Научная статья на тему 'Организация опытноэкспериментальной работы школы по формированию учебноисследовательской деятельности учащихся'

Организация опытноэкспериментальной работы школы по формированию учебноисследовательской деятельности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
509
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TEACHING AND RESEARCH ACTIVITY / SKILLED AND EXPERIMENTAL WORK / RESEARCH SKILLS / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клещева И.В.

Важность формирования учебно-исследовательской деятельности учащихся обозначена в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования. Для того чтобы эффективно организовывать исследовательскую деятельность в школе, требуется выявить и затем экспериментально апробировать определенные педагогические условия, адаптировать предметное содержание школьных дисциплин, осуществить поиск средств и приемов. Поэтому опытно-экспериментальная работа школы по данной проблеме актуальна. В статье описываются логика построения эксперимента и полученные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of educational and research activity of pupils is important. For this you need to identify and verify the pedagogical conditions, change the content of school disciplines, to fi nd means and techniques. Therefore experiment at school on this problem is urgent. In the article the logic of experiment and results are described

Текст научной работы на тему «Организация опытноэкспериментальной работы школы по формированию учебноисследовательской деятельности учащихся»

УДК 373.1 И.В. КЛЕЩЕВА

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра методики обучения математике и информатике, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена E-mail: tigriy@list.ru

UDK 373.1 I.V. KLESHCHEVA

Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of mathematics teaching methods and computer science, Russian State Pedagogical University named after

A.I. Herzen E-mail: tigriy@list.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

0RGANIZATI0N OF SCHOOL EXPERIMENT WORK FOR SHAPING PUPILS' LEARNING

AND RESEARCH ACTIVITIES

Важность формирования учебно-исследовательской деятельности учащихся обозначена в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования. Для того чтобы эффективно организовывать исследовательскую деятельность в школе, требуется выявить и затем экспериментально апробировать определенные педагогические условия, адаптировать предметное содержание школьных дисциплин, осуществить поиск средств и приемов. Поэтому опытно-экспериментальная работа школы по данной проблеме актуальна. В статье описываются логика построения эксперимента и полученные результаты.

Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность, опытно-экспериментальная работа, исследовательские умения.

Formation of educational and research activity of pupils is important. For this you need to identify and verify the pedagogical conditions, change the content of school disciplines, to find means and techniques. Therefore experiment at school on this problem is urgent. In the article the logic of experiment and results are described.

Keywords: teaching and research activity, skilled and experimental work, research skills.

Сегодня особое внимание уделяется развитию инновационного потенциала системы образования. Поэтому одной из основных задач, поставленных перед современным образовательным учреждением, является поиск, создание, внедрение педагогических инноваций, направленных на удовлетворение общественно-государственного заказа и потребностей участников образовательного процесса. Одним из механизмов создания новой педагогической практики является опытно-экспериментальная работа школы.

Современное общество в своем социальном заказе выделяет ряд качеств, которые желательны для выпускника школы и впоследствии для деятельного, самостоятельного успешного молодого человека. К этим качествам относятся умения ориентироваться в быстро меняющемся потоке информации, самостоятельно приобретать знания и применять их на практике, размышлять, сопоставлять разные факты, точки зрения, формулировать и аргументировать собственную позицию и прочие [4]. Поэтому современной школе нужны новые подходы к организации образовательного процесса. В связи с этим, руководствуясь деятель-ностным и компетентностным подходами, возникает необходимость экспериментального изучения возможностей формирования в учебном процессе социально

и личностно значимых видов деятельности учащихся, способствующих развитию указанных умений. В качестве такого вида деятельности мы выбрали учебно-исследовательскую деятельность учащихся (далее УИД).

Опытно-экспериментальная работа школы по формированию УИД учащихся традиционно состояла из нескольких этапов: диагностического, поискового, формирующего, обобщающего.

Основной целью диагностического этапа было изучение современного состояния включения исследовательской деятельности учащихся в учебный процесс и корректировка с учетом изученной практики концептуальных идей и материалов, полученных нами преимущественно теоретически. Для этого использовались методы наблюдения, тестирования учащихся, анкетирования учителей, изучения и обобщения педагогического опыта, индивидуальных бесед. Существенным результатом изучения практики организации УИД в школе стало выявление значимости некоторых факторов (объективных и субъективных), затрудняющих формирование исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения. Укажем эти факторы:

- особенности исследовательского метода (требует много времени, отсроченный результат, необходима адаптация содержания школьных предметов и т. д.);

© И.В. Клещева © I.V. Kleshcheva

- низкие познавательная мотивация и уровень владения учащимися общими и специальными исследовательскими умениями;

- недостаточность соответствующего программного, методического, дидактического обеспечения организации УИД;

- недостаточный уровень подготовленности учителя к организации УИД в школе.

