Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МОТОРНОГО И РЕЧЕВОГО РИТМОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ'

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МОТОРНОГО И РЕЧЕВОГО РИТМОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
42
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
речь / развитие / нарушение речи / моторный ритм / речевой ритм

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Агафонова Е.Н., Панасенко К.Е.

Язык и речь традиционно рассматриваются в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития ребенка — мышление, воображение, память, эмоции. Проблемы ранней диагностики и логопедической помощи детям с отклонениями в развитии определены как приоритетные для современной специальной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Агафонова Е.Н., Панасенко К.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МОТОРНОГО И РЕЧЕВОГО РИТМОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

УДК 37

Агафонова Е.Н.

студент

Научный руководитель: Панасенко К.Е.

доцент, НИУ «БелГУ» г. Белгород, Россия

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МОТОРНОГО И РЕЧЕВОГО РИТМОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Аннотация

Язык и речь традиционно рассматриваются в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития ребенка — мышление, воображение, память, эмоции. Проблемы ранней диагностики и логопедической помощи детям с отклонениями в развитии определены как приоритетные для современной специальной педагогики.

Ключевые слова речь, развитие, нарушение речи, моторный ритм, речевой ритм.

Темпо—ритмическая организация речи — это подвергаемая контролю говорящим динамическая система. Которая имеет совокупность свойств речевой струи, которая характеризуется устойчивым ритмом в чередовании слогов во время речевого выдоха и свободно меняющим темпом, согласно возрастной норме. Темпо-ритмическая организация речи соединяет и сообразовывает все процессы, затрагивающие устную речь, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторнодыхательную программу и комплекс просодических характеристик.

Правильная темпо-ритмическая организация обеспечивает выразительность, ясность, играет важную роль в осуществлении коммуникативной функции речи, поскольку с помощью данных категории говорящий человек передаёт не только четко информацию, но и свое эмоциональное состояние.

Дети с нарушениями речевого развития - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух и интеллект, хотя есть значительные нарушения речи, влияющие на формирование иных сторон психики. Психолого-педагогическая характеристика детей с недостатками речи представлена в трудах Ю.Ф. Гаркуши, В.П. Глухова, О.Е. Грибовой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, О.Н. Усановой, Г.В. Чиркиной и др.

Речевые нарушения могут затрагивать разные компоненты речи. Одни из них касаются лишь произносительных процессов и обнаруживаются в снижении внятности речи без сопутствующих проявлений. Иные затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются не только в недостатках произношения, но и в недостаточном овладении звуковым составом слова, влекущим за собой нарушения чтения и письма. Третьи представляют собой коммуникативные нарушения, которые могут препятствовать обучению ребенка в школе [5].

Нарушение речи - это отклонения речи от общепринятой языковой нормы определённой языковой среды, к которой относится говорящий. Нарушение речи может быть письменное и устное. Все нарушения речи возникают вследствие органических повреждений речевых отделов головного мозга, которые могут развиться по самым разным причинам.

Причины нарушения речи можно разделить на те, которые привели к органическим изменениям в головном мозге, и на те, которые касаются непосредственно произношения [2].

На современном этапе в логопедии разработан целый ряд авторских методик по логопедической ритмике, которые используются практиками в системе коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения речи (Г. А. Волкова, Н. А. Рычкова, Г. Р. Шашкина и др.).

Авторами отмечается необходимость определенной последовательности применения логоритмических занятий с учетом принципа постепенного усложнения неречевых и речевых задач. В этой связи предлагается схема построения каждого занятия, сочетающая развитие и коррекцию неречевой (слуховое внимание и память, зрительное внимание и память, оптико-пространственные представления, общая моторика и др.) и речевой сфер (темп и ритм дыхания и речи, фонематический слух, оральный праксис и др.). Несмотря на отсутствие в программе для детей дошкольного возраста с недоразвитием речи занятий по логоритмике, согласно Г.А. Волковой, Г.Р. Шашкиной и др., их предлагается проводить один-два раза в неделю, соотнося с этапом программы по развитию речи [1].

В большинстве методик по логоритмике для детей с недоразвитием речи разработанные критерии оценки развития ритма движений и речи носят преимущественно описательный характер.

