Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
781
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ / УЧАЩИЕСЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яшина Марианна Евгеньевна, Закирова Луиза Рифгатовна

В данной статье рассматривается образовательный потенциал технологии проблемного обучения иностранному языку на старшем этапе основного общего образования. Исследуется эффективная активизация мыслительных процессов обучающихся и формирование нестандартных путей решения актуальных проблем. Авторы высказывают мысль о том, что развитие творческого и критического мышления происходит на основе создания на уроке проблемных ситуаций с последующим их решением. В ходе исследования раскрываются педагогические возможности проблемного обучения иностранному языку. По мнению авторов статьи, они способствуют созданию возможностей для развития внимания, наблюдательности, познавательной деятельности школьников. В исследовании подчёркивается значимость самостоятельной работы обучающихся, их ответственности, критичности и инициативности. Статья включает в себя результаты проведенного опытно-экспериментального исследования среди старшеклассников. В заключительной части статьи приводятся выводы о том, что проблемное обучение способствует формированию всех видов речевой деятельности обучающихся. Это позволяет учителю достичь поставленные коммуникативные задачи и повышает эффективность процесса обучения иностранному языку. Материал статьи способствует глубокому и всестороннему пониманию роли проблемного обучения в современном образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яшина Марианна Евгеньевна, Закирова Луиза Рифгатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY TECHNOLOGY OF PROBLEM-BASED METHODS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO SENIOR STUDENTS

This article deals with the educational potential of the technology of problem-based teaching of a foreign language at the senior stage of basic general education. The effective activation of the mental processes of senior students and the formation of non-standard ways of solving actual problems are investigated. The authors express the idea that the development of creative and critical thinking occurs on the basis of the creation of problem situations at the lesson with their subsequent solution. The study reveals the pedagogical possibilities of problem-based foreign language teaching. According to the authors of the article, such situations contribute to the creation of opportunities for the development of attention, observation and cognitive activity of schoolchildren. The study emphasizes the importance of independent work of students, their responsibility, criticality and initiative. The article includes the results of an experimental study conducted among senior students. In the final part of the article, the authors draw conclusions that problem-based teaching contributes to the formation of all types of students' speech activity. This allows the teacher to achieve the set communicative tasks and increases the efficiency of the process of teaching a foreign language. The material of the article contributes to the comprehensive understanding of the role of problem-based teaching in the modern educational process.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Яшина Марианна Евгеньевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань); кандидат филологических наук, доцент Закирова Луиза Рифгатовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань)

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА

СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация. В данной статье рассматривается образовательный потенциал технологии проблемного обучения иностранному языку на старшем этапе основного общего образования. Исследуется эффективная активизация мыслительных процессов обучающихся и формирование нестандартных путей решения актуальных проблем. Авторы высказывают мысль о том, что развитие творческого и критического мышления происходит на основе создания на уроке проблемных ситуаций с последующим их решением. В ходе исследования раскрываются педагогические возможности проблемного обучения иностранному языку. По мнению авторов статьи, они способствуют созданию возможностей для развития внимания, наблюдательности, познавательной деятельности школьников. В исследовании подчёркивается значимость самостоятельной работы обучающихся, их ответственности, критичности и инициативности. Статья включает в себя результаты проведенного опытно-экспериментального исследования среди старшеклассников. В заключительной части статьи приводятся выводы о том, что проблемное обучение способствует формированию всех видов речевой деятельности обучающихся. Это позволяет учителю достичь поставленные коммуникативные задачи и повышает эффективность процесса обучения иностранному языку. Материал статьи способствует глубокому и всестороннему пониманию роли проблемного обучения в современном образовательном процессе.

Ключевые слова: образовательный процесс, проблемное обучение, технологии, учащиеся, иностранный язык.

Annotation. This article deals with the educational potential of the technology of problem-based teaching of a foreign language at the senior stage of basic general education. The effective activation of the mental processes of senior students and the formation of non-standard ways of solving actual problems are investigated. The authors express the idea that the development of creative and critical thinking occurs on the basis of the creation of problem situations at the lesson with their subsequent solution. The study reveals the pedagogical possibilities of problem-based foreign language teaching. According to the authors of the article, such situations contribute to the creation of opportunities for the development of attention, observation and cognitive activity of schoolchildren. The study emphasizes the importance of independent work of students, their responsibility, criticality and initiative. The article includes the results of an experimental study conducted among senior students. In the final part of the article, the authors draw conclusions that problem-based teaching contributes to the formation of all types of students' speech activity. This allows the teacher to achieve the set communicative tasks and increases the efficiency of the process of teaching a foreign language. The material of the article contributes to the comprehensive understanding of the role of problem-based teaching in the modern educational process.

