Научная статья на тему 'Психологический дизайн как структурная единица педагогического дизайна, отвечающая за формирование среды образовательного учреждения'

Психологический дизайн как структурная единица педагогического дизайна, отвечающая за формирование среды образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
359
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Токарева А. В.

В данной статье раскрываются основные понятия психологического дизайна и пути его применение в структуре педагогического дизайна. Рассматриваем педагогический дизайн – как область науки и практической деятельности при разработке среды образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологический дизайн как структурная единица педагогического дизайна, отвечающая за формирование среды образовательного учреждения»

4. Эндрю А. Искусственный интеллект / Пер. с англ. В. Л. Стефанюка. - М.: Мир, 1985. - 265 с.

5. Murray W.R. Control for intelligent tutoring systems: a blackboard-based dynamic instructional planner / Artif. Intell. and Educ.: Proc. 4th Int. Conf. AI and Educ., Amsterdam, 24-26 May, 1989. - Amsterdam etc., 1989. -P. 150-168.

6. Shortliffe E.N. Computer based medical consultations: MYCIN. - N.Y., 1976. - 312 р.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН КАК СТРУКТУРНАЯ ЕДИНИЦА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА, ОТВЕЧАЮЩАЯ ЗА ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

© Токарева А.В/

Сургутский государственный университет, г. Сургут

В данной статье раскрываются основные понятия психологического дизайна и пути его применение в структуре педагогического дизайна. Рассматриваем педагогический дизайн - как область науки и практической деятельности при разработке среды образовательного учреждения.

В условиях обновления системы высшего образования педагогический дизайн в условиях образовательной среды приобретает большое значение. К сожалению, сегодня, немногие образовательные учреждения, чётко представляют, что такое «педагогический дизайн», нет однозначного толкования смысла и содержания данного понятия.

Термин «педагогический дизайн» заимствован из иностранной литературы конца ХХ в. Сам термин достаточно интересен, так как в англоязычном варианте он звучит как «instructional design», т.е. разработка, дизайн инструкций. Наиболее удачный вариант - это «learning activities' design», т.е. дизайн учебной деятельности учащихся. Согласно англорусскому словарю, слово instructional переводится, как образовательный, воспитательный, учебный [1], а слово design: 1) замысел, план, стратегию; 2) цель, намерение; 3) замысел, план, проект; 4) чертеж, эскиз, конструкция, рисунок, узор; 4) произведение искусства; 5)творческий проект композицию; 6) внешний вид, исполнение; 7) проектирование внешнего (эстетического) облика предмета или среды. [1]. И это намного точнее отра-

♦ Преподаватель кафедры Теории и методики профессионального образования, аспирант

жает суть современного педагогического дизайна, реализуемого в условиях личностно ориентированного обучения.

В настоящее время лишь некоторые отечественные исследователи уделяют внимание педагогическому дизайну. В частности, целесообразно отметить труды А.Ю. Уварова, он рассматривает «педагогический дизайн как систематическое использование знаний об эффективной учебной работе в процессе проектирования, разработки, оценки и использования учебных материалов», и сразу ставит вопрос: «Что подсказывает Вам языковое чутье, какой термин Вы предпочитаете - педагогический дизайн-разработка учебной архитектуры, - проектирование учебной среды?» [2]. Ответом на данный вопрос, для нас является, термин проектирование учебной среды. Представления о педагогическом дизайне и роль его в учебной среде, можно определить цитатой из статьи К.Г. Кречетникова: «Основная цель педагогического дизайна - создавать и поддерживать для обучающегося среду, в которой, на основе наиболее рационального представления, взаимосвязи и сочетания различных типов образовательных ресурсов, обеспечивается психологически комфортное и педагогически обоснованное развитие субъектов».

