Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ГРАММАТИКЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ГРАММАТИКЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
637
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАММАТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / ГРАММАТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / АЛГОРИТМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ежова Татьяна Владимировна, Стуколова Елена Александровна

В статье рассматриваются возможности применения Интернет-технологий в процессе обучения иностранному языку в общеобразовательной организации, что является особенно актуальным в свете современных требований федеральных государственных образовательных стандартов, подразумевающих развитие (иноязычной) коммуникативной компетенции на высоком уровне со способностью к общению на различные темы, в варьирующихся ситуациях коммуникации, а также формирование компетенции в сфере пользования средствами и ресурсами сети Интернет, информационными технологиями. В ходе решения задач исследования авторами проведён теоретический анализ научно-практической литературы с установкой на выявление и сравнение наиболее популярных Интернет-ресурсов, применяющихся в процессе обучения английскому языку учителями-практиками. Разработан алгоритм обучения грамматике иностранного языка в школе на основе коммуникативного подхода через применение популярных Интернет-ресурсов, апробированы алгоритм для формирования и совершенствования грамматических навыков и речевых умений обучающихся уровня общего образования в границах выбранной темы. Результаты исследования подтверждают предположение о том, что процессе развития аспектных грамматических навыков и включения их в речевые умения будет проходить эффективно при применении предложенного авторами алгоритма, проанализированных Интернет-ресурсов, сайтов, платформ, которые представлены в данной работе. Как теоретические, так и практические результаты исследования могут быть полезны в процессе профессиональной деятельности специалистов сферы общего и высшего образования при обучении иностранному языку. Перспективными видятся исследования в сфере применения Интернет-технологий, ресурсов, которые позволяют реализовывать интерактивные методы в обучении аспектам иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ежова Татьяна Владимировна, Стуколова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGIES AS A TOOL OF TEACHING ENGLISH GRAMMAR IN A MODERN SCHOOL

The paper discusses the possibilities of using Internet technologies in the process of the foreign language grammar acquisition at secondary schools, which is especially relevant taking into account modern requirements presented in the federal state educational standards, implying the development of a (foreign language) communicative competence at a high level with the ability to communicate with native speakers on various topics, in varying communicative situations, as well as competence in the field of the means and the implementation of the Internet resources and information technologies. In accordance with the set goal and objectives, the authors carried out a theoretical analysis of scientific and practical literature with the aim of identifying and comparing the most popular Internet resources used by specialists in the process of a foreign language. An algorithm has been developed for teaching grammar at school on the basis of a communicative approach through the use of popular Internet resources. The algorithm presented by the authors and exercises based on a certain topic have been tested for the formation and improvement of students’s grammatical skills and speaking skills. The results of the study confirm the assumption that the process of development of students’ grammar skills will be effective through the implementation of the authors’ algorithm and the Internet resources, sites, platforms that are analyzed and presented in the paper. Both theoretical and practical results of the research presented can be useful in the process of specialists’ work in the field of general and higher education in the process of a foreign language acquisition. Study in the field of application of Internet technologies, resources that make it possible to implement interactive methods in teaching aspects of the language shows prospects for further research.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ГРАММАТИКЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ»

6. Сысоев, П.А. Теория и методика использования информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранному языку: учеб.метод. пособие / П.В. Сысоев. - Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012. - 254 с.

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями 2019 г.) [Электронный ресурс]. -URL: http://www. http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/.

8. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитанияобучающихся»[Электронный ресурс] .URL:http: //www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_3 5 8792/3d0cac60971a5112 80cbba229d9b6329c07731f7/

Педагогика

УДК 372.881.111.1

доктор педагогических наук, декан факультета иностранных языков Ежова Татьяна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и МПАЯ Стуколова Елена Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ГРАММАТИКЕ В

УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В статье рассматриваются возможности применения Интернет-технологий в процессе обучения иностранному языку в общеобразовательной организации, что является особенно актуальным в свете современных требований федеральных государственных образовательных стандартов, подразумевающих развитие (иноязычной) коммуникативной компетенции на высоком уровне со способностью к общению на различные темы, в варьирующихся ситуациях коммуникации, а также формирование компетенции в сфере пользования средствами и ресурсами сети Интернет, информационными технологиями. В ходе решения задач исследования авторами проведён теоретический анализ научно-практической литературы с установкой на выявление и сравнение наиболее популярных Интернет-ресурсов, применяющихся в процессе обучения английскому языку учителями-практиками. Разработан алгоритм обучения грамматике иностранного языка в школе на основе коммуникативного подхода через применение популярных Интернет-ресурсов, апробированы алгоритм для формирования и совершенствования грамматических навыков и речевых умений обучающихся уровня общего образования в границах выбранной темы. Результаты исследования подтверждают предположение о том, что процессе развития аспектных грамматических навыков и включения их в речевые умения будет проходить эффективно при применении предложенного авторами алгоритма, проанализированных Интернет-ресурсов, сайтов, платформ, которые представлены в данной работе. Как теоретические, так и практические результаты исследования могут быть полезны в процессе профессиональной деятельности специалистов сферы общего и высшего образования при обучении иностранному языку. Перспективными видятся исследования в сфере применения Интернет-технологий, ресурсов, которые позволяют реализовывать интерактивные методы в обучении аспектам иностранного языка.

Ключевые слова: грамматические навыки, грамматическая структура, Интернет-ресурсы, информационные технологии, интерактивное обучение, алгоритм.

Annotation. The paper discusses the possibilities of using Internet technologies in the process of the foreign language grammar acquisition at secondary schools, which is especially relevant taking into account modern requirements presented in the federal state educational standards, implying the development of a (foreign language) communicative competence at a high level with the ability to communicate with native speakers on various topics, in varying communicative situations, as well as competence in the field of the means and the implementation of the Internet resources and information technologies. In accordance with the set goal and objectives, the authors carried out a theoretical analysis of scientific and practical literature with the aim of identifying and comparing the most popular Internet resources used by specialists in the process of a foreign language. An algorithm has been developed for teaching grammar at school on the basis of a communicative approach through the use of popular Internet resources. The algorithm presented by the authors and exercises based on a certain topic have been tested for the formation and improvement of students's grammatical skills and speaking skills. The results of the study confirm the assumption that the process of development of students' grammar skills will be effective through the implementation of the authors' algorithm and the Internet resources, sites, platforms that are analyzed and presented in the paper. Both theoretical and practical results of the research presented can be useful in the process of specialists' work in the field of general and higher education in the process of a foreign language acquisition. Study in the field of application of Internet technologies, resources that make it possible to implement interactive methods in teaching aspects of the language shows prospects for further research.

Key words: grammar skills, grammar structure, Internet resources, information technology, interactive teaching, algorithm.

Введение. Современное образовательное пространство претерпевает определенные изменения, которые, в первую очередь, ориентированы на развитие всех сфер жизни общества. Не является исключением и сфера образования. Выпускник школы 21 века должен владеть не только знаниями, умениями и определенным опытом деятельности, но и быть успешной личностью, с качествами, которые позволяют быть гибким и быстро адаптироваться к смене условий развития и существования. Данные положения отражены, в том числе в требованиях актуальных федеральных образовательных стандартов общего образования к результатам освоения содержания обучения [9; 10; 13].

Одним из важнейших планируемых результатов обучения является сформированная на определённом уровне касаемо каждой ступени обучения (иноязычная) коммуникативная компетенция, т.е. способность общаться на иностранном языке с носителями языка в разнообразных коммуникативных ситуациях. Формирование последней не представляется возможным без обучения грамматической стороне речи как основе формулирования высказываний, инструменту структурирования речи.

Решением задачи повышения интереса обучающихся, их мотивации к изучению грамматики как функциональной и неотъемлемой составляющей освоения иноязычной речи, реализации принципа интерактивности и речевой направленности в процессе овладения грамматическим материалом может, несомненно, стать использование современных информационно-коммуникационных (ИК) средств, включая Интернет-технологии.

