Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАС'

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАССТРОЙСТВО АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / РЕФЛЕКСИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яшина Марианна Евгеньевна, Закирова Луиза Рифгатовна

В данном исследовании рассмотрены важнейшие ориентиры современной педагогической науки и образовательной политики, которые нашли свое воплощение в современных образовательных стандартах. Формирование межкультурной компетенции в процессе организации исследовательской деятельности обучающихся с РАС предполагает выполнение учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением. Авторы статьи указывают на необходимость создания особых педагогических условий в процессе обучения иностранному языку, которые будут направлены на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, способствовать повышению мотивации к обучению и формированию высокого уровня коммуникативной компетенции обучающихся с РАС. В данном исследовании делается попытка показать как расстройство аутистического спектра влияет на поведение обучающихся. Авторы подчёркивают исключительную индивидуальность данной категории обучающихся и их возможности в процессе обучения иностранному языку. В статье учебная исследовательская деятельность рассматривается как любое научное исследование. Она включает в себя три основные фазы, а именно: фазу проектирования, технологическую и рефлексивную фазы. Педагогический опыт показывает, что для преодоления основных трудностей в процессе решения исследовательской задачи можно использовать задания по работе с научно-познавательными текстами. Важно отметить, что основным критерием для отбора текста, по мнению авторов, является наличие в его содержании проблемы, требующей решения, что будет способствовать формированию межкультурной компетенции обучающихся. Результаты исследования могут стать основой для дальнейшего поиска оптимальных условий, способствующих формированию межкультурной компетенции и разработки серии уроков для обучающихся с РАС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яшина Марианна Евгеньевна, Закирова Луиза Рифгатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INTERCULTURAL COMMUNICATIVE COMPETENCE IN THE PROCESS OF RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS WITH ASD

This study considers the most important landmarks of modern pedagogical science and educational policy, which are embodied in modern educational standards. The formation of intercultural competence in the process of organizing research activity of students with ASD involves the implementation of educational research tasks with the previously unknown solution. The authors of the article point out the necessity to create special pedagogical conditions in the process of teaching a foreign language, which will be aimed at creating ideas about an object or phenomenon of the surrounding world, helping to increase the motivation for learning and the formation of a high level of communicative competence of students with ASD. This study attempts to show how autism spectrum disorder affects students’ behaviour. The authors emphasize the exceptional individuality of this category of students and their opportunities in the process of teaching a foreign language. In this article, an educational research activity is considered as any scientific research. It includes three main phases, namely: the design phase, the technological phase, and the reflective phase. Pedagogical experience shows that to overcome the main difficulties in the process of solving a research problem, you can use tasks for working with scientific and educational texts. It is important to note that the main criterion for selecting a text, according to the authors, is the presence in its content of a problem that needs to be solved, which will contribute to the formation of intercultural competence of students. The results of the study can become the basis for further search for optimal conditions that contribute to the formation of intercultural competence and the development of a series of lessons for students with ASD.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАС»

8. Тер-Минасова, С.Г. Учебно-методический комплект «Английский язык. 10 класс. Часть 1» / С.Г. Тер-Минасова, В.В. Робустова, Е.И. Сухина. - М.: Академкнига, 2020. - 184 с.

9. Храмова, Ю.Н. Использование метода «кейс-стади» в решении учебно-воспитательных задач при подготовке современного школьника / Ю.Н. Храмова, Р.Д. Хайруллин // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота. - 2014. - № 9 (39). - С. 198-200.

10. Яшина, М.Е. Использование аутентичных средств массовой информации при обучении поисковому чтению на уроке иностранного языка в старших классах / М.Е. Яшина, Л.Р. Закирова // Современные исследования социальных проблем. - Красноярск: Научно-Инновационный Центр. - 2018. - Том 9. - № 4-2. - С. 156-164.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Яшина Марианна Евгеньевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань); кандидат филологических наук, доцент Закирова Луиза Рифгатовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань)

