Научная статья на тему 'Технология проекционного мэппинга как элемент анимационной деятельности в учреждениях культуры'

Технология проекционного мэппинга как элемент анимационной деятельности в учреждениях культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
210
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АНИМАЦИЯ / АНИМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКЦИОННЫЙ МЭППИНГ / КОНТЕНТ / ИНСТАЛЛЯЦИЯ / SOCIO-CULTURAL ANIMATION / ANIMATION WORK / PROJECTION MAPPING / MOTION GRAPHICS / THREE-DIMENSIONAL MODELING / CONTENT / INSTALLATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Новикова Н.А., Скачков Д.Е.

В статье рассматривается технология проекционного мэппинга как элемент социально-культурной анимации. Приводятся примеры использования данной технологии в учреждениях культуры. Рассматриваются аспекты создания и реализации инсталляций с использованием технологии проекционного мэппинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TECHNOLOGY OF PROJECTION MAPPING AS AN ELEMENT OF ENTERTAINMENT ACTIVITIES IN CULTURAL INSTITUTIONS

The article discusses the technology of projection mapping as an element of socio-cultural animation. Examples of using the mapping in the library and museum areas. The aspects of the creation and implementation of installations using projection mapping technology.

Текст научной работы на тему «Технология проекционного мэппинга как элемент анимационной деятельности в учреждениях культуры»

Н.А.НОВИКОВА, Д.Е.СКАЧКОВ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКЦИОННОГО МЭППИНГА КАК ЭЛЕМЕНТ АНИМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ

В статье рассматривается технология проекционного мэппинга как элемент социально-культурной анимации. Приводятся примеры использования данной технологии в учреждениях культуры. Рассматриваются аспекты создания и реализации инсталляций с использованием технологии проекционного мэппинга.

Ключевые слова: социально-культурная анимация, анимационная

деятельность, проекционный мэппинг, контент, инсталляция.

N. Novikova, D. Skachkov,

THE TECHNOLOGY OF PROJECTION MAPPING AS AN ELEMENT OF ENTERTAINMENT ACTIVITIES IN CULTURAL INSTITUTIONS

The article discusses the technology of projection mapping as an element of socio-cultural animation. Examples of using the mapping in the library and museum areas. The aspects of the creation and implementation of installations using projection mapping technology.

Key words: socio-cultural animation, animation work, projection mapping, motion graphics, three-dimensional modeling, content, installation.

Н.А.НОВИКОВА, Д.Е.СКАЧКОВ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКЦИОННОГО МЭППИНГА КАК ЭЛЕМЕНТ АНИМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ

Одно из перспективных и активно развивающихся сегодня направлений социально-культурной деятельности - социально-культурная анимация, направленная не только на восстановление духовных и физических сил, но и на «оживление» межличностных отношений, разрешение социальных проблем, приобщение к духовным ценностям, развитие социальной активности личности.

«Социально-культурная анимация - особый вид социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанной на современных технологиях (социально педагогических, психологических, культуротворческих и др.), обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения» [4].

Сегодня в нашей стране анимационная деятельность получает все большое распространение в сфере туризма и деятельности учреждений культуры, состоит из множества форм и методов, применение которых требует профессионально подготовленных специалистов. В арсенале социокультурных работников должны быть разнообразные средства и способы воздействия на человека, призванные удовлетворять социально-культурные интересы и потребности граждан в сфере досуга несмотря на различие в возрасте, социальном статусе, состоянии здоровья, в духовных предпочтениях.

Одним из элементов анимационной деятельности является мультимедийная технология проекционного мэппинга, набирающая сегодня все большую популярность и имеющая большие перспективы использования в подготовке современных анимационных программ.

Проекционный мэппинг (видеомэппинг, в России также широко используется название «видеомаппинг») - это искусство создания и наложения проекций на физические объекты: здание, автомобиль, декорации на сцене мероприятия, одежду, часть выставочного стенда, человеческое тело (даже в динамике) и т.п., с учетом их геометрии и местоположения в пространстве.

Иногда в данной технологии можно встретить приставку «ЗБ» («ЗБ-видеомэппинг») которая подразумевает, что обыгрываются свойства геометрии поверхности, на которую производится видеопроекция, а не используемую технологию, уже ставшую привычной в играх, телевизионных программах и фильмах в формате 3D. В этом контексте специальные компьютерные технологии позволяют создавать 3D-модель объекта, на который планируется осуществить проекцию, а затем изменить ее в соответствии со сценарием шоу, что дает оптическую иллюзию изменения самого объекта [21.

Ввиду особенностей современной аудиовизуальной культуры популярность таких проектов, как световые шоу на здании, а также использование 3D-видеомэппинга активно растет, в связи с тем, что масштабные объемные видеопроекции и световые инсталляции очень зрелищны, а современные возможности моушн-графики и трехмерного моделирования позволяют создавать очень реалистичные, фантастические спецэффекты. Именно поэтому видеомэппинг так широко используется для проведения общественных мероприятий, городских праздников, для рекламных кампаний и презентаций.

Благодаря использованию видеомэппинга в анимационном представлении с помощью звукового и визуального воздействия достигается эффект присутствия, соучастия зрителя. Сегодня «временные глубинно-пространственные композиции, со сложным внутрикадровым движением и пластикой внутрикадрового монтажа, являются одним из основных способов выражения художественного образа» [3].

