Научная статья на тему 'Технология «Отслеживания переживания» в психологическом консультировании на основе холодинамического подхода'

Технология «Отслеживания переживания» в психологическом консультировании на основе холодинамического подхода Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3897
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОЛОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ХОЛОДАЙН / РЕЗОНАНС / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ПРИНЦИПЫ ХОЛОДИНАМИКИ / «ОТСЛЕЖИВАНИЕ» / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ПЕРЕПРОЖИВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / HOLODYNAMIC APPROACH / HOLODYNAMICS / RESONANCE / PSYCHOLOGICAL COUNSELING / PRINCIPLES OF HOLODYNAMICS / “TRACKING” / TRANSFORMATION / REINVENTION / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Киричкова Маргарита Егоровна

Статья посвящена рассмотрению особенностей психологического консультирования клиентов, направленного на повышение их субъектности, способности справляться с травматическими жизненными ситуациями на основе холодинамического подхода. В конце 80-х годов прошлого столетия основатель холодинамики В. Вульф ввел в психологическую практику понятие «холодайн», характеризуя его как подсознательную мыслеформу, самоорганизующуюся систему хранения информации, являющуюся графической многомерной голограммой, аккумулирующей и преобразующей энергию и информацию прошлого опыта, отношений, переживаний, воображения субъекта, влияющую, определяющую и формирующую его модель поведения и активность, состояния, самочувствия. В статье демонстрируется процесс «отслеживания» холодайна технология, разработанная В. Вульфом, позволяющая психологу работать с деструктивными структурами и переживаниями клиента путем усиления его интуитивных процессов, выявления подсознательных мыслеформ, трансформации и прояснения вариантов для дальнейшего развития потенциального Я. В результате работы с холодайном с помощью данной технологии клиент из пассивного и страдающего носителя проблем и психологических травм прошлого трансформируется в субъекта, способного не только разрешать противоречия, возникающие на жизненном пути, но и планировать свою жизнедеятельность, воплощать новые замыслы, стремиться к самосовершенствованию и раскрытию своего высшего потенциала, то есть достижению качественно нового уровня субъектности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the peculiarities consideration of psychological counseling of clients aimed at improving their subjectivity, ability to cope with traumatic life situations on the basis of holodynamic approach. In the late 80s of the last century, the founder of holodinamics V. Woolf introduced into psychological practice the concept of “holodine”, characterizing it as a subconscious thought-form, a self-organizing system of information storage, which is a graphic multidimensional hologram, accumulating and transforming energy and information of past experience, relationships, imagination of the subject, influencing, determining and forming his model of behavior and activity, state, well-being. The article demonstrates the process of “holodine tracking” technology developed by V. Woolf, allowing psychologists to work with destructive structures and experiences of the client by strengthening his intuitive processes, identifying subconscious thought forms, transformation and clarification of options for further development of the potential I. As a result of work with this technology, a client from passive and suffer media problems and psychological traumas of the past transform in the subject, who can not only resolve contradictions that arise in life, but also plan their livelihoods, realize new ideas, strive for self-improvement and discovering his/her highest potential, that is, to achieve a qualitatively new level of subjectivity.

Текст научной работы на тему «Технология «Отслеживания переживания» в психологическом консультировании на основе холодинамического подхода»

УДК 159.99

DOI 10.33463/2072-8336.2019.4(491.063-072

ТЕХНОЛОГИЯ «ОТСЛЕЖИВАНИЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ» В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ НА ОСНОВЕ ХОЛОДИНАМИЧЕСКОГО ПОДХОДА

М. Е. Киричкова

Для цитирования

Киричкова, М. Е. Технология «отслеживания переживания» в психологическом консультировании на основе холодинамического подхода / М. Е. Киричкова // Прикладная юридическая психология. - 2019. - № 4(49). - С. 63-72. - DOI : 10.33463/2072-8336.2019.4(49).063-072.

