УДК 159.99
DOI 10.33463/2072-8336.2019.4(491.063-072
ТЕХНОЛОГИЯ «ОТСЛЕЖИВАНИЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ» В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ НА ОСНОВЕ ХОЛОДИНАМИЧЕСКОГО ПОДХОДА
М. Е. Киричкова
Для цитирования
Киричкова, М. Е. Технология «отслеживания переживания» в психологическом консультировании на основе холодинамического подхода / М. Е. Киричкова // Прикладная юридическая психология. - 2019. - № 4(49). - С. 63-72. - DOI : 10.33463/2072-8336.2019.4(49).063-072.
/24 /С^I Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative I Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению особенностей психологического консультирования клиентов, направленного на повышение их субъ-ектности, способности справляться с травматическими жизненными ситуациями на основе холодинамического подхода. В конце 80-х годов прошлого столетия основатель холодинамики В. Вульф ввел в психологическую практику понятие «холодайн», характеризуя его как подсознательную мыслеформу, самоорганизующуюся систему хранения информации, являющуюся графической многомерной голограммой, аккумулирующей и преобразующей энергию и информацию прошлого опыта, отношений, переживаний, воображения субъекта, влияющую, определяющую и формирующую его модель поведения
© Киричкова М. Е., 2019
и активность, состояния, самочувствия. В статье демонстрируется процесс «отслеживания» холодайна - технология, разработанная В. Вульфом, позволяющая психологу работать с деструктивными структурами и переживаниями клиента путем усиления его интуитивных процессов, выявления подсознательных мыслеформ, трансформации и прояснения вариантов для дальнейшего развития потенциального Я.
В результате работы с холодайном с помощью данной технологии клиент из пассивного и страдающего носителя проблем и психологических травм прошлого трансформируется в субъекта, способного не только разрешать противоречия, возникающие на жизненном пути, но и планировать свою жизнедеятельность, воплощать новые замыслы, стремиться к самосовершенствованию и раскрытию своего высшего потенци-
ала, то есть достижению качественно нового уровня субъектности.
Ключевые слова: холодинамиче-ский подход, холодайн, резонанс, психологическое консультирование, принципы холодинамики, «отслеживание», трансформация, перепроживание, интеграция.
В психологической практике особую важность имеет подход, на позициях которого стоит психолог. Практикующие психологи одну и ту же проблему решают существенно разными способами. Вокруг каждого направления со временем постепенно группируются «свои» клиенты, которым помогает именно этот метод [19].
В современных подходах к психологическому консультированию при всем их различии можно констатировать общее в понимании сущности роли психолога, который интуитивно, проникаясь проблемой клиента, в попытках уйти от состояния «объять необъятное» использует моделирование как специфическую форму отражения, позволяющую ему переработать и синтезировать поступающую от клиента информацию [9, 10].
Как известно, в науке дифференцируются два основных способа переработки информации - логический и интуитивный, соответствующие двум противоположным тенденциям в психологическом восприятии действительности: правополушарной - интегрирующей и левополушарной - аналитической [21]. В исследованиях доказан факт, что для решения проблемы важна гармонизация обоих полушарий, при которой правое полушарие обеспечивает широкое видение проблемы и энтузиазм, а левое - структурирует проблему и планирование ра-
боты с ней. Наш практический опыт показывает, что работа психолога с клиентом по сути его запроса, построенная на гармонизациии активности обоих полушариев, обеспечивается в холодинамическом подходе расширением горизонта восприятия проблемы, включением предыдущего опыта жизненных ситуаций самого клиента, его связи с опытом семьи, рода, рассмотрением проблемы на шести уровнях анализа Я-концепции по В. Вульфу, что позволяетдостичь равновесия в активности субъекта. Соответственно в процессе проработки проблемы (в частности, в рамках технологии отслеживания) за счет гармонизации работы полушарий и расширения видения ситуации происходит ее переоценка, осмысление, трансформация и видение перспектив открытия новых ресурсов и возможностей.
В конце 1980-х - начале 1990-х годов в Москве под руководством В. Вульфа и К. Ректора было проведено несколько холодинамических конференций и обучающих программ. Хо-лодинамика совмещает в себе многие научные положения и концепции, и прежде всего она объединяет современные достижения в области квантовой физики и нейрофизиологии, биологии, психологии (рис. 1).
