Научная статья на тему 'Личностно ориентированный подход как основа педагогических технологий'

Личностно ориентированный подход как основа педагогических технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1920
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / МОТИВАЦИЯ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / PERSONALITY-ORIENTED APPROACH / TECHNOLOGICAL APPROACH / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асманова Ирина Юрьевна, Горячева Марина Викторовна

Авторами предпринята попытка теоретического рассмотрения педагогических технологий с позиций личностно ориентированного подхода. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что технологический подход к формированию модели будущей профессиональной деятельности должен иметь вектор личностного саморазвития и самосовершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асманова Ирина Юрьевна, Горячева Марина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality-oriented Approach as a Pedagogical Technologies Basis

The author attempts to theoretically consider the pedagogical technologies from personality-oriented approach viewpoint. The conducted analysis allows to draw a conclusion that the technological approach to the future professional activity development model should have a personality self-development and self-perfection vector.

Текст научной работы на тему «Личностно ориентированный подход как основа педагогических технологий»

ШШЖШШЖ № 2, 2009

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ подход КАК ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Ю. И. Асманова, М. В. Горячова

(Ставропольский институт экономики и управления им. О. В. Казначеева (филиал) Пятигорского государственного технологического университета)

Авторами предпринята попытка теоретического рассмотрения педагогических технологий с позиций личностно ориентированного подхода. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что технологический подход к формированию модели будущей профессиональной деятельности должен иметь вектор личностного саморазвития и самосовершенствования.

Ключевые слова: педагогические технологии; личностно ориентированный подход; технологический подход; мотивация.

Образованность общества сегодня становится ключевым фактором технологического и социально-экономического развития любой страны. В то же время она составляет важнейшую часть жизни каждого человека, обеспечивающую ему возможность ориентироваться в большом количестве информации, адаптироваться к непрерывным технологическим инновациям и состояться в профессиональном плане. Однако и общество в целом, и каждый человек в отдельности сходятся в том, что главное требование к современному образованию — его личностная, гуманистическая направленность. Это требование предопределяет особое внимание к личност-но ориентированному подходу в педагогической науке и практике.

Личностно ориентированный подход является по своей сути гуманистическим, представляющим человека как основную ценность. В его рамках любые формы, методы, технологии образования рассматриваются в контексте одной из краеугольных задач образования — обеспечить максимально благоприятные условия для саморазвития каждой личности.

В данной статье нас больше всего интересует практическая сторона лично-стно ориентированного подхода, представленная в виде различных педагогических технологий. Что же может быть структурообразующим, связующим ком-

понентом, позволяющим реализовать личностно ориентированный подход в практических педагогических технологиях? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим различные трактовки понятия «педагогическая технология».

Термин «педагогическая технология» уже достаточно прочно вошел в понятийный аппарат педагогики. Не углубляясь в историю вопроса, подчеркнем, что это понятие в современной педагогике используется довольно широко и по отношению к различным областям: целостному учебному процессу, образовательной системе, методам обучения, организационным формам обучения.

В. П. Беспалько о педагогической технологии пишет как о «систематичном и последовательном воплощении на практике заранее спроектированного учебного процесса», подчеркивая, что она дает описание, проект процесса формирования личности студента и должна включать в свой состав диагностичные цели и содержание обучения, дидактические процессы и организационные формы обучения [1].

Б. С. Гершунский считает, что понятие «педагогические технологии» должно распространяться практически на все последовательно проводимые мероприятия учебно-воспитательного и управленческого характера и не сводиться только к использованию новых информационных технологий на базе компьютерной техники и других технических

© Асманова Ю. И., Горячова М. В., 2009

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

средств повышения эффективности педагогического процесса.

Л. В. Загрекова относит к педагогическим технологиям диагностическое целеобразование, корректируемость, целостность, гарантированное достижение поставленных целей [2].

В работах С. Д. Смирнова средства обучения и контроля выступают как системообразующие факторы технологии на уровне учебного занятия и учебной дисциплины. Автор отмечает, что ключевое звено педагогической технологии — детальное описание конечного результата и контроль точности его достижения [8].

В. С. Идиатулин представляет педагогические технологии в виде набора процедур, обеспечивающих профессиональную деятельность педагога и гарантированность планируемого результата обучения [3].

Анализ зарубежных источников позволил М. В. Кларину сформулировать основные черты педагогических технологий: замеряемый результат педагогической деятельности с эталонными результатами и критериями соответствия; подробная детализация целей обучения; использование тестирования в учебном процессе; создание и работа с коррекционными учебными материалами и т. д. [4].

