Научная статья на тему 'Инновационные технологии формирования успешного выпускника специалиста'

Инновационные технологии формирования успешного выпускника специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО / КОМПЕТЕНЦИЯ / ВЫПУСКНИК ВУЗА / ОБРАЗОВАНИЕ / СПЕЦИАЛИСТ СКС / TECHNOLOGY OF A PORTFOLIO / THE COMPETENCE / THE GRADUATE OF HIGH SCHOOL / EDUCATION / EXPERT OF SOCIAL AND CULTURAL SPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сысоенко А. В.

Среди технологий формирования успешного выпускника специалиста можно выделить личностно-ориентированные, где стержнем образовательной системы выступает личность обучающегося, обеспечение комфортных условий ее развития, реализация ее природных потенциалов. К данным технологиям мы относим и технологию портфолио, которая находится в теснейшей связи с основными образовательными направлениями и ориентирами, такими как ключевые умения и компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative technologies of education of the successful graduate the expert

Among technologies of education of the successful graduate it is possible to allocate the personally-focused ones where personality of a student, maintenance of comfortable conditions of his development, realization of his natural potentials act as a core of educational system. The technology of a portfolio which is in the closest connection with the basic educational directions and reference points, such as key abilities and competences can be studied as one of such technologies.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии формирования успешного выпускника специалиста»

УДК 378

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОГО ВЫПУСКНИКА - СПЕЦИАЛИСТА

Сысоенко А.В.

Среди технологий формирования успешного выпускника - специалиста можно выделить личностноориентированные, где стержнем образовательной системы выступает личность обучающегося, обеспечение комфортных условий ее развития, реализация ее природных потенциалов. К данным технологиям мы относим и технологию портфолио, которая находится в теснейшей связи с основными образовательными направлениями и ориентирами, такими как ключевые умения и компетенции.

Ключевые слова: технология портфолио, компетенция, выпускник вуза, образование, специалист СКС.

A.V. Sysoenko Innovative technologies of education of the successful graduate - the expert.

Among technologies of education of the successful graduate - it is possible to allocate the personally-focused ones where personality of a student, maintenance of comfortable conditions of his development, realization of his natural potentials act as a core of educational system. The technology of a portfolio which is in the closest connection with the basic educational directions and reference points, such as key abilities and competences can be studied as one of such technologies.

Keywords: technology of a portfolio, the competence, the graduate of high school, education, expert of social and cultural sphere.

В условиях модернизации российского образования одной из важнейших проблем является подготовка специалистов социально - культурной сферы (далее специалиста СКС), так как любые преобразования, происходящие в современной системе образования и воспитания, находятся в прямой зависимости от личностных качеств технологов социально - культурной сферы, уровня их профессионально-педагогической компетентности, а также уровня развития мотивационно-ценностной ориентации на свою профессию. В современных условиях стратегическим ориентиром системы образования и воспитания выступает подготовка специалиста СКС способного к восприятию и реализации инноваций в педагогической деятельности, личностному, профессиональному и социальному развитию в контексте новой парадигмы образования «обучение в течение всей жизни». Современный технолог социально -культурной сферы характеризуется творческим, проблемно-педагогическим и критическим мышлением, опирается на новые технологии обучения, интерпретирует их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии.

Одна из главных целей образования - дать человеку возможность стать успешным. Происходящие изменения в российском обществе влияют на переосмысление приоритетов в образовании, определяют новые требования к обучению будущих специалистов.

Образование призвано решать целый комплекс задач, сочетающий в себе новейшие образовательные и воспитательные методики и подходы.

Третье поколение стандартов предполагает формирование у выпускника необходимых компетенций для успешной трудовой деятельности.

Компетенция - это активная часть результата обучения, позволяющая раскрыть навыки, показать умения и продемонстрировать знания. Другими словами, уровень компетенции определяется способностью справляться сос сложными непредсказуемыми ситуациями, позволяет правильно реагировать на конкретные проблемы, брать на себя ответственность и управлять собственной ролью в трудовом процессе, что особенно важно для профессионального образования.

Современная ситуация на рынке труда диктует наличие прямой связи образования с профессиональной успешностью. Традиционная формула «хорошо знаешь математику- будешь хорошим инженером» пошатнулась, так как работодатель вложил в «компетентность» близкую ему идею успешного действия.

Другими словами, он заставил профессиональную школу задуматься: насколько молодой специалист будет продуктивен в своей деятельности при выходе из учебного заведения. Суть компетентностного подхода такова: содержание образования должно быть насыщенным практико

- ориентированными, жизненными ситуациями.