Необходимость нивелировать указанные факторы определила направления нашей дальнейшей экспериментальной работы:

- создание условий для формирования положительной мотивации учащихся к УИД;

- поиск возможностей формирования УИД на программном материале на уроках и на углубленном или межпредметном материале во внеурочное время;

- организация элементов УИД и целостных учебных исследований с учетом возрастных и индивидуальных возможностей учащихся;

- специальная подготовка учителей к организации УИД учащихся.

На поисковом этапе осуществлялось проектирование, пилотная апробация форм, средств и типов заданий по указанным выше направлениям, корректировался уровень сложности разрабатываемых исследовательских заданий, осуществлялся поиск различных форм организации учебного исследования, таких как урок одной исследовательской задачи, урок-консультация, день проектов, мастерская, практическая работа, конкурс исследовательских проектов, ученическая конференция, лаборатория, квест, вебкаста, изменялась последовательность построения учебного материала и прочее. Результатом проведения поискового эксперимента стал выбор оптимальных с точки зрения возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, предметного содержания и временных затрат методических инструментов для эффективной организации УИД, которые системно применялись уже на формирующем этапе эксперимента.

В связи с тем, что роль и функции педагога при организации УИД существенно отличаются от тех, которые учитель выполняет при традиционной трансляции информации ученикам [3], возникла необходимость специальной подготовки и методического сопровождения учителей, организующих УИД учащихся в школе. Поэтому на поисковом этапе эксперимента также велась корпоративная подготовка учителей посредством проведения педсоветов, методических советов, заседаний методических объединений, проектировочных семинаров, вебинаров, индивидуальных и групповых консультаций. В ходе такой подготовки рассматривались выделенные при диагностике актуальные для учителей проблемы, связанные с выявлением ими сферы познавательного интереса ребенка, адаптацией предметного или межпредметного содержания для учебного исследования, отбором эффективных средств, форм, приемов организации УИД, разработкой системы оценивания процесса и результата УИД. При этом оптимальной для

нашего педагогического коллектива оказалась реализация комплиментарной модели сопровождения, которая, сохраняя привычную для педагога стратегию профессиональной деятельности, привносит новые элементы, обогащающие и расширяющие спектр его профессиональных умений. В нашем случае эти умения связаны с овладением учителем новыми приемами организации УИД учащихся на уроке и во внеурочное время. Таким образом, эффективное формирование УИД учащихся определяется соответствующей подготовкой учителя к целенаправленной и системной организации этого вида познавательной деятельности.

Анализируя мотивацию учащихся к осуществлению УИД, мы пришли к выводу о том, что стимулировать познавательные мотивы могут полученные в ходе учебного исследования новые для обучающихся факты, исторические сведения, практическая значимость исследуемых вопросов, внутри- и межпредметные связи, дополнительные исследовательские проблемы, самостоятельно выбранные обучающимися в соответствии с собственными интересами и возможностями. Благоприятны для развития мотивации также разнообразные формы учебного исследования, различные формы проектных продуктов, учет сферы интересов учащихся, исследовательских возможностей учеников. Однако не стоит умалять значимость и социальных мотивов. Тем более что в определенные периоды они становятся доминирующими. Например, в подростковом возрасте ведущей деятельностью является общение со сверстниками [1]. Поэтому при организации УИД для подростков целесообразно выбирать групповые формы исследования, позволяющие удовлетворить потребность в коммуникации с одноклассниками и поддержать тем самым мотивацию к УИД. Важны также подчеркивание учителем значимости исследовательской деятельности и результата учебного исследования, одобрение одноклассников, родителей, администрации школы, общественности. Создавать в школе соответствующую мотивирующую атмосферу помогает и ее взаимодействие с социальными партнерами: вузами и другими организациями образования и культуры не только города, но и страны. Основная миссия социального партнерства в формировании УИД учащихся заключается в том, что ребята окружены сетью разноуровневых исследовательских проектов, исследовательских лабораторий, объединений детей и взрослых, научных, социальных и культурных коммуникаций, совместной учебно-исследовательской деятельностью детей, молодежи, педагогов, ученых. В единое целое в таком случае объединятся и собственно развивающие, обучающие, воспитательные воздействия, педагогически организованная среда, которая стимулирует развитие исследовательского потенциала учащихся.

