Научная статья на тему 'Технология психолого-педагогического сопровождения профессионального становления специалистов по физической культуре и спорту'

Технология психолого-педагогического сопровождения профессионального становления специалистов по физической культуре и спорту Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубков Д. А.

Реализация современных требований высшего профессионального образования требует качественно новых подходов к совершенствованию системы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту. В статье отражены основные положения технологии психолого-педагогического сопровождения специалистов по физической культуре и спорту, описаны результаты формирующего эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зубков Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология психолого-педагогического сопровождения профессионального становления специалистов по физической культуре и спорту»

УДК 796.01:376

ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

Д.А. Зубков - старший преподаватель Чайковский государственный институт физической культуры

Чайковский

THE TECHNOLOGY OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE PROFESSIONAL FORMATION OF SPECIALISTS IN

PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

D.A. Zubkov - Senior Teacher Tchaikovsky State Institute of Physical Culture Tchaikovsky

e-mail: dmitrisubkov@mail.ru

Ключевые слова: технология обучения, профессиональное становление, психолого-педагогическое сопровождение.

Аннотация. Реализация современных требований высшего профессионального образования требует качественно новых подходов к совершенствованию системы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту. В статье отражены основные положения технологии психолого-педагогического сопровождения специалистов по физической культуре и спорту, описаны результаты формирующего эксперимента.

Key words: training technology, professional formation, psychological and pedagogical support.

Summary: The implementation of modern requirements of higher professional education demands qualitatively new approaches to the improvement of professional training system of specialists in physical culture and sports.

The article reflects the basic provisions of the technology ofpsychological and pedagogical support of specialists in physical culture and sports and describes the results of formative experiment.

ВВЕДЕНИЕ

Анализ литературы по проблеме поиска путей повышения эффективности вузовского этапа профессионального становления в системе высшего профессионального физкультурного образования выявил ряд противоречий'.

- между социальным заказом общества на реализацию компетентностного подхода в высшем профессиональном физкультурном образовании и сложившимся уровнем его технологического и методического обеспечения;

- между требованиями индивидуализации и дифференциации профессионального образования и характером сложившейся системы подготовки специалистов, ориентированной преимущественно на «среднего» учащегося;

- между консервативным «академическим» содержанием физкультурного образования и реальной профессиональной педагогической деятельностью, требующей творческого решения разнообразных общественных и профессиональных проблем;

- между необходимостью организации психолого-педагогического сопровождения профессионального становления специалистов в физкультурном вузе и отсутствием каких-либо конкретных технологий для этого [1, 2, 3].

Совокупность указанных противоречий формирует проблему технологического обеспечения практики компетентностного подхода на вузовском этапе профессионального становления специалистов по физической культуре и спорту.

Вариантом решения этой проблемы должна явиться разработанная технология, основанная на ключевых положениях компетентностного подхода, включающая возможность индивидуализации и дифференциации образовательного процесса при реализации психолого-педагогического его сопровождения.

Актуальность разработки подобной технологии обусловлена как пересмотром стратегических целей высшего профессионального физкультурного образования, так и необходимостью разработки целенаправленной системы формирования целостного -общекультурного, профессионального и личностного развития специалиста.

Цель исследования: Теоретически разработать, экспериментально апробировать и оценить эффективность технологии психолого-педагогического сопровождения профессионального становления специалистов по физической культуре и спорту.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проведенный анализ научно-методической литературы позволил определить и сформулировать основные теоретические положения, которые легли в основу разрабатываемой технологии психолого-педагогического сопровождения профессионального становления специалистов по физической культуре и спорту:

1. «Профессиональное становление» - процесс проектирования и организации профессионального развития, формирования необходимых компетенций.

2. «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления специалистов по физической культуре и спорту» - это система средств и методов, создаваемых педагогом по формированию умения студентов принимать оптимальные решения в различных профессиональных или жизненных ситуациях, способствующих становлению его как личности и как специалиста по физической культуре и спорту.

