Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ'

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональная отзывчивость / старший дошкольный возраст / развитие / музыка / педагогическая технология / образовательный процесс / emotional responsiveness / senior preschool age / development / music / pedagogical technology / educational process

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вербовская Валерия Сергеевна

Рассматриваются предпосылки, тенденции и причины возникновения проблемы недостаточного развития эмоциональной отзывчивости у современных детей старшего дошкольного возраста; уточняются основания для дифференциации понятий эмпатии и эмоциональной отзывчивости в отечественной и зарубежной науке; обосновывается выбор понятия эмоциональной отзывчивости и выбор старшего дошкольного возраста как наиболее сенситивного для развития данной способности. Приводятся результаты анализа педагогических исследований данной проблемы, посвященные поиску оптимальных средств и способов развития эмоциональной отзывчивости у детей. В качестве уникального средства рассматривается музыка, на основе которой проектируется педагогическая технология как решение проблемы развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста, описывается содержание ее этапов для реализации в дошкольной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Вербовская Валерия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY FOR DEVELOPING EMOTIONAL RESPONSIVENESS IN THE SENIOR PRESCHOOL AGE

The prerequisites, trends and causes of the problem of insufficient development of emotional responsiveness in modern children of senior preschool age are considered; the grounds for differentiating the concepts of empathy and emotional responsiveness in domestic and foreign science are clarified; the choice of the concept of emotional responsiveness and the choice of senior preschool age as the most sensitive for the development of this ability is justified. The results of the analysis of pedagogical research on this problem, devoted to the search for optimal means and ways of developing emotional responsiveness in children, are presented. Music is considered as a unique tool, on the basis of which pedagogical technology is designed as a solution to the problem of developing emotional responsiveness in older preschool children, and the content of its stages for implementation in a preschool educational organization is described

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

УДК 373.24

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

TECHNOLOGY FOR DEVELOPING EMOTIONAL RESPONSIVENESS IN THE SENIOR PRESCHOOL AGE

АННОТАЦИЯ

Рассматриваются предпосылки, тенденции и причины возникновения проблемы недостаточного развития эмоциональной отзывчивости у современных детей старшего дошкольного возраста; уточняются основания для дифференциации понятий эмпатии и эмоциональной отзывчивости в отечественной и зарубежной науке; обосновывается выбор понятия эмоциональной отзывчивости и выбор старшего дошкольного возраста как наиболее сенситивного для развития данной способности. Приводятся результаты анализа педагогических исследований данной проблемы, посвященные поиску оптимальных средств и способов развития эмоциональной отзывчивости у детей. В качестве уникального средства рассматривается музыка, на основе которой проектируется педагогическая технология как решение проблемы развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста, описывается содержание ее этапов для реализации в дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: эмоциональная отзывчивость, старший дошкольный возраст, развитие, музыка, педагогическая технология, образовательный процесс.

ABSTRACT

The prerequisites, trends and causes of the problem of insufficient development of emotional responsiveness in modern children of senior preschool age are considered; the grounds for differentiating the concepts of empathy and emotional responsiveness in domestic and foreign science are clarified; the choice of the concept of emotional responsiveness and the choice of senior preschool age as the most sensitive for the development of this ability is justified. The results of the analysis of pedagogical research on this problem, devoted to the search for optimal means and ways of developing emotional responsiveness in

Валерия Сергеевна ВЕРБОВСКАЯ,

ассистент кафедры дошкольной падагогики, институт детства, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, lerawerb@mail.ru

Valeria Sergeevna VERBOVSKAYA,

Assistant of the Department of Preschool Education, Institute of Childhood, A.I. Herzen University, lerawerb@mail.ru

JOURNAL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH

PEDAGOGY

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

children, are presented. Music is considered as a unique tool, on the basis of which pedagogical technology is designed as a solution to the problem of developing emotional responsiveness in older preschool children, and the content of its stages for implementation in a preschool educational organization is described.

Keywords: emotional responsiveness, senior preschool age, development, music, pedagogical technology, educational process.