Эффективные методические приемы, технологии и методы работы на уроках иностранного языка, в том числе, приемы и методы обучения грамматической стороне речи, описаны и классифицированы в исследованиях таких известнейших ученых, как И.Л. Бим, Р.П. Мильруд, Н.Д. Гальскова, Е.И. Пассов и др. [3; 5; 8; 11]; проблемы применения Интернет-технологий в обучении раскрыты в трудах исследователей Э.П. Азимова, Л.П. Владимировой, И.В. Кругловой, Т.А. Полиловой и др. [1; 4; 7; 12].

Цель представленного исследования - разработка методических рекомендаций по применению современных информационных технологий в процессе обучения школьников иноязычной грамматике.

Поставленная цель раскрывается в следующих задачах: осуществить анализ Интернет-технологий, применяющихся для обучения грамматике английского языка; апробировать алгоритм развития грамматических навыков с использованием Интернет-технологий.

Цель и задачи исследования определили применение следующих методов: методов систематизации и обобщения данных теоретических источников, опроса, анкетирования, метода логико-теоретического анализа научной литературы, методов индукции и дедукции, метода аналитического обобщения, метода интерпретации результатов апробации.

Изложение основного материала статьи. Грамматические навыки - это способность автоматизировано вызывать из долговременной памяти грамматические средства, необходимые для речевого общения. Грамматическая структура - это определенная совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов). Грамматический материал - это та часть языкового материала, изучение которой предусматривается содержанием обучения. Сюда принято относить грамматические единицы, формы и структуры, правила изменения слов и соединения их в предложения.

Авторами исследования был проведен опрос среди будущих преподавателей иностранного языка и действующих молодых специалистов с использованием сервиса Google-forms. Участникам опроса предлагалось выделить основные преимущества применения сети Интернет, информационных технологий в иноязычном образовании. Информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов. Интернет-технологии - это инструмент создания и поддержки различных информационных ресурсов в сети Интернет: сайтов, блогов, форумов, чатов, электронных библиотек и энциклопедий [13].

Применение Интернет-технологий в образовании, по мнению опрошенных, повышает мотивацию к обучению, расширяет зону индивидуальной активности каждого обучающегося, уменьшает временные затраты на освоение и презентацию определенного объема содержания образования, а ресурсы сети Интернет и информационные технологии в целом позволяют:

- создавать условия для группового взаимодействия субъектов образовательного процесса в проблемно-поисковой деятельности;

- координировать учебную деятельность большего круга субъектов;

- обеспечивать дистанционную форму очного и заочного онлайн обучения в условиях сложной эпидемиологической ситуации;

- осуществлять обмен информацией;

- развивать умения поиска, переработки, отсеивания информации в условиях исследовательской и поисковой деятельности, связанной с различными источниками данных;

- проектировать ситуации общения, обеспечивающие условия для сотрудничества;

- организовывать осознанное освоение умений общения для взаимодействия в социуме, пресыщенном информацией;

- обеспечивать комплексность в освоении умений коммуникации.

Общаясь в подлинно языковой среде, обеспеченной ресурсами и платформами сети Интернет, обучающиеся оказываются в подлинных или близких к подлинным жизненных ситуациях, где может осуществляться тренировка и применение грамматических аспектных навыков. Перед обучающимися возникает задача, отражающая функционал языка в реальной жизни. Задача эта, чаще всего, нова, интересна, реалистична. Для ее решения необходима спонтанность, адекватность реакции, что позволяет говорить об оригинальности реплик-реакций. Так, пользование грамматическим правилом, структурой, мотивируется необходимостью понимания и донесения мысли и смыслов, идеи, содержания.

Интегрированное преподавание грамматики с использованием Интернет-технологий - один из наиболее эффективных способов создания взаимодействия на уроке. Согласно определению Р.П. Мильруда, интерактивность - это «объединение, координация и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами» [8, С. 49].

