Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
лексика / технология / навык / способность / речевая деятельность / аудирование / говорение / чтение / vocabulary / technology / skill / ability / speech activity / listening / speaking / reading

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ембергенова А.Ж.

В данной статье рассматриваются вопросы технологии развития лексического навыка студентов на занятиях английского языка. Цель работы заключается в определении формирования лексических навыков, умение комбинировать слово согласно лексическим правилам у студентов на занятиях английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY FOR DEVELOPING STUDENTS' LEXICAL SKILLS IN ENGLISH CLASSES

Тhis article discusses the technology of developing students' lexical skills in English classes. The purpose of the work is to determine the formation of lexical skills, the ability to combine words according to lexical rules in students in English classes.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

стал центром образования. В то время преобладающим было схоластическое образование. Но среди людей, создавших религию и народ: Тертуллиан (160-222), Августин (354-430), Фома Аквинский (12251274) были грамотными людьми своего времени, педагогическая теория не получила развития. В эпоху Возрождения такие гуманисты, как голландец Эразм Роттердамский (1466-1536), итальянец Витронино де Фельтре (1378-1446), англичанин Томас Мор (1478-1535), француз Франсуа Рабле (1494-1553) и Мишель Монтень (1533-1592) провел реформы в системе образования с появлением педагогов-философов. До 17 века педагогика была частью философии. Лишь в 17 веке педагогика отделилась от философии как отдельная наука, но и по сей день развивается в тесной связи с ней. Основная причина, почему эти две науки тесно связаны друг с другом, — это их связь с человеком, его жизнью и развитием. То, что педагогика отделена от философии и является отдельной наукой, установил чешский педагог Я.А. Оно связано с именем Коменского (1592-1670). Его книга «Высокая дидактика», изданная в Амстердаме в 1654 году, является первым научно-педагогическим источником. Идеи, изложенные в этой книге, не потеряли своей важности и научной ценности и в наши дни. Я.А. Принципы, методы, типы, классная система и основная теория педагогики, изложенные Коменским. Английский философ и педагог Джон Локк (1632-1704) Я.А. В отличие от Коменского, он сосредоточил свою энергию на разработке теории образования. В своих «Мыслях об образовании» он посвятил себя проблеме воспитания джентльмена. Джентльмен - это уверенный в себе, воспитанный человек, который может сопоставить свое образование со своей деятельностью. Борьбу с ошибочными идеями типа схоластики, появившимися в педагогической науке, вели французские материалисты и педагоги 18 века Д. Дидро (1713-1784), К. Гельвесий (1715-1771), П. Гольбах (1723). -1789), особенно Ж.З. Руссо возглавил. В образовании, говорит Руссо, мы много говорим, поэтому нам нужно использовать больше действий и вещей. В этот период швейцарский педагог И.Г. Пестолосси (1746-1827), немецкий философ И.Ф. Герберт (1776-1841), немецкий педагог Ф.А.В. Путь ясен. Всемирно известные российские педагоги Л.Н. Толстой (1828-1910), Н.И. Пирогов (1810-1881) выступал сторонником народа и внес большой вклад в развитие народного искусства. К.Д., распространивших в мире славу русской педагогики. Ушинский (1824-1874). Методика его работы основана на идее. «Если педагогика собирается всесторонне воспитать человека, то он должен ее всесторонне изучать». Список использованной литературы:

1. Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1972.

2. Основы теории речевой деятельности. Под ред. А.А.Леонтьева. М., 1974.

3. Петровский А.В. История советской психологии. М., 1967.

4. Платонов К.К. Проблемы спсобностей. М., 1972.

5. Проблемы психофизики. М., 1974.

© Довранова А., 2023

УДК 37.022

Ембергенова А.Ж.

преподаватель КГУ им. Бердаха Г. Нукус, Узбекистан

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы технологии развития лексического навыка студентов на

занятиях английского языка. Цель работы заключается в определении формирования лексических навыков, умение комбинировать слово согласно лексическим правилам у студентов на занятиях английского языка.

Ключевые слова:

лексика, технология, навык, способность, речевая деятельность, аудирование, говорение, чтение.

TECHNOLOGY FOR DEVELOPING STUDENTS' LEXICAL SKILLS IN ENGLISH CLASSES

Abstract

^is article discusses the technology of developing students' lexical skills in English classes. The purpose of the work is to determine the formation of lexical skills, the ability to combine words according to lexical rules in students in English classes.

Key words:

vocabulary, technology, skill, ability, speech activity, listening, speaking, reading.

Развитие моделей образования в период прогресса, происходящего в процессе глобализации, приводит к необходимости постоянного совершенствования качества подготовки кадров на основе инновационных подходов. В развитых странах приобретает особое значение интеграция социально-экономических и культурных изменений в повышении качества человеческого капитала.

В настоящее время в современной школе происходят значительные изменения, затрагивающие практически все аспекты педагогического процесса. Основным фактором успеха образовательного процесса является личный интерес ученика. Для того чтобы заинтересоваться уроком, необходимо соблюдение трех условий: присутствие яркой личности учителя, интересного учебного материала и использование современных обучающих технологий.

Ускорение в мировой педагогике компетенционного подхода к образованию превратило в актуальную задачу развитие коммуникативной компетенции, повышение профессиональной речи студентов в ходе подготовки к профессиональной деятельности при формировании профессиональной пригодности будущих специалистов в высшем образовании. Соответствие сегодняшних специалистов уровню международных стандартов, их компетентность и конкурентоспособность имеют важное значение для эффективного общения в их трудовой деятельности. К достижениям в этом вопросе относятся создание образовательных ресурсов, направленных на формирование лексической компетенции, дальнейшее совершенствование методики обучения иностранным языкам.

