УДК: 373.1 ББК: 74.2
Клещева И.В.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ
Kleshcheva I.V.
ORGANIZATION OF EXPERIMENT IN SCHOOL FOR FORMATION OF TEACHING AND RESEARCH ACTIVITIES OF PUPILS
Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность, опытно-эксперименталь-наяработа, эксперимент, исследовательские умения.
Keywords: teaching and research activity, skilled and experimental work, experiment, research skills.
Аннотация: важность формирования учебно-исследовательской деятельности учащихся обозначена в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования. Для того, чтобы эффективно организовывать исследовательскую деятельность в школе, требуется выявить и затем экспериментально апробировать необходимые для этого педагогические условия, адаптировать предметное содержание школьных дисциплин, осуществить поиск действенных средств и приемов. Поэтому организация опытно-экспериментальной работы школы по данной проблеме актуальна. В статье описываются логика построения эксперимента и полученные результаты.
Abstract: formation of educational and research activity of pupils is important. For this you need to identify and verify the pedagogical conditions, change the content of school disciplines, to find means and techniques. Therefore experiment at school on this problem is actual. In article the logic of experiment and results are described.
Сегодня особое внимание уделяется развитию инновационного потенциала системы образования. В настоящее время инновации в сфере образования - это уже не отдельные явления, не случайные находки. Педагогические инновации задают вектор развития образовательного пространства и отдельных учреждений образования, и образовательных систем городов, регионов, страны. Поэтому одной из основных задач, поставленных перед современным образовательным учреждением, является поиск, создание, внедрение педагогических инноваций, направленных на
удовлетворение общественно-
государственного заказа и потребностей участников образовательного процесса.
Одним из механизмов решения данной задачи на ступени общего образования является опытно-экспериментальная работа школы. В педагогической науке опытно-экспериментальная работа
интерпретируется как инновационная деятельность учителя, направленная на создание нового вида педагогической практики, развивающейся на основе научно-обоснованных педагогических идей и технологий1. Результатом опытно-экспериментальной работы является новый или усовершенствованный образовательный продукт или образовательная услуга, эффективно используемый в практической педагогической деятельности и готовый к распространению. В связи с этим к результатам опытно-экспериментальной работы предъявляются требования новизны, технологичности, эффективности,
востребованности.
В настоящее время в системе общего образования особо актуальны проблемы,
Паукова, Л.Н., Курганский, С.М. Организация опытно-экспериментальной работы в образовательном учреждении. Ханты-Мансийск: РИО ИРО, 2009. С. 14.
отражающие различные аспекты реализации федеральных государственных
образовательных стандартов. Так, стандартами задаются личностные, метапредметные, предметные
образовательные результаты, которые желательны для выпускника школы и впоследствии для деятельного,
самостоятельного успешного молодого человека. Поэтому современной школе нужны новые подходы к организации образовательного процесса,
обеспечивающие устойчивое достижение заданных образовательных результатов. При выборе темы опытно-экспериментальной работы мы выделили среди этих результатов умения ориентироваться в быстро меняющемся потоке информации, самостоятельно приобретать знания и применять их на практике, размышлять, сопоставлять разные факты, точки зрения, формулировать и аргументировать собственную позицию 1. Названные умения лежат в основе социально и личностно значимых видов деятельности учащихся: проектной, поисковой, исследовательской. В связи с этим, руководствуясь деятельностным и компетентностным подходами, возникла необходимость экспериментального
изучения возможностей целенаправленного формирования в учебном процессе одного из видов активной познавательной деятельности - учебно-исследовательской деятельность учащихся (далее УИД). Наш выбор обусловлен, во-первых,
значительным образовательным и развивающим потенциалом УИД, который обеспечивает не только овладение исследовательским методом познания, но и способствует развитию важных личностных качеств, метапредметных умений, обогащению предметных знаний, самообразованию и саморазвитию. Во-вторых, сложностью эффективной организации УИД в школе, продиктованной несоответствием специфических
особенностей самой деятельности и
Федеральные государственные
образовательные стандарты общего образования. Режим доступа Ы1р://минобрнауки.рф/документы /543
преобладающих условий осуществления образовательного процесса. Таким образом, формирование учебно-исследовательской деятельности учащихся представляется актуальной темой опытно-
экспериментальной работы.