/24 /С^I Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative I Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению особенностей психологического консультирования клиентов, направленного на повышение их субъ-ектности, способности справляться с травматическими жизненными ситуациями на основе холодинамического подхода. В конце 80-х годов прошлого столетия основатель холодинамики В. Вульф ввел в психологическую практику понятие «холодайн», характеризуя его как подсознательную мыслеформу, самоорганизующуюся систему хранения информации, являющуюся графической многомерной голограммой, аккумулирующей и преобразующей энергию и информацию прошлого опыта, отношений, переживаний, воображения субъекта, влияющую, определяющую и формирующую его модель поведения

© Киричкова М. Е., 2019

и активность, состояния, самочувствия. В статье демонстрируется процесс «отслеживания» холодайна - технология, разработанная В. Вульфом, позволяющая психологу работать с деструктивными структурами и переживаниями клиента путем усиления его интуитивных процессов, выявления подсознательных мыслеформ, трансформации и прояснения вариантов для дальнейшего развития потенциального Я.

В результате работы с холодайном с помощью данной технологии клиент из пассивного и страдающего носителя проблем и психологических травм прошлого трансформируется в субъекта, способного не только разрешать противоречия, возникающие на жизненном пути, но и планировать свою жизнедеятельность, воплощать новые замыслы, стремиться к самосовершенствованию и раскрытию своего высшего потенци-

ала, то есть достижению качественно нового уровня субъектности.

Ключевые слова: холодинамиче-ский подход, холодайн, резонанс, психологическое консультирование, принципы холодинамики, «отслеживание», трансформация, перепроживание, интеграция.

В психологической практике особую важность имеет подход, на позициях которого стоит психолог. Практикующие психологи одну и ту же проблему решают существенно разными способами. Вокруг каждого направления со временем постепенно группируются «свои» клиенты, которым помогает именно этот метод [19].

В современных подходах к психологическому консультированию при всем их различии можно констатировать общее в понимании сущности роли психолога, который интуитивно, проникаясь проблемой клиента, в попытках уйти от состояния «объять необъятное» использует моделирование как специфическую форму отражения, позволяющую ему переработать и синтезировать поступающую от клиента информацию [9, 10].

Как известно, в науке дифференцируются два основных способа переработки информации - логический и интуитивный, соответствующие двум противоположным тенденциям в психологическом восприятии действительности: правополушарной - интегрирующей и левополушарной - аналитической [21]. В исследованиях доказан факт, что для решения проблемы важна гармонизация обоих полушарий, при которой правое полушарие обеспечивает широкое видение проблемы и энтузиазм, а левое - структурирует проблему и планирование ра-

боты с ней. Наш практический опыт показывает, что работа психолога с клиентом по сути его запроса, построенная на гармонизациии активности обоих полушариев, обеспечивается в холодинамическом подходе расширением горизонта восприятия проблемы, включением предыдущего опыта жизненных ситуаций самого клиента, его связи с опытом семьи, рода, рассмотрением проблемы на шести уровнях анализа Я-концепции по В. Вульфу, что позволяетдостичь равновесия в активности субъекта. Соответственно в процессе проработки проблемы (в частности, в рамках технологии отслеживания) за счет гармонизации работы полушарий и расширения видения ситуации происходит ее переоценка, осмысление, трансформация и видение перспектив открытия новых ресурсов и возможностей.

В конце 1980-х - начале 1990-х годов в Москве под руководством В. Вульфа и К. Ректора было проведено несколько холодинамических конференций и обучающих программ. Хо-лодинамика совмещает в себе многие научные положения и концепции, и прежде всего она объединяет современные достижения в области квантовой физики и нейрофизиологии, биологии, психологии (рис. 1).

Развивая идеи своих предшественников, В. Вульф ввел в конце 1980-х годов понятие «холодайн», рассматривая его как подсознательную мыслеформу, самоорганизующуюся систему хранения информации, являющуюся графической многомерной голограммой, аккумулирующей и преобразующей энергию и информацию прошлого опыта, отношений, переживаний, воображения субъекта, влияющую, определяющую и форми-

Рис. 1. Научные подходы и концептуальные идеи, синтезированные В. Вульфом в холодинамическом подходе

рующую его модель поведения и активность, состояния, самочувствия.