Роль ритма в развитии речи переоценить невозможно. Именно ритм является компонентом, имеющим отношение к распределению движений во времени. Ритмичные движения легче усваиваются. Ритмичность движений облегчает их автоматизацию, что имеет огромное значение для коррекционной работы. Ритм находится в сложной взаимосвязи и взаимозависимости с темпом. Темп представляет собой, с одной стороны, степень скорости, быстроты движений, а с другой, определенную частоту повторения равномерно выполняемых многократных движений, например, шагов при ходьбе, беге [4].

Темп является средством временной организации движений человека, который имеет свои характерные особенности у каждого индивидуума и находится в зависимости от общего тонуса ЦНС, связанного с темпераментом. Вариации темпа могут быть весьма значительны, но для каждого человека есть свой «излюбленный», или врожденный, темп. Наблюдения за движениями ребенка достаточно для того, чтобы судить, какой темп для него является комфортным. Состояние двигательных функций влияет на осуществление речи.

Общеизвестно, что мелодика родного языка является врожденной характеристикой просодии, в которую входят высота, ритм и интенсивность голоса, типичные для каждой нации. Звуковая, словесная, музыкальная формы речи усваиваются ребенком до восприятия их смыслового значения в виде повторения звуков. Поэтому такие виды речи, как стихотворения, перечисление дней недели и месяцев быстро запоминаются дошкольниками путем их ритмического повторения [3].

Огромное значение для нормализации темпа движений и речи имеет выполнение специальных упражнений и заданий под музыку. Упражнения по воспитанию темпа движений на музыкальных занятиях объединены в комплексы, которые направлены на решение тех или иных задач: первый комплекс упражнений направлен на развитие восприятия, дифференциации и воспроизведения темпа движений; второй - на развитие восприятия, дифференциации и воспроизведения темпа движений и речи [6].

Коррекционная работа с темпом движений помогает сформировать правильный речевой темп ребёнка, а нормальный темп речи благоприятно сказывается на темпе общих движений. Музыкальный темп усваивается ребёнком на таких простых движениях, как ходьба, прыжки, взмахи руками в медленном и умеренном темпе.

Список использованной литературы:

1. Аксенова Л.И., Ласеев А.А., Тюрина И.Ш. и др. Программа ранней комплексной диагностики уровня развитияребенка от рождения до 3-х лет // Дефектология. — 2002. —№ 5. — С. 3—9.

2. Александрова Н.А. О клиническом обследовании детей раннего возраста со сложной структурой дефекта // Дефектология. — 2020. — № 7. — С. 30—33.

3. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М., «Астрель», 2005, 383 с.

4. Волосовец Т.В. Состояние и перспективы развития системы ранней помощи детям в России // Дефектология. — 2019. — № 11. — С. 4—6.

5. Грибова О. Е. Реализация принципа деятельностного подхода в процессе логопедического обследования // Дефектология. — 2004. —№2. —С. 14—20.

6. Григорепко Н.Ю., Цыбульский С.А. Диагностика звукопроизпоси-тельных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. — М.: Книголюб, 2021. — 334 с.

© Агафонова Е.Н., 2023

УДК 37

Гурбанова М., преподаватель.

Шыхыева Ш., студентка.

Довранов М., студент.

Аннамырадов А., студент.

Туркменский сельскохозяйственный институт.

Дашогуз, Туркменистан.

РОЛЬ ТРАДИЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Аннотация

Традиционные педагогические методы - это методы, унаследованные от ученых, стоявших на переднем крае развития педагогической науки. Эти методы использовались Платоном и Квинтилианом, Коменским и Пестолосси и используются до сих пор. Общие методы включают: наблюдение; опыт обучения; учебные ресурсы; анализ школьных документов; Изучение результатов творческой работы студентов предполагает проведение собеседования.

Ключевые слова:

педагогика, коммуникативные навыки, студенты, преподавание, воспитание, учитель.

Gurbanova M., teacher.

Shykhyeva Sh., student.

Dovranov M., student.

Annamyradov A., student.

Turkmen Agricultural Institute.

Dashoguz, Turkmenistan.

THE ROLE OF TRADITIONAL PEDAGOGICAL METHODS IN PEDAGOGICAL SCIENCE

Abstract

Traditional pedagogical methods are methods inherited from scientists who were at the forefront of the development of pedagogical science. These methods were used by Plato and Quintilian, Comenius and Pestolossi and are still used today. Common methods include: observation; learning experience; learning resources; analysis of school documents; Studying the results of students' creative work involves conducting an interview.

Key words:

pedagogy, communication skills, students, teaching, education, teacher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.