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАС

Аннотация. В данном исследовании рассмотрены важнейшие ориентиры современной педагогической науки и образовательной политики, которые нашли свое воплощение в современных образовательных стандартах. Формирование межкультурной компетенции в процессе организации исследовательской деятельности обучающихся с РАС предполагает выполнение учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением. Авторы статьи указывают на необходимость создания особых педагогических условий в процессе обучения иностранному языку, которые будут направлены на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, способствовать повышению мотивации к обучению и формированию высокого уровня коммуникативной компетенции обучающихся с РАС. В данном исследовании делается попытка показать как расстройство аутистического спектра влияет на поведение обучающихся. Авторы подчёркивают исключительную индивидуальность данной категории обучающихся и их возможности в процессе обучения иностранному языку. В статье учебная исследовательская деятельность рассматривается как любое научное исследование. Она включает в себя три основные фазы, а именно: фазу проектирования, технологическую и рефлексивную фазы. Педагогический опыт показывает, что для преодоления основных трудностей в процессе решения исследовательской задачи можно использовать задания по работе с научно-познавательными текстами. Важно отметить, что основным критерием для отбора текста, по мнению авторов, является наличие в его содержании проблемы, требующей решения, что будет способствовать формированию межкультурной компетенции обучающихся. Результаты исследования могут стать основой для дальнейшего поиска оптимальных условий, способствующих формированию межкультурной компетенции и разработки серии уроков для обучающихся с РАС.

Ключевые слова: компетенция, исследовательская деятельность, расстройство аутистического спектра, рефлексия, иностранный язык.

Annotation. This study considers the most important landmarks of modern pedagogical science and educational policy, which are embodied in modern educational standards. The formation of intercultural competence in the process of organizing research activity of students with ASD involves the implementation of educational research tasks with the previously unknown solution. The authors of the article point out the necessity to create special pedagogical conditions in the process of teaching a foreign language, which will be aimed at creating ideas about an object or phenomenon of the surrounding world, helping to increase the motivation for learning and the formation of a high level of communicative competence of students with ASD. This study attempts to show how autism spectrum disorder affects students' behaviour. The authors emphasize the exceptional individuality of this category of students and their opportunities in the process of teaching a foreign language. In this article, an educational research activity is considered as any scientific research. It includes three main phases, namely: the design phase, the technological phase, and the reflective phase. Pedagogical experience shows that to overcome the main difficulties in the process of solving a research problem, you can use tasks for working with scientific and educational texts. It is important to note that the main criterion for selecting a text, according to the authors, is the presence in its content of a problem that needs to be solved, which will contribute to the formation of intercultural competence of students. The results of the study can become the basis for further search for optimal conditions that contribute to the formation of intercultural competence and the development of a series of lessons for students with ASD.

Key words: competence, research activity, autism spectrum disorder, reflection, foreign language.

Введение. Использование исследовательской деятельности в процессе обучения присутствуют много лет. В нашей стране интерес к исследовательскому методу проявляться начал лишь в начале 21 века. По этой причине с детьми с РАС исследовательская деятельность применяется редко в среднеобразовательных школах ввиду особенностей их развития.

На уроках иностранного языка на начальном этапе крайне важно развить интерес не только к языку, но и к исследовательской или творческой деятельности, так как это является главной задачей концепции модернизации образования. Однако внедрение инклюзии при обучении иностранному языку по сей день находится на этапе разработки, так как это сложный и многогранный процесс. По этой причине с детьми с РАС исследовательская деятельность применяется редко в среднеобразовательных школах ввиду особенностей их развития.

Актуальность данной работы определяется:

• исследованием особенностей когнитивного развития у детей с РАС;

• необходимостью развития различных компетенций у «нейротипичных» обучающих и детей с РАС;

• выявлением видов исследовательской деятельности и их применением с учениками с РАС;

• разработкой заданий с исследовательской деятельностью для учеников с РАС.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в учебном процессе в целом, как лекционный и теоретический материал при проведении лекционных и семинарских занятий по педагогике и инклюзивной психологии, преподавании иностранного языка детям с особенностями развития.

Реалии мира постоянно изменяются и активизируют ситуации новизны. Этот феномен является опорой для исследовательской деятельности. С новизной стабильность условий развития меняется, это приводит к тому, что личности

жизненно важно обладать исследовательской позицией. Исследовательская позиция, в свою очередь, позволяет личности самостоятельно принимать решения, не бояться проблемных ситуаций и выбирать свой жизненный путь. Поэтому сейчас вопрос о включении исследовательской деятельности во все сферы образования так актуален.

Человек и его исследовательское поведение развиваются с помощью трех составляющих: биологическая предпосылка, условие развития и внутренняя позиция. С точки зрения биологии все люди и животные рождаются исследователями. Дети еще без способности говорить уже обладают бескорыстным любопытством, как и детеныши животных. Отсутствие этой любопытности, обеспечивающей приспособление к меняющейся, разнообразной среде, является одним из характерных проявлений выраженной стереотипности поведения при аутизме.