Холодинамический инструментарий позволяет получить доступ к первичным самоорганизующимся информационным структурам человеческой психики (холодайнам) с целью решения поставленной проблемы, «отследить», трансформировать деструктивные формы в позитивные и интегрировать уже зрелые формы в жизнедеятельность субъекта.

В. Вульф сформулировал базовые принципы холодинамического подхода в психологическом консультировании [7, с. 9-10]:

1. Внешнее отражает внутреннее (закон отражения). Рефлексия.

2. Подобное притягивает подобное. Закон сохранения энергии. Явление резонанса. Зеркальные нейроны.

3. Во всем лежит основополагающий порядок - скрытый порядок. Нет проблемы, которая не имеет решения, которая не имела бы внутри себя встроенный урок.

4. Я-концепция по В. Вульфу (шесть уровней развития психики): физический, личностный, межличностный, социальный, принципиальный, универсальный.

5. Синтез между рациональным (ле-вополушарным с «частичным» фокусом) и интуитивным (правополушар-ным с «волновым» фокусом) мышлением, образуя «холодинамическую плоскость», дает синергетический эффект.

6. Трансформация («отслеживание» - фокус внимания во внутренний мир человека и «потенциализация» -во внешний мир) холодайна - изменение резонирующих частот, исходящих

от познающего субъекта. Принцип голографии.

7. Я или Я-потенциальное - главный управляющий холодайн каждого человека. Я - индивидуально и универсально, являющееся нераздельной частью единого, динамичного целого.

8. Холодайн (образ) - единица сознания, универсальный инструментарий для решения психологических проблем.

Основатель холодинамики показал, что источниками формирования холо-дайнов субъекта являются (рис. 2):

- генетически передаваемая информация;

- субъективный жизненный опыт, получающий запечатление в форме чувств, ощущений и переживаний;

- образы желаемого будущего (воображение);

- коллективное бессознательное или параллельные миры, где вещи существуют до того, как их видят чувственной сферой, - глубинный уровень бессознательного, являющегося результатом предшествующего филогенетического опыта человечества.

Согласно В. Вульфу, холодайны действуют посредством резонанса [2; 6, с. 18; 2, с. 9]. Холодайн проблемы одного человека резонирует схо-лодайном проблемы другого или же с холодайном целой группы (тренинг «Психологический резонанс», Хох-лова Л. П.,1989 г.) и передает таким образом информацию, «...никакая ап-

паратура и никакие биохимические методы не способны так понять эмоциональное состояние другого человека и повлиять на него, как это может сделать человек» [2, с. 31]. Именно благодаря этому процессу происходит восстановление чувствительности к восприятию каузальных, синхронистических связей. Наблюдение за внешним миром и объяснение той или иной ситуации (рациональное мышление) позволяет понимать причинно-следственные связи, а способность наблюдать за внутренними субъективными состояниями, мыслями, чувствами, предчувствиями, а также интуитивно связывать их с определенными внешними событиями (интуитивное мышление) [16] проявляет синхронистические связи,что предполагает гармонизацию правого и левого полушарий и повышает жизнестойкость субъекта.

Предложенная В. Вульфом техника «отслеживания» холодайна[6, с. 125] или кластера холодайнов позволяет работать с деструктивными структурами, такими как печаль, гнев, страх, различными зависимостями, вредными привычками, психосоматическими заболеваниями, заниженной самооценкой, чувством вины и дает возможность провести психологическую работу безболезненно,в экологически мягкой форме, воздействуя на человека, не заставляя его подчиниться какой-либо необходимости.

Рис. 2. Истоки формирования холодайнов (по В. Вульфу)

«Отслеживая» негативные мысле-образы (холодайны), мы проникаем в бессознательное и достигаем наиболее глубинных внутренних препятствий, затем, трансформируя (меняя резонансные частоты) эти структуры, мы открываем двери взаимопониманию, любви, согласию, уверенности, самореализации, целостности, внутренней гармонии и миру с собой, и тогда происходят необратимые перемены к лучшему - достигаются цели, решаются поставленные задачи, значительно улучшается здоровье, человек чувствует жизнь наполненной, проявляется чувство собственного достоинства, подлинной близости, происходит раскрытие творческого потенциала человека в разных сферах деятельности.