Опытно-экспериментальная работа школы по формированию УИД учащихся состояла из нескольких этапов: диагностического, поискового,
формирующего, обобщающего.
Основной целью диагностического этапа было изучение современного состояния включения исследовательской деятельности учащихся в учебный процесс и корректировка с учетом изученной практики концептуальных идей и материалов, полученных нами
преимущественно теоретически. Для этого использовались методы наблюдения, тестирования учащихся, анкетирования учителей, изучения и обобщения педагогического опыта, индивидуальных бесед с разными субъектами исследовательской деятельности.
Существенным результатом изучения практики организации УИД в школе стало выявление значимости некоторых факторов (объективных и субъективных),
затрудняющих формирование
исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения. Укажем эти факторы:
- особенности исследовательского метода (требует много времени, отсроченный результат, необходима адаптация содержания школьных предметов и т. д.);
- низкие познавательная мотивация и уровень владения учащимися общими и специальными исследовательскими умениями;
- недостаточность соответствующего программного, методического, дидактического обеспечения организации УИД;
- недостаточный уровень подготовленности учителя к организации УИД в школе.
Необходимость нивелировать
указанные факторы определила
направления нашей дальнейшей
экспериментальной работы:
- создание условий для формирования положительной мотивации учащихся к УИД;
- поиск возможностей формирования УИД на программном материале на уроках и на углубленном или межпредметном материале во внеурочное время;
- организация элементов УИД и целостных учебных исследований с учетом возрастных и индивидуальных возможностей учащихся;
- специальная подготовка учителей к организации УИД учащихся.
На поисковом этапе осуществлялось проектирование, пилотная апробация форм, средств и типов заданий по указанным выше направлениям, корректировался уровень сложности разрабатываемых исследовательских заданий, осуществлялся поиск различных форм организации учебного исследования, таких как урок одной исследовательской задачи, урок-консультация, день проектов, мастерская, практическая работа, конкурс
исследовательских проектов, ученическая конференция, лаборатория, квест, вебкаста, изменялась последовательность построения учебного материала и прочее. Результатом проведения поискового эксперимента стал выбор оптимальных с точки зрения возрастных и индивидуальных
особенностей учащихся, предметного содержания и временных затрат методических инструментов для
эффективной организации УИД, которые системно применялись уже на формирующем этапе эксперимента.
В связи с тем, что роль и функции педагога при организации УИД существенно отличаются от тех, которые учитель выполняет при традиционной трансляции информации ученикам1, возникла необходимость специальной подготовки и методического
сопровождения учителей, организующих УИД учащихся в школе. Поэтому на
Клещева, И.В. Стратегия подготовки будущих учителей математики к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся // Известия Российского государственного
педагогического университета имени А.И. Герцена: Научный журнал. 2011. № 139. С. 121-128.
поисковом этапе эксперимента также велась корпоративная подготовка учителей посредством проведения педсоветов, методических советов, заседаний методических объединений,
проектировочных семинаров, вебинаров, индивидуальных и групповых консультаций по различным вопросам формирования УИД учащихся. В ходе такой подготовки рассматривались выделенные при диагностике актуальные для учителей проблемы, связанные с выявлением ими сферы познавательного интереса ребенка, адаптацией предметного или
межпредметного содержания для учебного исследования, отбором эффективных средств, форм, приемов организации УИД, разработкой системы оценивания процесса и результата УИД. При этом оптимальной для нашего педагогического коллектива оказалась реализация комплиментарной модели сопровождения, которая, сохраняя привычную для педагога стратегию профессиональной деятельности, привносит новые элементы, обогащающие и расширяющие спектр его
профессиональных умений. В нашем случае эти умения связаны с овладением учителем новыми для него приемами организации УИД учащихся на уроке и во внеурочное время. Таким образом, эффективное формирование УИД учащихся определяется соответствующей подготовкой учителя к целенаправленной и системной организации этого вида познавательной деятельности.
