Научная статья на тему 'Технология проблемного диалога в профессиональном образовании'

Технология проблемного диалога в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
506
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИАЛОГ / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна

В статье исследуются основные идеи технологии проблемного диалога, представляющей собой современную образовательную технологию деятельностного типа. Раскрыта сущность технологии проблемного диалога, ее структура, возможности реализации в профессиональном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY PROBLEM DIALOGUE IN VOCATIONAL EDUCATION

The article examines the main ideas of the technology of the problem dialogue, which is a modern educational technology, activity type. The essence of the technology of the problem of the dialogue, its structure, opportunities of realization in professional education.

Текст научной работы на тему «Технология проблемного диалога в профессиональном образовании»

УДК 377.131.14

О.И. ВАГАНОВА, канд. пед. наук, доцент, НГПУ им. К. Минина, e-mail: vaganova_o@rambler.ru

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

O.I. Vaganova

TECHNOLOGY PROBLEM DIALOGUE IN VOCATIONAL EDUCATION

В статье исследуются основные идеи технологии проблемного диалога, представляющей собой современную образовательную технологию деятельностного типа. Раскрыта сущность технологии проблемного диалога, ее структура, возможности реализации в профессиональном образовании.

Ключевые слова: профессиональное образование, образовательная технология, проблемное обучение, диалог, технология проблемного диалога.

The article examines the main ideas of the technology of the problem dialogue, which is a modern educational technology, activity type. The essence of the technology of the problem of the dialogue, its structure, opportunities of realization in professional education.

Keywords: professional education, educational technology, problem solving skills, dialogue, technology problem dialogue.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно -воспитательного процесса.

Педагогическая технология - направление в педагогической науке, которое ставит целью повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение обучающимися запланированных результатов обучения [3].

Введение ФГОС третьего поколения обуславливает необходимость применения в образовательном процессе современных технологий и методов практико-ориентированного обучения, активных и интерактивных форм. Аспект практической реализации современных педагогических технологий на занятиях становится более актуальным. Учить технологично -не значит учить на основе воспроизводства знаний, а значит широко использовать творческие процессы, развивать и репродуктивную, и творческую деятельность обучаемых, достигать запланированного результата в совокупности с усвоением творческого опыта и ценностных отношений. Ориентация на педагогические технологии означает переход от академической (знаниевой) парадигмы к деятельностной, центрированной на студенте.

Овладение методологией творческого преобразования мира становится одной из задач современного профессионального образования. Процесс творчества включает в себя прежде всего открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых методов их решения. В связи с этим проблемное обучение как творческий процесс представляется в виде решения нестандартных научно-учебных задач нестандартными же методами. Если тренировочные задачи предлагаются студентам для закрепления знаний и отработки навыков, то проблемные задачи - это всегда поиск нового способа решения [1].

У выпускника профессионального образовательного учреждения необходимо формировать такие творческие способности, как:

- возможность самостоятельно увидеть и сформулировать проблему;

- способность выдвинуть гипотезу, найти или изобрести способ ее проверки;

- собрать данные, проанализировать их, предложить методику их обработки;

- способность сформулировать выводы и увидеть возможности практического применения полученных результатов;

- способность увидеть проблему в целом, все аспекты и этапы ее решения, а при коллективной работе - определить меру личного участия в решении проблемы.

Элементы проблемного обучения имели место еще в античности, а затем в эпоху Возрождения. Это эвристические беседы Сократа, беседы и диалоги Галилея. Педагогика Ж-Ж. Руссо - проблемные диалоги - были излюбленным жанром века Просвещения. В истории отечественной педагогики примером проблемного изложения материала могут служить лекции К. А. Тимирязева.

Суть проблемной интерпретации учебного материала состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия. Принципиально важен тот факт, что новые знания даются не для сведения, а для решения проблемы или проблем. При традиционной педагогической стратегии - от знаний к проблеме - студенты не могут выработать умений и навыков самостоятельного научного поиска, поскольку им даются для усвоения его готовые результаты. «Потребление» готовых достижений науки не может сформировать в сознании студентов модель будущей реальной деятельности. Авторы проблемного метода придают исключительно важное значение замене стратегии «от знаний к проблеме» на стратегию «от проблемы к знаниям» [1].