В результате работы с холодайном с помощью процедуры «отслежвания» клиент из пассивного и скорбного носителя проблем и психологических травм трансформируется в субъекта, способного не только разрешать противоречия, возникающие в процессе жизненного пути, но и планировать свою деятельность, воплощать ее в различных формах жизни, что способствует самосовершенствованию и раскрытию высшего потенциала личности и повышению уровня субъектности.

Представим процедуру холодинамического «отслеживания» переживания клиента во время психологической консультации.

Клиентка С., 51 год (письменное разрешение на публикацию имеется).

Проблема. В разводе с 34 лет. Воспитывала сына одна с 7лет. Бывший супруг платил алименты (высылал по почте). 2,5 года назад бывший супруг умер (онкология). С. вместе с сыном принимали активное участие в похоронах.

Необходимо отметить, что за 1,5 года до смерти восстановилось общение и даже была оказана помощь сыну в покупке квартиры. Спустя полгода сын вступил в наследство на оставленное отцом имущество. В день смерти и в день рождения отца и бывшего супруга О. С. вместе с сыном посещают кладбище. Основная занятость С. - работа, имеет хобби, посещает театры. Последних три года сексуальных контактов не было.

Ранее клиентка С. обращалась с проблемами межличностных отношений на работе.

Технология отслеживания осуществляется по пятиступенчатому алгоритму, позволяющему последовательно проработать проблему и трансформировать ее из негативного, деструктивного переживания, являющегося серьезным жизненным препятствием для субъекта, до качественно нового уровня, характеризующегося изменением субъективного состояния, наполненностью жизненной энергией и мотивацией к дальнейшему личностному развитию (протокол № 1).

Протокол № 1.

1. Определение проблемы цели и получение доступа к образу (холодайну).

Психолог: Светлана, с чем Вы сегодня хотели бы поработать? Опишите, в чем состоит Ваша проблема?

Клиентка: Находясь на отдыхе за городом в пансионате, приятно было наблюдать за пожилыми парами, как они помогают друг другу, как внимательно общаются, такое тепло между ними струится. Мне взгрустнулось... слезы... Ну что это я все одна и одна, работаю и работаю (С. - координатор проекта клиники функциональной медицины, ранее строящейся, в настоящее время открывающейся), и работы непочатый

край. В выходные дни стараюсь подрабатывать (имеет хобби, пошив изделий). От чего я убегаю... скрываюсь... в этой работе...слезы... Холодно, а порою даже больно одной. Ранее никогда не смотрела сериалы, а сейчас смотрю, и, как назло, все пары на экране, птицы за окном на дереве и то в парах. А я потеряла чувствительность, сторонюсь мужчин, я «схлопываюсь» в их присутствии. Я устала от одиночества.

Психолог: Я правильно Вас понимаю, что Вы устали от одиночества? Какие чувства Вы испытываете сейчас?

Клиентка: Да. Мне некомфортно. Не нравится мое состояние сейчас. Хочется закрыться. Грусть какая-то и страх... страх одиночества.

Психолог: Как отзывается проблема в Вашем теле? Какое место в теле она занимает?

Клиентка: Дискомфорт в теле, в большей степени в левой стороне и переходит в нижнюю часть тела, в ноги, чувствую отечность ног.

Психолог: На что это похоже?

Клиентка: Мусорная корзина.

Психолог: Какой формы? Плотности?

Клиентка: Конусообразная, черная, металлическая, в сеточку, с новым пакетом внутри, а там валяются: огрызки, сломанные карандаши и ручки, мятая бумага, мокрые тряпки.

Психолог: Что Вы еще чувствуете?

Клиентка: Пренебрежение.

Психолог: Посмотрите на образ (хо-лодайн) со стороны. Что еще Вы видите? Готов ли данный образ с Вами общаться?

