АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ-ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
© Бывалькевич Л.М.*
Черниговский национальный педагогический университет им. Т.Г. Шевченко, Украина, г. Чернигов
В статье раскрыта суть понятия «педагогические условия». Проанализированы работы учёных в этой сфере. На основе проведенного нами анализа образовательного процесса в системе профессионально-технического образования выявлены следующие педагогические условия, необходимые для проявления и развития творческих способностей, относительно процесса подготовки инженеров-педагогов к организации технического творчества учащихся профессионально-технических учебных заведений.
Ключевые слова: условия, педагогические условия, инженер-педагог, техническое творчество.
Профессиональная деятельность будущих инженеров-педагогов имеет свои специфические особенности и предусматривает особые условия формирования готовности к выполнению функциональных обязанностей. Успех и эффективность формирования профессиональной этики будет зависеть от совокупности адекватных принципов, функциональной направленности обучения, методов и приёмов, средств и педагогических условий, при которых будет организовано обучение.
На этапе реформирования современной высшей школы в педагогических исследованиях, связанных с проблемами совершенствования функционирования педагогических систем и повышения эффективности образовательного процесса, одним из аспектов, вызывающих наибольший интерес, является выявление, обоснование и проверка педагогических условий, обеспечивающих успешность подготовки к будущей педагогической деятельности.
Цель статьи - определить суть и содержание понятия «педагогические условия» относительно процесса подготовки инженеров-педагогов к организации технического творчества учащихся профессионально-технических учебных заведений.
Вопросами определения педагогических условий в различных аспектах педагогической науки занимались исследователи: Н. Ипполитова, Н. Стери-хова, А. Городиская, Н. Кузьмина, А. Белкин, В. Нестеров, В. Андреев, А. Су-
* Аспирант кафедры Профессионального образования и безопасности жизнедеятельности.
хомлинский, Б. Андриевский, Л. Даниленко, М. Ярмаченко, а также зарубежные специалисты: Г. Джордж, Д. Культген, Р. Хорн, Дж. Ягер и другие.
В философском энциклопедическом словаре указано, что условие - философская категория, в которой отражаются универсальные отношения вещи к тем факторам, благодаря которым она возникает и существует. Благодаря наличию соответствующих условий свойства вещей переходят из возможности в действительность [1, с. 178].
Системный анализ психолого-педагогической, философской, методической и социологической литературы позволяет рассматривать категорию «условия» как составляющую любого процесса, в том числе и процесса формирования профессиональной этики будущих инженеров-педагогов при изучении специальных дисциплин.
Действительно, условие - понятие сложное, предусматривающее установление связей между всеми составляющими обучения; фактор, который является дискретной единицей. Именно совокупность таких единиц и составляет содержание понятия «условия», обусловленные педагогической спецификой.
Среди условий выделяют также внешние или внутренние обстоятельства, от которых зависит данное явление. К внутренним обстоятельствам относятся факторы, действующие внутри системы, явления, а к внешним те, что влияют на явление, но относятся к окружающей среде.
Боритко М. определяет условие как внешнее обстоятельство, от которого зависит развитие исследуемого феномена, обстановка, в которой протекает процесс становления исследуемого феномена.
Под педагогическими условиями М. Борытко принимает такие аспекты педагогического процесса, на которые могут влиять внешние обстоятельства, отдельно специально задуманные и сконструированные педагогом. В то же время педагогические условия не могут гарантировать обязательное достижение педагогического результата, они могут только способствовать этому. Под педагогическими условиями рассматриваются организационные формы, содержание образования, методы обучения и другие составляющие педагогического процесса.
Так, Р. Сережникова под «педагогическими условиями» понимает совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приемов [2].
Бабанский Ю. определяет педагогические условия как факторы (обстоятельства), от которых зависит эффективность функционирования педагогической системы [3]. Определение педагогических условий как синтеза объективных возможностей содержания образования, методов, организационных форм и материальных возможностей, которые способствуют решению поставленных задач, принадлежит О. Федоровой [4, с. 193].
По мнению В. Андреева, педагогические условия представляют собой результат целенаправленного отбора, конструирования и применения эле-
ментов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей [5].