3. Основными направлениями совершенствования организации психолого-педагогического сопровождения в физкультурном вузе являются:

- оптимизация педагогической диагностики;

- повышение значимости практических и методических занятий;

- формирование системы контроля и внесения коррекций при реализации психолого-педагогического сопровождения профессионального становления;

- мониторинг трудоустройства выпускников.

4. Факторами, детерминирующими процесс профессионального становления специалистов по физической культуре и спорту, являются:

- устойчивая и глубокая мотивация к профессиональной педагогической деятельности;

- высокий уровень сформированности коммуникативных, организаторских, интеллектуальных и творческих способностей;

- сформированность профессиональной направленности личности;

- нацеленность на поиск новых, более эффективных способов решения педагогических задач.

С целью проверки эффективности технологии психолого-педагогического сопровождения профессионального становления специалистов по физической культуре и

спорту было проведено исследование студентов Чайковского государственного института физической культуры.

Концептуальная основа технологии психолого-педагогического сопровождения профессионального становления специалистов по физической культуре и спорту представлена в таблице 1.

Таблица 1

Концептуальная основа технологии психолого-педагогического сопровождения специалистов по физической культуре и спорту

СОСТАВЛЯЮЩИЕ Систематическое отслеживание, прогнозирование динамики и педагогическая коррекция профессионального становления Целенаправленное формирование личностных характеристик, детерминирующих профессиональное становление Помощь студентам, имеющим профессиональные и личностные проблемы

ФУНКЦИИ - диагностическая; - проектировочная; - операционально-технологическая; - аналитическая; - прогностическая. - развивающая; - операционально-технологическая; - профориентационная; - креативная; - коммуникативная. - аналитическая; - фасилитации обучения; - коммуникативная; - психолого-педагогической - поддержки и помощи.

ПРИНЦИПЫ - дифференциации и индивидуализации; - гибкости и вариативности; - системности и преемственности. - сознательности и активности; - гибкости и вариативности; - системности и преемственности. - гибкости и вариативности; - системности и преемственности; - оптимистической стратегии.

УРОВЕНЬ преподаватель - студент; куратор - студент преподаватель - студент преподаватель - студент; куратор - студент

УСЛОВИЯ - мониторинг профессионального становления; - комфортная психологическая атмосфера; - уровень профессиональной подготовки педагогов вуза. - практико-ориентированный характер обучения; - отношение сопровождаемых к самосовершенствованию; - уровень профессиональной подготовки педагогов вуза. - установление субъект-субъектных взаимоотношений между участниками; - уровень профессиональной подготовки педагогов вуза.

- интегральная оценка - повышение уровней - снижение числа

Я успешности сформированности отчисленных студентов;

нч Н профессионального педагогических - рост успеваемости;

н становления и её способностей, мотивации и - рост качества итоговой

-0 £ использование в профессиональной государственной

м w еь учебном процессе; педагогической аттестации;

- рост успеваемости. направленности; - рост успеваемости; - рост числа выпускников, работающих по специальности. - рост числа выпускников, работающих по специальности.

В содержательном плане реализация технологии психолого-педагогического сопровождения профессионального становления специалистов по физической культуре и спорту подразумевала работу по следующим направлениям:

1) сопровождение учебной деятельности обучающихся (формирование положительного отношения к обучению, развитие познавательных способностей, формирование качеств личности, способствующих успешному обучению);

2) формирование коммуникативной компетентности и форм продуктивного общения (тренинги коммуникативной компетентности, деловые игры, коллективное решение профессиональных задач и др.);

3) развитие профессионального самосознания и идентичности (знакомство с требованиями профессиональной деятельности и требованиями профессиограммы, составление индивидуальной траектории профессионального развития, формирование профессиональной компетентности, развитие мотивации к учебной и профессиональной деятельности, развитие когнитивных способностей, развитие креативности, творческого потенциала);

4) формирование готовности к самостоятельной профессиональной деятельности (развитие способности к общению и взаимодействию с людьми разного возраста, разной национальности; обучение навыкам саморегуляции, стрессоустойчивости; формирование умения быстро находить новую информацию, обрабатывать и использовать её; умение применять профессиональные знания в изменяющихся условиях деятельности; умение реализовать свой потенциал).