Клиентка: Стоит себе в сторонке, никому не мешает... меня увидела, желает общаться.

Психолог: Как Вы думаете, подходящий ли сейчас момент, чтобы вернуться в то время, когда этот образ (холодайн)

впервые появился в Вашей жизни? И что там происходит?

Клиентка: Да, подходящий. Появился в тот момент, когда мне было лет 6-7. Я спала, ко мне в кровать лег троюродный брат 14 лет, приехавший к нам в гости. Я проснулась от того, что между моих ног я ощутила что-то теплое и скользкое... Больше я ничего не помню, кроме дикого страха, ужаса внутри и стыда, и то, что не могу рассказать родителям.

Психолог: Как эта ситуация отзывается в твоем теле?

Клиентка: Возмущение, мозг «закипает».

2. Поиск глубинного положительного намерения образа (холодайна).

Психолог: Поблагодарите образ (холодайн) за то, что он проявил себя. Отнеситесь к образу (холодайну) с любовью за то, что он взаимодействует с Вами. Спросите его, что ты делаешь для меня? Когда ты делаешь это, что ты получаешь?

Клиентка: Этот образ показывает мне, как не должно быть: накиданности, наброшенности. Это когда ты голодный и ешь, что под руку попадается, не задумываясь. Я понимаю, что я не удовлетворена собой при всей моей активности и ухоженности. Корзинка - она как учитель. Несет знания, делится знаниями, получая удовольствие.

Психолог: Чего на самом деле хочет корзинка?

Клиентка: Корзинка на самом деле хочет отдать свое содержимое потоку ветра. и вот легкий ветерок закручи-ваетупавшую листву с деревьев и вместе с этим и содержимое корзинки... Я чувствую легкость в теле, оживление, предвкушение.

Психолог: Легкость в теле... оживление. предвкушение. Что еще происходит?

Клиентка: Вау... у корзинки появляется свобода, отдых, путешествия.

Воспоминания о путешествиях в прошлом, о погружении с аквалангом в море. Яркие краски, потрясающие незабываемые ощущения. неписаный закон дайверов, коснувшись дна, необходимо встать на колени и поаплодировать, затем поднятие вверх..

Психолог: Какое глубинное намерение образа (холодайна)?

Клиентка: Я иногда очень глубоко погружаюсь в дела и долго там пребываю, «зависаю». Вот там глубоко пребывать не стоит. Нырнула, сделала дело, вынырнула и гуляй смело. А я трачу себя, изыскиваю все резервы, чтобы выйти из этого состояния, страдаю, а внешне бантики, шарики. Улыбается. Что-то я давно не отдыхала.

3. Трансформация незрелого (образа) холодайна в зрелый образ.

Психолог: Попробуйте создать зрелый образ (холодайн), который содержит все, что нужно незрелому образу (холодайну). Что не хватает ему?

Клиентка: Не хватает пространства, некой силы. Ветер подхватывает и несет, там сила, танец присутствует. Не хватает направления, мечты. Я перестала мечтать.

Психолог: Когда Вы мечтаете, то что происходит?

Клиентка: Это как прыжок. Ранее я мечтала путешествовать по миру, денег не было особо, но путешествовала, приглашали друзья в гости, проживающие в разных странах. Мечта не бываетмел-кой. Она бывает большая по площади. В 5-м классе мечтала о брюках клеш, но тогда это было нереально, но я продолжала мечтать. Подросла, и у меня были брюки клеш.

Психолог: На что похожа мечта?

Клиентка: На большой переливающийся яркими цветами шар: динамичный, теплый, уютный.

Психолог: Нравится ли зрелый образ (холодайн) незрелому?

Клиентка: Вообще нравится, но разница потенциалов.

Психолог: Хочет ли незрелый образ (холодайн) стать таким же, как новый зрелый образ (холодайн)?

Клиентка: Да.

Психолог: Сведите образы (холодай-ны) вместе и позвольте им слиться. Что происходит? Каков результат?

