Научная статья на тему 'Технология педагогической деятельности по развитию образовательной мотивации учащихся'

Технология педагогической деятельности по развитию образовательной мотивации учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
782
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ГУМАНИТАРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / АКТИВНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL MOTIVATION / TECHNOLOGICAL APPROACH / HUMANE TECHNOLOGY / PEDAGOGICAL SUPPORT / ACTIVITY / EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Примчук Надежда Викторовна

В статье рассматривается технологический подход к развитию образовательной мотивации учащихся. Раскрыта сущность понятия "образовательная мотивация"; определены критерии измерения ее уровня; обозначены условия, обеспечивающие реализацию описываемой технологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Примчук Надежда Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of pedagogical activity on development of students' educational motivation

The article considers a technological approach to development of students' educational motivation. The essence of the concept 'educational motivation' is disclosed; conditions providing the realization of the described technology are specified

Текст научной работы на тему «Технология педагогической деятельности по развитию образовательной мотивации учащихся»

Н. В. Примчук

(Санкт-Петербург)

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ

В статье рассматривается технологический подход к развитию образовательной мотивации учащихся. Раскрыта сущность понятия «образовательная мотивация»; определены критерии измерения ее уровня; обозначены условия, обеспечивающие реализацию описываемой технологии

Интерес к использованию технологического подхода в педагогической деятельности обусловлен его возможностями с большей определенностью предсказывать результаты педагогических процессов и управлять ими; анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование; комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы; обеспечивать благоприятные условия для развития личности; уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека; оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы [2].

Любая технология представляет собой в той или иной мере теоретически осмысленную успешную педагогическую деятельность, в то же время направленную на реализацию научных идей, положений, теорий в практике [3]. Таким образом, технологии педагогической деятельности помогают решать задачу изучения и внедрения теоретических знаний, наработанных в педагогической науке, в образовательную практику. Распространенным средством для решения обозначенной задачи на сегодняшний день выступает разработка и применение гуманитарных технологий в образовательной сфере, среди которых можно выделить технологии влияния, педагогической поддержки, понимания и взаимодействия. Н. М. Борытко подчеркивает специфику гуманитарных педагогических технологий, которая состоит в том, что они в первую очередь акцентируют внимание учителя (или воспитателя) на характере его собственной деятельности по педагогической помощи в самостановлении ребенка [3].

В связи с этим технологию педагогической деятельности по развитию образовательной мотивации учащихся мы рассматриваем как гуманитарную технологию, объектом которой выступает педагогическая деятельность учителя, реализующего данную технологию.

Всестороннее исследование педагогической деятельности по развитию образовательной мотивации учащихся является не только откликом на развитие и широкое внедрение в социальной сфере знания о гуманитарных технологиях, но и попыткой овладеть технологиями мотивации - на основе гуманитарного знания о мотивационных силах, движущих учащимися в их образовательной деятельности.

Актуальность разработки гуманитарной технологии развития образовательной мотивации учащихся обусловлена потребностью педагогической науки и практики в нахождении научно-обоснованных путей разрешения противоречия между осознанием учащимися ценности образования и недостаточно развитой мотивацией для успешного овладения им. Педагогическая практика нуждается в рекомендациях по развитию образовательной мотивации учащихся в условиях изменившихся ценностных ориентаций молодежи. Информация об образовательной мотивации востребована педагогическими коллективами учебных заведений, ее учет может оказать позитивное влияние на педагогическое взаимодействие с учащимися.

Современная специфика педагогического образования связана с повышенными социальными ожиданиями от профессиональной деятельности и личности педагога. Педагогическая наука, реагируя на по-

требности общества, ставит перед учителем такие новые профессиональные задачи, как видеть ученика в образовательном процессе, строить образовательный процесс с учетом образовательных потребностей его участников, создавать и расширять образовательную среду учащихся. Владение педагогами гуманитарной технологией развития образовательной мотивации учащихся будет способствовать продуктивному решению обозначенных задач.

В теории, положенной в основу гуманитарной технологии развития образовательной мотивации учащихся, особое внимание уделяется сущности образовательной мотивации и критериям ее измерения.