Ресурсы сети интернет могут быть использованы в различных направлениях при работе над грамматической стороной речи, например:

- в качестве наглядности при ознакомлении с материалом;

- в качестве основы для внеклассной работы, самостоятельной подготовки дома, при проблемно-поисковых заданиях, групповой или парной работе;

- в ходе применения элементов проектной методики;

- в процессе онлайн коммуникация (видео, аудио, переписка) с носителем языка;

- в качестве инструмента модификации программы, которая характерна для данного класса в процессе цифровизации обучения.

Рассмотрим наиболее популярные Интернет-ресурсы и технологии, применяемые при обучении грамматике (таблица 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ популярных Интернет-ресурсов, применяемых в обучении английскому языку

Название Краткое описание основных особенностей Интерфейс 1 Вариант для смартфонов Возможность аутентичной онлайн коммуникации

AngloLink - ресурс для оттачивания мастерства в произношении и написании коротких диктантов с определенными грамматическими конструкциями; - доступные установки; - удобный тематический поиск. высокий уровень нет нет

Grammar.net - большие визуальные опоры; - грамматика презентуется схематично. высокий уровень нет нет

Activities for ESL - ориентирован как на учителя, так и на обучающихся; - избыточная информация и задания для тренировки активного грамматического минимума; - для повышения мотивации присутствуют викторины, загадки, шутки, видео, задачи; - присутствует сложная система поиска информации, затрудняющая самостоятельную работу учащихся с ресурсом. низкий уровень нет нет

My language exchange - возможность групповой работы онлайн; - возможность найти друга по переписке после заполнения опросника и указания качеств личности, интересов, возраста; - наличие бесплатного доступа к аутентичным книгам и специальным аспектным играм. высокий уровень да да

BBC LearningEnglish - учебные курсы для разных уровней обученности; - тематическое деление информации и упражнений, представленных на сайте. высокий уровень да, но доступно не для всех стран нет

BritishCouncilLearnEnglish - интерактивные упражнения, обучающие видео и игры. средний уровень нет да, но только в режим комментария

Duolingo - бесплатными являются упражнения для начального уровня обучения; - задания для тренировки среднего и продвинутого уровня платные. высокий уровень да, но платно нет

Lingualeo - акцентированное изучение грамматики; - наличие бесплатных и платных учебных курсов. средний уровень да, но платно нет

EngVId - видео-уроки для изучения английской грамматики; - тематическое деление; - подготовка обучающихся (частично) к международным экзаменам (IELTS, TOEFL) средний уровень нет нет

Memrise - изучение грамматики с помощью системы карточек; - возможность проектирования содержания пользователями; - модификация заданий под уровень, группу, план. средний уровень нет нет

Bussu - возможность найти друга по переписке; - более 10 языков; помимо высокий уровень да да

1 Удобство интерфейса с точки зрения эргономичности, простоты эксплуатации, управляемости и эстетики

грамматических упражнений представлены задания для тренировки лексики и произношения; - проверка корректности выполнения упражнений онлайн; - интерфейс и приложения, разработанные для iOS и Android.

Livemocha - взаимная проверка и взаимное обучение; - возможна координация учителя онлайн и самостоятельная работа обучающихся; - возможен обмен текстовыми сообщениями; - возможность онлайн видео и аудио коммуникации выступает платной опцией. высокий уровень да, но платно да

Работа над грамматическим материалом посредством Интернет-платформы WordWaИ (wordwall.net), сайта для поиска друзей по переписке (https://www.penpalworld.com/), сайта - Интерактивной картины мира (http://www.lonelyplanet.com) может быть проведена в несколько этапов, согласно алгоритму, представленному в таблице 2.

