь мы предполагаем синтез нескольких наук, таких как эргономика, дизайн, психология и педагогика. Научное содержание эргономики и дизайна, с одной стороны базируется на достижениях психофизиологии, например, цвета (эргономика цветового восприятия и достижения технической эстетики в области проектирования цветовой среды). С другой стороны, современные достижения физики и, в частности, разработка идеи торсионных полей, связанная с формами объектов. Практическим результатом, в таком случае, будет разработка новых принципов и методов проектирования учебного пространства с учетом реального внут-
реннего и внешнего мира ученика. Педагогический дизайн может рассматриваться как - научно-прикладная дисциплина, занимающаяся изучением и созданием эффективных систем организации учебного пространства с целью оптимизации условий и процесса обучения, а также профессионального мастерства обучающегося.
Таким образом, педагогический дизайн представляет собой сложное явление, которое воспринимается неоднозначно: как процесс, как дисциплина, как наука, как реальность и может одновременно выступать как модель обучения. Педагогический дизайн может выступать средством организации учебного процесса, он способен служить проводником модернизации образования и поэтому будущих преподавателей необходимо знакомить с педагогическим дизайном как средством обучения. Актуальной стала задача определения места педагогического дизайна в процессе совершенствования отечественного педагогического образования.
Список литературы:
1. Днепров Э.Д. Модернизация российского образования: документы и материалы // Федеральный образовательный портал.
2. Большой англо-русский словарь под ред. И.Р. Гальперина. - М.: «Русский язык», 1979.
3. Уваров А.Ю. Педагогический дизайн // Информатика: Прил. к газ. «Первое сент.». - Б.м. - 2003. - 8-15 авг. (№ 30). - С. 2-31.
4. Педагогический дизайн // Журнал «ЛЬ№>. - 1997. - Том 1. - № 1.
5. www.umich.edu/~ed626/define.html.
6. Кречетников К.Г. Методология проектирования, оценки качества и применения средств информационных технологий обучения. - М.: Госко-орцентр, 2002. - 244 с.
ВЛИЯНИЕ ИНТЕГРАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
© Файзиева Г.Н/
Рубцовский институт филиал Алтайского государственного университета, г. Рубцовск
В нашем исследование выявлены особенности системы профессиональных знаний современного специалиста, возможности форми-
♦ Старший преподаватель кафедры Математики и прикладной информатики