С взрослением начинают появляться различия в исследовательском поведение животных и людей, так как у ребенка начинает возникать социальная детерминация, которая позволяет управлять своим поведением в отличие от животных, у которых всегда происходит это непроизвольно. Уровень развития исследовательской позиции варьируется в зависимости от разнообразия и насыщенности реалий бытия человека. Также важно помнить, что трансляция норм исследовательской деятельности происходит непроизвольно, как пример для подражания. То есть если в семье принято читать увлеченно и много, то ребенок будет охотнее это делать в будущем. Человеческий быт, его окружение и семейные ценности влияют на развитие его личности. Также личность развивается в ходе повседневной жизни, событий и в процессе сознательного саморазвития. Каждый человек приходит к своей идентификации через других, путь через «мы» на «я».

С.Л. Рубинштейн рассматривал понятие «деятельности» как «обнаружение и проявление субъекта», которые характеризуются взаимодействием двух субъектов. Ошибочно полагать, что исследовательская деятельность на занятиях в школе зависит только от личности ученика. Исследовательская позиция и развитие самой личности на занятиях происходит лишь во время взаимодействия [5, С. 106]. Таким образом, процесс учения должен определяться взаимодействием учителя и ученика, в качестве «совместного исследования». Исходя из этого, можно уже предположить о главной задаче учителя. Именно он задает формы и условия реализации исследовательской деятельности. Она не может быть абстрактна.

Учитель создает и задает все условия для успешного и эффективного проведения исследовательской деятельности. Самым важным считает А.С. Обухов в данном процессе - направленность не на «правильность» осуществления операций детьми, а на осмысленность собственной деятельности [4, С. 79]. Рефлексия является основной значимой способностью в процессе понимания собственной деятельности и последующего ее совершенствования. С точки зрения психологии именно рефлексия позволяет людям адаптироваться к новым условиям деятельности. При возникновении трудности происходит «шаг назад» для того, чтобы увидеть картину целиком и понять, по какой причине возникла трудность в ходе действий.

Иностранный язык усваивается эффективнее за счет определенных навыков - «чувств языка» и лингвистического мышления. Однако эта эффективность закрепляется при условии, если была когнитивная обработка. На уроках иностранного языка язык усваивается разными способами и методами, но ключевое воздействие на процесс усвоения влияют именно познавательные процессы: сравнение, сопоставление и анализ.

По итогу проведения учебно-исследовательской деятельности обучающийся должен приобрести ряд навыков: навык самостоятельного поиска информации, добывания новых знаний по дисциплинам; самостоятельное достижение поставленных целей; формирование мыслительных навыков обобщения, аналогии, классификации, сравнения и других.

При организации процесса исследовательской работы необходимо придерживаться всех этапов деятельности, которые состоят из следующих компонентов [1, С. 50-60]:

• подготовка учеников к исследовательской деятельности (постановка проблемы);

• изучение проблемы и ее решение;

• практическая работа;

• анализ результатов;

• подготовка к защите исследовательской работы;

• защита\презентация исследовательской работы;

• рефлексия.

Специфика преподавания английского языка определяет разнообразие используемых технологий и методов обучения, которые вызывают интерес учащихся к изучению иностранного языка и создают условия для повышения эффективности преподавания. Использование исследовательского подхода в преподавании помогает укрепить интеграцию, определить причинно-следственные связи и развить творческие способности учеников.

На сегодняшний день для осуществления креативной деятельности на занятиях по иностранному языку используют следующие виды деятельности во время урочной деятельности: высказывания, письмо, чтение.

Итак, в работе И.Ю. Мигдаль приводятся основные виды исследовательской деятельности на уроках иностранного языка [2, С. 59-61]:

1. Мини-исследования.

2. Исследовательские проекты.

3. Кейс-метод.

4. Лабораторные работы.

Необходимость подготовки материалов и организации уроков для детей с отличительным неврологическим развитием на сегодняшний день становится актуальнее в связи с ростом диагностирования РАС у детей в мире.

Термины «аутизм» и «аутистический» произошли с греческого «autos», что переводится как «сам, себя, я». Термины были придуманы в 1911 психиатром Эйгеном Блейлером [6, С. 12].