Дизайн как проектная деятельность и искусство представляет собой полихудожественную систему развития и воспитания на основе синтеза проектирования и конструирования, интеграции различных видов искусств (литература, музыка, живопись...) [3]. Теория и методология дизайна, проектной культуры и проектной деятельности разрабатывалась теоретиками технической эстетики Г.П. Щедровицким, О.И. Генисарет-ским, В.Л. Глазычевым, А.А. Дороговым, Л.Б. Переверзевым, В.И. Пуза-новым, В.Ф. Сидоренко и др. Именно в их работах появляется идея дизайна как художественной адаптации предметов и окружающей среды к человеку, для удобства и комфортного восприятия процесса трудовой и учебной деятельности [4].

Понятие среда образовательного учреждения объединяет две основные идеи - идею среды и идею образования. Образовательная среда отражает некую образовательную протяженность, структурное сосуществование и взаимодействие любых возможных образовательных систем, их компонентов, образовательных событий. Образовательная среда характеризуется объемом образовательных услуг, мощностью и интенсивностью образовательной информации, образовательной инфраструктурой общества.

К сожалению, на современном этапе развития организация среды образовательного учреждения - интерьер, дизайн учебных помещений, не в полной мере направлена на решение задач развития личности обучающегося.

Дизайн среды образовательных учреждений в наше время воспринимается как приятное хобби или способ самовыражения преподавателя. В основном проектирование и оформление интерьеров образовательных учреждений предоставлено педагогам и воспринимается ими как свободный творческий полёт, когда можно делать, что хочется и как видится, зачастую исходя из имеющихся средств и вещей. Но назначение интерьера образовательного учреждения, как среды обитания преподавателя и ученика, - улучшение качества его обучения и жизни. Вещи уже давно стали средством социального самоопределения личности и общения на невербальном уровне. Во взаимоотношениях человек-среда действуют совершенно определённые закономерности. И подавляющее большинство преподавателей их не видит. И поэтому творят они практически без правил, по наитию, забывая об обучающихся. Здесь становиться актуальной тема педагогического дизайна в среде образовательного учреждения.

Педагогический дизайн в целом способствует развитию творческого потенциала обучающегося, так как создание комфортных условий стимулирует восприятия и процессы переработки информации и побуждает к творческой деятельности. Так же отметим здоровье - сберегательные функции гармонично организованного образовательного процесса [5]. Основная цель педагогического дизайна - создавать и поддерживать для обучающегося среду, в которой, на основе наиболее рационального представления, взаимосвязи и сочетания различных типов образовательных ресурсов, обеспечивается психологически комфортное и педагогически обоснованное развитие субъектов образования.

Роль педагогического дизайна в организации учебного пространства значима и здесь мы предполагаем синтез нескольких наук, таких как эргономика, дизайн, психология и педагогика. Научное содержание эргономики и дизайна, с одной стороны базируется на достижениях психофизиологии, например, цвета (эргономика цветового восприятия и достижения технической эстетики в области проектирования цветовой среды). С другой стороны, современные достижения физики и, в частности, разработка идеи торсионных полей, связанная с формами объектов. Все это объединяет в себе - психологический дизайн. Так же психологический дизайн основывается на данных общей психологии (психологические влияния в системе «человек-среда», архетипическая обусловленность психологического восприятия), социальной психологии (дизайн как канал медиа-систем), этнопсихологии, этнографии, социологии (подход с точки зрения глобализации дизайна), философии, культурологии, синергетики (универсальность взаимосвязей всех систем реальности). Психологический дизайн ассимилирует данные всех способов познания действительности - науки, искусства, религии и т.д., а также эмпирически накопленных знаний традиционных учений (фен-шуй, васту, домострой, экстрасенсорика, национальные прикладные искусства, мифология).