Технология проблемного диалога имеет серьезную научную теоретическую и методологическую базу. В теоретическом наследии доктора психологических наук А.М.Матюшкина для Е.Л.Мельниковой определяющими стали два принципа: проблемность и диалогичность. Согласно первому, обучение представляет собой творческий процесс постановки и решения проблем. Согласно второму, обучение строится на диалоге педагога с обучающимися. Иными словами, А.М.Матюшкин доказал, что обучающиеся на занятии могут ставить и решать проблемы, причём непременно в диалоге с педагогом. Эта новая теоретическая идея потребовала разработки соответствующей технологии. Спустя двадцать лет Мельникова Елена Леонидовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент АПКиППРО, Лауреат премии Правительства РФ в области образования, разработала технологию проблемного диалога [2].

Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения - этап формулирования нового знания.

Технология проблемно-диалогового обучения помогает обучающимся самостоятельно открывать знания. На смену монологу приходит диалог. Диалог (от греческого «разговор, беседа») - форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих. Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения обучающиеся осуществляют в ходе специально выстроенного педагогом диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают обучающемуся работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения педагог побуждает обучающихся выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление обучающихся. На этапе постановки проблемы педагог пошагово подводит обучащихся к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Технология проблемно-диалогического обучения включает в себя:

- технологию постановки учебной проблемы;

- технологию поиска решения учебной проблемы;

- творческое воспроизведение знаний.

В процессе проблемно-диалогического обучения обеспечивается творческое усвоение знаний обучающимися посредством специально организованного педагогом диалога. Педагог сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает обучающимся поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему учебного занятия или вопрос для исследования, тем самым вызывая у студентов интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога педагог организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание обучающимися материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

К предметно-содержательным характеристикам проблемного обучения относят:

- тот или иной тип противоречия, выявленного преподавателем совместно с обучающимися;

- отсутствие известных способов решения подобных проблем;

- дефицит данных или теоретических моделей.

- Проблемные задачи выполняют тройную функцию:

- они являются начальным звеном процесса усвоения новых знаний;

- обеспечивают успешные условия усвоения;

- представляет собой основное средство контроля для выявления уровня

результатов обучения.

В рамках технологии разработаны приемы создания проблемной ситуации, и для каждого прописан текст диалога, описаны способы реагирования педагога на предлагаемые обучающимися формулировки учебной проблемы; установлена предметная специфика приемов создания проблемной ситуации [2].

Учебное занятие начинается с проблемной ситуации. При постановке учебной проблемы можно использовать основные три метода: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, сообщение темы с мотивирующим приёмом. Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, вопросов, которые подводят обучающихся к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Наличие неожиданного препятствия вызывает у обучающихся удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос - начинает работать мышление. Нет удивления - нет диалога. Если не удаётся удивить обучающегося, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на уроке. Учитывая многопредметную специфику, проблемную ситуацию можно создавать разными приёмами:

- Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

- Столкнуть разные мнения обучающихся с вопросом или практическим заданием.

- Обнажить житейское представление обучающихся вопросом или практическим

заданием «на ошибку». Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или

наглядностью.

- Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

- Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.

- Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим. Доказать, что задание студентами не выполнено.

- Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)?

- Вы сначала как думали? А как на самом деле?

- Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?

- Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие?

- Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?

Гипотезы, решения, новые данные в науке, кризис традиционных представлений на

поворотном этапе, поиски новых подходов к проблеме - вот далеко не полный перечень тем, подходящих для проблемного изложения. Овладение логикой поиска через историю открытий - один из перспективных путей формирования проблемного мышления. Успешность перестройки обучения с традиционного на проблемное зависит от «уровня проблемности», который определяется двумя следующими факторами:

- степенью сложности проблемы, выводимой из соотношений известного и неизвестного студентом в рамках данной проблемы;

- долей творческого участия обучаемых в разрешении проблемы, как коллективного, так и личного.

Чтобы уровень мотивации студентов в процессе проблемного обучения не понизился, соответственно должен возрастать от курса к курсу уровень проблемности.

Таким образом, технология проблемного диалога представляет собой детальное описание методов постановки и решения проблем, а также их взаимосвязей с формами и средствами обучения. Она обеспечивает творческое усвоение знаний обучающимися посредством диалога с педагогом. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие для вузов/ отв. ред. М. В. Буланова-Топоркова. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 512 с.

2. Мельникова, Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения / Е.Л.Мельникова // Образовательные технологии: сб. мат. - М.: Баласс, 2008. -Вып. 8. - С. 5-55.

3. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К.Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 402 с.

© Ваганова О.И., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.