Таблица 2

Алгоритм обучения грамматике английского языка в школе на основе коммуникативного подхода через

применение Интернет-ресурсов

_Этап I. Проектировка и мотивация_

Подведение к изучению грамматического материала, этап мотивационного настроя учащихся на работу, целеполагание. Этап II. Уроки открытия нового знания посредством Интернет-технологий. Тренировочные условно-речевые

упражнения

Установка на нахождения сайта / доступа к программе, определение времени и приемов работы, ознакомление с _программным обеспечением (ПО)_

1) Ознакомительные и имитационные упражнения._

1. Презентация грамматической структуры:

a) Spin the wheel, repeat the sentence after the speaker and find out the difference between sentences (использование инструмента Random Wheel).

b) Explore a series of two sided tiles by tapping to zoom and swiping to flip. Try to find out the difference (использование инструмента Flip Tiles).

2. Анализ контекста и фиксация знания и функции изучаемой структуры:

a) Open the box, read the sentence and try to translate it into Russian (использование инструмента Open the Box).

b) Open the card, look at the pictures and say what the Present Simple tense consists of (использование инструмента Random Cards).

3. Выведение правила индуктивным/ознакомление с правилом дедуктивным путем (использование фронтальной и парной работы, презентаций Prezi, PechaKucha):

a) Compare the two tenses. Categorize the usage of them (использование инструмента Categorize Magnet).

b) Pop the balloon with the new tense only (использование инструмента Balloon Pop). "Andrew has been cooking the dinner for an hour" - correct balloon.

"Andrew has cooked the dinner before Sarah came " - incorrect balloon.

c) Hit the Mole with the new tense only (использование инструмента Whack-a-Mole). "Sarah has been riding a bike for an hour " - correct Mole.

"Sarah has ridden a bike before he came" - incorrect Mole._

2) Подстановочные упражнения._

a) Run to the correct answer zone, avoiding the enemies (использование инструмента Maze Chase). "Sarah ... been reading for 2 hours":

1) have 2) has

b) Drag and drop the pins to their correct place (использование инструмента Labelled Diagram).

c) Use touch or keyboard to fly into the correct answers and avoid the wrong ones (использование инструмента Airplane).

К особенностям такого рода упражнений следует отнести и соревновательный эффект - результат (время и баллы) каждого участника сохраняются и отображаются в формате Top-10 в разделе Leaderboard._

3) Трансформационные упражнения._

Трансформационные упражнения, составленные с помощью Интернет-ресурсов, носят интерактивный и игровой характер, помогая справиться с такими трудностями. Приведем примеры:

a) Express your opinion using the new tense by dragging the items across a sliding scale (использование инструмента Rating Scale).

b) Use an interactive pen or touch-screen to draw. Describe what is going on. Work with your partner (использование инструмента Sketch Pad).

c) Drag and drop words and combinations into blank spaces in the text (использование инструмента Missing Word).

d) An image is revealed slowly. Buzz in when you can answer the question. Write the answer in the correct tense (использование инструмента Image quiz)._

Этап III. Уроки общеметодологической направленности с преобладанием речевых упражнений с применением

_неучебных образовательных Интернет-ресурсов_

1) Применение сайта https://www.penpalworld.com/ - поиск друзей по переписке.

Цель: отработка грамматической темы «Present Simple». «Past Simple», «Sequence of tenses», отработка лексической темы

«Appearance».

1. Учащиеся регистрируются на сайте под координацией преподавателя. Им предлагается изучить анкеты обучающихся из разных стран, определить в каком грамматическом времени они написаны.

2. На основе найденных анкет учащиеся создают свою, используя необходимые грамматические знания.

3. Учащимся предлагается рассказать друг другу, что они указали в своей анкете, используя тему согласования времен.

В дальнейшем, на основе регистрации и анкеты, учащиеся могут продолжать общение и практиковать свои языковые навыки и речевые умения.

2) Применение сайта http://www.lovelyplanet.com - интерактивная карта мира.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель: отработка грамматической темы «to be going to», отработка лексической темы «Place where I live».

1. Учащиеся работают индивидуально, изучают различные страны и города, их местоположение особенности, традиции, кухню. Заносят полученные данные в заранее подготовленные таблицы.

2. Каждый учащийся рассказывает о месте, которое он планирует посетить в будущем, используя конструкцию "to be going to".

