ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ
Т. Ю. Нифонтова
Аннотация. В данной статье рассмотрено использование студентами технического вуза технологии портфолио, позволяющей учесть не только результаты, достигнутые в учебной деятельности, но и уровень сформированности профессиональных компетенций. Дано краткое описание опытно-эксперимен-таль ной работы.
Ключевые слова: портфолио, компетенции, обучение, эффективность, эксперимент, технология.
Summary. The article examines the use of portfolio technology by technical university students which allows to take account not only studies achievements but also the level of their professional competencies. The author also provides a brief description of the experimental work carried out.
Keywords: portfolio, competencies, training, efficiency, experiment, technology.
В современном мире преобразования в социально-экономической сфере обусловили необходимость инновационных процессов в системе высшего образования, ориентацию подготовки специалиста с учетом требований работодателя. Поэтому на первый план выходит задача формирование компетентного специалиста, поиск технологий и средств решения этой задачи. Одним из таких современных средств является технология порт-фолио, обеспечивающая наиболее эффективную оценку профессионального уровня специалиста.
Противоречие между имеющимися в структуре подготовки инженеров возможностями, позволяющими формировать профессиональные компетенции будущих инженеров, и реаль-
но сложившимися требованиями работодателей определило направление нашего исследования [1].
Анализ литературы показал, что '' проблему формирования профессиональных компетенций рассматривали в своих работах Э. Ф. Зеер, Н. В. Кузьмина, Л. М. Митина, В. Н. Введенский, Н. А. Шайденко, Ю. В. Варданян, И. Г Климкович, В. М. Заёнчик и др. Было выявлено, что однозначного подхода к определению понятия «профессиональные компетенции» до сих пор не сложилось.
Большинство авторов профессиональные компетенции инженера рассматривают в двух аспектах: как цель профессиональной подготовки и как промежуточный результат, характеризующий состояние специалиста, осу-
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ
18
ществляющего свою профессиональную деятельность [2]. Специфика инженерной деятельности состоит в том, что, с одной стороны, она является предметно-практической, а с другой - носит социальный характер, обусловленный развитием производственных отношений в обществе.
Многообразие подходов к профессиональным компетенциям будущего специалиста свидетельствует о существовании потребности реализовать авторское видение обозначенной проблемы, поиску новых технологий, опирающихся на самооценку, личностно-ориентированные технологии, аутентичное оценивание результатов достижений выпускников технического вуза [3]. Одной из технологий, удовлетворяющих указанным требованиям, является технология портфолио.
Технология портфолио, позволяющая усилить мотивацию и проследить вертикаль движения самооценки и сформированности профессиональных компетенций, обладает на наш взгляд большим потенциалом, но пока еще не получила широкого развития при использовании в вузах.
Проблему развития и использования технологии портфолио изучали Т. Г Новикова, М. А. Пинская, А. С. Прут-ченков, Е. Е. Федотова и др. Однако к настоящему времени единообразного подхода к определению понятия «портфолио» не сложилось, информация об использовании портфолио в вузах во многом носит проблемный характер [4].
На наш взгляд, задачи и технологию портфолио следует рассматривать, с одной стороны, как процесс формирования ключевых компетенций у будущего специалиста, а с другой - как оценивание выпускника вуза как субъекта рынка труда.
Для проверки гипотезы исследования была проведена опытно-экспериментальная работа. Базой исследования являлся Новомосковский институт (филиал) Российского хи-ми ко-технологического университета им. Д. И. Менделеева. Опытно-экс пе ри мен тальной работой было охвачено 216 студентов дневного отделения, 98 инженеров выпускников механического факультета, по специальности «Машины и аппараты химических производств», 8 преподавателей кафедр «Начертательная геометрия и черчение» и «Машины и аппараты химических производств». Студенты были разделены на две группы: экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ); каждая из групп состояла из 108 человек. Разделение студентов на группы осуществлялось в случайном порядке.
