Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ'

ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

681
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеллект-карт / метод / технология / когнитивная психология / психолингвистик / психосемантика

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Наргис Фагимовна Шагиева

В данной статье рассматриваются результаты исследования в области когнитивной психологии, психолингвистики и психосемантики, которые показали, что с помощью когнитивных карт человек осуществляет обмен информацией с внешним миром. Американский психолог Т. Бьюзен предложил представлять информацию в виде рисунка, структура которого имеет некоторое сходство с деревом ассоциаций, возникающих при размышлении о некотором предмете. Это предложение было внесено в методику преподавания современной школы, где нынешние требования требуют формирование творческой и активнойличности ученика. Сегодня ученик должен уметь самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных проблем, работать с различной информацией, анализировать, обобщать, самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем. В формировании выше сказанных умений учителю помогает метод интеллект-карт. В этой статье будет рассмотрена методика применения ителлект – карты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Наргис Фагимовна Шагиева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Наргис Фагимовна Шагиева

Преподаватель Чирчикского педагогического института

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются результаты исследования в области когнитивной психологии, психолингвистики и психосемантики, которые показали, что с помощью когнитивных карт человек осуществляет обмен информацией с внешним миром. Американский психолог Т. Бьюзен предложил представлять информацию в виде рисунка, структура которого имеет некоторое сходство с деревом ассоциаций, возникающих при размышлении о некотором предмете. Это предложение было внесено в методику преподавания современной школы, где нынешние требования требуют формирование творческой и активнойличности ученика. Сегодня ученик должен уметь самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных проблем, работать с различной информацией, анализировать, обобщать, самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем. В формировании выше сказанных умений учителю помогает метод интеллект-карт. В этой статье будет рассмотрена методика применения ителлект - карты.

Ключевые слова: интеллект-карт, метод, технология, когнитивная психология, психолингвистик, психосемантика.

ABSTRACT

This article discusses the results of research in the field of cognitive psychology . psycholinguistics and psychosemantics, which have been shown. that with the help of cognitive maps, a person exchanges information with the outside world. The American psychologist T. Buzen proposed to present information in the form of a drawing, the structure of which has some similarity to the tree of associations that arise when thinking about a certain subject. This proposal was adopted in the teaching methodology of a modern school, where the current requirements of a modern school are the formation of a creative and active the personality of the student. Today, a student should be able to independently acquire knowledge, apply it in practice to solve various problems, work with various information, analyze, generalize, think critically independently, look for rational ways to solve problems. In the formation of the above-mentioned skills, the teacher is assisted by the method of intelligence maps. The methodology of using the itellect card will be considered here.

Keywords: intelligence maps, method, technology, cognitive psychology, psycholinguistics, psychosemantics.

March, 2022

682

ВВЕДЕНИЕ

Результаты исследований в области когнитивной психологии, психолингвистики и психосемантики показали, что человек осуществляет обмен информацией с окружающим миром, используя так называемые когнитивные схемы, которые сложились у него в результате опыта всей его прошлой жизнедеятельности. Сформированные ранее когнитивные схемы в дальнейшем используются как инструменты для извлечения информации из сигналов окружающей среды. Понимание воспринимаемого элемента мира основывается на поиске в долговременной памяти подходящей когнитивной схемы. Если она найдена, то человек полагает, что он понял значение слова, правильно опознал ситуацию, правильно определил последовательность действий. Если схема отсутствует, то даже простое обнаружение информации может оказаться невозможным, чаще же происходит её частичное или ошибочное восприятие. Случаи адекватного понимания информации встречаются достаточно редко, и учебный процесс не является исключением из этого правила [1].

Для адекватного понимания научной информации в сознании человека (обучающегося) должны быть сформированы специализированные когнитивные схемы:

- значений научных понятий и их взаимосвязей;

- описывающие множество объектов, изучаемых той или иной теорией;

- хранящие информацию о признаках обстановки, в которых необходимо выполнение действий по применению общих и частных научных методов;

- аккумулирующие сведения о правилах исполнения действий, из которых состоят эти методы;

- логических операций, суждений и умозаключений [1].

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ

Технология визуализации ассоциативных связей опирается на теорию ассоциативного мышления и полимодальность человеческого восприятия. В ассоциативных экспериментах доказано, что при восприятии стимульного слова испытуемые обычно отвечают не произвольными словами, а теми, которые как-то связаны с ними (похожие объекты, ситуации или действия), т. е. слова в памяти связаны между собой по определённым признакам. Такие группы взаимосвязанных между собой слов называют ассоциативными сетями.

March, 2022

683

Объединяющие признаки совсем не обязательно связаны только со значениемслов. Сеть значительно полнее описывает слово, связывая с ним не только егозначение, но и весь комплекс ощущений, сопровождающих восприятие слова (цвет, форму, структуру, вкус, запах, переживание эмоциональных состояний и др.), включая и целостный образ, всплывающий в памяти при восприятии слова. Это способствует гораздо более полной интеграции слова в имеющуюся у человека базу знаний и обеспечивает более длительное сохранение его признаков и связей в долговременной памяти. Игнорирование полимодальностивосприятия и хранения информации в ассоциативной памяти резко сужает возможности обучающегося по её сохранению и последующему извлечению [4].