Ученые-исследователи определяют организационно-педагогические условия как совокупность объективных возможностей, обеспечивающих успешное решение поставленных задач [6], или как функциональную зависимость существенных компонентов педагогического явления от комплекса объектов (вещей, их состояний, процессов, взаимодействий) в различных проявлениях [7].
Педагогические условия - категория, определяемая как система определенных форм, методов, материальных условий, реальных ситуаций, объективно сложившихся или субъективно созданных, необходимых для достижения конкретной педагогической цели, это структурная оболочка педагогических технологий или педагогических моделей, благодаря которым реализуются компоненты технологии [8].
К педагогическим условиям можно отнести умение педагога анализировать процесс развития творческих способностей с помощью творческого воображения, педагогической фантазии, предвидения, умения искать аналоги, комбинировать, ассимилировать и реконструировать учебные знания, готовность памяти выдавать необходимую информацию, легкость генерации идей. Чтобы обеспечить развитие творческого потенциала будущих инженеров-педагогов, необходимо развивать у них технику импровизации, основными признаками которой являются эмоциональная раскованность, изобретательность, умение быстро и адекватно реагировать на любые изменения в ситуациях. В качестве педагогического условия, влияющего на развитие творческого потенциала, используется аналитически оценочный подход к определению качества обучения и успехи в учебной деятельности студентов, то есть установление причинно-следственных связей между уровнем знаний студентов и уровнем профессиональной компетентности преподавателей.
По мнению Н. Недвиги, развитие творческого потенциала способствует целенаправленному усвоению достижений психолого-педагогической науки. К педагогическим условиям, которые бы способствовали развитию творческого потенциала, относятся:
- направленная учебная среда, которая стимулирует влечение к преобразующей деятельности психолого-педагогической адаптации студентов как одно из позитивных условий развития творческого потенциала молодого специалиста;
- выделение учебной или производственной проблемы как личной;
- морально-психологическая поддержка творческой активности студентов.
Необходимо создавать новые авторские методики, программы, пособия, авторские воспитательные системы. Нужен постоянный поиск совершенствования не отдельных вопросов, а системы инновационных подходов, на-
правленных на оптимальное функционирование конкретного процесса в конкретных условиях, обеспечивающих высокое качество учебных достижений студентов [9].
Гриценок И. к педагогическим условиям, обеспечивающим эффективность обучения учащихся профессионально-технических учебных заведений, относит:
- обновление содержания обучения с учетом динамических технико-технологических изменений в профессиональной области;
- внедрение современных форм и методов обучения, методики рейтинговой оценки знаний учащихся;
- создание и использование комплексного учебно-методического обеспечения профессионально-практической подготовки квалифицированных рабочих;
- привлечение учащихся к участию в конкурсах профессионального мастерства; обеспечение стажировки мастеров производственного обучения на современных предприятиях;
- модернизацию материально-технической базы учебно-производственных мастерских.
Педагогические условия эффективного применения инновационных технологий в учебном процессе, по мнению А. Харченко, определяет создание инновационной учебной среды, направленной на обеспечение самореализации личности в учебном процессе, интерактивных форм и методов его усвоения, основанных на разработке и применении развития технологической компетентности и познавательной активности педагогических работников.
К педагогическим условиям, способным значительно повысить эффективность учебно-воспитательного процесса, В. Пустовойтов относит:
1. оптимальное сочетание коллективных и индивидуальных форм учебной деятельности, обеспечивающих развитие учебного коллектива как единства взаимодействующих индивидуальностей;
2. использование наглядных форм учебной работы с целью развития самооценки и усиление самообразовательной активности учащихся;
3. использование средств компьютерной техники там, где возможности традиционных педагогических средств не соответствуют требованиям интенсивности и качеству учебной работы.
Наиболее распространенным подходом к определению педагогических условий является использование тех или иных средств решения педагогических задач (использование технического материала, организации самостоятельной продуктивной деятельности студентов, использование потенциала развития технического творчества, организация внеаудиторной деятельности, кружковой деятельности, использование решения творческих задач, использование интерактивных методов и форм обучения, привлечение к различным видам производственной деятельности).
Педагогические условия имеют локальный характер, они направлены на решение узких педагогических целей.
