Научная статья на тему 'Педагогический дизайн как элемент подготовки инженеров специальности «Информационные технологии в образовании»'

Педагогический дизайн как элемент подготовки инженеров специальности «Информационные технологии в образовании» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
379
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хлопотов М.В.

В статье анализируется понятие «педагогический дизайн», проводится сравнение терминов «педагогический дизайн» и «педагогическое проектирование». Предлагается рассматривать педагогический дизайн в качестве элемента образовательной программы специальности «Информационные технологии в образовании».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогический дизайн как элемент подготовки инженеров специальности «Информационные технологии в образовании»»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН КАК ЭЛЕМЕНТ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ»

М. В. Хлопотов

В статье анализируется понятие «педагогический дизайн», проводится сравнение терминов «педагогический дизайн» и «педагогическое проектирование». Предлагается рассматривать педагогический дизайн в качестве элемента образовательной программы специальности «Информационные технологии в образовании».

Термин «педагогический дизайн» (от англ. instructional design) в зарубежной литературе появился, очевидно, в 1960-е годы. К настоящему моменту он нашел широкое применение [1-3], в том числе и в нашей стране [4, 5]. Уже началась подготовка специалистов в области педагогического дизайна. Например, она ведется в рамках проекта «Информатизация системы образования», реализуемого Национальным фондом подготовки кадров, а также в Московском государственном институте электроники и математики (техническом университете) (http://dlc.miem.edu.ru/newsite.nsf/docs/nfpk.html). В Ставропольском государственном педагогическом институте факультетом дополнительных образовательных программ организованы курсы по повышению квалификации «Основы педагогического дизайна» (http://www.sspi.ru/dop_obraz_prog.htm).

Проанализируем понятие «педагогический дизайн». Сравним термины «педагогический дизайн» и «педагогическое проектирование». Покажем, что педагогический дизайн целесообразно рассматривать в качестве одного из важнейших элементов образовательной программы подготовки инженеров специальности «Информационные технологии в образовании».

Слово дизайн (от англ. design - проект, проектировать) в широком смысле означает художественное конструирование предметного мира; разработку образцов рационального построения предметной среды. Слово проектирование (от лат. projectus, буквально - брошенный вперед) означает процесс создания проекта-прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния.

В узком смысле под словом «дизайн» понимают творческую деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий, в том числе внешних черт изделия; структурных и функциональных взаимосвязей, превращающих изделие в единое целое с точки зрения как потребителя, так и изготовителя (Глоссарий.ру).

Дизайн возник в начале XX в. как реакция на стихийное формирование визуальных и функциональных свойств предметной среды. Дизайн разрабатывает образцы ее рационального построения, соответствующие сложному функционированию современного общества. Иногда под дизайном понимают лишь одну из его областей - проектирование эстетических свойств изделий. Однако дизайн решает более широкие социально-технические проблемы, в частности те, которые связаны с функционированием производства, потребления, существования людей в предметной среде. Как отмечено в БСЭ, дизайн находится в особом отношении ко всем традиционным видам проектирования, разрешая затруднения, которые связаны с внедрением в жизнь конкретных людей и общества в целом новых предметных организаций, создающих неравновесную ситуацию в предметном мире.

Что касается проектирования, то оно, например, в [6] определяется как деятельность, цель которой - «положить начало изменениям в окружающей человека искусственной среде». Автор работы [6] отмечает, что «в своей жизни мы <...> ежедневно и ежечасно ставим и решаем проектные задачи. Проектирование, видимо, уже стало не

только повседневностью, но и определяющей стилевой чертой нашего сознания и бытия едва ли не во всех сферах».

В статье [7] отмечается, что проектность - актуальнейшая ценность и проблема содержания образования, особый тип и культура мышления, которая должна воспроизводится и в сфере образования. Постулируется, что образование в течение длительного времени развивалось по двум непересекающимся направлениям - гуманитарно-художественному и научно-техническому, которые существуют теперь как «две культуры».

В статье [8] отмечается существование «третьей культуры» - проектной. Этот особый тип культуры автор предложил называть «Дизайном с большой буквы» и определил как совокупный опыт материальной культуры и совокупный массив опыта, навыков и понимания, воплощенный в искусстве планирования, изобретения, создания и исполнения. Один из выводов, к которым пришел автор статьи [8] - рассматривать дизайн как необходимую составную часть системы общего образования, поскольку он заключает в себе фундаментальные методы познания, необходимые во всякой деятельности. Такой вывод ведет не только к пересмотру концепции образования в целом, но и существенно углубляет и расширяет понимание самого дизайна.