Взаимовыгодным при этом оказывается взаимодействие между различными контингентами партнеров. Например, многие учителя и школы в целом выражают заинтересованность в установлении взаимодействия с учреждениями высшего профессионального образо-

вания по проблеме курирования исследовательской деятельности школьников, так как учителя школ не обладают достаточным исследовательским опытом, которым, в большинстве своем, обладают преподаватели высшей школы, ведущие не только преподавательскую, но и научную исследовательскую работу. И в процессе такого взаимодействия учителя приобретают недостающие профессиональные знания и умения.

Взаимодействие школы с различными социальными партнерами осуществлялось по различным схемам. Это и работа так называемых «малых факультетов», участие в совместных конференциях, знакомство с деятельностью студенческих научных обществ, выполнение совместных со студентами или преподавателями исследовательских проектов, углубленное изучение профильных предметов.

Анализ взаимодействия в рамках поискового эксперимента позволил обнаружить ряд противоречий:

- между желанием школы работать в контакте с учреждениями, организациями, родителями и стремлением учреждений, организаций, родителей решать свои проблемы с привлечением школы, но без учета интересов и возможностей школы и учащихся;

- между стремлением школы задействовать большее количество участников социума в формировании УИД и индивидуалистическими интересами отдельных социальных партнеров;

- между желанием использовать информационно-коммуникационные, инновационные технологии и недостаточностью технической оснащенности, недостаточными методологическими знаниями у педагогического коллектива школы;

- между стремлением педагогов использовать познавательные интересы учащихся, в частности, связанные с дальнейшей потенциальной профессией, для развития их исследовательских способностей и недостаточными возможностями школы для учета и проявления этих интересов, построения на их основе в УИД.

Поэтому дальнейшее развитие социального партнерства школы уже в рамках формирующего эксперимента было направлено на снятие этих противоречий. Это стало возможным благодаря приобретению четкого понимания и определению администрацией и педагогическим коллективом школы направлений взаимодействия. Такими направлениями стали:

- разработка согласованных познавательных программ, знакомящих учащихся со структурой, содержанием исследовательской деятельности, современными научными и практико-ориентированными проблемами исследования, возможными проблемами учебных исследований;

- помощь в проведении элективных курсов, обучающих семинаров, мастер-классов, лекториев;

- совместная разработка с социальными партнерами образовательных маршрутов учащихся, основанных на организации УИД;

- профессиональные пробы;

- исследовательская практика;

- курирование УИД учащихся;

- экспертиза исследовательских проектов учащихся.

Эффективнее, когда выделенные направления взаимодействия объединены некоторой общей идеей или формой, позволяющей реализовать основную цель партнерства, объединяющей, направляющей, систематизирующей и оптимизирующей все усилия партнеров. В нашем случае такой целью является создание условий для формирования УИД учащихся, а объединяющей формой стал школьный исследовательский клуб, построенный по принципам кросс-возрастного сообщества.

Главной целью формирующего этапа эксперимента стала комплексная реализация стратегии формирования УИД учащихся. Основной замысел этой стратегии может быть представлен «движением» учащихся по трем условным ступеням: 1 ступень - обучение учащихся УИД, 2 ступень - приглашение учащихся к УИД, 3 ступень - инициирование учащимися УИД. В зависимости от своего исследовательского потенциала учащийся может попасть на любую ступень и продолжить свое развитие с нее. Однако движение учащегося по этим ступеням осуществляется не только поступательно, когда учащийся на первой ступени приобретает определенные знания об УИД, затем на второй ступени учится применять эти знания на различных этапах УИД под руководством и с помощью учителя, и на третьей ступени самостоятельно пользоваться приобретенными знаниями и умениями в учебных исследованиях, но и спиралевидно, когда по мере формирования УИД обучающихся, освоения ими новых предметных знаний и метапредметных умений с помощью УИД, выполнение исследований происходит все на более высоком содержательном уровне, с большей степенью самостоятельности. За счет этого происходит знакомство с уже более сложными методами, приемами, способами УИД (на первой ступени), с их последующей отработкой (на второй ступени) и более свободном применении в исследовании (на третьей ступени).