В решении коллегии Госкомвуза РФ целями технологий обучения в высшей школе ставятся актуализация содержания и методов обучения за счет активного использования в учебном процессе результатов и технологий научного поиска, повышение эффективности самостоятельной творческой работы студентов, внедрение в учебный процесс высоких интеллектуальных технологий.

Проведенный анализ информационных источников позволяет сделать вывод, что под педагогической технологией понимается либо технологическая проработка всех этапов учебно-воспитательного процесса, либо детальное описание деятельности преподавателей и студентов. В данной статье под педагогическими технологиями мы будем по-

нимать именно целенаправленное, последовательное описание деятельности преподавателей и студентов для достижения поставленных дидактических и образовательных целей.

Общим во всех трактовках используемого понятия следует признать то, что в них обязательно присутствуют целевая и мотивационная направленность образовательного процесса. Мы считаем, что именно целевой и мотивационный компоненты любой педагогической технологии и должны соответствовать основным идеям и положениям лично-стно ориентированного обучения. Большое внимание в образовательных технологиях уделяется их способности оперативно и мобильно адаптироваться к условиям обучения, индивидуально-личностным особенностям обучаемых, к специфике преподаваемых дисциплин и другим обстоятельствам. Образование лич-ностно ориентированного типа является инновационным с приоритетной задачей личностного развития.

Мотивация как создание устойчивого интереса обучаемого к учебной и будущей профессиональной деятельности и превращение внешних целей во внутренние потребности невозможна без опоры на индивидуально-личностные особенности каждого студента.

Большинство исследователей к ведущим факторам любой образовательной технологии относят мотивацию самостоятельной работы по приобретению знаний. Ее источники находятся в области как практической деятельности, максимально приближенной к профессиональной, так и непосредственно учебной, определяемой ближайшими целями обучения.

Независимо от выбранной педагогической технологии в учебном процессе вуза необходимо создание мотивационных проблемных ситуаций или постановка специальных профессиональных задач с учетом индивидуальных особенностей и личностных потребностей каждого студента, нужно осознанное формирование интереса к процессу добывания знаний.

№ 2, 2009

Исследовательский характер образовательных технологий положительно сказывается на познавательной и творческой деятельности не только обучаемых, но и преподавателей. Технологии способствуют интеллектуальному развитию субъектов обучения, так как представляют собой системы рекомендуемого, а не декларативного типа. Процесс усвоения теоретических знаний и отработки практических навыков при этом внутренне мотивирован содержанием учебной деятельности и опирается не столько на репродуктивный, сколько на логический, творческий, креативный и интуитивный виды мышления, что привносит в них личностный смысл и обеспечивает психологическую поддержку.

На основании проведенного анализа можно выделить следующие пути и способы усиления мотивационного компонента в педагогических технологиях:

— ориентацию на достижение конкретных учебных целей (мотивация будет намного выше, если цели обучения и план действий по их достижению выработаны самими обучающимися и адаптированы под конкретную педагогическую технологию);

— систематическое повышение актуальности и новизны содержания образовательных дисциплин; использование электронных учебников и учебных пособий, позволяющих постоянно дополнять, модернизировать, обновлять учебный материал; привязку к профессиональной направленности и с ее помощью включение в учебный процесс современных технологических цепочек и решение ситуационных проблем;

— повсеместное применение средств информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих моделировать различные реальные ситуации, выходить на новый уровень коммуникативных и учебных отношений, адаптироваться к условиям профессионального становления в информационном обществе;

— обеспечение принятия обучающимся некоей своей роли в учебном процессе: исследователя — при работе

с экспертной системой; конструктора — при работе с конструкторской программой; виртуального субъекта — в обучающих программах и т. д.;

— применение активных, деятельностных методов и форм обучения: совместных проектов, деловых игр, проблемного метода; творческих и нестандартных учебных заданий, подкрепляемых компьютерными банками информации, развитой поисковой системой, экспертными системами поддержки принятия решения, и т. д.;

— разъяснение обучающимся системы построения и контроля учебного материала, последовательности и способов освоения дисциплины; использование разноуровневых индивидуальных заданий, обеспечивающих легкость ориентирования в материале и динамическое отслеживание своего продвижения; структурирование учебного материала, разделение его на логически целостные, небольшие по размеру блоки; выделение главных идей и работа по модульному принципу;

— использование новых психологопедагогических подходов при организации учебных и самостоятельных занятий (более предпочтительным по сравнению с ситуациями соревнования, соперничества является инициирование обучающегося к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений — рефлексии); снятие временных ограничений там, где это возможно; учет индивидуально-личностных особенностей каждого студента.