Key words: educational process, problem-based teaching, technologies, students, foreign language.

Введение. Современное образование в Российской Федерации, исходя из всех утвержденных стандартов и программ, строится с учетом принципов индивидуальности и самобытности личности. Развитие этих аспектов возможно только при наличии условий, когда творческий подход всех участников образовательного процесса может быть применен в его различных формах. Этот эффективный путь усовершенствования уровня образования обучающихся может быть заключен в поиске и применении познавательных, проблемных технологий.

Данное исследование посвящено изучению технологии проблемного обучения иностранному языку на старшем этапе обучения. Данный метод обучения набирает популярность и становится предметом обсуждения среди методистов.

Актуальность данного исследования определяется развитием методологической базы, применяемой в процессе обучения; поиском новых методов обучения иностранным языкам; необходимостью в совершенствовании и модернизации существующих УМК; приобретением навыками коммуникации первостепенного значения.

Новизна исследования состоит в попытке разработать комплекс проблемных заданий для повышения эффективности обучения иностранному языку на старшем этапе.

Теоретическая значимость заключается в том, что полученные данные могут внести весомый вклад в модернизацию образовательного процесса.

Практическая ценность исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть применены в разработке учебно-методического материала для старшеклассников с учетом их психовозрастных особенностей и результатов проведенного опытно-экспериментального исследования.

Технология проблемного обучения включает в себя совокупность взаимосвязанных средств и методов обучения, которые способны удовлетворить запрос на творческое участие обучающихся в учебно-воспитательном процессе, формирование навыка успешной адаптации в изменчивых ситуациях жизни и приобретение необходимых для самореализации знаний.

По определению понятия «Словарем методических терминов и понятий», проблемным обучением является «обучение, предусматривающее создание на уроке проблемных ситуаций и обсуждение возможных подходов к их решению, в ходе которого обучаемые учатся применять ранее усвоенные знания и приобретенные навыки и умения и овладевают опытом (способами) творческой деятельности».

Своей целью проблемное обучение ставит усвоение как результатов научного познания, так и самого процесса получения результатов, формируя познавательную самостоятельность обучаемого и делая акцент на его творческих способностях. Стратегия данной модели обучения строится на практической направленности, а не на сухом запоминании информации. Такой подход побуждает использование обучающимися в ходе обучения анализа информации, защиты точки зрения, создание чего-то нового, оценки суждения. Это позволяет оставаться ученикам вовлеченными и активными в течение занятия.

К общим функциям проблемного обучения относятся:

1. Приобретение знаний, умений в ходе обучения умственной и практической деятельности.

2. Развитие интеллектуальных способностей; проявление себя как самобытной творческой личности.

3. Становление обучающимися гармонично развитой личностью.

4. Активизация у учеников диалектико-материалистического мышления.

Специальные функции:

1. Усвоение знаний путем работы над проблемными задачами, поиск решений и применение творческих способностей в данном познавательном процессе.

2. Овладение методами научного исследования.

3. Развитие навыка решения учебно-познавательных задач с применением имеющегося багажа знаний.

4. Долгосрочное запоминание информации благодаря осознанной активности обучаемых.

5. Формирование мотивов обучения, поддержание активности для достижения поставленных целей.

В старшей школе перед обучающимися стоит задача овладеть навыком использования неродного для них языка как средства общения и познавательной деятельности. Ученики должны уметь строить связные аргументированные высказывания, владея иностранным языком как инструментом межкультурного общения. Устная речь характеризуется спонтанностью; специфика, стиль и языковое оформление речевого высказывания обусловлены поставленной речевой ситуацией. Применение технологии проблемного обучения может решить вопросы, связанные с эффективным овладением этим сложным интегрированным умением.

Ключевым понятием в проблемном обучении является проблемная ситуация, которая лежит в основе всех проблемных заданий. Проблемные ситуации стимулируют процесс мышления, активизируют усвоение новых знаний, т.к. проблемная ситуация заставляет обучающихся начинать поиск новых путей решения поставленной задачи.