На констатирующем этапе был осуществлен подбор базы и участников эксперимента, проведены: поэлементный анализ каждой структурной составляющей ГОС ВПО по направлению подготовки 241000.62 «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии, биотехнологии» (профиль подготовки «Машины и аппараты химических производств»), анкетирование работодателей, диагностика уровней сформиро-ванности профессиональных компетенций студентов. Для этого мы использовали следующие методики: «Мотивация профессиональной деятельности» А. А. Реана, методика диагностики базовых аналитических умений будущих инженеров, методика количественного исследования самооценки личности С. А. Будасси, методика экспертной оценки эффективности самопрезентации Г. Г Семеновой-Полях [5].
Преподаватель XX
3 / 2011
Таблица 1
Определение начального уровня готовности будущих инженеров к формированию профессиональных компетенций
Группа Начальный уровень готовности, % Показатель ср Коэффициент эффективности V
низкий средний высокий
ЭГ 40 50 10 1,7 0,98
КГ 35,1 56,8 8,1 1,73 -
Были получены следующие результаты (табл. 1).
Показатель С , отражающий количественную оценку готовности будущих инженеров к формированию профессиональных компетенций, определялся по формуле [5]:
а + 2Ь +3с (1)
100
где а, Ь и с - количество студентов, находящихся соответственно на низком, среднем и высоком уровнях готовности.
Коэффициент эффективности V экспериментальной методики, отражающий качественный рост исследуемого критерия, определялся по формуле [5]: —
, (2)
где —р и —р - значения среднего показателя соответственно экспериментальной и контрольной группы.
Как видно из таблицы 1, уровень готовности к формированию профессиональных компетенций в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе практически одинаков.
На формирующем этапе эксперимента мы выделили два направления.
Первое направление обеспечивает создание положительного эмоционального, нравственного и интеллектуального фона на занятиях, формирование положительной мотивацион-но-познавательной сферы, ценност-
ных установок и ориентаций на формирование профессиональных компетенций будущих инженеров. Для реализации этих установок студентам экспериментальной группы были предложены разработанные с участием автора методические рекомендации по использованию технологии портфолио [6].
Разработанный вариант студенческого портфолио предполагает организацию поэтапной деятельности. Вначале студентам разъясняется алгоритм создания портфолио, принципы выбора его типа и особенностей наполнения. Студенты знакомятся с общим перечнем тех документов, которые должны или могут входить в портфолио.
К ним относятся: резюме, автобиография; список учебных курсов по основной области деятельности и связанных с ней областей знаний, дополнительная специализация, тренинги, специализированные семинары и мастер-классы ведущих преподавателей. Список внеучебных мероприятий содержит места учебных и производственных практик, описание карьерного потенциала и профессиональную готовность студента к карьере, а также отзывы и рекомендации ведущих преподавателей, руководителей курсовых проектов, дипломных работ, производственных практик.
Это лишь некоторый перечень того, что должно или может входить в
19
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ
Таблица 2
Тематический план рабочей программы
20
№ Тема, цель занятия Содержание занятия Форма проведения
1 Организационное (вводное). Цель -«погружение» в технологию портфолио Выбор типа портфолио, разработка структуры портфолио, методические приемы оформления портфолио. Планирование деятельности Лекция, обсуждение в группе, дискуссия
2 Документальное оформление портфолио Знакомство с техникой «делопроизводства», оформление деловой документации Форма - практическое занятие, деловые упражнения. Написание автобиографии, резюме, самопрезентации, самоотчета
3 Оценка «первых достижений» Знакомство с технологией и техникой оценки и самооценки, приемы аутентичного оценивания Форма - практическое занятие. Презентации и самопрезентации
4-5 Формирование портфолио Пополнение разделов портфолио Самостоятельная работа по подготовке различных документов
6 Портфолио показательный. Оценка «промежуточных» достижений Анализ успехов студентов Форма - деловая игра. Презентации и самопрезентации
7 «Культура портфолио» Переход от оценки результатов через оценочную обратную связь и восприятие, межличностные коммуникации Форма - дискуссия. Самооценка, групповая оценка
8 Итоговое занятие Анализ и оценка представленных портфолио Экспертная оценка и заключение преподавателя
портфолио. В целом, не существует строго установленных правил по его дизайну и оформлению. Портфолио студентов-инженеров должно быть составлено лаконично, конкретно, быть хорошо организованно, легко читаемо, ясно и понятно без дополнительных объяснений.