Технология обучения предполагает свой способ постановки целей как результата получения высшего профессионального образования. Цели формулируются не через изучаемое содержание, деятельность педагога или обучаемого, а через результаты, достигаемые студентами.

При использовании репродуктивных педагогических технологий цели обучения, как правило, не выходят за рамки минимального обязательного уровня усвоения. В алгоритмических технологиях ставятся цели усвоения основных,

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

стандартных алгоритмов деятельности, применяемых при решении типовых задач. В поисково-эвристических педагогических технологиях результатом и целью обучения являются возможности решения студентами реальных производственных и профессиональных проблем и ситуаций, их продуктивное коммуникативное поведение. Творческая технология обучения соответствует цели обучения, которая направлена на воспроизводство научных кадров, научно-исследовательскую работу, возможность проведения анализа своей профессиональной деятельности, выбор оптимальных вариантов действий.

Формулирование и представление целей обучения зависит от трех компонентов дидактической системы: проходящих дидактических процессов; используемых организационных форм; квалификации и личности преподавателя. Роль преподавателя чрезвычайно высока именно в процессе формулировки и конкретизации целей обучения при работе по той или иной педагогической технологии; его основная задача — привязка целей обучения к личностным особенностям обучаемых. Иначе говоря, применение личностно ориентированного подхода необходимо уже на этапе формулировки результативных целей обучения.

Цели обучения чаще всего формулируются и конкретизируются в виде некоторых образцов будущей профессиональной деятельности — стандартов,ко-торые предъявляются к выпускникам обществом и государством. Планируется, что в стандартах третьего поколения будут отражены именно эти образовательные цели.

Технологический подход к обучению предполагает четкую ориентацию на эталон или модель будущей профессиональной деятельности. Личностно ориентированный подход добавляет к профессиональным эталонам и моделям коммуникативные, человеческие и личностные характеристики, воздействующие на интеллектуальный и поведенческий статус

обучаемых. Все больше говорится о необходимости индивидуализировать образовательные программы с учетом интересов и способностей обучаемых в сочетании с объективной оценкой их деятельности.

Основной практической трудностью при формулировании целей образовательной деятельности является сложность однозначного описания результатов обучения, особенно личностных и субъективных, так чтобы об их достижении можно было судить по достоверным, надежным и объективным признакам. В современных стандартах высшего образования пока отсутствуют строгие критериальные показатели для оценки уровней сформированности образовательных и воспитательных показателей. Однако, если преподаватель работает на основе личностно ориентированного подхода, это должно явно прослеживаться в формулируемых им целях обучения.

В качестве критериев оценки эффективности той или иной педагогической технологии должны выступать показатели, учитывающие не только степень овладения знаниями, умениями и навыками, но и сформированность определенных личностных качеств, характеризующих разные стороны развития интеллекта, духовности, творческих способностей обучающихся [9]. Соответственно оценивание превращается из одномерного в сложный многомерный, многогранный процесс, наиболее полно учитывающий особенности развития личности. Ряд исследователей выделяют в своих работах следующие базовые составляющие личностного саморазвития:

— личностные ценности — характеристика ценностных ориентаций личности [7], определяемая единством ее внешней направленности и представления человека о себе, педагогические технологии при этом должны способствовать развитию всех типов личностных ценностей, обеспечивающих максимальную самореализацию личности: деятельности, личностных отношений и познания;

№ 2, 2009

— ответственность — внутренняя и внешняя, которая может свидетельствовать и о степени свободы и автономности образовательной технологии, без которых невозможно становление личностной ответственности;

— собственно саморазвитие — это самоопределение, самодвижение в непрерывном пространстве познания и развития [9], самоконтроль, стремление к самореализации, источник обогащения культуры и ее продукт; способность к саморазвитию определяет степень развития личности в целом;

— толерантность — принятие себя и других, доброжелательное отношение, готовность к конструктивному диалогу, к взаимопониманию; коммуникативные особенности личности;

— внутреннее единство, целостность — данная базовая составляющая является интегральной или системообразующей, т. е. обеспечивающей качественное своеобразие, индивидуальность, то «специфическое созвездие черт» [6], благодаря которым человек обретает право называться личностью.

В целях совершенствования учебного процесса необходимо, во-первых, найти такие формы диагностики, которые позволяли бы количественно и объективно оценивать эффективность и действенность как применяемой образовательной технологии обучения в целом, так и отдельных ее элементов и звеньев, а во-вторых, обеспечить непрерывный мониторинг всего процесса образовательной деятельности.