Анализируя мотивацию учащихся к осуществлению УИД, мы пришли к выводу о том, что стимулировать познавательные мотивы могут полученные в ходе учебного исследования новые для обучающихся факты, исторические сведения,
практическая значимость исследуемых вопросов, внутри- и межпредметные связи, дополнительные исследовательские
проблемы, самостоятельно выбранные обучающимися в соответствии с собственными интересами и
возможностями. Благоприятны для развития мотивации также разнообразные формы учебного исследования, различные формы проектных продуктов, учет сферы интересов учащихся, исследовательских
возможностей учеников. Однако не стоит умалять значимость и социальных мотивов. Тем более что в определенные возрастные периоды они становятся доминирующими для ребят. Например, в подростковом возрасте ведущей деятельностью является общение со сверстниками1. Поэтому при организации УИД для подростков целесообразно выбирать групповые формы исследования, позволяющие удовлетворить потребность в коммуникации с одноклассниками и поддержать тем самым мотивацию к УИД. Важны также подчеркивание учителем значимости исследовательской деятельности и результата учебного исследования, одобрение одноклассников, родителей, администрации школы, общественности. Создавать в школе соответствующую мотивирующую атмосферу помогает и ее взаимодействие с социальными партнерами: вузами и другими организациями образования и культуры не только города, но и страны. Основная миссия социального партнерства в формировании УИД учащихся заключается в том, что ребята окружены сетью разноуровневых исследовательских проектов,
исследовательских лабораторий,
объединений детей и взрослых, научных, социальных и культурных коммуникаций, совместной учебно-исследовательской деятельностью детей, молодежи, педагогов, ученых. В единое целое в таком случае объединятся и собственно развивающие, обучающие, воспитательные воздействия, педагогически организованная среда, которая стимулирует развитие
исследовательского потенциала учащихся.
Взаимовыгодным при этом
оказывается взаимодействие между различными контингентами социальных партнеров. Например, многие учителя и школы в целом выражают
заинтересованность в установлении взаимодействия с учреждениями высшего профессионального образования по проблеме курирования исследовательской деятельности школьников, так как учителя
Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «Модек», 2001. 352 с.
школ не обладают достаточным исследовательским опытом, который, в большинстве своем, имеют преподаватели высшей школы, ведущие не только преподавательскую, но и научную исследовательскую работу. И в процессе такого взаимодействия учителя
приобретают недостающие
профессиональные знания и умения.
Взаимодействие школы с различными социальными партнерами осуществлялось по различным схемам. Это и работа так называемых «малых факультетов», участие в совместных конференциях, знакомство с деятельностью студенческих научных обществ, выполнение совместных со студентами или преподавателями исследовательских проектов, углубленное изучение профильных предметов.
Анализ взаимодействия в рамках поискового эксперимента позволил обнаружить ряд противоречий:
- между желанием школы работать в контакте с учреждениями, организациями, родителями и стремлением учреждений, организаций, родителей решать свои проблемы с привлечением школы, но без учета интересов и возможностей школы и учащихся;
- между стремлением школы задействовать большее количество участников социума в формировании УИД и индивидуалистическими интересами отдельных социальных партнеров;
- между желанием использовать информационно-коммуникационные, инновационные технологии и недостаточностью технической оснащенности, недостаточными методологическими знаниями у педагогического коллектива школы;
- между стремлением педагогов использовать познавательные интересы учащихся, в частности, связанные с дальнейшей потенциальной профессией, для развития их исследовательских способностей и недостаточными возможностями школы для учета и проявления этих интересов, построения на их основе в УИД.