Развивая идеи своих предшественников, В. Вульф ввел в конце 1980-х годов понятие «холодайн», рассматривая его как подсознательную мыслеформу, самоорганизующуюся систему хранения информации, являющуюся графической многомерной голограммой, аккумулирующей и преобразующей энергию и информацию прошлого опыта, отношений, переживаний, воображения субъекта, влияющую, определяющую и форми-
Рис. 1. Научные подходы и концептуальные идеи, синтезированные В. Вульфом в холодинамическом подходе
рующую его модель поведения и активность, состояния, самочувствия.
Холодинамический инструментарий позволяет получить доступ к первичным самоорганизующимся информационным структурам человеческой психики (холодайнам) с целью решения поставленной проблемы, «отследить», трансформировать деструктивные формы в позитивные и интегрировать уже зрелые формы в жизнедеятельность субъекта.
В. Вульф сформулировал базовые принципы холодинамического подхода в психологическом консультировании [7, с. 9-10]:
1. Внешнее отражает внутреннее (закон отражения). Рефлексия.
2. Подобное притягивает подобное. Закон сохранения энергии. Явление резонанса. Зеркальные нейроны.
3. Во всем лежит основополагающий порядок - скрытый порядок. Нет проблемы, которая не имеет решения, которая не имела бы внутри себя встроенный урок.
4. Я-концепция по В. Вульфу (шесть уровней развития психики): физический, личностный, межличностный, социальный, принципиальный, универсальный.
5. Синтез между рациональным (ле-вополушарным с «частичным» фокусом) и интуитивным (правополушар-ным с «волновым» фокусом) мышлением, образуя «холодинамическую плоскость», дает синергетический эффект.
6. Трансформация («отслеживание» - фокус внимания во внутренний мир человека и «потенциализация» -во внешний мир) холодайна - изменение резонирующих частот, исходящих
от познающего субъекта. Принцип голографии.
7. Я или Я-потенциальное - главный управляющий холодайн каждого человека. Я - индивидуально и универсально, являющееся нераздельной частью единого, динамичного целого.
8. Холодайн (образ) - единица сознания, универсальный инструментарий для решения психологических проблем.
Основатель холодинамики показал, что источниками формирования холо-дайнов субъекта являются (рис. 2):
- генетически передаваемая информация;
- субъективный жизненный опыт, получающий запечатление в форме чувств, ощущений и переживаний;
- образы желаемого будущего (воображение);
- коллективное бессознательное или параллельные миры, где вещи существуют до того, как их видят чувственной сферой, - глубинный уровень бессознательного, являющегося результатом предшествующего филогенетического опыта человечества.
Согласно В. Вульфу, холодайны действуют посредством резонанса [2; 6, с. 18; 2, с. 9]. Холодайн проблемы одного человека резонирует схо-лодайном проблемы другого или же с холодайном целой группы (тренинг «Психологический резонанс», Хох-лова Л. П.,1989 г.) и передает таким образом информацию, «...никакая ап-
паратура и никакие биохимические методы не способны так понять эмоциональное состояние другого человека и повлиять на него, как это может сделать человек» [2, с. 31]. Именно благодаря этому процессу происходит восстановление чувствительности к восприятию каузальных, синхронистических связей. Наблюдение за внешним миром и объяснение той или иной ситуации (рациональное мышление) позволяет понимать причинно-следственные связи, а способность наблюдать за внутренними субъективными состояниями, мыслями, чувствами, предчувствиями, а также интуитивно связывать их с определенными внешними событиями (интуитивное мышление) [16] проявляет синхронистические связи,что предполагает гармонизацию правого и левого полушарий и повышает жизнестойкость субъекта.
Предложенная В. Вульфом техника «отслеживания» холодайна[6, с. 125] или кластера холодайнов позволяет работать с деструктивными структурами, такими как печаль, гнев, страх, различными зависимостями, вредными привычками, психосоматическими заболеваниями, заниженной самооценкой, чувством вины и дает возможность провести психологическую работу безболезненно,в экологически мягкой форме, воздействуя на человека, не заставляя его подчиниться какой-либо необходимости.