Для преодоления этих негативных эффектов американский психолог Т. Бьюзен предложил представлять информацию в виде рисунка, структура которого имеет некоторое сходство с деревом ассоциаций, возникающих при размышлении о некотором предмете.

Главная цель современной школы - формирование творческой и активной личности ученика. Сегодня ученик должен уметь самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных проблем, работать с различной информацией, анализировать, обобщать, самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем. Задача учителя - вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания. В формировании выше сказанных умений учителю помогает метод интеллект-карт.

Интеллект-карта - это графическое выражение процесса мышления. Метод интеллект-карт предложен американским психологом Тони Бьюзеном. Изучением метода в России занимается профессор Санкт Петербургского университета Бершадская Елена Александровна.

С теоретическими вопросами данного метода можно познакомиться на сайте Михаила Евгеньевича Бершадского.

Эффективность карт связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Левое полушарие отвечает за логику, анализ, упорядоченность мыслей. Правое полушарие - за ритм, восприятие цвета, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно

March, 2022

684

левополушарные ментальные способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления.

Интеллект-карты задействуют оба полушария, формируют учебно -познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности. Поэтому они являются важнейшим инструментом восприятия, обработки и запоминания информации, развития памяти, мышления, речи [5].

Традиционные способы переработки информации трудоёмки и неэффективны. Бьюзен утверждает: «Традиционное конспектирование ведет к неоправданным потерям времени, а именно:

- записывается много ненужной информации;

- теряется время на прочтение впоследствии этой ненужной информации;

- теряется время на повторное прочтение ненужной информации;

- теряется время на поиск ключевых слов [4].

Интеллект-карта имеет ряд преимуществ перед традиционной, линейной формой представления информации:

- легче выделить основную идею, если она размещена в центре листа в виде яркого графического образа;

- внимание концентрируется не на случайной информации, а на существенных вопросах;

- чётко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи находятся ближе к центру, а менее важные - на периферии;

- быстрее и эффективнее запоминается и воспроизводится информация за счёт её разноцветного и многомерного представления;

- структурный характер карты позволяет без труда дополнять её новой информацией (без вычёркиваний, вырезаний, вставок и т.п.) [5].

Кроме этого, процесс построения интеллект-карт делает обучение творческим и увлекательным.

Составляя мыслительные карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации. Деятельность становится наблюдаемой, более того, наблюдаемыми становятся и умения, формирующиеся у обучающихся в процессе деятельности. Метод интеллект-карт позволяет:

March, 2022

685

- формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности;

- формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование,

аннотирование,

участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров и т. д.);

- улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т.д.) обучающихся; ускорять процесс обучения.

Мыслительные карты можно составлять традиционным способом (цветными карандашами), с помощью презентации или специальной программы СопсерШга№ [5].

Как показал опыт, использование этого метода позволяет проводить систематизацию и обобщение знаний динамичнее, а проверку уровня знаний и умений быстрее, а главное - эффективнее для самих обучающихся.

Применение интеллект-карт в обучении школьников дает только положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её.

Мыслительные карты помогают развивать критическое мышление, память и

внимание, а также сделать процесс обучения интереснее, занимательнее и плодотворнее.

Использование этого метода способствует:

- обучению. Избавляет от огромного количества лишней работы. Хорошая помощь при подготовке к экзаменам. На запоминание ключевой информации тратится меньше времени, но наибольший эффект

получается припоследующем воспроизведении;

- концентрации. Внимание концентрируется на задаче естественным образом, без принуждения. Не надо тратить дополнительные усилия на удержание своего внимания;

- запоминанию. На запоминание ученик затратит значительно меньше усилий, чем при обыкновенной зубрежке. У учеников возникает как бы «видение» информации внутренним мысленным

взором;

IM.mh Ml"

https://t.me/ares uz Multidisciplinary Scientific Journal

- мышлению. Мышление становится более чётким и гибким. Творческие способности также активизируются [5].

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Метод обладает уникальной особенностью - позволяет сворачивать огромные массивы информации, не теряя при этом её элементов. Свёрнутая информация, представленная в графической форме, - хорошая опора для развития монологической речи. На уроках литературы карты помогают ребятам составлять рассказ, например, о жизни писателей.

С помощью интеллект-карты обучающиеся учатся пересказывать, выделять ключевые слова, моменты, систематизировать, группировать. При работе с текстом с помощью карты школьники учатся сворачивать и разворачивать информацию; лучше запоминают ее благодаря ассоциациям и оживлению рисунками; могут увидеть все элементы текста.