Введение

В современном научно-педагогическом поле актуальными для исследований являются вопросы, связанные с воспитанием подрастающего поколения, с формированием аксиологического и нравственного самосознания, с развитием у детей и молодежи общечеловеческих, гуманных качеств. Несколько десятилетий в поле научного внимания находились проблемы раннего интеллектуального развития детей, формирования новых компетенций, вопросы техноло-гизации и цифровизации образовательного пространства. Современные социально-экономические, социально-политические и социокультурные условия диктуют новые ориентиры в области образования и воспитания подрастающего поколения. Как подчеркивают Ю.В. Андреева и М.В. Богуславский: «Рассудочное мышление нынешней цивилизации порождает безжизненную философию, лишённую чувств и, возможно, в чём-то личностного смысла и практической ценности» [1]. В числе важнейших проблем для педагогической науки и актуальных задач для образовательной практики находится задача развития эмоциональной отзывчивости в детском возрасте. Ребенок, не понимающий эмоционального состояния Другого человека, взрослого или сверстника, не способен оказать помощь, поддержку, проявить сочувствие; эмоционально неотзывчивой человек имеет проблемы в общении в семье, в школе, в социуме. Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей усугубляется изменением социальной ситуации развития современного ребенка, окружённого всевозможными гаджетами и техническими средствами, заменившими естественное человеческое общение. Невозможно не согласиться с Э.Ф. Зеером, что «информационные технологии, уверенно проникающие во все сферы нашей жизни, определят не только новое развитие науки, экономики, они определяют новую ситуацию развития человека» [2]. Многими учеными отмечается снижение коммуникативной активно-

сти современных детей, рост различных нарушений речи в дошкольном возрасте, при том, что «общение с другими - взрослыми и сверстниками - составляет онтологическую основу развития ребенка» [3]. Таким образом, проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста является актуальной в современных социальных и культурных условиях, проблема, требующая поиска средств, способов, технологий организации целенаправленного образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.

О понятии «эмоциональная отзывчивость»

Способность и умение общаться является естественной и главной особенностью человека. При этом, важнейшими показателями данного умения и показателями качества собственно процесса общения являются «сочувствие, сострадание, сопереживание, соучастие» [4]. Совокупность данных качеств в психологии объединяют в понятие «эмпатия», а в педагогике используют понятие «эмоциональная отзывчивость». Основанием для дифференциации эмпатии и эмоциональной отзывчивости является понимание эмпатии как процесса, состояния и свойства личности, имеющего психобиологические предпосылки. Эмоциональная отзывчивость понимается как способность личности, развиваемая на протяжении всей жизни и включающая в себя эмпатию как биологическую предпосылку для развития.

Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы показал, что в работах отечественных педагогов и психологов чаще разрабатывается понятие «эмоциональная отзывчивость». Несмотря на то, что в трудах зарубежных психологов эмпатия часто связана с общением и с социальным взаимодействием («эм-патийное общение» (К. Роджерс); «эмпатия как перенесение себя, проникновение в мир Другого» (Р. Даймонд, Н.И. Сарджвеладзе), зарубежные авторы, в целом, не обращаются к понятию

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

эмоциональной отзывчивости. В отечественной науке также изучалась эмпатия в рамках социального взаимодействия и общения и даже нередко рассматривалась как синоним сопереживанию, эмоциональному отклику и эмоциональной отзывчивости (Е.С. Кузьмин и В.Е. Семёнов, Е.И. Рогов). Между тем, более глубокий анализ позволяет дифференцировать данные понятия. Например, в работах В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова эмпатия определяется как внерациональ-ное познание человеком внутреннего мира других людей, а эмоциональная отзывчивость понимается как разновидность социальных (нравственных) эмоций. «Эмпатия как эмоциональный отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных) и в высших личностных формах (сочувствия, сопереживания, со-радования). В основе эмпатии как социального познания и высших форм эмпатии как эмоционального отклика лежит механизм децентрации. Человеку свойственно испытывать широкий набор эмпатических реакций и переживаний. В высших личностных формах эмпатия выражается отношением человека к другим людям», - уточняют В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков в Психологическом словаре 1999 года. В работах В.В. Давыдова, А.В. Запорожца также подчеркивается разница между эмпатией и эмоциональной отзывчивостью тем, что «эмпатия, как правило, малоактивное и безынициативное отношение к переживаниям Другого, сочувствие без интенсивного вмешательства с целью предложения эффективной помощи». В исследовании В.П. Анисимова обосновывается, что эмоциональная отзывчивость в отличие от эмпатии характеризуется рефлексивностью, произвольностью, действенной активностью: «.. .эмоциональная отзывчивость как способность является фундаментальной способностью в структуре эмоциональной саморегуляции человека как произвольно гармоничного соотношения двух внутренних качеств личности: способности к рефлексии своих состояний и способности к инициативной активности» [5]. В рамках данного исследования рассматривается понятие «эмоциональная отзывчивость» и проблема ее развития у детей старшего дошкольного возраста.