Образовательная мотивация учащегося рассматривается как совокупность мотивов образовательной деятельности, которые подразделяются на следующие группы:

- удовольствие от самого процесса образовательной деятельности - стремление приложить усилия, улучшить показатели собственной образовательной деятельности, испытать интеллектуальное напряжение;

- значимость «положительного» результата - достижение образованности: потребность в глубоких и прочных знаниях, стремление к развитию способности решать проблемы в различных видах деятельности;

- «моральная мотивирующая сила» вознаграждения - положительные оценки, стремление к завоеванию авторитета, одобрения, уважения окружающих;

- значимость «непосредственного» результата - получения документа об образовании;

- «материальная мотивирующая сила» вознаграждения - стремление к получению материальной ценности (того, что имеет денежную цену) как поощрению усилий, прилагаемых учащимися в образовательной деятельности, со стороны окружающих;

- принуждающее давление - стремление к приложению усилий в собственной образовательной деятельности, чтобы избежать наказания.

Критериями сформированности образовательной мотивации учащихся выступают:

- доминирующая группа мотивов образовательной деятельности учащегося. Мотивация к определенной деятельности у данного индивида - это совокупность стойких и достаточно сильных мотивов;

- степень активности учащегося в образовательной деятельности. Мы принимаем положение Г. И. Щукиной о том, что понять, зафиксировать, увидеть проявление того или иного мотива или их совокупности можно через оценку активности, проявляемой человеком в данной деятельности).

Доминирующие группы мотивов мы изучаем с точки зрения их позитивного либо негативного характера. Такая классификация групп мотивов допустима только при рассмотрении их доминирования среди других групп.

Доминирующая группа образовательных мотивов является позитивной, если мотивы направлены на деятельность, процесс и результат которой значимы для человека. К таким доминирующим группам относятся: удовольствие от самого процесса образовательной деятельности, значимость для учащегося «положительного» результата деятельности (достижение образованности), «моральная мотивирующая сила» вознаграждения.

Доминирующая группа мотивов рассматривается как негативная, если мотивы проявляются в том, что деятельность, которую осуществляет человек, не представляет для него ценности. Это группы мотивов: значимость для учащегося непосредственного результата деятельности (получение документа об образовании); «материальная мотивирующая сила» вознаграждения; принуждающее давление со стороны окружающих.

В связи с расширением понятия «образование», когда акцент делается не только на приобретении знаний, умений, навыков и способов учебных действий, но и их использовании в различных жизненных ситуациях, образовательная деятельность учащихся имеет такие структурные составляющие, как осуществление учебно-познавательной деятельности и построение собственного образовательного маршрута.

Критериями оценки степени активности учащегося в осуществлении каждой из

структурных составляющих образовательной деятельности выступают: субъект-ность в осуществлении деятельности; понимание логики изучения материала и построения собственного образовательного маршрута; широта образовательной среды учащегося, в которую он включен. Все это позволяет определить степень активности учащегося в осуществлении самой образовательной деятельности.

Определение уровня образовательной мотивации зависит от характера доминирующей группы мотивов и наличия (либо отсутствия) ключевой проблемы в образовательной деятельности учащегося, (например: он не проявляет субъектности и/или не понимает логики осуществления собственной образовательной деятельности и/или ограничена образовательная среда).

Так, высокий уровень образовательной мотивации присущ тем учащимся, у которых выражен позитивный характер доминирующей группы мотивов образовательной деятельности и отсутствуют проблемы в ее осуществлении. Учащиеся, у которых выражены все характеристики образовательной деятельности на позитивном уровне, кроме широты образовательной среды, в которую они включены, имеют уровень выше среднего. Средний уровень образовательной мотивации - у тех учащихся, у которых доминирует группа мотивов позитивного характера, выражена субъектная позиция при осуществлении образовательной деятельности, но ограниченна образовательная среда и имеются затруднения в понимании логики осуществления собственной образовательной деятельности. У учащихся с негативным характером доминирующей группы мотивов, проявляющих субъектную позицию при осуществлении образовательной деятельности, с ограниченной образовательной средой и испытывающих затруднения в понимании логики осуществления собственной образовательной деятельности уровень ниже среднего. Низкий уровень образовательной мотивации характерен для учащихся с негативным характером доминирующей группы мотивов образовательной деятельности, испытывающих затруднения в субъ-ектности, понимании логики и широте осу-

ществления собственной образовательной деятельности.

Используемая нами диагностика уровня образовательной мотивации учащихся содержит анкетные материалы, адаптированные для учащихся и педагогов.