Поэтому дальнейшее развитие социального партнерства школы уже в
рамках формирующего эксперимента было направлено на снятие этих противоречий. Это стало возможным благодаря приобретению четкого понимания и определению администрацией и
педагогическим коллективом школы направлений взаимодействия. Такими направлениями стали:
разработка согласованных
познавательных программ, знакомящих учащихся со структурой, содержанием исследовательской деятельности,
современными научными и практико-ориентированными проблемами
исследования, возможными проблемами учебных исследований;
- помощь в проведении элективных курсов, обучающих семинаров, мастер-классов, лекториев;
- совместная разработка с социальными партнерами образовательных маршрутов учащихся, основанных на организации УИД;
- профессиональные пробы;
- исследовательская практика;
- курирование УИД учащихся;
- экспертиза исследовательских проектов учащихся.
Эффективнее, когда выделенные направления взаимодействия объединены некоторой общей идеей или формой, позволяющей реализовать основную цель партнерства, объединяющей,
направляющей, систематизирующей и оптимизирующей все усилия партнеров. В нашем случае такой целью является создание условий для формирования УИД учащихся, а объединяющей формой стал школьный исследовательский клуб, построенный по принципам кросс-возрастного сообщества.
Главной целью формирующего этапа эксперимента стала комплексная
реализация стратегии формирования УИД учащихся. Основной замысел этой стратегии может быть представлен «движением» учащихся по трем условным ступеням: 1 ступень - обучение учащихся УИД, 2 ступень - приглашение учащихся к УИД, 3 ступень - инициирование учащимися УИД. В зависимости от своего исследовательского потенциала учащийся
может попасть на любую ступень и продолжить свое развитие с нее. Однако движение учащегося по этим ступеням осуществляется не только поступательно, со ступени на ступень, когда учащийся на первой ступени приобретает определенные знания об УИД, затем на второй ступени учится применять эти знания на различных этапах УИД под руководством и с помощью учителя, и на третьей ступени самостоятельно пользоваться
приобретенными знаниями и умениями в учебных исследованиях, но и спиралевидно в рамках одной ступени, когда по мере формирования УИД обучающихся, освоения ими новых предметных знаний и метапредметных умений с помощью УИД, выполнение исследований происходит все на более высоком содержательном и организационном уровне, с большей степенью самостоятельности. За счет этого происходит знакомство с уже более сложными методами, приемами, способами УИД (на первой ступени), с их последующей отработкой (на второй ступени) и более свободном применении в исследовании (на третьей ступени).
Формирование отдельных элементов УИД осуществлялось преимущественно в урочное время посредством использования учителем специальных методических средств организации учебных
исследований: проблемных ситуаций, творческих мастерских, исследовательских лабораторий, учебно-исследовательских задач. Но специфика исследовательской деятельности такова, что участия в фрагментарных учебных исследованиях недостаточно для комплексного развития соответствующих исследовательских
умений учащихся. Поэтому необходимо включение школьников в полный завершенный цикл исследования, например, в разработку исследовательского проекта. Такая работа уже не может проводиться только в рамках урока в силу ограниченных временных, содержательных,
организационных условий. А
регламентировать внеурочную
исследовательскую деятельность в школе достаточно проблематично. В поисках такого организационного инструмента мы
опробовали возможности факультатива, кружка, предметных недель, конференций, но наиболее продуктивным для нас оказалось проведение конкурса
исследовательских проектов учащихся.
Такой конкурс позволяет не только определить организационные аспекты подготовки и представления
исследовательских работ обучающихся, но и, обладая в силу своей специфики соревновательными стимулами,
способствует развитию мотивации к УИД всех участников образовательного процесса, созданию общей исследовательской атмосферы в школе, распространению полученных учащимися результатов среди одноклассников, информированию
учащихся о достижениях науки, возможностях применения научных знаний в практике.
Важным аспектом формирования УИД является мониторинг развития
исследовательских возможностей учащихся. Однако стандартная процедура контроля в школе не позволяет объективно оценить те многоаспектные образовательные
результаты, которые сопровождают формирование УИД учащихся. Более того, по нашим наблюдениям, традиционные оценочные процедуры даже являются ограничением для развития важнейших исследовательских умений и поведенческих навыков, в частности, формируют боязнь осуществить ошибку, предложить нестандартный или «неправильный» ход решения проблемы, высказать отличное от принятых мнение и другие. В связи с этим мы столкнулись с необходимостью разработки и внедрения дополнительных к существующим эффективных средств мониторинга формирования УИД учащихся.