Выпускник вуза должен уметь проектировать собственную образовательную и

профессиональную деятельность в соответствии с национальными и мировыми тенденциями. Одной из современных технологий профессиональной подготовки студента к будущей педагогической деятельности, позволяющей ему эффективно планировать и оценивать процесс и результаты своего обучения является технология портфолио, широко распространенная в зарубежной педагогике. В зарубежной высшей школе, как отмечают исследователи, технология портфолио позволяет непрерывно и последовательно отслеживать профессиональное развитие студента, являясь показателем его готовности к самостоятельной педагогической деятельности.

Однако, несмотря на существующий опыт в области изучения технологии портфолио специалистами различных школ и направлений, до настоящего времени в научной литературе нет единого мнения о сущностных характеристиках технологии портфолио; недостаточно подробно обобщен отечественный и зарубежный опыт его использования в условиях модернизации высшей профессиональной школы; не в полной мере освещены этапы составления и критерии оценки учебного портфолио, педагогические условия использования учебного портфолио в системе подготовки студента к будущей педагогической деятельности. Анализ состояния разработанности проблемы использования учебного портфолио в системе подготовки студента к будущей педагогической деятельности позволил выявить следующие основные противоречия:

• между потребностью в конкурентоспособном специалисте на рынке труда и

отсутствием направленности профессиональной подготовки студентов педагогического профиля на проектирование индивидуальной образовательной деятельности в соответствии с

современными тенденциями развития образования;

• между наличием конструктивного зарубежного опыта использования технологии

портфолио студентов в высших учебных заведениях, позволяющей усилить профессиональную направленность, сформировать ключевые компетенции, проектировать индивидуальную

образовательную деятельность и недостаточной изученностью, фрагментарностью его использования в отечественном педагогическом образовании.

Принципиально важной стороной в современных технологиях является позиция

обучающегося в образовательном процессе, отношение к нему со стороны преподавателя. В этом плане можно выделить личностно-ориентированные технологии, где стержнем образовательной системы выступает личность обучающегося, обеспечение комфортных условий ее развития, реализация ее природных потенциалов. К данным технологиям мы относим и технологию портфолио. Обучение в соответствии с технологией портфолио предполагает самостоятельность студентов, что зачастую выражается в определении целей и задач самими обучаемыми, в выборе приемов, которые являются для них предпочтительными, а также в совместной с преподавателем разработке учебного портфолио; поощрение стремления быть «самим собой»; учет эмоционального состояния обучаемых; целенаправленное формирование учебных умений, ключевых компетенций; использование аутентичных материалов в процессе обучения; перераспределение ролей преподавателя и обучаемого в учебном процессе: ограничение ведущей роли преподавателя, присвоение ему функций помощника, консультанта, советника.

Современное содержание понятия «портфолио» включает в себя совокупность образцов работ и документов, иллюстрирующих возможности и достижения его владельца, форму целенаправленной систематизации, непрерывной самооценки, коррекции результатов и достижений, средство самопрезентации и карьерного роста. Однако все исследователи сходятся в одном, что под портфолио понимается практический замысел, предполагающий самостоятельное целеполагание, планирование, выполнение и оценку деятельности в индивидуальной или групповой работе студентов во внеаудиторное время. По мнению Т.Г. Новиковой, А.С. Прутченкова и др. портфолио как портфель достижений студентов носит междисциплинарный характер и интегрирует информацию из различных областей знаний.

В результате анализа работ зарубежных и отечественных исследователей нами было синтезировано определение понятия «портфолио». Портфолио - это аутентичная, индивидуализированная, ориентированная на системную рефлексию собственной деятельности технология обучения, направленная на реализацию компетентностного подхода.

Обобщение зарубежного и отечественного опыта исследуемой проблемы показало, что технология портфолио находится в теснейшей связи с основными образовательными направлениями и ориентирами, такими как ключевые умения и компетенции, так как часто

оценивается с точки зрения полноты демонстрации основных учебных умений (способности к самоорганизации, самообучению, самооценке, наличие коммуникативных и мыслительных навыков) и содержит свидетельства того, что студенты обладают теми или иными знаниями, умениями и компетенциями.

Разнообразие моделей портфолио, различия образовательных и профессиональных сфер, конкретных целей и требований к комплектованию дали основание для выявления классификации типов портфолио: по видам практико-результативной деятельности; по субъекту деятельности; цели и ситуации использования; по характеру и структуре; по времени создания; по способу обработки и презентации информации; по изучаемой дисциплине.