Сензитивность старшего дошкольного возраста для развития эмоциональной отзывчивости

Проблема развития эмоциональной отзывчивости в детском возрасте достаточна ак-

туальна, поскольку в отечественной психолого-педагогической науке эмоциональная отзывчивость рассматривается как одна из ведущих характеристик детского развития в целом и как маркер эмоционального благополучия, в частности. По мнению большинства ученых именно старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития данной способности. В старшем дошкольном возрасте формируется значительное число когнитивных и социальных качественных новообразований, благоприятствующих развитию у детей эмоциональной отзывчивости. Так, познавательные процессы старшего дошкольника становятся осознанными и произвольными, ребенок пытается регулировать свое поведение, управлять вниманием и настроением, рефлексировать свои поступки (В.Г. Каменская [6]). Старший дошкольник характеризуется новым уровнем мотивационно-потребностной сферы, на котором он способен действовать согласно поставленным целям в рамках социально приемлемых норм межличностного взаимодействия. В социальных отношениях для детей старшего дошкольного возраста характерным становится значимость дружбы со сверстниками, растет роль детского сообщества. Именно в связи с социальными и психологическими качественными изменениями ребенка в старшем дошкольном возрасте развитие эмоциональной отзывчивости представляется необходимым и педагогически целесообразным.

В педагогических исследованиях проблема развития эмоциональной отзывчивости, наряду с обоснованием содержания понятия и структуры данного феномена, рассматривалась с точки зрения поиска педагогических средств и способов. Например, использование художественных текстов в актуализации способности сопереживать героям для развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников рассматривалось в работах Т.И. Бабаевой, Л.С. Римашев-ской; Л.В. Ясинских; развитие эмоциональной отзывчивости в театральной деятельности изучалось Т.А. Гайворонской; Л.Л. Пилипенко. Особое место в решении проблемы развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного и младшего школьного возраста в педагогических исследованиях занимает музыка (А.Г. Гого-беридзе, И.В. Груздова, С.Г. Кочергина, В.Т. Романов, А.В. Славская, др.). В настоящем исследовании была проектирована педагогическая

JOURNAL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH

PEDAGOGY

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

технология «Музыкальная шкатулка» для развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательного процесса дошкольной образовательной организации.

Музыка - уникальное средство развития эмоциональной отзывчивости

Способность и потребность человека в общении обусловили развитие у него определенного уровня музыкальных способностей, как способностей слышать и различать интонацию, ритм, тональность, громкость. Согласно метафоре Е.И. Леер, «музыка является предком всех видов искусств, как знак их принадлежности к важнейшей сфере - общению, поскольку человеческий голос - это первый музыкальный звук и первый музыкальный инструмент» [7]. В этой связи исследовательский интерес к влиянию музыки на развитие человека очевиден и не снижается на протяжении столетий. Результаты многих исследований подтверждают положительное воздействие музыки на развитие ребенка и, как следствие - предложение внедрять музыкальное искусство в образовательный процесс всех уровней образования. Так, результаты исследований Г.Ю. Маляренко, М.В. Хватковой и других подтверждают, что «систематическое прослушивание музыки детьми улучшает кратковременную память, повышает показатели развития вербального и невербального интеллекта, развивает образное мышление». Безусловное влияние музыка оказывает на развитие эмоционально-чувственной сферы. Как подчеркивает А. Г. Гогоберидзе: «Обращаясь к чувственному миру, музыка способна передать заложенную в ней эмоционально-смысловую идею и при соответствующих условиях вызвать самую разнообразную гамму эмоций, чувств, переживаний, настроений. Вызывая подобные состояния, музыка помогает более глубокому чувствованию и пониманию себя и Других» [8].