Расстройство аутистического спектра (англ. Autistic Spectrum Disorder) влияет на человеческое поведение: социальное взаимодействие, способность делиться идеями и чувствами и устанавливать отношения с другими. По сей день еще не установлены точные нейробиологические механизмы данного расстройства. Но аутистические расстройства уникальны по своей структуре дефицита и областям относительных преимуществ. Как правило, они оказывают пожизненное влияние на то, как дети учатся быть социальными существами, заботиться о себе и участвовать в жизни общества.

Нельзя констатировать точное когнитивное развитие для каждого с РАС. Люди с расстройством аутистического спектра исключительно индивидуальны. Лишь один факт неизменен - все они воспринимают окружающий мир совершенно по-другому в отличие от неврологически типичных людей. Джуди Сингер, социолог, базирующийся на расстройстве аутистического спектра, ввел новый термин «нейроразнообразие» (англ. neurodiversity). Данный термин характеризует генетическую изменчивость в человеческом мозгу относительно общительности, обучаемости и т.д. Цель Сингера состояла в том, чтобы сместить акцент с нетипичных способов мышления и обучения с недостатков и нарушений на «разнообразие» (англ. diversity), будучи убежденным в том, что многие нетипичные формы мозговых связей также передают необычные навыки и способности.

Общей чертой в развитии детей с РАС является затрудненность использования своих знаний и умений в реальной жизни, адаптироваться в новых условиях. Учащиеся с РАС зачастую не способны обобщать информацию и приходить к ее

центральному объединению. Они сталкиваются с трудностями при генерализации навыков. Также им присуще буквальное восприятие окружающего, по этой причине им бывает крайне сложно понимать намеки, шутки и абстрактные понятия. Нами было выявлено, что у 71% детей с РАС присутствует повышенная сенсорная и эмоциональная чувствительность, что приводит к низкому уровню активного внимания.

О.С. Никольская в патопсихологической структуре развития РАС выделила два главных фактора: нарушение активности и аффективный дискомфорт во взаимодействии с окружающим миром. При изменении обстановки или возникновении угрозы (объекта страха) они усиленно погружаются в монотонность аутостимулирующего поведения, которые могут проходить в сенсомоторных, речевых и интеллектуальных формах.

Перцептивное развитие у людей с расстройством аутистического спектра также характеризуется сочетаемостью одаренности и бессилием. У них происходит задержка развития восприятия общей картины мира, но происходит особое развитие отдельных ощущений. Они в очень раннем возрасте начинают различать звуки и цвета. Чаще всего первыми словами таких детей становятся крайне сложные слова - «бледно-красный» или «параллелепипед».

Если говорить о речевом развитии, то его особенностью является штампованность речи. Аутичные дети могут называть себя в третьем языке, играют звуками и рифмами. В целом их речь отличается сложными словами и непривычным напряженным выделением определенных слов или звуков.

Мыслительный процесс происходит по тому же принципу. Аутичные дети могут начать символизировать и совершать отдельные сложные мыслительные операции в рамках стереотипной игры. Зачастую это сложные математические вычисления, непосильные нейротипичному ребенку, или выстраивание схемы движения транспорта или схемы работы электроприбора [3, С. 18-20].

Исходя из данных специфических образцов поведения Никольская О.С. выделяет четыре основные группы их развития. Группы делятся по принципу тяжести и характера аутизма, меры искажения развития и дезадаптации к миру. То есть 1 группа представляет одни из самых тяжелых случаев дезадаптации, 2-4 группы представляют детей, которые предпринимают попытки в общении, однако они обладают разными адаптационными «привычками». Американская психиатрическая ассоциация разделила уровни развития на 3 ступени аутистического дизонтегенеза.

В исследовании мы использовали упрощенные варианты для различия уровней аутизма: высокофункциональный и низкофункциональный аутизм. Поскольку данная работа рассматривает обучение аутичных детей в средней образовательной школе, нами были изучены методы обучения именно детей с высокофункциональным аутизмом.

Зачастую процесс познавательной или исследовательской деятельности происходит коллективными усилиями. Важно, чтобы учащиеся могли контактировать и умели контактировать со сверстниками и с учителем. Социальное взаимодействие - одна из главных задач в процессе любого урока. Но при работе с аутичными учащимися с социальным воздействием возникают проблемы. Для детей РАС опыт общения со сверстниками не важен, поэтому попыток общаться они не прилагают. Аутичные дети являются «социально слепыми», так как они не воспринимают социальные сигналы, эмоции людей и их намерения.

Однако изученные нами материалы предоставляют подходы и приемы, по которым обучение учеников с РАС может быть эффективным: нейропсихологический, системно-деятельностный и дифференцированный, которые предлагаются авторами методического пособия в рамках программы «Особые люди».