Процесс внедрения и использования технологии портфолио в каждом регионе и учебном заведении высшего профессионального образования приобретает специфические черты, однако можно выделить наиболее общие принципы построения этой системы. К ним можно отнести:

- ориентация технологии портфолио на развитие личности будущего педагога, на удовлетворение его потребностей, среди которых одно из важнейших мест занимает потребность в непрерывном самосовершенствовании и самореализации;

- демократизация системы подготовки будущих педагогов, которая заключается в доступности, открытости, свободы выбора целей, источников, средств, сроков, оценивания результатов;

- изменение целеполагания обучения и оценивания, заключающаяся в обучении студентов умению учиться, исследовать сложные проблемы, решение которых предполагает сотрудничество, личную ответственность, толерантное отношение;

- проектная деятельность, как обязательная составляющая технологии портфолио предполагает исследование и планирование, от обучаемых требуются умения организовывать своё время и мысли; глубокое проникновение в процессы познания, критика и рефлексия собственной учебной и внеучебной деятельности..

В рамках диссертационного исследования в Казанском государственном университете культуры и искусств на факультете социально - культурной деятельности с сентября 2010 года внедряется технология «Портфолио успешных дел».

Цель портфолио - показать, на что способен профессионал на практике. Студентам предлагается складывать в специальную папочку «портфель доказательств» - грамоты, дипломы и удачные творческие работы.

Портфолио прежде всего необходимо для того, чтобы убедить себя, а убедив себя, специалист сможет убедить других, в том числе и работодателя. В портфолио может быть включено все, что является свидетелем усилий, достижений и прогресса в обучении данного студента, включая отдельные предметы и периоды практического обучения, стажировки, работы и пр. Каждый элемент учебного портфолио должен датироваться, чтобы можно было проследить динамику учебного прогресса.

При оформлении окончательного варианта учебное портфолио должно включать в себя три обязательных элемента:

- краткая аннотация «владельца» портфолио с описанием целей, предназначения данного документа и его краткого описания;

- содержание ( или оглавление) портфолио с перечислением его основных элементов;

- самоанализ и взгляд в будущее.

Данная структура придаст портфолио упорядоченность и удобность в пользовании заинтересованными людьми (работодателями, деловыми партнерами, коллегами). Внешне оно может быть оформлено в виде специальных электронных папок с файлами, в которых систематизируется информация по различным разделам. В дальнейшем из накопленных рабочих материалов готовится мультимедийная самопрезентация.

Для того, чтобы оценить подготовленное портфолио, прежде всего, содержание рекомендуется разбить на следующие категории:

- обязательные - текущие и итоговые результаты (экзаменов, зачетов,курсовых работ);

- поисковые - выполнение сложных проектов ( как индивидуальных, так и ив малых группах), исследование сложной проблемы, решение нестандартных задач;

- ситуативные - приложение изученного материала в практических ситуациях, для

решения прикладных задач, выполнения графических, исследовательских и поисковых работ;

- описательные - составление автобиографии, внедрение дневника текущих событий, написание творческих рефератов и сочинений, эссе;

- внешние - отзывы преподавателей, сокурсников, родителей, а также руководителей практики или стажировки.

Далее осуществляется процентное распределение общей оценки по отдельным категориям и конкретным элементам внутри каждой категории:

1) обязательная категория - 30%;

2) поисковая - 20%;

3) Ситуативная - 20%;

4) Описательная - 25%;

5) Внешняя - 5%.

Сегодня в мире в целом, и в России в частности, растёт понимание того, что показателем высоких образовательных достижений на всех ступенях образования является не репродукция информации, полученной в образовательном учреждении, а те умения и навыки, которые необходимы учащимся для успешной реализации жизненных и профессиональных стратегий после его окончания. Актуальной становится задача поиска таких средств, которые позволят оценить способности студентов выполнять задания в реальной ситуации, самостоятельно находить информацию и получать необходимые знания, решать проблемы, что создаёт для них основания быть успешными в любой деятельности. Традиционные процедуры оценки учебных достижений, основанные, как правило, на тестировании и опирающиеся на пассивное воспроизведение, менее всего ориентируются на эти требования и вызывают всё большую неудовлетворённость профессионалов и широкой общественности. Сложившаяся система контроля и оценивания становится ограничением для развития важнейших поведенческих навыков и ключевых компетенций, которые сегодня востребованы в профессиональном образовании, на большинстве рабочих мест и в повседневной жизни.

Литература:

1. Тазутдинова Э.Х. Учебный портфолио в системе подготовки студента к будущей педагогической деятельности: автореф. дис. канд.пед.наук/ Э.Х.Тазутдинова; - Казань,2010. - С.8

- 13.

2. Косинцева Т.Д. Проблемы формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи в досуговой деятельности: автореф. дис.канд.пед.наук/ Т.Д.Косинцева; - Тюмень, 2005.

- С.15.

3. Дементий Л.И. К поиску личностных оснований достижения успеха/Л.И.Дементий//Личность.Культура.0бщество.-2004.-Вып.4. - С.248-259.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.