5) организация помощи в решении личностных и профессиональных проблем.

При этом использовались:

- активные и проблемные методы обучения;

- деловые игры;

- презентации и самопрезентации;

- обсуждение видео материалов;

- участие в конференциях;

- социально-психологические тренинги.

Опытная апробация технологии психолого-педагогического сопровождения профессионального становления специалистов по физической культуре и спорту позволила констатировать следующее:

1. За время эксперимента качественная успеваемость у студентов экспериментальной группы увеличилась на 66,7%, в контрольной группе - на 56,8%. Однако, если в экспериментальной группе подобный сдвиг был вызван, в основном, за счет увеличения числа студентов, обучающихся на «отлично» (А = 36,7%), то в контрольной группе основные изменения (А = 46,7%) были зафиксированы в среде студентов, обучающихся на «хорошо».

2. Студенты экспериментальной группы защитили выпускные квалификационные работы на более высокие оценки, чем студенты контрольной группы. Они более уверенно

осуществляли доклад, качественно отвечали на вопросы, уровень презентаций полученных результатов также был выше.

3. Междисциплинарный государственный экзамен студенты экспериментальной группы сдали лучше студентов контрольной группы (средний балл на экзамене 4,3 и 3,9, соответственно).

4. На 46,6% в экспериментальной и на 6,7% в контрольной группе увеличилось количество студентов с высоким уровнем мотивации.

5. По результатам статистической обработки интегральной оценки успешности профессионального становления студентов:

- абсолютный прирост в ЭГ составил 1,15 балла, в КГ - 0,55;

- темп прироста в ЭГ равен 37,1%, в КГ - 17,74%;

- в ЭГ наибольший прирост был зафиксирован в конце 3-го года обучения и составил 0,36 балла (10,6%), тогда как в КГ выраженных скачков в росте интегральной оценки зафиксировано не было.

6. 73% выпускников экспериментальной группы после окончания вуза стали работать по специальности, тогда как в контрольной группе таковых 57%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ полученных результатов исследования дает основание считать, что по большинству критериев предложенная технология психолого-педагогического сопровождения профессионального становления специалистов по физической культуре и спорту является эффективной: позволяет адаптировать и сохранить контингент студентов в период получения профессионального физкультурного образования, повысить качество их подготовки, а также обеспечить стабильный высокий процент трудоустройства выпускников по специальности и, как следствие, может быть рекомендована для всех высших учебных заведений отрасли.

Литература

1. Ершова, Н.Г. Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного развития студентов в вузе физической культуры (теоретический аспект) : монография / Н.Г. Ершова; Великолукская гос. акад. физ. культуры и спорта. - Великие Луки : ВЛГАФК, 2004. - 222 с.

2. Никитаев, С.Н. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления переводчиков в сфере физической культуры и спорта : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / С.Н. Никитаев. -М., 2007. - 153 с.

3. Переверзева, И.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального развития преподавателей по физическому воспитанию в вузе / И.В. Переверзева. - Ульяновск : УлГТУ, 2011. - 225 с.

Literature

1. Yershova, N.G. Psychological and pedagogical support of stents' professional and personal development in a higher educational institution of physical culture (theoretical aspect) : a monograph / N.G. Yershova; Velikie Luki State Academy of Physical Culture and Sports. - Velikie Luki : VLSAPhC, 2004. - 222 p.

2. Nikitayev, S.N. Psychological and pedagogical support of professional formation of interpreters in the field of physical culture and sports : dis. ... Cand. of Ped. Sciences : 13.00.08 / S.N. Nikitayev. - M., 2007. - 153 p.

3. Pereverzeva, I.V. Psychological and pedagogical support of professional development of teachers of physical education in a high school / I.V. Pereverzeva. - Ulyanovsk : UlSTU, 2011. - 225 p.

Статья поступила в редакцию 10.11.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.