Технология развития эмоциональной отзывчивости

Предлагаемая педагогическая технология развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста «Музыкальная шкатулка» проектировалась на основе теоретических положений отечественной педагогической науки. Л.В. Байбородова и А.П. Чернявская под педагогической технологией понимает «алгоритм последовательных шагов (действий) пе-

дагога и ребенка, обеспечивающий достижение поставленной цели [9, с. 68]. Критериями технологичности организации образовательного процесса автор называет тиражируемость и гарантированное достижение результата.

Н.Н. Суртаева под технологией понимает «некоторую методологическую основу методики, поскольку методика как данность находит в технологии свое обоснование и процесс построения. Педагогическая технология позволяет системно рассматривать образовательный процесс, интегрирующий личностный и коллективный потенциал; ориентирована в отличие от методики на обучающихся; носит процессуальный и динамичный характер, управляемый на всех этапах» [10]. Критериями педагогической технологи автор называет осознанные действия педагога и ученика, эффективность, динамичность, системность, проектируемость, диагно-стичность, алгоритмичность, управляемость.

А.Г. Гогоберидзе под педагогической технологией предлагает рассматривать «инструмент, позволяющий педагогу эффективно (с высокой вероятностью получения желаемого результата) решать задачи своей профессиональной деятельности. Педагогическая технология характеризуется диагностичностью, ясностью цели, определённой последовательностью профессиональных действий, прогностич-ностью промежуточных и конечных результатов, воспроизводимостью» [11].

Педагогическая технология «Музыкальная шкатулка» включает электронный образовательно-развивающий ресурс, методические, диагностические, дополнительные материалы и реализуется в образовательном процессе дошкольной образовательной организации как на музыкальных, так и на игровых занятиях, в свободное режимное время. Логика реализации педагогической технологии развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников соответствует структуре исследуемого феномена, индивидуальным особенностям развития данной способности у детей и содержит следующие этапы:

- активизация интереса к музыке. В «Музыкальной шкатулке» на электронном ресурсе подобран музыкальный репертуар по каждой из базовых эмоций (радость, грусть, страх, удивление). Заслушивание музыкального фрагмента сопровождается художественными изображениями из мультфильмов и лучших образцов живописи и рисунка. На данном этапе рекомендуются

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

беседа и комбинированные занятия как формы работы с детьми. Целью данного этапа является актуализация и обогащение чувств ребёнка, инициация его эмоциональных переживаний;

- вербализация эмоционального состояния и обращение к личному опыту. В беседах и упражнениях педагог провоцирует детей на рассуждения и осмысление прослушанного и пережитого, помогает детям обогатить вербальное выражение чувственного аспекта. При необходимости музыкальный фрагмент можно повторить. Целью данного этапа является расширение лексического словаря ребенка и развитие рефлексии. На данном этапе особенно важно обращать внимание детей на оценку состояния: «Грустно, это как? Что переживает грустный человек?», поскольку оценочный компонент эмоциональной отзывчивости связан с мотивацией к ее активному проявлению;

- освоение способов проявления эмоциональной отзывчивости. Дети вместе с педагогом демонстрируют способы проявления эмоциональной отзывчивости друг к другу в соответствии с музыкальным фрагментом. Например, под фрагмент «Болезнь куклы» П.И. Чайковского можно приобнять друг друга, погладить по плечу, предложить свою куклу. Все действия обсуждаются, приводятся примеры из личного опыта детей. Цель данного этапа - закрепить социально приемлемые способы проявления эмоциональной отзывчивости;

- рефлексия и закрепление нового опыта в проявлении эмоциональной отзывчивости. На выбранную базовую эмоцию в «Музыкальной шкатулке» предлагается несколько музыкальных фрагментов и на данном этапе необходимо их менять, что позволяет детям закрепить новый опыт. В беседах с детьми следует акцентировать их внимание на значимости проявле-

ния добра и понимания, сочувствия и со-радости людей друг к другу.