На основе анализа педагогического материала, педагогической литературы и личного опыта, педагогические условия рассматриваем как внешние факторы, специально созданные преподавателем для влияния на учебно-воспитательный процесс, необходимые для достижения конкретной педагогической цели.
Чтобы занятие было направлено на развитие творческих способностей учащихся и способствовало реализации их, инженеру-педагогу необходимо при его проведении ориентироваться на следующие педагогические условия, которые адаптированы нами к условиям профессионально-технического образования.
Инновационная деятельность преподавателя. Преподаватель должен пользоваться современными педагогическими развивающими технологиями, ориентированными на развитие способности учащегося, быть субъектом образовательной деятельности как процесса своего профессионального развития в целом: физического, эмоционального, интеллектуального личностного.
Личностная ориентация учебного процесса в профессионально-технических учебных заведениях. Преподаватель должен принимать ученика как индивидуальность, как личность со своими уже сложившимися особенностями. Это означает, что отношения ученик-преподаватель уже не может строиться по логике объективно-субъектного взаимодействия.
Проектирование и реализация образовательной среды способствует раскрытию творческих способностей учащихся профессионально-технических учебных заведений.
Рефлексия позиции ученика профессионально-технических учебных заведений, то есть умение встать в рефлексивную (самопознанавательную) позицию по отношению к тому, чему учить, как учить и зачем учить.
Сотрудничество позволяет строить отношения в контексте взаимопонимания и взаимопомощи при выполнении совместной работы, как между учениками, так и между учениками и преподавателем.
Обязательные условия проведения занятия, направленного на развитие творческих способностей учащихся профессионально-технических учебных заведений, можно сформулировать следующим образом.
1. Преподаватель должен принимать все ответы и реакции учащихся (устные и письменные ответы; ответы, имеющие литературную и нелитературную форму; ответы в графической и объектной форме, в форме поведения и реакции на другого человека).
2. Необходимо обеспечить независимость выбора и принятия решений учениками для того, чтобы они могли самостоятельно контролировать собственное продвижение к профессионально значимому результату.
3. Каждую толковую идею ученика преподаватель должен выслушать и развивать в пределах возможностей.
4. Непременным условием проведения урока является положительная поддержка личности каждого ученика со стороны преподавателя и других учащихся.
5. Во время урока (занятия) исключается всякая критика личности и деятельности учащихся.
6. Следует шире использовать в учебной деятельности повседневный опыт учащихся, как в области профессиональных интересов, так и в сфере межличностного общения.
Таким образом, на основе проведенного нами анализа образовательного процесса в системе профессионально-технического образования выявлены следующие внешние педагогические условия, необходимые для проявления и развития творческих способностей учащихся профессионально-технических учебных заведений:
- наличие информационно обогащенной, нерегламентированной, разнообразной познавательной среды с демократическими отношениями для поддержания интереса, существования творческой атмосферы, обеспечения оптимальных условий для реализации возможностей каждого ученика профессионально-технических учебных заведений;
- максимальный учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей в учебно-воспитательном процессе через дифференциацию обучения на основе личностно-деятельностного подхода;
- наличие образцов творческого поведения, как учащихся профессионально-технических учебных заведений, так и преподавателей и других специалистов;
- мотивационное управление (метод мотивации в управлении) со стороны преподавателя;
- гибкая диагностическая система взаимосвязи «преподаватель-ученик» для оперативного получения информации об уровне усвоения учебного материала и развитие индивидуальных особенностей учащихся;
- высокая организация и взаимообусловленность всех звеньев учебно-воспитательного процесса в профессионально-технических учебных заведениях, его непрерывность, направленность на развитие творческих способностей;
- комплексный подход к выявлению и развитию творческих способностей учащихся.
Выводы. Каждое из проанализированных педагогических условий имеет свои внутренние возможности. Каждое взятое отдельно условие не может полностью обеспечить эффективность формирования исследуемой проблемы. Только их системное единство позволяет достичь лучших результатов и составляет комплекс педагогических условий формирования профессио-
нальной этики будущих инженеров-педагогов в процессе профессиональной подготовки.