Таким образом, идея дизайна тесно связана с идеей непрерывности проектной культуры. В статье [7] предложено реализовывать дизайн как проектировочную дисциплину во всей системе образования, а не только в дизайнерском образовании.

Сегодня в качестве одной из принципиально новых стратегий выступает ориентация образования на овладение будущими специалистами методологией и технологией проектирования объектов профессиональной деятельности. Это обусловлено тем, что проектирование становится универсальным инструментом, позволяющим обеспечить системность, целеориентированность, результативность, гибкость и вариативность во всех сферах деятельности человека. Не является исключением и сфера образования. С этой точки зрения особый интерес представляет формирование проектных знаний и умений у студентов специальности «Информационные технологии в образовании».

Одной из первых публикаций, в которых использован термин «педагогический дизайн», является работа [4], но до сих пор нельзя сказать, что термин прочно вошел в обиход. В литературе встречаются различные определения педагогического дизайна. Проанализируем некоторые из них. К их числу относятся:

• педагогический дизайн - целенаправленный процесс построения педагогических систем [5];

• педагогический дизайн - технология создания учебных ресурсов как для традиционных форм обучения, так и для новых, например, дистанционного обучения [9];

• педагогический дизайн - процесс, предусматривающий применение принципов высокопрофессионального преподавания в разработке, реализации и оценке методов учебной работы по применению информационных технологий в подготовке современного специалиста [10];

• педагогический дизайн - систематическая разработка педагогических спецификаций с использованием учебных и педагогических теорий для обеспечения высокого качества преподавания [11];

• педагогический дизайн - область науки и практической деятельности, основывающаяся на теоретических положениях педагогики, психологии и эргономики, занимающаяся вопросами разработки учебного материала, в том числе на основе информационных технологий и обеспечивающая наиболее рациональный, эффективный и комфортный образовательный процесс [12];

• педагогический дизайн - систематическое использование знаний об эффективной учебной работе в процессе проектирования, разработки, оценки и использования учебных материалов [13].

Если исходить из требований, которым должны удовлетворять определения понятий [14], то основным недостатком приведенных определений является несоразмерность. Определения [5, 9, 11, 13] не учитывают различия педагогического дизайна и педагогического проектирования. Полезно сравнить эти определения с определением «педагогического проектирования», данным в [15]. Педагогическое проектирование -предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.

Но основная цель педагогического дизайна - создавать и поддерживать для обучающегося среду, в которой на основе наиболее рационального представления, взаимосвязи и сочетания различных типов образовательных ресурсов обеспечивается психологически комфортное и педагогически обоснованное развитие субъектов образования. Очевидно, что «систематического использования знаний об эффективной учебной работе в процессе проектирования, оценки и использования учебных материалов» недостаточно для достижения основной цели педагогического дизайна.

Определения [10] и [12] не отражают существенных признаков содержания определяемого понятия.

Таким образом, приведенные выше определения требуют дополнения.

В работе [12] отмечены принципы, на которых основывается педагогический дизайн:

• научности;

• непрерывности и преемственности;

• доступности науки;

• наглядности;

• зримости мышления;

• эргономичности.

Под научностью понимается использование теоретически обоснованных и проверенных на практике приемов и методов организации учебного материала. Под непрерывностью и преемственностью понимается обеспечение согласованности учебных курсов, порядков, правил и средств их освоения. Принцип доступности науки предполагает обеспечение доступности научных знаний и используемости их обучающимся; уровень сложности знаний должен находиться в зоне ближайшего развития обучающихся. Под наглядностью понимается оправданное использование при обучении максимального числа каналов восприятия информации обучающимся. Принцип зримости мышления заключается в учете психологии восприятия и обучения, обеспечении отражения хода процесса познания. Под эргономичностью понимается обеспечение для обучающихся удобства и комфортности восприятия информации.

Рассмотрим различие понятий «педагогическое проектирование» и «педагогический дизайн».

В [16] отмечается, что педагогическое проектирование является отраслью социального проектирования и может быть представлена как деятельность, направленная на преобразование и создание объектов педагогической природы с целью системного и эффективного решения задач обучения и воспитания личности. Субъектом педагогического проектирования выступает педагог, объектом - педагогические системы, процессы и их компоненты, целью - решение педагогических задач, результатом - проект педагогического объекта.