Педагогическая технология включает диагностические процедуры по оценке динамики развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста, которые осуществляют на начальном этапе для выявления индивидуальных особенностей развития детей и их музыкальных предпочтений и на заключительном этапе.

Заключение

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста может осуществляться как стихийно, так и целенаправленно и может продолжаться в течение всей жизни человека. Разумеется, данная способность зависит от многих характерологических особенностей ребенка, от ближайшей среды его воспитания. Вместе с тем, именно в дошкольной образовательной организации, в коллективе сверстников и при участии значимого взрослого - воспитателя, педагога, данный процесс наиболее эффективен. Эмоциональная отзывчивость как качественная характеристика и показатель оптимального общения может развиваться только в общении, в том числе - со взрослыми, демонстрирующими социально приемлемые и культурные образцы социального взаимодействия людей. Дошкольный возраст - наиболее оптимальный для развития данной способности, поскольку ребенок обладает необходимыми природными предпосылками к развитию эмоциональной отзывчивости.

Апробация педагогической технологии «Музыкальная шкатулка» в дошкольных образовательных организациях г. Санкт-Петербурга подтвердила свою целесообразность, эффективность и воспроизводимость.

Литература

1. Андреева Ю.В. Глубинные феномены воспитания духовности личности в «философии сердца» В.А. Сухомлинского / Ю.В. Андреева, М.В. Богуславский // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18. № 1(62). С. 3-15. йО! 10.32343/2409-5052-2024-18-1-3-15. ЕйЫ А^ЭЮ.

2. Зеер Э.Ф. Готовность преподавателей вуза к онлайн-образованию: цифровая компетентность, опыт исследования / Э.Ф. Зеер, Н.В. Ломовцева, В.С. Третьякова // Педагогическое образование в России. 2020. № 3. С. 26-39. йО! 10.26170/ро20-03-03. ЕйЫ HMOWMJ.

3. Санина С.П. Коммуникативные трудности в обучении младших школьников / С.П. Санина, М.Д. Расторгуева // Психологическая наука и образование. 2023. Т. 28. № 5. С. 142-153. йО! 10.17759/рэе.2023280511. БйЫ QXKRWE.

JOURNAL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH PEDAGOGY

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

4. Никитина Л.А. Совместное музицирование как средство развития способности к эмпатии у младших школьников / Л.А. Никитина // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2016. № 4(36). С. 187— 191. EDN XEJQLB.

5. Анисимов В.П. Эмоциональная отзывчивость как предмет компетенции арт-педагога / В.П. Ани-симов // Фундаментальные исследования. 2011. № 8-3. С. 496-499. EDN NYGWLD.

6. Каменская В.Г. Психологические характеристики старшеклассников в массовых школах и школах-гимназиях / В.Г. Каменская, С.В. Зверева, И.Е. Мельникова // Вопросы психологии. 2005. № 3. С. 38-51. EDN YLWHRR.

7. Леер Е.И. Психофизиологические характеристики восприятия музыки разных направлений детьми и подростками: специальность 19.00.02 «Психофизиология»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Леер Елена Ивановна. Москва, 2017. 22 с. EDN ZQDHTJ.

8. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: для бакалавров: учебник по направлению 050100 «Педагогика» / О.В. Акулова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина [и др.]; под редакцией А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. Санкт-Петербург: Питер, 2013. 464 с. (Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения). ISBN 978-5-496-00013-0. EDN RXXYVV.

9. Чернявская А.П. Технологии педагогической деятельности: учебное пособиедля студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 Педагогическое образование / А.П. Чернявская, Л.В. Байбородова, И.Г. Харисова; под общей редакцией А.П. Чернявской, Л.В. Байбородовой. Том Часть 1. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2012. 311 с. ISBN 978-5-87555-815-3. EDN TNXHWP.