С целью развития творческих способностей учащихся профессионально-технических учебных заведений, выходя из выявленных нами педагогических условий, необходимо:
- обеспечить условия для проявления творческой активности учащихся (проведение предметных олимпиад, творческих конкурсов, научно-практических конференций, творческих отчетов, выпуск сборников работ и оформление стендов, работа творческих коллективов);
- создание банка творческих дел и находок учащихся;
- разработка совместно с учащимися программ клубов по интересам, кружков, студий, творческих объединений;
- создание системы работы с выпускниками по привлечению их творческих способностей для решения проблем совершенствования учебно-воспитательной работы с учащимися профессионально-технических учебных заведений;
- разработка системы взаимодействия профильными предприятиями и конструкторскими бюро;
- участие в городских, республиканских конкурсах, смотрах, программах, способствующих развитию творческих способностей учащихся;
- создание системы научно-методического обеспечения работы преподавателя по развитию творческих способностей учащихся.
Перспективой дальнейшего исследования является экспериментальная проверка педагогических условий подготовки инженера-педагога по организации технического творчества учащихся профессионально-технических учебных заведений.
Список литературы:
1. Апресян Р.Г. Этика: энциклопедический словарь / Р.Г. Апресян, А.А. Гусейнов. - М.: Гардарики, 2002. - 389 с.
2. Сережникова Р.К. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / Р.К. Сережникова, Н.Д. Пархоменко, Л.С. Яковицкий. - М.: учеб. литературы, 2003. - 243 с.
3. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / М.Ю. Бабанский. -М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
4. Федорова О.Ф. Некоторые вопросы активизации учащихся в процессе творческого и производственного обучения / О.Ф. Федорова. - М.: Высш. шк., 1970. - 324 с.
5. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности / В.И. Андреев. - М.: Высш. шк., 1981. - 240 с.
6. Мельниченко В.В. Система организационно-педагогических условий управления профессионально-техническим училищем сельскохозяйствен-
ного профиля в социологии образования [Электронный ресурс] / В.В. Мельниченко // Научные труды. - 2002. - [Исп. 7]. - Т. 20. - Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/portal/ Soc_Gum/Npchdu/Pedagogics/2002_7/7-12.pdf.
7. Блажко Л.В. Организационно-педагогические условия использования аудиовизуальных средств обучения преподавателями институтов последипломного образования [Электронный ресурс] / Л.В. Блажко. - Режим доступа: http://tme.umo.edu.Ua/docs/6/11blappe.pdf.
8. Подготовка будущего учителя к внедрению педагогических технологий: учеб. пособие / Н. Пехота и др. - К.: А.С.К., 2003. - 240 с.
9. Недвига Н.И. Педагогические условия развития рефлексивно-творческого потенциала будущих специалистов технического профиля в процессе профессиональной подготовки / Н.И. Недвига // Вестник СевНТУ - Сред. Педагогика: сб. науч. тр. - Севастополь. - 2010. - Вып. 124. - С. 163-167.
ОБУЧЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РЕКЛАМЕ И ДИЗАЙНУ
© Данилькевич А.В.*
Волгоградский технологический колледж, г. Волгоград Волгоградский институт бизнеса, г. Волгоград
Статья посвящена процессу обучения мультимедийным технологиям (ММТ) будущих специалистов по рекламе и дизайну, специфике применения данных технологий как средства художественного языка и творческого самовыражения в профессиональной деятельности. Проведен анализ специфики организации изучения ММТ при подготовке в системе СПО.
Ключевые слова: мультимедиа технологии, медиаискусство, видео-арт, ФГОС СПО, №^арт.
Ключевой особенностью художественного и эстетического представления каждого человека является самовыражение и поиск идей формирующих собственное представление о мире. Так, скульптор создает в камне и глине образы и визуальные картины своего сознания, поэт - преобразует совокупность слов в литературные произведения, ученый - сочетание формул и формальных языков в новое знание, музыкант - звуки и ноты в сочетание мелодий, художник - образы и цветовые спектры в изображения и картины. В свою очередь, мультимедийные технологии предоставляют возможности и высту-
* Преподаватель кафедры «Дизайн», доцент кафедры Дизайна.