Таким образом, внедрение метода интеллект-карт в практику преподавания русского языка и литературы способствует развитию предметной компетенции обучающихся, повышению мотивации, активизации деятельности, развитию интеллекта, пространственного мышления, познавательной активности, творческому мышлению, самостоятельному выявлению слабых мест в знании учебного предмета. Интеллект-карта позволяет увидеть, насколько полно ученик усвоил информацию, как её структурировал и связал её элементы между собой.

March, 2022

687

Алгоритм составления творческой умственной карты

(авторы Т. и Б. Бьюзен)

1.Начните в центре чистой страницы.

2.Используйте в качестве центральной идеи изображение.

3.Используйте разные цвета.

4.Подсоединяйте к центральному образу ответвления, соединяйте ветви второго и третьего уровня с первым.

5.Ответвления делайте искривленными, а не прямыми.

6.Пишите по одному слову на строке.

7.Повсюду используйте образы и изображения [4].

Главное помнить, что человеческий мозг не сможет воспринять и запомнить более чем 7 главных ветвей. Это основное и главное правило при составлении грамотной интеллект-карты.

Интеллект-карта легко усваивается человеческим мозгом, который мощнее любого компьютера.

Алгоритм составления интеллект-карты на уроках

Шаг 1. Выбираем тему, идею, предмет, объект, образ, то есть то, о чём

будет интеллект-карта, например: «Сергей Есенин».

Шаг 2. Рисуем (пишем) объёмный, цветной образ темы в середине листа

бумаги.

Шаг 3. Ассоциируем: записываем на отдельном листке всё, что приходит в голову в связи с образом темы, например: Есенин - осень, «Отговорила роща золотая...», «золото осеннее», повеса, хулиган, «Москва кабацкая», любовь, одиночество, поклонники, последователи, имажинизм, образ, клен, береза, изба, фольклор, жеребенок,

March, 2022 Multidisciplinary Scientific Journal

688

«последний поэт деревни», «Русь советская», «Черный человек», «Англетер», «в этой жизни умирать не ново...».

Шаг 4. Наводим «порядок» в словах-ассоциациях (группируем по смыслу):

- осень, «отговорила роща золотая», «золото осеннее»; клен, береза, изба, жеребенок, фольклор, «последний поэт деревни»;

- любовь, одиночество, поклонники, последователи, «имажинизм»;

- повеса, хулиган, «Москва кабацкая», «Русь советская», «Черный человек», «Англетер», «в этой жизни умирать не ново. ».

Шаг 5. Намечаем структуру карты: подбираем ключевые слова и ключевые фразы к сгруппированным словам-ассоциациям:

1.«Захожий богомолец»

2.Трагедия поэта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.«Черный человек»

Шаг 6. К нарисованному образу предмета добавляем ветви - основу структуры. Количество ветвей равно количеству ключевых фраз и ключевых слов.

Шаг 7. Заполняем структуру словами-ассоциациями, размещая их на ответвлениях соответствующих ключевых веток.

Шаг 8. Оживляем карту рисунками, символами.

March, 2022

689

Интеллект-карты имеют следующие отличительные свойства:

- наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.

- привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

- запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается. -своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.

March, 2022

690

-творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

-возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новыеидеи [2].

Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка и литературы даёт обучающимся огромные возможности в процессе обучения:

- адаптироваться к экзаменам;

- развивать общеучебные умения и навыки:

- осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности,

- развивать орфографические и пунктуационные навыки,

- обогащать словарный запас и др. [2]. Данный метод дает возможность учителю:

- повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность обучающихся,

- развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности,

- активизировать деятельность,

- изучать личность обучающихся, выявлять причины их когнитивных затруднений,

- корректировать знания [3]. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Метод интеллект-карт можно использовать на разных типах и формах урока: изучения нового материала, закрепления материала, его обобщения, написания сочинения, доклада, реферата, научно-исследовательской работы, подготовки проекта, презентации, при аннотировании и конспектировании [3]. Главное достоинство метода - его универсальность.

REFERENCES

1.Андерсон Дж. Когнитивная психология. 5-е изд. - СПб.: Питер 2002.

2.Бершадская Е.А. Модель применения метода интеллект-карт в образовании. Эффективные образовательные технологии: Сборник приемов

March, 2022

691

педагогической техники. Инструменты обработки данных. Бланки и раздаточные материалы. Методики диагностики. Электронное периодическое издание. Вып. 2. - М.:ДТО, 2010.

3.Бершадская Е.А. Способы введения метода интеллект-карт в начальной и основной школе. Современные образовательные технологии. Теория и практика: Сборник научных статей и методических материалов / Подред. В.В. Ефимовой. Новокузнецк, 2011. - С. 101-114.

4.Бьюзен Т. Суперинтеллект / Т. и Б. Бьюзен; пер. с англ. Ю.Е. Андреева. 3-е изд. - Мн.: Попурри, 2007. - 400 с.

5.http://bershadskiy.m/mdex/metod_mteПekt_kart/0-32. сайт Михаила Евгеньевича Бершадского.

6. Шагиева, Н. Ф. (2021). БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДИКИ. ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATION AL SCIENCES, 2(8), 535-550.

March, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.