Проекционный мэппинг, как правило, классифицируют по объектам, на которые осуществляется инсталляция, а именно:

• Архитектурный мэппинг или экстерьерный мэппинг - это трехмерная проекция на здание, мост, башню или любой другой архитектурный объект. Форма здания часто определяет контент шоу, который, как правило, обыгрывает архитектурный и исторический контекст объекта. Стены, колонны, балконы, окна, лестницы и прочие архитектурные элементы после наложения на них разнообразной графики принимают новые значения. Этот вид видеопроекции в основном используют для массовых мероприятий под открытым небом, когда нужно привлечь внимание большого количества людей.

Примером архитектурного мэппинга является 3D-mapping «Бал истории» в честь 250-летия Государственного Эрмитажа 6 декабря 2014 года на Дворцовой площади. Это представление было посвящено судьбе легендарного музея, тесно переплетенной с историей Санкт-Петербурга и России. Картины «Бала истории» - так называется проект - развернулись на фасаде здания Главного штаба, который на один вечер превратился в экран для трехмерного видеоспектакля. Зрителям напомнили о самых значительных и драматических эпизодах отечественной истории, свидетелем и непосредственным участником которых был Эрмитаж. Основная идея 3D-mapping проекта -представить Эрмитаж и шедевры его коллекций как неисчерпаемый источник веры в торжество красоты и человечности.

• Интерьерный мэппинг - трёхмерная проекция производится на стены, мебель, интерьер помещений. Оптическая иллюзия позволяет волшебным образом видоизменять внутренние пространства зданий, и может служить отдельной работой, быть интегрированной в имеющееся пространство или создавать оригинальное, динамичное световое решение помещения. При этом цели могут ставиться самые различные - от создания эмоциональной атмосферы до полной трансформации пространства. Такой мэппинг отлично подходит для выставочных пространств. Также его можно использовать при построении декораций на сценах.

В качестве примера реализации интерьерного мэппинга назовем торжественную церемонию вручения дипломов студентам факультета дополнительного профессионального образования и заочного обучения Смоленского государственного института искусств 27 января 2015 года. Театрализованный концерт «И муза вдохновенья тебе укажет путь...» - сопровождался красочными видеоэффектами, так актуальными на старте 2015 года, объявленного Международным годом Света и Световых технологий.

• Объектный мэппинг - в этом случае «холстом» для видеоряда служат отдельные предметы. Проецирование на малые объекты дает возможность создать на любом объекте динамичное изображение, которое создает иллюзию движения искомого объекта и нестандартного изменения его формы. Здесь мэппинг позволяет «огранить» предметы, выделить контуры, оживить детали.

Примером данного вида мэппинга в области библиотечной деятельности служит «живая» книга музея истории Екатеринбурга. Её появление в России стало первым около года назад. Подать интересно и захватывающе исторический контент - непростая задача, но медиа-книга с ней справилась. Семь красочных разворотов проиллюстрировали целых два века развития и становления Екатеринбурга. Проекционное шоу предвосхищает знакомство с книгой. Объемная обложка, стилизованная под хребет Уральских гор. С помощью системы верхней проекции на белых страницах книги проявляются анимированные сюжеты, раскрывающие ключевые исторические моменты.

Все перечисленные виды проекционного мэппинга имеют широкую аудиторию зрителей, которые кроме того что смотрят и наслаждаются построенной иллюзией, также записывают видео и выкладывают в Интернет, где видеоролик просматривают еще несколько тысяч человек.

Более того, видеопроекции с их стимулирующим воздействием на личность могут использоваться как один из инструментов дистанционного образования для творческих специальностей ВУЗов, как элементы учебных курсов. В частности, дистанционные курсы, разработанные с использованием средств систем дистанционного обучения, могут включать в себя ресурсы, которые могут быть представлены в виде файлов, либо в виде ссылок на внешние сайты [1].

Таким образом, использование технологии проекционного мэппинга в социально-культурной анимации будет направлено на приобщение человека к культурным ценностям через полное погружение зрителя в анимационное представление. Стоит отметить, что для любого учреждения культуры данная технология требует серьезных материальных затрат и хорошей ресурсной базы, однако результат не заставит себя долго ждать, так как видеопроекционные шоу и их эстетическое, психоэмоциональное воздействие на социум позволяет актуализировать духовно-творческий потенциал личности для преодоления трудных жизненных ситуаций в обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабарыкин Ю.А. О возможностях использования обучающей среды moodle в процессе повышения качества дистанционного образования обучающихся ВУЗа культуры и искусств / Ю.А. Бабарыкин // Актуальные вопросы современной науки / Материалы XXV Международной научно-практической конференции Центр научной мысли / Науч. Ред. И.А. Рудакова М.: Издательство "Спутник+", 2014. - С.51-55

2. Видеомэппинг [Электронный ресурс]: материалы сайта Russian Visual Artists - Режим доступа: http://russianvisualartists.ru/video-mapping-2. (дата обращения: 8.02.2016)

3. Литвина, Т.В. Телевизионное пространство как объект дизайна / Т.В. Литвина. - М.: МГХПУ им. С.Г. Строганова, 2007. - 135 с., с. 33-34

4. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального взаимодействия / Н.Н. Ярошенко // Ученые записки / Науч. ред. Киселева Т.Г., Черниченко В.И., Ярошенко Н.Н. М.: МГУКИ, 2001. - С.25-39

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

НОВИКОВА Надежда Анатольевна, секретарь Ученого совета, кандидат педагогических наук; СКАЧКОВ Дмитрий Евгеньевич, старший преподаватель, Смоленский государственный институт искусств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.