Существует множество видов проблемных ситуаций. Содержание проблемной ситуации может включать цель, субъект, способ деятельности, объект и т.д. По типу информации они классифицируются на конфликт, неопределенность, предположение, несоответствие и т.д. Среди методических приемов ситуации выделяют игровые проблемные ситуации, эвристическую беседу, проблемный эксперимент, исследовательскую работу, изложение и многие другие. Разнообразие видов проблемных ситуаций позволяет применять данную технологию на всех этапах учебного процесса, что идентифицирует этот метод как уникальный. Однако педагогу для успешного внедрения данного метода и создания проблемной ситуации нужно использовать специальные методические приемы:

• изложение нескольких точек зрения на один вопрос;

• постановка определенных вопросов, побуждающих к обоснованию, рассуждению, обобщению;

• определение учениками противоречия и попытка самостоятельного поиска способов решения проблемы;

• обсуждение противоположных позиций;

• постановка конкретных заданий теоретического и практического характера;

• предложение сравнить и проанализировать вопрос с различных позиций.

В старших классах при изучении английского языка важно, чтобы у учеников было стремление и мотивация к самообразованию. Применение проблемного метода позволяет педагогам иностранного языка решить эту проблему, предоставляя возможность по-другому взглянуть на учебный процесс. Роль учителя меняется. Он становится помощником, советником, создавая атмосферу сотрудничества и дружеского общения. Приближенные к реальным условиям ситуации вызывают неподдельный интерес у участников учебно-воспитательного процесса, а новизна информации способствует приобретению ранее неизвестных актуальных знаний.

Одним из примеров проблемных языковых заданий является перевод текста. А.Э. Рахимова анализировала специфику перевода аутентичных текстов, связанных с тематикой пандемии COVID-19 и пришла к выводу о том, что данные научные тексты имеют ряд лексических, грамматических и стилистических особенностей, что вызывает определенные проблемы и трудности. При переводе таких текстов следует придерживаться принципов объективности, логичности и точности. Кроме того, необходимо соблюдать следующие правила: воспринимать текст как единое целое, переводить предложения, а не слова; внимательно изучать сложные предложения и определять дизайн перевода; избегать «буквальности» перевода, уметь переводить сложносоставные слова «по смыслу», а не «по словам» [6, С. 403].

Для проведения опытно-экспериментального исследования среди учеников старшего звена был выбран учебно-методический комплекс «Английский язык. 10 класс. Часть 1» [8], авторами которого являются С.Г. Тер-Минасова,

B.В. Робоустова, Е.И. Сухина, Д.С. Обукаускайте, Ю.Б. Курасовская. Перед началом разработки и внедрения проблемных заданий в учебно-образовательный процесс, был произведен анализ данного УМК.

Учебник «Английский язык. 10 класс. Часть 1» разработан исходя из учета особенностей и сложностей работы над развитием всех видов речевой деятельности, что предполагает присутствие на каждом уроке заданий, направленных на аудирование, чтение, говорение и письмо. Проанализировав один урок из раздела, можно сделать вывод, что проблемные задания представлены в небольшом количестве, всего 18.8% (3 из 16), что отрицательно может повлиять на развитие иностранной коммуникативной компетенции. В основном в учебнике присутствуют задания, подразумевающие спонтанное говорение, без наличия времени на дополнительную подготовку. Большая часть заданий направлена на индивидуальную работу обучающихся, однако приоритетной работой на данном этапе обучения является работа в парах или группах, чтобы развить умение согласованной работы в команде, несмотря на различные точки зрения по тому или иному вопросу, терпимость в отношении другого мнения, умение находить компромисс.

Несмотря на то, что виды упражнений различны, представленных упражнений недостаточно для развития каждого вида речевой деятельности. Отсутствует вариативность. Большая часть разработанного урока направлена на развитие навыка чтения. Упражнения для работы над напечатанными текстами и аудиоматериалами до ознакомления с ними, во время выполнения и после не до конца разработаны. Из-за этого у учеников может возникнуть ощущение непонимания конечной цели выполнения заданий.

Выявленные в ходе анализа недостатки выбранного УМК «Английский язык. 10 класс. Часть 1», под авторством

C.Г. Тер-Минасовой, В.В. Робоустовой, Е.И. Сухиной, Д.С. Обукаускайте, Ю.Б. Курасовской, побудили приступить к разработке новых и модернизации существующих упражнений с учетом всех особенностей данного учебника.