Педагогический дизайн - это особый вид творческой деятельности, он не является отраслью социального проектирования. В отличие от педагогического проектирования, педагогический дизайн как художественное конструирование предметной среды основывается на закономерностях эстетики - раздела философии, изучающего художественную деятельность людей. Субъектом педагогического дизайна выступает педагогический дизайнер или инженер специальности «Информационные технологии в образо-

вании», объектом - обучающая среда (в частном случае, виртуальная образовательная среда), целью - формирование и поддержание такой обучающей среды, результатом -рационально построенная среда обучения.

Можно выделить и различия в средствах. Основным средством педагогического дизайна являются современные информационные технологии.

Таким образом, педагогический дизайн - это творческая деятельность, направленная на художественное конструирование, преобразование и сопровождение обучающей среды. Педагогический дизайн основывается на теоретических положениях теории проектирования, педагогики, психологии, эстетики и эргономики.

Так понимаемый педагогический дизайн целесообразно рассматривать как элемент подготовки инженеров специальности «Информационные технологии в образовании». Работа специалистов по разработке и сопровождению информационно-образовательных ресурсов связана с проектированием электронных образовательных ресурсов, которые впоследствии станут частью виртуальной образовательной среды.

В самом деле, упомянутая программа включает следующие дисциплины: «Проектирование информационных систем в образовании», «Дистанционные технологии в образовании» [17]. Эти дисциплины являются ключевыми в подготовке специалистов по проектированию и сопровождению информационных образовательных ресурсов.

К основным дидактическим единицам дисциплины «Проектирование информационных систем в образовании» относятся:

• разработка пользовательского интерфейса;

• анализ и оценка производительности ИСО.

Необходимо дополнить и расширить содержание дидактической единицы разработка пользовательского интерфейса с точки зрения педагогического дизайна, а также дополнить его дидактической единицей анализ и оценка дизайна ИСО.

К основным дидактическим единицам дисциплины «Дистанционные технологии в образовании» относятся:

• электронные учебники: структура, проектирование и программная реализация, научно-методические основы применения;

• методические вопросы подготовки материалов для дистанционной технологии образования.

В дидактической единице электронные учебники: структура, проектирование и программная реализация, научно-методические основы применения необходимо выделить также научно-методические основы создания электронных учебников. Необходимо подчеркнуть, что содержание дидактической единицы методические вопросы подготовки материалов для дистанционной технологии образования затрагивает основные принципы педагогического дизайна.

Литература

1. Instructional-design theories and models: A new paradigm of instructional theory. Vol. II. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1999

2. Instructional Technology: Foundation. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1987.

3. Smith P.L., Ragan T. Instructional design. New York: John Wiley & Sons, 1999.

4. Уваров А.Ю. Электронный учебник: теория и практика. М., 1999. 220 c.

5. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна. / Под ред. М.В. Моисеевой. М. 216с.

6. Джонс Дж. К. Методы проектирования: Пер. с англ. М., 1986. 326 с.

7. Сидоренко В. Ф. Дизайн - образ культуры. // Вестн. высш. шк. 1989. №12. С. 37-45.

8. Archer B. The three Rat. // Design Studies. Vol. 1. 1979. №1.

9. Лаптев В.В., Рыжова Н.И., Шуклин Д.А. Концепция подготовки специалиста в области педагогического Web-дизайна. / XIV конференция-выставка «Информационные технологии в образовании»: Сборник трудов участников конференции. Часть II. МИФИ. М, 2004

10. Оганесянц Н.А. Педагогический дизайн и информационно-коммуникационные технологии по специальности РК / История и философия культуры: Актуальные проблемы: Сборник научных трудов. Вып. 8. Под ред. С. В. Архипова. Владикавказ: Издательство Северо-Осетинского госуниверситета, 2005.

11. Нежурина М.И., Моисеева М.В. Методические подходы к организации системы многоуровневой подготовки специалистов в области педагогического дизайна. / Труды XI Всероссийской научно-методической конференции «Телематика-2004». СПб, 2004.

12. Кречетников К.Г. Педагогический дизайн и его значение для развития информационных образовательных технологий. / Материалы XVI Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». Троицк, 2005.

13. Уваров А.Ю. Об условиях успешного использования цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе. / Труды XI Всероссийской научно-методической конференции «Телематика-2004». СПб, 2004.

14. Горский Д.П. Определение (логико-методологические проблемы). М., 1974. 311 с.

15. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. -Екатеринбург, 1996. 344 с.

16. Тарасюк О.В. К вопросу о педагогическом проектировании. / Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции: Сб. науч. тр. Вып. 1. Отв. ред. Г. Д. Бу-харова.. Екатеринбург, 2003. С. 142-162

17. Потеев М. И. Информационные технологии в образовании: Введение в специальность. Учебное пособие. СПб, 2005. 196 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.