Рис. 2. Истоки формирования холодайнов (по В. Вульфу)
«Отслеживая» негативные мысле-образы (холодайны), мы проникаем в бессознательное и достигаем наиболее глубинных внутренних препятствий, затем, трансформируя (меняя резонансные частоты) эти структуры, мы открываем двери взаимопониманию, любви, согласию, уверенности, самореализации, целостности, внутренней гармонии и миру с собой, и тогда происходят необратимые перемены к лучшему - достигаются цели, решаются поставленные задачи, значительно улучшается здоровье, человек чувствует жизнь наполненной, проявляется чувство собственного достоинства, подлинной близости, происходит раскрытие творческого потенциала человека в разных сферах деятельности.
В результате работы с холодайном с помощью процедуры «отслежвания» клиент из пассивного и скорбного носителя проблем и психологических травм трансформируется в субъекта, способного не только разрешать противоречия, возникающие в процессе жизненного пути, но и планировать свою деятельность, воплощать ее в различных формах жизни, что способствует самосовершенствованию и раскрытию высшего потенциала личности и повышению уровня субъектности.
Представим процедуру холодинамического «отслеживания» переживания клиента во время психологической консультации.
Клиентка С., 51 год (письменное разрешение на публикацию имеется).
Проблема. В разводе с 34 лет. Воспитывала сына одна с 7лет. Бывший супруг платил алименты (высылал по почте). 2,5 года назад бывший супруг умер (онкология). С. вместе с сыном принимали активное участие в похоронах.
Необходимо отметить, что за 1,5 года до смерти восстановилось общение и даже была оказана помощь сыну в покупке квартиры. Спустя полгода сын вступил в наследство на оставленное отцом имущество. В день смерти и в день рождения отца и бывшего супруга О. С. вместе с сыном посещают кладбище. Основная занятость С. - работа, имеет хобби, посещает театры. Последних три года сексуальных контактов не было.
Ранее клиентка С. обращалась с проблемами межличностных отношений на работе.
Технология отслеживания осуществляется по пятиступенчатому алгоритму, позволяющему последовательно проработать проблему и трансформировать ее из негативного, деструктивного переживания, являющегося серьезным жизненным препятствием для субъекта, до качественно нового уровня, характеризующегося изменением субъективного состояния, наполненностью жизненной энергией и мотивацией к дальнейшему личностному развитию (протокол № 1).
Протокол № 1.
1. Определение проблемы цели и получение доступа к образу (холодайну).
Психолог: Светлана, с чем Вы сегодня хотели бы поработать? Опишите, в чем состоит Ваша проблема?
Клиентка: Находясь на отдыхе за городом в пансионате, приятно было наблюдать за пожилыми парами, как они помогают друг другу, как внимательно общаются, такое тепло между ними струится. Мне взгрустнулось... слезы... Ну что это я все одна и одна, работаю и работаю (С. - координатор проекта клиники функциональной медицины, ранее строящейся, в настоящее время открывающейся), и работы непочатый
край. В выходные дни стараюсь подрабатывать (имеет хобби, пошив изделий). От чего я убегаю... скрываюсь... в этой работе...слезы... Холодно, а порою даже больно одной. Ранее никогда не смотрела сериалы, а сейчас смотрю, и, как назло, все пары на экране, птицы за окном на дереве и то в парах. А я потеряла чувствительность, сторонюсь мужчин, я «схлопываюсь» в их присутствии. Я устала от одиночества.
Психолог: Я правильно Вас понимаю, что Вы устали от одиночества? Какие чувства Вы испытываете сейчас?
Клиентка: Да. Мне некомфортно. Не нравится мое состояние сейчас. Хочется закрыться. Грусть какая-то и страх... страх одиночества.
Психолог: Как отзывается проблема в Вашем теле? Какое место в теле она занимает?
Клиентка: Дискомфорт в теле, в большей степени в левой стороне и переходит в нижнюю часть тела, в ноги, чувствую отечность ног.
Психолог: На что это похоже?
Клиентка: Мусорная корзина.