В качестве теоретических оснований были выдвинуты положения:

• Использование проблемного метода обучения способствует активизации мыслительного процесса обучающихся. Решение проблемных заданий побуждает к объединению всех ранее изученных тем.

• Благотворное влияние данного вида упражнений на усвоение материала учениками, на мотивацию и активность каждого.

• Обучающиеся становятся субъектами учебной деятельности и имеют возможность быть вовлеченными в межличностное общение с одноклассниками.

• Разнообразный характер выполненных заданий совершенствует процесс овладения коммуникативной компетенцией.

Исследование проводилось на базе МАОУ «Лицей №131» в 10 «Б» классе, численностью 14 человек. Контрольной группой выступил 10 «А» класс, численность которого составляла 15 человек.

На основе существующей базы заданий и лично разработанных упражнений был составлен комплекс заданий, учитывающий все особенности экспериментальной группы и условия реализации технологии проблемного обучения. Задания были применены при изучении тем «Урок 20» и «Урок 21».

В начале опытно-экспериментального исследования была выявлена проблема, связанная с трудностью выражения своего мнения и мыслей на английском языке. При возникновении проблем, обусловленных сложностью подбора слов или применения грамматических конструкций, обучающиеся переходили на родной язык, таким образом им было легче выразить мысль. Высказывались неохотно, что может быть в виду отсутствия широкого словарного запаса, плохо усвоенного грамматического материала, низкой мотивации и заинтересованности. Поэтому во время опытно-экспериментального исследования был сделан акцент на проблемных заданиях, совершенствующих умение говорения. В работе были применены принципы наглядности, активности, доступности. Это благотворно повлияло на развитие их коммуникативной компетенции и повышение интереса к изучению иностранного языка.

Помимо языковых, в работе были так же учтены психологические особенности школьников данного этапа обучения. Несмотря на то, что в старшем школьном возрасте сохранять концентрацию гораздо проще, необходимо внедрять в занятия активные виды заданий, чтобы поддержать мотивацию и интерес, предотвратить утомляемость и активизировать мыслительный процесс. Для этого во время занятия часто менялись виды деятельности, форма работы, использовались различные виды материалов и средств обучения.

Ввиду того, что в данном возрасте подросткам интересно делиться мнением друг с другом, составленные задания строились на работе в группах или в парах, что позволяло развивать командный дух, атмосферу сотрудничества и соперничества [9]. С использованием наглядного материала создавалась ситуация успеха.

Нестандартные проблемные задания, отличающиеся от представленных в учебнике, активизировали работу на занятиях английского языка. Усиливающийся интерес к новому материалу и проблемным ситуациям формировал благоприятный психологический климат, где каждому ученику комфортно выражать свое мнение, зная, что его услышат и адекватно на него отреагируют.

В ходе наблюдений было выявлено, что обучающиеся экспериментальной группы проявляли больше инициативы при ответе на занятиях, были заинтересованы в выполнении проблемных заданий и поиске их решений, меньше отвлекались, охотно выражали свою точку зрения по тому или иному вопросу.

Выводы. Эффективное благоприятное воздействие на совершенствование навыков иноязычной речи оказали частая смена деятельности на уроке, активность учеников, разнообразие заданий. Результаты по выбранным показателям позволяют заявить о повышении качества ИКК. Сравнив полученные показатели, можно сделать следующие выводы. Ученики экспериментальной группы стали более активными. Увеличилось количество тех, кто начал чаще выражать свое мнение без страха совершить ошибку. Если до начала опытно-экспериментального исследования их количество составляло 5 человек, то после применения технологии число увеличилось до 8 учеников. Так же повысился процент спонтанной неподготовленной речи. В экспериментальной группе до начала работы с разработанным комплексом упражнений в общей сложности около 3 обучающихся могли высказаться по определенному вопросу, не затрачивая время на подготовку. Проблемные же задания способствовали активизации спонтанной речи. Ученики стали свободнее выражать свои мысли на английском языке, так как большее количество проблемных заданий было направлено на развитие навыка монологический и диалогической речи. Среднее количество по экспериментальной группе увеличилось с 3 до 7 человек. Возможно проследить усовершенствование качества выполнения домашних заданий.