Stahl также указывает, что развитие познавательной активности на уроке иностранного языка начинается с укрепления следующих умений: чтение и письмо. Многие работы были посвящены именно чтению, так как с чтением возникает навык письма.

Ньюман и его коллеги обнаружили, что дети с РАС декодируют слова, полагаясь на те же процессы фонологического и орфографического сопоставления, что и типичные читатели. Однако, в отличие от типично развивающихся читателей, у аутичных детей более абстрактные навыки понимания прочитанного не развиваются вместе с их навыками распознавания слов. Исследователи обнаружили, что дети из группы аутичных детей меньше приписывают причинно-следственным связям внутренние состояния персонажей и используют менее сложный синтаксис, чем обычно развивающиеся дети. Поскольку дети с аутизмом, как правило, идентифицируют эмоции персонажей, не давая причинно-следственного объяснения их психического состояния, исследователи предположили, что сюжетные картинки могли вызвать идентификацию эмоций на основе легко узнаваемых выражений лица.

Ю. Кормос предлагает два подхода, которые помогут в развитии умений чтения ученикам с РАС: когнитивно-поведенческий и когнитивный подходы.

Сэвилл-Тройк выделяет три фазы развития L2 (второго языка) у юных учащихся в среде второго языка. На фазе I дети используют свой родной язык для обращения к носителям другого языка. Применяется разговор с самим собой (англ. private speech). На II фазе дети начинают вербальное взаимодействие с носителями второго языка, используя отдельные слова, заученные фрагменты или подражая другим носителям. На III этапе дети генерируют новые высказывания и сложные конструкции, хотя они часто неграмотны. В эксперименте Барлетта аутичный ребенок с родным испанским языком действительно использовал английский язык с преподавателем и сделал кое-что из того, что Сэвилл-Тройк описывает как характерное для фаз II и III. Вместе с преподавателем он произносит отдельные слова, заученные упражнения или повторяет то, что слышит, и все это характеризует фазу II. Однако на 3 фазе Себастьян не проявил никакой неграмотности и с самого начала проявил первоначальную тягу к лингвистическим манипуляциям. Также большую роль сыграл, согласно модели Слабой центральной когерентности (the Weak Central Coherence model), то есть «гиперфокусировке» или чрезмерной избирательности стимулов, его огромный интерес к деталям.

Опираясь на все подходы и методы в работе были проанализированы фрагменты уроков с исследовательской деятельностью в УМК "Spotlight", "Enjoy English" и "Fly High".

Выводы. Сначала нами были обобщены приемы, которые требует дифференцированный подход при организации исследовательской деятельности на уроке иностранного языка. После чего проведен сам анализ УМК и прописаны корректировки, исходя из системно-деятельностного, когнитивно-поведенческого и когнитивного подходов. Большим преимуществом всех УМК было наличие активностей и проектные работы, что позитивно влияет на повышение социальных навыков у учащихся с РАС и представляет приближенную к реальной ситуацию общения.

Также основываясь на дифференцированном и в него входящем аффективном подходе, были составлены методические рекомендации с фрагментами уроков иностранного языка с мини-исследованием, проектной деятельностью и кейс-методом. Поскольку исследовательская деятельность проводится с целью развить исследовательский интерес и в последующем развить способность адаптироваться к жизненным ситуациям, мы пришли к выводу, что в начальной школе исследовательская деятельность должна быть приближенной к реальности аутичных детей, поэтому основывались на распознавании эмоций и социальной коммуникации.

Для того, чтобы убедиться в эффективности составленных материалов было проведено опытно-экспериментальное исследование. Апробация описанных фрагментов и результатов осуществлялась на базе МБОУ «СОШ» №1 города Казань с

инклюзивными классами. Благодаря данному исследованию мы пришли к выводу, что при работе с учениками с РАС эффективность и активность работы повышалась при наличии большого количества наглядности и устранении абстракции во всех трех группах. То есть задания для исследовательской деятельности могут применятся в работе с детьми с РАС на начальном этапе.

Таким образом, в рамках данный работы были реализованы все заявленные задачи и цель. Результаты исследования могут послужить основой для дальнейшего составления материалов для учащихся с РАС на начальном этапе. На основе представленных предложений могут быть также разработаны планы уроков, направленные на инклюзивное обучение для начальных классов.

