Научная статья на тему 'Использование метода "интеллект-карта" при подготовке Кнаписанию сочинения по истории'

Использование метода "интеллект-карта" при подготовке Кнаписанию сочинения по истории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
544
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЕГЭ / МОТИВАЦИЯ / УМЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНЫЙ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ПАМЯТКА / АССОЦИАЦИИ / INTELLECT CARD / SYSTEM-ACTIVITY APPROACH / UNIFIED STATE EXAM / MOTIVATION / SKILLS / EFFECTIVE LEARNING PROCESS / VISUALIZATION / GRAPHICAL METHOD / TEAM WORK / JOTTING / ASSOCIATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьёва Ольга Валерьевна, Бабкина Татьяна Александровна

Рассматривается один из активных методов обучения метод «интеллект-карта», обосновывается значение и принципы его применения в образовательном процессе, в частности на уроках истории при подготовке к написанию исторического сочинения. В статье представлены рекомендации и пошаговая инструкция по созданию карты. Определены положительные стороны данного метода на уроках истории в качестве нового способа подачи информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING OF THE INTELLECT CARD METHOD DURING THE PREPARATION FOR WRITING STORIES ON HISTORY

The application of the intellect card method in the educational process, in particular, in history lessons in preparation for writing a historical essay, is considered. The article provides recommendations and step-by-step instructions for creating a card. The positive aspects of this method in history lessons as a new way of presenting information are identified.

Текст научной работы на тему «Использование метода "интеллект-карта" при подготовке Кнаписанию сочинения по истории»

Парадигмы обучения

УДК 372.893

Воробьёва Ольга Валерьевна

Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и обществознания, Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, Арзамасский филиал; Российская Федерация, Арзамас, e-mail: vorobev.egor.2017@mail.ru

Бабкина Татьяна Александровна

Студентка историко-филологического факультета, Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, Арзамасский филиал;

Российская Федерация, Арзамас, e-mail: tankistka1278@gmail.com

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА «ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА» ПРИ ПОДГОТОВКЕ КНАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ ПО ИСТОРИИ

Рассматривается один из активных методов обучения - метод «интеллект-карта», обосновывается значение и принципы его применения в образовательном процессе, в частности на уроках истории при подготовке к написанию исторического сочинения. В статье представлены рекомендации и пошаговая инструкция по созданию карты. Определены положительные стороны данного метода на уроках истории в качестве нового способа подачи информации.

Ключевые слова: интеллект-карта, системно-деятельностный подход, визуализация, графический метод, совместная деятельность, ЕГЭ, мотивация, умения, эффективный процесс обучения, памятка, ассоциации.

Olga V. Vorobyova

PhD in Historical sciences, Associate Professor, N. I. Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Arzamas Branch;

Russian Federation, Arzamas

Tatyana A. Babkina

Student at the History and Philology faculty, N. I. Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Arzamas Branch;

Russian Federation, Arzamas

USING OF THE INTELLECT CARD METHOD DURING THE PREPARATION

FOR WRITING STORIES ON HISTORY

Abstract. The application of the intellect card method in the educational process, in particular, in history lessons in preparation for writing a historical essay, is considered. The article provides recommendations and step-by-step instructions for creating a card. The positive aspects of this method in history lessons as a new way of presenting information are identified.

Key words: Intellect card, system-activity approach, Unified State Exam, motivation, skills, effective learning process, visualization, graphical method, team work, jotting, associations.

Для цитирования:

Воробьёва, О. В., Бабкина, Т. А. Использование метода «интеллект-карта» при подготовке к написанию сочинения по истории // Гуманитарная парадигма. 2019. № 2 (9). С. 51-56.

В условиях современного информационного обучения Федеральным государственным образовательным стандартом предусматривается применение таких подходов в обучении, которые способствовали бы формированию у обучающихся умений самостоятельно принимать решения, действовать, думать, ориентироваться в различных ситуациях. Для решения таких задач необходимо наличие соответствующих форм и методов деятельности учащихся на уроке.

Одним из главных подходов в современной структуре обучения является системно-деятельностный подход. Он подразумевает ориентацию педагога на управление самостоятельной учебной деятельностью обучающихся, а также на её поддержку для последующего решения учениками различных актуальных задач. Из этого следует, что в учебном процессе большое внимание уделено формированию у обучающихся целеполагания, оценки, рефлексии, планирования и тем самым повышения эффективности их действий, которая напрямую зависит от степени сформированности умения анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать и др. Развитию умений и навыков способствует применение в образовательной деятельности активных методов обучения. Активные методы обучения характеризуются высокой степенью включённости обучающихся в учебный процесс, активизации их

познавательной и творческой деятельности при решении поставленных задач [1, с. 3].