На формирующем этапе была осуществлена апробация различных методик мониторинга развития
исследовательских возможностей учащихся, а именно:
- методика весовых коэффициентов (или взвешенных балльных оценок), состоящая в присвоении всем показателям оценивания УИД или проявлений исследовательского потенциала весовых коэффициентов
- уровневое оценивание, включающее в себя количественную и качественную дифференциацию различных оцениваемых аспектов УИД по уровням
- рейтинговое оценивание, отражающее интегральную оценку количества и качества выполненных учащимся исследовательских заданий, равную выраженному в процентах отношению набранных учащимся баллов за определенный период к максимально возможному числу баллов, соответствующему отличному выполнению всех обязательных учебных заданий
- метод экспертных оценок -представленные частично в количественной, частично в качественной форме оценки лиц, обладающих знаниями и способных высказать аргументированное мнение по эффективности УИД учащихся и развитию их исследовательского потенциала
- портфолио - способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащегося, связанных с его участием в УИД, за определенный период времени 1.
В итоге была определена целесообразность использования тех или иных элементов указанных методик в различных случаях. Например, весовые коэффициенты - при оценивании решения учебно-исследова-тельских задач,
экспертные оценки на конкурсах и конференциях, рейтинг - для оценивания и стимулирования выполнения различных исследовательских заданий в течение продолжительного учебного отрезка (изучение темы, четверть, триместр, учебный год), портфолио - при работе над исследовательским проектом.
На обобщающем этапе осуществлялся анализ результатов опытно-экспериментальной работы, систематизация и обобщение полученных экспериментальных данных, осмысление педагогами-эксперимен-таторами опыта работы по
Клещева, И.В. Педагогическое сопровождение учебно-исследовательской
деятельности учащихся методом процессфолио // Образование и общество: научный, информационно-аналитический журнал. 2014. № 1 (84). С. 32-36.
исследуемой теме, диссеминация этого педагогического опыта, рефлексия логики проведенного исследования, представление результатов, определение эффективности применения разработанных материалов, выявление перспектив дальнейшего исследования данной проблемы.
Полученные в ходе опытно-экспериментальной работы результаты можно условно разделить на 3 группы:
1. Научно-методическое обеспечение организации УИД в школе, содержащее:
- обоснование целесообразности и возможности организации УИД учащихся на основе интегрированного подхода к обучению;
- разработка показателей и диагностических методик сформированности УИД;
- определение организационно-педагогических условий эффективной организации УИД;
- описание научно обоснованной стратегии организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, в которой уточнены цели, место, характер деятельности, модели ее встраивания в учебный и внеучебный процессы;
- сетевой электронный ресурс для учащихся по осуществлению УИД, включающий в себя описание этапов УИД, рекомендации по их выполнению, обучающие ролики, возможные темы исследований, законченные исследовательские проекты, информацию о проведении школой и социальными партнерами исследований, конференций, конкурсов;
- сетевой электронный ресурс для учителей, содержащий практико-ориентиро-ванные материалы и методические рекомендации по организации УИД школьников.
2. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся школы и повышение качества подготовки выпускников за счет
знакомства со структурой и содержанием УИД,
- формирования исследовательских и других метапредметных (информационных, регулятивных) умений учащихся,
расширения и углубления объема знаний школьной программы по различным предметам,
создания атмосферы
заинтересованности в повышенном уровне образования,
создания ученических личностно и социально значимых исследовательских проектов,
совершенствования и развития коммуникативных умений школьников в условиях участия в научном диспуте,
создания и работы школьного исследовательского клуба.
3. Обновление качества
профессиональной деятельности учителей школы за счет овладения ими такими гуманитарными технологиями как организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся, развития собственных исследовательских и проектных умений, привития вкуса к активной профессиональной деятельности.