Клиентка: Раз. раз. и... букет красивейших цветов, красных анемонов. Красотища-то какая!

Психолог: Нужно ли сделать что-нибудь еще?

Клиентка: Нет, ничего не нужно.

Психолог: Что Вы чувствуете сейчас?

Клиентка: Мне очень спокойно, комфортно.

4. Перепроживание.

Психолог: Вспомните те ситуации Вашей жизни, которые прежде контролировал старый образ (холодайн).

С. вспоминает, грустит.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Психолог: По мере проживания отдельных моментов Вашей жизни позвольте новому образу (холодайну) создать ситуации заново. Расскажите, что происходит?

Клиентка: Идут, видимо, изменения, по-другому все происходит. Теперь родственник меня учит плавать в реке, и я такая счастливая. А родители на берегу присматривают и др.

5. Интеграция.

Психолог: Что происходит сейчас с Вами? Что Вы чувствуете?

Клиентка: Все хорошо. Спокойствие. Прилив сил. Чувствую запах свежести, талой воды. Думаю, что мне необходи-

мо спорт ввести в мою повседневную жизнь. Надо подумать какой. Возможно, плавание.

Психолог: Имеются ли какие-нибудь от него послания или задания? Готовы ли Вы действовать вместе с образом (холодайном) каждый день?

Клиентка: Да, готова, рекомендует яркости придать в одежде.

Психолог: Будет ли новый холодайн действовать в соответствии с принципами и ценностями, которым Вы следуете в своей жизни?

Клиентка: Да, с радостью.

Психолог: Каким новым принципам он хочет Вас научить?

Клиентка: Он (образ) рекомендует мне стать более открытой, жизнерадостной.

Психолог: Готовы ли Вы воплотить эти новые принципы в своей жизни?

Клиентка: Да.

Психолог: Что Вы готовы предпринять в ближайшее время, чтобы поддержать свое новое состояние?

Клиентка: Запишусь в бассейн, я люблю плавать, приобрету себе красивое красное платье, хочется яркости, и подумаю над тем, куда полететь на отдых. А еще обзвоню одноклассников и предложу встретиться. Ведь я была старостой в классе.

Психолог: Успехов Вам и любви!

Изучение и анализ материалов протокола позволяет увидеть реализацию предложенных В. Вульфом этапов технологии «отслеживания переживания» (в протоколе используются римские цифры):

1) определение цели и получение доступа к холодайну;

2)поиск глубинного положительного намерения холодайна;

3) трансформация холодайна в зрелый образ;

4) перепроживание;

5) интеграция.

Важно отметить, что работа с переживаниями клиента проводится в его личностно-смысловом поле в недирективном стиле, предполагает высокую чувствительность консультанта и его способность осуществлять «мягкие» интервенции на каждом из этапов проработки внутренних переживаний клиента. При работе с образом (холодай-ном) консультант использует подстройку к разным модальностям субъекта (Какие чувства Вы испытываете? Как выглядит со стороны образ? Какого он цвета?), помогая сформировать образ (холодайн) [5, 11, 17].

Технология отслеживания позволяет клиенту проникнуть в бессознательное, достичь глубинных внутренних препятствий, а затем, трансформируя (меняя резонансные частоты) эти структуры, открыть во внутреннем мире качественно новые состояния, переживания, мотивации: взаимопонимание, любовь, согласие, уверенность в себе, стремление к самореализации, целостности, внутренней гармонии и миру с собой.

Таким образом, работа с холодай-нами с помощью технологии холоди-намического «отслеживания» запускает процесс личностного развития, позволяя клиенту пережить качественно новое состояние, ставить и достигать цели, решать поставленные задачи, превращая жизнь человека в наполненную новыми конструктивными и созидательными смыслами, раскрывая его творческий потенциал в разных сферах деятельности. Данные изменения в полной мере свидетельствуют о повышении субъектности клиента, его способности к самостоятельности, жизнестой-

кости, саморазвитию и самореализации. Технология холодинамического отслеживания позволяет по-новому увидеть себя, свои возможности и перспективы в окружающем мире, как писал Пруст: «Подлинное открытие не в том, чтобы обнаружить новые земли. Оно в том, чтобы видеть мир новыми глазами».