3. Учащиеся могут сделать описание выбранного места проведения каникул и оформить информацию для других туристов в виде презентации, выполненной при помощи программы Power Point._

_Этап IV. Постобработка_

Учащиеся могут обмениваться полученной информацией, осуществлять рефлексию (онлайн и офлайн)._

С целью получения достоверных результатов об эффективности предложенного алгоритма была проведена апробация на базе средней общеобразовательной школы г. Оренбурга. В методическом эксперименте принимали участие две группы -контрольная и экспериментальная. Учащиеся контрольной группы обучались по стандартной программе без использования Интернет-технологий в образовательном процессе. Обучающиеся из экспериментальной группы изучали ту же тему, что и контрольная группа, однако материал отрабатывался на основе разработанного алгоритма обучения грамматике с использованием Интернет-технологий на ступени основного общего образования.

До и после обучения на базе разработанного алгоритма с использованием Интернет-технологий было проведено тестирование, целью которого было выявление уровня владения грамматикой. Если сравнить полученные данные, то видно, что учащиеся экспериментальной группы лучше справились с задачей тестирования, показав более высокие результаты по сравнению с учащимися контрольной группы (рис. 1, шкала - в %).

Сравнение результатов тестирования двух групп

60

50

i I. II II

Оценка "удовлетворительно" Оценка "хорошо" Оценка "отлично"

■ контрольная группа ■ экспериментальная группа

Рисунок 1. Сравнение результатов тестирования двух групп после проведения апробации

Так, можно сделать вывод о наличии положительной динамики по итогам апробации, повышении эффективности обучения грамматике в рамках данной конкретной темы, констатировать увеличение числа обучающихся с высоким уровнем развития грамматических навыков и сокращение числа обучающихся со средним уровнем. Средний балл в контрольной группе оказался ниже, чем в экспериментальной.

Выводы. Таким образом, применение представленного авторами исследования алгоритма обучения грамматике английского языка в школе на основе коммуникативного подхода через реализацию Интернет-ресурсов и информационных технологий делает возможным повышение эффективности процесса обучения, при этом, педагог должен предлагать обучающимся функциональные установки, направлять поисковую деятельность, координировать переработку информации и общение онлайн на иностранном языке.

Литература:

1. Азимов, Э.П. Материалы Интернета на уроке / Э.П. Азимов // Иностранные языки в школе. - 2001. - №1. - С. 96.

2. Биболетова, М.З. Программа курса английского языка к УМК Английский с удовольствием: EnjoyEnglish для 2-11 классов / М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева. - Обнинск: Титул, 2013. - 218 с.

3. Бим, И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника / И.Л. Бим. - М., 2007. - 134 с.

4. Владимирова, Л.П. Интернет на уроках иностранного языка / Л.П. Владимирова // Иностранные языки в школе. -2012. №3. - С. 39.

5. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова. - М.: Академия, 2000. - 163 с.

6. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова. - М.: Академия, 2006. - 335 с.

7. Круглова, И.В. Использование НИТ в учебных предметах школьного курса / И.В. Круглова // Вопросы Интернет-образования. - 2006. - №34. - C. 34-36

8. Мильруд, М.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку / М.П. Мильруд. - 2000. - 101 с.

9. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31мая 2021 г. № 286 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202l07050028 (дата обращения: 26.11.21)

10. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287. [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (дата обращения: 26.11.21)

11. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. - М., 1991. - 223 с.

12. Полилова, Т.А., Пономарева, В.В. Внедрение компьютерных технологий в преподавание иностранных языков / Т. А. Полилова // Иностранные языки в школе. - 1997. - №6. - С. 19-21.

13. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 09.03.2021) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.03.2021). Ст. 2 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/c5051782233acca771e9adb35b47d3fb82c9ff1c/ (дата обращения: 23.06.2021).