Важным аспектом формирования УИД является мониторинг развития исследовательских возможностей учащихся. Однако стандартная процедура контроля в школе не позволяет объективно оценить те многоаспектные образовательные результаты, которые сопровождают формирование УИД учащихся. Более того, по нашим наблюдениям, традиционные оценочные процедуры даже являются ограничением для развития важнейших исследовательских умений и поведенческих навыков, в частности, формируют боязнь осуществить ошибку, предложить нестандартный или «неправильный» ход решения проблемы, высказать отличное от принятых мнение и другие. В связи с этим мы столкнулись с необходимостью разработки и внедрения дополнительных к существующим эффективных средств мониторинга формирования УИД учащихся.

На формирующем этапе была осуществлена апробация различных методик мониторинга развития иссле-

довательских возможностей учащихся, а именно:

- методика весовых коэффициентов (или взвешенных балльных оценок), состоящая в присвоении всем показателям оценивания УИД или проявлений исследовательского потенциала весовых коэффициентов;

- уровневое оценивание, включающее в себя количественную и качественную дифференциацию различных оцениваемых аспектов УИД по уровням;

- рейтинговое оценивание, отражающее интегральную оценку количества и качества выполненных учащимся исследовательских заданий, равную выраженному в процентах отношению набранных учащимся баллов за определенный период к максимально возможному числу баллов, соответствующему отличному выполнению всех обязательных учебных заданий;

- метод экспертных оценок - представленные частично в количественной, частично в качественной форме оценки лиц, обладающих знаниями и способных высказать аргументированное мнение по эффективности УИД учащихся и развитию их исследовательского потенциала;

- портфолио - способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащегося, связанных с его участием в УИД, за определенный период времени [2].

В итоге была определена целесообразность использования тех или иных элементов указанных методик в различных случаях. Например, весовые коэффициенты - при оценивании решения учебно-исследовательских задач, экспертные оценки на конкурсах и конференциях, рейтинг - для оценивания и стимулирования выполнения различных исследовательских заданий в течение продолжительного учебного отрезка (изучение темы, четверть, триместр, учебный год), портфолио - при работе над исследовательским проектом.

На обобщающем этапе осуществлялся анализ результатов опытно-экспериментальной работы, систематизация и обобщение полученных экспериментальных данных, осмысление педагогами-экспериментаторами опыта работы по исследуемой теме, диссеминация этого педагогического опыта, рефлексия логики проведенного исследования, представление результатов, определение эффективности применения разработанных материалов, выявление перспектив дальнейшего исследования данной проблемы.

Полученные в ходе опытно-экспериментальной работы результаты можно условно разделить на 3 группы:

1. Научно-методическое обеспечение организации УИД в школе, содержащее:

- обоснование целесообразности и возможности организации УИД учащихся на основе интегрированного подхода к обучению;

- разработка показателей и диагностических методик сформированности УИД;

- определение организационно-педагогических условий эффективной организации УИД;

- описание научно обоснованной стратегии организации учебно-исследовательской деятельности

учащихся, в которой уточнены цели, место, характер деятельности, модели ее встраивания в учебный и внеу-чебный процессы;

- сетевой электронный ресурс для учащихся по осуществлению УИД, включающий в себя описание этапов УИД, рекомендации по их выполнению, обучающие ролики, возможные темы исследований, законченные исследовательские проекты, информацию о проведении школой и социальными партнерами исследований, конференций, конкурсов;

- сетевой электронный ресурс для учителей, содержащий практико-ориентированные материалы и методические рекомендации по организации УИД школьников.

2. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся школы и повышение качества подготовки выпускников за счет

- знакомства со структурой и содержанием УИД;

- формирования исследовательских и других ме-тапредметных (информационных, регулятивных) умений учащихся;

- расширения и углубления объема знаний школьной программы по различным предметам,

- создания атмосферы заинтересованности в повышенном уровне образования;

- создания ученических личностно и социально значимых исследовательских проектов;

- совершенствования и развития коммуникативных умений школьников в условиях участия в научном диспуте;

- создания и работы школьного исследовательского клуба.