Профессионально ориентированное преподавание английского языка в образовательных направлениях, то есть обучения английскому языку для специальных целей (English for specific purposes, ESP), стало набирать популярность после окончания Второй мировой войны. Преподавание английского языка для специальных целей хорошо готовит студентов- к их будущей деятельности и помогает им стать всемирно признанными кадрами.

Учащие, которые не обладают достаточным словарным запасом, часто испытывают неуверенность и не желают использовать язык на практике. Поэтому расширение словарного запаса становится одной из главных задач на занятиях, чтобы помочь им овладеть различными видами речевой деятельности на английском языке.

Однако, работа с новой лексикой не заканчивается на одном занятии. Она продолжается на всех последующих занятиях. Учащиеся много раз встретятся с одними и теми же словами в процессе чтения текстов и выполнения упражнений. Преподавателю нужно самому хорошо знать, как овладели учащиеся новой лексикой, какие лексические единицы следует еще повторить, пока не будет достигнуто их прочное усвоение (т.е. как у них сформировались практические лексические навыки). Но не следует думать, что

данной работе посвящается целое занятие. На одном занятии в соответствии с рекомендациями авторов учебников ведется работа как по формированию навыков, так по развитию умений [1., С. 33].

Ранее, ученых, лингвистов больше интересовала формальная сторона изучения языка, включая морфологию, фонетику и синтаксис, а в отношении лексики - только словообразование. Однако, в современной методике обучения, работа над расширением словарного запаса рассматривается как ключевая задача для развития речевых навыков. В связи с этим, формированию лексических навыков уделяется значительное внимание.

Владение словом является важнейшей предпосылкой говорения. Способность осуществлять автоматически, относительно самостоятельно ряд действий и операций, связанных с вызовом слова из долговременной памяти, соотнесением его с другими лексическими единицами, называют лексическим навыком [4., С. 23]. Следовательно, цель обучения лексической стороне речи это формирование продуктивного (обусловливающего развитие умений говорения и письма) и рецептивного (как условия осуществления рецептивных видов деятельности: чтения и аудирования) лексических навыков.

Лексический навык - есть синтезированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и ее правильному сочетанию с другими, совершаемое в навыковых параметрах и обеспечивающее ситуативное использование данной лексической единицы в речи [2., С. 98].

Лексический навык занимает важное место в системе обучения иностранному языку, так как отражает отношения между классами слов и обобщает полученную информацию. Более того, лексика индивидуализирует высказывание, придаёт ему конкретный смысл [4., С.36].

Преподаватели постоянно знакомят учеников с новыми словами и работают над их усвоением. Цель работы над лексикой - создать избыточный словарный запас и обеспечить его сохранение, а также научить учеников использовать лексику в соответствии с целями общения. Ученики должны владеть достаточным количеством лексики для выбора наиболее подходящих слов и выражений в соответствии с их потребностями и мироощущением.

Успешность в овладении слова зависит от наличия у учащегося умений производить следующие действия:

- наблюдать, сравнивать, анализировать языковое явление;

- догадываться по контексту или словообразовательным элементам о значении незнакомой лексической единицы;

- работать с различными словарями;

- вести учебный словарь, выбирая удобную форму записи;

- пользоваться опорами и мнемотехническими приемами запоминания слов (жесты, условные знаки, рифмовки, необычные иллюстрации).

В основе работы над лексикой лежат определенные закономерности, принципы, соблюдение которых - необходимое условие эффективности процесса обучения. К их числу относятся:

• дидактические принципы: наглядность, активность, прочность, системность, сознательность, научность, учет возрастных особенностей;

• собственно методические принципы коммуникативная направленность обучения, ситуативность, коллективное взаимодействие, жизненная ориентация обучения, соответствие заданий речемыслительной деятельности, филологизация обучения;

• частные методические принципы - поэтапность формирования навыка, адекватность упражнений формируемым действиям, взаимодействия упражнений по формированию лексической, грамматической, фонетической сторон речи, учет взаимодействия устно-речевых форм отработки лексики с развитием техники чтения и письма, взаимодействия всех видов речевой деятельности [3., С. 290].

Таким образом, работа с лексикой проходит на каждом занятии. Учащиеся часто встречаются с одинаковыми словами в процессе чтения текстов и выполнения заданий. Важно следить за тем, как

осваиваются новые слова, повторять их до достижения абсолютного овладения, чтобы учащие могли выбирать наиболее подходящие слова и выражения в соответствии с их потребностями и мироощущением.

Список использованной литературы:

1. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Высш. школа, 1982. - 373 с.

2. Кожевников, Д.Н. Использование игрового конструирования и моделирования для развития познавательных способностей детей / Д.Н. Кожевников // Начальное образование. - 2011. - №6. - С. 36-43.

3. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку / А.В. Конышева. - СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2006. - 192 с.

4. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А.А. Леонтьев. - М: РАО/МПСИ, 2001. - 127 с.

© Ембергенова А.Ж., 2023

УДК 37.022

Кунназарова К.А.

преподаватель КГУ им. Бердаха г. Нукус, Узбекистан

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы развития познавательного интереса младших школьников через внедрение информационно- коммуникационных технологий. Обосновывается процесс эффективного формирования познавательного интереса младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий.

Ключевые слова:

информационно - коммуникационных технологий, компьютер, наглядность, звуковая наглядность, смешанная наглядность.

Kunnazarova K.A.

Lecturer at KSU named after. Berdah

Nukus, Uzbekistan

DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTEREST OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN THROUGH THE IMPLEMENTATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Abstract

The article discusses the issues of developing the cognitive interest of younger schoolchildren through the introduction of information and communication technologies. The process of effective formation of cognitive interest of younger schoolchildren by means of information and communication technologies is substantiated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.