ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА В РАЗРАБОТКЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ
И.Ф. Исаев, А.Г. Клепикова
В статье рассмотрена технология педагогического дизайна в разработке электронных учебных материалов на основе дидактического и технологического механизмов. Сформулированные нами специфические принципы педагогического дизайна позволили выделить психолого-педагогические требования, выполнение которых, в целом, повысит качество создаваемых электронных образовательных ресурсов.
Ключевые слова: технология педагогического дизайна, принципы педагогического дизайна, дидактический механизм, технологический механизм, психолого-педагогические требования.
Перед школой информационного века стоит задача развития познавательной самостоятельности школьников, способности самостоятельно учиться, находить и использовать нужную информацию, работать в коллективе, решать актуальные проблемы. Для решения этой задачи необходимы как новые инструменты (мультимедийные образовательные материалы нового поколения, компьютерные инструменты, интегрированные информационные среды обучения, порталы электронного обучения и т. д.), так и новые образовательные технологии (дистанционные образовательные технологии и, в частности, технология педагогического дизайна).
Под технологией педагогического дизайна мы будем понимать алгоритмическую систему процедур, включающую анализ, проектирование, разработку, применение и оценку эффективности электронных учебных ресурсов, на основе функциональных, эстетических, фасилитативных требований в информационно-образовательной среде. Знание технологии педагогического дизайна, основанной на традиционных культурологических ценностях с использованием новейших технологий для творческого самовыражения, позволяет разрабатывать электронные образовательные ресурсы с учетом психологопедагогических требований и в целом конструировать учебный процесс. С точки зрения педагогического дизайна электронные образовательные ресурсы представляют собой проект учебного процесса. Согласно межгосударственному стандарту [1] под электронными образовательными ресурсами понимается учебная, методическая, справочная, нормативная, организационная и другая информация, необходимая для эффективной
организации прохождения учебного процесса с гарантированным уровнем качества, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
Технология педагогического дизайна предусматривает процесс проектирования, создания электронного образовательного ресурса, в соответствии с исходной концепцией и моделью обучения. Разработчик проектирует модель учебного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ученика, психологии усвоения знаний и умений и при этом ориентируется на многообразие видов учебной деятельности, систему методов и приемов обучения, формы и средства организации учебной деятельности, т. к. «взаимодействие дидактического процесса, организационных форм обучения и средств обучения, - по мнению В.П. Беспалько, -порождает педагогический процесс» [2].
Организационную основу педагогического процесса составляют дидактические принципы, исходные положения, которым должен соответствовать любой учебновоспитательный процесс: научности, доступности, наглядности, систематичности и последовательности. С учетом применения в процессе обучения новых информационных технологий добавляются специфические требования: адаптивности к индивидуальным возможностям обучаемых, обеспечение интерактивного диалога, суггестивной обратной связи (И.В. Роберт) [3], индивидуальности обучения, гибкости учебного материала (Т.П. Воронина, В.П. Кашицин, О.П. Молчанова) [4]. Соответственно, электронные образовательные ресурсы как средство новых информационных технологий должны обеспечивать выполнение дидактических и спе-
цифических принципов обучения и реализацию собственных психолого-педагогических принципов, сформулированных в ряде исследований (Л.Х. Зайнутдинова, Н.В. Апатова) [5, 6]: системность и структурно-функциональная связанность учебного материала, обеспечение полноты и непрерывности дидактического цикла обучения.
Названные выше дидактические принципы и выделенные нами ранее особенности педагогического дизайна [7] позволяют дополнить этот перечень специфическими для педагогического дизайна принципами, такими как интерактивность, мультимедийность, моделинг, коммуникативность, продуктивность, комфортность.
Принцип интерактивности предполагает наличие воздействия и получения ответных реакций учебного материала. Интерактивность в обучении означает выполнение какой-либо деятельности в соответствии с новой информацией, мотивируя обучающихся, во-первых, к самостоятельному принятию решений; во-вторых, к взаимодействию с другими в информационно-образовательной среде; в-третьих, к выбору средств обучения. При этом активно используется самостоятельная работа обучаемого, которая носит характер опосредованных контактов с помощью средств информационных и коммуникационных технологий не только студентов с преподавателями, но и студентов между собой. Особенность этого принципа состоит в том, что он позволяет практически без потери качества перенести все технологии традиционного обучения в условия электронного обучения.