Психолог: Какой формы? Плотности?
Клиентка: Конусообразная, черная, металлическая, в сеточку, с новым пакетом внутри, а там валяются: огрызки, сломанные карандаши и ручки, мятая бумага, мокрые тряпки.
Психолог: Что Вы еще чувствуете?
Клиентка: Пренебрежение.
Психолог: Посмотрите на образ (хо-лодайн) со стороны. Что еще Вы видите? Готов ли данный образ с Вами общаться?
Клиентка: Стоит себе в сторонке, никому не мешает... меня увидела, желает общаться.
Психолог: Как Вы думаете, подходящий ли сейчас момент, чтобы вернуться в то время, когда этот образ (холодайн)
впервые появился в Вашей жизни? И что там происходит?
Клиентка: Да, подходящий. Появился в тот момент, когда мне было лет 6-7. Я спала, ко мне в кровать лег троюродный брат 14 лет, приехавший к нам в гости. Я проснулась от того, что между моих ног я ощутила что-то теплое и скользкое... Больше я ничего не помню, кроме дикого страха, ужаса внутри и стыда, и то, что не могу рассказать родителям.
Психолог: Как эта ситуация отзывается в твоем теле?
Клиентка: Возмущение, мозг «закипает».
2. Поиск глубинного положительного намерения образа (холодайна).
Психолог: Поблагодарите образ (холодайн) за то, что он проявил себя. Отнеситесь к образу (холодайну) с любовью за то, что он взаимодействует с Вами. Спросите его, что ты делаешь для меня? Когда ты делаешь это, что ты получаешь?
Клиентка: Этот образ показывает мне, как не должно быть: накиданности, наброшенности. Это когда ты голодный и ешь, что под руку попадается, не задумываясь. Я понимаю, что я не удовлетворена собой при всей моей активности и ухоженности. Корзинка - она как учитель. Несет знания, делится знаниями, получая удовольствие.
Психолог: Чего на самом деле хочет корзинка?
Клиентка: Корзинка на самом деле хочет отдать свое содержимое потоку ветра. и вот легкий ветерок закручи-ваетупавшую листву с деревьев и вместе с этим и содержимое корзинки... Я чувствую легкость в теле, оживление, предвкушение.
Психолог: Легкость в теле... оживление. предвкушение. Что еще происходит?
Клиентка: Вау... у корзинки появляется свобода, отдых, путешествия.
Воспоминания о путешествиях в прошлом, о погружении с аквалангом в море. Яркие краски, потрясающие незабываемые ощущения. неписаный закон дайверов, коснувшись дна, необходимо встать на колени и поаплодировать, затем поднятие вверх..
Психолог: Какое глубинное намерение образа (холодайна)?
Клиентка: Я иногда очень глубоко погружаюсь в дела и долго там пребываю, «зависаю». Вот там глубоко пребывать не стоит. Нырнула, сделала дело, вынырнула и гуляй смело. А я трачу себя, изыскиваю все резервы, чтобы выйти из этого состояния, страдаю, а внешне бантики, шарики. Улыбается. Что-то я давно не отдыхала.
3. Трансформация незрелого (образа) холодайна в зрелый образ.
Психолог: Попробуйте создать зрелый образ (холодайн), который содержит все, что нужно незрелому образу (холодайну). Что не хватает ему?
Клиентка: Не хватает пространства, некой силы. Ветер подхватывает и несет, там сила, танец присутствует. Не хватает направления, мечты. Я перестала мечтать.
Психолог: Когда Вы мечтаете, то что происходит?
Клиентка: Это как прыжок. Ранее я мечтала путешествовать по миру, денег не было особо, но путешествовала, приглашали друзья в гости, проживающие в разных странах. Мечта не бываетмел-кой. Она бывает большая по площади. В 5-м классе мечтала о брюках клеш, но тогда это было нереально, но я продолжала мечтать. Подросла, и у меня были брюки клеш.
Психолог: На что похожа мечта?
Клиентка: На большой переливающийся яркими цветами шар: динамичный, теплый, уютный.
Психолог: Нравится ли зрелый образ (холодайн) незрелому?
Клиентка: Вообще нравится, но разница потенциалов.