Участники экспериментальной группы неплохо справлялись с заданиями, заданными на дом, однако показатели были ниже, чем в контрольной группе. Возникшая в процессе исследования мотивация к самостоятельному обучению повлияла на уровень выполнения домашних заданий, по которым так же можно было отследить прогресс обучающихся.

Сравнив устные ответы в течение занятия до начала опытно-экспериментального исследования и после применения проблемного обучения, можно увидеть заметную динамику улучшения качества устного ответа. Увеличился объем высказываний, поскольку подобранные проблемные ситуации затрагивали релевантные темы. Высказывания стали носить более аргументированный характер. Несмотря на то, что участниками экспериментальной группы допускалось некоторое количество грамматических ошибок, они старались поделиться своим мнением, приводя примеры, найденные в других источниках, или из жизненного опыта. Объём высказывания у учеников с низким уровнем владения английским языком в среднем увеличился с 3 до 5 фраз. Обучающиеся со средним уровнем повысили результаты с 4 до 7 фраз. Показатели учеников, чей уровень владения иностранным английским языком был выше среднего, увеличились на 40%. Если сначала объём высказывания по количеству фраз составлял 6 предложений, то после их количество равнялось 10.

Таким образом, можно сделать вывод, что ученики старших классов, программа обучения иностранному английскому языку которых была дополнена разработанным комплексом упражнений, положительно отреагировали на введение большего количества проблемных упражнений. Применение технологии проблемного обучения активизировала развитие навыка иноязычной коммуникативной компетенции, в общей сложности улучшились показатели владения всеми видами речевой деятельности.

Современные методисты неоднократно отмечали, что немаловажным в процессе обучения является умение найти оптимальное соотношение всех видов речевой деятельности, ведь сделав акцент на определенный вид, мы можем потерять баланс и лишь создать «дисгармонию» всего процесса [10, С. 157].

Гипотеза, выдвинутая в начале опытно-экспериментального исследования, подтверждена. Применение комплекса проблемных заданий в процесс обучения английскому языку положительно влияет на качественное овладение иноязычной коммуникативной компетенцией и повышает мотивацию к самостоятельному овладению иностранным языком.

Литература:

1. Зимняя, И.А. Проблемность в обучении иностранным языкам / И.А. Зимняя // Иностранные языки. - 2016. - № 3. -С. 45-48.

2. Ковалевская, Е.В. Проблемное обучение: подход, метод, тип, система / Е.В. Ковалевская. - М.: «МНПИ»,

2015. - 247 с.

3. Круглянова, Н.Н. Использование проблемного метода при обучении иностранному языку / Н.Н. Круглянова. - СПб.: Златоуст, 2014. - 472 с.

4. Кудрявцев, Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / Т.В. Кудрявцева. - М.: Знание, 2011. - 80 с.

5. Махмутов, М.И. Теория и практика проблемного обучения / М.И. Махмутов. - Казань: Магариф-Вакыт,

2016. - 423 с.

6. Рахимова, А.Э. Особенности перевода с немецкого на русский язык научного текста (на примере научной статьи на тему пандемии COVID-19) / А.Э. Рахимова // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 6 (91). - С. 401-403.

7. Салтыковская, Г.Н. Проблемность как основная составляющая обучения в сотрудничестве / Г.Н. Салтыковская. - М.: ЮНИТИ-ДАТА, 2017. - 276 с.

8. Тер-Минасова, С.Г. Учебно-методический комплект «Английский язык. 10 класс. Часть 1» / С.Г. Тер-Минасова, В.В. Робустова, Е.И. Сухина. - М.: Академкнига, 2020. - 184 с.

9. Храмова, Ю.Н. Использование метода «кейс-стади» в решении учебно-воспитательных задач при подготовке современного школьника / Ю.Н. Храмова, Р.Д. Хайруллин // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота. - 2014. - № 9 (39). - С. 198-200.