Принцип мультимедийности обеспечивает реалистичное представление объектов и процессов. Мультимедиа включают в себя несколько типов медиа-компонент: текст, аудио, видео, графику, анимацию и т. д. Основная проблема педагогического дизайна с использованием мультимедиа заключается в выборе набора медиа-компонент, интерактива и их применении для оптимизации обучения в соответствии с поставленными целями. Важно, чтобы цели обучения соответствовали выбранным мультимедиа средствам, чтобы синхронизировать дизайн и обучение. Все медиа-компоненты могут обеспечить содержание обучения полностью или частично, иметь ссылки и связи друг с другом или об-
ходиться без них. Мультимедиа технологии должны в полной мере отражаться в учебном процессе с целью повышения его эффективности, а также позволить обучаемому стать активным его участником.
Принцип моделинга заключается в визуализированном представлении процесса педагогического дизайна с указанием основных элементов или фаз и их взаимосвязей. Использование принципа моделинга при проектировании электронного образовательного ресурса позволяет выработать сбалансированный подход и дать адекватное представление разработчикам в соответствии с исходной концепцией и моделью обучения. При этом основное внимание уделяется средствам достижения поставленных целей. Принцип моделинга имеет свойство непреднамеренной упорядоченности, благодаря которому педагогические дизайнеры могут пользоваться одними и теми же терминами и осуществлять связанные процессы последовательно, что особенно важно при разработке дистанционного обучения.
Принцип коммуникативности подразумевает возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, удаленный контроль состояния процесса. С точки зрения электронного образовательного ресурса это, прежде всего, возможность быстрого доступа к образовательным ресурсам, расположенным на удаленном сервере, а также возможность on-line и offline общения c помощью средств коммуникации (например, обсуждение какого-либо вопроса в форуме, чате) удаленных пользователей при выполнении коллективного учебного задания.
Принцип комфортности обеспечивает для обучающихся удобства и эргономичность восприятия. Особенностью принципа является то, что, опираясь на теоретические положения педагогики, психологии и эргономики, позволяет обеспечить наиболее рациональный эффективный и комфортный образовательный процесс. Насколько педагогически обосновано рационально и комфортно будет организована образовательная среда на основе информационных технологий, настолько эффективным будет обучение и саморазвитие обучающихся.
Принцип продуктивности подтверждает производительность пользователя. Отличи-
тельной особенностью этого принципа является организация продуктивной образовательной деятельности обучающихся с учетом автоматизации нетворческих, рутинных операций, поиска необходимой информации, создания для них посильных и значимых учебных ситуаций. Причем принцип продуктивности отражает идею увеличения объема накопленных знаний об объекте или процессе при неизменном времени обучения в условиях активной и самостоятельной учебной деятельности обучающихся, от чего творческий компонент и, соответственно, эффективность учебной деятельности резко возрастают.
На основе вышеизложенных дидактических принципов педагогического дизайна мы можем предположить, что педагогический дизайн оказывает самое непосредственное влияние на мотивацию обучающихся, скорость восприятия материала и ряд других важных показателей, обеспечивая рациональный, эффективный и комфортный образовательный процесс, интерактивность в обучении, поощряя обучающихся к самостоятельному принятию решений и коммуникативному взаимодействию с преподавателем и другими обучающимися в информационно-образовательной среде. С учетом психолого-педагогических особенностей педагогического дизайна появляется возможность оптимально подобрать инструменты передачи знаний, их траекторию и последовательность. Главная цель педагогического дизайна - «вдохнуть жизнь» в электронный ресурс, а с методической точки зрения - сделать его наиболее наглядным, понятным, доступным, интересным, эффективным и легко усваиваемым.
Технология педагогического дизайна включает в себя дидактический и технологический механизм, благодаря которому педагогическая технология доходит до ее реального применения на практике, т. е. в учебном процессе (рис. 1).
Дидактический «механизм» ориентирует на выполнение функциональных, эстетических, контролирующих требований и их согласование с педагогическими условиями организации учебно-познавательной деятельности. Технологический «механизм» направлен на воспроизводимость результатов проектирования средствами информационных технологий и включает в себя техниче-
ские и программные требования, требования учебно-методического обеспечения и оценочные требования.