Психологический дизайн исследует комплекс взаимодействий в системе «человек-среда». Это психологическое обоснование дизайна и его причинности, существования дизайна вообще, и его составляющих в широком смысле и в каждом конкретном случае. Структура психологического дизайна включает рассмотрение двусторонних связей между человеком и средой: видеоэкология, цветосветопсихология, психология формы, психология материаловедения, психология композиции, психология индивидуальных различий и пр. В прикладном аспекте психологического дизайна выделяется три основных раздела: - формирование целостности представлений о среде существования человека (диагностика среды как точки приложения преобразовательного воздействия дизайна), - методики исследования конкретных ситуаций и взаимодействий в системе «человек-среда», Проводит исследования, собирает статистику, анализирует, - дизайн-рецепт (целесообразные и обоснованные рекомендации формирования среды).

Применение психологического дизайна, как одной из составляющих педагогического дизайна, в формировании среды образовательного пространства развивает нестандартность и самостоятельность мышления учащихся, креативность, широту взгляда на мир вещей. Учащемуся открываются новые бездонные источники для творчества, вдохновения, интуиции, обучение становится яснее, осмысленнее, ярче, интереснее, качество его повышается во много раз.

Практическим результатом, в таком случае, будет разработка новых принципов и методов проектирования учебного пространства с учетом реального внутреннего и внешнего мира ученика. Педагогический дизайн, за счет того, что одной из его составляющих частей является психологический дизайн, может рассматриваться как - научно-прикладная дисциплина, занимающаяся изучением и созданием эффективных систем организации учебного пространства с целью оптимизации условий и процесса обучения, а также профессионального мастерства обучающегося.

К педагогическому дизайну в последние годы проявляют повышенное внимание, это новое для образования явление. Педагогический дизайн представляет собой сложное явление, которое воспринимается неоднозначно: как область науки и практической деятельности, основывающуюся на теоретических положениях педагогики, психологии и эргономики, занимающуюся вопросами разработки учебного материала, и организации среды образовательного учреждения - интерьера, и обеспечивающую наиболее рациональный, эффективный и комфортный образовательный процесс.

Актуальной стала задача определения места педагогического дизайна в процессе совершенствования отечественного педагогического образования. Вузы России находящиеся в центре разработок новых технологий

обучения должны начать движение в сторону объединения науки и производства для решения проблем связанных с организацией среды образовательного учреждения, возникающих перед современным образованием. Грамотная организация внутреннего пространства учебного заведения развивает образное мышление и фантазию участников образовательного процесса. Дает гармоничное развитие, стимулирует внутренние силы и творческую потенцию личности, несут положительную энергию, жизнерадостную самоутверждающую уверенность в себе, что в целом создает хорошую базу для успешного развития не только специальных художественных, творческих способностей, но и всеобщей универсальной способности к обучению.

Список литературы:

1. Большой англо-русский словарь / Под ред. И.Р. Гальперина. - М.: «Русский язык», 1979.

2. Уваров А.Ю. Педагогический дизайн // Информатика: Прил. к газ. «Первое сентября». - Б.м. - 2003. - 8-15 авг. (№ 3о). - С. 2-31.

3. Дизайн: основные положения, виды дизайна, особенности дизайнерского проектирования, мастера и теоретики, иллюстрированный словарь-справочник, учебное пособие / Под общ. ред. Г.Б. Минервина и В.Т. Шимко. - М.: Архитектура-С, 2004. - 283 с.

4. Кречетников К.Г. Методология проектирования, оценки качества и применения средств информационных технологий обучения. - М.: Госко-орцентр, 2002. - 244 с.

5. Педагогический дизайн // Журнал «ЛЪ№>. - 1997. - Том 1. - Выпуск 1.

ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ © Трифонова М.Г/

Магнитогорский государственный университет, г. Магнитогорск

Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. В этой связи решающее значение приобретают удаленный доступ к образовательным ресурсам, опубликованным в сети, и возможность оперативного общения всех участников образовательного процесса. В статье отражены некоторые возможности использования интернет технологий в сфере образования, а также приводится описание порталов.

♦ Старший преподаватель кафедры «Теория и методика профессионального образования»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.