Одним из способов достижения успеха в процессе обучения является умелое оперирование учеником большим количеством информации. Ценность его выявляется как в ходе поэтапного освоения изучаемого материала, так и в рамках проверки знаний и умений обучающихся при подготовке и сдаче ЕГЭ. Для усовершенствования этого качества рекомендуется применение в обучении метода «интеллект-карта». Интеллект-карта (с англ. mindmap — карта ума, карта разума, ментальная карта, ассоциативная карта) — это современная технология, которая представляет собой процесс визуализации радиантного мышления посредством отображения любой информации, процесса, события, идеи и мысли в графической форме.

Интеллект-карта была разработан психологом Тони Бьюзеном. Будучи студентом, он пытался найти эффективный способ запоминания и группировки информации. Тони Бьюзен выработал правила и способы создания карт и приложил массу усилий для распространения и внедрения данной технологии в различные сферы деятельности человека [2, с. 115].

В отечественной науке аналогичным способом работы с информацией является «метод опорных сигналов или вех» Виктора Фёдоровича Шаталова. В 1970-е годы донецкий педагог В. Ф. Шаталов предложил свою методику, которая поначалу была встречена коллегами учёного скептически. Учебный материал он изображал следующим образом: содержание темы представлялось ключевыми понятиями, значимость и взаимосвязь которых обозначалась подчеркиванием, стрелками, объединением врамки. Созданные таким образом «карточки памяти» обладали компактностью, системной комплексностью и чёткой структурой, что выгодно отличало их от традиционного конспектирования. Однако В. Ф. Шаталовым не было предусмотрено чётких правил построения интеллект-карты [8, с. 84].

Разработка интеллект-карт является продуктивным средством для развития мыслительных операций. При её составлении задействованы оба полушария мозга. Яркое выделение слов, графические изображения закрепляются ассоциативным рядом, что приводит к более лёгкому запоминанию, а затем и воспроизведению информации. Данный метод позволяет уйти от одномерного линейного мышления к многомерному [3; 4]. Инновация заключается в особом визуальном способе представления информации — в передаче её не словами, а образами и цветом. Можно заметить, что рисование карт — более интересное и полезное занятие, нежели занесение информации в базу данных и файлы или записывание монотонного текста на бумаге. Фактически любой текст, событие, идею - всё, что нужно

проанализировать или запомнить, можно представить схематически, нарисовать [1, с. 58-59].

Внедрять данную методику на уроках истории можно начать с 5 класса. На начальном этапе карта используется как наглядный материал, в процессе ознакомления с которым происходит получение новых знаний, закрепление и повторение информации. Она создаётся в процессе совместной деятельности учителя и ученика. Следующим этапом работы является самостоятельное освоение данной технологии [7].

Интеллект-карту как вариант организации учебной деятельности на уроках истории можно использовать при работе с фактами, теорией. Также на уроках истории можно составлять карты об исторических личностях, о конкретных событиях и явлениях в истории. Использование иллюстраций и образов облегчает понимание и запоминание материала [5, с. 838].

В процессе подготовки к ЕГЭ учащиеся могут создавать интеллект-карту как некую памятку для решения второй экзаменационной части, а именно задания 25, предполагающее написание исторического сочинения по конкретному историческому периоду[6].

Например, при подготовке к написанию исторического сочинения по одной из эпох истории России, а именно по советскому периоду 1953-1964 гг., обучающимися может быть составлена соответствующая интеллект-карта (см. рисунок 1).

[%! Й^ Н.СХрущёв^

Х°вой^ааЯ С**Ф^£цЯпсс Ю.А. Гагарин

Рисунок 1 — интеллект-карта по советскому периоду 1953-1964 гг.

Её разработка предлагает следование алгоритму действий:

1. Выбирайте определённую тему, идею, предмет, объект, то есть всё то, о чём будет карта, например: тема нашей карты «Правление Н. С. Хрущева»;

2. Изображайте (пишите или рисуйте) достаточно крупный цветной образ темы в середине листа бумаги.

3. Поразмыслив над выбранной темой, зарисуйте на листе все ассоциации: Н. С. Хрущев, Ю. А. Гагарин, первая атомная подлодка, атомный ледокол, кукуруза, «кузькина мать», Секретарь ЦК КПСС, В. М. Молотов, культ личности, реабилитация, целина, импорт зерна, создание совхозов, «хрущёвки», В. В. Терешкова, Карибский кризис 1962 г., Организация Варшавского договора(ОВД), фестиваль молодёжи и студентов, «оттепель», «холодная война» и т. д.