Методика определения доминирующей группы мотивов образовательной деятельности основана на анкетах, в которых учащимся предлагается ряд высказываний, отражающих движущие ими мотивационные силы (например, «меня можно только заставить применить больше усилий для улучшения результатов учебы»). Респондентам предлагается выразить свое согласие или несогласие с каждым из предложенных высказываний путем выбора баллов по шкале от 1 до 5. При обработке анкетного материала заполняется таблица проставленных баллов по каждому высказыванию. В таблице высказывания расположены в соответствии с мотивационными группами, к которым они относятся (например, высказывание, упомянутое выше, располагается в столбце, обозначающим группу мотивов «принуждающее давление»). Тот столбец, в котором сумма баллов окажется наиболее высокой, определит доминирующую группу мотивов образовательной деятельности учащегося.

При выявлении степени активности учащегося в учебно-познавательной деятельности и при построении образовательного маршрута ему предлагается закончить предложения, указав действие из предложенного списка, которое наиболее характерно для него в описываемой педагогической ситуации. Выбор учащегося позволяет оценить его субъектность, понимание им логики и широты осуществляемой им деятельности.

Анкетный материал, адаптированный для педагогов, включает методику определения доминирующей группы мотивов образовательной деятельности учащихся и оценки степени их активности в ее осуществлении как на основе представленных выше критериев, так и на основе суждений педагогов о диагностируемом явлении, получаемых с помощью ответов на вопросы «прямого» характера, например: «Оцените степень активности учащегося в освоении предмета, который Вы преподаете».

Сравнение диагностических данных может проводиться по трем основаниям: совпадение оценок учащихся и педагогов при использовании критериев, совпадение суждений педагогов с оценкой учащихся, совпадение суждений педагога с его же оценкой.

Структура диагностических материалов позволяет выявить объективность оценок на основе критериев, а также стимулировать педагогов к оценке уровня образовательной мотивации учащихся диагностическим путем, а не суждением о мотивах, основанным на собственной интуиции, подкрепленной общественным мнением о приоритетах современной молодежи. Интуитивное представление не всегда адекватно отражает реалии, поэтому актуальной и значимой задачей выступает внедрение в педагогическую практику объективной диагностики образовательной мотивации учащихся, позволяющей как педагогу, так и самому учащемуся производить оценку по инвариантным критериям.

Технологический подход к педагогической деятельности по развитию образовательной мотивации учащихся на основе раскрытого гуманитарного знания о мотивационных силах, движущих учащимися в их образовательной деятельности, в первую очередь проявляется в стратегии деятельности специалиста, реализующего данную технологию. Стратегию педагогической деятельности можно представить следующим образом:

- измерение уровня образовательной мотивации учащегося с помощью диагностики, позволяющей выявить характер доминирующих образовательных мотивов и степень активности учащегося в образовательной деятельности;

- определение формы педагогической поддержки образовательной деятельности учащегося на основе диагностических данных;

- включение учащегося в педагогическую поддержку и ее реализация;

- анализ изменения уровня образовательной мотивации учащегося.

В систему программ и приемов реализации технологии входят средства реализации педагогической поддержки - в форме педагогического консультирования и в форме педагогической помощи.

Цель педагогического консультирования состоит в том, чтобы облегчать процесс преодоления препятствий, трудностей и проблем, мешающих жизненной успешности. Педагог-консультант не решает проблему за ребенка, а лишь помогает ему сделать адекватный выбор из представленных разных вариантов решения проблемы и поддерживает самостоятельные действия ребенка в осуществлении его личностного выбора [5]. Педагогическая поддержка образовательной деятельности учащегося заключается в предоставлении учебного материала сопутствующего характера и применении информационно-содержательных стимулов.

Педагогическая помощь выражается в преодолении препятствий совместно с учащимся с последующим усилением его роли при решении учебных проблем. Педагогическая помощь в образовательной деятельности учащегося осуществляется посредством учебного материала опорного характера и организационно-управленческих стимулов.

Для определения формы педагогической поддержки учащегося в образовательной деятельности необходимы диагностические данные об уровне его образовательной мотивации.