10. Суртаева Н.Н. Педагогика: педагогические технологии: Учебное пособие / Н.Н. Суртаева. -2-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2019. 250 с. (Профессиональное образование). ISBN 978-5-534-12491-0. EDN OCJSRW.

11. Гогоберидзе А.Г. Детство с музыкой: современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста / А.Г. Гогоберидзе, В. А. Дер-кунская. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010. 650 с. (Библиотека программы «Детство»). ISBN 978-5-89814-531-6. EDN PGAXYA.

References

1. Andreeva Ju.V., Boguslavskij M.V. Glubinnye fenomeny vospitanija duhovnosti lichnosti v «filosofii serdca» V.A. Suhomlinskogo. PedagogicheskijIMIDZh, 2024, vol. 18, no 1 (62), рр. 3-15. DOI 10.32343/ 2409-5052-2024-18-1-3-15.

2. Zeer Je.F., Lomovceva N.V., Tret'jakova V.S. Gotovnost' prepodavatelej vuza k onlajn-obrazovaniju: cifrovaja kompetentnost', opyt issledovanija. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 2020, no 3, pp. 26-39. DOI 10.26170/po20-03-03.

3. Sanina S.P., Rastorgueva M.D. Kommunikativnye trudnosti v obuchenii mladshih shkol'nikov. Psihologicheskaja nauka i obrazovanie, 2023, vol. 28, no 5, pp. 142-153. DOI 10.17759/pse.20 23280511.

4. Nikitina L.A. Sovmestnoe muzicirovanie kak sredstvo razvitija sposobnosti k jempatii u mladshih shkol'nikov. Gumanitarnye nauki (g.Jalta), 2016, no 4(36), pp. 187-191.

5. Anisimov V.P. Jemocional'naja otzyvchivost' kak predmet kompetencii art-pedagoga. Fundamental'nye issledovanija, 2011, no 8-3, pp. 496-499.

6. Kamenskaja V.G., Zvereva S.V., Mel'nikova I.E. Psihologicheskie harakteristiki starsheklassnikov v massovyh shkolah i shkolah-gimnazijah. Voprosy psihologii, 2005, no 3, pp. 38-51.

7. Leer E.I. Psihofiziologicheskie harakteristiki vosprijatija muzyki raznyh napravlenij det'mi i podrostka-mi: special'nost' 19.00.02 «Psihofiziologija»: avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kan-didata psihologicheskih nauk. Leer Elena Ivanovna. Moskva, 2017. 22 p.

8. Doshkol'naja pedagogika s osnovami metodik vospitanija i obuchenija : dlja bakalavrov: uchebnik po napravleniju 050100 «Pedagogika» / O.V. Akulova, T.I. Babaeva, T.A. Berezina [i dr.]; pod re-dakciej A.G. Gogoberidze, O.V. Solncevoj. Sankt-Peterburg: Piter, 2013. 464 p. (Uchebnik dlja vu-zov. Standart tret'ego pokolenija).

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

9. Chernjavskaja A. P. Tehnologii pedagogicheskoj dejatel'nosti: ucheb-noe posobiedlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchajush-hihsja po napravleniju 050100 Pedagogicheskoe obrazovanie / A.P. Chernjavskaja, L.V. Bajborodova, I.G. Harisova ; Pod obshhej redakciej A.P. Chernjavskoj, L.V. Bajborodovoj. Tom Chast' 1. Jaro-slavl': Jaroslavskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. K.D. Ushinskogo, 2012. 311 p.

10. Surtaeva N.N. Pedagogika: pedagogicheskie tehnologii: Uchebnoe posobie Moskva: Izdatel'stvo Jurajt, 2019. 250 p.

11. Gogoberidze A.G. Derkunskaja V.A. Detstvo s muzykoj: covremen-nye pedagogicheskie tehnologii muzykal'nogo vospitanija i razvitija detej rannego i doshkol'nogo vozrasta. A.G. Gogoberidze, Sankt-Peterburg: Detstvo-Press, 2010. 650 p.

Статья поступила в редакцию 04.09.2024; принята к публикации 23.09.2024.

The article was submitted 04.09.2024;

accepted for publication 23.09.2024.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The author read

and approved the final version

of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.