Библиографический список

1. Анохин П. К. Системный анализ интегративной деятельности нейрона : сб. ст. / под ред. П. К. Анохина ; АН СССР. Ин-т психологии. М. : Наука, 1974. 158 с.

2. Бауэр И. Почему я чувствую, что чувствуешь ты: Интуитивная коммуникация и секрет зеркальных нейронов / пер. с нем. И. Тарасовой. СПб. : Вернера Регена, 2009. 112 с

3. Берн Э. Трансактный анализ. М. : Академ. проект; Трикста, 2004. 192 с.

4. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность / под ред. О. Г Газенко ; изд. подгот. И. М. Фей-генберг ; редкол. А. А. Баев (пред.) и др.; АН СССР. М. : Наука, 1990. 494 с.

5. Бондаренко А. В., Виноградова Н. В. Чувственный образ: сущность и его роль в процессе интуитивного познания // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2009. № 3.

6. Вульф В., Ректор К. Холодина-мика Вашей жизни : сборник : пер. с англ. / общ. ред. Л. Лучко. М. : ЛАС, 1994. 176 с.

7. Вульф В. Холодинамика. Как развивать и управлять своей внутренней личностной силой / пер. с англ. Г. Соболевой. М., 1955.

8. Вульф В. Холодинамика. Танец жизни. М. : Ассоциация «Холодина-мика», РОО НМО «Творчество», 1998. 160 с. URL : http://www.holodynamics.

com/index.html (дата обращения : 28.04.2019).

9. Коннор Дж. О., Макдермотт И. Искусство системного мышления: необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем : пер. с англ. 5-е изд. М. : Альпина Па-блишерз, 2011. 254 с.

10. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика: нелинейность времени и ландшафты коэволюции. М. : Ком-Книга, 2007. 272 с.

11. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. М. : НПФ «Смысл», 2012. 1060 с. URL : http://www.litres. ru/aleksey-nikolaevich-leontev/lekcii-po-obschey-psihologii (дата обращения: 19.04.2019).

12. Прибрам К., Миллер Дж., Галан-тер Ю. Планы и структура поведения / пер. с англ. О. Виноградовой, Е. Хомской ; общ. ред. и предисл. А. Н. Леонтьева и действ. чл. Акад. пед. наук РСФСР А. Р. Лурия. М. : Прогресс, 1965. 238 с.

13. Прибрам К. Языки мозга: Экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии / пер. с англ. Н. Н. Даниловой, Е. Н. Хомской ; под ред. и предисл. А. Р. Лурия. 2-е изд. М. : Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2010. 464 с.

14. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М. : Прогресс,1986. 432 с.

15. Риццолатти Д., Синигалья К. Зеркала в мозге: о механизмах совместного действия и сопереживания / пер. с англ. О. А. Кураковой, М. Ф. Фаликман. М. : Языки славянских культур, 2012. 208 с.

16. Юнг К. Аналитическая психология и психотерапия:хрестоматия / сост. В. М. Лейбин. СПб. : Питер, 2001. 512 с.

17. Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики : материалы Второй Всерос. науч.-практ. конф. (Казань, 28-29 ноября 2006 г.). Казань : ЗАО «Новое знание», 2006. 400 с.

18. Экспертные знания в консультировании, психологии, психотерапии и психиатрии: перспективы развития : сб. материалов II Съезда психотерапевтов, психологов и консультантов Новосибирской области (28 марта -

2 апр. 2012 г.) / под ред. В. В. Макарова. Новосибирск, 2013. 216 с.

19. Глейк Дж. Памяти Эдварда Лоренца: «Эффект бабочки». URL : http://www.litmir.me/ br/?b=149202&p=4 (дата обращения: 28.04.2019).

20. Хок Роджер Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. URL : http://www.litmir.me/ br/?b=165461&p=1 (дата обращения: 28.04.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.