Психолог: Хочет ли незрелый образ (холодайн) стать таким же, как новый зрелый образ (холодайн)?
Клиентка: Да.
Психолог: Сведите образы (холодай-ны) вместе и позвольте им слиться. Что происходит? Каков результат?
Клиентка: Раз. раз. и... букет красивейших цветов, красных анемонов. Красотища-то какая!
Психолог: Нужно ли сделать что-нибудь еще?
Клиентка: Нет, ничего не нужно.
Психолог: Что Вы чувствуете сейчас?
Клиентка: Мне очень спокойно, комфортно.
4. Перепроживание.
Психолог: Вспомните те ситуации Вашей жизни, которые прежде контролировал старый образ (холодайн).
С. вспоминает, грустит.
Психолог: По мере проживания отдельных моментов Вашей жизни позвольте новому образу (холодайну) создать ситуации заново. Расскажите, что происходит?
Клиентка: Идут, видимо, изменения, по-другому все происходит. Теперь родственник меня учит плавать в реке, и я такая счастливая. А родители на берегу присматривают и др.
5. Интеграция.
Психолог: Что происходит сейчас с Вами? Что Вы чувствуете?
Клиентка: Все хорошо. Спокойствие. Прилив сил. Чувствую запах свежести, талой воды. Думаю, что мне необходи-
мо спорт ввести в мою повседневную жизнь. Надо подумать какой. Возможно, плавание.
Психолог: Имеются ли какие-нибудь от него послания или задания? Готовы ли Вы действовать вместе с образом (холодайном) каждый день?
Клиентка: Да, готова, рекомендует яркости придать в одежде.
Психолог: Будет ли новый холодайн действовать в соответствии с принципами и ценностями, которым Вы следуете в своей жизни?
Клиентка: Да, с радостью.
Психолог: Каким новым принципам он хочет Вас научить?
Клиентка: Он (образ) рекомендует мне стать более открытой, жизнерадостной.
Психолог: Готовы ли Вы воплотить эти новые принципы в своей жизни?
Клиентка: Да.
Психолог: Что Вы готовы предпринять в ближайшее время, чтобы поддержать свое новое состояние?
Клиентка: Запишусь в бассейн, я люблю плавать, приобрету себе красивое красное платье, хочется яркости, и подумаю над тем, куда полететь на отдых. А еще обзвоню одноклассников и предложу встретиться. Ведь я была старостой в классе.
Психолог: Успехов Вам и любви!
Изучение и анализ материалов протокола позволяет увидеть реализацию предложенных В. Вульфом этапов технологии «отслеживания переживания» (в протоколе используются римские цифры):
1) определение цели и получение доступа к холодайну;
2)поиск глубинного положительного намерения холодайна;
3) трансформация холодайна в зрелый образ;
4) перепроживание;
5) интеграция.
Важно отметить, что работа с переживаниями клиента проводится в его личностно-смысловом поле в недирективном стиле, предполагает высокую чувствительность консультанта и его способность осуществлять «мягкие» интервенции на каждом из этапов проработки внутренних переживаний клиента. При работе с образом (холодай-ном) консультант использует подстройку к разным модальностям субъекта (Какие чувства Вы испытываете? Как выглядит со стороны образ? Какого он цвета?), помогая сформировать образ (холодайн) [5, 11, 17].
Технология отслеживания позволяет клиенту проникнуть в бессознательное, достичь глубинных внутренних препятствий, а затем, трансформируя (меняя резонансные частоты) эти структуры, открыть во внутреннем мире качественно новые состояния, переживания, мотивации: взаимопонимание, любовь, согласие, уверенность в себе, стремление к самореализации, целостности, внутренней гармонии и миру с собой.
Таким образом, работа с холодай-нами с помощью технологии холоди-намического «отслеживания» запускает процесс личностного развития, позволяя клиенту пережить качественно новое состояние, ставить и достигать цели, решать поставленные задачи, превращая жизнь человека в наполненную новыми конструктивными и созидательными смыслами, раскрывая его творческий потенциал в разных сферах деятельности. Данные изменения в полной мере свидетельствуют о повышении субъектности клиента, его способности к самостоятельности, жизнестой-
кости, саморазвитию и самореализации. Технология холодинамического отслеживания позволяет по-новому увидеть себя, свои возможности и перспективы в окружающем мире, как писал Пруст: «Подлинное открытие не в том, чтобы обнаружить новые земли. Оно в том, чтобы видеть мир новыми глазами».