Об эффективности проведенной работы свидетельствуют следующие показатели:
- положительная динамика формирования УИД учащихся по результатам диагностики;
- увеличение количества учащихся, инициативно осуществляющих УИД;
- функционирование школьного исследовательского клуба;
- увеличение количества участников ученических конференций, конкурсов, форумов;
- повышение качества учебных исследований и проектов;
- формирование профессиональных умений учителей организовывать и руководить УИД учащихся (увеличение количества учителей, организующих УИД учащихся на уроках; организация деятельности школьного исследовательского клуба во внеурочное время; подготовка учеников к участию в конференциях, конкурсах, форумах различного уровня);
- удовлетворенность разных субъектов образовательного процесса организацией и результатами УИД;
востребованность разработанных материалов педагогами других
образовательных учреждений;
- увеличение социальных партнеров школы.
В заключение коснемся
управленческого аспекта осуществления опытно-экспериментальной работы школы. В связи с этим были выделены и реализованы следующие основные аспекты управления.
1. Средством организационно-управленческой деятельности являются различные локальные акты: положение о ведении опытно-экспериментальной работы, распоряжение о создании рабочей группы педагогов-экспериментаторов, программа опытно-экспериментальной работы, планы реализации этапов опытно-экспериментальной работы, положение о деятельности школьного исследовательского клуба, положение о школьной научно-практической конференции, положение о конкурсе исследовательских проектов учащихся и другие.
2. Управление осуществляется на основе деятельностного подхода и представлено системной реализацией следующих действий:
изучение потребностей школы в инновационной деятельности, опытно-экспериментальной работе;
готовность педагогического
коллектива школы осуществлять эту деятельность;
проектирование опытно-экспериментальной работы и оснащение её необходимыми ресурсами;
разработка программы реализации опытно-экспериментальной работы;
коллегиальное выстраивание модели образовательного процесса с учетом инновации;
индивидуализированное включение педагогов в опытно-экспериментальную работу по направлениям, позволяющим не только осуществлять эксперимент, но и обеспечивать развитие профессиональных компетентностей педагога;
- мониторинг опытно-экспериментальной работы школы;
- возможность оперативно обмениваться информацией;
- сбор и анализ информации об эффективности образовательной деятельности школы;
регулирование инновационной
деятельности школы на основе результатов анализа.
3. Повышение квалификации педагогов по проблеме эксперимента с помощью курсовой подготовки, корпоративных ресурсов (методические советы, работа методических объединений, семинары, консультации и прочее).
4. Наличие общественно-профессиональной экспертизы результатов опытно-экспериментальной деятельности:
обсуждение докладов на
конференциях различного уровня,
заседания районного экспертного совета при администрации того района Санкт-Петербурга, в котором расположена школа,
педагогическая экспертиза школы сотрудниками информационно-методических центров и специалистами районных отделов образования, комитетом по образованию,
информирование педагогической общественности и других заинтересованных лиц (родителей, социальных партнеров) о ходе и результатах эксперимента размещением информации на сайте школы.
Таким образом, описанная опытно-экспериментальная работа позволила формировать учебно-исследовательскую деятельность учащихся на новом организационном, содержательном
качественном уровне, а также повысить качество подготовки педагогических кадров для работы в современной школе, отвечающей вызовам времени.
Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 2 (18) 2015
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «Модек», 2001. - 352 с.
2. Клещева, И.В. Педагогическое сопровождение учебно-исследовательской деятельности учащихся методом процессфолио // Образование и общество: научный, информационно-аналитический журнал. - 2014. - № 1 (84). - С. 32-36.
3. Клещева, И.В. Стратегия подготовки будущих учителей математики к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена: Научный журнал. -2011. - № 139. -С. 121-128.
4. Паукова, Л.Н., Курганский, С.М. Организация опытно-экспериментальной работы в образовательном учреждении. - Ханты-Мансийск: РИО ИРО, 2009. - 152 с.
5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Режим доступа Ы*р://минобрнауки.рф/документы /543