К условиям, обеспечивающим реализацию данной технологии, относится согласованная деятельность всего педагогического коллектива образовательного учреждения, благодаря которой:

- осуществляется развитие коммуникативной компетентности педагогов;

- образовательный процесс строится на основании результатов мониторинга образовательной мотивации учащихся;

- реализуется психолого-педагогиче-ское и методическое сопровождение педагогической деятельности, направленной на развитие образовательной мотивации учащихся внутри образовательного учреждения;

- обновляется материальная база учреждения в соответствии со спецификой его деятельности и развитием современных образовательных технологий.

Коммуникативная компетентность педагога рассматривается как: способность к соотнесению и согласованию своих дейст-

вий с учащимися, коллегами, родителями и т.д.; способность к принятию и восприимчивости партнера по общению; уровень проявления потребности в другом как партнере коммуникации; готовность к гибкому тактичному взаимодействию с окружающими; готовность к рефлексивной деятельности. В качестве составляющих коммуникативной компетентности педагога выделяются: поведенческая готовность к реализации коммуникативного взаимодействия; личностные свойства, обеспечивающие успешное решение коммуникативных задач; знание социальных норм, позволяющее ориентироваться в ситуации коммуникативного взаимодействия; коммуникативные умения, навыки.

Исходя из понимания сущности коммуникативной компетентности педагога можно заключить, что наличие данной компетентности у учителя будет способствовать повышению степени активности учащихся в образовательной деятельности.

Среди достоинств гуманитарной технологии развития образовательной мотивации учащихся можно отметить:

- использование технологии всеми членами педагогического коллектива;

- возможность постоянного контроля за процессом изменения полученных диагностических данных с помощью оценки таких критериев, как субъектность, понимание логики и широта осуществляемой деятельности;

- использование целостного образовательного процесса учебного заведения в ходе реализации технологии.

Возможные риски применения технологии в образовательной практике таковы: отсутствие включенности учащегося в процесс развития образовательной мотивации (непринятие педагогической поддержки); некорректное обращение с диагностическими данными (распространение информации без согласия учащегося).

Специфика гуманитарной технологии развития образовательной мотивации учащихся заключается в возможности ее реализации на трех уровнях: как педагогической задачи, решаемой отдельным педагогом; как согласованной работы педагогического коллектива; как одного из основных

направлений деятельности образовательного учреждения. Эффективность данной технологии обеспечивается одновременностью ее реализации на представленных трех уровнях.

На уровне работы педагога по развитию образовательной мотивации учащихся выделяются две группы условий:

1) условия деятельности педагога, способствующие повышению активности учащихся - профессиональная компетентность педагога, особенно в плане установления взаимоотношений с учащимися; педагогическая поддержка учащихся; содействие современному оснащению образовательного учреждения;

2) условия деятельности учащегося, обеспечивающие повышение его активности в образовательной деятельности - самооценка учащимся активности в собственной образовательной деятельности; определение формы педагогической поддержки совместно с педагогом; включение учащегося в педагогическую поддержку, осуществляемую со стороны педагога; анализ изменения степени активности в собственной образовательной деятельности.

На уровне образовательного учреждения развитие мотивации учащихся рассматривается как: осуществление ком-

плекса условий, создаваемых в ОУ; оценка профессиональной компетентности педагогов; распределение ответственностей между ними за оснащение образовательного учреждения и поддержание его в надлежащем состоянии; мониторинг образовательного процесса, в том числе уровня образовательной мотивации учащихся; реализация психолого-педагогического и методического сопровождения педагогической деятельности, направленной на развитие мотивации учащихся к активной учебной деятельности внутри образовательного учреждения.

Примечание. Исследование выполнено при финансовой поддержке Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга, проект «Гуманитарная технология развития образовательной мотивации учащихся юношеского возраста».

Литература

1. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов / Под ред. В. А. Сластенина. - 8-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 576 с.

2. Интеграция научной, прикладной, социокультурной составляющих подготовки студентов естественнонаучной и математической подготовки средствами гуманитарных технологий: Методическое пособие / В. В. Барабанов, Е. В. Баранова, И. К. Елизарова и др. - СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. - 268 с.

3. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков / Под ред. Н. М. Бо-рытко. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 496 с.

4. Л. Н. Бережнова, В. И. Богословский. Гуманитарные технологии в полиэтнической образовательной среде: предупреждение культурной депривации: Учебное пособие. - СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. - 240 с.

5. Анохина Т. В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Классный руководитель. - 2000. №3. - С.63-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.