Литература:

1. Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е.В. Коротаева; отв. ред. М.А. Ушакова. - М.: ИЦ «Академия». - 2003. - 240 с.

2. Мигдаль, И.Ю. Особенности применения технологии проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка в средней школе / И.Ю. Мигдаль, М.В. Суркова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. - 2020. - С. 58-63.

3. Никольская, О.С. Аффективная сфера как система смыслов, организующих сознание и поведение / О.С. Никольская. - М.: МГППУ, 2008. - 462 с.

4. Обухов, А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся / А.С. Обухов. - М.: Издательство «Прометей», МПГУ, 2006. - 224 с.

5. Рубинштейн, С.Л. Принцип творческой самодеятельности / С.Л. Рубинштейн // Ученые записки высшей школы. -Одесса. - 1922. - Т. 2. - 438 с.

6. Franklin, D. Helping Your Child with Language-Based Learning Disabilities: Strategies to Succeed in School and Life with Dyscalculia, Dyslexia, ADHD, and Auditory Processing Disorder / D. Franklin. - Oakland: New Harbinger Publications, 2018. - 240 p.

7. Kormos, J. The Second Language Learning Processes of Students with Specific Learning Difficulties / J. Kormos. - London: Routledge, 2016. - 182 p.

8. Newman, T.M. Hyperlexia in children with autism spectrum disorders / T.M. Newman, D. Macomber, A.J. Naples, T. Babitz, F. Volkmar, E.L. Grigorenko // Journal of Autism and Developmental Disorders. - 2007. - PP. 760-774.

Психология

УДК 159. 9

кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии Айсувакова Татьяна Петровна

АНОВО «Московский международный университет» (г. Москва);

кандидат психологических наук, заведующий кафедрой социальной работы Баркова Валентина Леонидовна

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Уварова Наталья Николаевна

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» (г. Москва)

ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ К УСЛОВИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ

Аннотация. В настоящей статье рассматривается наиболее эффективная, с точки зрения авторов, форма организации процесса изучения социально-психологической адаптации новых сотрудников к условиям профессиональной деятельности с учетом личностных свойств. Перед началом непосредственного разговора об этом предмете рассматривается сам феномен адаптации. На основе анализа специальной литературы и опыта практической деятельности авторов выводится его определение, наиболее адекватное целям и задачам статьи. Далее рассматриваются этапы адаптации и основные группы факторов, влияющих на ход каждого из них. Далее демонстрируется методика изучения этого многофакторного процесса. Затем описывается процесс её реализации на практике, а равно и результаты, полученные таким образом.

Ключевые слова: адаптация, социально-психологическая адаптация новых сотрудников, факторы адаптации, подбор персонала, корпоративная культура, групповые нормы.

Annotation. This article discusses the most effective, from the authors' point of view, socio-psychological adaptation of new employees studding, taking into account personal characteristics, organization forms. Before starting a direct conversation about this subject, the phenomenon of adaptation itself is considered. Based on the analysis of special literature and the authors' practical experience, its definition is derived, which is most adequate to this article's goals and objectives. Further, the stages of adaptation and the main groups of factors influencing the course of each of them are considered. Next, a methodology for studying this multifactorial process is demonstrated. Its implementation in practice is described, as well as the results obtained in this way.

Key words: adaptation, social and psychological adaptation of new employees, factors of adaptation, recruitment, corporate culture, group norms.

Введение. Адаптация представляет собой социально-психологический процесс, который при благоприятном взаимодействии личности и социальной среды приводит личность к состоянию адаптированности [2; 4-5; 9; 11; 13].

С точки зрения темы, выбранной для рассмотрения в рамках настоящей статьи, адаптацию целесообразно рассматривать как вид взаимодействия личности с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников [1; 3; 9-10; 15].

Важнейшим компонентом этого процесса является согласование самооценок, притязаний и ожиданий субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды.

С целью изучения особенностей его протекания применительно к интеграции индивида в процесс профессиональной деятельности под нашим руководством студентами направления «Психология» Московского международного университета было проведено исследование по изучению способности психологической адаптации личности с учетом личностных свойств на базе Компании ООО «МТК ВЕЛЕС».

Его результаты будут представлены на страницах настоящей статьи.

Изложение основного материала статьи. В целом процесс адаптации можно разделить на несколько этапов. Первый из них - оценка нового человека, его способностей и навыков [7-8; 12; 16]. Временные параметры привыкания человека к новому коллективу зависят от его возраста, опыта работы, коммуникабельности, заинтересованности в работе и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.