При оценке достигнутых результатов обучения многие исследователи опираются на результатно-затратную концепцию. В этом случае эффективность образовательных технологий главным образом определяется как отношение достигнутого результата обучения к затратам времени и ресурсов (материально-технических, информационных, человеческих). Оценка затраченных человеческих и личностных ресурсов в этом случае представляет наибольшую

трудность. Задача выбора и сочетания отдельных слагаемых педагогической технологии может и должна решаться каждый раз на основе объективной оценки их дидактической эффективности в условиях конкретного учебного процесса.

С позиций личностно ориентированного подхода педагогическая технология обучения должна быть направлена на развитие личности и творческих способностей и может выражаться в виде системы разноуровневых творческих заданий, применения исследовательских и телекоммуникационных проектов, обучения в сотрудничестве, разбора нестандартных профессиональных ситуаций, участия в дискуссиях и конференциях, выполнения различных видов и форм самостоятельной работы обучаемых и т. д.

Каждый человек сегодня объективно нуждается в условиях, содействующих его личностному, интеллектуальному и творческому росту. Они могут быть созданы с помощью современных образовательных технологий, способных обеспечивать максимальную степень индивидуализации посредством широкого использования информационных и телекоммуникационных средств, что достигается за счет усиления мотивационного и целеполагающего компонентов педагогической технологии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. — М. : Педагогика, 1989. — 190 с.

2. Загрекова, Л. В. Основы педагогических технологий / Л. В. Загрекова // Высш. образование в России. — 1997. — № 4. — С. 97—108.

3. Идиатулин, В. С. Технологические подходы к обучению [Электронный ресурс] / В. С. Идиатулин // Интернет-журнал «Эйдос». — 2004. — 17 нояб. — Режим доступа: http://www.eidos.ru/ ]оита1/2004.

4. Кларин, М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М. В. Кларин. — М. : Арена, 1994. — 222 с.

5. Кречетников, К. Г. Креативная образовательная среда на основе информационных и теле-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

коммуникационных технологий как фактор саморазвития личности [Электронный ресурс] / К. Г. Кречетников // Интернет-журнал «Эйдос». — 2004. — 22 июня. — Режим доступа: http:// www.eidos.ru/journal/2004.

6. Куликова, Л. Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности / Л. Н. Куликова. — Хабаровск : ХГПУ, 2001. — 333 с.

7. Непомнящая, Н. И. Психодиагностика личности: теория и практика / Н. И. Непомнящая. — М. : Владос, 2001. — 192 с.

8. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности / С. Д. Смирнов. М. : Академия, 2007. — 400 с.

9. Хуторской, А. В. Современная дидактика : учеб. для вузов / А. В. Хуторской. — СПб. : Питер, 2001. — 544 с.

Поступила 16.07.08.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Т. В. Татьянина, С. В. Кутняк

(Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевъева)

В статье рассматривается процесс поэтапного становления и развития профессиональной педагогической компетентности будущего учителя. Авторами показана логика наполнения содержания и его адекватного процессуально-технологического обеспечения в образовательном процессе педагогического вуза.

Ключевыге слова: профессиональная педагогическая компетентность; компетенции; личностно-профессиональный рост; принципы и механизмы формирования компетентности.

Наметившиеся тенденции наполнения содержания педагогического образования гуманистическими ценностями создают благоприятную ситуацию для переосмысления сущности профессиональной подготовки учителя. Сегодня она рассматривается как процесс становления и развития педагогической компетентности будущего специалиста, готового к эффективному осуществлению профессиональной деятельности на основе использования знаний, субъектного опыта, личностных приоритетов. Современным обществом востребован учитель, который не только овладевает знаниями, но и реализует себя благодаря им: развивает свой творческий потенциал, вступает в личностно-значимую коммуникацию с окружающими людьми и культурой. Повышается ценность педагога в плане проявления его общечеловеческих и профессиональных качеств.

При таких условиях для будущего учителя становится осмысленным и по-требностным процесс непрерывного лич-

ностно-профессионального роста. Под ним понимаются изменения в ценностно-смысловых образованиях и мотивации овладения профессиональной компетентностью учителя, творческая самореализация и достижение успеха в педагогической деятельности, потребность в постоянном личностном саморазвитии. Справедливо рассматривать проблему личностно-профессионального роста будущего учителя в контексте идеи развития Я-концепции (Р. Бернс, Е. В. Бонда-ревская, С. Б. Елканов, Н. С. Пряжников и др.).

К числу механизмов, обеспечивающих личностно-профессиональный рост специалиста, относятся самосознание как понимание, признание, принятие содержания собственного «Я»; самоопределение — самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой деятельности; самоактуализация — стремление к наиболее полному выявлению и развитию личностных возможностей; самореализация — осуществление

© Татьянина Т. В., Кутняк С. В., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.