4. Приведите в порядок ассоциации, группируйте по смыслу:

a) Н. С. Хрущёв, секретарь ЦК КПСС, развенчание культа личности И. В. Сталина, В. М. Молотов;

b) Ю. А. Гагарин, В. В. Терешкова;

c) целина, импорт зерна, создание совхозов, строительство «хрущёвок»;

d) «оттепель», реабилитация, фестиваль молодёжи и студентов;

e) «холодная война», первая атомная подлодка, атомный ледокол «Ленин», образование ОВД, Карибский кризис 1962 г., «Кузькина мать».

5. Определите структуру интеллект-карты. Выделяйте ключевые слова и фразы, а к ним подбирайте ассоциативный ряд, исходя из условий задания по написанию сочинения (например, ключевые слова: первый полёт человека в космос, «холодная война», Берлинская стена, Карибский кризис 1962 г., Н. С. Хрущёв, Ю. А. Гагарин; причинно-следственные связи: 1) обострение отношений между Германией и СССР в период «холодной войны» послужило поводом к возведению Берлинской стены в 1961 году; 2) во время «холодной войны» усилилось противостояние между США и СССР, выражавшееся в прямой военной угрозе, гонке вооружений, а также в расширении зон влияния двух сверхдержав. В 1962 году СССР разместил ракеты на территории Кубы в ответ на размещение США ракетных позиций в Турции, что усилило конфронтацию государств и получило название «Карибского кризиса»; 3) оба события - Карибский кризис и возведение Берлинской стены - являются следствием «холодной войны».

Одно из главных требований: чтение карты ведётся по часовой стрелке, т. е. с правого верхнего угла. Если же изменяется порядок чтения, то блоки следует пронумеровать.

6. Дополняйте ключевые слова и фразы словами-ассоциациями.

7. Придайте карте больше наглядности, добавляя рисунки, символы, графики и всё то, с чем ассоциируются слова.

8. Чтобы не допустить слияния ключевых элементов, отделите их друг от друга цветными блоками. Следует использовать не менее трёх цветов, но и перегружать карту тоже не стоит.

Гуманитарная парадигма

www.humparadigma.ru № 2 (9) — июнь 2019 г.

9. На заключительном этапе установите связи между блоками и их элементами.

Структуру данной памятки можно использовать для разбора и других тем — она универсальная.

Таким образом, на современном этапе развития образования в России применение интеллект-карт на уроках истории даёт положительные результаты. Обучающиеся отбирают главную информацию, анализируют её, объективно оценивают и структурируют, а впоследствии и воспроизводят. Результатами составления мыслительных карт является развитие креативного и критического мышления, памяти, внимания. Процесс обучения и учения становится более интересным, занимательным и плодотворным.

Использование интеллект-карты на уроках истории позволяет мотивировать учащихся к изучению истории не только в рамках урока, но и в процессе внеурочной деятельности; организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу на уроке; отбирать и конструировать учебный материал с учётом возрастных особенностей и умственных способностей обучающихся; организовывать их самостоятельную работу учащихся на уроке и проектную деятельность вне школьных занятий; развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся.

Литература

1. Балан, И. В. Использование ментальных карт в обучении // Молодой учёный. 2015. № 11.1. С. 58-59. URL: https://moluch.ru/archive/91/19343/ (дата обращения: 11.03.2019).

2. Бьюзен, Т. Супермышление / Пер. с англ. Е. А. Самсонова. 4-е изд. Минск : ИД ООО «Попурри», 2007. 229 с.

3. Дмитриева, Х. А., Матвеева, В. В. Технология интеллект-карт как средство формирования УУД // Концепт. 2016. Т. 19. С. 60-64. URL: http://e-k0ncept.ru/2016/56252.htm (дата обращения: 5.03.2019).

4. Каримова, М. А., Гизатулина, О. И. Развитие мышления и творчества на уроках литературы с помощью метода интеллект-карт // Молодой учёный. 2016. № 3. С. 837-841. URL: https://m0luch.ru/archive/107/25788/ (дата обращения: 15.03.2019).

5. Мюллер, Х. Составление ментальных карт: метод генерации и структурирования идей. М. : Омега-Л, 2007. 126 с.

6. Решу ЕГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам: [сайт]. URL: https://hist-ege.sdamgia.ru/

7. Самохина, В. М. Применение интеллект-карт в обучении // Молодой учёный. 2016. № 29. С. 598-600. URL: https://m0luch.ru/archive/133/37192/ (дата обращения: 15.03.2019).

8. Шаталов, В. Ф. Учить всех, учить каждого // Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. М. : Педагогика, 1989. 560 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.