Библиографический список
1. Анохин П. К. Системный анализ интегративной деятельности нейрона : сб. ст. / под ред. П. К. Анохина ; АН СССР. Ин-т психологии. М. : Наука, 1974. 158 с.
2. Бауэр И. Почему я чувствую, что чувствуешь ты: Интуитивная коммуникация и секрет зеркальных нейронов / пер. с нем. И. Тарасовой. СПб. : Вернера Регена, 2009. 112 с
3. Берн Э. Трансактный анализ. М. : Академ. проект; Трикста, 2004. 192 с.
4. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность / под ред. О. Г Газенко ; изд. подгот. И. М. Фей-генберг ; редкол. А. А. Баев (пред.) и др.; АН СССР. М. : Наука, 1990. 494 с.
5. Бондаренко А. В., Виноградова Н. В. Чувственный образ: сущность и его роль в процессе интуитивного познания // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2009. № 3.
6. Вульф В., Ректор К. Холодина-мика Вашей жизни : сборник : пер. с англ. / общ. ред. Л. Лучко. М. : ЛАС, 1994. 176 с.
7. Вульф В. Холодинамика. Как развивать и управлять своей внутренней личностной силой / пер. с англ. Г. Соболевой. М., 1955.
8. Вульф В. Холодинамика. Танец жизни. М. : Ассоциация «Холодина-мика», РОО НМО «Творчество», 1998. 160 с. URL : http://www.holodynamics.
com/index.html (дата обращения : 28.04.2019).
9. Коннор Дж. О., Макдермотт И. Искусство системного мышления: необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем : пер. с англ. 5-е изд. М. : Альпина Па-блишерз, 2011. 254 с.
10. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика: нелинейность времени и ландшафты коэволюции. М. : Ком-Книга, 2007. 272 с.
11. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. М. : НПФ «Смысл», 2012. 1060 с. URL : http://www.litres. ru/aleksey-nikolaevich-leontev/lekcii-po-obschey-psihologii (дата обращения: 19.04.2019).
12. Прибрам К., Миллер Дж., Галан-тер Ю. Планы и структура поведения / пер. с англ. О. Виноградовой, Е. Хомской ; общ. ред. и предисл. А. Н. Леонтьева и действ. чл. Акад. пед. наук РСФСР А. Р. Лурия. М. : Прогресс, 1965. 238 с.
13. Прибрам К. Языки мозга: Экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии / пер. с англ. Н. Н. Даниловой, Е. Н. Хомской ; под ред. и предисл. А. Р. Лурия. 2-е изд. М. : Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2010. 464 с.
14. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М. : Прогресс,1986. 432 с.
15. Риццолатти Д., Синигалья К. Зеркала в мозге: о механизмах совместного действия и сопереживания / пер. с англ. О. А. Кураковой, М. Ф. Фаликман. М. : Языки славянских культур, 2012. 208 с.
16. Юнг К. Аналитическая психология и психотерапия:хрестоматия / сост. В. М. Лейбин. СПб. : Питер, 2001. 512 с.
17. Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики : материалы Второй Всерос. науч.-практ. конф. (Казань, 28-29 ноября 2006 г.). Казань : ЗАО «Новое знание», 2006. 400 с.
18. Экспертные знания в консультировании, психологии, психотерапии и психиатрии: перспективы развития : сб. материалов II Съезда психотерапевтов, психологов и консультантов Новосибирской области (28 марта -
2 апр. 2012 г.) / под ред. В. В. Макарова. Новосибирск, 2013. 216 с.
19. Глейк Дж. Памяти Эдварда Лоренца: «Эффект бабочки». URL : http://www.litmir.me/ br/?b=149202&p=4 (дата обращения: 28.04.2019).
20. Хок Роджер Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. URL : http://www.litmir.me/ br/?b=165461&p=1 (дата обращения: 28.04.2019).