Работа на втором направлении формирующего эксперимента осуществлялась непосредственно в ходе образовательного процесса на программном материале базовых учебных курсов и была направлена на активное вовлечение студентов в деятельность по формированию профессиональ-
ных компетенций, сбора и оценки достижений в учебной, общественной, научной деятельности [7]. Для реализации предложенной технологии портфолио нами была разработана специальная программа, реализация которой проводилось в рамках спецкурса «Введение в специальность».
Рабочая программа рассчитана на 8 занятий, продолжительность каждого из которых составляет 45 минут, и предусматривает проведение лекционных и практических занятий, дискуссии, обмен мнениями и т.п. Тематический план рабочей программы представлен в табл. 2.
Преподаватель XX
3 / 2011
Таблица 3
Динамика изменения уровня готовности будущих инженеров к формированию профессиональных компетенций
Группа Уровень готовности на завершающем этапе, % Показатель абсолютного прироста О по показателям:
низкий средний высокий Ср V
ЭГ 5 17,5 52,5 + 0,875 + 0,49
КГ 32 2,7 0 + 0,027 -
Для оценки эффективности предложенной технологии портфолио при формировании профессиональных компетенций будущих инженеров проведена контрольная проверка уровня их сформированности (табл. 3).
Показатель абсолютного прироста G, определяется как разность начального и конечного уровня развития рассматриваемого критерия:
в = П„ - П.„
(3)
где П и П - соответственно
^ кон нач
конечное и начальное значение показателя.
Анализ результатов эксперимента показывает, что уровень готовности студентов экспериментальной группы оказывается выше, чем в контрольной группе.
Таким образом, проведенное исследование подтверждает эффективность предложенной технологии портфолио при подготовке будущих инженеров. В этом случае реализуется системный подход анализа и решения проблемы формирования ключевых компетенций выпускника вуза, основанного на личностно-ориенти ро ванном подходе.
Проектирование образовательной траектории студента с использованием технологии портфолио из инструмента решения внешней проблемы становится инструментом достижения успешности выпускника тех-
нического вуза, одной из оценочных аутентичных норм компетентностей конкурентоспособного специалиста на рынке труда.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шелтон А. Введение в профессиональную педагогику. - Екатеринбург, 2006. -48 с.
2. Зеер Э. Ф., Шахматова О. Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста: Научно-методическое пособие. - Екатеринбург, 1999. - 89 с.
3. Петрунева Р. А., Дулина Н. В., Токарев В. С. О главной цели образования // Высшее образование в России. - 1998. -№ 3. - С. 23-26.
4. Новикова Т. Г., Прутченков А. С., Пинская М. А. Построение различных моделей портфолио // Методист. - 2005. - № 1. - С. 39-43.
5. Иванов Д. Способы и процедуры оценки уровня достижений ключевых компетенций // Школьные технологии. - 2008. -№ 1. - С. 149-158.
6. Нифонтова Т. Ю., Заенчик В. М., Под-колзин А. А., Козлов А. М. Технология портфолио - в помощь студентам: Метод. рек. - Новомосковск: РХТУ им. Д. И. Менделеева, Новомосковский ин-т, 2007. - 29 с.
7. Скок Г. Б. К проблеме качества образования // Качество образования: концепции, проблемы, оценки, управление: Тезисы Всероссийской научно-методической конференции. - Новосибирск, 1998. - С. 78-80. ■
21