Раскрывая особенности дидактического механизма, необходимо отметить, что функциональные требования педагогического дизайна диктуются спецификой предметной области и заключаются в специальной организации учебного материала. К ним относятся: операционализация целей обучения; выбор учебной структуры; методическое сопровождение учебных материалов; комплекс интерактивных упражнений.
К эстетическим требованиям педагогического дизайна, которые обеспечиваются специальными содержательными и оформительскими средствами и направлены на создание психологического комфорта и активизацию учебно-познавательной деятельности обучаемых, относятся: обеспечение удобства и эргономичности восприятия; наглядное сопровождение (рисунок, аудио- и/или видео запись); стиль подачи учебного материала и изложение отдельных его элементов.
К контролирующим требованиям, с помощью которых обеспечивается координированное взаимодействие и наилучшее использование учебных ресурсов, относятся: обратная связь о результатах работы обучающихся; различные способы оценки работы обучающихся.
Включение технологического «механизма» направлено на проектирование содержания обучения и видов деятельности средствами информационно-коммуникационных
технологий и воспроизводимость этих результатов в интегрированной информационной среде обучения и включает в себя технические и программные требования, требования учебно-методического обеспечения и оценочные требования.
Технические и программные требования диктуются с учетом особенностей разработки и использования образовательных ресурсов в информационно-образовательной среде и взаимодействия участников учебного процесса. К ним относятся: оформление содержимого учебного материала на основе технических требований системы; конструирование отдельных блоков учебного материала и элементов учебного курса в интегрированной информационной среде.
Интегрированная
информационная
Методическое
сопровождение
Комплекс интерактивных упражнений
Стиль подачи материала
Операционали-зация целей обучения Обеспечение эргономичности восприятия Обратная связь
Выбор учебной структуры Наглядное сопровождение Способы оценки
Рис. 1. Структурная схема технологии педагогического дизайна
Требования учебно-методического обеспечения основываются на специфике образовательного процесса, который осуществляется средствами информационных и телекоммуникационных технологий с использованием распределенных образовательных ресурсов и сетевой методической поддержки. К требованиям учебно-методического обеспечения, применительно к условиям электронного обучения, относятся: методы электронного обучения в информационно-образовательной среде (ИОС); организационные формы электронного обучения в ИОС; выбор системы средств обучения на основе ИКТ.
К оценочным требованиям, которые являются важной составляющей в оценке под-
готовленных материалов на предмет соответствия учебному назначению, с учетом сильных и слабых сторон разработанного материала, относятся: экспертное тестирование и отладка; педагогический эксперимент.
Электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК) как раз находятся в центре внимания педагогических дизайнеров, т. к. их главная особенность, по мнению А.Ю. Уварова, в том, что у них «в явном виде присутствуют описания ожидаемых результатов учебной работы, требования к условиям проведения и к организации учебного процесса, требования к начальной подготовке учеников и преподавателей и т. д.» [8]. ЭУМК представляют собой электронные образователь-
ные ресурсы, которые несут в себе всю необходимую учебно-методическую составляющую, поддерживают проведение всех видов занятий по дисциплине, призваны помочь решать педагогические задачи, обеспечивают воспроизводимость учебного процесса другим преподавателем.
Учитывая психолого-педагогические
требования педагогического дизайна, в помощь преподавателям, работающим над созданием ЭУМК, сотрудниками Центра дистанционного обучения БелГУ был разработан организационно-методический комплект, который содержит набор программных и методических средств для автоматизации процесса создания и размещения учебнометодических материалов в сетевых системах электронного обучения типа МооШе. Набор методических средств предназначен для упорядочения процедуры подготовки учебно-методических комплексов и упрощения работы авторов по разработке учебных материалов УМК. Главной задачей, стоящей перед авторами с точки зрения педагогического дизайна, является выполнение функциональных, эстетических, контролирующих требований, а также технических и программных требований, направленных на воспроизводимость результатов средствами информационных технологий. Следование инструкциям и положениям по оформлению материалов УМК, изложенным в Методических указаниях по оформлению УМК позволяет упростить работу по техническому оформлению материалов учебно-методических комплексов.
Овладение преподавателями технологией педагогического дизайна, эффективное ее использование в образовательном процессе рассматривается нами в качестве важнейшей составляющей профессионально-педагоги-
ческой культуры [9]. Именно педагогический дизайн позволяет преподавателю вуза, школьному учителю реализовать свой профессиональный, творческий потенциал в педагогической деятельности.