14. Lahcen, R.A. M. Prioritizing Strategies for a Better Transition to Remote Instruction [Электронныйресурс] / Rachid Ait Maalem Lahcen, Ram Mohapatra, and Baiyun Chen // EDUCAUSE Review. - 2020. - Режимдоступа: https://er.educause.edu/articles/2020/11/prioritizing-strategies-for-a-better-transition-to-remote-instruction

15. Langgeng, Budianto. Webquest: the transformation and innovation in ELT / Langgeng Budianto // JETLe (Journal of English Language Teaching and Learning). - 2020. - № 2 (1). - С. 31-36.

16. LovelyPlanet [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.lonelyplanet.com(дата обращения: 26.07.21).

17. PenpalWorld [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.penpalworld.com/(дата обращения: 26.07.21).

Педагогика

УДК 372.857

кандидат биологических наук, доцент Завальцева Ольга Александровна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); магистрант Томашевская Татьяна Эдуардовна

ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Мишина Ольга Степановна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ТЕХНОЛОГИЯ ЭДЬЮТЕЙНМЕНТ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ БИОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Настоящая статья посвящена проблеме внедрения современных педагогических технологий организации внеурочной деятельности в процессе обучения биологии. Рассмотрено влияние технологии edutainment (игровая технология) в процессе внеурочной деятельность на мотивацию обучающихся к изучению биологии в школе. Данная технология являются одной из уникальных форм обучения. В статье рассмотрены основные функции и характеристики игры в процессе обучения. Приведены результаты экспериментальных исследований по оценке уровня влияния применения технологии edutainment на показатели мотивации и учебных достижений обучающихся по биологии. Результаты работы показали, что технологии эдьютейнмент способны улучшить мотивацию к изучению предмета, а также повысить уровень владения предметным материалом обучающихся. Основная проблема при использовании современных педагогических новаций в практике учителя биологии заключается в методической готовности и грамотности применения инновационных средств, методов и технологий в практической деятельности.

Ключевые слова: технология эдьютейнмент, мотивация, биология, знания, умения, навыки, обучающиеся, внеурочная деятельность.

Annotation. This article is devoted to the problem of introducing modern pedagogical technologies for organizing extracurricular activities in the process of teaching biology. The influence of edutainment technology (game technology) in the process of extracurricular activities on the motivation of students to study biology at school is considered. This technology is one of the unique forms of education. The article considers the main functions and characteristics of the game in the learning process. The results of experimental studies on the assessment of the level of influence of the application of edutainment technology on indicators of motivation and educational achievements of students in biology are presented. The results of the work showed that edutainment technologies can improve the motivation to study the subject, as well as increase the level of knowledge of the subject material of students. The main problem in the use of modern pedagogical innovations in the practice of a biology teacher lies in the methodological readiness and literacy of the use of innovative means, methods and technologies in practical activities.

Key words: edutainment technology, motivation, biology, knowledge, skills, students, extracurricular activities.

Введение. Система образования Российской Федерации находится в состоянии постоянно происходящих изменений. Школьный предмет «Биология» занимает ведущее место в системе образования. Особенностью биологии является то, что её объекты, будучи живыми организмами, являются одновременно и её субъектами. Фундаментальные биологические знания несут важную мировоззренческую нагрузку, ставя перед обучающимися вопросы о возникновении и продолжении жизни, цели и ценности, о происхождении человека, его развитии как в онтогенезе, так и в филогенезе. Ориентация современного общества на развитие естественных наук обусловила новые направления в определении целей биологического образования. Так, например, Суматохин С.В. в качестве основной цели биологического образования определяет формирование естественно-научной грамотности [4]. Ряд авторов считают, что акценты в третьем десятилетии XXI века в ракурсе развития биологического образования сменятся на формирование у обучающихся критического мышления, способности к взаимодействию и коммуникации, творческого подхода к решению жизненно важных задач, т.е. биологическое образование должно быть ориентировано на развитие контекстных, кроссконтекстных и экзистенциальных навыков. Соответственно, для формирования у обучающихся в школе новых навыков и компетенций учителю биологии необходимо применять такие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.