ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ В ПЕРИОД ТРУДОВОЙ АДАПАТЦИИ
TECHNOLOGY OF DEVELOPMENT OF COMPETENCIES OF TEACHERS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS DURING LABOR
ADAPATATION
УДК 33
Бабичев Михаил Александрович, Старший преподаватель Сибирский институт бизнеса и информационных технологий СИБИТ (Омск, Россия), [email protected]
Babichev Mikhail Alexandrovich, Senior Lecturer
Siberian Institute of Business and Information Technologies SIBIT
(Omsk, Russia)
АННОТАЦИЯ
В статье предлагается технология развития компетенций преподавателей вузов. Данная технология позволяет организовать процесс трудовой адаптации у начинающих преподаватели вузов без имеющегося опыта трудовой деятельности. Также предлагаемая технология универсализирует подход к развитию компетенций и может быть применена в вузах различных категорий. Сама модель представляет стадийно-этпаную структуру процесса развития. Предполагаемый в модели итеративный цикла позволяет повторить необходимые мероприятия в случае неполного освоения компетенций при однократном применении всех этапов.
ABSTRACT
The article proposes a technology for developing the competencies of university teachers. This technology allows you to organize the process of labor adaptation for beginning university professors without existing work experience. Also, the proposed technology universalizes the approach to the development of competencies and can be applied in universities of various categories. The model itself represents a stage-stage structure of the development process. The iterative cycle assumed in the model allows you to repeat the necessary measures in case of incomplete development of competencies with a single application of all stages.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, трудовая адаптация, кластерный подход, профессиональное развитие
Keywords: professional competencies, labor adaptation, cluster approach, professional development
Существующие исследования трудовой адаптации, а также сложившееся экономике труда структурирование процесса адаптации включают в себя факторы трудовой адаптации. К факторам трудовой адаптации относятся условия, влияющие на течение, сроки, темпы и результат этого процесса [1]. В общем виде трудовая адаптация представляет собой комплекс профессиональной и социальной ориентации работника, взаимное приспособление работника и организации, которое основывается на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда [2]. Стоит заметить, что на практике процессу адаптации зачастую уделяется недостаточно внимания, так как временные и организационные ресурсы инвестируются преимущественно в развитие системы оценки и мотивации [3].
Анализ существующих подходов к развитию преподавателей вузов показал, что на сегодняшний день ряд вузов разрабатывают и применяют отдельные элементы, либо сформированные системы развития преподавателей. В то же время стоит отметить тот факт, что в текущей практике отсутствует единая сформированная система, описывающая стандартизированный подход к определению и развитию необходимых профессиональных компетенций преподавателя вуза, начинающего свою профессиональную деятельность и находящегося в процессе первичной трудовой адаптации. Данное обстоятельство объясняется различием вузов между собой как в плане образовательной специфики, так и с позиции статуса учебного заведения, масштаба деятельности, приоритета научного, исследовательского либо методического профиля. В связи с описанными положениями автор текущего исследования полагает, что в текущих условиях нет возможности для описания единой структуры компетенций и инструментов их формирования для всех категорий вузов. Актуальной проблемой в сфере развития начинающих профессиональную деятельность преподавателей вузов является выработка методологических основ к определению набора профессиональных компетенций начинающего преподавателя, средств их развития, инструментов оценки. Автор статьи предлагает технологию развития профессиональных компетенций преподавателя вуза в период первичной трудовой адаптации, сформированную из 2 стадий, каждая из которых имеет ряд этапов.