Таким образом, применение технологии педагогического дизайна в разработке электронных учебных материалов позволяет: обеспечить целостность системно организованного комплекта учебно-методических материалов, осмысление вербализованной учебной информации, интерактивность, предполагающую и стимулирующую активную само-
стоятельную работу обучаемых; ориентировать на деятельностный, операционный характер выстраиваемой поведенческой линии учащихся и, в целом, повысить качество создаваемых ресурсов.
1. ГОСТ 7.83-2001. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные выходы и выходные сведения. Дата введения 2002.07.01.
2. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.; Воронеж, 2002.
3. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М., 1994.
4. Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. М., 1995.
5. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин). Астрахань, 1999.
6. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М., 1994.
7. Клепикова А.Г. Сравнительный анализ понятий «педагогический дизайн» и «педагогическое проектирование» // Вестн. Помор. ун-та. Сер. Гуманитарные и социальные науки. Архангельск, 2008. Вып. 10. С. 178-184.
8. Уваров А.Ю. Электронный учебник: теория и практика. М., 1999.
9. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М., 2004.
Поступила в редакцию 22.10.2008 г.
Isaev I.F., Klepikova А.G. The technologies of pedagogical design in the development of educational software. The article focuses on the technologies of pedagogical design used in the design and development of educational software on the basis of didactical and technological mechanisms. The specific principles of the pedagogical design, formulated by the authors of the article, allow them to state psychological and pedagogical requirements that will enhance the quality of educational software.
Key words: technologies of pedagogical design, principles of pedagogical design, didactical mechanism, technological mechanism, psychological and pedagogical requirements.
Literature
1. GOST 7.83-2001. International standard. System of standards for information, libraries and publishing. Electronic editions. Main types and postlims. Effective date 2002.07.01.
2. Bespalko V.P. Computer-aided education / (pedagogics of the third millenium). Мoscow, 2002.
3. Robert I. V. Modern information technologies in education: didactic problems, perspectives on use. Moscow, 1994.
4. Voronina Т.P., Kashitsin V.P., Molchanova О.P. Edu-
cation in the era of new information technologies. Moscow, 1995. 8.
5. Zainutdinova L.Kh. Development and application of electronic textbooks (based on technical disciplines). 9. Astrakhan, 1999.
6. Apatova N.V. Information technologies in schools. Moscow, 1994.
7. Klepikova А.G. Comparative analysis of notions “instructional design” and “instructional technology // Vestnik of Pomorsky University. Series. Humanities and social studies. Arkhangelsk, 2008. Issue. 10. P. 178-184.
UvarovА.Yu. Electronic textbook: theory and practics. Moscow, 1999.
Isaev I.F. Vocational and pedagogical culture of a teacher. Moscow, 2004.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКА
Т.В. Боровикова, О.А. Фролова
В статье говорится о педагогической системе формирования информационной культуры старшеклассников. Отмечается необходимость построенной педагогической системы в процессе обучения. Затрагивается проблема формирования информационной культуры старшеклассника с позиции ценностных основ.
Ключевые слова: информационная культура, системный подход, аксиологические основы, ценность знания, педагогическая система.
Необходимость разработки системы формирования информационной культуры старшеклассника и актуальность ее внедрения в учебно-воспитательный процесс школы обусловлены рядом общих, внешних по отношению к образованию процессов, происходящих в обществе на современном этапе. Это - осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии, бурный рост объемов информации, развитие информационной техники и технологии, становление информационного общества и новой информационной культуры.
Системный подход выступает основным ориентиром, позволяющим выявить закономерные связи и отношения изучаемого явления, процесса. Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Понятие «система» определяется как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство [1]. Интересным являются подходы ученых-исследователей к этой проблеме. Так, Т. А. Ильина рассматривает систему как «выделенное на основе определен-
ных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление» [2], а В.П. Беспалько пишет: «Под педагогической системой мы понимаем определенную совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами» [3].
На наш взгляд, решение проблем, связанных с формированием информационной культуры старшеклассников, может быть осуществлено на системной основе, т. е. при функционировании упорядоченного множества взаимосвязанных компонентов, подчиненных целям обучения.
Системность педагогического процесса предполагает единство содержания, принципов, форм, методов и средств обучения. Содержательной основой формирования позна-вательно-ценностностных основ информационной культуры являются область новых информационных технологий и элементы базовой образовательной области. Углубить со-