10. Яшина, М.Е. Использование аутентичных средств массовой информации при обучении поисковому чтению на уроке иностранного языка в старших классах / М.Е. Яшина, Л.Р. Закирова // Современные исследования социальных проблем. - Красноярск: Научно-Инновационный Центр. - 2018. - Том 9. - № 4-2. - С. 156-164.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Яшина Марианна Евгеньевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань); кандидат филологических наук, доцент Закирова Луиза Рифгатовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань)

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАС

Аннотация. В данном исследовании рассмотрены важнейшие ориентиры современной педагогической науки и образовательной политики, которые нашли свое воплощение в современных образовательных стандартах. Формирование межкультурной компетенции в процессе организации исследовательской деятельности обучающихся с РАС предполагает выполнение учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением. Авторы статьи указывают на необходимость создания особых педагогических условий в процессе обучения иностранному языку, которые будут направлены на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, способствовать повышению мотивации к обучению и формированию высокого уровня коммуникативной компетенции обучающихся с РАС. В данном исследовании делается попытка показать как расстройство аутистического спектра влияет на поведение обучающихся. Авторы подчёркивают исключительную индивидуальность данной категории обучающихся и их возможности в процессе обучения иностранному языку. В статье учебная исследовательская деятельность рассматривается как любое научное исследование. Она включает в себя три основные фазы, а именно: фазу проектирования, технологическую и рефлексивную фазы. Педагогический опыт показывает, что для преодоления основных трудностей в процессе решения исследовательской задачи можно использовать задания по работе с научно-познавательными текстами. Важно отметить, что основным критерием для отбора текста, по мнению авторов, является наличие в его содержании проблемы, требующей решения, что будет способствовать формированию межкультурной компетенции обучающихся. Результаты исследования могут стать основой для дальнейшего поиска оптимальных условий, способствующих формированию межкультурной компетенции и разработки серии уроков для обучающихся с РАС.

Ключевые слова: компетенция, исследовательская деятельность, расстройство аутистического спектра, рефлексия, иностранный язык.

Annotation. This study considers the most important landmarks of modern pedagogical science and educational policy, which are embodied in modern educational standards. The formation of intercultural competence in the process of organizing research activity of students with ASD involves the implementation of educational research tasks with the previously unknown solution. The authors of the article point out the necessity to create special pedagogical conditions in the process of teaching a foreign language, which will be aimed at creating ideas about an object or phenomenon of the surrounding world, helping to increase the motivation for learning and the formation of a high level of communicative competence of students with ASD. This study attempts to show how autism spectrum disorder affects students' behaviour. The authors emphasize the exceptional individuality of this category of students and their opportunities in the process of teaching a foreign language. In this article, an educational research activity is considered as any scientific research. It includes three main phases, namely: the design phase, the technological phase, and the reflective phase. Pedagogical experience shows that to overcome the main difficulties in the process of solving a research problem, you can use tasks for working with scientific and educational texts. It is important to note that the main criterion for selecting a text, according to the authors, is the presence in its content of a problem that needs to be solved, which will contribute to the formation of intercultural competence of students. The results of the study can become the basis for further search for optimal conditions that contribute to the formation of intercultural competence and the development of a series of lessons for students with ASD.

Key words: competence, research activity, autism spectrum disorder, reflection, foreign language.

Введение. Использование исследовательской деятельности в процессе обучения присутствуют много лет. В нашей стране интерес к исследовательскому методу проявляться начал лишь в начале 21 века. По этой причине с детьми с РАС исследовательская деятельность применяется редко в среднеобразовательных школах ввиду особенностей их развития.

На уроках иностранного языка на начальном этапе крайне важно развить интерес не только к языку, но и к исследовательской или творческой деятельности, так как это является главной задачей концепции модернизации образования. Однако внедрение инклюзии при обучении иностранному языку по сей день находится на этапе разработки, так как это сложный и многогранный процесс. По этой причине с детьми с РАС исследовательская деятельность применяется редко в среднеобразовательных школах ввиду особенностей их развития.

Актуальность данной работы определяется:

• исследованием особенностей когнитивного развития у детей с РАС;

• необходимостью развития различных компетенций у «нейротипичных» обучающих и детей с РАС;

• выявлением видов исследовательской деятельности и их применением с учениками с РАС;

• разработкой заданий с исследовательской деятельностью для учеников с РАС.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в учебном процессе в целом, как лекционный и теоретический материал при проведении лекционных и семинарских занятий по педагогике и инклюзивной психологии, преподавании иностранного языка детям с особенностями развития.

Реалии мира постоянно изменяются и активизируют ситуации новизны. Этот феномен является опорой для исследовательской деятельности. С новизной стабильность условий развития меняется, это приводит к тому, что личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.