Первой стадией является стадия подготовки. На стадии подготовки формируется группа начинающих преподавателей, разрабатываются формы документов для организации процесса развития компетенций и оценки результатов. Стадия подготовки состоит из 4 этапов. На первом этапе
происходит уточнение компетенций в соответствие со статусом, стратегией вуза. Вторым этапом стадии подготовки процесса формируется группа развиваемых преподавателей. На данном этапе определяется количество преподавателей, которые не завершили процесс первичной трудовой адаптации. Этап проходит при непосредственном содействии кадровых служб вуза и руководства для определения стажа сотрудников, входящих в развиваемую группу. На третьем этапе стадии подготовки происходит уточнение методов, которые необходимо применить для развития и определение сотрудников, вовлекаемых в процесс. На данном уточняется время и продолжительность применение каждого метода, определятся бюджет времени, необходимого для осуществления развивающих мероприятий каждого кластера компетенций. На четвертом этапе стадии подготовки происходит определение форм мониторинга состояния профессиональных компетенции преподавателей в период первичной трудовой адаптации. Данные формы разрабатываются на уровне вуза и учитывают отраслевую специфику и стратегические цели вуза. Таким образом стадия подготовки позволяет сформировать документальную базу, определить отдельных исполнителей и развиваемых сотрудников.
Следующий стадией процесса развития профессиональных компетенций преподавателя в период первичной трудовой адаптации является стадия реализации. На стадии реализации происходит развитие компетенций начинающего преподавателя. Стадия реализации состоит из 6 этапов и включает в себя 1 итеративный цикл. Итеративный цикл необходим для повторного, в случае необходимости, проведения цикла мероприятий по развитию профессиональных компетенций. На первом этапе стадии реализации процесса развитии компетенций происходит оценка исходного состояния компетенций у начинающих преподавателей. Оценка проводится путем собеседования начинающего преподавателя в коллективе и с руководством вуза. Вторым этапом стадии реализации является этап проведения мероприятий по развитию компетенций. На данном этапе мероприятия по развитию профессиональных компетенций проводятся в соответствие с ранее определенной в текущем исследовании методикой и проведенными на стадии подготовки работами по организации процесса развития профессиональных компетенций начинающего преподавателя. Периодичность проведения обучающих занятий с начинающим преподавателем и корректирующих деятельность собеседований по методам коучинга и кейс стади определяется на этапах стадии подготовки и зависит от специфики вуза, кадровой политики и структуры персонала. Окончание первого семестра работы преподавателя вуза завершает второй этап стадии
реализации. Этап завершается для определения результатов работы начинающего преподавателя и эффективности применяемых методов развития компетенций. Для подведения промежуточных итогов работы методики развития компетенций в стадии реализации процесса предусмотрен третий этап. На данном этапе проводится ряд аттестационных и итоговых мероприятий в части оценки профессиональных компетенций. На данном этапе происходит сопоставление полученных результатов и оптимальными уровнями компетенций. После сопоставления результатов оценок на четвертом этапе стадии реализации происходит отбор кластеров, необходимых для дальнейшего развития. В случае если развитыми до оптимального уровня являются не все компетенции, то преподать продолжает получать развития с помощью соответствующих методов в следующих периодах (семестрах). На пятом этапе, который также, как и второй имеет продолжительность в течение семестра проводятся мероприятия, согласно методике с неразвитыми компетенциями. Этапы с 3 по 5 итеративно цикличны.
Таким образом, после мероприятий по развитию профессиональных компетенций на этапе 5 происходит оценка результатов на этапе 3. Если по итогам цикла мероприятий по развитию этапа 5, результаты этапа 3 показывают, что все компетенции развиты до оптимального уровня, процесс развития компетенций переходит на этап 6, завершающий совокупность развивающих профессиональные компетенции преподавателя вуза в период первичной профессиональной адаптации. На этапе 6 происходит остановка проведения развивающих компетенции мероприятий.
Список источников:
1. Крутцова, М. Н. Управление адаптацией персонала : учебное пособие / М. Н. Крутцова. - Вологда : Легия, 2010. - 128 с.
2. Ежукова И. Ф. Трудовая адаптация сотрудников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S1
3. Патрахина, Т. Н. К вопросу об адаптации персонала: теоретический аспект // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 464-466
List of sources:
1. Kruttsova, M. N. Management of personnel adaptation: textbook / M. N. Kruttsova. Vologda: Legia, 2010. 128 p.
2. Erukova I. F. Labor and adaptation of employees // Scientific and methodological electronic journal "Concept". - 2017. - no. S1
3. PetroChina, Tn. To the question of adaptation of the personnel: theoretical aspect // the Young scientist. — 2015. — № 7 (87). — Pp. 464-466