3. Обновление качества профессиональной деятельности учителей школы за счет овладения ими такими гуманитарными технологиями, как организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся, развития собственных исследовательских и проектных умений, привития вкуса к активной профессиональной деятельности.

Об эффективности проведенной работы свидетельствуют следующие показатели:

- положительная динамика формирования УИД учащихся по результатам диагностики;

- увеличение количества учащихся, инициативно осуществляющих УИД;

- организация деятельности школьного исследовательского клуба;

- увеличение количества участников ученических конференций, конкурсов, форумов;

- повышение качества ученических учебных исследований и проектов;

- формирование профессиональных умений учителей организовывать и руководить УИД учащихся (увеличение количества учителей, организующих УИД учащихся на уроках; организация деятельности школьного исследовательского клуба во внеурочное время; подготовка учеников к участию в конференциях, конкурсах, форумах различного уровня).

В заключение коснемся управленческого аспекта осуществления опытно-экспериментальной работы школы. В связи с этим были выделены и реализованы следующие основные аспекты управления.

1. Средством организационно-управленческой деятельности являются различные локальные акты: положение о ведении опытно-экспериментальной работы, распоряжение о создании рабочей группы педагогов-экспериментаторов, программа опытно-экспериментальной работы, планы реализации этапов опытно-экспериментальной работы, положение о деятельности школьного исследовательского клуба, положение о школьной научно-практической конференции, положение о конкурсе исследовательских проектов учащихся и другие.

2. Управление осуществляется на основе деятель-ностного подхода и может быть представлено системной реализацией следующих действий:

- изучение потребностей школы в инновационной деятельности, опытно-экспериментальной работе;

- готовность педагогического коллектива школы осуществлять эту деятельность;

- проектирование опытно-экспериментальной работы и оснащение её необходимыми ресурсами;

- разработка программы реализации опытно-экспериментальной работы;

- коллегиальное выстраивание модели образовательного процесса с учетом инновации;

- индивидуализированное включение педагогов в опытно-экспериментальную работу по направлениям, позволяющим не только осуществлять эксперимент, но и обеспечивать развитие профессиональных компетент-ностей педагога;

- мониторинг опытно-экспериментальной работы школы;

- возможность оперативно обмениваться информацией;

- сбор и анализ информации об эффективности образовательной деятельности школы;

- регулирование инновационной деятельности школы на основе результатов анализа.

3. Повышение квалификации педагогов по проблеме эксперимента с помощью курсовой подготовки, корпоративных ресурсов (методические советы, работа методических объединений, семинары, консультации и прочее).

4. Наличие общественно-профессиональной экспертизы результатов опытно-экспериментальной деятельности:

- обсуждение докладов на конференциях различного уровня;

- заседания районного экспертного совета при администрации района Санкт-Петербурга;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- педагогическая экспертиза школы сотрудниками информационно-методических центров и специалистами районных отделов образования, Комитетом по образованию;

- информирование педагогической общественности и других заинтересованных лиц (родителей, социальных партнеров) о ходе и результатах эксперимента размещением информации на сайте школы.

Таким образом, описанная опытно-экспериментальная работа позволила организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся на новом организационном, содержательном и качественном уровне, а также повысить качество подготовки педагогических кадров для работы в современной школе, отвечающей вызовам времени.

Библиографический список

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «Модек», 2001. 352 с.

2. Клещева И.В. Педагогическое сопровождение учебно-исследовательской деятельности учащихся методом процессфолио // Образование и общество: научный, информационно-аналитический журнал. 2014. № 1 (84). С. 32-36.

3. Клещева И.В. Стратегия подготовки будущих учителей математики к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена: Научный журнал. 2011. № 139. С. 121-128.

4. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Режим доступа Ийр://минобрнауки.рф/ документы /543 [Электронный ресурс]

References

1. Bozovich L.I. Problems of formation of the personality. M.: Moscow Psychological and Social Institute, Voronezh: NPO Modek, 2001. 352 p.

2. KleshchevaI.V. Pedagogical support of teaching and research activities of pupils by processfolio // Education and Society: Science, information and analytical magazine. 2014. № 1 (84). Pp. 32-36.

3. Kleshcheva I.V. Strategy of training of future mathematics teachers for the organization of teaching and research activities of pupils // Bulletin of the Russian State Pedagogical University of A. I. Herzen: 2011. № 139. Pp. 121-128.

4. Federal state educational standards of the general education. [Electronic resource]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.